Рис. 5. Показатели ценности различных жизненных сфер для студентов экспериментальной и контрольной групп
до и после эксперимента
Условные обозначения: 1 - сфера профессиональной жизни; 2 - сфера обучения и образования; 3 - сфера семейной жизни;
4 - сфера общественной жизни; 5 - сфера увлечений.
дика включает цикл упражнений, проблемных ситуаций, ролевых игр. Предусматривает заключение «контракта» и использование балльно-рейтинговой оценки работы студентов.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Типология активности личности / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1985. - Т.6; №5. - С. 3-19.
2.Дементий, Л. И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Л.И. Дементий.-М., 1990. - 23 с.
3. Ковалев, А. Г. Проблема воли в свете психологии отношений / А. Г. Ковалев // Ученые записки: сб. науч. тр. / ГДОИФК.-Л., 1956,- С. 116.
4. Минкина, И.А. Воспитание ответственностью / И.А. Мин-кина. - М.: Наука, 1990. - 132с.
5. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муз-дыбаев. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.
6. Мясищев, В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека / В.Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР. - М., 1969. - С. 111.
7. Прядеин, В, П. Ответственность как системное качество личности / В. П. Прядеин.- Екатеринбург [б. и ], 2001. - 209 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С Л. Рубинштейн, -М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
9. Сенин, И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ): руководство / И. Г, Сенин. - Ярославль: Содействие, 1991,- 20 с.
КРИВОШЕЕВА Ольга Робертовна, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию: 20.08.06 г. © Кривошеева O.P.
УДК 618.4:797.21
Л. И. ЛИКИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ПОДГОТОВКА
БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН К РОДАМ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ_
В данной статье рассматривается воздействие плавательных упражнений на организм беременной женщины. Средний объем плавания за одно занятие 400-500 м был доступен для женщин, независимо от срока беременности. В результате занятий оздоровительным плаванием улучшилось состояние беременных женщин, физиологическая зрелость новорожденных детей составляла 8-9 баллов у 75,9%, 7 баллов — у 22,2%, 6 баллов - у 1,85%.
Введение
Репродуктивное здоровье населения России, и г. Омска в частности, в последние годы характеризуется негативными показателями, низким
уровнем рождаемости. На формирование репродуктивного здоровья влияют различные факторы: экологические, социальные, экономические, культурные и т.д. Негативные тенденции в отношении здоровья складываются во всех слоях населения.
Таблица -
Показатели функционального состояния беременных женщин ло „ после занятий «даванием в раздн-иые сроки берем,.
Группа Пока-затее- Срок Вес САД ДАД ЖЕЛ Проба Штанге Проба Ген-¡а Орто-нробл Динамометрия Прг..'.. Тегшинг тест Тест Купера
правая левая
Группа 1 (18 чел.) Исходная ; величина : 24,4 ± 3,5 61,2± 7,3 11,03 — 8,5 70,8± 6,5 2933,3 ± 407,6 43,6± 11,5 20,6± 6,7 !5,В± 3,7 1а,3± 4,3 н 3,9 !17± 2,1 65:-: У, 7 296,9 ± 105,7
Конечная величина 38,7 * 0.6 72,8± 7,6 109,4 = 8,7 69,7 ± 8,5 3088.9 ± 432,7 40,9± 13,3 2,7 21,9- 11,2^ 5,8 1 4,1 14,7± 3,8 10.7± 71,12= 9,6 367,4* 174,3
Разница 17,7 11,6 -0,9 -1,1 155,6 1.3 4.6 2,5 2,2 1 5.3 70.5
о? <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0.05 <0,05 <0.05 >0,05 <0,05 <0,05
Группа 2 (17 чел.) Исходная величина 31,2± 2,1 58.5± 7,6 109,4 А 10,3 69,4 ± 8,3 2847,1 ± 566,4 37,4 ± 12,6 16.4± 5,1 13,2л 12,7 14.3* 5,3 12,2± 3,4 9,2± 3,2 66,6 ± 6,2 294,7 ± 121,4
Конечная величина 38.6± 0,6 71,9± 7,5 111,8 ± 7,3 69.4 ± 7,5 3123,5 ± 432,3 36,5± 9,7 18. \± 6.0 12,4± 8,3 16.4 ± 4,5 13.8± 3,5 10,3± 3,1 72.2± 5,5 310,9± 125,0
Разница 7,4 13,4 2,4 0 276,4 0,9 1.7 -0.8 2,1 1,6 1,1 ' 5.6 16,2
ОТ <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0.05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05
Группа 3 (19 чел.) Исходная величина 23,3— 4,9 59.9± 6,8 109,3 ± 8,9 69,7 ± 8,3 2992,1 * 511,9 43,0 ± 13,0 23,1± 8,7 17,6^ 9,6 13,7± 5,9 11,0* 3,6 10,6± 2,4 63,4 ± 7,5 277,4 ± 130,3
Конечная величина 38,9± 0,3 71,7± 7,7 112,6± 6,5 69.7* 7,5 3221,1± 424,0 42,0± 12,0 26,1± 9,9 11,8± 5,8 16.4± 5,1 13,1± З.В 11,6± 2.6 69,8± 8,1 359,1 ± 183,2
Разница 15,6 11,8 3,3 0 229 -1 3 -5,8 2,7 2,1 1 6,4 81,7
сС <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 <0,05 >0.05 >0,05 <0.05 <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05
Всему этому способствует бурное развитие механизации, автоматизации производства, в этой связи резко и за короткий срок изменилась среда обитания человека. За какие-нибудь полвека доля тяжёлого физического труда сокращалась, что привело к нарушению генетической программы человеческого организма и запустило в действие цепную реакцию гипокинетического синдрома, что привело к развитию целого ряда так называемых «болезней Цивилизации»: ишемическая болезнь, неврастения, гипертоническая болезнь, заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д.
Здоровье населения России катастрофически падает. Одним из признаков плохого состояния здоровья общества являются негативные тенденции показателей репродуктивного здоровья женщин и низкий уровень нормальных родов, В настоящее время около 70% беременных женщин имеют раз-
личные патологические состояния: анемию, гестоз, болезни почек, сердечно-сосудистой системы и др. Частота нормальных родов не превышает 31%, а у больных матерей, как правило, рождаются больные дети [4].
Здоровье будущего ребенка и матери во многом определяются поведением самой женщины во время беременности. Каждая женщина должна научиться способствовать оздоровлению своего организма, чтобы вынашивание плода было для нее естественным. От того, насколько беременная женщина будет понимать необходимость для себя занятий физическими упражнениями, вырабатывать потребность в этих занятиях, зависит здоровье будущего ребенка.
Беременность обуславливает напряженность в деятельности всех физиологических систем, так как предъявляет к ним повышенные требования, воз-
6,66%
«4,4 %
□ 40-60 см ■ 3 человека В 60,1 - 60 ом - 61 человек □
Рис. 1. Длина тела новорожденных детей
22.2%
О 30,1 • 35 см-42 человека Г! 35.1-38 см - 12 человек
Рис. 3. Окружность головы новорожденных детей
растающие с ростом и развитием плода. При беременности изменениям подвергается и мышечная система. Возрастают нагрузки на брюшной пресс, стопы, позвоночник, длинные мышцы спины, вследствие чего возникают боли в пояснице и нижних конечностях.
Среди осложнений, возникающих при малой двигательной активности беременной женщины, — приращение плаценты, склонность к гипотензии, первичная и вторичная слабость родовой деятельности и т.д. [2]. Общеизвестно оздоровительное влияние занятий плаванием, их физиологическое и физическое воздействие на организм занимающихся. В воде создаются комфортные, обусловленные физическими свойствами водной среды условия для физической подготовки беременных. Кроме того, исключается травмоопасность при выполнении упражнений. Вода создает хороший психоэмоциональный фон и дает возможность избирательно, в широком диапазоне дозировать нагрузку [1,3).
Упражнения в водной среде в большинстве случаев выполняются в горизонтальном положении, а значит, снимается нагрузка с позвоночника, что снижает боль в поясничном отделе позвоночника беременной, пребывание в воде способствует общему расслаблению мышц, улучшению венозного оттока. Упражнения в воде развивают дыхательную мускулатуру, стимулируют сердечно-сосудистую систему. Вода, мягко обтекая тело, массирует нервные окончания, находящиеся в коже и мышцах, тем самым благотворно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает ее [ 1 ].
Цель, задачи и методы исследования
Целью нашего исследования явилось изучение воздействия плавательных упражнений (нагрузок) на организм беременной женщины. Задачи исследования:
1) исследовать влияние плавательных нагрузок на организм женщин с различным сроком беременности;
7,40% 7,40%
86,1 %
□ 2-3 кг - 4 человека ш 3.1 - 4 кг - 46 человек
К 4,1 • б кг • 4 человека
Рис. 2. Вес тела новорожденных детей
53,70%
□ 6 баллов -1 человек в 7 баллов -12 человек
Ш 8 баллов - 29 человек □ 9 баллов -12 человек
Рис. 4. Состояние новорожденных (по шкале Апгар)
2) изучить состояние детей в период новорожденное™, которые находились в утробе матери, занимающейся оздоровительным плаванием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анкетирование, спирометрия, кистевая динамометрия, проба Штанге, проба Генча, проба Ромберга, тегшинг-тест, орто-проба, тест Купера. Постоянно велся контроль за весом, артериальным давлением, пульсом занимающихся. Для анализа субъективного состояния женщины, состояния ребенка после родов проводился опрос занимающихся.
Занятия с беременными проводились в 50-метровом бассейне Сибирского государственного университета физической культуры. Занимающиеся были подразделены на группы. В первую группу входили беременные с ранним сроком начала занятий (на 14-20 неделе). Во вторую группу входили те, кто пришел на 30-й неделе беременности (начало декретного отпуска). Занятия в первой и второй группе проводились два раза в неделю. Третью группу составили беременные женщины, которые изъявили желание заниматься четыре раза в неделю. Возраст беременных был 20-25 лет — 44,4%, 2630 лет - 55,5%. Все занимавшиеся посещали занятия в бассейне до 39-40 недели беременности. Занятия проходили в форме урока продолжительностью 60 минут.
На каждом занятии женщины выполняли обще-развивающие и имитационные упражнения на суше, упражнения в воде у неподвижной опоры (у бортика) для мышц нижних конечностей, мышц тазового дна, внутренней поверхности бедра. При плавании, на первых занятиях, осваивались серии отрезкон 2x5 м, 2х 10 м, 2х 15м с помощью ног и в координации разными способами, начиная от облегченных и заканчивая, по мере освоения, спортивными способами (кроль на груди, кроль на спине, брасс) Между упражнениями занимающиеся выполняли большое количество выдохов в воду. Использовалось также плавание на задержке дыхания. По мере
освоения серий упражнений, состоящих из коротких отрезков, постепенно занимающиеся проплывали серии, состоящие из более длинных отрезков. Занятия всегда заканчивались упражнениями ре-лаксирующего характера (медуза, звездочка, лежание на груди, на спине, лежание в расслабленном состоянии, держась за бортик). Объем нагрузки постепенно возрастал от 100-200 м до 500 м за занятие.
В процессе каждого занятия осуществлялся контроль пульса. Упражнения выполнялись при частоте сердечных сокращений не выше 120 ударов в минуту.
Полученные результаты
В результате тренировочные занятия оздоровительным плаванием оказали положительно? влияние на адаптационные процессы у занимающихся во всех группах (таблица 1). Однако наибольшие приросты изучаемых показателей были в группах 1 и 3. Естественно, что на это повлияли большие объемы плавания, выполненные за счет большего количества занятий в этих группах. Во всех группах наблюдалось достоверное увеличение показателей жизненной емкости легких, кистевой динамометрии, теппинг-теста. Во всех группах улучшились показатели теста Купера (проплывание количества метров за 12 минут). Не было достоверных изменений показателей пробы Штанге, пробы Генчи, пробы Ромберга, САД, ДАД. Масса тела во всех грех группах находилась в пределах нормы.
Итогом проведенного эксперимента явился факт положительного влияния оздоровительного плавания на новорожденных (рис. 1, 2, 3, 4). Рожденные дети имели высокий показатель физиологической зрелости по шкале Апгар. Средние показатели их массы составляли 3500 г, длина тела 52.7 см, окружность головы 35.0 см. В результате можно констатировать, что адекватные физические нагрузки с применением плавания в оздоровительных режимах
в дородовом периоде благоприятно воздействуют на весь организм беременной женщины и на ее репродуктивную систему.
Выводы:
1.В результате зану: ,-ii-, оздоровительным плаванием у беременных кемцин улучшились показатели ды» .-.тельной системы, пока?п -ели кистевой динамометрии, по» азатели тепнинг-теста и показатели теста Kytirfpa.
2. Физиологическая зрелогть новорожденных (по шкале Апгар) была высокой и сос тавляла 8-9 баллов у 75,9% новор лжденных, 7 баллов у 22,2% новорожденных, 6 баллов у t,85.£гюворожденных.Антропометрические показателя новорожденных были в пределах нормы
Библиографический список
1. Аикина Л.И,, Дергачева Е.В. Двигательная активность женщин в дородовом периоде с использованием средств оздоровительного плавания. Научные труды, Омск, 2004,29-33 с.
2. Лечебная физическая культура и врачебный контроль. Под ред. В. А. Епифанова, ПЛ. Апанасенко. М.: Медицина, 1990. -368 с.
3. Фирсов З.П. Плавание для всех /З.П. Фирсов, Москва, Физкультура и спорт, 19ВЗ .- 64 с.
4. Фролова О.Г., Ильичева И.А. Вопросы охраны репродуктивного здоровья в решениях коллегий Минздрава РФ 2002 г, / О.Г. Фролова, И.А Ильичева //Акушерство и гинекология.-2003.- № 4.- С. 63-64.
АИКИНА Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики плавания.
Дата поступления статьи в редакцию: 01.08.06 г. © Аикина Л.И.
Книжная полка
Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для вузов. - 3-е изд. - М.: Владос, 2005. - 528 с.
В учебнике обобщен 35-летний научный и практический опыт работы автора в клинической медицине и спорте. Большое внимание уделено вопросам патологии и предпатологии, проведения врачебного контроля юных спортсменов, школьников и студентов специальных медицинских групп, женщин-спортсменок, инвалидов-спортсменов и элитных спортсменов, тренирующихся в неблагоприятных климатических условиях (зонах), с учетом биоритмов, допинг-контроля и др. Отражены современная система реабилитации, отбора и ориентации в спорте, акклиматизация и др. Учебник существенно отличается от ранее изданных содержательностью, иллюстрациями и сгилем изложения материала.
Учебник рассчитан на студентов колледжей, факультетов физической культуры университетов и институтов физической культуры, медицинских вузов, а также спортивных врачей, реабилитологов, ординаторов,аспирантов, тренеров и других специалистов.
Спортивная морфология: учебное пособие / Алексанянц Г.Д., Абушкевич В.В., Тлехас ДБ. и др. - М.: Советский спорт, 2005. - 91 с.
Учебное пособие обеспечивает возможность студентам, тренерам, преподавателям по физической культуре изучить практическое применение оригинальных методик спортивной морфологии (по направлению 032100 - «Физическая культура» и специальности 032101 - «Физическая культура и спорт»). Наблюдая структурные изменения, происходящие в организме спортсмена под влиянием физических нагрузок, можно правильно оценить формирование признаков долговременной адаптации, что имеет значение при спортивном отборе, индивидуализации тренировочного процесса, достижении максимальных спортивных результатов при сохранении здоровья.