3. Morozova, T.B. Pedagogicheskaya deyateljnostj s bliznecami-podrostkami v Bliznecovom Centre // Vospitateljnaya rabota v vuze: sostoyanie,
problemih, perspektivih razvitiya: materialih Mezhdunarodnoyj n/p konf. 2-3 aprelya 2009. - M., 2009.
4. Morozova, T.B. Vospitateljnaya rabota s bliznecami-podrostkami v Bliznecovom centre // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2007. - № 5.
5. Morozova, T.B. Socialjno-pedagogicheskie tekhnologii v formirovanii lichnosti blizneca-podrostka v sisteme dopolniteljnogo obrazovaniya:
monografiya. -M., 2009.
Статья поступила в редакцию 13.02.12
УДК 159.922.1
Naboychenko E.S., Fokina E.V SOCIAL SITUATIONS FUNCTIONS IN CHILDREN LEARNING OF GENDER STEREOTYPES. The artical analyzes of several social situations, child development, their influence on sexual and sex-role development of the personality of the child, the formation of his gender stereotypes, examines the traditional notions of gender roles.
Key words: gender stereotypes, family, social situation of development, type of family.
Е.С. Набойченко, д-р психол. наук, проф., г. Екатеринбург, Е-mail: [email protected]; Е.В. Фокина, аспирант Уральского гос. педагогического университета, г. Екатеринбург, Е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНЫХСТЕРЕОТИПОВ ДЕТЕЙ
В статье анализируются несколько социальной ситуаций развития ребенка, их влияние на половое и полоролевое становление личности ребенка, формирование его гендерных стереотипов; анализируются традиционные представления о половых ролях.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, семья, социальная ситуация развития, тип семьи.
Важным фактором психического развития личности является социальная ситуация развития. На протяжении определенного времени семья является для ребенка единственным местом получения первого опыта социального взаимодействия, ведь исходя из своих представлений о качествах, характерных и желательных для мужчин и женщин, родители, воспитатели стимулируют детей к проявлению именно этих полоролевых черт. Любая деформация семьи может привести к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
Выделяется два типа деформации семьи: структурная и психологическая. Структурная деформация семьи - это нарушение ее структурной целостности: отсутствие одного из родителей (Дружинин В.Н., Мухина В.С.). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. Психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения [1-2].
Так тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности ребенка [3].
Неполной семьей называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Психологи (Дружинин В.Н. и др.) выделяют еще дополнительную категорию неполных семей - это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях [1].
Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской [2].
Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего, мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка, что может проявляться в нарушении его половой идентичности, несформированности навыков полоролевого поведения и гендерных стереотипов.
Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу. Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации. Родители начинают тренировать в этом направлении ребенка раньше, чем он сам окажется способным наблюдать и различать модели обоих полов [4].
Характер полоролевой идентификации ребенка во многом зависит от того, имеется ли в его окружении человек, замещающий отсутствующего родителя. Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Как отмечают Д. Михеева, О.Г. Нугаева и др., мальчики, выросшие только с матерью, нередко имеют проблемы с развитием мужского начала в характере: они либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. Они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешенны, у них труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением. Мальчик усваивает основные жизненные роли, которым он учится от своих родителей, поэтому для него важен образ отца, которому можно следовать [4-5]. Но не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.
Девочки, воспитанные без отцов, часто испытывают затруднения в установлении отношений с мужчинами, в дальнейшем у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, исполнять роль жены и матери. Любовь отца к дочери очень важна для развития ее самосознания, уверенности в себе, формирования своего образа женственности. Теплые и приносящие положительные эмоции отношения с отцом помогают дочери гор-
диться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.
В настоящее время не редки случаи воспитания детей в детских домах и интернатах. Где образцами и моделями поведения, соответствующим полу, для воспитанников становятся сотрудники этих учреждений (врачи, учителя, воспитатели и пр.), среди которых преобладающее большинство составляют женщины. Образцы полоспецифического поведения, полоролевые ориентации и ожидания задаются в общении со сверстниками, в характере игрового материала, в содержании детской литературы, в средствах массовой информации, персоналом детских учреждений. Жизнь детей проходит преимущественно в женской среде, что в свою очередь накладывает отпечаток на то, как складываются их представления о поведении, свойственном своему полу. В процессе воспитания и жизни детей в общественных учреждениях эта ситуация еще более усугубляется, так как детям не только не хватает семейного тепла, но и лица своего пола, того с кем можно было бы себя идентифицировать. С самого рождения мальчик попадает в среду общественного воспитания и, как водится, по мнению психологов, в фемининную среду российского общеБиблиографический список
ства. Поэтому мальчики гораздо меньше знают о поведении, соответствующем половой роли, чем женской. Это приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность, противоположной женской. Неудовлетворенная потребность в общении с родителями своего пола приводит к идентификации с родителем противоположного пола [4; 6]. Соответственно, мальчик, воспитывающийся в условиях детского дома, имеет нечеткую или неадекватную идентификацию, что связано с отсутствием мужчины как образца поведения.
Существующие данные о выпускниках детских домов и интернатов свидетельствуют о низком уровне их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе, трудностях их социализации. В этой связи представляется особо важным более глубокое и разностороннее изучение факторов социализации детей, воспитывающихся в семье и вне семьи, а также влияния типа семьи на успешность социализации ребенка. Сироты, в отличии от детей, воспитывающихся в семьях, имеют неполное, ограниченное представление о себе, как в социальном аспекте, так и в гендерном или имеют своеобразное самовосприятие. Большая часть детей из детских домов плохо осознает гендерные стереотипы или вытесняет их, в отличии от сверстников из семей [2; 7].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разный опыт жизни и воспитания, которые получают дети, растущие в семье и вне семьи, существенно влияет на их психическое развитие. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
1. Дружинин, В.Н. Психология семьи. - СПб., 2002.
2. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности. - Воронеж, 1999.
3. Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / сост. и отв. ред. Г.А. Тишкин. -СПб., 2001.
4. Нугаева, О.Г. Становление самосознания у детей. - Екатеринбург, 2004.
5. Михеева, Д. По словам отца // Психология. - 2007. - № 12.
6. Набойченко, Е.С. Изменение стиля семейного воспитания в семьях дошкольников с ВЧЛП как резерв повышения возможностей школьной адаптации // Психологическое сопровождение и организационно-медицинские алгоритмы реабилитации. - Екатеринбург, 2005.
7. Марова, 3. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. - М., 2006.
Bibliography
1. Druzhinin, V.N. Psikhologiya semji. - SPb., 2002.
2. Mukhina, V.S. Fenomenologiya razvitiya i bihtiya lichnosti. - Voronezh, 1999.
3. Rossiyjskie zhenthinih i evropeyjskaya kuljtura: materialih V konferencii, posvyathyonnoyj teorii i istorii zhenskogo dvizheniya / sost. i otv. red. G.A. Tishkin. -SPb., 2001.
4. Nugaeva, O.G. Stanovlenie samosoznaniya u deteyj. - Ekaterinburg, 2004.
5. Mikheeva, D. Po slovam otca // Psikhologiya. - 2007. - № 12.
6. Naboyjchenko, E.S. Izmenenie stilya semeyjnogo vospitaniya v semjyakh doshkoljnikov s VChLP kak rezerv povihsheniya vozmozhnosteyj shkoljnoyj adaptacii // Psikhologicheskoe soprovozhdenie i organizacionno-medicinskie algoritmih reabilitacii. - Ekaterinburg, 2005.
7. Marova, 3. Rebenka vospitihvaet odna matj // Vospitanie deteyj v nepolnoyj semje. - M., 2006.
Статья поступила в редакцию 12.02.12
УДК 378.316.6
Anufrieva J.V. FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY AT STUDENTS OF THE ECONOMIC PROFILE. In
article preparation pressing questions in high school of graduates of an economic profile are considered. Concrete requirements to the organization of the educational process directed on formation of professional and personal qualities of trainees for the purpose of formation of social responsibility are designated. Practical questions and the tasks used in technology and the organization of educational process with the account by the components ethics of business are considered.
Key words: economic profile, organization of the educational process, formation of professional and personal qualities of trainees, social responsibility, the components ethics of business.
Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. СГУПС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В статье рассматриваются актуальные вопросы подготовки в вузе выпускников экономического профиля и обозначаются конкретные требования к организации учебного процесса, направленного на формирование профессиональных и личностных качеств обучаемых с целью формирования социальной ответственности. Рассматриваются практические вопросы и задания, используемые в технологии и организации учебного процесса с учетом аксиологической составляющей.
Ключевые слова: экономический профиль, организация учебного процесса, формирование профессиональных и личностных качеств, социальная ответственность, аксиологическая составляющая учебного процесса.