Научная статья на тему 'Перспективы развития тхэквондо в России в период С 2009 ПО 2012 год'

Перспективы развития тхэквондо в России в период С 2009 ПО 2012 год Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2012 / TAEKWONDO / PREPARATION STAGES / OLYMPICS-2012

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эпов Олег Георгиевич

Перспективы развития российского тхэквондо в период 2009-2012 г.г. должны строиться на имеющемся потенциале и пропорциональном развитии региональных федераций тхэквондо. Подготовка потребует существенного изменения всей системы развития тхэквондо в России (как спортсменов, так и тренерско-преподавательского состава).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эпов Олег Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of Russian taekwondo development in 2009-2012 period

The prospects of the Russian taekwondo development in 2009-2012 should be based on available potential and well-thought development of regional taekwondo federations. The preparation of top class sportsmen requires significant changes in the whole Russian taekwondo system including sportsmen, Teachers and coaches.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития тхэквондо в России в период С 2009 ПО 2012 год»

культуры, 2004,- 24с.

2. Юсуфи, В.К. Развитие позитивных межличностных отношений у курсантов военно-учебных заведений средствами физической подготовки и спорта: Автореф. дис. ...канд.пед. наук/ В.К. Юсуфи; ВИФК- СПб.: Воен. ин-т. физ. культуры, 2003,-25с.

Таблица 3

Изменение показателей развития социально значимых качеств у курсантов контрольной и экспериментальной групп за опытный период _________________(данные представлены в 9-балльной шкале)_________________

Средние значения показателей (балл)

Наименование качеств Группы до эксперимента Х1 +Ш1 После эксперимента Х2 +т2

Способность к межличностной ком- ЭГ 7,2 + 0,03 7,9 + 0,02

муникации КГ 7,4 + 0,06 7,3+0,05

Социальная активность ЭГ 6,8 + 0,04 7,6 + 0,03

КГ 6,6 + 0,06 7,0+ 0,05

Уверенность в своих силах ЭГ 7,2 + 0,08 8,2 + 0,03

КГ 7,2 + 0,04 7,6 + 0,05

Настойчивость и упорство в дости- ЭГ 6,3 + 0,03 7,9 + 0,02

жении поставленной цели КГ 6,6 + 0,05 7,0 + 0,05

Выдержка и самообладание ЭГ 6,8 + 0,06 7,8 + 0,02

КГ 6,8 + 0,03 7,2 + 0,05

Смелость и решительность ЭГ 7,0 + 0,04 8,0 + 0,03

КГ 7,1 +0,05 7,2 + 0,03

Личностный статус ЭГ 7,6 + 0,03 8,4 + 0,03

КГ 7,8 + 0,06 8,0 + 0,04

Дружелюбие ЭГ 8,2 + 0,06 8,3 + 0,02

кг 8,2 + 0,04 8,2 + 0,03

Дисциплинированность ЭГ 6,8 + 0,06 6,9 + 0,02

кг 6,8 + 0,02 6,8 + 0,03

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТХЭКВОНДО В РОССИИ В ПЕРИОД С 2009 ПО

2012 ГОД

Олег Георгиевич Эпов, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Москва

Аннотация

Перспективы развития российского тхэквондо в период 2009-2012 г.г. должны строиться на имеющемся потенциале и пропорциональном развитии региональных федераций тхэквондо. Подготовка потребует существенного изменения всей системы развития тхэквондо в России (как спортсменов, так и тренерско-преподавательского состава).

Ключевые слова: тхэквондо, этапы подготовки, Олимпийские игры 2012.

SOME ASPECTS OF RUSSIAN TAEKWONDO DEVELOPMENT IN 2009-2012

PERIOD

Oleg Georgievich Epov, candidate of pedagogical sciences, professor,

Russian State University of Physical Education, Sports and Tourism,

Moscow

Abstract

The prospects of the Russian taekwondo development in 2009-2012 should be based on available potential and well-thought development of regional taekwondo federations. The preparation of top class sportsmen requires significant changes in the whole Russian taekwondo system including sportsmen, Teachers and coaches.

Key words: Taekwondo, Preparation stages, 01ympics-2012

С включением тхэквондо в программу Олимпийских игр его популярность во всем мире значительно повысилась. В связи с этим Всемирная федерация тхэквондо проводит политику, направленную на проведение симпозиумов и семинаров, на которых происходит обмен опытом и ознакомление с методами обучения и совершенствования спортивного мастерства тхэквондистов. Подобные мероприятия дают определенные результаты, которые позволили спортсменам европейского континента войти в элиту мирового спорта и завоевывать медали самых высоких достоинств на крупнейших соревнованиях по тхэквондо. Итоги выступления российских спортсменов за период с 2001 по 2008 г. приведены в таблице 1.

Таблица 1

Итоги выступлений российских спортсменов в 2001-2008 гг.____________

Год Олимпийские игры Чемпионат Европы Чемпионат мира Кубки

КЕ КМ

Зол Сер Бр Зол Сер Бр Зол Сер Бр Зол Сер Бр Зол Сер Бр

2000 - 1 - 1 1 2 - - 1

2001 - - 2 - - - - - 1

2002 1 1 4 - - - 1 - -

2003 - - -

2004 - - - - 1 3 - - 1

2005 2 1 2 - 1 1

2006 1 2 4 - 1 - - - 1

2007 - - -

2008 1 1 1

Перспективы развития российского тхэквондо в период 2009-2012 г.г. будут строиться на имеющемся потенциале и пропорциональном развитии региональных федераций тхэквондо. Подготовка как спортсменов, так и тренерско-преподавательского состава потребует существенного изменения всей системы развития тхэквондо в России. Представительство членов сборной команды России (основного состава) по тхэквондо представлено в таблице 2.

Таблица 2

Квалификация членов сборной команды России по тхэквондо (основной состав)

Квалифика- ция 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год

мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины женщины

МС 15 21 20 17 38 29 24 19

МСМК 8 8 10 5 10 7 7 5

ЗМС - 1 - 1 - 2 - 1

КМС 8 2 2 7 3 7 2 5

Происходящие в стране сложные социально-экономические и политические процессы отражаются на развитии тхэквондо. Однако, несмотря на сложности периода, процесс развития тхэквондо на территории России должен иметь положительные

тенденции. Так, можно выделить некоторые приоритетные направления в системе развития тхэквондо в России:

расширение географии развития тхэквондо; увеличение количества занимающихся;

увеличение числа работающих тренеров, имеющих высшую квалификацию; программа централизованных учебно-тренировочных сборов; стабильный календарь спортивных мероприятий.

При подготовке сборной команды необходимо учитывать положения о том, что:

• уровень готовности спортсменов сборной команды в годичном цикле подготовки не должен опускаться ниже уровня околопредельной соревновательной готовности, за исключением периода отпусков. Следовательно, годичный цикл делится в зависимости от индивидуального плана участия в основных для спортсмена соревнованиях на следующие этапы: базовой, специальной и непосредственной соревновательной подготовки. При этом участие спортсменов в подводящих соревнованиях может приходиться на этап базовой подготовки;

• совершенствование спортивного мастерства должно осуществляться на основе строгой индивидуализации процесса подготовки;

• работа над совершенствованием специальных качеств (скоростно-силовых, скоростно-силовой выносливости и др.) должна вестись на основе тщательного изучения характеристик и основных параметров соревновательной деятельности (табл. 3);

Таблица 3

Этапные модельные характеристики специальной подготовленности

спортсменов

№ Показатели (из 100 баллов) 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 Общая физ. подготовленность 70-80 80-90 90-100 100

2 Специальная физ. подготовленность 80 80-90 100 100

3 Техническое мастерство 80-90 90 100 100

4 Тактическая подготовка 70-80 80-90 100 100

5 Функциональные возможности 80-90 90-100 100 100

6 Психологический статус 80 80 90 100

• степень надежности атакующих и защитных действий будет совершенствоваться в условиях использования на этапах базовой и непосредственной подготовки за счет увеличенного количества средств, моделирующих современную соревновательную деятельность (табл. 4).

Таблица 4

Динамика тренировочных нагрузок в олимпийском цикле 2009 - 2012 г.г.

№ Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

1 Количество рабочих дней, из них: 312 312 312 206

Количество тренировочных дней на сборах 107 107 107 107

Количество тренировочных дней на местах 127 127 127 99

Количество соревновательных дней 40 40 40 30

Количество соревнований 8 8 8 6

Количество переездов (дней) 38 38 38 32

2 «Чистое» время одного тренировочного дня 1,7 1,7 1,7 1,7

3 Объем средств ОФП (час), из них: 200 200 200 186

- в зоне высокой интенсивности 54 54 54 51

4 Объем средств СП (час), из них 299 299 299 288

- в зоне высокой интенсивности 248 248 248 211

5 Количество соревноват. и контрольных поединков 60-65 65-70 65-70 65-70

6 Суммарная нагрузка (усл.ед.) 128796 128796 128796 129696

7 Общий объем «чистого» времени трен, работы (час) 450 500 500 480

Морально-волевая и психологическая подготовка, нацеленная на напряженный

тренировочный труд, стремление к достижению победы в сложных условиях спортивного поединка, должны стать основой подготовки спортсмена непосредственно к соревнованиям. Психологическое обеспечение предполагает выявление и максимальное использование потенциальных психофизиологических возможностей спортсменов, формирование установки на напряженную тренировочную и соревновательную деятельность, обучение навыкам психорегуляции, самоуправления поведением в экстремальных условиях соревнований, психического восстановления после максимальных нагрузок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не последняя роль в данном олимпийском цикле будет отведена эффективной подготовке резервного состава сборной, которая будет основана на определенном комплексе требований:

1. Спортивный рейтинг (табл. 5).

Таблица 5

Таблица подсчета очков для определения рейтинга членов сборной команды

России по тхэквондо

Баллы ЧР ЧРОВК КР ВС МС КЕ ЧЕ КМ ЧМ ОИ

ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки ме- сто оч- ки

За занятое место 1 15,0 1 15,0 1 7,5 1 2,5 1 12,0 1 13,0 1 40,0 1 50,0 1 95,0 1 110

2 12,0 2 12,0 2 5,0 2 2,0 2 9,0 2 10,0 2 30,0 2 35,0 2 85,0 2 95,0

3 7,0 3 7,0 3 2,5 3 1,5 3 5,0 3 8,0 3 18,0 3 20,0 3 75,0 3 85,0

5-8 3,0 5-8 3,0 5-8 1,0 5-8 0,0 5-8 3,0 5-8 0,0 5-8 10,0 5-8 12,0 5-8 18,0 5-8 55,0

За выигранный поединок 3,0 3,0 2,5 2,0 3,0 3,5 3,5 4,0 4,0 7,0

За прохождение централизованной подготовки (УТС) +5,0 - полное выполнение плана каждого этапа подготовки (УТС) +2,0 - не полное выполнение плана этапа подготовки (УТС)** 0,0 - при не включении в план централизованной подготовки -5,0 - не приезд на УТС; нарушение дисциплины на УТС

2. Соответствие модели пространственно-смысловой технико-тактической деятельности в тхэквондо с учетом весовых категорий.

3. Анатомические данные.

4. Вегетативные функции.

5. Координационно-двигательные способности.

6. Психомоторика.

На первом этапе подготовки к Олимпиаде 2012 (декабрь 2008 - март 2009 г.г.) необходимо решить основные задачи:

• разработать Целевую комплексную программу подготовки спортсменов к Играм-2012;

• выявить кандидатов в олимпийскую сборную в возрасте 19-24 лет. Совершенствовать систему подготовки ведущих тхэквондистов и внедрить современные методы подготовки на местах. В соответствии с индивидуальными особенностями кандидатов в олимпийскую сборную разработать годичные планы подготовки;

• совершенствовать технико-тактическую, физическую, функциональную, морально-волевую подготовленность кандидатов в сборную команду страны.

На втором этапе подготовки (апрель - декабрь 2009 года):

• разработка и реализация современных спортивно-методических технологий подготовки (спортивной тренировки) спортсменов;

• оптимизация научно-методического, медико-биологического, информационного сопровождения подготовки спортсменов;

• обеспечение успешного выступления на основных международных сорев-

нованиях юниоров и взрослых.

На третьем этапе (январь 2010 - август 2011 года) будут решаться следующие задачи:

• продолжить отбор в сборную команду России по результатам участия кандидатов в международных и всероссийских соревнованиях;

• совершенствовать технико-тактическое мастерство, уделяя особое внимание овладению комбинационным стилем ведения боя молодыми тхэквондистами, а также акцентируя внимание на развитии бойцовских качеств;

• обеспечить успешное выступление на Чемпионатах Европы и мира для взрослых, а также в Первенствах Европы и мира для юниоров.

На четвертом этапе подготовки (сентябрь 2011 - июль-август 2012 года) - заключительный этап подготовки спортсменов к Играм XXIX Олимпиады. Проверка разработанной модели подготовки и решение следующих задач:

• определить основной состав на основании анализа результатов участия в международных соревнованиях как на данном этапе, так и предшествующих;

• проверить эффективность модели подготовки к Олимпиаде 2008, смоделировав этапы подготовки и турнир (чемпионат России 2012 года).

Чемпионат Европы и чемпионат России в этом случае рассматриваются как отборочные соревнования для основного состава.

Июль - август 2012 года - этап непосредственной предсоревновательной подготовки:

• достижение сборной командой России по тхэквондо пика спортивной формы к началу Олимпиады;

• реализация достигнутого двигательного потенциала спортсменов непосредственно в олимпийских соревнованиях;

• достижение высших спортивных результатов - победы и призовые места на Играх XXIX Олимпиады.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский //Теория и практика ФК. - 1997. - №2 - С. 21-26, 39-42

2. Матвеев, Л. П. О проблемах теории и методики спортивной тренировки / Л.П. Матвеев //Теория и практика физич. культуры. - 1969 г. - №4 - С. 49-53

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ИФК / Л.П. Матвеев. -М.:ФИС, 1991

СОДЕРЖАНИЕ

Авдеев Ю.В., Воробьев В.А., Тараканов Б.И., Ундаганов М.У. Влияние регламента соревновательных поединков на спортивно-технические показатели квалифицированных борцов............3

Байер Е. А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме...................6

Балько П.А. Оценка качества управления среднестатистическими величинами в подготовительном периоде в пауэрлифтинге............................................................11

Бакулев С.Е., Дорин А.В., Мокеев Г.И. Усманов В.Ф. Эффективность саморегуляции психического состояния юных боксеров как фактор надежности спортивной деятельности..............16

Башкин В. М. Исследование зависимости изменения упругости мышц от выполненной тренировочной нагрузки в осенне-зимнем тренировочном периоде....................................19

Бордовский Г.А., Митин Е.А. Концептуальные основы формирования конкурентоспособности

будущих специалистов по физической культуре................................................23

Венгерова H.H., Пискун O.E., Возовиков С.А. Сретечинг как средство изменения соматического здоровья девушек 17-18 лет, обучающихся в вузе.......................................29

Врублевский Е.П, Костюченко В.Ф. Морфофункциональные аспекты отбора и тренировки

спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики......................................33

Гузь С.М. Влияние занятий пауэрлифтингом на развитие двигательных качеств спортсменов

12-17 лет..................................................................................38

Гультяева Е.Г. Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров................42

Исаева Е.Р., Антонова И.Н. Механизмы психологической адаптации спортсменов и их взаимосвязь с воспалительными заболеваниями пародонта............................................45

Исмиянов В.В. Эффективность внедрения элементов атлетической гимнастики в учебнотренировочный процесс по физическому воспитанию студентов-сирот............................51

Кабаева А.М., Плеханова М.Э. Эстетический компонент соревновательных программ гимнастов ......................................................................................54

Кудинова В.А. Структура взаимосвязи качественных характеристик развития физической

культуры и спорта в Российской Федерации...................................................57

Лычева М.В. Исследование позитивного мышления и смысложизненных ориентаций школьников........................................................................................60

Мосунов Д.Ф., Тверяков И.Л, Клешнев И.В., Мосунова М.Д., Котелевская НБ. Резонансный метод повышения активности высококвалифицированных пловцов.............................64

Никитин ДВ., Дегтяренко П.Г. Моделирование специализированных стандартных упражнений в учебно-тренировочном процессе юных футболистов.......................................69

Овечкина А.А., Седых НВ. Возможности развития координационных способностей средствами хореографической подготовки в спортивной акробатике...................................73

Пардаев Д.У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов - представителей рукопашного боя................................................................................75

Пегов В.А., Мальчиков А.В. Представления студентов физкультурного вуза о наркоманах в связи с оценкой ими школьного образования (в сравнении с выпускниками вальдорфских школ

США).......................................................................................78

Причалов МА., Соловьев Е.В. Организация физкультурно-оздоровительных занятий для людей пожилого возраста......................................................................82

Титорова О.Н, Лосин Е.А. Анализ трудностей, возникающих у студентов физкультурного

вуза в процессе прохождения педагогической практики........................................86

Рами Заул Анализ технико-тактических действий в мини-футболе (футзале) в зависимости

от спортивной квалификации команд..........................................................88

Сидоренко С.П Развитие скорости в игровых видах спорта.....................................90

Тыщенко Е.Г., Бочарников А.В. Инновации в обучении прикладному плаванию спасателей

поисковых подразделений МЧС РФ.............................................................94

Удалых А. С. Педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у

курсантов военно-учебных заведений.........................................................98

Филиппов С.С., Карамышева Т.Н Информация о здоровье школьников как основа организации физического воспитания................................................................102

Хомяков Г.К. Методика планирования уроков лечебной физической культуры для больных

бронхолёгочной патологией.................................................................105

Черанев А.П Формирование социально значимых качеств у курсантов финансово-

экономического вуза.......................................................................108

Эпов О.Г. Перспективы развития тхэквондо в России в период с 2009 по 2012 год.............112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.