Научная статья на тему 'Дифференцирование нагрузки на занятиях плаванием со студентами в возрасте 18-25 лет'

Дифференцирование нагрузки на занятиях плаванием со студентами в возрасте 18-25 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аикин В. А., Билык Д. М.

На основании данных проведенных исследований была выявлена физическая и функциональная индивидуальность среди представителей различных типологических групп, определена степень адаптации к упражнениям с различной интенсивностью, а также сформирована программа занятий по плаванию с учетом типологической принадлежности занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аикин В. А., Билык Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exercise differentiation at swimming training of students of 18-25 years old

On the base of the carried out research there is defined physical and functional individuality among the representatives of various typological groups; the exercises with different intensity are determined and the program of swimming training paying attention to the typology of students is worked out.

Текст научной работы на тему «Дифференцирование нагрузки на занятиях плаванием со студентами в возрасте 18-25 лет»

УДК 796.015.44

В. А. АИКИН Д. М. БИЛЫК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПЛАВАНИЕМ СО СТУДЕНТАМИ

В ВОЗРАСТЕ 18-25 ЛЕТ____________________

На основании данных проведенных исследований была выявлена физическая и функциональная индивидуальность среди представителей различных типологических групп, определена степень адаптации к упражнениям с различной интенсивностью, а также сформирована программа занятий по плаванию с учетом типологической принадлежности занимающихся.

Сложность в управлении физическим воспитанием заключается в попытке повлиять на организм стандартными средствами и методами физического воздействия. Из-за индивидуальных состояний человека не всегда получается одинаковая реакция на одно и то же воздействие, так как одинаковая нагрузка может вызвать разный тренировочный эффект. Развитие тренировочного процесса в определенном направлении можно только путем дифференцирования первоначальных действий, таких как срочный и отставленный тренировочный эффект [7, 8].

Основой дифференцирования в программе обучения плаванию является выбор критерия, на основании которого возможно оптимальное распределение занимающихся в группы.

Гипотезой данного исследования послужило предположение о том, что процесс повышения функциональных возможностей студентов на академических занятиях будет более эффективным, если средства оздоровительной тренировки в плавании дифференцированы в зависимости от типологических особенностей занимающихся.

Таким образом, содержание дифференцированного подхода предполагает свободный выбор способов физического совершенствования, проявление творческой инициативы в организации занятий, при возможности внедрения элементов спортивной и оздоровительной практики в жизнь студента [ 1, 2, 11, 12].

Объектом исследования явилась методика оздоровительной тренировки по плаванию в программе физической культуры студентов.

Предметом исследования явилась методика нор-мированния нагрузки у студентов с различными морфофункциональными особенностями.

Целью нашего исследования явилась разработка программы оздоровительной тренировки в плавании на академических занятиях со студентами, с учетом морфофункциональных особенностей.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в результате исследований были расширенны сведения в теории и методике физической культуры об особенностях планирования занятий оздоровительной направленности со студентами различимых по типу телосложения, физической, функциональной и плавательной подготовленности.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследований позволили рекомендовать в практику физической культуры программы учебно-тренировочных занятий вузов, сузов, а также для самостоятельных занятий населения.

Для решения поставленной цели нами был проведен ряд исследований, направленных на изучение антропометрических, морфофункциональных и физических особенностей юношей 18 — 25 лет.

На первом этапе исследования были определены средне-групповые значения физического и функционального развития студентов общего курса в возрасте 18 — 25 лет без учета типа телосложения, а также сравнительный анализ представителей различных типологических групп.

По результатам предварительного исследования можно сделать вывод, что представители трех типологических групп имею значительные различия (достоверно при р<0,05) в антропометрических показателях и в функциональной подготовленности. При сравнительном анализе морфофункциональных показателей представителей нормостенического, астенического и гиперстенического типа телосложения у юношей были выявлены достоверные (при р<0,05) отличия от средне-групповых показателей и должны рассматриваться как члены различных генеральных совокупностей. Результаты предварительного тестирования представлены в табл. 1, 2.

На втором этапе исследования был проведен поисковый эксперимент с решением задачи: определить степень воздействия тренировочной нагрузки различной интенсивности на студентов с учетом типологической принадлежности.

В спортивной и оздоровительной практике одним из основных критерием оценки интенсивности нагрузки является частота сердечных сокращений (ЧСС) и значения максимального потребления кислорода (МПК). В основе достижения результата в тренировке на выносливость, лежат адаптационные процессы, происходящие в организме при выполнении упражнений различной интенсивности. Адаптационный процесс определяется двумя периодами — срочной и долговременной адаптацией [5]. В исследовании функциональных изменений мы использовали метод оценки напряжения механизмов адаптации: индекс напряжения (ИН) и модифицированный индекс напряжения (МИН) [3, 10], а также оценка

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

Г |гу111 и Антри-^^^. ппмЕзтри к. □аныв.такв Астим чп= ки й ти п Нор шг'шм и пиэс ий тн п Г и 1 ю|х:тш1 тэт: км й тип С рейдме-гру плавай ■ к:> кыаявкь (беи унагга типа ‘.шлех: лож&н нм)

Реет (см) 1й53 ± 2,2 179.1 ±2Й 174.4 ±2.1 17Й.З ± А1

IV-!: (кг) 71.2, =1=2.0 79.Й =*=^.1 94Я ± 4.2 Й06 ±2.1

О Кр. Г|ЗуЛ1Г <И КА*ПК И (см) 91 .й ± 1 .й 1016 ±26 112.1 ±2,5 1003 ± 1.5

Рсзулыаты ■

п = 20{К±а)

Ж ЕЛ (мл) 4100 ±205 453) ± 209 4ЙЯ) ±129 45Ь2>.2> ± 2£Н

ЧЪкт. ЖЕЛ (%) 76.7 А!5.4 Ш.2 й2,В

П р=*ба Ш 1ы ы па (с) 4014 ±1.3 453 ±2,5 52.7 ±1.7 466 ±31

Прпйа Панчи (с) 196 ±05 21 £3 ± 1 2 24.1 ±0Й 21 3 ± 1.1

И цгузкг: С к. ийи я= кой (КРИС) (усл.сэд.) 26.4 ±2.й 30.1 ±22 33.4 ±19 296 ±31

функционального резерва — реакция ЧСС на стандартное «возмущение» способное вызвать сдвиги (ортостатическая проба) [6, 9].

Анализируя полученные результаты тестирования, в экспериментальных типологических группах было выявлено:

— представители астенического типа телосложения склонны к выполнению упражнений с аэробной направленностью (ЧССмах 110—130 уд./мин) что приводит к долгосрочной адаптации, упражнения с ан-

аэробной и смешанной направленностью к срочному тренировочному эффекту;

— представители гиперстенического типа телосложения за счет гидростатических свойств воды и хорошо развитой мускулатуры склонны к выполнению краткосрочных упражнений анаэробного характера;

— испытуемые, с нормостеническим типом телосложения выполняя нагрузку смешанного характера (аэробно-анаэробная при ЧССмах 140— 170 уд./мин) добивались высокого уровня адаптации.

Анализируя результаты исследований было отмечено, что при проявлении утопления происходило увеличение значения МИН (200 — 300 у.е), изменение формы скаттерграммы, такие изменения означают усиление медленных волн на спектрограмме рис. 1. При проявлении удовлетворительной адаптации на спектрограмме сердечного ритма медленноволновая составляющая была слабовыраженная, а форма скат-терграммы варьировала от вытянутого до овала рис. 2.

На основании полученных данных проведенных исследований нами были определены приоритетные направления построения тренировочных занятий с использованием упражнений на выносливость с различной интенсивностью, что позволило индивидуализировать комплекс занятий в мкро- и мезоцикле с учетом типологических особенностей на занятиях по плаванию.

Исследования проводились среди студентов ОмГАУ, ОГИС и учащихся Омского педагогического колледжа № 2, Омского государственного аграрного техникума, а также среди сотрудников предприятий и организаций, чей возраст не превышал 25 лет. Результаты исследования позволили оптимизировать учебно-тренировочный процесс, повысить интерес к занятиям плаванием, а также способствовать физическому развитию организма занимающихся.

Библиографический список

1. Альбокринова О.И. Инновационный подход к управлению учебным процессом по физическому воспитанию со студентками / О.И.Альбокринова // Материалы VII Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт для всех». — «Спорт Академ. Пресс», 2002. — Том 2. — С. 5-6.

2. Антикова А.А. Концептуальные направления повышения эффективности физического воспитания в вузах / А.А. Антико-ва // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки студенческой молодежи: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Минск, 1995.-С.15.

3. Баевский Р.М. Ритм сердца у спортсмена /Р.М. Баевский, Р.Е. Матылянской. — М. : Физкультура и спорт, 1986. - 143 с.

4. Бальсевич В.К. Методические предпосылки повышения оздоровительной эффективности физического воспитания сту-

дентов / В.К Бальсевич // Инновационные процессы в высшей школе: Материалы научно-практической конференции. — Краснодар : КУБГТУ, 1999. - С. 87-88.

5. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки : учеб. пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. — М., 1986. — 63 с.

6. Гуморально-гормональные механизмы регуляции при спортивной деятельности / Г.Н. Касиль [и др.]. — М. : Наука. — 1978. — 304 с.

7. Завьялов А.И. Студенту — эффективные занятия по физической культуре / А.И. Завьялов, С.К. Рябинина // Вуз. Здоровье. Интеллект: оздоровительные социальные педагогические технологии: Материалы III Междунар. научно-практ. конф., г. Кисловодск, 2003. - С. 33-34.

8. Ильинич В.И. Студенческий спорт в жизни / В.И. Ильинич. — М. : Физкультура и спорт, 1995. — С. 7, 16-46.

9. Коновалов В.Н. Оптимизация управления спортивной тренировкой в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости: Дис..д-ра пед.наук. — Омск, 1999. - 327 с.

10. Нечаев В.И. Математический анализ сердечного ритма в практике спорта высших достижений / Нечаев В.И., Коновалов В.Н., Грязнов В.К. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М. : 1998. - Т. 2. - С. 128-135.

11. Никишин И.В. Программирование циклических нагрузок в занятиях студентов с учетом их индивидуальных особенностей: Автореф.дис... канд. пед. наук / И.В. Никишин - М., 1993. - 24 с.

12. Царегородцева Л.Д. Коррекция психофизического состояния студентов средствами плавания: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. /Л.Д. Царегородцева. — Москва, 2005. - 24 с.

АИКИН Владимир Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теория и методика плавания», проректор Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. БИЛЫК Дмитрий Марьянович, магистр физической культуры и спорта, старший преподаватель кафедры физической культуры Омского государственного аграрного университета, аспирант кафедры плавания Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Статья поступила в редакцию 26.12.07 г.

© В. А. Аикин, Д. М. Билык

Книжная полка

Ананко, А. А. Математические методы в психологии [Текст]: конспект лекций для студентов 2-го курса гуманитар. специальностей днев., вечер. и заоч. отд-ний / А. А. Ананко; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. — 44 с.: рис., табл. — Библиогр.: с. 44.

Курс лекций предназначен в основном для студентов специальности «Психология труда и организационная психология», но может быть частично использован и для студентов специальностей «Управление персоналом», «Социальная работа», а также для студентов экономических специальностей.

Включены разделы описательной статистики, статистического анализа различных типов: кластерный, многомерное шкалирование, анализ статистической взаимосвязи между двумя рядами наблюдений, вычисление различных коэффициентов ранговой корреляции и построение модели линейной регрессии.

Лекции дают достаточно подробный теоретический материал, иллюстрированный рисунками и таблицами, содержат примеры выполнения заданий по всем разделам.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.