Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе
в коррекционной школе VIII вида
С.Т. Грузинов,
учитель высшей квалификационной категории. Государственное автономное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Новолеушковская школа интернат с профессиональным обучением».
Анализ собственного многолетнего опыта работы учителем истории в специальной коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации назревших социальных и нравственных проблем в отношении учащихся автор выделяет основные аспекты, которые позволили разработать методику, обеспечивающую организационно-педагогические условия повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях коррекционного образовательного учреждения.
• проблема патриотического воспитания в образовательном учреждении VIIIвида • современные образовательные технологии • метод устного сообщения материала • метод наглядного обучения • методы работы с текстом • информационный метод • метод наблюдения • метод обсуждения • внеклассная работа
...сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота.
К. Сухомлинский
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими — это в нашей власти.
Плутарх
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
И сегодня патриотизм связан с такими личностными качествами, как любовь к большой
и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно-значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности, социальной активности личности; в этом проявляется целостность и неразрывность процессов обучения и воспитания как социальных явлений, неразграниченность на самостоятельные направления.
Проблема патриотического воспитания являлась предметом значительного числа исследований отечественных и зарубежных учёных. Различные её аспекты освещаются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А.Добролюбова, Н.М. Карамзина, Г. Кершенштейнера, Я.А. Коменского, Л.И. Лепелетье, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, К.Д. Ушинского.
Анализ последних педагогических исследований по патриотической проблематике (Л.А. Альшевская, А.В. Беляев, Д.Н. Веприняк, С.Н. Вин-никова, И.Н. Глазунова, М.А. Горбова, А.Н. Зайчиков, Н.В. Ипполитова и др.) свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме патриотического воспитания и формированию патриотизма у школьников. В этих исследованиях определена зависимость патриотического воспитания учащихся от социально-экономических условий и потребностей общества, разработаны педагогические основы патриотического воспитания школьников, выявлены закономерности и принципы, а также содержание, формы, методы патриотического воспитания.
Обратившись к философской, исторической, социологической и психолого-педагогической литературе, мы приходим к выводу, что проблема патриотизма и патриотического воспи-
тания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально психологического феномена было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности, а также формированием привязанности к ним.
В советский период к данной проблеме обращался педагог-новатор В.А. Сухомлинский. В его произведении «Родина в сердце» центральной темой стоит проблема воспитания человека-гражданина, человека — патриота своей Родины, своего народа, его культуры. На вопрос: «С чего начать это воспитание?» — автор отвечает: «С формирования у ребёнка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам советских людей». В книге выдающегося советского учёного, лауреата Государственных премий СССР академика Д.С. Лихачёва «Великое наследие» показаны основные этапы сложной, но полной гениальных художественных и философских прозрений истории великой русской литературы с XI по XVII век, которую автор рассматривает в тесной связи с отечественной историей и их взаимовлиянии. Н.Ф. Дробленкова в «Новой повести о преславном Российском царстве» указывает, что одним из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период (XVII век), был призыв постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал». В современной литературе появился термин «либеральный патриотизм», который включает «любовь и потребность защищать только ту страну, в которой тебе хорошо». В.А. Кобылянский особое
внимание уделил национальной идее и воспитанию патриотизма и т.д.
Сегодня изменяются социальные обстоятельства, соответственно меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это в свою очередь требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
Актуальность воспитания патриотизма в современном обществе определяется следующим:
— расширением неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства подрастающего поколения;
— генезисом новых социокультурных и экономических реалий, вытекающих из процесса развития рыночной экономики;
— разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, преемственности поколений и обострением социальных противоречий в обществе;
— ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения;
— вестернизацией общественного сознания, внедрением чуждых российскому менталитету главным образом проамериканских ценностей, вытесняющих отечественную историю, культуру, традиции.
В течение продолжительного времени нам активно навязываются стереотипы западной идеологии и общественной психологии под маской духовной сво-
боды. Индивидуализм, жёсткое имущественное расслоение вместо социального равенства, эгоизм вместо коллективизма, прагматизм вместо духовности, жажда наживы вместо трудового заработка, агрессивная предприимчивость вместо трудовой активности, развлекательная «массовая культура» вместо художественной классики, культ насилия вместо любви и дружбы.
Со всем этим порой не в силах стравиться ребёнку с нормальным интеллектом, не говоря уже о детях, с ограниченными возможностями здоровья. Ведь дети наших образовательных учреждений впитывают в себя, как губка, всю информацию, зачастую не осмысливая, не делая выводов. Вот почему, если сравнить поведение детей с отклонениями в умственном развитии в 90-е годы XX века и сегодня, мы увидим, что многие неприемлемые и явно грубые манеры поведения преобладают.
Модернизация в системе школьного образования предполагает более углублённое изучение истории Отечества. И, конечно же, это касается и коррек-ционных образовательных учреждений. Базовый компонент коррекци-онных образовательных учреждений предполагает изучения курса «История Отечества» как самостоятельной учебной дисциплины. Но этого недостаточно, чтобы в полном объёме решать вопросы патриотического воспитания учащихся на современном этапе развития общества. Поэтому возникла необходимость разработки системы патриотического воспитания учащихся, исходя из имеющихся возможностей нашей школы. Немалая доля в этой системе отведена урокам истории и внеклассным мероприятиям по истории Отечества.
Проблемы патриотического воспитания находят отражение в основных видах учебных планов, которые разработаны в нашей школе: перспективном,
годовом, текущем, и неразрывно связаны с другими видами воспитания — нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим.
Урок относится к одной из форм учебно-воспитательной работы по патриотическому воспитанию со школьниками, а урок истории имеет в этом вопросе большие возможности для получения желаемого результата. Ведь урок истории в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, патриота своей Родины, подготовка подростков к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в обществе.
Программа курса истории образовательного учреждения VIII вида рассчитана на то, чтобы в ходе изучения предмета учащиеся 7 — 9 классов усвоили важнейшие факты истории нашего государства, которые не только имеют большое образовательное значение, но и помогут им в дальнейшей жизни.
Целью воспитательно-образовательного процесса ГАОУ КК «Новолеуш-ковская школа-интернат с профессиональным обучением» является:
— формирование активной жизненной позиции, высокой гражданской ответственности у учащихся;
— воспитание личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявлять их в созидательной деятельности в интересах Отечества, укрепления государства;
— развитие духовных и нравственных качеств.
Достижение указанной цели в нашем образовательном учреждении осу-
ществляется через решение следующих задач:
— формирование уважительного, осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
— развитие гражданственности и национального самосознания учащихся;
— создание условий для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции;
— расширение знаний об истории и культуре родного края.
Для достижения поставленных целей и задач я использую следующие принципы педагогической деятельности, которые помогают достичь положительного результата в учебном и воспитательном процессе:
— Принцип гуманистической направленности.
В основе — гуманистические отношения, доброжелательность, педагогический такт.
— Принцип природосообразности.
Предполагает опору на природные задатки ебенка и их развитие, на интересы и потребности возраста.
— Принцип культуросообразности.
Основан на приобщении ребёнка к культурным ценностям как источнику духовности и нравственности, на формировании его потребности жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.
— Принцип целостности воспитательного процесса.
В основу положена системность воспитательной деятельности, позволяющая
интегрировать воспитание на уроке и вне его.
— Принцип педагогической поддержки.
Реализация этого принципа позволяет ребёнку определить свои проблемы, разрешить их на основе взаимодействия со взрослыми.
Для учащихся нашей школы, как и для всех учащихся коррекционных школ, характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.
Как показывает мой тридцатитрёхлет-ний опыт работы, у детей с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях — атипичное развитие психических функций. В результате наши дети получают неполные, а порой искажённые представления об окружающем социуме. Их опыт крайне беден.
Так, учащимся 7 класса бывает трудно на вводном уроке истории самим определить, чем они будут заниматься. На мой вопрос: «Что вы знаете об истории нашей страны?» они отвечают, как правило, много, но не точно. В их ответах чаще встречаются географические сведения, так как географию они изучают с 6 класса. Допускают учащиеся фактические и хронологические ошибки, понимают слово «история» как интересный случай или происшествие.
Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Главным недостатком является нарушение обобщённости восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Нашим детям требуется значительно больше времени, чтобы понять предлагаемый им исторический материал
(видеоролик, презентацию, картину, текст и т.п.). Для таких детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времён года и т.п.
При изучении жизни крепостных крестьян из моего рассказа учащиеся узнают о том, что собой представляло жилище крестьянина: ветхая изба, с топкой по-чёрному, когда дым выходит в окна, покосившаяся соломенная крыша и т.д. Из презентации учащиеся увидели быт крестьян, их тяжёлый труд и бесправное положение, они также увидели крестьянское жилище. Но на следующем уроке дают такой ответ: «Крестьяне жили в бедных старых избах, без окон, без дверей и труб». Почему дан такой ответ? А потому что у учащихся с ограниченными возможностями здоровья нарушена способность к обобщённому восприятию. Всё увиденное в презентации и услышанное соединяется механически.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны исторического материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение будет затруднено. Все операции мышления у умственно отсталых учащихся недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, анализ исторических событий они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части; часто происходит смещение представлений, выражающееся в произвольном переносе лиц, событий, явлений в пространстве и времени. И в результате у них встречаются нелепые ответы, такие как:
— Крестьяне жили в амбарах.
— Кутузов освобождал Родину от татарского ига.
— Чапаев воевал против фашистов.
— Восстание декабристов проходило на Красной площади.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у детей с ограниченными возможностями здоровья имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки.
Память у наших школьников, таким образом, отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Механическая память может оказаться сохранной или даже неплохо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки событий.
К примеру, учащиеся 9-го класса хорошо запоминают события Великой Отечественной войны, но хронологически их расположить не могут. Выделить наиболее значимые битвы и сражения затрудняются. В один ряд могут поставить партизанскую борьбу и Сталинградскую битву. Обычно старшеклассники запоминают лучше тот материал, который услышали или увидели при демонстрации презентации, чем прочитанный самостоятельно.
У наших детей выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона.
Например, учащиеся даже 9 класса на уроке могут изображать вниматель-
ного ученика, но при этом совершенно не слышать объяснений учителя. С таким псевдовниманием мне приходиться бороться: задаю вопросы, выявляющие, следят ли школьники за ходом моей мысли, или предлагаю повторить только что сказанное.
Умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие и неустойчивость эмоций, нет оттенков переживаний. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых детей эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).
Одним из путей создания у школьников положительного эмоционального настроя, улучшения общей работоспособности на уроке является игра. Она также направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Учащиеся 7 класса активнее включаются в проводимые игры на уроках или внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию. Старшеклассники, считая себя уже взрослыми, на начальном этапе менее активны, но в дальнейшем так же включаются в работу. Даже ученики, отличающиеся некоторой леностью ума, желающие всё получить в готовом виде, незаметно для себя увлекаются поисками ответов в книгах, начинают размышлять, разгадывать кроссворды, так как положение проигравшего мало кого устраивает.
Все эти особенности психических процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья влияют на харак-
тер протекания их деятельности, носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).
Мой опыт работы учителем истории в специальной коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать вывод о том, что реализация задачи патриотического воспитания с использованием потенциала предмета истории имеет три основных аспекта.
Во-первых, это содержание учебного материала, который изучается школьниками по предмету. В нём сосредоточены опыт, накопленный из поколения в поколение, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности. Только при усвоении материала можно говорить о формировании гражданской позиции, нравственного сознания, патриотических убеждений. Что касается учащихся образовательного учреждения VIII вида, то материал ими усваивается частично, соответственно и все перечисленные выше качества у наших детей сформированы не полностью.
Во-вторых, это связь учебной деятельности и воспитательной работы с учащимися, т. е. организация целостного учебно-воспитательного процесса. Если работа, начатая на уроке учителем, в вопросе патриотического воспитания будет продолжена во внеурочное время руководителем творческого объединения или замещающими родителями и ориентирована на стимулирование патриотической активности школьников, то результат в этой сфере деятельности будет лучше.
В-третьих, воспитательный пример личности учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным мышлением патриота и гражданина России, умеющего строить деловые,
педагогически целесообразные отношения с учащимися, находить с ними общий язык.
В содержании патриотического воспитания я выделяю следующие компоненты:
— культурно-исторический ;
— военно-исторический;
— духовно-нравственный;
— политико-правовой;
— профессионально-деятельностный;
— психологический.
На уроках чаще всего использую военно-исторический компонент, который включает в себя
— изучение основных этапов героической борьбы русского народа по защите Отечества, где проявляются наиболее характерные качества русских воинов, такие как героизм, мужество, стойкость, храбрость, любовь к свободе, взаимовыручка, физическая сила, которые раскрывают преимущества русской и советской армии;
— самопожертвование русских воинов в борьбе за независимость Родины;
— развитие и укрепление новых боевых и воинских традиций;
— стойкость и сила духа, высокие моральные и психологические качества солдат и офицеров.
В своей работе по патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья я использую учебники «История России» (изд. центр «ВЛАДОС», под редакцией Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной, Л.С. Сековец, Н.М. Редькиной), книгу жителя станицы В.К.Панфильца «Кубанская станица», материалы
интернет сайтов, методический материал, накопленный в кабинете истории, презентации и слайды по различным темам.
Концепция патриотического воспитания на уроках истории включает следующие пути:
— интеграция предметов гуманитарного цикла;
— изучение исторического материала и его анализ;
— актуализация исторических событий с явлениями и проблемами современного мира;
— активизация деятельности учащихся в процессе исторического познания, в развитии исторического мышления, сознания, исторической памяти.
Добиваться положительных результатов в работе по патриотическому воспитанию на уроках и внеклассных мероприятиях мне позволяет методика обучения истории, предложенная М.С. Васильевой и А.А. Вагиным.
Она включает следующие методы обучения.
• Метод устного сообщения материала:
— информационная функция (воссоздаёт целостные картины прошлого и современности);
— логическая функция («ведёт» учащихся от картин и образов исторического прошлого к выводам, оценкам, понятиям, к пониманию закономерностей исторического процесса);
— воспитательная функция (побуждает самостоятельно мыслить, развивает патриотические чувства и нравственные качества учащихся, расширяет их интересы).
• Метод наглядного обучения.
Метод наглядного обучения — один из важнейших методов обучения в специальной (коррекционной) школе, который начинается в начальной школе и значение которого не снижается при изучении курса истории в старших классах. Создание у учащихся с нарушением интеллекта конкретных представлений необходимо не только при изучении прошлого, но и современности. Б.П. Пузанов отмечал: «Роль наглядности при изучении исторического и обществоведческого материала трудно переоценить, учитывая особенности познавательной деятельности умственно отсталого ученика и специфику исторических и обществоведческих знаний: довольно высокий уровень абстракции большинства исторических и обществоведческих понятий, отсутствие в окружающей действительности аналогов большинства исторических понятий, невозможность опоры на личный опыт учащихся при формировании большинства исторических и обществоведческих понятий».
Вопросам использования наглядных средств в обучении истории применительно к специальной (коррекционной) школе уделяли внимание О.Г. Зорина, Ж.И. Шиф, И.Б. Шулятикова.
• Методы работы с текстом:
— выделение и нахождение в тексте новых слов;
— пересказ;
— чтение вслух отрывков, отдельных абзацев;
— устные ответы на вопросы;
— нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя;
— выполнение домашних заданий по учебнику.
— самостоятельное чтение;
— анализ прочитанного текста;
— постановка учениками вопросов к тексту;
— беседа по прочитанному тексту;
— нахождение слов в тексте, их объяснение, употребление в речи;
— рассказ по опорным словам.
Каждый из перечисленных методов обучения предполагает и практический метод, который на сегодняшнем этапе обучения решать гораздо легче. Мне это позволяют делать современные образовательные технологии.
Для воспитания чувства патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья использую различные формы и методы организации деятельности учащихся:
1. Информационный метод (рассказ, беседа)
2. Метод наблюдения (позволяет проследить изменения, происходящие в жизни страны, края, станицы, школы).
3. Метод обсуждения (использование художественных произведений, картин, видеороликов, презентаций, слайдов с патриотической направленностью).
4. Привлечение учащихся к активному участию в жизни школы и класса (тематические недели, конкурсы, праздники).
5. Поощрение учащихся за добросовестность выполнения поручений, за участие в мероприятиях, хорошее поведение.
6. Мой личный пример (мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самый сильнодействующий фактор воспитания).
На первых уроках в 7-м классе изучается тема «Наша Родина — Россия», где даю понятия: Россия, Российская Федерация, Родина, столица, государственная символика. Целесообразно при изучении этой темы не забывать и о малой родине, знакомить учащихся с символикой Кубани, её руководителями, системой краевого управления. Обращаясь к этому материалу, объясняя понятия и термины, я уже провожу работу по патриотическому воспитанию, прививая чувство гордости за страну, уважительное отношение к символике, любовь к России, к малой родине — Кубани.
Далее идёт изучение истории нашей страны с древнейших времён. Древнерусские мыслители выдвигали перед человеком общие моральные правила, которые определялись как нравственные ориентиры личного и общественного поведения. Согласно этим правилам, надо воспитывать человека мыслящего, добродетельного, милосердного, совестливого, верящего в возможность совершенствования мира и людей, стремящегося личным участием содействовать этому. Таков воспитательный идеал древнерусской эпохи, неотъемлемой частью которой явилось патриотическое начало. «Летописи и летописцы» — одна из тем раздела. В одной из первых летописей, справедливо отмеченной академиком Д.С. Лихачевым как «исходище мудрости», в «Повести временных лет» Нестор даёт общее представление о патриотизме, связывая его со своеобразной трактовкой таких нравственных понятий, как «добро» и «зло». «Добро» в понимании летописца — всё то что несёт благо родной земле, способствует её процветанию. Носителями добра в «Повести» выступают Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и другие князья, которые с честью отстаивали единство Русской земли, давая отпор набегам других племён, способствуя этим
самым успехам мирной жизни. На примерах подвигов русских князей учащимся 7-х классов прививается чувство любви к Родине, гордости и уважение к людям, которые так много сделали в прошлом для процветания Руси.
Изучая темы «Ледовое побоище», «Куликовская битва», рассказывая об изгнании поляков русским народом под предводительством Минина и Пожарского, о Полтавской битве и Бородинском сражении, о разгроме интервентов, германских фашистов и японских милитаристов, достаточно напомнить о героических подвигах русского народа в защиту своей земли, своей страны, чтобы учащиеся почувствовали гордость за свою Родину, прониклись чувством патриотизма.
В определённый период истории чувство патриотизма было закреплено законодательно. Так, в период правления Петра I в «Уставе ратных и пушечных дел» патриотизм ставился выше всех ценностей и добродетелей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в «Табели о рангах».
Для того чтобы показать учащимся большое значение такой национальной ценности, как самоотверженность при защите Отечества, достаточно при изучении материала говорить о мужестве воинов Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова, о массовом, поистине всенародном ратном и трудовом героизме в Отечественной войне 1812 года и в Первой мировой войне. Победы российских флотоводцев Н.П. Лазарева, П.С. Нахимова, Ф.Ф. Ушакова, М.О. Макарова, героев Кубани, подвиги жителей станицы Новолеушковской, героев Советского Союза Ивана Ефимовича Яковенко и Константина Георгиевича Середы, полного кавалера ордена Славы
Ивана Ивановича Никонова записаны навечно в книгу воинской славы России.
Изучая историю в 9-м классе, необходимо подчеркнуть, что сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. В это время испытаний патриотизм стал главным смыслом жизни большинства советских людей. События военных лет учащимся более знакомы, чем события древней истории, поэтому при изучении тем можно смело использовать знания учащихся. Они в состоянии проанализировать такие понятия, как всенародная война, массовый героизм, самопожертвование и т.д.
Огромное значение для привития чувства патриотизма имеет использование на уроках истории примеров, связанных с военным периодом родного края — Кубани. Ведь Кубань взрастила 312 героев Советского Союза, 67 полных кавалеров ордена Славы, 25 героев Российской Федерации. Восемь героев Советского Союза жили, учились и работали в станицах и на хуторах Павловского района. Два героя Советского Союза и полный кавалер ордена Славы уроженцы станицы Новолеушковской.
Необходимо отметить, что при изучении истории учащиеся отдают предпочтение таким темам курса, в которых особое место занимает патриотизм русского народа. В первую очередь это, конечно, касается военного периода всей истории России: битвы, сражения, военные походы и т.д.
Но учащимся специальной коррек-ционной школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является деятельность великого русского учёного М.В. Ломоносова, внёсшего огромный вклад в развитие отечественной науки, образования, культуры, иконо-
писца Андрея Рублева, первопечатника Ивана Фёдорова, открытия Дежнёва и Хабарова, произведения великих русских поэтов Пушкина и Лермонтова, первый полёт в космос Ю.А. Гагарина и многое другое.
Много внимания в своей работе уделяю проведению внеклассных мероприятий. В рамках традиционных месячников в школе ежегодно провожу декады по истории. Тематика декад привязывается к знаменательным датам и событиям. При реализации плана декады, посвящённой 72-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, мною были проведены внеклассные мероприятия «Кубань в годы Великой Отечественной войны» и «Парад Победы, вдаль уходят беды». Все мероприятия в обязательном порядке сопровождаются конкурсом тематического рисунка или плаката.
В вопросах воспитания чувства ответственности и гордости за свою страну на уроках истории и внеклассных мероприятиях используется региональных компонент. Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны в связи с историей родного края. Станица Новолеушковская взрастила Героев Советского Союза Константина Георгиевича Середу, участника Гражданской и Великой Отечественной войны, выпускника Военной академии имени М.В. Фрунзе, Ивана Фёдоровича Яковенко, сражавшегося в составе 359 стрелкового полка 5-ой стрелковой дивизии, полного кавалера ордена Славы Ивана Ивановича Никонова. Среди жителей станицы — орденоносцы за доблестный труд Шершень Георгий Иванович, Бабич Николай Пантелеевич, Околот Иван Гаврилович и другие.
Используя примеры героических подвигов станичников, мы воспитываем у учащихся гордость за станицу, в кото-
рой в данный момент они проживают, за страну и народ, который выдержал все испытания в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
Все мероприятия направлены на изучение национальной культуры, духовного наследия, верности гражданскому долгу.
Добиваться определённых результатов в работе мне помогает применение современных технологий.
При проведении уроков и внеклассных мероприятий применяю современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, использую цифровые образовательные ресурсы, как приобретённые, так и мною созданные.
В своей работе я использую следующие технологии:
Технология коррекционно-развиваю-щего обучения
Направлена на всестороннее развитие личности. При проведении мероприятий и уроков учитываю индивидуальные и наследственные данные, а также особенности дефекта учащихся, познавательные интересы и возможности наших детей.
Технология интегрированного обучения
Предусматривает использование на уроке межпредметных связей. Интеграция на уроках истории возможна, так как объекты изучения совпадают или очень близки. Так, на уроках истории периода Великой Отечественной войны часто обращаемся к знаниям учащихся по географии. При проведении внеклассных мероприятий часто использую музыкальный ряд, изучаемый на уроках музыки. Связь с чтением и развитием речи прослеживается в применении на уроках и вне-
классных мероприятиях стихов поэтов. Часто применяю на уроках математические операции. Приглашаю специалистов школы для проведения интегрированных уроков.
Все вышеперечисленное и другие приёмы интеграции позволяют обеспечивать совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения, помогают создавать более целостную картину изучаемых событий.
Проектная технология
Предусматривает обучение детей через активную целесообразную деятельность. Эта технология помогает развивать у учащихся умение работать индивидуально, в группе, умение решать проблему с применением полученных ранее знаний. При работе с проектом дети сотрудничают с педагогом и между собой. Совместно с учениками разработан и внедрён инновационный образовательный проект «Страницы истории родного края» в 2014 году (Приложение 2). Проект носил долгосрочный характер. В ходе проектной деятельности использовались разнообразные формы работы: беседа, презентации, экскурсии, конкурсы стихов и рисунков, викторины, методические выставки
Технология проблемного обучения
Решается мной на уроках истории методом создания проблемных ситуаций, изложения учебного материала с использованием познавательной самостоятельности учащихся.
Современные компьютерные технологии
Предоставляют нам сегодня огромные возможности для развития учебного процесса. Ещё К.Д. Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности». Сегодня это не схемы, плакаты и небольшие картинки, а более близ-
кая и интересная детям информация, которая проектируется через различные технические средства обучения. Использую компьютер, мультимедиа проектор и интерактивную доску.
Технология учебно-игровой деятельности
Включает дидактические игры, ролевые игры, викторины, блиц вопросы, конкурсы анаграмм и т.д. Благодаря этой технологии удаётся решать многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить их активность на уроке истории, позволить им проявить себя. Каждый ученик в игре работает в меру своих сил и возможностей, чувствует себя свободно и комфортно. Именно поэтому о неудачах в игре не может быть и речи. Ведь каждый ученик получает поощрение в ходе игры.
Стараюсь строить уроки с учётом работоспособности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, соблюдением санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота). Далеко не всем учащимся легко даётся усвоение знаний в области истории, поэтому я провожу работу по профилактике стрессов у детей. На уроках дети работают в парах, в группах, как на своих рабочих местах, так и у доски, более «слабый» ученик всегда чувствует поддержку более «сильного» товарища. При оценке выполненной работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце каждого урока обязательно проводится рефлексия: что усвоено, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить.
Предмет «История» в специальном образовательном учреждении VIII вида представляет воспитанникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт подростков.
Осваивая историю и обществознание в школе-интернате, учащиеся в меру своего умственного развития получают историческую социальную информацию, которая позволит им обогатить знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России. Эти дисциплины способствуют формированию таких качеств личности, как гражданская позиция и патриотизм, ведь сегодня как никогда остро стоит вопрос сохранения и сбережения русской нации, других народов России, культурного наследия страны, уважения национально-патриотического прошлого. Наше спасение в восстановлении и сохранении национальных начал и основ жизни, традиций патриотизма, верности идеалам Отечества.
В своей работе стараюсь решать назревшие социальные и нравственные проблемы в отношении учащихся коррекционных образовательных учреждений, устранять следующие противоречия:
— между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
— между стремлением школы к воспитанию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
— между потребностью ученика в социально значимой деятельности, социальном самоутверждении и реальными условиями для их включения в патриотическую деятельность;
— между ситуативным характером и стихийностью проявления у наших учащихся патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патрио-тическому воспитанию.
Исходя из выявленных противоречий, определил следующую задачу: создание механизма, обеспечивающего организационно-педагогические условия повышения эффективности граж-данско-патриотического воспитания школьников в условиях коррекцион-ного образовательного учреждения.
Главная черта качественного урока истории и внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию — высокий научно-теоретический уровень, соответствие преподавания современному состоянию исторической и педагогической науки, передовой практике, закономерностям учебно-воспитательного процесса. Вся моя работа планируется согласно школьному курсу истории как учебному предмету в коррекционном (образовательном) учреждении, который ориентирован, прежде всего, на овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте, на формирование конкретно-исторических представлений об исторической эпохе и вооружение учащихся методами решения практических задач.
С введением новых требований в образовании на первый план выходит целая система достижений учащихся, охватывающая весь образовательный процесс. В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся с ограниченными возможностями здоровья высокую активность в образовательном процессе.
Основным результатом своей педагогической деятельности считаю развитие и формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья сильных сторон их личности с обязательным учётом индивидуальных возможностей и способностей. Используя
методы коррекционно-развивающего обучения, позволяю учащимся испытывать чувство успеха, даю возможность проявить себя как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях для дальнейшей их адаптации в социуме.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Литература
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20П — 2015годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795). URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/.
2. Долгосрочная краевая программа «Патриотическое воспитание населения Краснодарского края на 2012 — 2015 годы».
URL:http:/ /www.dosaaf23region. ru/201 1-12-16-07-08-09/napravleniya-deyatelnosti/2012-03-27-10-08-17/127-2012-2015-r
3. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. — М.: Айрис-пресс, 2002.
4. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. — 2005. — № 4. — С. 23.
5. Гимранова Р.Р. Патриотическое воспитание школьников средствами предметов гуманитарного цикла.
6. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.Н., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. — М., 1999
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. — М.: Русский язык, 1978.
8. Дробленкова Н.Ф. Новая повесть о пре-славном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность. — М.-Л., 1960.
9. Комоедов В.П. «Патриотизм — надёжная опора безопасности России.
10. Лихачёв Д.С. Великое наследие // Лихачёв Д.С. Избранные работы в трёх томах. — М.:Худож. лит., 1987.
11 Сухомлинский В.А. Родина в сердце. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1980.