Научная статья на тему 'Качественная подготовка специалистов в университете: опыт, проблемы, перспективы'

Качественная подготовка специалистов в университете: опыт, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапоненко Артем Васильевич

В статье раскрыт опыт применения современных информационных (сайт MLESYS, электронный журнал учета текущей успеваемости студентов) и инновационных (деловая игра, кейс-метод) технологий в образовательном процессе. Выявлены проблемы и определены направления повышения качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапоненко Артем Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качественная подготовка специалистов в университете: опыт, проблемы, перспективы»

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (51), 2013

54 ■

8. Там же. Ф. 250. Оп. 2. Д. 855. Л. 1-10 об., Л. 13; 11. Энциклопедический словарь по истории Ку-Д. 852. Л. 344., Л. 19 об. бани с древнейших времен до октября 1917 года /

9. Шахова Г. С Краснодарская улица Красная. сост. и науч. ред. Б. А. Трехбратов. Краснодар, Краснодар, 1997. С. 63-64. 1997.

10. Кубанская войсковая гимназия // Памятная 12. Цит. по: Трехбратов Б. А. История и куль-книжка Кубанской области на 1879 год. Екатери- тура народов Прикубанья с древнейших времен до нодар, 1879. С. 54-139. начала ХХ века. Краснодар, 2011. С. 347-348.

S. A. TREKHBRATOVA. FROM HISTORY OF EDUCATION IN GYMNASIUMS IN KUBAN

The article explores the fate of the first Chernomorsky (Kuban) gymnasium was opened in 1820, «destroyed» in 1828, restored in 1851 and again abolished in 1890.

Key words: gymnasium education, activity of K. V. Rossinsky, N. I. Voronova, P. I. Andrejushkin, V. V. Skidan.

А. В. ГАПОНЕНКО

КАЧЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье раскрыт опыт применения современных информационных (сайт MLESYS, электронный журнал учета текущей успеваемости студентов) и инновационных (деловая игра, кейс-метод) технологий в образовательном процессе. Выявлены проблемы и определены направления повышения качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: подготовка специалиста, информационные и инновационные образовательные технологии, модульно-рейтинговая система.

Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство предъявляет принципиально новые требования к подготовке специалистов в современном университете. Универ -ситетом мирового класса признается заведение, которое вносит существенный вклад в развитие и распространение знаний путем проведения опережающих научных исследований, широко использует в преподавании инновационные программы и передовые педагогические методы, внедряет научно-исследовательскую деятельность в учебный процесс, готовит конкурентоспособных специалистов, которые добиваются значительных успехов не только в ходе обучения, но и, что гораздо важнее, после окончания вуза [1].

В этой связи приоритетным направлением развития вуза является повышение качества обучения посредством совершенствования научно-исследовательской и преподавательской деятельности, опирающейся на современные инновационные и информационные образовательные технологии.

На данный момент нет устоявшегося термина, который давал бы обобщенное целостное представление о сущности и содержании «инновационных образовательных технологий», базирующихся, как правило, на различных формах и уровнях сотрудничества участников образовательного процесса. Данные интерактивные формы развиваются по мере перехода от разных уровней взаимодействия к саморегуляции, т. е. от максимальной помощи преподавателя студенту к последовательному возрастанию собственной активности последнего вплоть до перехода

к полностью саморегулируемому личностному и профессиональному поведению, опирающемуся на позицию партнерства с преподавателем [2].

В образовательном процессе нами были апробированы такие формы интерактивного обучения, как деловая игра и кейс-метод (метод конкретных ситуаций). Деловая игра - метод обучения и оценки компетенций, представляющий собой моделирование реальной ситуации, в которой будущие специалисты должны не только продемонстрировать свои знания, но и проявить разнообразные компетенции, связанные с их профессиональной деятельностью (коммуникабельность, инициативность, умение находить нестандартные решения). Деловая игра предполагает коллективную работу студентов, их взаимодействие, умение распределять роли.

Отметим, что метод конкретных ситуаций прочно вошел в практику подготовки высококвалифицированных специалистов в ведущих зарубежных университетах: Гарвардская школа бизнеса, Школы бизнеса Мичиганского и Монреальского университетов, Школа образования Университета Саймона Фрезера и других [3]. Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, активного участия в обсуждении, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

Опыт применения данных интерактивных методов наряду с индивидуальной творческой работой позволил выявить не только положительную динамику, проявляющуюся в активизации участия студентов в образовательном процессе, их эмоциональной вовлеченности в процесс обсуждения, но и следующие проблемные области:

- отсутствие обоснованной личной позиции по конкретной ситуации (узкий кругозор и неразвитость мировоззрения приводят к тому, что без особых на то оснований меняют свою точку зрения на противоположную);

- неспособность к достаточно обоснованной критике и ее аргументации (слабая логика и практика аргументации, а порой и отсутствие способности высказывать критические суждения);

- сильные затруднения при поиске проблемы, ее четком формулировании и решении;

- преобладание экономических мотивов (максимизация прибыли) в принятии решений наряду с игнорированием их нравственной составляющей, когда упускаются из виду возможные негативные

социальные и экологические последствия.

В условиях интеграции университета в мировое образовательное пространство одним из требований к подготовке специалистов служит внедрение европейской системы зачетных единиц (ECTS) для международного признания результатов обучения. Основное предназначение зачетных единиц - сделать национальные системы оценивания более прозрачными, сформировать гибкую передачу уровней дипломов от одной системы к другой, активизировать мобильность учащихся и дипломированных специалистов. В рамках ECTS (European Credit Transfer System) аттестационная шкала была введена с целью облегчить понимание и сравнение уровней образования различных национальных систем.

В этой связи была разработана и апробирована в учебном процессе модульно-рейтинговая система оценки знаний с электронным журналом учета текущей успеваемости студентов (рис. 1 и 2), отвечающая требованиям европейской системы зачетных единиц (ECTS).

Рис. 1. Итоговая страница электронного журнала.

Внедрение данной системы позволило снабдить студента знанием методики оценки каждого вида его самостоятельной работы, в том числе того минимума заданий, который он должен выполнить в рамках конкретной дисциплины. При этом стимулирующая роль рейтинга оказалась действенной лишь для 1/3 студентов группы, поскольку служит формальным количественным показателем слабо взаимосвязанным с качеством знаний студента и более свидетельствует о его активности на занятиях и прилежном выполнении различных видов самостоятельной работы.

Интенсивное развитие информационных технологий (компьютеров, Интернета, мультимедийной техники) потребовало создания интерактивной дистанционной среды взаимодействия преподавателя и студента посредством сети Интернет. Разработанный сайт MLESYS (Multilevel Education System) представляет собой научно-исследовательское и образовательное пространство университета, позволяющее создавать научные и учебные группы, обеспечивающие дистанционное взаимодействие преподавателя и студента (рис. 3).

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (51), 2013

Рис. 2. Страница модуля дисциплины в электронном журнале.

Рис. 3. Страница учебной группы на сайте МЬЕБУБ

Применение данного сайта (www.mlesys.ru) в учебном процессе позволило обеспечить максимальную доступность для студентов учебно-методического и лекционного материала, возможность дистанционного получения самой актуальной информации по изучаемому предмету или проводимым научным исследованиям. При этом активными пользователями сайта являются от 1/3 до 2/3 студентов учебной группы, лишь половина из которых регулярно посещают страницу своей группы, изучая необходимый материал. Данная ситуация вызвана не столько отсутствием доступа к сети Интернет, сколько тем, что этот сайт не содержит развлекательного интерфейса.

Опыт применения современных информационных и инновационных образовательных технологий показал: в большей мере повысилось качество условий профессиональной подготовки специалистов, а не качественный уровень самой подготовки. Причина данного положения, по нашему мнению, заключается в том, что не учитывались механизмы развития личности самих студентов и их индивидуальные особенности.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время современные международные университеты становятся одним из институтов свободного рынка, реализуя программы партнерства университета с бизнесом и социальными институтами, создавая

свои филиалы на крупных предприятиях и приспосабливая содержание образования к потребностям их рабочей силы. При этом происходит уменьшение общеобразовательного компонента в содержании высшего образования, коммерциализация университетов, интенсивные поиски путей увеличения количества студентов и другие тенденции, нацеливающие на получение прибыли в ущерб образовательному процессу. В результате содержание образования и учебный процесс в университетах ухудшается, проявляется инфляция оценки, зачастую игнорируются академические стандарты [4].

Современное университетское образование теряет свою фундаментальность и научность, на их смену приходят рыночные ориентиры развития вуза, т. е. коммерческие критерии привлекательности - цена обучения, престижность и прочие атрибуты сферы оказания образовательных услуг.

В этой связи абитуриент не стремится, поступая в университет, обрести знания, кругозор, открыть для себя новое понимание мира, стать высококвалифицированным специалистом в избранной профессиональной области. Фокус его интересов направлен на получение диплома о высшем образовании при условии приемлемой цены за обучение, престижности профессии и не слишком требовательном отношении преподавателей и администрации вуза к его усердиям в учебе.

Важно отметить, что результаты профессиональной деятельности специалиста зависят не только от его познаний в определенной области, но и от его мировоззрения, ценностных ориентиров и стимулов, которыми он руководствуется. Каждая сфера деятельности требует наличия у специалиста определенных личностных и профессиональных качеств, отсутствие которых не позволяет ему должным образом выполнять свои обязанности.

Принятие компетентных решений предполагает, что специалист снабжен не только техническими и экономическими знаниями, но и осознает возможные социальные и экологические последствия их реализации, обладает такими личностными качествами, которые позволят ему взять на себя необходимую ответственность.

Сейчас учащийся рассматривается преимущественно как человек-функция, а не как личность. Человек в этой концепции оценивается его стоимостью на рынке труда, поэтому речь идет о «человеческом капитале», а само образование из духовной сферы превратилось в сферу услуг [5]. При этом совсем недавно высшая школа являлась неотъемлемым институтом общества, ориентированным прежде всего на формирование внутреннего мира наиболее образованных его членов, способных развивать не только избранные направления деятельности, но и социум в целом [6].

Ключевую роль в повышении качества отечественной образовательной системы и ее интеграции в мировое образовательное пространство должна

играть активная творческая позиция преподавателя как ученого-исследователя и наставника [7].

Распространение новых педагогических технологий, направленных на индивидуализацию учебного процесса, должно привести к коренным изменениям структуры образовательной среды вуза, изменению поведенческих стереотипов как студентов, так и преподавателей. Формируется новый тип социального, ценностно-мировоззренческого отношения к образовательному процессу: он воспринимается как творческое взаимодействие его участников для разрешения личностных, профессиональных и научных проблем, способствующее приобретению необходимых знаний, умений и навыков [8].

Важную роль в становлении компетентного специалиста, обладающего всем необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций (знаний, умений, навыков), играет его мировоззренческая установка на саморазвитие. В этой связи предлагается в процессе обучения акцентировать внимание не на экономическом эффекте (ожидаемой прибыли) от выполняемой работы, а на стремлении к постоянному повышению качества своей работы и социальной значимости ее результатов. При этом необходимо учитывать соответствующие уровни развития личности студента. Воспользуемся классификацией, представленной в работе Н. Л. Румянцевой [9], и дадим краткую характеристику этапам развития личности, которые должны быть учтены в учебно-методическом, информационном и инновационном обеспечении образовательного процесса:

- биологический, с неразвитым типом мышления, с отсутствием этических категорий, со свободной и неосознанной волей, опирающийся на инстинкт собственного самосохранения;

- коммуникативный, с развивающимся мышлением, этикой на уровне хорошо / плохо, с внешне несвободной волей, с инстинктом собственного самосохранения;

- экзистенциальный, с развивающимся нерефлексивным мышлением, с этической категорией добро / зло, с внешне несвободной волей, инстинктом собственного самосохранения и сохранения рода;

- рефлексивный, с развитым рефлексивным мышлением, с этической категорией добро / зло, с внутренне несвободной волей, инстинктом собственного самосохранения, сохранения рода и коллектива;

- духовный, с развитым рефлексивным мышлением, с этической категорией истина / ложь, со свободной осознанной волей и полным инстинктом самосохранения.

Необходимо отметить, что каждому этапу соответствует свое мировоззрение, которое определяет целевые установки, ценностные ориентиры, мотивы и стимулы, влияющие на характер принимаемых профессиональных решений. Присущее студенту мировоззрение в значительной степени оказывает воздействие на образ его жизни, отношение к учебе, способствует, либо препятствует его развитию как

"Культурная жизнь Юга России" № 4 (51), 2013

личности, обладающей стремлением к качественному изменению своего восприятия и взаимодействия с окружающей действительностью.

В связи с этим преподаватель должен использовать в образовательном процессе те научно-педагогические подходы, учебно-методические материалы, информационные и инновационные технологии, которые способствуют глубокому осмыслению студентом своего потенциала и создают наиболее благоприятные условия для целенаправленного развития личности будущего специалиста.

Литература

1. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009. С. 75.

2. Делия В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. М., 2008. С. 222.

3. Барнс Л. Б. и др. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература). М., 2000.

4. Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. М., 2010. С. 31-32, 53.

5. Румянцева Н. Л. Человек развивающийся (Путь к единой культуре): Системно-диалектический подход. М., 2009. С. 46, 85.

6. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М., 2002. С. 3.

7. Гапоненко А. В. Особенности формирования образовательной среды современного университета // В мире научных открытий. 2010. № 5 (11). Ч. 4. С. 94.

8. Гапоненко А. В. Формирование социально-культурной среды в высшем учебном заведении // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 2 (40). С. 21.

9. Румянцева Н. Л. Человек развивающийся ...

A. V. GAPONENKO. HIGH-QUALITY TRAINING OF SPECIALISTS AT UNIVERSITY: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS

In the article the experience of application of modern information (site MLESYS, an electronic log-book of current progress of students) and innovative (business game, a case-method) technologies in educational process is described. Problems and directions of improvement of quality of specialists training at modern university are revealed and defined. Key words: quality of training of specialists, information and innovative educational technologies, module-rating system, levels of development of a person.

А. В. СКРИПКИНА, Е. В. КАЗАЧЕНКО

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(На примере вузов МВД России)

Авторы статьи рассматривают понятия «ценности», «коммуникативная культура» в контексте переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции.

Ключевые слова: ценностные установки, культура личности, коммуникативность.

В современной практике подготовки сотрудников полиции особое внимание уделяется духовно-нравственному потенциалу поствузовского образования. Система повышения квалификации является той базой, на которой можно планомерно проводить работу по профилактике профессиональных деформаций сотрудников МВД, сделав акцент на особенностях профессионально-коммуникативной культуры. Необходим поиск педагогических условий для личностного и профессионального роста сотрудника полиции как основы его саморазвития.

Наиболее актуальной становится переподготовка, направленная, в первую очередь, на поддержание внутренней потребности профессионально-личностного саморазвития. Требование к личности сотрудника полиции выражает диалектическую взаимосвязь его функциональной роли и

индивидуальной культуры. В связи с этим возрастает значение реализации в процессе повышения квалификации инновационных подходов к развитию профессионально-коммуникативной культуры.

В настоящее время одной из задач современных учреждений повышения квалификации системы МВД России является подготовка конкурентоспособного специалиста, гибкого, компетентного, умеющего самостоятельно принимать решения, мыслить стратегически, быстро адаптироваться к различным ситуациям. Однако ее решение затруднено сложившимися противоречиями между знаниевой основой содержания, традиционным подходом к организации процесса развития профессионально-коммуникативной культуры и личностным профессиональным развитием, которое предполагает получение знаний, позволяющих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.