Научная статья на тему 'Педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений'

Педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
491
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУРСАНТЫ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / THE HEALTHY BEHAVIOR / CADETS / MILITARY SCHOOLS / IMPROVING PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Удалых Александр Сергеевич

В работе представлены материалы исследования автора по обоснованию педагогической технологии формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений с использованием средств оздоровительной физической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Удалых Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF SKILLS THE HEALTHY OF BEHAVIOUR AT CADETS OF MILITARY SCHOOLS

In work materials of research of the author on a substantiation of pedagogical technology of formation of skills the healthy behavior at cadets of military schools with draught on funds of improving physical training are presented.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений»

ЛИТЕРАТУРА

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса : основы тренировки / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с. : ил - (Наука спорту).

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. - 2003. - 173 с.

3. Пыжова, И.В. Непрерывное физическое воспитание кадетов и студентов на этапе начального профессионального становления спасателей на воде / О.В. Новосельцев, И.В. Пыжова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - №22. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 46-51

4. Соловьев, В.В. Инновационный подход к определению технологии оценки физической работоспособности и здоровья специалистов вузов / В.В. Соловьев, И.Ю. Пугачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №8 (30). - С. 90 -92.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ

ЗАВЕДЕНИЙ

Александр Сергеевич Удалых, соискатель,

Военный институт физической культуры (ВИФК),

Санкт-Петербург

Аннотация

В работе представлены материалы исследования автора по обоснованию педагогической технологии формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений с использованием средств оздоровительной физической культуры.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; курсанты; военно-учебные заведения; оздоровительная физическая культура.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF SKILLS THE HEALTHY OF BEHAVIOUR AT CADETS OF MILITARY SCHOOLS

Alexander Sergeevich Udalych, competitor,

Military Institute of Physical Educations and Sports,

Saint-Petersburg

Abstract

In work materials of research of the author on a substantiation of pedagogical technology of formation of skills the healthy behavior at cadets of military schools with draught on funds of improving physical training are presented.

Key words: the healthy behavior; cadets; military schools; improving physical training.

Забота о состоянии здоровья курсантов всегда занимала в вузах Министерства обороны РФ центральное место. В последние годы в связи с глубокими социально-экономическими, экологическими изменениями, реформированием армии выдвигается необходимость особой заботы о здоровом человеке, что предполагает смещение акцента с экспертизы здоровья на его сохранение в медико-психологическом обеспечении здоровья военнослужащих.

Проблема оздоровительной направленности физической подготовки определяется также прогрессивным ухудшением состояния здоровья не только военнослужащих, но и всего населения России (О.А. Чурганов, 2005).

В связи с этим назрела необходимость создания действенной системы сохранения и укрепления физического и психического здоровья курсантов методами организации физической подготовки оздоровительной направленности и формирования у них

навыков здорового образа жизни.

Особое место в формировании навыков здорового образа жизни занимает оздоровительная физическая культура.

Проведенное изучение уровня здоровья курсантов показало, что функциональные резервы организма определяют не только работоспособность, но и состояние здоровья военнослужащих.

По состоянию здоровья курсанты были разделены на три группы. В первую «группу А» - «здоров» - вошли 45,2% курсантов, во вторую - «группу Б» - «практически здоров» - 34,1% и в третью «В» - «имеющие отклонения» - 20,7% курсантов.

Наиболее распространенной среди курсантов явилась патология опорнодвигательного аппарата - нарушения осанки, плоскостопие (54,8% от общего числа выявленных заболеваний), заболевании ЛОР-органов: хронические гаймориты, тонзиллиты, фарингиты (30,5%). Реже встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта: хронические гастриты, дискенизия желчевыводящих путей (10,3%) и сердечнососудистой системы - нейро-циркуляторная дистония (8,3%).

С целью определения причин, негативно влияющих на состояние здоровья курсантов Военного инженерно-технического университета и Военного института физической культуры, был проведен опрос курсантов и профессорско-преподавательского состава этих вузов. Результаты опроса представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Ранговая структура внутренних причин, негативно влияющих на состояние здо-

ровья курсантов вузов (п = 171)

Значимость (ранговое место) Внутренние причины Ранговый показатель (%)

1 Недостаточный уровень развития, умений, навыков здорового образа жизни 17,1

2 Слабые знания особенностей здорового образа жизни 14,7

3 Низкий уровень индивидуальной физической подготовленности курсантов 13,3

4 Невысокий уровень двигательной активности и мотивации курсантов к занятиям физическими упражнениями 12,8

5 Инертность и неуравновешенность высшей нервной деятельности 12,2

6 Недостаточный уровень развития психических процессов памяти, внимания, сенсомоторики 11,7

7 Недостаточность индивидуального опыта организации военнопрофессиональной деятельности, учебы и самодисциплины 10,3

8 Невысокий уровень развития коммуникативных качеств 7,9

Таблица 2

Ранговая структура внешних причин, негативно влияющих на состояние здоро-__________________________вья курсантов вузов (п = 171)____________________________

Значимость (ранговое место) Внешние причины Ранговый показатель (%)

1 Смерть близких родственников 19,1

2 Вредные привычки 16,7

3 Неустойчивые семейные отношения, развод 15,3

4 Нездоровый морально-психологический климат в курсантских коллективах 14,8

5 Высокие нагрузки военной службы и учебы в вузе 14,2

6 Негативные отношения с профессорско-преподавательским составом и командирами 11,5

7 Нерегламентированный рабочий день во время несения службы в наряде 8,4

В ходе дальнейшего исследования определялись основные направления деятельности по формированию навыков здорового образа жизни у курсантов и на этой основе разрабатывалась соответствующая педагогическая технология развития этих навыков.

Анализ структуры и содержания учебных планов и программ военнопрофессионального обучения в соответствии с современными требованиями свидетельствует о том, что в большинстве военно-учебных заведений Министерства обороны работа по формированию навыков здорового образа жизни у будущих офицеров может осуществляться по пяти основным направлениям:

1. Нормативно-правовое направление, включающее в себя выполнение требований законодательства, ведомственных приказов и нормативных актов, направленных на защиту, охрану и поддержание здоровья обучающихся в военно-учебных заведениях Министерства обороны. Здесь выявляется немало нарушений, связанных с режимом учебной и служебной нагрузки, организацией быта, условий повседневной службы и пр.

2. Организационно-педагогическое направление связано с координацией усилий по обеспечению просвещения и воспитания курсантов в области здорового образа жизни. Однако усилия педагогов не скоординированы, отсутствуют преемственность и интеграция усилий преподавателей и командиров курсантских подразделений.

3. Научно-методическое направление - построение образовательных программ, реализация которых позволяет изменять отношение обучающихся к своему здоровью.

4. Психолого-педагогическое направление - изучение ценностных установок курсантов в сфере поддержания здоровья, а также организация дифференцированной и индивидуальной образовательной работы с учетом типовых проблем профессионального становления и жизненных стратегий военно-профессиональной деятельности. Полученные нами данные свидетельствуют о существенных этических и психологических противоречиях, которые имеются в сознании и системе ценностных ориентаций курсантов, что требует целенаправленной психолого-педагогической помощи по их разрешению.

5. Физкультурно-оздоровительное направление. Располагает неограниченными воспитательными возможностями по ориентации курсантов на здоровый образ жизни.

В физкультурно-спортивной деятельности, характеризующейся высокой эмоциональностью, духом состязательности, жесткой регламентацией поведения занимающихся, насыщенностью межличностных контактов, установками на взаимопомощь и партнерство, разнообразием положительных мотивов, заключен мощный со-циально-психологический потенциал.

Таким образом, выявленные направления деятельности по формированию навыков здорового образа жизни у курсантов позволяют оптимизировать весь процесс оздоровительной физической культуры.

Проведенные исследования позволили разработать этиопатогенетическую концепцию физкультурно-оздоровительного воздействия на военнослужащих. Согласно этой концепции, изменения со стороны здоровья - результат сочетающегося воздействия внешних стрессорных факторов деятельности военнослужащего (физического и профессионального стресса) и эндогенных факторов, связанных с нарушением ряда регуляторных систем, ответственных за адаптацию функциональных систем (наследственного и приобретенного характера: психический фактор, нарушения липидного обмена, вторичный иммунодефицит). Эта концепция позволяет разработать обоснованные индивидуальные физкультурно-оздоровительные программы.

Основываясь на положениях данной концепции, была разработана педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов с использованием средств оздоровительной физической культуры, системообразующим факто-

ром которой являются функциональные резервы профессионального здоровья (рис. 1).

Цель - формирование навыков здорового образа жизни у курсантов

вузов

Л

ФормированиЯнании^Чдоровоктоораз^жизшГ(вероалыше

^_________________________________

п

^^^^^Потвебности^ютавдционный

ВбСНйташСТю1реоностаЯ5от®ЩиО®ой сферылмойи курсантов в сохранении здоровья на основе знаний о нем

Д.

^________________________________

Трансформация знании о здоровомофгоЯшзшл^/оеждешы о ценности здоровья и необходимости приобретения навыков _______здорового обра ;а жи ¡н.и_

-________________________ Д._____________________________________________-

Уровен^формированно^Игавыков

образа

Рис. 1. Педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений

С целью определения ранговой структуры педагогических условий, необходимых для эффективного формирования навыков здорового образа жизни у курсантов вузов, был проведен опрос 73 специалистов по физической подготовке и спорту. Результаты опроса представлены в таблице 3.

Таблица 3

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного

формирования навыков здорового образа жизни у курсантов вузов (п=73)

Значимость (ранговое место) Педагогические: условия Ранговый показатель (%)

1 Использование интегративного подхода в применении саноцентриче-ских средств оздоровительной физической культуры с соответствующими вербальными воздействиями 19,0

2 Наличие оригинальных способов замещения вредных привычек 16,6

3 Системность применения средств оздоровительной физической культуры 15,2

4 Эмоциональная привлекательность занятий оздоровительной физической культурой 14,7

5 Научно-методическое обеспечение процесса формирования навыков здорового образа жизни у курсантов 14,0

6 Разрешение ценностных противоречий в сознании курсантов относительно ценности здоровья 11,4

7 Реализация индивидуального подхода в подборе средств оздоровительной физической культуры 9,1

В результате исследований была проведена оценка влияния занятий оздоровительной физической культурой на формирование у курсантов навыков здорового образа жизни. По результатам сравнительного педагогического эксперимента, в котором принимали участие курсанты Военного института физической культуры и Военного инженерно-технического университета, было выявлено, что курсанты военнофизкультурного вуза имеют более выраженную ориентацию на здоровый образ жизни. Так, 92% курсантов Военного института физической культуры предметно ориентированы на заботу о своем здоровье, в отличие от 74% курсантов Военного инженерно-технического университета. Среди опрошенных курсантов Военного института физической культуры 72% некурящих, 64% не употребляющих алкоголь, 92% активно занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, 84% соблюдают режим труда и отдыха. Среди курсантов Военного инженерно-технического университета 55% курящих, 46% употребляющих алкоголь, 59% не занимаются спортом, 33% не соблюдают режим труда и отдыха. Аналогичные различия установлены и по другим показателям, характеризующим мотивацию курсантов к формированию навыков здорового образа жизни. Эго доказывает, что занятия физической культурой и спортом имеют существенное значение в ориентации курсантов на здоровый образ жизни. Физкультурноспортивная деятельность вооружает будущих офицеров опытом саморегуляции и самоорганизации в повседневной деятельности.

ВЫВОД

Разработанная технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов вузов Министерства обороны РФ с использованием средств оздоровительной физической культуры показала высокую эффективность, это способствовало укреплению здоровья обучаемых и повышению уровня их работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чурганов, O.A. Здоровьесберегающее поведение как фактор улучшения качества жизни населения/ O.A. Чурганов// Актуальные проблемы профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта: сборник научных трудов молодых ученых. - СПб.: СПб.: ВИФК, НИЦ, 2005. - №1.- С. 151-155.

2. Сыченков, В.В. Методика ориентации курсантов военно-физкультурного вуза на здоровый образ жизни: Автореф. дис. ...канд. пед. наук/В.В. Сыченков; ВИФК. - СПб.: Воен. ин-т. физ. культуры, 2005,- 25с.

ИНФОРМАЦИЯ О ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Николаевна Карамышева, соискатель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые показатели здоровья школьников. Выявлены тенденции изменения здоровья детей в процессе обучения в школе. Проанализировано распределение школьников по группам здоровья. Определены пути организации физической культуры в школе.

Ключевые слова: школьники, здоровье, результаты медицинских осмотров, группы здоровья, организация физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.