Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ТУРИСТСКОЙ РАБОТЫ / СИСТЕМА ЛАГЕРЕЙ / ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ / TENT CAMP / TOURIST AND LOCAL HISTORY ACTIVITIES / FORMS OF TOURIST WORK / CAMP SYSTEM / ADVENTURE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шигаев Алексей Владимирович

Статья посвящена проблеме применения содержательных и программных основ проведения палаточных лагерей и возможностей по реализации туристско-краеведческой работы в таких лагерях, направленной на оптимизацию обучения, воспитания и оздоровления учащихся в условиях летнего отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF TOURIST-LOCAL LOCAL PROGRAMS FOR CARRYING OUT CHILDREN'S TENT CAMP

The article is devoted to the problem of the application of the substantive and organizational foundations of the tent camps and the opportunities to carry out tourist and local history work in such camps, aimed at optimizing the education, upbringing and health of students in summer rest conditions.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ»

Педагогика

УДК 37:796.5(045)

кандидат педагогических наук, доцент Шигаев Алексей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ

ДЕТСКОГО ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме применения содержательных и программных основ проведения палаточных лагерей и возможностей по реализации туристско-краеведческой работы в таких лагерях, направленной на оптимизацию обучения, воспитания и оздоровления учащихся в условиях летнего отдыха.

Ключевые слова: палаточный лагерь, туристско-краеведческая деятельность, формы туристской работы, система лагерей, школа приключений.

An^taUm. The article is devoted to the problem of the application of the substantive and organizational foundations of the tent camps and the opportunities to carry out tourist and local history work in such camps, aimed at optimizing the education, upbringing and health of students in summer rest conditions.

Keywords: Tent camp, tourist and local history activities, forms of tourist work, camp system, adventure school.

Введение. Совершенствование системы образования, введение новых образовательных стандартов ставит перед современней школой задачи модернизации типов образовательных учреждений, содержания и методов их деятельности. Приоритет идей гуманизации и демократизации, развивающего обучения, развития основного и дополнительного образования как школы жизни, школы естественного познания и преобразования окружающей действительности, формирования рекреационной и экологической культуры, планетарного мышления требует изменений в теории и практике организации детско-юношеского туризма и краеведения [1, с. 11].

В ходе работы по проблеме исследования решались следующие задачи:

- выявить программные основы организации туристско-краеведческой работы в детском полевом лагере;

- обосновать программно-методические и содержательные основы организации туристско-краеведческой работы на примере палаточного лагеря;

- подтвердить правильность исходной гипотезы исследования.

Изложение основного материала статьи. В своем исследовании мы исходили из того, что сформулированные программные и организационно-методические основы подготовки и проведения палаточных туристско-краеведческих лагерей, проведенный нами анализ функционирования туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений» республики Мордовия, могут быть использованы педагогами-организаторами дополнительного образования, специалистами в области туристско-краеведческой, военно-патриотической, спортивно-массовой работы, учителями образовательных учреждений для подготовки, планирования, учета особенностей и реализации подобных смен или полевых лагерей.

Нас интересовала структура проведения лагеря «Школа приключений», организуемые на этой площадке образовательные программы, которые могли способствовать реализации туристско-краеведческой работы с детьми в условиях полевого палаточного лагеря.

Было определено, что система туристско-краеведческих палаточных лагерей «Школа приключений» представляет собой многоуровневую структуру, в основе которой лежат принципы системности, целостности, постепенного нарастания уровня сложности, особенностей физического и психического развития личности воспитанника и педагога, учета аспектов воспитательного воздействия окружающей природной и социальной среды, ротации туристско-краеведческих ролей (должностей) [2, с. 14].

С момента реализации первых пилотных смен этого лагеря, была выработана несложная структура, включающая в себя четыре основных смены: «Первооткрыватель», рассчитанная на новичков, далее «Триатлон», «Робинзон» и «Инструктор», дающие возможности для расширения туристско-краеведческого опыта участников и инструкторского состава.

Такая постановка структуры последовательного прохождения участниками лагеря смен, позволяла готовить из новичков за относительно короткое время начинающих инструкторов спортивного или детско-юношеского туризма.

Проведенный нами анализ отчетов и методических материалов по результатам работы смен лагеря показал, что за довольно продолжительный период с 1998 по 2019 гг. организаторами лагеря «Школа приключений» было проведено более 100 различных по сложности полевых смен не только в летний период, но также в осенние и зимние каникулы. Список базовых смен значительно расширился: «Инструктивная смена», «Первооткрыватель», «Робинзон-спасатель», «Триатлон», «Инструктор», «Экстрим», «Эколог», «Туристенок», «Маугли», «Святыни Мордовии», «Этнограф», «Зима», «Спелеолог».

Таким образом, была определена и структурирована система работа туристско-краеведческого лагеря и его структура.

Кроме того, в ходе реализации задач нашего исследования по обоснованию содержательных основ организации туристско-краеведческой работы в полевом лагере, нами была определена и сформулирована программная составляющая работы с детьми в рамках реализации задач смен лагеря «Школа приключений».

Анализ программно-методических материалов позволил выявить целый ряд оригинальных образовательных программ, способствующих реализации всего потенциала туристско-краеведческой работы с детьми на рассматриваемой нами площадке.

Приведем краткое содержание базовых программ.

1. Программа «Скалолаз» - тактика и техника преодоления крутых травянистых, осыпных, снежных, ледовых и скальных склонов; работа с альпенштоком, ледорубом, веревкой и иным специальным туристским и альпинистским снаряжением; действия на склонах в экстремальных ситуациях; организация страховки и самостраховки.

2. Программа «Бивак». Программа «Бивак» реализуется практически во всех сменах и включает в себя такие компоненты, как техника обустройства палаточного лагеря, строительство индивидуальных укрытий и

убежищ из подручных материалов, разведение различных видов костров («Шалаш», «Колодец», «Нодья» и др.), правила техники безопасности при организации бивачных работ.

3. Программа «Спасатель» - тактика и техника проведения спасательных работ в природе (вода, тайга, горы, снег, город).

4. Программа «Рукоремесло». Цель программы: ознакомление с основами изготовления предметов первой необходимости и оборудования из подручных средств. Данная программа в основном проводится в палаточном базовом лагере. Отработаны темы - изготовление столовых принадлежностей (ложка, нож, кружка, миска) из природного материала и подручных средств; изготовление лука и силков, для добывания пищи; изготовление «рюкзака» и временных укрытий из подручных средств. В смене «Экстрим» проводится уточнение отдельных конструктивных деталей программы.

5. Программа «Доктор Айболит». Цель программы: ознакомление, выработка навыков соблюдения правил гигиены и санитарии, оказание первой медицинской помощи при травмах, заболеваниях, изучение лекарственных трав и способов их применения (народная медицина). Программа реализуется во всех сменах. Отработаны темы - оказание помощи при ушибах, переломах, кровотечениях, солнечных и тепловых ударах, поражении молнией, изготовление и техника использования средств для транспортировки пострадавшего из подручного материала (веревка, одежда, рюкзак, природный материал - лыко, кора, ветки и пр.).

6. Программа «Кухня Робинзона» - приготовление пищи из съедобных дикорастущих растений, использование в пищу нетрадиционных продуктов -мидии, кузнечики и пр. Технология добывания пищи и воды в открытой природной среде.

7. Программа «Экология» - организация и проведение экологических наблюдений, обработка результатов исследований, экологические «десанты».

8. Программа «Досуг». Программа включает в свою структуру организацию свободного времени участников лагеря с помощью таких форм, как «Презентация группы», конкурсы, викторины, вечера туристской песни, инсценировка ситуаций из туристской жизни, «Инструктор-шоу» (творческое выступление инструкторов), издание отрядных газет, информирующих о наиболее значимых событиях. Особое значение в реализации программы придается подготовительным этапам, в частности, изучению туристских песен.

9. Программа «Психотренинг» - проведение психотренинговых упражнений, игр и других мероприятий, направленных на развитие психических процессов (память, мышление, воображение, ощущения, внимание), расширение поведенческого репертуара, тренинги общения.

10. Программа «Испытай себя». Программа включает:

- организацию ночлегов в экстремальных условиях - в одиночку, в заболоченном месте, в сложных погодных условиях;

- ночные переходы в горно-таежной, лесистой, сильно пересеченной местности;

- ночной переход на снегоступах.

11. Программа «Игра» - проведение коллективных игр, вечеров, конкурсов, соревнований, эстафет и пр., адаптированных к условиям жизнедеятельности в открытой природной среде, актерское мастерство.

12. Программа «Ритуал» - проведение ритуалов открытия и закрытия лагеря, ритуала инициации (посвящение в туристы), разработка сертификатов, символов, отражающих деятельность лагеря, уровень достижений участников.

13. Программа «Краеведение» - методика организации и проведения краеведческих наблюдений, поиска краеведческого материала (экспонатов), проведения бесед с местными жителями для выявления национально-региональных этнических особенностей, традиций, обрядов, праздников и т.д.; изучение природных особенностей района проведения смены лагеря; оформление материалов, полученных в результате полевых работ.

14. Программа «Ориентирование». Цель программы: изучение, повторение и совершенствование знаний, умений и навыков ориентирования. Данная программа предполагает отработку тем: «Ориентирование в лесу, тайге», «Ориентирование в горах», «Ориентирование на реке», «Ночное ориентирование», «Топографические знаки», «Работа с компасом и картой», «Движение по азимуту», «Аварийное ориентирование».

15. Программа «Экология». Экологически чистое прохождение туристских маршрутов, очистка мест стоянок, охрана зеленых насаждений. Данный блок является обязательным для всех смен.

16. Программа «Диагностика». Предполагает проведение вводной и итоговой психолого-педагогической диагностики участников всех смен лагерей «Школа приключений» на выявление проблем адаптации участников к необычным условиям, уровня развития детей, эмоционального отношения к окружающей среде, коллективу (группе), инструкторскому составу; определение степени эффективности реализации программ лагеря.

Анализ рассмотренных нами образовательных программ показал, что в них реализован принцип постепенного нарастания объема и сложности учебного материала, организационных форм, продолжительности пребывания в лагере, что обеспечивает безболезненное, не травмирующее ребенка воздействие, направленное на поэтапное развитие личности с учетом зон актуального и ближайшего развития, позволяет учитывать потребности участников и педагогов-инструкторов, дает возможность постоянно совершенствовать образовательный процесс и способствовать расширению образовательного пространства лагеря, а также росту мастерства участников и инструкторского состава.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в процессе реализации обозначенных программ в тех или иных сменах лагеря «Школа приключений», основное значение в жизнедеятельности системы придается фактору риска, которой рассматривается как стимул для познания и развития возможностей личности не только ребенка, но и взрослого; как стимул, позволяющий глубже осознать значение группы, коллектива при решении сложных задач, связанных с выживанием в открытой природной и социальной среде.

Риск-тренинг, направлен на подготовку участников к действиям в непредвиденных ситуациях, в условиях ограниченной видимости и т.п. Он предполагает расширение возможностей неверия в свои силы и возможности. В целом следует особо отметить, что деятельность инструкторов и помощников ориентирована на создание команды единомышленников, то есть на создание целостной группы развитие у каждого ребенка качеств, как лидера, так и исполнителя в одинаковой мере. Такая постановка задач в значительной степени определяет как содержательную так и концептуальную направленность реализации туристско-краеведческой работы с детьми в условиях лагеря «Школа приключений».

На одном из этапов исследовательской работы мы проводили включенное наблюдение и анкетирование участников смены «Экстрим» полевого лагеря «Школа приключений», которое было включено в итоговую диагностику программы «Психотренинг» и сравнительный опрос ребят, занимающихся в туристском клубе «Высота» на базе ГАУ РМ «СШОР по зимним видам спорта» г.о. Саранска, с целью выявления наиболее эффективных форм реализации туристско-краеведческой работы в условиях полевого лагеря.

Проживание участников осуществлялось в условиях палаточного туристско-краеведческого лагеря, в холодное время года в зимних палатках с печкой.

Район базового лагеря: зеленая зона г. Саранска (Юго-западный лес, район стрельбища - до 12 км).

Количество участников: 24 человека, включая членов штаба лагеря и инструкторско-педагогический состав. Всего 2 группы. Состав одной группы: 10 участников независимо от пола, 1 инструктор и 1 помощник инструктора (всего 12 человек).

Требования к участникам: возраст - не моложе 14 лет.

Туристский опыт - поход не ниже I категории сложности (к.с.), допуск врача, страховой полис.

Личное снаряжение: рюкзак, спальник, одежда, обувь (основная и запасная), смена белья, кружка, ложка, миска, нож, туалетные принадлежности, головной убор, личный набор снаряжения для выживания в экстремальной ситуации (список выдается при комплектовании группы, либо в процессе предпоходной подготовки).

По согласованию с организаторами лагеря мы использовали возможности этой площадки для организации исследовательской работы по определению наиболее эффективных форм туристско-краеведческой деятельности в детском палаточном лагере.

Необходимо отметить, что подготовительная работа всех участников смены велась за 2 недели до начала лагеря, и включала в себя подбор и подготовку оборудования, экипировки, снаряжения, продуктов питания и т.д.

Данный период мы использовали для разработки анкеты участникам этой профильной смены, в которой попытались сформулировать оценочные вопросы, позволяющие выявить реально работающие и наиболее популярные формы туристско-краеведческой деятельности, которыми интересуются школьники в режиме проживания в условиях полевого детского полевого лагеря.

Обработка результатов анкетирования показала следующие ответы участников.

Таблица 1

Показатели предпочтений участников исследования относительно форм туристско-краеведческой

деятельности

№ Форма работы Показатель

Участники смены «Экстрим» Участники турклуба «Высота»

1. Традиционные туристские походы (водный, пеший, горный, вело, лыжный) 72 % 94 %

2. Ночной или кросс-поход 85% 89%

3. Поход-триатлон 45% 83%

4. Веревочные курсы, тренинговые игры 90% 83%

5. Интеллектуальные игры 35% 39%

6. Эстафета «Полоса препятствий» 65% 55%

7. Сюжетно-ролевая игра по туризму 75% 55%

8. Ритуал посвящения в туристы 100% 100%

9. Конкурсы краеведов 55% 39%

10. Экологические операции 60% 66%

11. Вечер туристской песни 80% 94%

12. Вечер туристской байки 75% 83%

13. Учебно-тренировочные занятия по технике туризма, выживанию в природе 65% 77%

14. Соревнования по видам туризма, ориентированию 80% 83%

15. Туристские конкурсы (конкурс природной одежды, конкурс блюд) 55% 44%

16. Экскурсии 60% 44%

17. Туристские слеты 60% 72%

Выводы. Выявленные нами формы, программы и содержание туристско-краеведческой работы в детском палаточном лагере «Школа приключений» можно эффективно использовать в работе с детьми и в других сменах, а также лагерях туристско-краеведческого характера, так как ответы школьников отражают их реальную потребность в активном отдыхе в природной среде, что мы непосредственно наблюдали в работе лагеря.

Анализ ответов участников исследования показывает заинтересованность в так называемых активных видах туристско-краеведческой деятельности. Большинство ответов респондентов, набравших наивысший процент, относятся именно к деятельностным видам, т.е. к видам, где можно в реальных условиях и ситуациях проявить свои способности, преодолеть себя, испробовать новые эмоции и ощущения, которые не всегда можно найти в обычнной деятельности. Кроме того, многие отмеченные формы деятельности выбирались на основе совместного коллективного времяпрепровождения в некотором отрыве от городской жизни, т.е. в обстоятельствах автономной жизнедеятельности, причем и в той и в другой группах, отмечались предпочтительно формы, которыми они непосредственно занимались и имеют понимание, о чем они говорят.

Литература:

1. Кадакин, В.В. Опыт Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

в реализации Всероссийского физкультурно-спортивного Комплекса ГТО / В.В. Кадакин, А.В. Шигаев. -Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 8. - С. 10-12.

2. Зорькин, Е.Н. О структуре туристско-краеведческой деятельности / Е.Н. Зорькин // Сборник научных работ по матриалам Всероссийской научно-практической конференции. - М.: ЦДОТ РФ, 2005. -С. 9-14. - Текст: непосредственный.

Педагогика

УДК 376.3

кандидат психологических наук Шипилова Евгения Валерьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Алексеева Марина Николаевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); старший преподаватель Боченкова Мария Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ШКОЛАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА,В СВОБОДНОЕ ОТ КЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ВРЕМЯ

Аннотация. В статье рассмотрены цели, задачи, методы и содержание внеклассной работы в школах VIII вида. Особое внимание уделено значению нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, в процессе формирования социально-психологической компетентности в школах VIII вида.

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, специальная (коррекционная) школа VIII вида, компетентность, внеклассная работа, патриотическое и нравственное воспитание.

Annоtation. The article discusses the goals, objectives, methods and content of extracurricular activities in schools of the VIII type. Particular attention is paid to the importance of moral education of children of primary school age with impaired intelligence, in the process of forming socio-psychological competence in schools of the VIII kind.

Keywords: children with intellectual disabilities, special (correctional) school of the VIII kind, competence, extracurricular work, patriotic and moral education.

Введение. Внеклассная работа - свободное время от обязательных учебных занятий, используемое для игр, прогулок, занятий спортом, чтения, занятий искусством и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Задача педагога заключается в том, чтобы внеклассная работа проводилась разумно, то есть, путем развития их личностных свойства, запросов, творческих наклонностей. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация внеклассной работы (посещение утренников и вечеров - развлечений, просмотры спектаклей и телевизионных передач, занятия спортом, участие в физкультурно-оздоровительных соревнованиях) [2, с. 38].

Внеклассная работа включает в себя организацию и проведение праздников, вечеров-развлечений, экскурсий, утренников, прогулок и других видах деятельности.

Изложение основного материала статьи. Организация и проведение внеклассной работы может способствовать формированию всесторонне развитой личности ребёнка. В результате правильно организованной внеклассной работы могут быть решены многие задачи, способствующие всестороннему развитию ребёнка. Праздники, являясь наиболее яркими и запоминающимися в сознании детей младшего школьного возраста и сочетая различные виды искусства, оказывают большое влияние на всестороннее развитие личности ребёнка.

В энциклопедическом словаре слово «праздник» разъясняется как «день, посвящённый выдающимся событиям, традиционным датам...» [4, с. 78].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Праздники - важный фактор формирования личности ребёнка.

Праздники пробуждают у детей интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта социального поведения, проявлению инициативы и самостоятельности.

Воспитательное, познавательное и эстетическое влияние праздников на ребенка очень велико. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: их объединяет общий опыт, в них воспитываются основы коллективизма. Изучая стихи, песни, танцы дети узнают много нового о своей стране и природе. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь и воображение, т.е. способствует личностному и когнитивному развитию.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмы, грамотно подобранный репертуар, красочные выступления детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Восприятие ребенком окружающего мира носит образный и эмоциональный характер.

Эстетические переживания, связанные с проведением утренников и праздников, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступления и сопереживают другим детям. Наличие в праздниках глубинных народных традиций, включающих весь спектр обычаев, ритуалов, церемоний, символов и атрибутов принципиального характера, обработанных социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного искусства, состязаний, фольклористики, избавляющих ребенка от утилитарного отношения к жизни и выводящих его к перспективам обновления своей и окружающей жизни, является одними из основных средств обогащения социального опыта ребёнка младшего школьного возраста [3, с. 248].

В специальной (коррекционной) школе VIII2-3 раза в месяц в каждом классе во второй половине дня целесообразно организовывать вечера развлечений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.