ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №1(27)
УДК 37.032:371.13
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
© И.Э.Ярмакеев
В данной статье анализируется потенциал классических университетов и педагогических вузов в области подготовки педагогических кадров, рассматривается вопрос о создании инновационной модели подготовки педагогических кадров на основе интеграции педагогического и классического университетского образования.
Ключевые слова: педагогические кадры, педагогическое образование, классическое университетское образование.
Одним из важнейших факторов ускоренного социального и экономического развития Российской Федерации, усиления ее конкурентоспособности является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров современного типа
- ключевого ресурса модернизации отечественной системы образования, способного существенно повысить качество ее деятельности и результатов. От качества подготовки работников образования, уровня их профессиональных компетенций прямо или опосредованно зависит качество подготовки профессиональных кадров в любой другой области - экономике, социальной сфере, культуре, здравоохранении и т.д.
Повышение роли образования в развитии общества и непосредственная зависимость качества образования от профессионализации педагогических кадров предполагает поиски путей обновления системы педагогического образования, что было отмечено Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября
2009 года. Д.А.Медведев подчеркнул необходимость серьёзной модернизации системы педагогического образования, отметил значительный потенциал интеграции педагогического и классического университетского образования.
Уникальные возможности для реализации данного потенциала возникают с созданием в России нового типа высших учебных заведений -федеральных университетов, объединяющих вокруг себя ведущие, в том числе педагогические вузы региона, на базе которых и создается такой университет. Это позволяет обеспечить максимальную концентрацию научных, образовательных, учебно-методических и материально-технических ресурсов и создать тем самым необходимые организационные условия для достижения
существенного прорыва в подготовке педагогических кадров нового типа.
Современной российской школе настоятельно необходим учитель нового типа - высококомпетентный специалист в своей предметной области, в сфере воспитания, детской психологии, образовательных технологий, обладающий способностью к инновационной педагогической деятельности. Подготовка такого учителя с необходимостью требует не только создания благоприятных организационных условий, но и разработки новой, наукоемкой и практико-ориентированной многоуровневой модели подготовки работников образования, обладающих современными профессиональными компетенциями. Эта модель должна быть разработана на основе новых, инновационных подходов к решению проблемы повышения эффективности и качества подготовки педагогических кадров. Ее реализация в рамках федерального университета позволит обеспечить дальнейшее усиление качества профессиональной подготовки педагогических кадров, доведение его до уровня международных образовательных стандартов.
Создание такой модели требует прежде всего тщательного изучения специфики профессиональной деятельности педагогов в образовательных учреждениях различного типа и уровня, а следовательно, требований к их профессиональной подготовке. В целом подготовка педагогических кадров для учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования детей имеет четко выраженную профессионально-педагогическую специфику, связанную с изучением педагогики, возрастной и педагогической психологии, школьной гигиены, общей и частных методик, с приобретением соответствующей профессиональной квалификации (организатор-методист дошко-
льного образования, педагог дополнительного образования детей, учитель и т.п.).
Даже в процессе подготовки учителей для основной и полной средней общеобразовательной школы предметная подготовка по конкретной специальности (физика, химия и т.д.) является лишь одной из составляющих, а сам характер предметной подготовки будущего учителя в значительной степени отличается от подготовки по так называемым классическим специальностям. По словам министра образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко, модель «учитель
— передатчик информации» (учитель, обладающий компетентностью в области преподаваемого предмета) уже устарела. Теперь востребована другая: «наставник и методист», то есть человек, который должен научить ребенка правильно выстраивать свою траекторию развития (учитель, обладающий высокой психолого-педагогической и методической компетентностью) [1].
По утверждению директора Института содержания образования Государственного университета - Высшей школы экономики, академика РАО В.Д.Шадрикова, в основу содержания предметной подготовки современного учителя с необходимостью должны быть положены логика и структура содержания школьного образования по данному предмету, который ему впоследствии предстоит преподавать в школе: «...у педагогического и университетского образования должны быть совпадающие части, но во многом они должны отличаться, поскольку решают разные задачи. В соответствии с выдвинутым им принципом фундирования, педвузы должны закладывать фундамент всестороннего и глубокого видения педагогом содержания школьного учебного предмета» [2].
В логике подготовки педагогических кадров четко прослеживается следующая научно обоснованная закономерность: чем меньше возраст и уровень физической и психической зрелости ребенка, с которым предстоит работать будущему педагогу, тем более в структуре его профессиональной подготовки должен быть представлен профессионально-педагогический (психологический, общепедагогический, методический, физиологический - в области детской физиологии) компонент, а также практическая составляющая.
По мере увеличения возраста будущих учеников увеличивается значимость и соответственно объем предметной подготовки будущего учителя. Так, ученик, достигший старшего школьного возраста (10-11-го класса), обладает уже значительной психической зрелостью и сложился как личность в своих фундаментальных основах. Соответственно, на одно из первых мест в работе учителя со старшими школьниками выходит интен-
сивная и относительно сложная по уровню предметная подготовка. Но и в этом случае предметная подготовка будущего учителя старших классов должна осуществляться сквозь призму логики и структуры содержания школьного образования по данному предмету. Наряду с этим, усложняется и характер его профессионально-педагогической подготовки, связанный со сложными задачами личностного становления и развития учащихся раннего юношеского возраста. Данные закономерности должны быть положены в основу разработки образовательных программ по направлению «Педагогическое образование» на базе новых федеральных государственных образовательных стандартов на компетентностной основе.
Многолетняя практика показывает, что потенциал классического университетского образования (в качестве наглядного примера можно привести Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина, ставший основой для создания Казанского (Приволжского) федерального университета) позволяет обеспечивать высокий уровень предметных научных знаний студентов, их способность к осуществлению дальнейшей исследовательской деятельности в области математики, физики, химии, других научных дисциплин. Однако большинство образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых в классическом университете, не предполагают какой-либо подготовки студентов к работе в учреждениях общего образования. Соответственно, логика предметной подготовки в нем подчинена задачам научного познания и не ориентирована на школьные учебные курсы, а для подавляющего большинства преподавателей университета обучение и воспитание детей не является предметом профессионального внимания и интереса. Таким образом, на большинстве факультетов классического университета в силу объективных обстоятельств отсутствуют сколь-нибудь серьезные традиции в области подготовки учительских кадров, что проявляется в слабом уровне сформированно-сти педагогических интересов, мотивов, способностей и возможностей студентов, отсутствии у них ориентации, нравственно-психологической и профессионально-педагогической готовности к работе в школе.
В то же время несомненным достоинством лучших педагогических вузов страны является то, что в них осуществляется серьезная профессионально-педагогическая (психологическая, общепедагогическая, методическая, физиологическая) подготовка будущего педагога, её практическая составляющая. Здесь создаются реальные условия для реализации компетентностного подхода к подготовке учителя, который направлен на ком-
плексное формирование профессиональных знаний, умений, способностей, профессиональносмысловых и нравственных личностных качеств будущего педагога. Так, например, анализ многолетнего опыта работы бывшего Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (с сентября 2011 года вуз включен в состав Казанского (Приволжского) федерального университета) это достигается:
а) профессионально направленной теоретической подготовкой студентов;
б) широкой и разносторонней практической психолого-педагогической и методической подготовкой на базе учреждений общего, дошкольного образования (попыткам ещё более усилить её препятствуют существующие стандарты образования - представляется возможным совершенствовать их в рамках правомочий, представляемых федеральным университетам);
в) развитой системой воспитательной работы со студентами (одной из лучших в Республике Татарстан и Российской Федерации), ориентированной на воспитание будущего учителя (культурноэстетическое воспитание, профессиональное воспитание, нравственное воспитание, гражданское воспитание и т.д.). Воспитательная работа ни в одном другом вузе региона не интегрирована в такой степени в систему профессиональной подготовки студентов;
г) уникальной системой взаимосвязей с муниципальными органами управления образованием Республики Татарстан, учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования детей, что обеспечивает постоянную обратную связь в подготовке педагогических кадров, учет требований будущих работодателей, широкое приобщение студентов к местам будущей профессиональной деятельности, возможность непрерывного профессионально-педагогического сопровождения выпускников вуза и т.п.
Вместе с тем в силу устойчиво более низкой социальной и экономической привлекательности педагогической профессии среди выпускников школ Российской Федерации уровень абитуриентов педагогических вузов традиционно ниже, чем в классических университетах, здесь намного шире представлены выпускники сельских школ.
Исходя из всего этого, создание эффективной модели подготовки работников образования на базе федерального университета требует многогранной интеграции потенциала профессионального педагогического образования и потенциала классического университетского образования.
В целом подготовка педагогов для образовательных учреждений различного типа и уровня должна быть построена на основе соответствую-
щих требованиям данных образовательных учреждений моделей профессиональной педагогической подготовки. Так, наивысшие требования к практическому компоненту профессиональной подготовки предъявляются в процессе подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Поэтому целесообразно, чтобы их подготовка начиналась в педагогическом колледже при федеральном университете с усиленной практической подготовкой, а затем была продолжена в бакалавриате по направлению «Педагогическое образование» по сокращенному курсу обучения на основе сквозных образовательных программ.
Другой, более углубленный вариант подготовки педагогов данных профилей - освоение ими соответствующих практико-ориентированных
программ бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» с возможностью дальнейшего обучения в магистратуре по направлению «Педагогическое образование». Такой образовательный маршрут позволит гармонично сочетать практическую профессиональную направленность с фундаментальностью и научной основательностью подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.
Сердцевиной подготовки учителей основной общеобразовательной школы, педагогов-психоло-гов и социальных педагогов, на наш взгляд, является качественная и наукоориентированная профессионально-педагогическая (психологическая, общепедагогическая, методическая, физиологическая) подготовка студентов на уровне бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование».
В целях дальнейшего повышения качества подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной и основной общеобразовательной школы, педагогов-психоло-гов, социальных педагогов было бы целесообразно в ближайшем будущем в порядке эксперимента ввести в рамках федерального университета институт интернатуры в виде годичной последипломной практики, где под руководством опытных педагогов выпускник бакалавриата смог бы стать полноценным специалистом.
В отличие от этого, основу подготовки учителей для общеобразовательной средней (полной) школы (10-11-е классы), классов профильного обучения составляет качественная, наукоориентированная академическая (предметная) подготовка студентов. Достичь такого уровня подготовки возможно, на наш взгляд, двумя основными путями. Первый из них связан с организацией академической (предметной) подготовки студентов в
рамках бакалавриата по классическим университетским направлениям подготовки, таким как «История», «Филология», «Физика» и др.
Вместе с тем образовательные программы классических направлений бакалавриата не предусматривают какой-либо профессиональной, психолого-педагогической и методической подготовки студентов. Поэтому интересы качественной подготовки учителей для полной средней школы (10-11-е классы), классов профильного обучения требуют, чтобы выпускник КФУ с дипломом бакалавра по одному из классических направлений, проявивший желание работать в школе, окончил магистратуру по направлению «Педагогическое образование» с углубленным изучением (на исследовательском уровне) педагогики, психологии и методики преподавания соответствующего школьного предмета, а также с прохождением педагогической практики. Только тогда он сможет получить полноценную профессиональную подготовку, органично сочетающую комплекс академических и профессионально-педагогических компетенций.
Второй путь предусматривает обучение наиболее достойных выпускников бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» в магистратуре по направлению «Педагогическое образование» с той лишь разницей, что образовательный стандарт в этом случае должен существенно отличаться и предполагать дополнительную предметную (академическую) подготовку по физике, химии и т.п., а реализация данного стандарта - проходить с широким участием научно-педагогических работников классических факультетов университета. В таком случае также удастся добиться гармоничной предметно-педагогической подготовки, когда выпускник не только является специалистом в области практической психологии, педагогики и методики, но и владеет преподаваемым предметом на самом высоком научном уровне.
Кроме того, повышение качества подготовки педагогических кадров в федеральном университете должно быть достигнуто за счет модернизации материально-технической базы образовательного процесса, широкого использования лабораторного фонда университета, возрастания роли индивидуально-творческого развития будущих учителей, внедрения новых прогрессивных техно-
логий подготовки учителя, индивидуально-групповых форм и методов обучения: системы педагогических мастерских, тьюторских занятий, тренингов, стажировок и т.п. Необходимо совершенствование системы профессионально-педагогической ориентации и допрофессиональной подготовки учащихся - будущих абитуриентов, их приобщение к опыту работы с детьми в своей школе или в результате волонтерской деятельности и многое другое.
В качестве ожидаемых результатов подобной модернизации на базе федерального университета можно назвать следующие:
А. Краткосрочные результаты:
• Оптимизация объема и структуры подготовки педагогических кадров в соответствии с актуальными и перспективными потребностями региональной и макрорегиональной системами образования.
• Оптимизация сроков подготовки педагогических и управленческих кадров.
• Повышение качества подготовки педагогических и управленческих кадров в соответствии с требованиями модернизации отечественного образования.
Б. Долгосрочные (стратегические) результаты:
• Повышение профессиональной компетентности, квалификации, активности, инновационного потенциала педагогических и управленческих кадров образования в соответствии с требованиями модернизации отечественного образования.
• Повышение качества образования в образовательных учреждениях региона и округа, рост образованности и конкурентоспособности выпускников - будущей профессиональной и культурной элиты.
• Усиление конкурентоспособности системы образования региона и округа.
1. Школа совершенства // Итоги. - № 41. - 11 октября
2010 // ЦЯЪ: http://www.itogi.ru/russia/2010/41/ 157488.html (дата обращения 2.02.2012).
2. Шадриков В. Программы педвузов должны стать
ближе к школе // Российский общеобразовательный портал // иЯЬ: http://www.rian.ru/edu_analysis/ 20100224/210597918.html (дата обращения
2.02.2012).
ON IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING PEDAGOGICAL PERSONNEL THROUGH THE INTEGRATION OF PEDAGOGICAL AND ACADEMIC UNIVERSITY EDUCATION
I.E.Yarmakeyev
In this article examines the potential of classical universities and pedagogical institutions of higher education in the field of training of pedagogical personnel, considers the creation of an innovative model of preparation of the pedagogical staff on the basis of the integration of pedagogical and classical University education.
Key words: pedagogical personnel, teacher education, classical University education.
Ярмакеев Искандер Энгелевич - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 13.03.2012