Научная статья на тему 'Аксиологический аспект развития профессионально-коммуникативной культуры личности в процессе послевузовского образования (на примере вузов МВД России)'

Аксиологический аспект развития профессионально-коммуникативной культуры личности в процессе послевузовского образования (на примере вузов МВД России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Казаченко Елена Валерьевна

Авторы статьи рассматривают понятия «ценности», «коммуникативная культура» в контексте переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Казаченко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аксиологический аспект развития профессионально-коммуникативной культуры личности в процессе послевузовского образования (на примере вузов МВД России)»

личности, обладающей стремлением к качественному изменению своего восприятия и взаимодействия с окружающей действительностью.

В связи с этим преподаватель должен использовать в образовательном процессе те научно -педагогические подходы, учебно-методические материалы, информационные и инновационные технологии, которые способствуют глубокому осмыслению студентом своего потенциала и создают наиболее благоприятные условия для целенаправленного развития личности будущего специалиста.

Литература

1. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М., 2009. С. 75.

2. Делия В. П. Формирование и развитие инновационной образовательной среды гуманитарного вуза. М., 2008. С. 222.

3. Барнс Л. Б. и др. Преподавание и метод конкретных ситуаций (конкретные ситуации и дополнительная литература). М., 2000.

4. Дмитриев Г. Д. Анатомия американского университета. М., 2010. С. 31-32, 53.

5. Румянцева Н. Л. Человек развивающийся (Путь к единой культуре): Системно-диалектический подход. М., 2009. С. 46, 85.

6. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. М., 2002. С. 3.

7. Гапоненко А. В. Особенности формирования образовательной среды современного университета // В мире научных открытий. 2010. № 5 (11). Ч. 4. С. 94.

8. Гапоненко А. В. Формирование социально-культурной среды в высшем учебном заведении // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 2 (40). С. 21.

9. Румянцева Н. Л. Человек развивающийся ...

A. V. GAPONENKO. HIGH-QUALITY TRAINING OF SPECIALISTS AT UNIVERSITY: EXPERIENCE, PROBLEMS, PROSPECTS

In the article the experience of application of modern information (site MLESYS, an electronic log-book of current progress of students) and innovative (business game, a case-method) technologies in educational process is described. Problems and directions of improvement of quality of specialists training at modern university are revealed and defined. Key words: quality of training of specialists, information and innovative educational technologies, module-rating system, levels of development of a person.

А. В. СКРИПКИНА, Е. В. КАЗАЧЕНКО

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(На примере вузов МВД России)

Авторы статьи рассматривают понятия «ценности», «коммуникативная культура» в контексте переподготовки и повышения квалификации сотрудников полиции.

Ключевые слова: ценностные установки, культура личности, коммуникативность.

В современной практике подготовки сотрудников полиции особое внимание уделяется духовно-нравственному потенциалу поствузовского образования. Система повышения квалификации является той базой, на которой можно планомерно проводить работу по профилактике профессиональных деформаций сотрудников МВД, сделав акцент на особенностях профессионально-коммуникативной культуры. Необходим поиск педагогических условий для личностного и профессионального роста сотрудника полиции как основы его саморазвития.

Наиболее актуальной становится переподготовка, направленная, в первую очередь, на поддержание внутренней потребности профессионально-личностного саморазвития. Требование к личности сотрудника полиции выражает диалектическую взаимосвязь его функциональной роли и

индивидуальной культуры. В связи с этим возрастает значение реализации в процессе повышения квалификации инновационных подходов к развитию профессионально-коммуникативной культуры.

В настоящее время одной из задач современных учреждений повышения квалификации системы МВД России является подготовка конкурентоспособного специалиста, гибкого, компетентного, умеющего самостоятельно принимать решения, мыслить стратегически, быстро адаптироваться к различным ситуациям. Однако ее решение затруднено сложившимися противоречиями между знаниевой основой содержания, традиционным подходом к организации процесса развития профессионально-коммуникативной культуры и личностным профессиональным развитием, которое предполагает получение знаний, позволяющих

№ 4 (51), 2013 "Культурная жизнь Юга России"

ориентироваться в условиях современного общества. Все это приводит к необходимости реформирования, модернизации образовательной системы.

В основе профессионально-коммуникативной культуры лежит общая культура личности, которая выражается в системе потребностей, социальных качеств, в стиле деятельности и поведения. Поэтому в максимальной степени профессионально-коммуникативная культура включает сущностные личностные характеристики, а именно - способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки, особенности характера.

Понятие «личность» трактуется следующим образом: это человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности [1], неповторимое единство внутренних и внешних свойств. Подробно данный вопрос рассмотрен в зарубежных [2] и отечественных [3] исследованиях.

В широком смысле под личностью понимается воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия [4]. В узком - «духовный индивид, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, чувством долга и ответственности» [5].

В контексте проблем развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции на первый план выступают качества (свойства) личности. Исходя из определения личности как социально-психологического образования, формируемого благодаря жизни человека в обществе, личностные качества - это качества, приобретенные в результате социализации. К их числу не относятся те, что характеризуют познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности и общения [6]. Коммуникативная культура - компонент профессиональной - есть система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовать их в деловом и эмоциональном общении [7]. Она занимает ведущее место в становлении личности, рассматривается как важнейшая составляющая гуманитарного образования, специальный объект моделирования профессиональных компетенций.

Профессионально-коммуникативная культура, отражающая единство целевого, содержательного и процессуального аспектов, есть совокупность ценностных структур в виде эмоциональной или нравственной культуры, культуры мышления и культуры речи - «инвариантные компоненты структуры деятельности, обеспечивающие систему инвариантно деятельностных качеств личности» [8]. Базовыми в данном случае выступают гуманистические ценности.

В контексте проблемы развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудников полиции в системе переподготовки кадров необходимо

дать определение и рассмотреть понятие «ценности». Применение аксиологического подхода к профессионально-коммуникативной культуре, внимание к ее ценностям обусловлено тем, что культура есть реализация высших ценностей, ценности, несомненно, являются и ядром экономической, политической, правовой и моральной культуры [9].

Ценность - это человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающих к миру должного, целевого, к смысловому содержанию [10]. Отметим, что существует множество подходов к определению данного понятия: ценности как общественный идеал, выработанный сознанием, который может быть и общечеловеческим (истина, красота, справедливость), и конкретно-историческим (патриархат, равенство, демократия); ценности предстают либо в объективной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков (этических, эстетических, политических, правовых и т. д.); ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные [11].

При определении векторов развития профессионально-коммуникативной культуры сотрудника полиции нами рассмотрена специфическая иерархия личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Система их складывается в процессе деятельности. Как правило, для ценностей личности характерна высокая осознанность: они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений.

Следовательно, профессионально-коммуникативная культура является средством и условием развития личности, показателем осознанность ценностей межличностного и межкультурного общения, взаимопонимания и взаимодействия. Ее основу составляет коммуникабельность, способность испытывать удовольствие от процесса общения, которая проявляется в устойчивом стремлении к контактам с людьми и сочетается с быстротой установления контактов [12].

Таким образом, культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей и проявляется в манере общения (коммуникации). Следовательно, коммуникативная культура рассматривается нами как процесс развития сущностных качеств человека. М. С. Каган определяет культуру как «целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в котором реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений человек - общество» [13]. Отмечено, что каждый участник коммуникации выступает как:

- индивидуум, носитель только ему присущих черт, признаков, знаний и представлений;

- член тех или иных социальных групп (семья, профессия, конфессия, политическая ориентация

и др.);

- представитель определенного национально-культурного сообщества;

- представитель человечества [14].

Следовательно, знания и представления участников профессионально коммуникации могут быть условно разделены на индивидуальные, социальные, национальные и универсальные. В этом контексте знание, безусловно, влияет на коммуникацию, но не меньшую роль в коммуникации играют индивидуальные знания, представления и ценности.

Данные обстоятельства предопределяют доминирование социокультурной составляющей в структуре профессиональной деятельности сотрудника полиции, поскольку в современных условиях эффективность этой деятельности все в большей степени зависит от культуры специалиста в области межличностного общения. В конечном итоге это влечет за собой качественное изменение и самого характера профессиональной деятельности сотрудника полиции, и требований к уровню его подготовки.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 2002.

2. Джемс У. Научные основы психологии. Минск, 2003; Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2006; Роджерс К Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М., 1998; Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1998; Heines N. Responsibility Accountabilitu. L., 1995. V. 30. № 113. Р. 141.

3. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.; Блонский П. П. Избранные психологические исследования. М., 1961; Выготский JI. С. Педагогическая психология. М., 2005; Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие. М., 2004; Петровский А. В. Психология: учеб. для вузов по пед. специальностям. М., 2001.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

5. Смирнов С. Д. Психологические факторы успешной учебы студентов вуза. URL: http://www. psy.msu.iri/science/public/smirnov/students.html

6. С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2001.

7. Мудрик A. B. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1987.

8. Леонтьев A. A. Совместная деятельность общественного взаимодействия: к обоснованию «педагогического сотрудничества» // Вестник высшей школы. 1989. № 11. С. 39-48.

9. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

10. Большой энциклопедический словарь. М., 1992.

11. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов н/Д, 1997.

12. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

13. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.

14. Гудков Д. Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М., 2000.

В статье рассматриваются различные подходы к осуществлению наиболее перспективного направления современного российского образования - метаметодики, опирающейся на интеграцию предметных методик обучения. Особое внимание уделяется вопросу формирования и развития метапредметных умений и навыков учащихся как обязательного компонента работы преподавателя.

Ключевые слова: метапредметный подход, метапредметные компетенции, умения и навыки, метапроект-ное обучение.

A. V. SKRIPKINA, E. V. KAZACHENKO. AXIOLOGICAL ASPECT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE CULTURE OF THE PERSONALITY IN THE COURSE OF GRADUATE EDUCATION

(On the example of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Authors of the article consider the concepts «values», «values of communicative culture» in a context of retraining and professional development of police officers.

Key words: value orientations, culture of personality, communicativeness.

Н. В. ДОКШИНА, Л. Н. ГОРОБЕЦ

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАМЕТОДИКИ КАК АКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Модернизация школьного образования в России, развития, предполагает пересмотр целей обучения обусловленная переходом общества на новый путь и способов их достижения. Согласно требованиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.