ем выносливости: антореф. дис. ...д-ра пед. наук / В. I I. Коновалов. - Омск, 1099. - 48с.
5. Лысаковский И.Т. Оценка состояния нервно-мышечного аппарата и ее использование при управлении процессом скоростно-силовой подготовки спортсменов / И.Т. Лысаковский, А. Е. Аксельрод, Г. К. Павлов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №10. - С.25 - 26, 39 - 42.
6. Нечаев В.И. Математический анализ сердечного ритма в практике спорта высоких достижений / В. И. Нечаев, В. Н. Коновалов, В. К. Гризнов // Человек в мире спорта : новые идеи, технологии, перспективы : тез. докл. Междунар. конгр., Москва, 24-28 мая 1998 г. - М„ 1998. - Т.2. - С. 128-135.
7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. — СПб.: Издательство «Лань», 2005. - 384 с.
8, Ритм сердца у спортсменов / под ред. P.M. Баевского, P.E. Мотылянской. — М.: Физкультура и спорт, 1986 - 143 с.
КОНОВАЛОВ Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики легкой атлетики.
РУДЕНКО Иван Владимирович, аспирант кафедры теории и методики легкой атлетики.
Дата поступления статьи в редакцию: 01.08.06 г. © Коновалов В.Н., Руденко И.В.
удк 378.4 о. Р. КРИВОШЕЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ФОРМИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
В статье рассматривается важность социальной ответственности как профессионально значимого качества специалиста по физической культуре и спорту. Предложена и экспериментально обоснована методика формирования социальной ответственности у студентов физкультурных вузов.
Актуальность. В период демократизации и гуманизации общества актуализировались задачи осмысления особенностей функционирования человека, раскрытия сущности его и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии, На первый план выходят вопросы, как усилить гуманистическую направленность человека и в то же время повысить социальную ответственность. Изучение ответственности было в разной мере проведено многими исследователями [ 1, 2, 3]. Однако ни одно из них не касалось области физической культуры и спорта.
Ответственность является важным условием для выработки личностью позитивного и добровольного отношения к необходимости: можно говорить о том, что ответственность — это интегральная характеристика внутреннего содержания специалиста, отражающая прежде всего масштаб, объем личных задач (личностное качество) и обязанностей, т.е. пределы его долга (социальное). Долг же есть обязанность человека перед кем-то, равно как и перед своей совестью. Совесть представляет собой осознание и переживание им ответственности. В связи с этим правомерно говорить о значимости социальной ответственности человека вообще, тренера в частности.
Ответственность тренера перед своими воспитанниками за их будущую профессиональную судьбу, овладение искусством формирования личности другого человека предполагают высокую требовательность к мастерству как к средству своей
специальности. Кроме этого, тренер-преподаватель должен подвести воспитанника к принятию ответственности за свои поступки и за конечный результат, помочь ему понять сложный механизм принятия решений и ответственности, используя предоставленную ему свободу выбора. Все это расширяет круг обязанностей тренера и предполагает постоянное его нахождение в зоне повышенной ответственности.
Все выше сказанное доказывает, что статус тренера-преподавателя предполагает наличие не только специально-педагогического образования, но и сформированного качества социальной ответственности.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности вопросов, касающихся определения содержания и структуры социальной ответственности, а также создания таких условий в профессиональном процессе подготовки специалиста по физической культуре и спорту, которые позволили бы активизировать развитие и саморазвитие профессиональных знаний и личностных качеств, определяющих становление социальной ответственности для качественной реализации профессиональной деятельности.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе при изучении педагогических дисциплин.
Предмет исследования: методика формирования социальной ответственности студентов физкультурного вуза на основе активизации знаний и
личностных проявлений в условиях педагогического процесса в физкультурных вузах.
Цель исследования: получить новые знания, разработать и обосновать методику формирования социальной ответственности.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение социальной ответственности позволит выявить ее содержание, структуру и критерии сформированности с учетом личностных особенностей студентов. Внедрение разработанной на этой основе методики позволит повысить социальную ответственность студентов и уровень профессионализма будущих специалистов в целом.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме социальной ответственности в профессионально- педагогической деятельности;
2) выявить содержание и структурные компоненты социальной ответственности специалиста по физической культуре и спорту;
3) разработать критерии оценки и определить уровень сформированности социальной ответственности у студентов физкультурных вузов;
4) разработать и выявить эффективность методики формирования социальной ответственности у студентов физкультурных вузов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
— анализ научно - методической литературы;
— опрос (анкетирование); наблюдение;
— методы психолого-педагогической диагностики;
— эксперимент;
— экспертная оценка;
— методы математической статистики.
Исследование было проведено на базе СибГУФК
и включало три этапа.
Первый этап исследования (2002 - 2003 гг.) включал анализ научной литературы и проведение констатирующего эксперимента, направленного на определение сформированности социальной ответственности студентов физкультурного вуза. Теоретический анализ позволил определить структуру социальной ответственности и подобрать диагностический материал. Для выявления сформированности параметров ответственности и соответствующих свойств личности было протестировано 480 студентов с 1-го по 5-й курс СибГУФК. Констатирующий эксперимент показал недостаточный уровень сформированности социальной ответственности студентов физкультурного вуза. Более того, нами получены данные, подтверждающие то, что в процессе обучения в вузе происходит снижении ответственности к старшим курсам.
Объяснение этого факта видится в большей ответственности вчерашних школьников, связанной с экзаменами, с необходимостью самоопределения, выбора жизненного пути. И можно предположить, что относительная свобода и отсутствие ежедневного контроля над процессом обучения в вузе ведут к снижению ответственности у студентов: получая большую свободу, студенты еще не представляют своих обязанностей и не осознают большей личной ответствен ности.
Второй этап (2003 - 2005 гг.) включал проведение педагогического эксперимента, целью которого была апробация методики и проверка гипотезы. Внед-
рение методики по формированию социальной ответственности осуществлялась н экспериментальной группе (40 человек) следующим образом:
— при изучении дисциплины Педагогика ФиС» был внедрен перлый блок методики;
— в период педагогический грактики студентами осуществлялся подбор .сч тий, вызывающих трудности в и.ч деятельности;
— при изучении дисциплины «Акмеология ФиС» были внедрены второй, третий и четвертый блоки методики.
Третий этап (2005 - 2006 гг ) исследования включал обработку и систематизацию полученных результатов. Сривнение сформированное!и компонентов социа лной ответе¡венности студентов в контрольной и .экспериментальной группах до и после эксперимента позволило сделать выводы и разработан, практические рекомендации по внедрению разработанной методики в учебно-воспитательный процесс.
Суть методики состоит в ступенчатом применении средств и методов, направленных на раскрытие собственного потенциала студентов, расширение границ активности и готовности проявления социальной ответственности, что предполагает вхождение тренера — преподавателя в зону социальной ответственности. Понятие «зона социальной ответственности» отражает поведенческий аспект социальной ответственности и предполагает ее адекватное делегирование воспитаннику. Баланс между близостью и отдаленностью, между слабым контролем и сверхкоптролем заключается в недопустимости установок: «все делай сам» и «я все сделаю за тебя«.
Разработанная методика состояла из 4 блоков. Первый блок направлен на осознания ответственности за себя и ответственности за другого. Данная задача решалась при помощи специально подобранных упражнений. Второй блок решал задачу формирования умений выбора оптимального поведения в конфликтной ситуации через решение проблемных ситуаций. Решения при этом являлись диагностическим конструктом для отслеживания моментов ухода от ответственности. Третий блок предполагал закрепление сформированных умений, репетицию оптимального поведения, его корректировку через участие студентов в ролевых играх. В четвертом блоке отслеживался поведенческий аспект реализации ответственности методом «контрактов». Стимулирующей и оценочной частью являлась бально - рейтинговая система оценки.
После внедрения разработанной методики были получены следующие результаты: статистически достоверно в экспериментальной группе повысились все гармонические параметры ответственности (рис. 2).
Данные параметры измерялись с помощью опросника «Ответственность» В.П. Прядеина |7] и характеризовались следующим образом: эргичностъ субъекта характеризовалась самостоятельным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практике тщательным выполнением трудных и ответственных заданий. Другими словами, эргичность характеризовала поведенческую активность. Эмоциональный компонент ответственности рассматривался по параметрам стеничности - положительные эмоции или их появление при выполнении ответственных дел. Под социоцентричностью понималась социально значимая мотивация, выраженная в выполнении ответ-
35 ЗО 25 20 1 5 Ю 5 О
1
Рис. I. Методика формирования социальной ответственности
I
й
I
до после : до после до поел© до
после ДО ПОСЛЕ
[_ 1 экспериментальная 122 контрольная
Рис. 2. Гармонические показатели ответственности в экспериментальной и контрольной группах до и после эксперимента Условные обозначения: 1 - динамическая эргичность; 2 - мотивационная социоцентричность; 3 - когнитивная осознанность; 4 - результативная предметность; 5 - эмоциональная стеничность; 6 - регуляторная интернальность.
ственных дел из-за желания быть среди людей, коллектива, общества. Мотивация связана с чувством долга, преобладанием общественных интересов над личными интересами. Об интернальности субъекта судили по его самостоятельности, самокритичности и независимости при выполнении ответственных дел, по способности субъекта брать ответственность на себя. Под осмысленностью понималось схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление качества. Предметный параметр связан с результатами субъекта при выполнении коллективных дел, его самоотверженностью и добросовестностью. Показатель предметности явился эквивалентом общественно значимого результата.
Данная методика, кроме гармонических составляющих, включает агармонические параметры. Все вместе они составляют суммарный показатель ответственности. Данный показатель после внедрения методики составляет (рис. 3) в экспериментальной группе 293 балла (70% от диапазона шкалы), в контрольной — 251 балл (60% от диапазона шкалы), различия являются статистически достоверными (Р<0,05).
Важное значение в формирования социальной ответственности имеет активность студентов. Активность личности, как важнейшее качество
субъекта деятельности, может быть реализована в различных формах. Двумя основными формами активности являются инициатива и ответственность [1]. И.А. Минкина [4) отмечает: «...формирование внутренней ответственности тесно связано с социальной активностью, ибо в социальной деятельности личность, добиваясь определенных результатов, мобилизует свои возможности. И если направленность этой деятельности совпадает с объективными требованиями социального развития, то, очевидно, чем выше ответственность личности, тем активнее и действеннее она мобилизует все свои внутренние возможности».
Для выявления данного параметра нами была использована методика исследования локализации контроля личности Е.Г. Ксенофонтовой. Одной из субшкал данной методики является шкала отрицания активности (Оа), характеризующая убеждение человека в бессмысленности какой-либо деятельности, направленной на достижение жизненных целей. Высокие показатели по шкале дают представление о мировоззренческих установках, соответствующих «убежденной экстернальности». Это не просто утверждение преимущественной роли внешних сил в жизни человека, но и исходящие из этого утверждения выводы (или убеждения) о неразумности, ненужности и бессмысленности
зоо
250 200 1 50 1 ОО 50 О
после
а экспериментальная
I коитропьи^я
Рис. 3. Суммарные показатели ответственности о экспериментальной и контрольной группах .-.о и после эксперимента
ю
9 в 7 в 5 4 3 2
□ экспериментальная ЕЛ контрольная
Рис. 4. Показатели субшкалы отрицания активности студентов в экспериментальной и контрольной группах
до и после эксперимента
осуществления активности, не способной ни в каком случае привести к положительному результату. Низкие показатели по шкале Оа подтверждают склонность испытуемого к интерналъности, причем на уровне не только мировоззрения, но и готовности кдеятельности.
После внедрения методики показатели отрицания активности в экспериментальной группе значительно снизились и являются статистически достоверными по отношению к контрольной группе (рис. 4), что говорит о большей готовности к деятельности студентов экспериментальной группы и, следовательно, о готовности нести ответственность за эту деятельность.
Исследуя процессы ориентации и регуляции взаимодействия индивида и окружающей среды, многие ученые отмечают активную роль отношений в регуляции этих взаимодействий. С.Л. Рубинштейн [8] писал, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру и другим людям. А.Г. Ковалев [3] отмечает: «В отношениях проявляется вся сущность личности, ее доминирующие потребности, идейная направленность и моральная воспитанность». В.Н. Мясищев [6], анализируя взаимодействие сторон психической жизни, отмечал: «Психический процесс развертывается на фоне состояния, а уровень его активности определяется отношением к объекту».
Регулирование взаимодействия требует понимания, усвоения и принятия ценностных ориентацией, а сами ценностные ориентации представляют собой компонент более сложной иерархически организованной структуры отношений личности к условиям ее существования и активности.
Из выше сказанного становиться понятно, что чем больше жизненных сфер значимы для студента, тем выше его активность и ответственность. Диагности-
ка значимости жизненных сфер студентов физкультурного вуза определялась нами при помощи психодиагностической методики оценки терминальных ценностей (ОтеЦ) И.Г. Сенина [9]. После эксперимента отмечено расширение значимости всех жизненных сфер у студентов (рис. 5). Наибольшую значимость имеют сферы профессиональной жизни, обучения и образования, общественной жизни и увлечений, показатели по этим сферам близки к максимальным.
В результате исследования были сделаны следующие выводы.
1. Анализ научно-методической литературы показал недостаточную степень изученности вопросов, касающихся социальной ответственности.
2. Констатирующий эксперимент позволил определить трехкомпонентную структуру социальной ответственности, включающую ценностно-нормативный, аффекгивно-эмпатийный и организационно-коммуникативный компоненты.
3. Изучение гармонических параметров, ценности различных жизненных сфер, активности студентов как ведущих составляющих социальной ответственности показало недостаточный уровень ее сформированности.
4. Внедрение разработанной методики позволило повысить уровень сформированности социальной ответственности студентов физкультурного вуза
В заключение необходимо отметить, что социальная ответственность является важнейшей составляющей профессионального мастерства тренера-преподавателя. Работу по ее формированию у студентов физкультурного вуза необходимо начинать с первого курса, внедрение методики целесообразно на 3 - 4 курсе, после того как получен первый опыт профессиональной деятельности на производственной практике. Разработанная мето-
Рис. 5. Показатели ценности различных жизненных сфер для студентов экспериментальной и контрольной групп
до и после эксперимента
Условные обозначения: 1 - сфера профессиональной жизни; 2 - сфера обучения и образования; 3 - сфера семейной жизни;
4 - сфера общественной жизни; 5 - сфера увлечений.
дика включает цикл упражнений, проблемных ситуаций, ролевых игр. Предусматривает заключение «контракта» и использование балльно-рейтинговой оценки работы студентов.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1985. - Т.6; №5. - С. 3-19.
2.Дементий, Л. И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.И. Дементий.-М., 1990. - 23 с.
3. Ковалев, А. Г. Проблема воли в свете психологии отношений / А. Г. Ковалев // Ученые записки: сб. науч. тр. / ГДОИФК.-Д., 1956,- С. 116.
4. Минкина, И.А. Воспитание ответственностью / И.А. Мин-кина. - М.: Наука, 1990. - 132с.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муз-дыбаев. - Л.: Наука. 1983. - 240 с.
6. Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. - М., 1969. - С. 111.
7. Прядеин, В, П. Ответственность как системное качество личности / В. П. Прядеин.- Екатеринбург [б. и ], 2001. - 209 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С Л. Рубинштейн, -М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
9. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): руководство / И. Г, Сенин. - Ярославль: Содействие, 1991,- 20 с.
КРИВОШЕЕВА Ольга Робертовна, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 20.08.06 г. © Кривошеева O.P.
УДК 618.4:797.21
Л. И. ЛИКИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ПОДГОТОВКА
БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К РОДАМ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ_
В данной статье рассматривается воздействие плавательных упражнений на организм беременной женщины. Средний объем плавания за одно занятие 400-500 м был доступен для женщин, независимо от срока беременности. В результате занятий оздоровительным плаванием улучшилось состояние беременных женщин, физиологическая зрелость новорожденных детей составляла 8-9 баллов у 75,9%, 7 баллов — у 22,2%, 6 баллов - у 1,85%.
Введение
Репродуктивное здоровье населения России, и г. Омска в частности, в последние годы характеризуется негативными показателями, низким
уровнем рождаемости. На формирование репродуктивного здоровья влияют различные факторы: экологические, социальные, экономические, культурные и т.д. Негативные тенденции в отношении здоровья складываются во всех слоях населения.