Научная статья на тему 'Обоснование дифференцирования тренировочных режимов у занимающихся оздоровительным плаванием с учётом типа телосложения'

Обоснование дифференцирования тренировочных режимов у занимающихся оздоровительным плаванием с учётом типа телосложения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
388
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ / ТИП ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ПЛАВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ / НАГРУЗКА / DIFFERENTIATION / BODY TYPE / ADAPTATION / LOAD / SWIMMING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Билык Дмитрий Марьянович, Аикин Владимир Анатольевич, Ким Валерия Владимировна

По результатам проведённого исследования были определены приоритетные направления планирования тренировочной нагрузки в микрои мезоцикле, основываясь на полученных данных анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР, heart rate variability), индивидуальной типологической адаптированности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale for differentiation of training regimes in health improving swimmers taking into account the body type

According to the results of the study there are identified priority areas for planning the training load in the microand mesocycle based on the data analysis of heart rate variability (HRV), the individual typological adaptation.

Текст научной работы на тему «Обоснование дифференцирования тренировочных режимов у занимающихся оздоровительным плаванием с учётом типа телосложения»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

последствия хронически действующих негативных факторов. К ним относятся нарушения учебного труда и отдыха, недостаточная освещенность учебных помещений и общежития, их неблагоприятный воздушный и тепловой режим, нерациональное питание, материальные затруднения, несоответствие желаний и возможностей [3].

Адаптация лиц, имеющих хронические заболевания и пониженную умственную работоспособность к учебной и производственной нагрузке, должна основываться на двух принципах:

— использование имеющихся ресурсов поддержания умственной работоспособности (нормирование учебного труда и отдыха, рациональное питание);

— изыскание путей ее повышения (здоровый образ жизни, физическая активность).

Таким образом, формирование умственной работоспособности студентов технического вуза, в процессе профессиональной подготовки в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Чтобы осуществлять формирование умственной работоспособности студентов в вузе, необходимо

создать педагогические условия, организовывать образовательное пространство вуза таким образом, чтобы все это в совокупности способствовало гармоничной и продуктивной реализации на основе единства и взаимосвязи двигательного и интеллектуального потенциала студентов в процессе их профессионального обучения.

Библиографический список

1. Валенский, М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности быта и отдыха [текст] / М. Я. Валенский // Теория и практика физ. культуры. — 1989. - № 3. - С. 60-64.

2. Красноперова, Н. А. Ориентирование студента на здоровый образ жизни в процессе профессионального становления [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. А. Красноперова. — Красноярск : СибГТУ, 2004. — 21 с.

3. Физическая культура студента : учебник / под. ред. В. И. Ильинича. —М. : Гардарики, 1999. — 448 с.

ИВАНОВА Вера Владимировна, аспирантка кафедры физической культуры и валеологии.

Адрес для переписки: vera_ivanova1982@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.01.2012 г.

© В. В. Иванова

УДК 796.015.44 Д. М. БИЛЫК

В. л. АИКИН В. В. КИМ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ РЕЖИМОВ У ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ПЛАВАНИЕМ С УЧЁТОМ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

По результатам проведённого исследования были определены приоритетные направления планирования тренировочной нагрузки в микро- и мезоцикле, основываясь на полученных данных анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР, heart rate variability), индивидуальной типологической адаптированности. Ключевые слова: дифференцирование, тип телосложения, плавание, адаптация, нагрузка.

Внедрение передовых технологий в массовой оздоровительной физкультурной работы требует поиска новых методических подходов, обеспечивающих развитие функциональных возможностей организма у людей разного возраста, пола, социальной принадлежности и физического развития (В.К.Бальсевич 1986). Одним из недостатков существующих учебнотренировочных программ оздоровительного плава-

ния, является использование сложившегося подхода в методике, игнорирующего возможность трансформации широкого арсенала тренировочных средств спортивного плавания, а также возможности оптимизации структуры занятий в тренировочных микро-, мезоциклах различной направленности со студентами, различающимися по морфофизиологическим показателям и уровню плавательной подготовленности.

Таблица 1

Распределение нагрузки на различных этапах тестирования

'"Экспериментальная \типологическая группа Этапы исследования Э1 — группа Астенический тип Э2 — группа Нормостенический тип Э3 — группа Г иперстенический тип

Целевые зоны ЧСС.

1 этап (1 неделя) аэробный при ЧСС 110 — 130 уд/мин при ЧСС 110 — 130 уд/мин при ЧСС 100 — 120 уд/мин

2 этап (2 неделя) смешанный при ЧСС 140 — 160 уд/мин при ЧСС 140 — 170 уд/мин при ЧСС 130 — 150 уд/мин

3 этап (3 неделя) анаэробный при ЧСС 170 уд/мин и выше при ЧСС 180 уд/мин и выше при ЧСС 180 уд/мин и выше

Проблема исследования связана с дифференцированием тренировочных нагрузок в зависимости от типа телосложения занимающихся оздоровительным плаванием.

Целью исследования явилось обоснование тренировочных режимов в микро- и мезоциклах у занимающихся оздоровительным плаванием студентов с учётом типа их телосложения.

Задача исследования — изучение реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку различной направленности в плавании, дифференцированной для занимающихся в зависимости от типа их телосложения.

По результатам изученной научно-методической литературы, полученных данных в ходе тестирования было выявлено, что наиболее эффективным в практике физической культуры и спорта является индивидуальный типоспецифический подход к построению тренировочных занятий, где акцент делается на сильные или отстающие стороны физической и функциональной подготовленности (Г.И.Акинши-кова,1996; Р. Балучи, 2005; Ю.И.Винокуров, 2004; Н.Ю. Горская,1993; Г.М. Грузных,1972; Г.И. Ковальчук и др, 1991; В.П. Климин, 1970. и др.).

Методы и организация исследования. В исследовании принимали участие студенты ОмГАУ и сотрудники сторонних предприятий, занимающиеся оздоровительным плаванием. Всего 60 мужчин, практически здоровых (согласно медицинскому осмотру) в возрасте 18 — 25 лет. Экспериментальная часть проходила в п/бассейне ИВМ ОмГАУ два раза в неделю по 60 мин. По результатам предварительного тестирования все испытуемые были разделены на экспериментальные типологические группы: астеничеСКиЙ ШЛ (Э1) нормостенический тип (Э2) и гиперстенический тип (Э3). Представители трех типологических экспериментальных групп Э1, Э2, Э3 в течение одного месяца выполняли комплекс заданий, составленный таким образом, где можно отследить срочный тренировочный эффект (СТЭ) и отставленный тренировочный эффект (ОТЭ), направленность которых определяет проявление отдельных физиологических сторон [1, 2]. Распределение на этапы тестирования по зонам интенсивности тренировочной нагрузки (табл. 1).

Для достижения максимального тренировочного эффекта испытуемые должны были выполнять каждый компонент этапа при определенном уровне интенсивности. Тренировочные задания подбирались таким образом, чтобы перед выполнением программы и после ее завершения можно было провести анализ достижений испытуемых в аэробной и анаэробной зоне энергетической производительности. Существенное значение для оценки адаптационных

процессов имеет измерение физиологических показателей, определяющих работоспособность испытуемых.

Основным методом оценки текущего функционального состояния организма явился математический анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР, heart rate variability) и оценки вегетативной системы с проведением функциональной пробы (активная ортостатическая проба) [3, 4].

Целью исследования ВСР у представителей различных экспериментальных групп явилось:

— оценка адаптационного потенциала и физической тренированности испытуемых;

— срочный контроль за процессом физической тренировки с целью оптимизации тренировочных заданий.

Адаптационные возможности организма представителей экспериментальных групп оценивались по данным ВСР, согласно методике анализа в соответствии с Соглашением между Европейским обществом кардиологов и Северо-Американским обществом электростимуляции и электрофизиологии, с включением в анализ структуры спектральной мощности волн (LF, HF, TP, LF/HF). Исследования ВРС проводились: в состоянии покоя (фон), при активной ортостатической пробе (АОП) в положении стоя (орто) и в период восстановления на 7—12 минуте. Параметры ВСР, записанные в покое, отражали исходный вегетативный тонус, при проведении пробы в переходный период и записи ВСР после нагрузки в восстановительный период дают информацию о вегетативном обеспечении двигательной деятельности [4].

Для оценки СТЭ регистрация показателей велась методом анализа 100 — 300 кардиоинтервалов, ОТЭ регистрировался еженедельно после дня отдыха.

Для оценки степени напряжения регуляторных механизмов был использован интегральный показатель ВСР — индекс напряжения (ИН) Р.М. Баевского, уровень функционирования организма (уровень адаптации) — значение моды (Мо). Величина Мо характеризует активность симпатического отдела ВНС. Полученные показатели параметров вариационной пульсометрии, были сопоставлены с данными выделенными типами регуляции и степени напряжения адаптационных механизмов по Р.М. Баевскому [3]. В исследовании уровня функционального резерва организма использовался метод оценки пульсовой реакции на функциональную ортоклиностатиче-скую пробу [5].

Результаты и их обсуждение. Исследования показателей вариабельности сердечного ритма до и после дозированной нагрузки различной направленности среди представителей типологических эксперимен-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

Таблица 2А

Показатели ВСР экспериментальных групп до и после нагрузки различной направленности (фоновая запись в покое лёжа п = 25)

Показатели Одно занятие (микроцикл) Э2 нормостенический тип

До нагрузки после аэробной после смешанной после анаэробной

ЧСС уд./мин. 66,9±1,2 72,1 ±3,3* 87,3±5,1* 89,4±4,3*

ТР, мс 2 2739,7±432,1 3841,2±631,8* 5170,4±803,2* 7839,7±998,2*

ЬР погт, п.и. 43,02±3,8 79,61 ±4,2* 25,97±2,8* 32,22±3,1*

ИР погт, п.и. 56,98 ±3,7 20,39±2,8* 79,15±4,1* 72,08 ±4,2*

ЬР/ИР 0,76±0,3 3,91 ±1,3* 0,32±0,1* 0,45 ±0,1*

Мо,с. 0,81 ±0,02 0,73±0,03* 0,85±0,03* 0,92±0,04*

ИН (у.е.) 115,3±8,4 221,6±12,3* 105,6±6,3* 83,4±4,2*

Примечание: * — Р<0,05 достоверность значений по сравнению до нагрузки

Таблица 2Б

Показатели Одно занятие (микроцикл) Э3 гиперстенический тип

До нагрузки после аэробной после смешанной после анаэробной

ЧСС уд./мин. 73,1 ±2,1 81,5±5,3* 74,3±3,2 88,2±5,1*

ТР, мс 2 5517,4±1123,3 7085,5±834,7* 4778,1 ±544,1 8035,2±963,1*

ЬР погт, п.и. 30,74±2,1 68,19±5,1* 85,49±5,6* 23,16±1,2*

ИР погт, п.и. 69,23±5,1 52,81 ±3,2* 24,5 ±1,1* 55,23 ±4,1*

ЬР/ИР 0,44 ±0,3 1,29 ±0,2* 3,49 ±1,1* 0,41 ±0,3

Мо,с. 0,78±0,03 0,71 ±0,03* 0,69±0,02* 0,91 ±0,04*

ИН (у.е.) 105,2±3,2 210,7±8,3* 246,6±4,1* 92,7±3,2*

Примечание: * — Р<0,05 достоверность значений по сравнению до нагрузки

Таблица 2В

Показатели Одно занятие (микроцикл) Э1 астенический тип

До нагрузки после аэробной после смешанной после анаэробной

ЧСС уд./мин. 66,8 ±1,1 78,1 ±3,2* 82,5±5,1* 85,2±6,3*

ТР, мс 2 3600,4±446,1 5372,2±678,5* 5546,4±692,7* 6036,3±804,3*

ЬР погт, п.и. 41,27±3,2 38,83±2,3 66,23 ±5,1* 53,12±3,2*

ИР погт, п.и. 58,72 ±3,3 61,66±5,1 33,76 ±2,3* 41,23±3,2*

ЬР/ИР 0,71 ±0,3 0,63 ±0,2* 1,96±0,8* 1,29±0,2*

Мо, с. 0,77 ±0,04 0,88 ±0,04* 0,69±0,02* 0,71 ±0,03*

ИН (у.е.) 102,3±3,1 92,5±4,2* 187,3±5,4* 201,5±8,2*

Примечание: * — Р<0,05 достоверность значений по сравнению до нагрузки

тальных групп показали, что исследуемых отличает большой разброс значений показателей в реакции сердечного ритма в зависимости от типологической принадлежности (табл. 2). Определение эффекта тренировки, по данным ВСР, зависело от оценки показателей. Значение суммарной мощности спектра сердечного ритма (ТР) является одним из информативных показателей сердечно-сосудистой системы при оценке адаптации. Так, показатели ТР в различных типологических группах после дозированной нагрузки составляли: ТР (мс 2) — 3841,2±631,8 и 8035,2± ±963,1 (Р — 0,05). В процессе анализа было выявлено, что после разнонаправленной нагрузки наблюдалось увеличение общей мощности спектра, в некоторых случаях происходило снижения показателей: гипер-

стенический тип (Э3) после смешанной нагрузки ТР (мс~2) - 5517,4±1123,3 и 4778,1±544,1 (Р-0,05). Снижение показателей спектральной плотности в диапазоне ИР (0,15-0,40 Гц) и увеличение ЬР(0,04 — 0,15 Гц) свидетельствовало о реакции по симпатическому типу: ЬР(п.и.) — 30,74±2,1 и 85,49±5,6 (Р — 0,05); увеличение значений в диапазоне ИР и снижение ЬР характеризуют вклад парасимпатических влияний в составную сердечного ритма: ИР(п.и.) — 56,98±3,7 и 79,15± ±4,1(Р — 0,05). Динамика изменений показателя вегетативного баланса ЬР/ИР по сравнению с исходным имела тенденцию к уменьшению 0,76±0,3 и 0,32±01(Р — 0,05). Данные коэффициента ЬР/ИР имели значения увеличения в сторону симпатикотонии: 0,44±0,3 и 3,49±1,1(Р — 0,05). Оценка по типу регуля-

а) б)

Рис. 1б. Пример кардиоритмограммы сниженной реакции на ортостатическую пробу: а) фон, б) орто

а) б)

Рис. 1в. Пример кардиоритмограммы парадоксальной реакцией на ортостатическую пробу: а) фон, б) орто

ции и степени напряжения механизмов адаптации по данным кардиоинтервалографии были определены, как нормотонический тип: при значении Мо,с 0,88±0,04; ИН(у.е.) 92,5±4,2, что свидетельствовало об «удовлетворительной адаптации». При значении Мо,с 0,69±0,02; ИН(у.е.) 246,6±4,1 тип регуляции оценивался как симпатикотонический, «напряжение» механизмов адаптации [3].

При определение реактивности парасимпатического и симпатического отделов ВНС, были определены типы реакции на активную ортостатическую пробу (АОП) у представителей экспериментальных групп. Запись кардиоритмограммы представлена периодами «фон» — положение лёжа, «орто» — положение стоя. При переходе из горизонтального положения в вертикальное происходит снижение АД при увеличении ЧСС: ЧСС уд./мин. — 69,3±4,5 и 93,2± ±2,3; АДсист- 15±4,3 (Р-0,05). Для оценки ритмограм-мы использовали показатель — коэффициент реакции (Кр), при котором регистрируемые значения определяли тип реакции: нормальная, сниженная и парадоксальная [6] (рис. 1а, 1б, 1в).

Результатом проведённого нами исследования реакции сердечно-сосудистой системы явилось определение приоритетных направлений планирования тренировочной нагрузки в микроцикле (одно занятие) и мезоциклах, опираясь на полученные данные индивидуальной адаптированности (табл. 3).

Выводы.

Представители различных типологических групп достоверно отличались по реакции на предложенную тренировочную нагрузку. Дифференциация испытуемых на различные типы имела конституциональную обусловленность по способности адаптироваться к тем или иным физическим нагрузкам:

— представители с гиперстеническим и нормостеническим типом телосложения обладали высокой адаптивностью к кратковременным, но максимальным нагрузкам в анаэробном режиме энергообеспечения (ЧСС 170 и выше уд/мин), но не способны выполнять нагрузку аэробного характера (ЧСС 110 — 130 уд/мин);

— представители группы с астеническим типом хорошо переносили упражнения аэробного и смешанного (ЧСС 130— 170 уд/мин) характера и не устойчивы к интенсивным (анаэробным) нагрузкам;

— воздействие аэробными упражнениями на функциональные возможности организма способствует развитию основы долговременной адаптации к физической нагрузке.

Экспериментальное моделирование трёх вариантов тренировочного режима с аэробным, анаэробным и смешанным режимом энергообеспечения, показало, что эффективность этих режимов различна для представителей разного типа телосложения.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

Распределение нагрузки различной направленности

Типологическая группа Астенический тип Э1 Гиперстенический Эз Нормостенический Э2

Тренировочная нагрузка СТЭ ОТЭ СТЭ ОТЭ СТЭ ОТЭ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аэробная ЧСС до 130 уд/мин + - - + - +

Смешанная ЧСС 130 — до170 уд/мин - + - - + -

Анаэробная. ЧСС 170— 180 и выше уд/мин - - + - + +

По результатам исследования были разработаны и внедрены практические рекомендации в программу занятий по плаванию со студентами ОмГАУ, а также к занятиям тренировочной направленности сотрудников ОАО «Высокие технологии».

Библиографический список

1. Волков, Н. И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки : учеб. пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа / Н. И. Волков. — М., 1986. - 63 с.

2. Матвеев, Л. П. Принципы теории тренировки и современные положения теории адаптации к физическим нагрузкам / Л. П. Матвеев, Ф. З. Меерсон // Очерки по теории физической культуры. — М. : ФиС, 1984. — С. 224-240.

3. Баевский, Р. М. Ритм сердца у спортсмена / Р. М. Баевский, Р. Е. Матылянской. — М. : Физкультура и спорт, 1986. — 143 с.

4. Михайлов, В. М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. — 2-е изд. перераб. и доп. — Иваново : Иван. гос. мед. академия, 2000. — 200 с.

5. Меерсон, Ф. 3. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. 3. Меерсон, М. Г. Пшеннико-ва. — М. : Медицина, 1988. — 256 с.

6. Жемайтите, Д. И. Выводы о результатах анализа синусового ритма и экстрасистологии по ритмограмме : метод. рекомендации / Д. И. Жемайтите, 3. И. Янушкевичус. — М., 1981. - 19 с.

БИЛЫК Дмитрий Марьянович, аспирант кафедры теории и методики плавания СибГУФК, старший преподаватель кафедры физвоспитания ОмГАУ. АИКИН Владимир Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), проректор по научноисследовательской работе СибГУФК.

КИМ Валерия Владимировна, преподаватель кафедры физвоспитания ОмГАУ.

Адрес для переписки: 6444009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.

Статья поступила в редакцию 09.02.2012 г.

© Д. М. Билык, В. А. Аикин, В. В. Ким

Книжная полка

Родионов, А. В. Психология физической культуры и спорта : учебник / А. В. Родионов, В. Ф. Сопов, В. Н. Непопалов. - М. : Academia, 2010. - 368 с. - Гриф УМО МО РФ. - ISBN 978-5-7695-6833-6.

В учебнике рассматриваются основные вопросы психологии физической культуры и спорта. Описываются потребности и мотивы двигательной активности, особенности воспитания в процессе занятий физической культурой. Дается психологическая характеристика спортивной деятельности, рассматриваются вопросы психологии обучения и спортивной тренировки, психологические основы физической, технической и тактической подготовки и др. Для студентов вузов физкультурного профиля, преподавателей физического воспитания, тренеров, спортсменов и всех, кто занимается или интересуется физической культурой и спортом высших достижений.

Безлюдов, П. П. Мужчнина, будь сильным всегда! / П. П. Безлюдов. - М. : Медицинская литература, 2009. - 192 с. - ISBN 978-5-89677-051-0.

«Мужчина, будь сильным всегда! Помни, что продлить активную молодость, укрепить здоровье и улучшить свое физическое состояние ты можешь в любом возрасте, взяв в союзники атлетизм». Этот призыв автор книги — мастер спорта по тяжелой атлетике — обращает к своим читателям. В книге подробно излагаются основы ежедневных тренировок, даются полезные советы для начинающих атлетов и для тех, кто занимается спортом всю жизнь, описаны и проиллюстрированы комплексы упражнений для всех этапов тренировочного цикла, приведено множество примеров спортивного долголетия. Книга адресована самому широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.