Научная статья на тему 'Социальная ответственность как основа поведения личности'

Социальная ответственность как основа поведения личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2395
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / PERSON / BEHAVIOUR / SOCIAL RESPONSIBILITY OF A PERSON / STRUCTURE OF SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кривошеева Ольга Робертовна, Чусовитина Ольга Михайловна, Герман Елена Викторовна

В статье рассматривается проблема социальной ответственности в современных условиях, где увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля, и только ответственность выступает фундаментом внутренней мотивации и поведения личности. Представлена структура, раскрыто содержание и экспериментально обоснована методика формирования социальной ответственности студентов в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Responsibility as the Foundation of Personal Behaviour

The article examines the issue of social responsibility in a modern society characterized by increasing number of situations where people have no other control measures except their conscience. The researchers underline that only personal responsibility is the foundation of inner motivation and personal behavior. The article provides the structure, the content and experimental basis of the method of developing students’ social responsibility at higher learning institutions.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность как основа поведения личности»

— закрепленное в норме поощрение должно быть соразмерно тем усилиям, которые затрачиваются на выполнение поставленных целей;

— должна быть четко определена компетенция субъектов, применяющих поощрения;

— необходимо закрепление мер юридической ответственности компетентных органов, в случае если последние не применяют поощрение к тем субъектам, которые совершили действия, указанные в поощрительной норме, и должны получить соответствующие преимущества;

— поощрительные нормы должны быть известными для того круга лиц, в отношении которых данные нормы будут применяться;

— поощрительные меры должны в установленном законом порядке применяться в отношении субъектов права, которые данное поощрение заслужили;

— следует осуществлять контроль над компетентными органами, которые применяют поощрительные нормы, чтобы избежать с их стороны различных злоупотреблений и субъективизма;

— важно предусмотреть в законодательстве возможность отмены поощрения в случае незаконного его назначения.

В заключение отметим, что будущее России зависит от приоритетов, избранных политиками, от четко обозначенных целей и соответствующей им совершенной системы правового стимулирования, которая сможет заинтересовать российских граждан в изменении их жизнеустройства 15. В условиях реформирования общественных отношений в современной России следует совершенствовать правовую поощрительную политику государства в отношении правоактивных граждан.

1 Бондарев А. А. Правомерное поведение субъектов правоотношений: учебное пособие. Орел, 2009. С. 32.

2 ТихомировЮ. А. Законы, стимулы, экономика. М., 1989. С. 232.

3 Малько А. В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства // Правоведение. 1999. №1. С. 238.

4 КудрявцевВ.Н. Право и поведение. М., 1978. С. 18.

5 Немиров Р. С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч. 1. М., 2003. С. 262.

6 Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 18-21.

7 Бондарев А. А. Указ. соч. С. 6.

8 Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 25.

9 Бондарев А. А. Указ. соч. С. 32.

10 Там же. С. 36.

11 Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. С. 54.

12 Кожевников В. В. Правовая активность личности. Омск, 1997. С. 166.

13 Кожевников В. В. Факторы, обусловливающие правовую активность участников правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел на досудебных стадиях российского уголовного процесса. Омск, 2003. С. 44.

14 Гущина Н.А. Содержание обеспечительных средств российского права // Право и политика. 2005. № 2. С. 15.

15 Гущина Н.А. Указ. соч. С. 16.

УДК 159.96

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

О. Р. Кривошеева, О. М. Чусовитина, Е. В. Герман

В статье рассматривается проблема социальной ответственности в современных условиях, где увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля, и только ответственность выступает фундаментом внутренней мотивации и поведения личности. Представлена структура, раскрыто содержание и экспериментально обоснована методика формирования социальной ответственности студентов в условиях вуза.

Ключевые слова: личность, поведение, социальная ответственность личности, структура социальной ответственности.

В период демократизации и гуманизации современного общества актуализировались задачи изучения особенностей жизнедеятельности человека, раскрытия сущности его и как носителя развития, и как организующего начала в этом развитии, и как ответственного за это развитие. Проблема ответственности в настоящее время стоит как никогда остро, поскольку неизмеримо возросла роль отдельного человека в общественной жизни, расширились его свобода и в то же время — зависимость от социальной среды. Увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. В этих условиях возрастает значение правильной самооценки, самоконтроля и полноты ответственности личности1.

Изучение ответственности было в разной мере проведено многими исследователями (К. Муздыбаев, 1983; К. А. Абульханова-Славская, 1985; Л. И. Дементий, 2001; В. П. Прядеин, 2001; Ф. Перлз, 2001). Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Социальная ответственность рассматривается нами как интегральная характеристика личности, определяющая поведение и организацию деятельности. Это способность отвечать за себя самого, свое саморазвитие и саморазрушение, а также за конструктивные и деструктивные проявления активности другого человека 2. При этом на эмоциональном уровне ответственность за самого себя переживается как беспокойство, тревога, побуждающая к самостоятельным действиям и анализу их последствий. Ответственность за другого переживается как беспокойство, тревога, побуждающая выступать инициатором, стимулятором и контролером действий другого человека, что в своем поведенческом аспекте должно иметь границы, обусловленные компетентностью.

Вопрос формирования социальной ответственности молодежи становится актуальным в условиях вуза. Высшее профессиональное образование призвано фор-

Ценностно-

нормативный

{

Мотивационный параметр

Когнитивный параметр

Ценностный параметр

Аффективно-

эмпатийный

Организационно-коммуник атив ный

{

Эмоциональный параметр

Отношение к трудностям

Отношение к себе

Динамический параметр

Регуляторный параметр

Результативный параметр

Рис. 1. Структура социальной ответственности

мировать специалистов, обладающих рядом профессиональных компетенций и несущих ответственность за свою профессиональную деятельность.

В связи с этим наше исследование было направлено на определение структурного содержания социальной ответственности и разработку методики формирования социальной ответственности студентов.

Структурное содержание социальной ответственности, на наш взгляд, представляет взаимосвязь трех компонентов (рис. 1).

Ценностно-нормативный компонент включает в себя мотивационный параметр, отображающий стремление педагога к деятельности, направленной на социально значимый результат, на преобладание внутренней мотивации, связанной с ценностью профессии. В профессиональной деятельности она приобретает свою значимость (ценностный параметр). Когнитивный параметр представляет собой осмысление как норм и требований общества, так и самого качества «ответственность», его стержневой основы.

Аффективно-эмпатийный компонент представляет собой способность педагога понять себя и воспитанника. Наличие эмоционального параметра в данном компоненте говорит об осознанном эмоциональном отношении к фактам и явлениям окружающей действительности, к собственному поведению, в том числе выбору профессии. Волевая и деятельностная сторона ответственности проявляются в сознательном, целенаправленном преодолении трудностей и препятствий.

Организационно-коммуникативный компонент представляет реализацию ответственности. Критерием полноты присвоения личностью ответственности может служить согласование необходимости с желаниями и потребностями. Динамический параметр основан на том, что личность в своем развитии должна проделать путь от простого исполнителя к субъекту. Регуляторный параметр заключается в склонности педагога к интер-нальности. Результативный предполагает нацеленность на предметный результат, способность удерживать выбранную линию поведения.

Формирование социальной ответственности предполагает внешнее воздействие (стимулирование деятель-

Рис. 2. Методика формирования социальной ответственности

ности) и активизацию личностного потенциала. В соответствии с этим нами была разработана методика формирования социальной ответственности у студентов и проведен педагогический эксперимент по определению ее эффективности. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты СибГУФК.

Методика формирования социальной ответственности включает диагностическую, формирующую и кор-рекционно-стимулирующую части (рис. 2). Реализация нашей методики предусматривает прохождение следующих этапов: самопонимание, принятие себя, принятие другого, выбор и прогнозирование деятельности, реализация.

Диагностическая часть построена в соответствии с разработанной структурой социальной ответственности по принципу взаимоуточнения и взаимодополнения. Проверка сформированности компонентов социальной ответственности проводилась по специально подобранным методикам.

Формирующая часть методики включала два блока.

Первый блок нацелен на осознание студентами ответственности и раскрытие собственных возможностей в ее реализации. Формирование осознания прав конструктивного взаимодействия предполагало использование заданий для самостоятельной работы по двум направлениям: 1) формирование ответственности за себя; 2) формирование ответственности за другого.

Второй блок методики направлен на решение задачи формирования умений выбора оптимального поведения. Данная задача выполнялась через решение проблемных ситуаций. Представленные решения являлись диагностическим конструктом, выявляющим ответственное отношение к себе, отношение к другому и отслеживающим моменты «ухода» от ответственности, который расценивался как нежелание вникать в проблему и проявлялся в пересказе ситуации или ее решении путем насильственных средств. Наряду с указанными про-

Рис. 3. Соотношение сформированное™ социальной ответственности в учебной деятельности в экспериментальной группе в начале и конце эксперимента

Условные обозначения: 1 — студенты, сдавшие работу в срок, в полном объеме, с хорошим качеством;

2 — студенты, сдавшие работу в срок, но не в полном объеме, с низким качеством; 3 — студенты, сдавшие работу с нарушением срока, в полном объеме, с низким качеством; 4 — студенты, сдавшие работу с нарушением срока, не в полном объеме, с низким качеством.

блемными ситуациями работа велась и по тем, с которыми студенты столкнулись в реальности при прохождении практики.

Особое внимание уделялось моментам проявления у студентов уверенности или неуверенности в себе. Исследования показывают, что уверенность является детерминантой ответственности и существуют различные механизмы реализации ответственного поведения в зависимости от того, с какой формой уверенности связано поведение3. Так, если ответственность связана с уверенностью, которая зиждется на внешней похвале, социальном одобрении и поддержке, то при изменении ситуации, когда исчезают внешние опоры, поведение личности может стать реактивным, безответственным. Если же ответственность связана с уверенностью как личностной характеристикой, проявляющейся независимо от наличия-отсутствия социального одобрения, поддержки, то даже при неблагоприятно складывающейся для личности и ее деятельности ситуации можно ожидать ответственной реализации поведения. Для формирования уверенности в себе студентам предлагалась работа с ситуациями, вызывающими трудности.

Особое место в формировании уверенности играет использование ролевых игр. Они представляют собой определенную репетицию поведения, ролевое проигрывание жизненных ситуаций, которое обычно начинается с несложных ситуаций, актуальных для большинства студентов, например, персонального разговора с человеком и т. д. Постепенно студенты подходят к проигрыванию более сложных ситуаций.

Коррекционно-стимулирующая часть методики позволяет оценить возможность и эффективность педагогических воздействий и, являясь важной частью управления учебно-воспитательным процессом, осуществляется через:

— метод «контракта» - обязательство студента по выполнению плана самостоятельной работы по изучае-

мой дисциплине. Одновременно это позволяет содействовать развитию ответственности и выполняет функцию контроля за ее реализацией и проявлением согласно разработанным критериям. «Контракт» предполагает выбор сложности предстоящей работы, объем, сроки ее завершения;

— балльно-рейтинговую систему оценки деятельности студента. Данная система выполняла две функции: во-первых, средства и управления учебным процессом; во-вторых, системы контроля. К управлению учебным процессом допускались сами студенты, корректируя этот процесс изнутри, в соответствии с индивидуальными возможностями и желаниями.

Итак, посредством балльно-рейтинговой системы и метода «контракта» обеспечивались условия формирования социальной ответственности, предоставлялась свобода выбора, знание его последствий, обеспечивалось соучастие в управлении, исключались излишняя опека и жесткий контроль. Контроль играл роль взаимного, согласованного между педагогом и студентом стиля совместной работы, с постоянным уточнением методов и средств достижения цели.

Формирование социальной ответственности студентов выразилось в повышении ответственности в учебной деятельности по трем критериям: обязательность в выполнении намеченного (сдача работы в срок); доведение начатого дела до конца (выполнение работы в полном объеме, согласно заявленному уровню сложности), обеспечение качественного выполнения деятельности (рис. 3). Группа студентов, сдавших работу в срок, в полном объеме, с хорошим качеством на третьем курсе составила 21%, на четвертом — 76%.

В экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения по всем гармоническим параметрам ответственности (рис. 4).

Статистически достоверные различия выявлены и в общем суммарном показателе ответственности

балл

П экспериментальная ш контрольная

Рис. 4. Гармонические показатели ответственности в экспериментальной и контрольной группах

до и после эксперимента

Условные обозначения: 1 — динамическая эргичность; 2 — мотивационная социоцентричность; 3 — когнитивная осмысленность; 4 — результативная предметность; 5 — эмоциональная стеничность; 6 — регуляторная интернальность.

350

300

250

200

150

100

50

0

.....................................................................................................................

.Д.Д.Д.Д.Д.Д.Д.Д.Д.Д.Д.СххххххххуС’

25

20

15

10

5

0

до

до

11111111111111111______

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после

■ экспериментальная Ш контрольная

■ экспериментальная и контрольная

Рис. 5. Суммарные показатели ответственности студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

(рис. 5). В экспериментальной группе он составил 293 балла, в контрольной — 251, что составляет 70 и 60% от диапазона шкалы соответственно. Достоверное снижение по показателю «отношение к трудностям» в экспериментальной группе говорит о том, что студенты стали обращать меньше внимания на обстоятельства, препятствующие реализации ответственных дел (рис. 6).

В экспериментальной группе произошло достоверное снижение показателя отрицания активности, рост интернальности и значимости как жизненных сфер, так и терминальных ценностей.

Итак, в ходе нашего исследования было определено структурное содержание социальной ответственности. Разработана и внедрена методика формирования социальной ответственности, реализующаяся по трем

Рис. 6. Показатели отношения к трудностям студентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

направлениям: диагностическому, формирующему и коррекционно-стимулирующему. По окончании эксперимента эффективность методики выразилась в изменении индивидуальных особенностей, характеризующих сформированность компонентов социальной ответственности.

1 Родионова Е. В. Юридическая ответственность как разновидность социальной ответственности: современные проблемы: автореф. дис. ... канд. пед. наук М., 2007. 22 с.

2 Кривошеева О. Р., Костихина. Н. М. Формирование социальной ответственности студентов физкультурного вуза. Омск, 2008. 194 с.

3 Дементий Л. И. Типология ответственности личности // Сборник научных трудов ОмГУ Омск, 2000. С. 5-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.