1988.-288 с.
3. Хомяков, Г.К. Управление тренировочным процессом в гиревом спорте. / Г.К. Хомяков. - Иркутск: 2008. - 179 с.
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА
Александр Павлович Черанев, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК),
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены материалы исследования автора по обоснованию педагогической технологии формирования социально значимых качеств у курсантов финансово-экономического вуза. Автором обоснованы педагогические условия, необходимые для успешного формирования социально значимых качеств у курсантов.
Ключевые слова: социально значимые качества; курсанты; профессиональная и физическая подготовка; финансово-экономический вуз.
FORMATION OF SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES AT CADETS OF FINANCIAL AND ECONOMIC HIGH SCHOOL
Alexander Pavlovich Cheranev, competitor,
Military Institute of Physical Educations and Sports,
Saint-Petersburg
Abstract
In work are presented materials of research of the author on a substantiation of pedagogical technology of formation of socially significant qualities at cadets of financial and economic high school. The author reasonable the pedagogical conditions necessary for successful formation of socially significant qualities at cadets.
Key words: socially significant qualities; cadets; professional and physical preparation; financial and economic high school.
Офицер финансовой службы должен соответствовать требованиям, определяемым современными особенностями военно-профессиональной деятельности. Увеличение финансирования потребностей Вооруженных Сил и улучшение материально-технического обеспечения войск требует законного, целевого и экономного расходования государственных средств. Поэтому в настоящее время характерным типом деятельности выпускника финансово-экономического вуза становится творческая деятельность по конструированию новых способов профессиональной деятельности. Эго, в свою очередь, требует проявления дисциплинированности, активности, ответственности, исполнительности, честности и других социально значимых качеств.
Однако практика профессиональной деятельности выпускников финансово-экономического вуза показывает, что довольно часто встречаются случаи нецелевого и незаконного расходования финансовых и других ресурсов. Имеют место факты хищения денежных средств, материальных запасов. Все это свидетельствует о низком уровне развития социально значимых качеств у выпускников финансово-экономического вуза.
Усиление внимания к проблеме формирования социально значимых качеств у будущих военных специалистов финансовой службы связано также с необходимостью разрешения противоречия, имеющего место в педагогическом процессе финансово-экономического вуза: между потребностями войсковой практики в специалистах финансовой службы, обладающих достаточным уровнем развития таких социально значимых качеств, как честность, исполнительность, ответственность, добросовестность, и отсутствием педагогических технологий, формирующих данные качества у будущих офицеров финансовой службы с использованием средств профессиональной и физиче-
ской подготовки. Все это в значительной степени снижает качество работы педагогических коллективов финансово-экономического вуза по формированию профессионально и нравственно подготовленных выпускников.
В результате проведенного литературного анализа было выявлено, что социально значимые качества курсантов развиваются в условиях межличностного взаимодействия в процессе совместной учебы. При этом их формирование происходит поэтапно, с учетом закономерностей развития коллектива; в составе учебной группы; на основе фиксации отношения каждого курсанта учебной группы к целям и задачам ее деятельности. Развитие социально значимых качеств происходит в процессе непосредственных эмоциональных контактов курсантов.
Широкая сфера влияния межличностных отношений остро ставит проблему изучения факторов, определяющих закономерности возникновения и динамики взаимных контактов между людьми, тенденции развития социально значимых качеств у курсантов. Для определения и оценки наиболее важных социально значимых качеств выпускника финансово-экономического вуза был проведен опрос специалистов финансовой службы. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура наиболее важных социально значимых качеств выпускника
финансово-экономического вуза (п=57)
Значимость (ранговое место) Социально значимые качества Ранговый показатель (в %)
1 Дисциплинированность 18,7
2 Честность 17,3
3 Активность 12,1
4 Способность к межличностной коммуникации 11,4
5 Личностный статус 10,5
6 Дружелюбие 9,5
7 Уверенность в своих силах 8,5
8 Настойчивость 7,7
9 Самообладание 4,3
Анализ специальной литературы (С.А. Семенов, 2004; В.А. Щеголев, 1991; В.К. Юсуфи, 2004 и др.) свидетельствует, что эти авторы особое внимание обращают на проявление социальной активности как важнейшей характеристики человека. Поэтому нами было проведено специальное исследование по изучению этого качества у курсантов с различными показателями физкультурно-спортивного опыта.
Проведенное исследование показало, что комплексный подход к изучению социальной активности курсантов, с одной стороны, свидетельствует о том, что среди лиц, регулярно занимающихся физической подготовкой и спортом, активность в общественной сфере выше. С другой стороны, социальная активность как одно из важнейших социально значимых качеств курсанта заметно влияет на его активность в физкультурно-спортивной деятельности. Эта диалектическая взаимосвязь указывает на большие возможности средств физической культуры и спорта в повышении уровня развития социально значимых качеств у курсантов.
В ходе дальнейшего исследования определялись педагогические условия, необходимые для эффективного формирования социально значимых качеств у курсантов финансово-экономического вуза. Ранговая структура данных педагогических условий представлена в таблице 2.
Таблица 2
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для успешного формирования социально значимых качеств у курсантов финансово-экономического _________________________________вуза (п=42)________________________________
Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Эффективное использование средств физической подготовки и спорта, направленных на развитие социально значимых качеств 17,1
2 Создание в образовательном процессе необходимых предпосылок для интенсивного межличностного взаимодействия курсантов 15,3
3 Стимулирование роста показателей физического состояния курсантов 14,1
4 Создание необходимых предпосылок для саморазвития курсантов 12,8
5 Формирование здорового морально-психологического климата в курсантских коллективах с использованием средств физической подготовки и спорта 12,2
6 Повышение уровня методической подготовленности профессорско-преподавательского состава 10,9
7 Согласование усилий всех должностных лиц вуза и кафедр по вопросам формирования социально значимых качеств у курсантов 9,7
8 Создание обстановки творческого поиска в решении образовательных задач в вузе с привлечением курсантов 7,9
В ходе дальнейшего исследования была разработана педагогическая технология развития социально значимых качеств у курсантов в процессе профессиональной и физической подготовки (рис. 1).
Эффективность разработанной педагогической технологии развития социально значимых качеств у курсантов была проверена в ходе педагогического эксперимента.
В педагогическом эксперименте приняли участие 126 курсантов. В процессе эксперимента педагогической коррекции подверглись: организация, содержание и методика проведения всех форм физической и профессиональной подготовки курсантов.
Экспериментальная программа отличалась от общепринятой тем, что в ней организация занимающихся и методика проведения с ними различных форм физической и профессиональной подготовки носили выраженную воспитательную направленность, способствующую развитию социально значимых качеств у курсантов, а также укреплению межличностных отношений. При этом развитие социально значимых качеств у курсантов строилось с учетом разработанной технологии.
Анализ полученных в ходе педагогического эксперимента показателей свидетельствует о положительных изменениях, произошедших в уровне развития социально значимых качеств всех испытуемых, однако, в экспериментальной группе эти изменения носили более выраженный характер, что может говорить об эффективности разработанной педагогической технологии развития социально значимых качеств у курсантов финансово-экономического вуза в процессе профессиональной и физической подготовки (табл. 3).
Объективным показателем эффективности разработанной технологии явился сравнительный анализ отзывов на выпускников финансово-экономического вуза. По всем средним показателям, характеризующим знания, умения и личностные качества выпускников, проявляемые в военно-профессиональной деятельности, в лучшую сторону выделяются специалисты из экспериментальной группы. Эти специалисты достоверно отличались от остальных, прежде всего, по уровню честности, дисциплинированности, социальной активности и проявлению инициативы в профессиональной деятельности, умению принимать правильные решения и нести за них ответственность, настойчивости в выполнении профессиональных задач. Все это, как правило, позволяло названным выпускникам приобретать заслуженный деловой авторитет в своих во-
инских коллективах.
Рис. 1. Педагогическая технология формирования социально значимых качеств у курсантов военной финансово-экономической академии в процессе профессиональной и
физической подготовки
ВЫВОД
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической технологии, направленной на развитие социально значимых качеств у курсантов финансово-экономического вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Семенов, С. А. Управление развитием социально значимых качеств у студентов высших учебных заведений с использованием средств физической культуры и спорта: Автореф. дис. ...канд.пед. наук/ С.А. Семенов; ВИФК,- СПб.: Воен. ин-т. физ.
культуры, 2004,- 24с.
2. Юсуфи, В.К. Развитие позитивных межличностных отношений у курсантов военно-учебных заведений средствами физической подготовки и спорта: Автореф. дис. ...канд.пед. наук/ В.К. Юсуфи; ВИФК- СПб.: Воен. ин-т. физ. культуры, 2003,-25с.
Таблица 3
Изменение показателей развития социально значимых качеств у курсантов контрольной и экспериментальной групп за опытный период _________________(данные представлены в 9-балльной шкале)_________________
Средние значения показателей (балл)
Наименование качеств Группы до эксперимента Х1 +Ш1 После эксперимента Х2 +т2
Способность к межличностной ком- ЭГ 7,2 + 0,03 7,9 + 0,02
муникации КГ 7,4 + 0,06 7,3+0,05
Социальная активность ЭГ 6,8 + 0,04 7,6 + 0,03
КГ 6,6 + 0,06 7,0+ 0,05
Уверенность в своих силах ЭГ 7,2 + 0,08 8,2 + 0,03
КГ 7,2 + 0,04 7,6 + 0,05
Настойчивость и упорство в дости- ЭГ 6,3 + 0,03 7,9 + 0,02
жении поставленной цели КГ 6,6 + 0,05 7,0 + 0,05
Выдержка и самообладание ЭГ 6,8 + 0,06 7,8 + 0,02
КГ 6,8 + 0,03 7,2 + 0,05
Смелость и решительность ЭГ 7,0 + 0,04 8,0 + 0,03
КГ 7,1 +0,05 7,2 + 0,03
Личностный статус ЭГ 7,6 + 0,03 8,4 + 0,03
КГ 7,8 + 0,06 8,0 + 0,04
Дружелюбие ЭГ 8,2 + 0,06 8,3 + 0,02
кг 8,2 + 0,04 8,2 + 0,03
Дисциплинированность ЭГ 6,8 + 0,06 6,9 + 0,02
кг 6,8 + 0,02 6,8 + 0,03
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТХЭКВОНДО В РОССИИ В ПЕРИОД С 2009 ПО
2012 ГОД
Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Москва
Аннотация
Перспективы развития российского тхэквондо в период 2009-2012 г.г. должны строиться на имеющемся потенциале и пропорциональном развитии региональных федераций тхэквондо. Подготовка потребует существенного изменения всей системы развития тхэквондо в России (как спортсменов, так и тренерско-преподавательского состава).
Ключевые слова: тхэквондо, этапы подготовки, Олимпийские игры 2012.