Библиографический список
1. Психология творчества: школа Я.А. Пономарева / под. ред. Д.В. Ушакова. - М., 2006.
2. Смирнов,С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов по направлению и специальностям психологии. - М., 2007.
3. Корнющенко,Д.И. Интегральная диалогика: интенсивная технология гуманитарного образования : учебно-методический курс. -М., 2009.
4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Электронная библиотека Попечительского совета механико-математического факультета Московского государственного университета Добавлена в каталог: 13.02.2007.
5. Рон, М. Привычки высокоэффективных христиан. - СПб., 2006.
6. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб., 2011.
7. Рон, М. Привычки высокоэффективных христиан. - СПб., 2006.
8. Мэй, Р Искусство психологического консультирования (The art of counselling : как давать и обретать душевное здоровье). - М., 2012.
9. Зайниев, Г.А.Эволюция и изобретатель. - М., 2007.
10. Галин, А.Л. Соотношения активностей сфер чувств и мысли в психологическом развитии человека: учеб. пособие. - Новосибирск, 2005.
11. [Э/р]. - Р/д: http://www.psychologos.ru/%D0%9E%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
12. [Э/р]. - Р/д: http://www.s-genius.ru/pedagogica/vdochnovenije.htm
13. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.Г. Григорьевой. - Тамбов, 2005.
14. Спиркин, А.Г. Философия. - М., 2005.
15. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 2006.
Bibliography
1. Psikhologiya tvorchestva: shkola Ya.A. Ponomareva / pod. red. D.V. Ushakova. - M., 2006.
2. Smirnov,S.D. Pedagogika i psikhologiya vihsshego obrazovaniya: ot deyateljnosti k lichnosti: ucheb. posobie dlya studentov po napravleniyu i specialjnostyam psikhologii. - M., 2007.
3. Kornyuthenko,D.I. Integraljnaya dialogika: intensivnaya tekhnologiya gumanitarnogo obrazovaniya : uchebno-metodicheskiyj kurs. - M., 2009.
4. Druzhinin, V.N. Ehksperimentaljnaya psikhologiya. Ehlektronnaya biblioteka Popechiteljskogo soveta mekhaniko-matematicheskogo fakuljteta Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta Dobavlena v katalog: 13.02.2007.
5. Ron, M. Privihchki vihsokoehffektivnihkh khristian. - SPb., 2006.
6. Iljin, E.P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. - SPb., 2011.
7. Ron, M. Privihchki vihsokoehffektivnihkh khristian. - SPb., 2006.
8. Mehyj, R. Iskusstvo psikhologicheskogo konsuljtirovaniya (The art of counselling : kak davatj i obretatj dushevnoe zdorovje). - M., 2012.
9. Zayjniev, G.A.Ehvolyuciya i izobretatelj. - M., 2007.
10. Galin, A.L. Sootnosheniya aktivnosteyj sfer chuvstv i mihsli v psikhologicheskom razvitii cheloveka: ucheb. posobie. - Novosibirsk, 2005.
11. [Eh/r]. - R/d: http://www.psychologos.ru/%D0%9E%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
12. [Eh/r]. - R/d: http://www.s-genius.ru/pedagogica/vdochnovenije.htm
13. Sovremennihe tekhnologii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: ucheb. posobie / pod nauch. red. prof. E.G. Grigorjevoyj. - Tambov, 2005.
14. Spirkin, A.G. Filosofiya. - M., 2005.
15. Bochkarev, L.L. Psikhologiya muzihkaljnoyj deyateljnosti. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 10.02.14
УДК 378.316.6
Anufrieva J.V PROCESS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF PREPARATION OF SPECIALISTS IN ECONOMICS IN AN EDUCATIONAL SYSTEM «SCHOOL-UNIVERSITY-INDUSTRY-BUSINESS». The paper answers the questions of management of forming of a personality through creation of pedagogical conditions and methods that allow modifying the process of continuous training of specialists in Economics in an educational system «school-university-industry-business». The work shows the results of the investigation of motivational orientation of the students. Some other questions of pedagogical management in the system of education of economists are considered.
Key words: motivational orientation, moral and labor component, profile classes, leader group, training of masters, economic thinking, process of pedagogical management.
Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. каф. «Экономика транспорта» ФГБОУ ВПО СГУПС, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ-ПРОИЗВОДСТВО-БИЗНЕС»
Статья содержит вопросы управления становлением личности через создание педагогических условий и методов позволяющих корректировать процесс непрерывной подготовки кадров направления «Экономика» в образовательной системе «школа-вуз-производство-бизнес». Представлены результаты исследований мотивационных установок обучающихся. Рассматриваются вопросы педагогического менеджмента в системе подготовки экономических кадров.
Ключевые слова: мотивационные установки, нравственно-трудовая составляющая, профильные классы, лидерская группа, подготовка магистров, ядро педагогики, экономическое мышление, процесс педагогического менеджмента.
Одним из важнейших механизмов успешных бизнес-процессов, влияющим на экономическую эффективность работы высшего учебного заведения является качество образования. Внимание к этой проблеме связано с особенностями в структуре национального богатства России, когда 50% составляет человеческий капитал. Как следствие, любые экономические преоб-
разования с точки зрения внедрения инноваций и новых технологий не возможны без повышения качества всей системы непрерывного образования «школа-техникум-вуз-бизнес», модернизацию высшей школы. На наш взгляд, «качество» - это категория не только технологическая, организационная, но психоло-го-педагогическая.
Таблица 1
Результаты анализа потребности в выпускниках среди организаций разного типа и формы собственности
Степень потребности в выпускниках Тип организации-работодателя
КР КИ НР НИ Гос
Большая потребность 8% 18% 13% 2% 31%
Средняя потребность 17% 12% 32% 2% 25%
Минимальная потребность 75% 70% 55% 96% 44%
Примечание: КР (крупные российские), КИ (крупные иностранные), НР
(небольшие российские), НИ (небольшие иностранные), Гос (государственные организации).
Как показывают исследования, основной проблемой при трудоустройстве выпускников остается нежелание работодателей принимать на работу молодых специалистов и об отсутствии у них заинтересованности участия в подготовке. Около 60% работодателей говорят о том, что выпускники им не нужны. Результаты нашего опроса, проведенного среди 50 организаций в 20122013 годах, представлены в таблице 1.
Необходимо отметить, что существуют скрытые неопределенности, такие как стоимость выпускника на рынке труда, материальные расходы на функционирование образовательных учреждений и др. Так, результаты анкетирования студентов факультета «Мировая экономика» СГУПС показали, что: около 62,5% слышали о существовании программ, проводимых государством в поддержку молодых специалистов, 37,5% ничего о них не знают. Практически все респонденты выразили желание на получение престижного места работы. Была обозначена необходимость введения закона о принятии на работу выпускников без наличия трудового стажа. В сложившейся социальноэкономической ситуации на рынке трудовых ресурсов, должен работать тезис: «У кого знания - у того сила!».
Происходящие изменения в России в системе управления трудовыми ресурсами и трудовыми отношениями затронули глубинные основы всей системы образования, к числу которых относятся вопросы мотивации к обучению. Эти вопросы непосредственно касаются содержания и мотивов обучения, организации управления учебным процессом, отношением всех объектов и субъектов образования, на уровне вуз-школа-отрасль, преподаватель-студент и т.д. Это сложная многоуровневая система взаимоотношений, где важной составляющей общей мотивации является отношение человека к труду [1, с. 62].
Можно выделить три группы факторов, определяющих отношение к труду: 1- зависящих от самого работника (преподавателя, студента, учащегося); 2- общее положение дел в трудо-
вом коллективе, вузе или школе; 3- ситуация в государстве (в бизнесе). В рамках рассматриваемой проблемы эти реалии можно представить в виде нескольких способов реализации на практике в виде организации возможных систем факторов мотивации к обучению: преподаватель-студент; школа-вуз; государство-отрасль-биз-нес или вуз-школа; студент-преподаватель; бизнес отрасль государство.
Существенно определить какие факторы являются определяющими в реальной практике общества. Полученные результаты нашего тестирования преподавателей показало, что мотивация преподавателей к работе, заметно ухудшается. Следует заметить, что существующие практические подходы к стимулированию труда работников профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений позволяют сегодня обеспечить взаимосвязь уровня заработной платы с их квалификацией и результатом труда.
Подобная ситуация наблюдается у значительной части студентов, которые не видят пользы от своего потенциала развития, недостаточно понимают необходимость от самосовершенствования, саморазвития. Как результат эти выпускники на рынке труда испытывают заметные трудности при трудоустройстве. Основными причинами подобного явления являются: отсутствие знаний о механизме функционирования рынка труда, неумение вести переговоры с работодателем; несоответствие практических и теоретических знаний, умений с требованиями производства; отсутствие практического опыта работы, низкая профессиональная квалификация, мотивация выпускников только на высококвалифицированную и престижную работу.
Вопросы подготовки современных кадров непосредственно связаны сегодня с проблемой снижения рисков при приеме на работу выпускников вуза. Для снижения этих рисков, сегодня государство возлагает на бизнес большие надежды по контролю ситуации на рынке труда. Происходящие изменения в практических подходах к управлению педагогическими составляющими несколько изменили тенденцию осведомленности студентов о будущей работе, полученные нами результаты представлены в таблице 2.
Проведенные исследования, в начале 2000 года, показали необходимость применения в учебном процессе педагогических методов и условий, которые развивают морально-нравственные составляющие личности будущих специалистов. В довузовской подготовке учащихся в системе «школа-вуз» активно используется тестирование, опросы, анкетирование обучаемых, с целью изучения их индивидуальных характеристик [2, с. 90]. Несомненно, получаемая информация носит вероятностный характер.
Осведомленность студентов о будущей работе
Таблица 2
Сведения о будущей работе Представляют хорошо Отчетливо не представляют Совсем не знают
Содержание и условия будущей работы 46 47 7
Профессиональные требования к специалистам 54,5 37 8,5
Свои личные качества к выполнению работы по профессии 38,5 51,8 24,5
Величину заработной платы 43,6 38,9 17,5
Первоначальную должность 34,7 40,1 25,2
Возможность профессионального роста и повышения квалификации 21,2 53,9 24,9
Сформированные интеллектуальные умения учащихся, в %
ТаблицаЗ
Умения Мнение учителей школ Мнение преподавателей вузов
1. Анализировать 80 30
2. Выделять основу 90 17
3. Сравнивать 90 9
4. Обобщать и систематизировать 80 20
5. Доказывать и опровергать 85 18
Классифицировать 30 28
Моделировать 35 9
Таблица 4
Анализ профессиональной направленности учащихся
Вопросы Учащиеся 11 класса, проц. Выпускники ПК, проц.
1. Выполняют ли профильные классы свою функцию в твоем понимании смысла обучения в школе 68 92
2. Считаешь ли ты, что профильные классы помогают в осуществлении выбора профессии и подготовке к ее получению 81 85
3. Удовлетворяет ли учеба в профильном классе твои интересы: - да,полностью - практически удовлетворяет - удовлетворяет, но не совсем 14 32 41 54 40 6
- совсем не удовлетворяет 14 -
4. В чем ты видишь смысл обучения в профильном классе?
В познании, понятии окружающей жизни 16 15
В развитии интересов и способностей 38 58
В познании основ наук 30 58
В подготовке к профессии 30 64
5.Выбирете мотивы развития вашей будущей карьеры:
- профессиональная компетентность 14
- менеджмент 27
- автономия 22
- стабильность 46
- интеграция стилей жизни 46
- предпринимательство 52
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Ответствен- ОбщительностьТрудолюбие Принципиальность носТь
□ 10 класс
□ 11 класс
Рис. 1. Ранговые характеристики личности учащихся
Тем не менее, как показывает практика, она позволяет внести важные коррекционные поправки на всех этапах педагогического процесса. В образовательной системе «школа - вуз» одна из существенных проблем - диагностика профессиональных склонностей учащихся. Однако выявление, какие из качеств личности и учебные умения следует отнести к потенциальной предрасположенности к инженерной деятельности, достаточно сложная проблема. Анализ результатов наших опросов, представленных в таблице 3, позволяют сделать следующие выводы.
Таким образом, преподаватели вузов, например, относят к ним умения: анализировать, классифицировать, конструировать приборы, машины; развитость абстрактно мыслить; коммуникабельность и т.д.
Диагностика учащихся 10 профильных классов при СГУП-Се показала, что на начальном этапе не более чем у 15% учащихся эти качества выше среднего уровня. Педагогическая практика для разрешения подобных проблем рекомендует: обязательный учет мотивационных установок учащихся; изучение предметов с опорой на удовлетворение стремления учащихся к самовыражению; использование в учебном процессе процедур, направленных на удовлетворение творческих потребностей обучаемых. В нашей практике на контрольном этапе проводилась диагностика вероятной профессиональной направленности, интересов учащихся. Результаты исследований учащихся 11 классов за 2011-2013 гг. представлены в таблице 4.
Одним из преимущественных мотивов развития карьеры учащиеся выбирают предпринимательство, стабильность и интеграцию (сочетание карьеры и семьи) и формирование позитивного экономического мышления. Большой научный и практи-
ческий интерес представляла проблема как выявления ценностных ориентаций личности учащихся 10 и 11 классов, так и динамика изменения характеристик личности учащихся в процессе изучения экономического предмета. Результаты анкетирования ранжировались на основе вычисления медианы ряда с последующим определением процента учащихся с меньшей или большей величиной той или иной характеристики.
Полученные данные позволили сделать вывод, что стремление учащихся к социальным контактам, духовное удовлетворение занимают не последнее место в жизни учащихся. Наиболее высокую оценку со стороны обучающихся получили такие качества, как ответственность, трудолюбие, принципиальность и др.
На рис. 1 приведены примеры изменений ранговых характеристик учащихся за два года обучения в профильных классах СГУПС. Видно, что в процессе изучения экономики у учащихся происходит перераспределение приоритетов.
Полученные результаты указывают на высокую степень готовности учащихся к выбору профессии, удовлетворительную корреляцию данных по исследованию характеристик личности, формируемых при изучении предметов “Основы экономики”, «Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда» и ценностей, которые выделяют учащиеся.
Однако проведенное тестирование в 2011-2013годах учащихся профильных классов и участников лидерской группы студентов экономического факультета показывает, что произошли существенные изменения в мотивации и ценностных качествах. На первый план выходят коммуникативные качества: умение работать в коллективе, общительность, а также креативное
□ степень делового стиля
□ доверие
□ ответственность
□ интеллект
□ нравственные качества
Рис. 2. Характеристика личностных деловых качеств студента экономического профиля (в баллах)
(творческое) мышление, возможность профессионального роста. Таким образом, возникает необходимость использования в учебном процессе педагогических технологий, позволяющих развивать творческое, практическое мышление, лидерские и коммуникативные качества. Все большую актуальность приобретают практические занятия, ориентированные на активные формы обучения. Процесс отбора и обучения участников лидерской группы студентов СГУПСа, подтвердил необходимость именно таких подходов (рис. 2) [3, с. 107].
Так, к примеру, подготовка бакалавров неразрывно связана с требованиями корпоративной социальной ответственностью компаний, в которых будут работать выпускники вузов. Как следствие формирование и развитие элементов корпоративной культуры в учебном процессе у учащихся профильных классов, бакалавров и магистров экономического профиля, в группах кадрового резерва, является в настоящее время важной задаче школ и вузов. Рассмотренные факторы доказывают необходимость создания специальных учебных программ по подготовке отдельных лидерских групп студентов, ориентированных для работы как в малых, так и крупных производственных структурах.
1- умственно-нравственная
2 - нравственно-трудовая
3 - умственно-трудовая
4 - воспитательная (ядро)
5 - предметная область
Рис. 3. Основные составляющие педагогики
Исторически в центр педагогики заложена миссия воспитания, как средство подготовки молодых поколений к жизни. В. Белинский отмечал: «Воспитание великое дело, им решается учесть человека». Миссия воспитания реализовалась различными представителями общества, это философы, мыслители древности и богословы и т.д. Со временем менялись формы и содержание воспитания. Первоначально это было развитие трудовых навыков, чувств верности интересам рода, племени, затем воспитание становится основой формирования семьи, общественных отношений, знаний. Обучение и воспитание становиться частями единого целого, эти понятия связывают тесно с умственным развитием, накоплением знаний, формированием способностей и морально-нравственными качествами человека.
В XXI веке возрастающий объем знаний, умений, появление новых технических средств, способствовал существенному изменению в системе образования. Эти изменения связаны с рядом причин: повышением скорости преобразований; расширением масштабов интеллектуального взаимодействия; структурными изменениями в сфере производства и потребления; социальным расслоением общества.
Возникает вопрос, в какой мере изменялась главная цель педагогики. В свое время Аристотель и Песталоцци (384-322 гг. до н.э.) выделяли три основных составляющих воспитания: трудовое, нравственное и умственное. Рассмотрим эти составляющие в рамках единого образования - ядра, представленные на рис. 3.
В рамках подобного подхода мы выделяем три главных составляющих ядра педагогики: умственно-нравственная (знания как категория нравственности и наоборот); нравственно-трудовая (нравственность как категория трудовой деятельности); умственно-трудовая (знания как категория трудовой деятельности).
Таким образом, с нашей точки зрения энергетику потенциала педагогики определяют именно эти составляющие. Педагогическая теория и практика в той или иной мере рассматривает разные вопросы содержания образования, инноваций. Сегодня мы лучше понимаем, что ядро педагогики это единство: природы человека, его воспитанности, образованности, физического состояния.
Развитие человека неразрывно связано с его природой, так и с внешней условием жизнедеятельности. Следует заметить, что в настоящее время подход к этому вопросу неоднозначный. Пренебрегая в педагогической теории той или иной составляющей ядра, мы разрушаем связи составляющих его частей, уменьшая энергию связи самого ядра педагогики. Этот тезис дополняет основные принципы педагогического процесса, как с точки зрения его организации, так и руководства. Верна мысль П.Савицкой, что «личность - единство множества и множество единства».
Обращаясь к истокам философских мыслей можно найти много высказываний подтверждающих подобный подход: «Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков» (Конфуций); «Сила знания должна быть направлена на самое
нужное человеку - на его нравственное совершенство» (Л. Толстой); «Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой» (Пифагор); «Где недостает ума, там не достает всего» (Цицерон); «Сознание своих сил увеличивает их» (Л.Де Воберанг).
В современном мире вопросы воспитания включают в полной мере все общественно-социальные противоречия. Одно из важных противоречий: возможности человек и информация. В настоящее время в мире многократно вырос как объем информации, так и ее содержание. Согласно модели человека, предложенной академиком В.П. Казначеевым, тело оживляется энергией духа в той степени, в которой оно пронизано информацией о живом. Мысли о живом рождают энергию жизни, устраняют болезни, отодвигают старость [4, с. 168].
Эффективность воздействия информации на организм, поступки и действия человека, зависят не столько от содержания объема воспринимаемой информации, сколько от реакции на нее. Так если в мозг поступает негативная информация, не следует ее сознательно фиксировать, заострять на ней внимание.
Человек остался по-прежнему тем биологическим видом, каким были его предки, но в значительной мере стал продуктом социально-общественного развития. В результате инстинкты, заложенные природой, стали контролироваться разумом человека. Всю информацию, поступающую в мозг, по крайней мере, большую ее часть, он пропускает через свое сознание.
Подобная информационная динамика значительно отражается на энергетике связей между составляющими ядра педагогики, включая его центральную часть (область 4). Можно предположить, что центральная часть ядра обуславливает направление развития личности человека: именно здесь изначально сосредоточена биологическая информация компонента личности, которая находится в постоянной динамической связи с составляющими ядра. Таким образом, можно утверждать о неразрывном единстве биологической и социальной сущности человека. Развивая, совершенствуя предметную область деятельности человека, мы развиваем ядро педагогики, все его центральные составляющие. «Образовательный процесс в вузе направлен прежде всего на формирование и развитие у студентов профессионально значимых личностных качеств», отмечает В.Ф. Глушков в работе «Педагогика во временном аспекте» [5, с. 169].
Когда мы говорим об инновациях в сфере образования, необходимо выстраивать педагогическую деятельность через внесение в практику педагогических технологий, методов, ориентированных на формирование у молодых людей высоких нравственных качеств и умения работы в группе. Основное отличие инновационного обучения от нормативного заключается в развитии всего потенциала, а не отдельных способностей личности. Нормативное обучение направлено на усвоение правил деятельности в повторяющихся ситуациях, в то время как инновационное подразумевает развитие способностей к совместным действиям в совершенно новых беспрецедентных ситуациях.
Полученные результаты в ходе исследований указывают на высокую степень готовности учащихся к выбору профессии (с учетом количественного уровня компонент структурнофункциональной модели процесса принятия решения о выборе профессии).
Следует заметить, что сегодня уровень подготовки выпускников вуза неразрывно связан с содержанием, структурой, орга-
низацией образовательного пространства вуза (школы). Вопрос в том, каким требованиям должна отвечать подобная простан-ственно-временная среда. С позиций времени основное требование к университетам - это содержательное единство образовательного и научного пространств.
Частью проводимой сегодня модернизации является внутренняя модернизация, реализуемая в рамках перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов.
Анализ качественного состава магистров за 2012-2013 гг. показывает, что все они имеют производственный опыт и высшее образование: на железнодорожном транспорте - 38%, в образовательной системе - 29%, в банковской сфере, государственных корпорациях и других - 33%.
Все отчетливее выявляется тенденция, что успешное развитие ОАО «РЖД» сегодня невозможно без совершенствования системы подготовки кадров, формирования экономического мышления на основе корпоративной социальной ответственности. Требования ОАО «РЖД» к подготовке руководящих кадров будут повышаться и расширятся дальше с учетом позиций, разработанных в «Модели корпоративных компетенций работников ОАО «РЖД»», реализации индивидуальных планов подготовки руководителей. В решении поставленных задач в системе общекорпоративного обучения важное место отводится отраслевым вузам, где в подготовке магистров занимает понятие «качества». В существующей системе рейтинговой оценки, настораживает отсутствие учета аксиологической составляющей, нацеленной на развитие активной познавательной деятельности студентов.
Реализация двухуровневой системы подготовки кадров связана с расширением профессиональных функций преподавателя по организации учебно-воспитательного процесса, с формированием новых компетенций обучающихся, современных образовательных технологий.
К основным направлениям образовательных технологий относятся: технологии дистанционного обучения, INTERNET и мультимедиа-технологии с учетом требований рынка труда, проектировочные технологии, профессиональные тренинги, личностно-ориентированные, развивающие, интенсивные и обучающие технологии.
Особое внимание при преподавании учебного модуля (дисциплины) «Методика организации научно-педагогической работы в высшей школе» для магистров направления обучения «Экономика» в СГУПС занимает личностно-ориентированная технология. Это позволяет влиять на личностные структуры обучающихся через единую систему информационных технологий и технологий саморазвития и др. В центре подобного образовательного подхода стоит личность магистра, создание комфортных, бесконфликтных условий ее развития. В ходе педагогической практики магистр должен расширить теоретические знания в направлениях:
- основные принципы, методы и формы организации современного инженерного и экономического образования в техническом вузе;
- методы контроля и оценки профессионально-значимых качеств обучаемых;
- требования и компетенций, предъявляемые к преподавателю вуза в условиях инновационного образования.
Рис. 4. Схема основных функций преподавателя высшего технического учебного заведения
Центральную роль в обеспечении и регулировании качества профессиональных образовательных услуг играет личность вузовского педагога, как он целенаправленно изменяет независимые переменные величины, с тем, чтобы добиться желаемого качественного и количественного подхода.
В связи с реализацией двухуровневой системы подготовки в системе высшего профессионального образования, особенности деятельности преподавателя связаны с расширением профессиональных функций по организации учебно-воспитательного процесса.
По мнению российских и зарубежных специалистов в области высшего образования, общие компетенции преподавателя технического вуза составляют три основных направления, реализующихся на четырех уровнях:
• 1 уровень - репродуктивный (компетенции, характеризующие человека как личность; компетенции, обеспечивающие взаимодействие человека и социально сферы; компетенции, обеспечивающие деятельность человека);
• 2 уровень - концептуальный (компетенции самосовершенствования, компетенции в общении, профессиональные компетенции и др.);
• 3 уровень - продуктивный;
• 4 уровень - интерактивный (умение осуществлять все профессиональные функции). Анализ современных тенденций развития инженерного образования показывает, что качество подготовки специалистов зависит от полноты и эффективности реализации преподавателем своих профессиональных функций, представленных на рис. 4.
Компьютер не сможет заменить преподавателя в аудитории, как отмечают специалисты в области 1Т-технологий: «Как только у компьютера появятся эмоции, придет конец человечеству!».
Наши исследования не решают все вопросы, но формирует основу для изучения других проблем формирования ценностных ориентаций обучаемых как элемента повышения качества инноваций в образовании в целом на всех стадиях непрерывного обучения в системе «школа - вуз - производство-бизнес».
Правильное распределение элементов мотивации будущего персонала и выбранные соотношения привлекательных сторон работы на железнодорожном транспорте, должны учитываться при проведении эффективной кадровой и социальной политики. Довузовская подготовка учащихся в железнодорожных техникумах и профильных классах, подготовка резерва, уровень качественного состава кадров по категориям, обучение и повышения квалификации кадров, невозможно без сотрудничества с образовательными центрами (ВУЗами, центрами довузовского образования, институтами повышения квалификации кадров, центрами сертификации, университетами корпоративного управления и т.д.) [5]. Здесь следует отметить длительный и положительный опыт сотрудничества в этом направлении с региональным центром корпоративного управления Западно-Сибирской железной дороги. Знание и понимание пути по «ступенькам служебной лестницы» позволяет формировать профессиональное развитие личности, а это есть основной фактор успешной работы учащихся и студентов в профессиональной области в будущем, а значит можно говорить о высоком качестве инноваций в образовании.
Дальнейшее совершенствование качества образования возможно лишь на основе анализа проблем оценки, управления и накопленного опыта. Формула эффективного педагогического менеджмента это сумма всех факторов, определяющих целостность образовательного процесса через повышение качества организации научно-педагогической работы в высшей школе.
Библиографический список
1. Ануфриева, Ю.В. Особенности мотивации студентов и учащихся старших классов // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 1.
2. Ануфриева, Ю.В. Подготовка кадров в образовательной системе «школа-вуз» // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 11.
3. Ануфриева, Ю.В. Формирование социальной ответственности у студентов экономического профиля // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 2.
4. Ануфриева, Ю.В. Педагогические основы повышения качества инновационного образования // Экономические аспекты логистики и качества работы железнодорожного транспорта. - Омск, 2013.
5. Глушков, В.Ф. Педагогика во временном аспекте / В.Ф. Глушков, Ю.В. Ануфриева // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск.
- 2004. - № 2.
Bibliography
1. Anufrieva, Yu.V. Osobennosti motivacii studentov i uchathikhsya starshikh klassov // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2012. - № 1.
2. Anufrieva, Yu.V. Podgotovka kadrov v obrazovateljnoyj sisteme «shkola-vuz» // Uchenihe zapiski Rossiyjskogo gosudarstvennogo socialjnogo universiteta. - 2009. - № 11.
3. Anufrieva, Yu.V. Formirovanie socialjnoyj otvetstvennosti u studentov ehkonomicheskogo profilya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012.
- № 2.
4. Anufrieva, Yu.V. Pedagogicheskie osnovih povihsheniya kachestva innovacionnogo obrazovaniya // Ehkonomicheskie aspektih logistiki i kachestva rabotih zheleznodorozhnogo transporta. - Omsk, 2013.
5. Glushkov, V.F. Pedagogika vo vremennom aspekte / V.F. Glushkov, Yu.V. Anufrieva // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - Novosibirsk. -2004. - № 2.
Статья поступила в редакцию 24.02.14
УДК: 37.03,378
Borovitsky A.M., Belovolov V.A. COMMUNICATIVE CULTURE OF A CADET OF A MILITARY INSTITUTE OF INTERNAL SECURITY TROOPS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A PSYCHOPEDAGOGICAL PHENOMENON. The materials presented in the article consider the essential characteristics of the development and improvement of the communicative culture of cadets in a military institute of internal troops of Ministry of Internal Affairs. The research makes a focus on clarification of the basics and components of the communicative culture of cadets.
Key words: communicative culture, communication, cadets.
A.М. Боровицкий, подполковник, адъюнкт адъюнктуры Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected];
B.А. Беловолов, д-р пед. наук, проф. каф. военной педагогики и психологии Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]