СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ
ЛИЛИЯ ИСМЕТОВНА КЕМАЛОВА,
доцент кафедры социологических наук и социальной работы Керченского государственного морского технологического университета,
кандидат философских наук E-mail: [email protected]
Аннотация. Характеризуется социальная ответственность молодежи, раскрывается ее роль в противодействии экстремизму в молодежной субкультуре. Выделяются пути формирования социальной ответственности молодежи в современных условиях.
Ключевые слова: молодежь, социальная ответственность молодежи, молодежная субкультура, экстремизм, формирование социальной ответственности молодежи.
Annotation. The article characterizes the social responsibility of young people, its role in resistance to extremism in the youth subculture is revealed. Stand ways of forming social responsibility of youth in modern conditions. The ways of forming social responsibility of youth in modern conditions are emphasized.
Keywords: youth, youth social responsibility, youth subculture, extremism, the formation of the social responsibility of young people.
Известно, что все крупные социальные преобразования будут успешными в той мере, в какой в них сознательно и ответственно участвуют значимые силы общества. Молодежь - одна из таких сил, которая должна уметь не только принимать самостоятельные решения в нестандартных ситуациях, но и нести за них ответственность. Вместе с тем, молодежная среда, в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки, является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала. Этим зачастую пользуются различные социально-политические силы в своих политических и иных целях. Чтобы противостоять этому, крайне важным является наличие у молодежи чувства социальной ответственности за свои действия и их последствия. Формирование социальной ответственности у молодежи, когда под воздействием различных негативных социальных процессов в современном обществе распадаются устоявшиеся социальные институты, утрачиваются нравственные, экономические, правовые, семейные и иные нормы и ценности, является важным фактором противодействия экстремистки ориентированным субкультурам в молодежной среде, сохранения социальной стабильности и обеспечения общественного прогресса. Как отмечал К. Манхейм, «молодёжь - это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе
и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность» [1].
Сознание современного молодого человека, формирующееся в разнообразных потоках коммуникации, в условиях отсутствия целостной культуры и распада социальных связей, представляет собой мозаичную картину с ориентиром на культ максимализма и нигилизма. В этой ситуации, с одной стороны, наблюдается рост бездуховности, утрата меры ответственности личности, а с другой, - создаются возможности для самореализации, проявления чувства ответственности за себя и за то, что происходит вокруг. Создание условий для успешной самореализации молодого человека, формирование в нем не только личной (перед самим собой), но и социальной (перед обществом) ответственности - одна из основных задач современного социума.
Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей [2]. Молодость как определённая фаза жизненного цикла, биологически универсальна. Однако, её конкретные возрастные рамки и связанные с ними социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
свойственных тому или иному обществу содержанию и характеру социализации. Английский ученый Саймон Фрис предложил рассмотрение социального контекста состояния молодости как процесса перехода от детства к взрослости, перехода от зависимости - к независимости и от безответственности - к ответственности, в границах от 11 до 28 - 30 лет [3].
Е. Омельченко при характеристике молодежи использует следующие категории: 1) возраст; 2) зависимость; 3) семья; 4) образование; 5) работа; 6) ответственность (выделено мною - Л.К.) [4]. Молодость - это время, когда человек принимает на себя все новую и новую ответственность за то, что он делает, учится ощущать вину за содеянное.
Молодежь - специфическая переходная группа, находящаяся на «жизненном перепутье» и относящаяся к группе так называемых «запланированных маргиналов». Молодёжь находится в маргинальном положении, если рассматривать её в ракурсе поколения, которое переходит из мира детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим, и этот процесс перехода весьма сложен и противоречив. Стремление юного человека адаптироваться, интегрироваться в различные сферы жизнедеятельности способствует поиску модели жизненного, социального, профессионального, личностного самоопределения. Возникает потребность в идентификации с какой-то общностью. Высокая комфортность в отношении ценностей своей группы сочетается с критическим отношением к ценностям и нормам взрослых, что продуцирует межпоколенческий ценностный конфликт. При этом надо учитывать, что само поколение молодёжи неоднородно в своем составе и дифференцируется в своём социально-групповом и поколенном измерении.
Социальная неопределённость трансформационных процессов в современном обществе формирует большое пространство социальных рисков, в котором пытается реализовать свою субъектность молодёжь, лишенная такой важной опоры, как единая система социокультурных норм и ценностей, выступающая основой социальной регуляции в обществе. В этих условиях растет численность маргинализирующейся молодёжи, чье социальное положение и будущее неопределённо, нестабильно, что является источником воспроизводства социальных рисков. При этом надо учитывать, что процесс маргинализации молодёжи имеет как позитивные последствия в виде инновационного характера развития молодёжи, апробирующей новые пути социальной адаптации, жизненной самореализации, так и негативные, связанные с тем, что отклоняющиеся от необходимой социальной траектории формы поведения и адаптации часто выводят молодежь на путь социальной эксклюзии.
Выбор зависит, в том числе, и от меры социальной ответственности молодежи.
Проблеме социальной ответственности в той или иной степени уделяли внимание такие мыслители, как М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьёв. В советский период философия, находясь в рамках марксисткой парадигмы, сосредоточивала свой интерес на таких аспектах как: социальная природа ответственности, соотношение свободы и необходимости, свободы и ответственности, ответственность личности. В исследованиях В.И. Вырового, С.И. Дмитриевой, Н.И. Лавриненко, И.Н. Мишурова, В.И. Сперанского, В.С. Яковлева ответственность трактуется как следствие способности человека предвидеть последствия своих поступков, а также как определенное качество личности добровольно согласовывать и творчески направлять свои действия в интересах прогресса человечества. Следует отметить, что под ответственностью понимается ответственность не только личности перед обществом, но и общества перед личностью.
Социальная ответственность молодежи как особой маргинальной(переходной) группы имеет свою специфику. С одной стороны, эти особенности обусловлены биологическими, психологическими, возрастными особенностями молодежи. Ей, в частности, присущи оригинальная форма мышления, эмоциональная избыточность, склонность к переоценке собственных возможностей, искренность, максимализм, категоричность оценок, зачастую некритическое следование авторитетам. С другой стороны, особенности социальной ответственности молодых определяются той общественной микросферой, в которой осуществляется каждодневная жизнедеятельность молодежи.
Как социальное качество личности ответственность - это одна из сторон жизненной позиции человека, она направляет его действия в соответствии с принятыми в социальной группе, обществе нормами. Кроме того, социальная ответственность выступает как необходимое условие деятельности человека и является одним из главных показателей при оценке поступка личности. В результате динамичных и часто изменяющихся по содержанию, характеру и направленности социальных процессов в современном обществе растет напряженность: молодой человек пытается адаптироваться в меняющемся обществе, но эти попытки зачастую демонстрируют патологический характер; поиск собственной идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за свои беды и неудачи. Нередко такой средой вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, даю-
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
щие молодежи простые и конкретные ответы на вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?»
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодёжные субкультуры влияют на изменение ценностного мира и культурных образцов, регулирующих поведение молодёжи, часто выступая источником её маргинализации, которая сопровождается проникновением в культурный мир молодёжи элементов антикультуры в виде пороков человеческого поведения, сквернословия, сексуальных извращений.
Антисоциальные, экстремистски ориентированные молодежные субкультуры носят ярко выраженный агрессивный характер, ее члены характеризуются стремлением утвердить себя за счет других. К ним относятся так называемые скинхеды, гопники, «банды», которые, поделив город на зоны влияния, жестоко расправляются с «чужаками». Скинхэды («бритоголовые»), которые под лозунгами крайнего национализма и шовинизма, насаждают ненависть к представителям других национальностей и религий, считают, что на них возложена огромная ответственность за судьбы народов. Они относятся к категории экстремистских молодежных групп. Экстремистская группа - организованное объединение агрессивной направленности, характерными чертами которого является протестная психология, жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на его участников и исходная нацеленность на нарушение социальных норм по принципу противопоставления «мы - они».
Часть молодежи в результате негативных социальных последствий либеральных реформ 1990-х годов в постсоветских обществах оказалась в состоянии дезадаптации к новой системе жизни, что вызвало пессимизм, апатию, дезориентацию, асоциальное поведение, усиление социального протеста. Сила и направленность протестной энергии молодежи, несомненно, определяются кризисным состоянием, общей нестабильностью, расколом общества. В качестве определяющего социального фактора выступает социальный, экономический, духовный кризис современного общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия. Это общесистемное качество и порождает многие социальные противоречия и конфликты. Серьезно сказываются также рост имущественного расслоения, социальной дифференциации и маргинализации общества, отсутствие условий для социализации молодежи, разрыв в межпоколенческой преемственности.
Например, в Украине активность экстремистских групп начала расти с 2005 г., когда о себе заявили ультраправые молодежные неформальные объединения, деятельность которых ориентировалась на насильственные действия на почве расовой
и национальной вражды[5]. Наиболее агрессивные из них - ультраправые группы из числа так называемого движения «Белая Власть - Скинхед Спек-трум» (White Power - Skinhead Spektrum), украинский филиал мировой экстремистской сети «Кровь и Честь» (Blood & Honour), военизированная неонацистская секта «Мировая Церковь Творца Рутения» (World Church of the Creator Ruthenia). Их идейная основа - идеология расизма и национализма. Наиболее многочисленные группы скинхедов сформировались в Киеве, Днепропетровске, Запорожье, Львове, Севастополе, Чернигове и Автономной Республике Крым. Причины участия молодых людей в молодежных экстремистских группах, как правило, очень разные: одиночество и стремление самоутвердиться любым путем; стремление разнообразить досуг; стремление к лидерству; вкус борьбы за идею; стремление показать свою нужность сверстникам, псевдоидеалы о чистоте расы.
Среди подобных структур наиболее привлекательными для молодежи являлись крайне правые и крайне левые экстремистские организации, дающие ощущение риска, романтики, возможности активных действий и не делающие упора на моральные и умственные качества индивида. На территории Украины в последние годы, кроме неофашистских объединений, пропагандирующих расизм и крайние формы национализма (что нашло отражение в субкультуре скинхедов), активизировалась деятельность таких исламистских экстремистских групп, как Ат-Такфир-валь-Хиджра и Хизб-ут-Тахрир. Они привлекали молодежь не только идеологическими лозунгами, но и финансовыми «вливаниями», что особенно заманчиво для безработной молодежи.
Значительное число членов молодежных экстремистских группировок в период событий в Украине в конце 2013 - первой половине 2014 годов стали бойцами «Правого сектора», принимали участие в захвате правительственных зданий в Киеве, террористических действиях против сотрудников правоохранительных органов, вооруженном захвате государственной власти. В составе государственных и негосударственных формирований они осуществляли акты геноцида и террора на территориях Донецкой и Луганской областей, в Одессе.
Для противодействия экстремизму в молодежной среде, росту числа экстремистских молодежных субкультур необходимо реализовать определенные меры экономического, социального, политического характера, с целью обеспечения стабильности в этих сферах. Однако, эти меры должны быть дополнены важными изменениями в духовной сфере, нацеленными на создание продуманной системы воспитания, образования, обучения, но главное - на формирование у молодежи чувства социальной ответственности за свои поступки.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
Каковы пути формирования социальной ответственности молодежи? Среди организационно-педагогических условий формирования социальной ответственности молодежи и методов разрушения экстремистского пространства можно выделить: 1) ориентированность учебно-воспитательной деятельности на формирование социально значимых качеств личности; 2) организация свободного времени молодежи путем формирования комфортной культурно-досуговой среды; 3) актуализация межэтнической толерантности, воспитание ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности; 4) разработка системы психокоррекционной работы, ориентированной на профилактику ненормативной агрессии и экстремистской активности; 5) развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи; 6) развитие позитивных, просоциальных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп; 7) создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи; 5) обеспечение учебных программ аксиологическим компонентом. В связи с этим ядром учебного процесса должны стать дисциплины социально-гуманитарного цикла, одной из задач которых и является формирование творческой, социально ответственной личности. Социальная ответственность
молодежи не может повыситься без радикальных перемен во всей совокупности экономических, социальных, политических и идеологических учреждений. Именно это обстоятельство обусловливает насущную потребность осуществляемых в настоящее время реформ, прежде всего экономической и политической.
Молодежь как маргинальная группа, с одной стороны, является источником социально-экономического и духовного возрождения страны, а с другой, - пополнения криминала, наркомании, формирования социальной напряжённости, радикализма и экстремизма как предпосылки терроризма. Она может быть как фактором ускорения, так и торможения общественного развития. Это зависит от меры социальной ответственности молодых людей.
1. Мангейм К. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ / К. Мангейм. М.: Юристъ, 1994. С. 443.
2. См.: Социальная энциклопедия /Под ред. А.П. Горкина. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С.173.
3. См.: Интернет-ресурс: http://www.eurolab.ua/news/ ukraine-news/42827.
4. См.: ОмельченкоЕ. Молодёжные культуры и субкультуры. М.: Институт социологии РАН, 2000. С. 7 - 22.
5. См.: Интернет-ресурс:!Шр://га^п.иа/икгаута/у-икгаь ne-stalo-bolshe-skinhedov-i-neonatsistov.html.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОМ БАЗЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ТЕРРОРИЗМА В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ: ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ
ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ КРИСТАЛИНСКИЙ,
докторант Национального института бизнеса, кандидат политических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается взаимосвязь терроризма с этническими и религиозными особенностями населения Северокавказского региона России.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, религия, ислам, мусульманское население, этнос, Северокавказский регион, этнорелигиозный фактор.
Annotation: The correlation of terrorism and ethnic and religious characteristics of the population of the North Caucasus region of Russia is examined in the article.
Keywords: terrorism, extremism, religion, Islam, the Muslim population, ethnos, North Caucasus region, ethno-religious factor.
Одной из наиболее сложных и опасных «реалий современного мира» является терроризм. В последние десятилетия он получил довольно широкое распространение как в жизни мирового со-
общества, так и в российской действительности. И нет необходимости доказывать, что большинство крупных террористических актов (далее теракт) в новейшей истории России происходило либо в се-