Гапоненко А. В. Научно-исследовательское, учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение дисциплины «Экономика организации» / А. В. Гапоненко // Научный диалог. — 2014. — № 11 (35) : Психология. Педагогика. — С. 28-40.
УДК 378.147
Научно-исследовательское, учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение дисциплины «Экономика организации»
А. В. Гапоненко
Уделяется внимание вопросам организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Экономика организации» на уровне современных требований к качеству подготовки специалистов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения уровня теоретической и практической подготовки выпускников высших учебных заведений. Представлены результаты многолетних научных исследований автора в области совершенствования условий, способствующих личностному и профессиональному саморазвитию студентов. Внимание уделяется не только экономической, но и нравственной оценке профессиональных решений. Новизна исследования видится в том, что разработанное учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение дисциплины «Экономика организации» мотивирует студента к получению дополнительных знаний и овладению необходимыми профессиональными навыками. С целью систематизации учебного материала автором используется аттестационная шкала оценки европейской системы зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System), которая соотнесена с концепцией уровней развития человека и с традиционной для российского образования шкалой оценок. Автором статьи разработан сайт MLESYS (Multilevel Education System) — многоуровневая образовательная система, представляющая собой учебно-исследовательскую среду для преподавателей, студентов и научных
сотрудников университета. Описан опыт применения авторских разработок в образовательном процессе.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения; мировоззрение; учебно-исследовательский проект; рейтинговая система; информационные технологии.
1. Вводные замечания
Актуальность совершенствования системы высшего образования не вызывает сомнений, однако при выработке путей решения задачи создания доступной, качественной и эффективной системы образования акцент всё больше смещается в сторону механизмов государственного регулирования и контроля. При этом ключевую роль в переходе существующей системы высшего образования на качественно новую систему подготовки специалистов должен сыграть не жесткий государственный контроль, а стимулирование инновационных процессов, способствующих самоорганизации данной системы.
Поскольку основу образовательного процесса составляют обучаемый (объект) и педагог (субъект), формирующие педагогическую среду, то разработка современного научного, методического и информационного обеспечения каждой учебной дисциплины, нацеленного на саморазвитие участников этого процесса, является важнейшим фактором совершенствования системы высшего образования, её интеграции с наукой.
Следует отметить, что преподавание экономических дисциплин в условиях социально-экономических преобразований в обществе характеризуется своими методологическими и методическими особенностями [Арутюнова и др., 2007; Мезенцева, 2009; Суходаева и др., 2011 и др.]. При этом в отдельных работах подчеркивается необходимость формирования социальной ответственности выпускников экономического профиля [Ануфриева, 2012; Ахметшина, 2010; Канаева, 2012], что должно найти свое отражение в научно-исследовательском и учебно-методическом обеспечении дисциплины.
2. Основные требования к организации образовательного процесса
По результатам исследований, проведенных в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Министерства образования и науки РФ (проект № 3.1.1/4181) [Гапоненко, 2010], нами были сформулированы основные требования к организации образовательного процесса по учебной дисциплине:
— содержание дисциплины должно опираться на результаты научных исследований в соответствующей области и носить как фундаментальный, так и инновационный характер, обеспечивающий актуальность полученных студентом знаний после завершения обучения;
— на практических занятиях необходимо применять педагогические технологии, сочетающие использование индивидуальных и коллективных методов принятия решений, которые должны найти отражение в учебно-методических материалах дисциплины;
— каждый вид самостоятельной и коллективной работы студента должен иметь соответствующие диагностические инструменты для определения уровня освоения знаний, умений и навыков, которые включают методику рейтинговой системы оценки аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов;
— в образовательном процессе должны применяться современные информационные технологии, способствующие дистанционному доступу студентов к учебным материалам курса.
Результатом обучения видится компетентный специалист, обладающий всем необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков), ключевую роль в формировании которого играет его мировоззренческая установка на развитие требуемых личностных и профессиональных качеств [Гапоненко, 2012].
В связи с этим предлагается в процессе обучения для выработки соответствующего мировоззрения сделать акцент не столько на экономи-
ческом эффекте (ожидаемой прибыли) от выполняемой работы, сколько на стремлении к постоянному повышению качества своей работы, оцениваемого с позиции вклада в личностное и профессиональное саморазвитие студента (специалиста) и социальной значимости результатов.
Принятие компетентных решений в сфере экономики организаций предполагает, что специалист не только снабжен техническими и экономическими знаниями, но и осознает возможные социальные и экологические последствия их реализации, обладает такими личностными качествами, которые позволят ему взять на себя необходимую ответственность [Гапоненко, 2013а, с. 57].
3. Подходы к разработке и содержанию учебного пособия по дисциплине «Экономика организации»
Опираясь на проведенные в данной области исследования, мы разработали учебное пособие по дисциплине «Экономика организации», отвечающее современным требованиям к содержанию учебной дисциплины [Гапоненко, 2013б].
В нескольких разделах пособия нашли отражение научные разработки автора (закономерности циклического развития организации, механизм оптимизации ее процессов) и результаты исследований зарубежных ученых (концепции «демократического предприятия», «живой организации», «компетентной организации» и др.) [Грэттон, 2005; Мейер и др., 2007; Ходкинсон и др., 2007].
В пособии выдерживается принцип интеграции гуманистического [Вербицкий и др., 2009, с. 7] и компетентностного подходов на основе концепции «уровней развития человека» [Румянцева, 2009, с. 46], согласно которым постепенно акцент смещается (по мере овладения необходимыми практическими знаниями, умениями и навыками) с профессиональных компетенций на общекультурные (нравственные) качества студента. Если традиционный способ изложения материала в учебном пособии предполагает тематическую организацию разделов, то в разработанном нами учебном пособии материал
предлагается последовательно в соответствии с уровнями освоения материала (знания, умения и навыки) с учетом того, что каждый последующий уровень включает все предыдущие.
С целью систематизации учебного материала использовалась аттестационная шкала оценки европейской системы зачетных единиц ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System), которую мы соотнесли с концепцией уровней развития человека, устанавливаемых согласно приоритетам, а также с традиционной шкалой оценок в российском образовании. Сопоставление двух шкал оценки результатов обучения и системы уровней развития человека, осуществленное с целью соотнести градационные деления, представлено в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Соотношение шкал оценки и системы градации уровней развития человека
Традиционная система оценки Система оценки ECTS Уровни развития человека
«отлично» A отлично духовный
«хорошо» B очень хорошо рефлексивный
C хорошо экзистенциальный
«удовлетворительно» D удовлетворительно
E посредственно
«неудовлетворительно» FX условно неудовлетворительно коммуникативный
F неудовлетворительно биологический
Представленное соответствие «оценки» «уровню развития человека» весьма условно и призвано показать нацеленность учебного материала на формирование отвечающих данному уровню, общекультурных (нравственных) и профессиональных качеств.
4. Формы контроля освоения содержания курса «Экономика организации»
Для проверки освоения каждой темы дисциплины предусмотрены такие формы контроля, как тестовые задания, список вопросов на зна-
ние терминологии, список ситуационных вопросов, комплекс расчетных заданий. При этом тестовые задания позволяют оценить уровень знаний, умений и навыков студента лишь до оценки <Ш», поскольку имеют готовые варианты ответов, допускают вероятность угадывания верных ответов, ограничивают студента шаблонным мышлением.
Собеседование, которое проходит в форме дискуссии с преподавателем, позволяет выявить степень целостности и глубины знаний студента, оценить его умение находить нестандартные решения проблемы, уровень развития не только профессиональных, но и нравственных качеств. В зависимости от сложности вопросов, выносимых на собеседование, студент может получить в качестве максимальной оценки соответственно: «С», «В», «А».
Расчетное задание показывает, насколько студент может применить свои теоретические знания при решении прикладных задач. Сложность расчетного задания определяет уровень максимальной оценки за верное решение: «В», «А».
Разработанное учебное пособие взаимосвязано с методическим пособием, которое содержит материалы для осуществления (в соответствии со шкалой оценки ECTS) количественной (балльной) оценки самостоятельной работы студента и определения его рейтинга в группе [Гапоненко и др., 2013].
В рамках дисциплины «Экономика организации» нами были апробированы такие формы самостоятельной и интерактивной работы студентов, как эссе, деловая игра и кейс-метод, что позволило повысить качество практической подготовки студентов по отдельным темам изучаемого предмета [Гапоненко, 2013а, с. 54-55].
Практическое занятие с применением интерактивных форм обучения позволяет студенту:
— закрепить теоретический материал последовательно от «простого» к «сложному»;
— сформировать навыки группового решения проблемы (командной работы);
— определить характер своего участия (роль) в решении поставленной задачи;
— проявить лидерские качества;
— научиться вырабатывать свою позицию, собственное понимание ключевых элементов принимаемого решения;
— сформировать навыки аргументированной критики другой точки зрения.
Несмотря на рост активности студентов при выполнении кейсов [Барнс и др., 2000], подготовке эссе [Современные..., 2010] и участии в деловой игре [Менеджмент., 2012], можно было наблюдать отсутствие системности знаний, целостного понимания способов решения профессиональных задач.
Возникла необходимость подготовки «сквозного» задания для студентов, которое позволило бы увидеть преемственность получаемых в рамках каждой темы знаний, сформировать умения их практического применения при решении в будущем профессиональных задач на этапах создания коммерческой организации (фирмы), выхода на рынок, разрешения актуальных внутренних и внешних проблем ее функционирования и стратегического развития.
5. Применение метода проектов в рамках дисциплины «Экономика организации»
В качестве базового метода обучения нами использован метод проектов, который позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий. Зачем учащийся имеет возможность защитить проект, доказав его преимущества по сравнению с другими проектами, и узнать мнение сокурсников.
В качестве «сквозного» задания, объединяющего все основные разделы и темы дисциплины «Экономика организации», выступает учебно-исследовательский проект «Создание коммерческой организации и обеспечение ее конкурентоспособного развития в условиях
динамичной внешней среды». Разработка и защита проекта способствуют закреплению знаний, формированию умений и навыков студентов при выполнении каждого этапа проекта в рамках индивидуальной и коллективной работы [Гапоненко, 2014].
Главная цель проекта состоит в обеспечении при помощи современных интерактивных форм обучения перехода студента от состояния «ведомого» к саморегуляции (рефлексии), то есть от максимальной помощи преподавателя студенту к последовательному возрастанию собственной активности последнего вплоть до перехода к полностью саморегулируемому личностному и профессиональному поведению, опирающемуся на позицию партнёрства с преподавателем, в процессе решения задач создания проекта коммерческой организации и обеспечения ее конкурентоспособного развития в конкретных внешних условиях.
Проект выполняется в следующей логической последовательности, которая подчеркивает роль каждого метода в решении профессиональных задач:
1) формулировка проблемы создания коммерческой организации, гипотезы ее решения и соответствующего доказательства в форме эссе;
2) деловая игра на тему «Создание коммерческой организации», предполагающая постановку целей, задач, распределение ролей в группе, выявление условий и способов создания организации, определение размера инвестиций и оценку их эффективности с публичной защитой своей позиции;
3) выполнение кейсов, раскрывающих трудности управления организацией и обеспечения ее конкурентоспособного развития (изучение ситуаций, сбор, обработка и анализ информации из различных источников, публичная защита кейсов с учетом отраслевой специфики представляемой организации) [Горбашко, 2014];
4) подготовка доклада с презентацией (Microsoft PowerPoint) и публичная защита полученных в рамках проекта результатов.
6. Рейтинговая система оценки индивидуальной и коллективной работы студентов
с автоматизированным подсчетом баллов
Объективное представление об уровне знаний, умений и навыков студентов, формируемых в процессе выполнения ими каждого вида индивидуальной и коллективной работы в рамках соответствующих этапов учебно-исследовательского проекта, можно получить с помощью систематического их контроля на основе рейтинговой системы. Рейтинг — индивидуальный показатель работы студента на всех этапах выполнения проекта.
Нами разработан «Электронный журнал с рейтинговой системой оценки индивидуальной и коллективной работы студентов», который позволяет автоматизировать расчетные операции, связанные с определением величины набранных студентами баллов как по дисциплине в целом, так и по каждому заданию учебно-исследовательского проекта. При помощи коэффициента учета сложности задания данный электронный журнал является универсальным техническим инструментом, который может использоваться для любой дисциплины.
Важно отметить, что «Электронный журнал с рейтинговой системой оценки индивидуальной и коллективной работы студентов» отвечает требованиям ECTS благодаря использованию соответствующей шкалы оценки и наличию возможности расчета рейтинга студента в учебной группе. Подробная методика работы с электронным журналом окажет существенную помощь преподавателю в оценке качества работы каждого студента и определении его рейтинга в группе.
7. Интерактивная дистанционная среда взаимодействия преподавателя и студента
Интенсивное развитие информационных технологий позволило создать интерактивную дистанционную среду взаимодействия преподавателя и студента в процессе изучения дисциплины посредством сети Интернет.
Нами был разработан сайт MLESYS (Multilevel Education System) — многоуровневая образовательная система, представляющая собой учебно-исследовательскую среду для преподавателей, студентов и научных сотрудников университета, стремящихся повысить уровень своего профессионального развития путем совершенствования методологии, методов и методики обучения в высшей школе и внедрения полученных результатов в образовательный процесс.
Сайт MLESYS (www.mlesys.ru) позволяет создавать учебные группы, для которых осуществляется разработка и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий, на странице каждой учебной группы оперативно размещаются новаторские учебные и учебно-методические пособия, популярные курсы лекций, справочный материал, статистические данные, расписание занятий, рейтинг-листы успеваемости студентов и т. д.
8. Выводы
Таким образом, при комплексном внедрении в образовательный процесс разработанного нами научно-исследовательского, учебно-методического и информационно-технического обеспечения дисциплины «Экономика организации» будут решены следующие основные задачи:
— предоставление студентам инновационного учебно-теоретического материала, учитывающего «уровни развития человека» и акцентирующего внимание на нравственной стороне принятия профессиональных решений;
— развитие навыков личностного (рефлексивного) понимания и изложения собственной точки зрения (эссе);
— активизация и закрепление знаний, приобретенных студентами при изучении основных (базовых) тем дисциплины, формирование необходимых умений и навыков посредством интерактивных методов обучения (деловая игра, кейс-метод), применяемых в рамках подготовки учебно-исследовательского проекта;
— повышение эффективности учета самостоятельной и коллективной работы студентов путем применения разработанной единой системы рейтинговой оценки с автоматизированным подсчетом баллов на базе электронного журнала, отвечающего требованиям ECTS;
— обеспечение оперативного дистанционного доступа каждого студента (сайт MLESYS) к необходимым научным, учебно-методическим, статистическим и другим материалам по изучаемой дисциплине.
Опыт применения разработанных учебно-методических материалов и информационно-технических средств свидетельствует о существенном повышении качества подготовки специалистов, поскольку активизирует самостоятельную и коллективную работу студентов, развивает их личностные и профессиональные умения и навыки. При этом наблюдается рост эффективности (результативности и экономии времени) работы преподавателя, особенно в части рейтинговой системы оценки и дистанционного взаимодействия со студентами.
Литература
1. Ануфриева Ю. В. Формирование социальной ответственности у студентов экономического профиля при изучении дисциплины «Экономика организаций» / Ю. В. Ануфриева // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. — 2012. — № 26. — С. 58-62.
2. Арутюнова Г. И. Методика обучения и особенности преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (на примере кафедры экономических теорий МАДИ (ГТУ)) / Г. И. Арутюнова, В. И. Пру-сова, В. В. Безновская // Вестник МАДИ. — 2007. — № 2. — С. 7-13.
3. Ахметшина Ю. В. Формирование социально-личностной компетенции студентов в экономическом вузе / Ю. В. Ахметшина // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010. — № 2. — С. 21-24.
4. Барнс Л. Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература) / Л. Б. Барнс, К. Р. Кристен-сен, Э. Дж. Хансен ; пер. с англ. под ред. А. И. Наумова. — Москва : Гар-дарики, 2000. — 501 с.
5. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании : проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — Москва : Логос, 2009. — 336 с.
6. Гапоненко А. В. Качественная подготовка специалистов в университете : опыт, проблемы, перспективы / А. В. Гапоненко // Культурная жизнь Юга России. — 2013а. — № 4. — С. 54-58.
7. Гапоненко А. В. Мировоззрение на современном этапе общественного развития / А. В. Гапоненко // Сфера услуг : инновации и качество. — 2012. — № 8. — С. 148-154.
8. Гапоненко А. В. Основные требования к построению образовательной среды университета при двухуровневой системе подготовки специалистов (методологический и методический аспекты) / А. В. Гапоненко. — Краснодар : Просвещение-Юг, 2010. — 231 с.
9. Гапоненко А. В. Экономика организации : методическое пособие по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов по направлению 080200 Менеджмент профиль «Экономика и управление организацией» / А. В. Гапоненко, Е. М. Поддубный. — Краснодар : Краснодарский филиал РГТЭУ 2013. — 87 с.
10. Гапоненко А. В. Экономика организации : учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 080200 Менеджмент, профиль «Экономика и управление организацией» / А. В. Гапоненко. — Краснодар : Краснодарский филиал РГТЭУ ; Просвещение-Юг, 2013б. — 535 с.
11. Гапоненко А. В. Экономика организации (фирмы) : методическое пособие по выполнению учебно-исследовательского проекта при подготовке бакалавров всех форм обучения направлений 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» / А. В. Гапоненко. — Краснодар : Краснодарский филиал ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014. — 91 с.
12. Горбашко Е. А. Управление конкурентоспособностью : теория и практика : учебник для магистров / Е. А. Горбашко ; под ред. Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — Москва : Изд-во Юрайт, 2014. — 447 с.
13. Грэттон Л. Демократическое предприятие. Раскрепощение бизнеса благодаря свободе, гибкости и приверженности / Л. Грэттон ; пер. с англ. — Санкт-Петербург : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. — 282 с.
14. Канаева О. А. Корпоративная социальная ответственность : проблемы интеграции в образовательные программы подготовки экономистов / О. А. Канаева // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2012. — № 3. — С. 157-171.
15. Мезенцева В. В. Формирование профессиональных компетенций менеджеров и экономистов в кризисной экономике / В. В. Мезенцева // Наука о человеке : гуманитарные исследования. — 2009. — № 4. — С. 66-69.
16. Мейер К. Живая организация / К. Мейер, С. Дэвис ; пер. с англ. — Москва : Добрая книга, 2007. — 368 с.
17. Менеджмент : кейсы, тренинги, деловые игры : практикум / В. А. Алешин [и др.]. — Москва : Дашков и Ко, 2012. — 282 с.
18. Румянцева Н. Л. Человек развивающийся (Путь к единой культуре) : системно-диалектический подход / Н. Л. Румянцева. — Москва : ЛИ-БРОКОМ, 2009. — 224 с.
19. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. — Москва : КНОРУС, 2010. — 432 с.
20. Суходаева Т. С. Реализация компетентностного подхода в преподавании экономических дисциплин / Т. С. Суходаева, Н. Н. Скорых // Философия образования. — 2011. — № 6. — С. 182-190.
21. Ходкинсон Дж. П. Компетентная организация : психологический анализ процесса стратегического менеджмента / Дж. П. Ходкинсон, П. Р. Сперроу ; пер. с англ. — Харьков : Гуманитарный центр, 2007. — 392 с.
© Гапоненко Артем Васильевич (2014), кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления на предприятии, Краснодарский филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (Краснодар), [email protected].