Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА,В СВОБОДНОЕ ОТ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА,В СВОБОДНОЕ ОТ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА VIII ВИДА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL OF THE VIII KIND / COMPETENCE / EXTRACURRICULAR WORK / PATRIOTIC AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипилова Евгения Валерьевна, Алексеева Марина Николаевна, Боченкова Мария Юрьевна

В статье рассмотрены цели, задачи, методы и содержание внеклассной работы в школах VIII вида. Особое внимание уделено значению нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, в процессе формирования социально-психологической компетентности в школах VIII вида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипилова Евгения Валерьевна, Алексеева Марина Николаевна, Боченкова Мария Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF TOURIST-LOCAL LOCAL PROGRAMS FOR CARRYING OUT CHILDREN'S TENT CAMP

The article discusses the goals, objectives, methods and content of extracurricular activities in schools of the VIII type. Particular attention is paid to the importance of moral education of children of primary school age with impaired intelligence, in the process of forming socio-psychological competence in schools of the VIII kind.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА,В СВОБОДНОЕ ОТ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ»

в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО / В.В. Кадакин, А.В. Шигаев. -Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 8. - С. 10-12.

2. Зорькин, Е.Н. О структуре туристско-краеведческой деятельности / Е.Н. Зорькин // Сборник научных работ по матриалам Всероссийской научно-практической конференции. - М.: ЦДОТ РФ, 2005. -С. 9-14. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук Шипилова Евгения Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Алексеева Марина Николаевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Боченкова Мария Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА,В СВОБОДНОЕ ОТ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ

Аннотация. В статье рассмотрены цели, задачи, методы и содержание внеклассной работы в школах VIII вида. Особое внимание уделено значению нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, в процессе формирования социально-психологической компетентности в школах VIII вида.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, специальная (коррекционная) школа VIII вида, компетентность, внеклассная работа, патриотическое и нравственное воспитание.

Annоtation. The article discusses the goals, objectives, methods and content of extracurricular activities in schools of the VIII type. Particular attention is paid to the importance of moral education of children of primary school age with impaired intelligence, in the process of forming socio-psychological competence in schools of the VIII kind.

Keywords: children with intellectual disabilities, special (correctional) school of the VIII kind, competence, extracurricular work, patriotic and moral education.

Введение. Внеклассная работа - свободное время от обязательных учебных занятий, используемое для игр, прогулок, занятий спортом, чтения, занятий искусством и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагога заключается в том, чтобы внеклассная работа проводилась разумно, то есть, путем развития их личностных свойства, запросов, творческих наклонностей. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация внеклассной работы (посещение утренников и вечеров - развлечений, просмотры спектаклей и телевизионных передач, занятия спортом, участие в физкультурно-оздоровительных соревнованиях) [2, с. 38].

Внеклассная работа включает в себя организацию и проведение праздников, вечеров-развлечений, экскурсий, утренников, прогулок и других видах деятельности.

Изложение основного материала статьи. Организация и проведение внеклассной работы может способствовать формированию всесторонне развитой личности ребёнка. В результате правильно организованной внеклассной работы могут быть решены многие задачи, способствующие всестороннему развитию ребёнка. Праздники, являясь наиболее яркими и запоминающимися в сознании детей младшего школьного возраста и сочетая различные виды искусства, оказывают большое влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

В энциклопедическом словаре слово «праздник» разъясняется как «день, посвящённый выдающимся событиям, традиционным датам...» [4, с. 78].

Праздники - важный фактор формирования личности ребёнка.

Праздники пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта социального поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Воспитательное, познавательное и эстетическое влияние праздников на ребенка очень велико. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: их объединяет общий опыт, в них воспитываются основы коллективизма. Изучая стихи, песни, танцы дети узнают много нового о своей стране и природе. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь и воображение, т.е. способствует личностному и когнитивному развитию.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмы, грамотно подобранный репертуар, красочные выступления детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Восприятие ребенком окружающего мира носит образный и эмоциональный характер.

Эстетические переживания, связанные с проведением утренников и праздников, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления и сопереживают другим детям. Наличие в праздниках глубинных народных традиций, включающих весь спектр обычаев, ритуалов, церемоний, символов и атрибутов принципиального характера, обработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни, является одними из основных средств обогащения социального опыта ребёнка младшего школьного возраста [3, с. 248].

В специальной (коррекционной) школе VIII2-3 раза в месяц в каждом классе во второй половине дня целесообразно организовывать вечера развлечений.

По форме организации вечера развлечений также делятся на несколько видов: зрелищного характера, концерты и тематические вечера для детской самодеятельности, вечера - забавы и спортивные развлечения.

Содержание вечеров забав включает в себя загадки, шутки, игры, веселые инсценировки, игры-драматизации, музыкальные игры-сказки.

На спортивных вечерах дети выполняют разнообразные физкультурные задания, участвуют в подвижных играх, а также организуют вечера соревнований, аттракционов.

Подготовка и проведение физкультурных праздников способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы. Также дети демонстрируют успехи в беге, прыжках, ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде, закрепляя умение действовать согласованно в совместных гимнастических выступлениях и играх - эстафетах.

Физкультурные досуги поощряют творческую инициативу, решительность, смелость, находчивость, побуждают детей проявлять дружеские чувства, оказывать поддержку товарищам по команде; сопереживать успехам и неудачам своих товарищей, быть справедливыми, предупредительными по отношению друг к другу. Также проводятся зрелищные развлечения, в которых дети являются зрителями, и такие, в которых дети - непосредственные участники, активные исполнители.

Зрелищные развлечения - это кукольный, настольный, театр теней, театр игрушек, кинофильмы, диафильмы, прослушивание грамзаписей и радиопередач, просмотр телепередач, театрализованные представления, концерты. Зрелищные развлечения важны для развития художественного восприятия, воображения, эмоциональной отзывчивости, художественного вкуса. Выбор зрелищных развлечений зависит от возраста детей. Неотъемлемой частью любого праздника является игра. Именно в игре посредством построения сюжетов и действий с партнерамиможно донести до ребенка нормы поведения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Участвуя в коллективных играх, ребенок учится подчинять свои действия логике сюжета, контактировать с другими детьми, организовывать свое поведение. У него появляется ответственное отношение к своим действиям [2, с. 89].

Театрализованные игры и представления также служат одним из важнейших средств эстетического воспитания. Кукольный театр, в котором движутся игрушки, выполняют различные действия, сопровождаемыеповествованиями взрослых с подкреплением выразительной мимикой, жестами передают индивидуальные черты характера персонажей, что в сочетании с динамикой действия углубляет эмоциональное впечатление.

Большое значение для развития эстетических представлений, знаний о взаимоотношениях людей, имеет игра - драматизация.Первоначальное эмоциональное, живое рассказывание сказки педагогом, подкрепленное действиями кукольного театра, иллюстрациями, производит очень сильное впечатление на детей. В процессе проведения драматизаций дети осваивают образное поведение, пластичностью движений, что вызывает у них положительные эмоции. Организация досуговой деятельности в процессе внеклассной работы также способствует формированию эмоциональной сферы, которая является средством регуляции поведения и высших психических функций, формирования личностных качеств младшего школьника. Прогулки и экскурсии при их правильной организации также могут способствовать решению разносторонних воспитательных задач.

Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, человеке и его жизни в обществе. А внеклассная работа, и в частности, организованные прогулки и праздники являются одним из основных средств необходимых для полноценного умственного развития детей.

Наблюдения, организованные во время прогулок и экскурсий, расширяют представления детей о взаимоотношениях в окружающем мире.

Начиная с первого класса, проводятсяцелевые прогулки в места общественного назначения [3, с. 304].

Экскурсия является одной из распространенных форм досуговой деятельности с детьми, которая благодаря своей наглядности, информативности играет немаловажнуюроль в развитии социального опыта детей, в развитии их познавательной деятельности. Экскурсия способствует не только формированию знаний и представлений об окружающей действительности, но и эмоций, нравственных черт, оказывая воздействие на мировоззрение человека [1, с. 420].

Преимущества экскурсий в том, что дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Спецификой любой экскурсии является органичное сочетание показа с рассказом, ведь в её основе всегда лежит демонстрация наглядности, сопровождаемая устным пояснением, анализом.

Опорой для усвоения знаний детьми об окружающем мире являются представления и знания, накопленные на основе наблюдения и собственной практической деятельности. Поэтому экскурсии, в ходе которых формируются конкретные образы, четкие, ясные представления об окружающем и обогащается чувственный опыт, повышают эффективность воспитания и обучения. Во многих исследованиях (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, С.Я. Рубинштейн и др.) показывается, что формирование социально-психологической компетентности ребёнка происходит в процессе усвоения им опыта человеческих поколений, воплощающего в материальной и духовной культуре общества. Овладевая системой социальных отношений, ребёнок постепенно перенимает вложенный в культуру общественный опыт, те знания, умения, психологические качества, которые свойственны человечеству. Усвоение это происходит в активной деятельности - общении, игре, учении и др. Огромную роль в социализации умственно отсталых детей имеет школа (Л. Плох, Ж.И. Назамбаева). Л. Плох отмечает, что личностью ребёнок становится в результате усвоения им социальных норм поведения и деятельности в процессе целенаправленного воспитания. Важнейшим признаком личности является социальность, сознательность, самостоятельность. Всестороннее развитие личности таких детей осуществляется через детский коллектив, овладение системой научных знаний, трудовое обучение и воспитание, профессионально-трудовую подготовку и профориентацию, формирование средств адаптации, т.е. социальных стандартов, стереотипов, эталонов и привычек, которые, становясь автоматическими, позволяют им адекватно действовать в стандартных, относительно простых и часто повторяющих ситуациях. Л. Плох выделил следующие пути формирования социально значимых качеств личности:

- формирование детского коллектива;

- организация общественно-полезной деятельности;

- формирование основ общечеловеческого мировоззрения и нравственности;

- изучение личности школьника[3, с. 122].

Таким образом, задача специальной (коррекционной) школы VIII вида - подготовить учащихся к активной жизни в окружающем их мире. Чтобы решить этупроблему школа должна сформировать у учащихся систему убеждений, потребностей, мотивов и привычек поведения, соответствующих нормам общественной морали.

Целью воспитания учащихся специальной (коррекционной) школыУШвида является формирование у них активной жизненной позиции, которая соответствовала бы нормам общественной морали и нравственности.

Такое решение проблем воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида означает признание возможности их истинной социальной реабилитации на основе включения в полноценную жизнь общества.

Значительная часть времени умственно отсталого школьника приходится на внеклассную деятельность: кружки, самоподготовка, экскурсии, праздники и т.д. Принцип воспитывающего обучения связан с содержанием и методами обучения. Умственное развитие не является автоматическим результатом обучения, поэтому олигофренопедагогу при подготовке внеклассного мероприятия необходимо:

1. Учитывать доступность содержания учебного материала для умственно отсталых детей;

2. Использовать эффективные методы и приёмы обучения, вырабатывать жизненно необходимые навыки у учащихся.

Формирование социально-психологической компетентности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста происходит в процессе умственного, нравственного, трудового, эстетического воспитания.

Нравственное воспитание является одним из важных направлений комплексноговоспитания учащихся. Основное содержание нравственного воспитания школьников является формирование таких высоких нравственных чувств, как чувство патриотизма, коллективизма и гуманизма, позитивное отношения к труду и общественной собственности, дисциплинированности и организованности.

Патриотическое воспитание - это воспитание преданности и любви к Родине, уважения к народам всех наций. Учителя знакомят школьников с яркими примерами проявления патриотизма советских людей и уважения к народам других национальностей. Воспитание любви к своей Родине начинается с любви к родной деревне, городу и школе [5, с. 169]. Патриотическое воспитание включает в себя ознакомление школьников с боевыми традициями нашего народа. Этому способствуют поездки в места боевой славы, празднование Дня Победы и т.д.

В содержании процесса формирования мировоззрения большое значение играет обеспечение единства сознания и поведения воспитанника. Воспитание мировоззрения является основой формирования личности ученика.

Правовое воспитание также является частью нравственного воспитания и включает подготовку учащихся к соблюдению правовых требований и норм, принятых в обществе. Наличие нарушений интеллектуального развития существенно усложняет решение проблем обеспечения социально-нормативного поведения и повышает вероятность социального отклонения в индивидуальном поведении личности. Поэтому необходимо ознакомить школьников с основами права, с основными законами нашего государства, научить их осознанно применять эти законы, соблюдать общественный порядок. Правовое воспитание является одной из мер предупреждения правонарушений.

Специальная (коррекционная) школа VIII вида воспитывает у учащихся навыки правильного поведения и взаимоотношений в коллективе. Взаимоотношения между умственно отсталыми учащимися формируются и развиваются по тем же законам, что и между учениками массовой школы, однако дети с умственной отсталостью неадекватно оценивают своё положение в системе личных отношений.

В понятие нравственного воспитания входит и половое воспитание. Половое воспитание связано с воспитанием гигиенических навыков и требует индивидуального и дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам. Беседы о половом созревании, о половой гигиене, рациональной одежде и т.п. проводятся раздельно с девочками и мальчиками. В беседы включаются такие вопросы, как уважение к женщине, матери, взаимное уважение девочек и мальчиков; разъясняются понятия чести, достоинства, стыдливости и т.п. Эстетическое воспитание, способствующее развитию умения понимать и познавать прекрасное в природе, искусстве, во взаимоотношениях людей, играет большую роль в развитии личности ребенка.

Экскурсии на природу оказывают благотворное эстетическое воздействие на учеников, когда учитель привлекает внимание детей к окружающей их красоте - они учат видеть красивое, понимать, слушать звуки природы. Наблюдения детей за различными явлениями и объектами природы обогащают их чувства, мышление и речь. Педагог связывает экскурсии на природу с занятиями по развитию речи, лепкой, аппликациями, рисованием и другой практической деятельностью. Изобразительная деятельность у школьников занимает важное место в эстетическом воспитании, так как влияет на формирование эмоций, эстетических вкусов и потребностей учащихся.

Эстетика тесно связана с нравственными понятиями, правилами поведения учеников. Повышение привычек общественного поведения у детей является одним из важных направлений в системе воспитательной работы в школе. Наиболее эффективной формой воспитания культуры поведения среди умственно отсталых учащихся являются специальные систематические занятия, которыеобъясняют смысл и значение правил культурного поведения и слов вежливого обращения. Следует учесть, что школьники недостаточно понимают смысл и значение широко известных правил поведения, отдельных слов вежливого обращения инедостаточно чётко представляют их содержание. Поэтому педагоги и воспитатели должны тщательно готовиться к занятиям: подобрать конкретные наглядный материал, продумать игры и практические задачи для детей. Беседы на темы: «Поведение в школе», «Поведение на улице», «Поведение в общественных местах» входят в содержание специальных занятий.

Помимо бесед, включаются экскурсии, встречи с интересными людьми, дидактические коррекционные игры. Значение игровой деятельности для учащихся специальной (коррекционной) школыУШвида очень велико, так как игра развивает и корригирует познавательные процессы, формирует эмоционально-волевые

качества ребёнка. Кроме того, средствами воспитания у умственно отсталых детей для воспитания привычек правильного поведения, чувства скромности, вежливости, честности, бережного отношения к общественным вещам и других положительных качеств личности является использование рассказов, инсценировок, практических задач (их содержание включает различные жизненные ситуации, взаимоотношения людей).

Обсуждая содержание рассказов, сценок или задач, ученики самостоятельно определяют и высказывают своё отношение к поступкам героев, принимая или отвергая их. Систематическая работа, направленная на формирование у учащихся правильного поведения, способствует выработке устойчивых навыков и привычек правильно поступать в различных ситуациях. Принцип взаимосвязи воспитательного процесса с жизнью является важным в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это требует, прежде всего, такой организации воспитательной работы в специальной (коррекционной) школеУШвида, которая способствует активизации деятельности школьников, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательно-коррекционных воздействий на умственно отсталых детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.

Реализация этого принципа предполагает также постоянное использование в учебно-воспитательной работе актуального информационного материала (из газет, журналов, радио- и телепередач), важного для решения воспитательных задач. Необходимо проводить с умственно отсталыми детьми специальную работу по обеспечению понимания ими значения сообщаемых фактов, выработке правильного отношения к ним.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида особо возрастает роль принципа органического сочетания идейно-нравственного просвещения и убеждения детей с целенаправленной организацией их жизни и деятельности.

Его важность в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена, с одной стороны, их сниженными способностями к усвоению словесной информации. Поэтому важно организовать практическую деятельность детей, в которой отражались бы подлежащие их усвоению различные отношения. Важно, чтобы весь уклад жизни умственно отсталого ребёнка формировал у него эти отношения, соответствующие высоким нормам нравственности, способствовал воспитанию общественно ценных навыков поведения.

С другой стороны, умственно отсталые дети затрудняются в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые включены в социально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача - помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Неосознанное усвоение норм поведения делает поведенческий навык косным, нестойким. Следовательно, для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали.

Выводы. Таким образом, организация и проведение праздников, утренников, экскурсий, прогулок, вечеров-развлечений способствует формированию социальных представлений, присвоению культурных и нравственных ценностей общества, формированию личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитию самосознания, осознания своего места в обществе у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Литература:

1. Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер; [Пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева]: Вече: АСТ, 2000. - Т. 2. - 2000. - 559 с.

2. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате / Под ред. В.П. Провоторова. - М.: Просвещение, 1978. - 125 с.

3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - 528 с.

5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант очной формы обучения Новожилова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения в школе. До возникновения пандемии 2019-2020 года одной из задач современной школы являлось повышение многообразия видов и форм организации образовательного процесса обучающихся. По прогнозам многих экспертов дистанционные технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволяли бы существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществлять выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Однако ситуация пандемии обусловила школы вынужденно внедрять технологии дистанционного обучения, полагаясь на всех участников образовательного процесса. Исследованию подлежали следующие параметры: распределение затрат времени при организации работы дома; преимущества дистанционного обучения; недостатки дистанционного обучения. Результаты проведенной экспериментальной работы доказывают актуальность и значимость выявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.