УДК 796.015.44
В. А. АИКИН Д. М. БИЛЫК
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ
В ВОЗРАСТЕ 18-25 ЛЕТ____________________
На основании данных проведенных исследований была выявлена физическая и функциональная индивидуальность среди представителей различных типологических групп, определена степень адаптации к упражнениям с различной интенсивностью, а также сформирована программа занятий по плаванию с учетом типологической принадлежности занимающихся.
Сложность в управлении физическим воспитанием заключается в попытке повлиять на организм стандартными средствами и методами физического воздействия. Из-за индивидуальных состояний человека не всегда получается одинаковая реакция на одно и то же воздействие, так как одинаковая нагрузка может вызвать разный тренировочный эффект. Развитие тренировочного процесса в определенном направлении можно только путем дифференцирования первоначальных действий, таких как срочный и отставленный тренировочный эффект [7, 8].
Основой дифференцирования в программе обучения плаванию является выбор критерия, на основании которого возможно оптимальное распределение занимающихся в группы.
Гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что процесс повышения функциональных возможностей студентов на академических занятиях будет более эффективным, если средства оздоровительной тренировки в плавании дифференцированы в зависимости от типологических особенностей занимающихся.
Таким образом, содержание дифференцированного подхода предполагает свободный выбор способов физического совершенствования, проявление творческой инициативы в организации занятий, при возможности внедрения элементов спортивной и оздоровительной практики в жизнь студента [ 1, 2, 11, 12].
Объектом исследования явилась методика оздоровительной тренировки по плаванию в программе физической культуры студентов.
Предметом исследования явилась методика нор-мированния нагрузки у студентов с различными морфофункциональными особенностями.
Целью нашего исследования явилась разработка программы оздоровительной тренировки в плавании на академических занятиях со студентами, с учетом морфофункциональных особенностей.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в результате исследований были расширенны сведения в теории и методике физической культуры об особенностях планирования занятий оздоровительной направленности со студентами различимых по типу телосложения, физической, функциональной и плавательной подготовленности.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследований позволили рекомендовать в практику физической культуры программы учебно-тренировочных занятий вузов, сузов, а также для самостоятельных занятий населения.
Для решения поставленной цели нами был проведен ряд исследований, направленных на изучение антропометрических, морфофункциональных и физических особенностей юношей 18 — 25 лет.
На первом этапе исследования были определены средне-групповые значения физического и функционального развития студентов общего курса в возрасте 18 — 25 лет без учета типа телосложения, а также сравнительный анализ представителей различных типологических групп.
По результатам предварительного исследования можно сделать вывод, что представители трех типологических групп имею значительные различия (достоверно при р<0,05) в антропометрических показателях и в функциональной подготовленности. При сравнительном анализе морфофункциональных показателей представителей нормостенического, астенического и гиперстенического типа телосложения у юношей были выявлены достоверные (при р<0,05) отличия от средне-групповых показателей и должны рассматриваться как члены различных генеральных совокупностей. Результаты предварительного тестирования представлены в табл. 1, 2.
На втором этапе исследования был проведен поисковый эксперимент с решением задачи: определить степень воздействия тренировочной нагрузки различной интенсивности на студентов с учетом типологической принадлежности.
В спортивной и оздоровительной практике одним из основных критерием оценки интенсивности нагрузки является частота сердечных сокращений (ЧСС) и значения максимального потребления кислорода (МПК). В основе достижения результата в тренировке на выносливость, лежат адаптационные процессы, происходящие в организме при выполнении упражнений различной интенсивности. Адаптационный процесс определяется двумя периодами — срочной и долговременной адаптацией [5]. В исследовании функциональных изменений мы использовали метод оценки напряжения механизмов адаптации: индекс напряжения (ИН) и модифицированный индекс напряжения (МИН) [3, 10], а также оценка
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
Г |гу111 и Антри-^^^. ппмЕзтри к. □аныв.такв Астим чп= ки й ти п Нор шг'шм и пиэс ий тн п Г и 1 ю|х:тш1 тэт: км й тип С рейдме-гру плавай ■ к:> кыаявкь (беи унагга типа ‘.шлех: лож&н нм)
Реет (см) 1й53 ± 2,2 179.1 ±2Й 174.4 ±2.1 17Й.З ± А1
IV-!: (кг) 71.2, =1=2.0 79.Й =*=^.1 94Я ± 4.2 Й06 ±2.1
О Кр. Г|ЗуЛ1Г <И КА*ПК И (см) 91 .й ± 1 .й 1016 ±26 112.1 ±2,5 1003 ± 1.5
Рсзулыаты ■
п = 20{К±а)
Ж ЕЛ (мл) 4100 ±205 453) ± 209 4ЙЯ) ±129 45Ь2>.2> ± 2£Н
ЧЪкт. ЖЕЛ (%) 76.7 А!5.4 Ш.2 й2,В
П р=*ба Ш 1ы ы па (с) 4014 ±1.3 453 ±2,5 52.7 ±1.7 466 ±31
Прпйа Панчи (с) 196 ±05 21 £3 ± 1 2 24.1 ±0Й 21 3 ± 1.1
И цгузкг: С к. ийи я= кой (КРИС) (усл.сэд.) 26.4 ±2.й 30.1 ±22 33.4 ±19 296 ±31
функционального резерва — реакция ЧСС на стандартное «возмущение» способное вызвать сдвиги (ортостатическая проба) [6, 9].
Анализируя полученные результаты тестирования, в экспериментальных типологических группах было выявлено:
— представители астенического типа телосложения склонны к выполнению упражнений с аэробной направленностью (ЧССмах 110—130 уд./мин) что приводит к долгосрочной адаптации, упражнения с ан-
аэробной и смешанной направленностью к срочному тренировочному эффекту;
— представители гиперстенического типа телосложения за счет гидростатических свойств воды и хорошо развитой мускулатуры склонны к выполнению краткосрочных упражнений анаэробного характера;
— испытуемые, с нормостеническим типом телосложения выполняя нагрузку смешанного характера (аэробно-анаэробная при ЧССмах 140— 170 уд./мин) добивались высокого уровня адаптации.
Анализируя результаты исследований было отмечено, что при проявлении утопления происходило увеличение значения МИН (200 — 300 у.е), изменение формы скаттерграммы, такие изменения означают усиление медленных волн на спектрограмме рис. 1. При проявлении удовлетворительной адаптации на спектрограмме сердечного ритма медленноволновая составляющая была слабовыраженная, а форма скат-терграммы варьировала от вытянутого до овала рис. 2.
На основании полученных данных проведенных исследований нами были определены приоритетные направления построения тренировочных занятий с использованием упражнений на выносливость с различной интенсивностью, что позволило индивидуализировать комплекс занятий в мкро- и мезоцикле с учетом типологических особенностей на занятиях по плаванию.
Исследования проводились среди студентов ОмГАУ, ОГИС и учащихся Омского педагогического колледжа № 2, Омского государственного аграрного техникума, а также среди сотрудников предприятий и организаций, чей возраст не превышал 25 лет. Результаты исследования позволили оптимизировать учебно-тренировочный процесс, повысить интерес к занятиям плаванием, а также способствовать физическому развитию организма занимающихся.
Библиографический список
1. Альбокринова О.И. Инновационный подход к управлению учебным процессом по физическому воспитанию со студентками / О.И.Альбокринова // Материалы VII Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт для всех». — «Спорт Академ. Пресс», 2002. — Том 2. — С. 5-6.
2. Антикова А.А. Концептуальные направления повышения эффективности физического воспитания в вузах / А.А. Антико-ва // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Минск, 1995.-С.15.
3. Баевский Р.М. Ритм сердца у спортсмена /Р.М. Баевский, Р.Е. Матылянской. — М. : Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.
4. Бальсевич В.К. Методические предпосылки повышения оздоровительной эффективности физического воспитания сту-
дентов / В.К Бальсевич // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы научно-практической конференции. — Краснодар : КУБГТУ, 1999. - С. 87-88.
5. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки : учеб. пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. — М., 1986. — 63 с.
6. Гуморально-гормональные механизмы регуляции при спортивной деятельности / Г.Н. Касиль [и др.]. — М. : Наука. — 1978. — 304 с.
7. Завьялов А.И. Студенту — эффективные занятия по физической культуре / А.И. Завьялов, С.К. Рябинина // Вуз. Здоровье. Интеллект: оздоровительные социальные педагогические технологии: Материалы III Междунар. научно-практ. конф., г. Кисловодск, 2003. - С. 33-34.
8. Ильинич В.И. Студенческий спорт в жизни / В.И. Ильинич. — М. : Физкультура и спорт, 1995. — С. 7, 16-46.
9. Коновалов В.Н. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости: Дис..д-ра пед.наук. — Омск, 1999. - 327 с.
10. Нечаев В.И. Математический анализ сердечного ритма в практике спорта высших достижений / Нечаев В.И., Коновалов В.Н., Грязнов В.К. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М. : 1998. - Т. 2. - С. 128-135.
11. Никишин И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф.дис... канд. пед. наук / И.В. Никишин - М., 1993. - 24 с.
12. Царегородцева Л.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. /Л.Д. Царегородцева. — Москва, 2005. - 24 с.
АИКИН Владимир Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методика плавания», проректор Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. БИЛЫК Дмитрий Марьянович, магистр физической культуры и спорта, старший преподаватель кафедры физической культуры Омского государственного аграрного университета, аспирант кафедры плавания Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Статья поступила в редакцию 26.12.07 г.
© В. А. Аикин, Д. М. Билык
Книжная полка
Ананко, А. А. Математические методы в психологии [Текст]: конспект лекций для студентов 2-го курса гуманитар. специальностей днев., вечер. и заоч. отд-ний / А. А. Ананко; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — 44 с.: рис., табл. — Библиогр.: с. 44.
Курс лекций предназначен в основном для студентов специальности «Психология труда и организационная психология», но может быть частично использован и для студентов специальностей «Управление персоналом», «Социальная работа», а также для студентов экономических специальностей.
Включены разделы описательной статистики, статистического анализа различных типов: кластерный, многомерное шкалирование, анализ статистической взаимосвязи между двумя рядами наблюдений, вычисление различных коэффициентов ранговой корреляции и построение модели линейной регрессии.
Лекции дают достаточно подробный теоретический материал, иллюстрированный рисунками и таблицами, содержат примеры выполнения заданий по всем разделам.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ