Научная статья на тему 'Изменение терморегуляции беременных женщин в процессе занятий оздоровительным плаванием'

Изменение терморегуляции беременных женщин в процессе занятий оздоровительным плаванием Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
583
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕМЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ / ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ / PREGNANT WOMEN / IMPROVING SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аикина Людмила Ивановна

Занятия беременных женщин оздоровительным плаванием приводит к снижению температуры тела, что способствует оздоровлению и активизации обменных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The change of thermoregulation in pregnant women taking the course of health improving swimming

Taking by pregnant women the course of health improving swimming leads to body temperature decrease that promotes improvement and activation of the exchange processes.

Текст научной работы на тему «Изменение терморегуляции беременных женщин в процессе занятий оздоровительным плаванием»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

УДК 797.22 : 618.4.036

Л. И. АИКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ___________________________

Занятия беременных женщин оздоровительным плаванием приводит к снижению температуры тела, что способствует оздоровлению и активизации обменных процессов.

Ключевые слова: беременные женщины, оздоровительное плавание, терморегуляция.

Улучшение репродуктивного здоровья женщин немыслимо без двигательной активности. Физические упражнения способствуют активизации обменных процессов, а физические упражнения в водной среде вызывают особые адаптационные реакции — более сильные, чем на суше [1].

Среди всех физических методов водолечение занимает первое место по своей древности, признанию полезности всеми народами и во все времена. Вода всегда считалась символом чистоты и очищения.

По мнению Гиппократа, вода действует на тело охлаждением, влияет химически и механически, создаёт раздражение и реакцию. Греческий врач Асклепиад считал главными средствами лечения воду, диету, движения. Он считал, что холодная вода с растираниями и гимнастикой — главное лечение.

Однако мрачное средневековье с неправильно понятым религиозным пренебрежением к телу, его здоровью и красоте привели к отказу от естественных приёмов лечения с помощью воды, к увлечению лекарствами тогдашней «химии» [2].

Физические нагрузки в водной среде вызывают особые адаптационные реакции. При погружении в воду кожный анализатор, обладая высокой чувствительностью к механическим и температурным воздействиям, осуществляет связь организма с окружающей средой. Тренировка аппарата терморегуляции способствует закаливанию организма.

При остром холодовом воздействии на стопы (погружение стоп в ледяную воду на 1 минуту) было выявлено повышение температуры некоторых участков кожи на груди и спине, увеличение потребления кислорода, легочной вентиляции и дыхательного коэффициента [3].

Упражнения в воде оказывают нормализующее действие на ЦНС, вегетативную нервную систему, улучшают состояние кардиореспираторной системы, клеточного и гуморального иммунитета [1].

Авторами [4] изучался вопрос содержания гормонов и нейромедиаторов в плазме крови у беременных женщин, занимающихся оздоровительными процедурами. В качестве оздоровительных процедур использовались физические упражнения, закаливание с помощью природного фактора (холодная вода). Исследования этих авторов показали, что использование оздоровительных процедур во

время беременности вызывало позитивные изменения обмена нейрогормональных факторов. Уровни стрессорных гормонов и нейромедиаторов понижались, содержание лактогенных гормонов, напротив, повышалось. Таким образом, оздоровительные мероприятия нормализовали гормональный статус и способствовали профилактике эндокринных нарушений у беременных женщин, что способствовало нормальному течению беременности, профилактике гормональных нарушений у матери и будущего ребенка.

Процесс закаливания необходим женщине, так как роды протекают при значительном обнажении тела роженицы, и неадаптированные женщины к воздушным, водным ваннам испытывают чувство холода и озноб с выраженной кожномышечной реакцией [5].

В связи с этим целью наших исследований является изучение возможностей использования плавания как оздоровительного средства для беременных женщин.

В эксперименте приняли участие 54 женщины с физиологическим течением беременности во 2-м, 3-м триместре. Измерялись участки тела: висок, грудь (область грудины), кисть (тыльная поверхность), стопа (тыльная поверхность). Измерения участков тела производилось инфракрасным термометром (WF-2000) до занятий (исходное состояние), после приёма душа, после занятия оздоровительным плаванием в бассейне «Альбатрос» СибГУФК. Всего произведено 648 измерений. Температура воды в бассейне +27°.

В процессе эксперимента нами получены следующие результаты. В исходном состоянии, на суше температура в области виска 34,7±1,6; в области груди 35,8±1,4; в области кисти 32,8±1,9; в области стопы температура 32,2±1,8 градусов Цельсия.

После приёма душа температура всех участков тела понижалась до 33,5±2,0 в области виска (Р<0,05), в области груди до 33,4±1,8 (Р<0,05), в области кисти до 32,1±1,7 (Р<0,05), в области стопы до 30,8±1,8 градусов (Р<0,05).

Более значительное снижение температуры тела наблюдается после 60 минут занятия оздоровительным плаванием. Структура занятия включала упражнения на суше 15%, в воде 85%. Занятия в воде состояли из:

Таблица 1

Показатели температуры различных участков тела беременных женщин до занятия, после душа, после оздоровительного плавания (п-54)

Части тела Исходное После душа Р0 После занятия Р0

Висок 37,7±1,6 33,5±2,0 < 0,05 29,6±2,1 < 0,05

Грудь 35,8±1,4 33,4±1,8 < 0,05 28,6±1,5 < 0,05

Кисть 32,8±1,9 32,1±1,7 < 0,05 26,7±1,3 < 0,05

Стопа 32,2±1,8 30,8±1,8 < 0,05 26,05±1,5 < 0,05

— 30% — плавания: на ногах 2х25 м кролем на груди (досточка в руках), 2х25 м кролем на спине, 2х25 на боку (левом, правом), 2х25 м брассом. После каждой серии выполнялись упражнения на дыхание (3 — 5—10 выдохов);

— 40% — плавания в координации различными способами: 4х25 м на боку (правом, левом), 2х50 м брассом на груди, брассом на спине, 2х50 м кролем на груди, на спине.

— 15% — упражнения на развитие гибкости в тазобедренных суставах, упражнения на ныряние в длину (2х5 м), в глубину (вниз ногами — 2х2 м), упражнения на релаксацию. Упражнения выполнялись повторным методом. Отдых между упражнениями произвольный. Частота сердечных сокращений при плавании находилась в пределах 120—130 уд/ мин. Общий объем плавания составил 500 метров.

После занятий в водной среде измерялась температура различных участков тела беременных. Были получены следующие данные: в области виска температура опустилась до 29,6±2,1°С, в области груди до 28,6±1,5 (Р<0,05), также наблюдалось снижение в области кисти до 26,7±1,3 (Р<0,05), в области стопы 26,05±1,5 (Р<0,05); во всех случаях сравнение состояния температуры тела после душа и после плавания достоверно изменились (табл. 1).

Наблюдения и анализ полученных данных показывает, что в области груди наблюдается наибольшее снижение температуры тела женщин до 7,2°, если рассматривать температуру тела в исходном состоянии и температуру тела в этой области после занятий оздоровительным плаванием. В области кисти и стопы разница температуры исходного состоя-

ния и после воды 6,1°, меньшие показатели температуры тела наблюдаются в области виска 5,1° (табл. 1).

После периода тренировочных занятий в дородовой подготовке женщин простудных заболеваний отмечено не было, потому что организм беременных постепенно адаптировался к температурному режиму.

Таким образом, анализ данных научно-методической литературы и результаты наших исследований подчеркивают важность процесса занятий оздоровительным плаванием как фактора закаливания организма, а следовательно, улучшение иммунобиологических механизмов организма беременных женщин, способствующих оздоровлению женщин и благоприятному протеканию родовой деятельности.

Библиографический список

1. Гидротерапия: роль погружения в воду и физических упражнений в ней / А. Т. Быков [и др.] // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2009. — № 1 (28). — С. 30-42.

2. Слетов, Н. В. Водолечение. Теория и практика водолечения дома, в лечебнице и на курортах / Н. В. Слетов. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. — С. 311.

3. Температурный портрет человека и его связь с аэробикой, производительностью и уровнем лактата в крови / Е. Б. Акимов [и др.] // Физиология человека. — 2010. — Т. 36. — № 4. — С. 89—101.

4. Нейрогормональный механизм воздействия оздоровительных процедур на организм беременных женщин / А. Г. Смирнова [и др.] // Физиология человека. — 2008. — Т. 34, № 3. — С. 133— 136.

5. Абрамченко, В. В. Лечебная физкультура в акушерстве и гинекологии / В. В. Абрамченко, В. М. Болотских. — СПб. : ЭлБИ-СПб, 2007. — 220 с.

АИКИНА Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры теории и методики плавания.

Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 18.04.2012 г.

© Л. И. Аикина

Книжная полка

Физическая культура : учеб. пособие для вузов / под ред. Е. С. Григоровича, В. А. Переверзева. - 2-е изд., дораб. и доп. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. - 245 с. - Гриф МО Республики Беларусь. - ISBN 978-98506-1713-2.

Освещены вопросы разностороннего физического развития студентов. Описаны средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к профессиональной деятельности. Даются рекомендации по проведению методических и практических занятий для студентов 1—4-х курсов. Содержит комплексы физических упражнений. Включает таблицы и контрольные тесты для оценки уровня физического здоровья и физической подготовленности, а также «Паспорт здоровья» для записи показателей физического здоровья студента в течение всего периода обучения в вузе. Для студентов медицинских и других специальностей вузов, а также преподавателей физической культуры вузов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.