УДК 13.21
Г.Р. Абдракипова
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
В статье рассмотрена актуальность формирования социальной ответственности современной молодежи, проанализированы: понятие «социальная ответственность» и роль в её формировании культурно-образовательного пространства вуза, в том числе, клубной деятельности.
Ключевые слова: социальная ответственность, социальная активность, культурно-образовательное простран-ство, свободное время, клубная деятельность, социальные практики.
Abdrakipova Gulnaz Rustemovna training of youth’s social responsibility in their leisure time
The article focuses on the development of youth’s social responsibility, and analyses the term “social responsibility” and the role of the cultural and educational sphere of University, including club activity in its formation
Key words: social responsibility, social activity, cultural and educational sphere, leisure time, club activity, social practice.
С самого рождения человек оказывается в окружении социальной среды, в ходе взросления происходит его интеграция в различные виды деятельности: учебную, досуговую, трудовую и пр., а вместе с тем, и вступление в соответствующие социальные общности. Совершаемая деятельность и окружающая общественная среда способны культивировать в человеке как положительные, так и негативные духовные качества, что обусловливает активизацию социальных институтов в поиске новых условий, обеспечивающих формирование общественно-полезных характеристик подрастающего поколения, актуальных для намеченного вектора социально-экономического развития государства.
Сегодня, когда любые плоды человеческой деятельности, как духовной, так и интеллектуальной, могут привести к необратимым последствиям, угрожающим общественной стабильности, особую актуальность приобретает проблема социальной ответственности личности, являющейся результатом её сознательного самоуправления.
Теоретическое осмысление сущности социальной ответственности и ответственности личности в целом, а также механизмов ее формирования предпринималось представителями различных направлений научной мысли как во второй половине прошлого столетия (С.Д.Рубинштейн, К.А.Абульханова, Л.И.Божович, С.Ф.Анисимов, О.Г.Дробницкий, В.С.Соловьев, И.С.Кон, Л.И.Дементий, Б.Ф.Ломов, А.В.Брушлинский, Г.Йонас, В.Франкл, Б.Г.Ананьев, Н.И.Сарджвеладзе,
О.И.Ореховский, А.Ф.Плахотный, Л.И.Грядунова, В.В.Козловский, Н.И.Лавриненко, С.И. Дмитриева,
Э.И. Рутковский, Н.Н.Губачев, В.И.Сперанский, С.В. Карпухин, и др.) так и в наши дни (И.Юдин, В.П.Прядеин, И.А.Панарин, О.А.Казанцева, В.Г.Сахарова, М.Г.Иванов и др.).
Однако, несмотря на то, что имеется ряд исследований, посвященных поиску условий формирования социальной ответственности молодежи (А.Ф.Гулевская, О.Р.Кривошеева, Ю.Д.Мишина, И.А.Гладышева), потенциал свободного времени в обозначенном процессе практически не рассмотрен.
Акт проявления ответственности имеет четырехкомпонентную структуру, включающую в себя: субъект ответственности (кто отвечает); объект ответственности (за что отвечает); инстанцию (перед кем отвечает) и санкцию (как отвечает, предполагаемая мера воздействия или наказания).
С.Л.Рубинштейн [7] приписывал ответственности временной аспект, называя её способностью человека контролировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни.
Развивая идеи С.Л.Рубинштейна, К.А.Абульханова [1] рассматривает ответственность как «действительный способ связи потребностей и способностей», проявляющийся в готовности личности развивать и использовать свои способности в максимальной мере. В ответственности, по её мнению, интегрируются гарантии перед собой и перед обществом. В данном контексте способности понимаются не только в обыденном понимании, но и как энергия, силы, возможности личности, приближаясь тем самым к идее А.Маслоу о самоактуализирующейся личности.
Из множества существующих понятий социальной ответственности мы используем лишь те, что повлияли на формирование авторской позиции.
В.Н.Подшивалов [6] обозначает социальную ответственность как особое духовное состояние личности, определяющее иерархию ценностных ориентаций и детерминирующее процесс социального творчества личности. Автор определяет внутренний (Вера, Надежда, Любовь) и внешний (принципы взаимопомощи, солидарности, доброжелательности, сопричастности) аксиологические конструкты феномена
социальной ответственности.
Социальная ответственность - отражение склонности личности придерживаться в своем поведении общепринятых в обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и её готовность дать отчет за свои действия [4].
К социальным нормам относятся: ритуалы, обряды, мифы, обычаи, традиции, религиозные, правовые, моральные, политические, нормы этикета, эстетические, деловые.
Поведение человека согласно установленным социальным нормам представлено социальными ролями, обусловленными данным обществом, в соответствии с ожиданиями его представителей. Разнообразие видов человеческих взаимоотношений порождает множество реципрокных социальных ролей, которые, в свою очередь тесно взаимосвязаны и скоорденировны (напр., мать - дочь, преподаватель - студент, руководитель - подчиненный, продавец - покупатель).
Структура социальной ответственности многокомпонентна и включает:
1. когнитивный компонент (процесс познания личностью ролевых обязанностей, социальных норм и правил, способов их регуляции; осознание сущности социальной ответственности);
2. мотивационный компонент (гуманистическая направленность личности, основанная на побуждении к общественно полезной деятельности);
3. эмоциональный компонент (переживание личностью жизненного смысла явлений и ситуаций, происходящих в обществе, с точки зрения их желательности и нежелательности);
4. поведенческий компонент (реализация усвоенных ролевых обязанностей с учетом существующих в конкретном обществе социальных норм и правил и готовностью отвечать за последствия совершенных деяний).
Несмотря на то, что начальные формы социальной ответственности прослеживаются еще в детстве, в период первичной социализации, окончательное формирование социальной ответственности личности происходит в ранней взрослости, в частности, в период молодости (18-25 лет).
Реальное положение личности в общественных отношениях формирует круг её обязанностей, диктует специфику поведения. Учитывая эти требования, и имея возможность выбора, молодежь предстает перед необходимостью принимать на себя ответственность за выполнение своих социальных функций.
Ведущей деятельностью в период молодости является либо профессиональная учеба, либо трудовая деятельность, либо обе эти деятельности одновременно. Немаловажную позицию в бюджете времени молодого человека занимает и культурно-досуговая деятельность. В ходе обозначенных видов деятельности молодежь осваивает нормы взаимоотношений с людьми, а также профессионально-трудовых умений. В молодости повышается способность к творческой деятельности, работоспособность достигает максимального уровня.
Между тем, как отмечает А.В.Толстых, «Нередко молодость воспринимается самими молодыми людьми, во-первых, как своеобразный «аванс на будущее», во-вторых, как право на ошибки (от которых, конечно же, никто не застрахован), в-третьих, на недомыслие (и отсюда, как следствие, на заниженность требований к себе, на неразвитое чувство ответственности за себя, свои поступки, саму свою жизнь — мол, молоды еще)» [3, с.132]. Об этом свидетельствуют и результаты исследования современного состояния молодежи, отраженные в макете-проекте Социальной доктрины РФ [10], показывающие низкий уровень её социальной активности. Приведем некоторые из показателей доктрины, позволяющие наиболее полно раскрыть существующую ситуацию:
- среди молодежи прослеживается аполитичность. В выборах федерального уровня участвуют менее половины молодых россиян, политика интересует лишь 33% граждан в возрасте до 35 лет, 2,7% молодых людей задействована в общественных организациях;
- у 35% молодых 18-35 лет прослеживается отсутствие национальной и религиозной толерантности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона представителей некоторых национальных групп;
- общественными объединениями, зарегистрированными органами юстиции, охвачены 2-4% молодых людей.
-низкий показатель возможностей самореализации молодежи: не надеются повысить
квалификацию 24,6%, зарплату - 39,3%, защитить свои права перед работодателем - 42,8%, продвинуться по службе - 42,2%, создать собственный бизнес - 64,9%.
Анализ вовлеченности молодежи в социальную практику является сегодня одним из самых актуальных направлений научных исследований. И.А. Панарин, в частности, определяет реальную вовлеченность молодежи в социальную практику как важнейшее условие формирования социальной ответственности. Ученый отмечает, что в Советской России социальная активность задавалась всеми
институтами воспитания и образования молодежи. Начиная со вступления в октябрята, затем пионеры до членства в рядах ВЛКСМ и КПСС, функционировала система «принудительно-обязательного включения молодежи в единую организацию»[5,с.23]. Вовлеченность молодого человека в данные структуры предполагала организованную систему культивирования в нем необходимых социальных качеств в единстве с формированием его ценностей, установок и возможностей их реализации.
Назревший социальный кризис, порождаемый социальной инертностью молодежи, позволяет утверждать, что слабая социальная активность порождает готовность нести ответственность лишь за события своей частной жизни, исключая при этом участие в общественной жизни страны.
Разрешить сложившееся противоречие призвано культурно-образовательное пространство вуза, способное воздействовать на студенчество посредством учебно-воспитательных и социально-культурных технологий.
Поскольку содержание культурно-образовательного пространства обусловлено потребностями культурного развития, образования и социализации молодежи, в нем, по мнению А.И.Бондаревской [2], должно быть заключено многообразие сфер и видов образовательных услуг, образовательных сред, обслуживающих данную возрастную категорию: академическая, экологическая, досуговая, творческая и др.
Остановимся на досуговой среде, обладающей высоким воспитательным потенциалом и способной предоставить молодому человеку необходимые условия для реализации социального творчества. Система организации досуга молодежи, как отмечает Д.В.Шамсутдинова [9], обусловлена ее интересами и потребностями в свободное время. Исследуя досуг в структуре свободного времени, Р.А.Стеббинс [10] выделяет досуг «серьезный». «Серьезный досуг» представляет «устойчивые занятия любителя (amateur, hobbyist) участника общественной (само)деятельности - волонтера (Volunteer) -которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью». «Серьезный досуг» способствует личностному росту, самореализации, самоактуализации молодежи в различных видах деятельности.
Социальная активность молодежи в культурно-досуговой деятельности представлена участием в общественных движениях, молодежных организациях, направленных на защиту обездоленных, нуждающихся в социальной поддержке, на развитие межкультурных коммуникаций, на пропаганду межэтнической и межрелигиозной толерантности и др.; клубной, волонтерской и благотворительной деятельности.
Любое проявление активности должно непременно носить созидательный, положительный характер, но, ни в коем случае, не деструктивный, подрывающий гармоничное сосуществование человечества и окружающей среды, что, к сожалению, получило широкое распространение во всем мировом пространстве. Созидательность социальной активности иначе можно определить как социальное творчество, являющееся наивысшей степенью её проявления.
Одной из форм организации культурно-досуговой деятельности, способствующей актуализации социальной активности, усвоению молодежью социальных норм и формированию необходимых социальных качеств, а также возможной быть интегрированной в культурно-образовательное пространство вуза, является клуб.
Поскольку под социальным смыслом клуба понимается «роль, выполняемая клубом относительно потребностей общества» [11, с.51], очевидным становится и тот факт, что клубная деятельность, основными функциями которой являются познавательная, коммуникативная, преобразовательная и ценностно-ориента-ционная, имеет ряд возможностей социализировать досуг молодежи, а также установить общественный контроль досуга молодых людей с неразвитыми социальными качествами.
Процесс самореализации молодежи в клубной деятельности обусловлен разрешением основного противоречия: между достигнутым уровнем самореализации и потребностью в наиболее полной самореализации личности. Самореализация молодежи посредством социальной активности - это то направление, которое должно стать отправной точкой в концепции современных молодежных клубных организаций. Клубная деятельность способна стать движущей силой в воспитании социально ответственной молодежи при условии выполнения следующих задач:
- формирование потребности в заботе о других людях;
- активизация молодежи в общественной жизни путем эффективного использования полученных знаний и способностей;
- повышение уровня эмпатии.
Таким образом, вовлечение молодежи в клубную деятельность способствует как формированию, так и проявлению социальной ответственности, когда происходит реализация творческих способностей в процессе достижения цели, стоящей перед клубом как социальным институтом и направленной на
активное взаимодействие коллектива с социальной средой.
Одним из приоритетов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации предполагается ориентация системы образования на формирование творческой социально ответственной личности, следовательно, использование потенциала культурно-образовательного пространства вузов, в частности, эффективная организация свободного времени молодежи посредством клубной деятельности, способны предоставить максимум возможностей для социально активной, общественно полезной, творческой деятельности молодых людей, являющейся следствием и одновременно способствующей успешному формированию таких социально значимых качеств как толерантность, эмпатия, социальная устойчивость и социальная ответственность.
Литература
1. Абульханова К.А, Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. -304 с.
2. Бондаревская А.И. Культурно-образовательная среда вуза как среда профессиональноличностного саморазвития студентов: Дис. .. .кпеднаук - Ростов-на-Дону 2004.-186 с.
3. Г амезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. -512 с.
4. Муздыбаев К. Психология ответственности/ Под. ред. В.Е. Семенова. Изд. 2-е, доп. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. -248с.
5. Панарин И.А. Психология социальной ответственности лидеров молодежных движений: Дис. ... д-ра псих. наук - Москва, 2010. -416 с.
6. Подшивалов В.Н. Социальная ответственность личности: Дис. .к. фил. наук - Екатеринбург, 2009. -
196 с.
7. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир/ Изд-во Питер, 2003. - 512 с.
8. Социокультурная интеграция молодежи как культурологическая и педагогическая проблема: сб.науч. материалов 2008 г./ науч.ред. П.П.Терехов, Д.В.Шамсутдинова, Р.И.Турханова. - Казань: Изд-во КГУКИ, 2008. -213 с.
9. Социальная доктрина РФ (Макет-проект) Москва, Научный эксперт, 2010. - С. 143.
10.Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады), 2002. [электронный ресурс] - Режим доступа. - ШЬ: http://sbiblio.com/biblio/archive/stebbins_svobvremia/ Дата обращения: 17. 01.2012.
11. Триодин В.Е. Клубные методы нравственного воспитания. Учебное пособие. Ленинград, 1968.