ЛИТЕРАТУРА
1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса : основы тренировки / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 176 с. : ил - (Наука спорту).
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М. - 2003. - 173 с.
3. Пыжова, И.В. Непрерывное физическое воспитание кадетов и студентов на этапе начального профессионального становления спасателей на воде / О.В. Новосельцев, И.В. Пыжова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - №22. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - С. 46-51
4. Соловьев, В.В. Инновационный подход к определению технологии оценки физической работоспособности и здоровья специалистов вузов / В.В. Соловьев, И.Ю. Пугачев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №8 (30). - С. 90 -92.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
Александр Сергеевич Удалых, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК),
Санкт-Петербург
Аннотация
В работе представлены материалы исследования автора по обоснованию педагогической технологии формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений с использованием средств оздоровительной физической культуры.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; курсанты; военно-учебные заведения; оздоровительная физическая культура.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMATION OF SKILLS THE HEALTHY OF BEHAVIOUR AT CADETS OF MILITARY SCHOOLS
Alexander Sergeevich Udalych, competitor,
Military Institute of Physical Educations and Sports,
Saint-Petersburg
Abstract
In work materials of research of the author on a substantiation of pedagogical technology of formation of skills the healthy behavior at cadets of military schools with draught on funds of improving physical training are presented.
Key words: the healthy behavior; cadets; military schools; improving physical training.
Забота о состоянии здоровья курсантов всегда занимала в вузах Министерства обороны РФ центральное место. В последние годы в связи с глубокими социально-экономическими, экологическими изменениями, реформированием армии выдвигается необходимость особой заботы о здоровом человеке, что предполагает смещение акцента с экспертизы здоровья на его сохранение в медико-психологическом обеспечении здоровья военнослужащих.
Проблема оздоровительной направленности физической подготовки определяется также прогрессивным ухудшением состояния здоровья не только военнослужащих, но и всего населения России (О.А. Чурганов, 2005).
В связи с этим назрела необходимость создания действенной системы сохранения и укрепления физического и психического здоровья курсантов методами организации физической подготовки оздоровительной направленности и формирования у них
навыков здорового образа жизни.
Особое место в формировании навыков здорового образа жизни занимает оздоровительная физическая культура.
Проведенное изучение уровня здоровья курсантов показало, что функциональные резервы организма определяют не только работоспособность, но и состояние здоровья военнослужащих.
По состоянию здоровья курсанты были разделены на три группы. В первую «группу А» - «здоров» - вошли 45,2% курсантов, во вторую - «группу Б» - «практически здоров» - 34,1% и в третью «В» - «имеющие отклонения» - 20,7% курсантов.
Наиболее распространенной среди курсантов явилась патология опорнодвигательного аппарата - нарушения осанки, плоскостопие (54,8% от общего числа выявленных заболеваний), заболевании ЛОР-органов: хронические гаймориты, тонзиллиты, фарингиты (30,5%). Реже встречаются заболевания желудочно-кишечного тракта: хронические гастриты, дискенизия желчевыводящих путей (10,3%) и сердечнососудистой системы - нейро-циркуляторная дистония (8,3%).
С целью определения причин, негативно влияющих на состояние здоровья курсантов Военного инженерно-технического университета и Военного института физической культуры, был проведен опрос курсантов и профессорско-преподавательского состава этих вузов. Результаты опроса представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Ранговая структура внутренних причин, негативно влияющих на состояние здо-
ровья курсантов вузов (п = 171)
Значимость (ранговое место) Внутренние причины Ранговый показатель (%)
1 Недостаточный уровень развития, умений, навыков здорового образа жизни 17,1
2 Слабые знания особенностей здорового образа жизни 14,7
3 Низкий уровень индивидуальной физической подготовленности курсантов 13,3
4 Невысокий уровень двигательной активности и мотивации курсантов к занятиям физическими упражнениями 12,8
5 Инертность и неуравновешенность высшей нервной деятельности 12,2
6 Недостаточный уровень развития психических процессов памяти, внимания, сенсомоторики 11,7
7 Недостаточность индивидуального опыта организации военнопрофессиональной деятельности, учебы и самодисциплины 10,3
8 Невысокий уровень развития коммуникативных качеств 7,9
Таблица 2
Ранговая структура внешних причин, негативно влияющих на состояние здоро-__________________________вья курсантов вузов (п = 171)____________________________
Значимость (ранговое место) Внешние причины Ранговый показатель (%)
1 Смерть близких родственников 19,1
2 Вредные привычки 16,7
3 Неустойчивые семейные отношения, развод 15,3
4 Нездоровый морально-психологический климат в курсантских коллективах 14,8
5 Высокие нагрузки военной службы и учебы в вузе 14,2
6 Негативные отношения с профессорско-преподавательским составом и командирами 11,5
7 Нерегламентированный рабочий день во время несения службы в наряде 8,4
В ходе дальнейшего исследования определялись основные направления деятельности по формированию навыков здорового образа жизни у курсантов и на этой основе разрабатывалась соответствующая педагогическая технология развития этих навыков.
Анализ структуры и содержания учебных планов и программ военнопрофессионального обучения в соответствии с современными требованиями свидетельствует о том, что в большинстве военно-учебных заведений Министерства обороны работа по формированию навыков здорового образа жизни у будущих офицеров может осуществляться по пяти основным направлениям:
1. Нормативно-правовое направление, включающее в себя выполнение требований законодательства, ведомственных приказов и нормативных актов, направленных на защиту, охрану и поддержание здоровья обучающихся в военно-учебных заведениях Министерства обороны. Здесь выявляется немало нарушений, связанных с режимом учебной и служебной нагрузки, организацией быта, условий повседневной службы и пр.
2. Организационно-педагогическое направление связано с координацией усилий по обеспечению просвещения и воспитания курсантов в области здорового образа жизни. Однако усилия педагогов не скоординированы, отсутствуют преемственность и интеграция усилий преподавателей и командиров курсантских подразделений.
3. Научно-методическое направление - построение образовательных программ, реализация которых позволяет изменять отношение обучающихся к своему здоровью.
4. Психолого-педагогическое направление - изучение ценностных установок курсантов в сфере поддержания здоровья, а также организация дифференцированной и индивидуальной образовательной работы с учетом типовых проблем профессионального становления и жизненных стратегий военно-профессиональной деятельности. Полученные нами данные свидетельствуют о существенных этических и психологических противоречиях, которые имеются в сознании и системе ценностных ориентаций курсантов, что требует целенаправленной психолого-педагогической помощи по их разрешению.
5. Физкультурно-оздоровительное направление. Располагает неограниченными воспитательными возможностями по ориентации курсантов на здоровый образ жизни.
В физкультурно-спортивной деятельности, характеризующейся высокой эмоциональностью, духом состязательности, жесткой регламентацией поведения занимающихся, насыщенностью межличностных контактов, установками на взаимопомощь и партнерство, разнообразием положительных мотивов, заключен мощный со-циально-психологический потенциал.
Таким образом, выявленные направления деятельности по формированию навыков здорового образа жизни у курсантов позволяют оптимизировать весь процесс оздоровительной физической культуры.
Проведенные исследования позволили разработать этиопатогенетическую концепцию физкультурно-оздоровительного воздействия на военнослужащих. Согласно этой концепции, изменения со стороны здоровья - результат сочетающегося воздействия внешних стрессорных факторов деятельности военнослужащего (физического и профессионального стресса) и эндогенных факторов, связанных с нарушением ряда регуляторных систем, ответственных за адаптацию функциональных систем (наследственного и приобретенного характера: психический фактор, нарушения липидного обмена, вторичный иммунодефицит). Эта концепция позволяет разработать обоснованные индивидуальные физкультурно-оздоровительные программы.
Основываясь на положениях данной концепции, была разработана педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов с использованием средств оздоровительной физической культуры, системообразующим факто-
ром которой являются функциональные резервы профессионального здоровья (рис. 1).
Цель - формирование навыков здорового образа жизни у курсантов
вузов
Л
ФормированиЯнании^Чдоровоктоораз^жизшГ(вероалыше
^_________________________________
п
^^^^^Потвебности^ютавдционный
ВбСНйташСТю1реоностаЯ5от®ЩиО®ой сферылмойи курсантов в сохранении здоровья на основе знаний о нем
Д.
^________________________________
Трансформация знании о здоровомофгоЯшзшл^/оеждешы о ценности здоровья и необходимости приобретения навыков _______здорового обра ;а жи ¡н.и_
-________________________ Д._____________________________________________-
Уровен^формированно^Игавыков
образа
Рис. 1. Педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов военно-учебных заведений
С целью определения ранговой структуры педагогических условий, необходимых для эффективного формирования навыков здорового образа жизни у курсантов вузов, был проведен опрос 73 специалистов по физической подготовке и спорту. Результаты опроса представлены в таблице 3.
Таблица 3
Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного
формирования навыков здорового образа жизни у курсантов вузов (п=73)
Значимость (ранговое место) Педагогические: условия Ранговый показатель (%)
1 Использование интегративного подхода в применении саноцентриче-ских средств оздоровительной физической культуры с соответствующими вербальными воздействиями 19,0
2 Наличие оригинальных способов замещения вредных привычек 16,6
3 Системность применения средств оздоровительной физической культуры 15,2
4 Эмоциональная привлекательность занятий оздоровительной физической культурой 14,7
5 Научно-методическое обеспечение процесса формирования навыков здорового образа жизни у курсантов 14,0
6 Разрешение ценностных противоречий в сознании курсантов относительно ценности здоровья 11,4
7 Реализация индивидуального подхода в подборе средств оздоровительной физической культуры 9,1
В результате исследований была проведена оценка влияния занятий оздоровительной физической культурой на формирование у курсантов навыков здорового образа жизни. По результатам сравнительного педагогического эксперимента, в котором принимали участие курсанты Военного института физической культуры и Военного инженерно-технического университета, было выявлено, что курсанты военнофизкультурного вуза имеют более выраженную ориентацию на здоровый образ жизни. Так, 92% курсантов Военного института физической культуры предметно ориентированы на заботу о своем здоровье, в отличие от 74% курсантов Военного инженерно-технического университета. Среди опрошенных курсантов Военного института физической культуры 72% некурящих, 64% не употребляющих алкоголь, 92% активно занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, 84% соблюдают режим труда и отдыха. Среди курсантов Военного инженерно-технического университета 55% курящих, 46% употребляющих алкоголь, 59% не занимаются спортом, 33% не соблюдают режим труда и отдыха. Аналогичные различия установлены и по другим показателям, характеризующим мотивацию курсантов к формированию навыков здорового образа жизни. Эго доказывает, что занятия физической культурой и спортом имеют существенное значение в ориентации курсантов на здоровый образ жизни. Физкультурноспортивная деятельность вооружает будущих офицеров опытом саморегуляции и самоорганизации в повседневной деятельности.
ВЫВОД
Разработанная технология формирования навыков здорового образа жизни у курсантов вузов Министерства обороны РФ с использованием средств оздоровительной физической культуры показала высокую эффективность, это способствовало укреплению здоровья обучаемых и повышению уровня их работоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Чурганов, O.A. Здоровьесберегающее поведение как фактор улучшения качества жизни населения/ O.A. Чурганов// Актуальные проблемы профессиональной деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта: сборник научных трудов молодых ученых. - СПб.: СПб.: ВИФК, НИЦ, 2005. - №1.- С. 151-155.
2. Сыченков, В.В. Методика ориентации курсантов военно-физкультурного вуза на здоровый образ жизни: Автореф. дис. ...канд. пед. наук/В.В. Сыченков; ВИФК. - СПб.: Воен. ин-т. физ. культуры, 2005,- 25с.
ИНФОРМАЦИЯ О ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Татьяна Николаевна Карамышева, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассмотрены некоторые показатели здоровья школьников. Выявлены тенденции изменения здоровья детей в процессе обучения в школе. Проанализировано распределение школьников по группам здоровья. Определены пути организации физической культуры в школе.
Ключевые слова: школьники, здоровье, результаты медицинских осмотров, группы здоровья, организация физической культуры.