Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛАГЕРЯ "ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ")'

МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛАГЕРЯ "ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПАЛАТОЧНЫЕ ЛАГЕРЯ / МОДЕЛЬ / ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SYSTEM / CHILDREN 'S TOURISM / LOCAL HISTORY / TENT CAMPS / MODEL / ADVENTURE SCHOOL / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шигаев Алексей Владимирович

В статье предпринята попытка анализа опыта реализации системы туристско-краеведческих лагерей на примере функционирования детских палаточных лагерей «Школа приключений» в Республике Мордовия, определение структуры, содержания и модели этой системы, ее возможности по реализации аналогичных программ в детских лагерях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FUNCTIONING OF CHILDREN TOURISM AND LOCAL LOCATIONS (ON THE EXAMPLE OF CAMP “ADVENTURE SCHOOL”)

The article attempts to analyse the experience of the system of tourist and local history camps using the example of the operation of children 's tent camps "School of Adventure" in the Republic of Mordovia, to determine the structure, content and model of this system, its ability to implement similar programs in children 's camps.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛАГЕРЯ "ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ")»

15. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Поломошнова С.А. Оценка эффективности проектной организации духовно-нравственного воспитания школьников: критерии, показатели и уровни оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 346-350.

16. Шерайзина Р.М., Донина И.А., Акбарова З.Ш., Воднева С.Н. Имитационное моделирование как инновацонная технология обучения специалистов среднего звена технического профиля (на примере изучения математики) // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 236-239.

17. Юшкевич, Е.В. Педагогическое сопровождение саморазвития учащихся основной школы / Е.В. Юшкевич // Нижегородское образование. - 2019. - №3. - С. 146-153

18. Юшкевич, Е.В. Стратегии развитие личностного тезауруса учащихся в современной зарубежной образовательной практике / Е.В. Юшкевич // Непрерывное образование. Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. - 2015. - №3 (13). - C. 71-74

Педагогика

УДК 37:796.5(045)

кандидат педагогических наук, доцент Шигаев Алексей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКИХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЛАГЕРЯ «ШКОЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ»)

Аннотация. В статье предпринята попытка анализа опыта реализации системы туристско-краеведческих лагерей на примере функционирования детских палаточных лагерей «Школа приключений» в Республике Мордовия, определение структуры, содержания и модели этой системы, ее возможности по реализации аналогичных программ в детских лагерях.

Ключевые слова: система, детский туризм, краеведение, палаточные лагеря, модель, школа приключений, дополнительное образование.

Anmtation. The article attempts to analyse the experience of the system of tourist and local history camps using the example of the operation of children 's tent camps "School of Adventure" in the Republic of Mordovia, to determine the structure, content and model of this system, its ability to implement similar programs in children 's camps.

Keywords: System, children 's tourism, local history, tent camps, model, adventure school, additional education.

Введение. Инновационные формы организации жизнедеятельности детей и молодежи в условиях открытой природной и социальной среды начали апробироваться в Республике Мордовия в работе отдела «Туризм и краеведение» городского Дворца детского творчества (ГДДТ) начиная с середины 80-х гг.

Идея по реализации программ проведения детских палаточных лагерей туристско-краеведческой направленности появилась в непростое время - на рубеже 2000-х годов, когда и страна находилась в непростом экономическом положении и система детско-юношеского туризма была в полуразрушенном состоянии.

В своем исследовании мы сделали попытку глубокого анализа подобных программ, опыт реализации которых на протяжении более чем 15 лет был накоплен коллективом инициаторов, туристов, педагогов дополнительного образования Республики Мордовия, таких как как Е.Н. Зорькин, С.В. Малаев, Н.Г. Колмогорцев, Е.Е. Лекарева, Д.М. Глебочкин и др., эффективно использующих в своей работе с молодежью различные программы системы детских палаточных туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений».

Основная цель нашего исследования была - определить элементы концепции такой системы и выстроить педагогическую модель ее реализации в работе с детьми и молодежью.

Изложение основного материала статьи. Анализ программ системы полевых лагерей «Школа приключений», отчетов о проведенных лагерях, походов, соревнований и прочих туристских мероприятий с молодежью, а также участие в некоторых мероприятиях в качестве инструктора и организатора (при включенном наблюдении) позволил определить основные контуры и содержательные аспекты концепции и интересовавшей нас модели системы лагерей.

Так, мы определили, что целостная система туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений» должна способствовать реализации интеграции федерального и национально-регионального компонентов содержания образования, совершенствованию дополнительного образования, разностороннему развитию, самореализации, расширению творческого потенциала и поведенческого репертуара личности [1, с. 32].

Концепция нацелена на разработку и реализацию инновационной региональной программы воспитания детей и молодежи, основанной на принципах личностно-ориентированной, гуманистической педагогики, основанной на специально организованной туристско-краеведческой деятельности.

Выделим основными задачи концепции:

- опытная модель целостной системы туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений»;

- разработка и эффективное использование учебно-методических материалов, нормативно-правовых, материально-технических средств обеспечения деятельности лагерей;

- помощь детям и молодежи в овладении системой знаний, умений, способов и навыков обеспечения личной безопасности, общения и взаимодействия в современных социальных условиях;

- ознакомить их со способами ненасильственного сосуществования с природой и социумом, приобщение к идеям ненасильственной неагрессивной психологии и эстетики;

- создание психологической среды, благоприятной для самовыражения;

- самоактуализации личности;

- содействие развитию детского и молодежного экологического движения;

- популяризация детского, семейного, молодежного туризма и краеведения как комплексного средства развития личности, группы и коллектива, познания национально-региональных особенностей;

- обучение детей разнообразным способам достижения максимальной эффективности при решении нестандартных экстремальных ситуаций;

- реализация естественных потребностей личности подростка в риске, поиске приключений;

- формирование у воспитанников лагеря мировоззрения, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей [2, с. 54].

В системе развития туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений» можно выделить базовую модель ее построения. Эта модель представляет собой четырехступенчатую базовую систему, позволяющую максимально полно реализовать принципы постепенного нарастания сложности, учета зон ближайшего и актуального развития личности, ее интересов и потребностей и др.

Рассмотрим содержательные основы базовых смен представленной модели.

Смена «Первооткрыватель» - лагерь для начинающих (начальный уровень).

Количество участников: до 50 человек - 5 групп по 10 человек (8 детей + 1 инструктор + 1 помощник инструктора).

Требования к участникам: в лагерь принимаются юноши и девушки в возрасте от 13 лет до 18 лет.

Туристский опыт: участие в походах выходного дня, экскурсиях, туристских слетах.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Требования к инструкторскому составу: не моложе 18 лет.

Туристский опыт: инструктор - участие в походе 1 категории сложности, руководство походами выходного дня.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Продолжительность смены - 15 дней.

Предполагаемые сроки проведения: май-июнь.

Общая схема проведения смены: Подготовка ^ Учебно-тренировочный поход (УТП, 5 дней) ^ Базовый лагерь (6 дней) ^ Квалификационные испытания (соревнования, поход-испытание) ^ Подведение итогов.

Смена «Робинзон» - лагерь для участников, имеющих звание «Первооткрыватель» (средний уровень).

Количество участников: 30-40 человек - 3-4 группы по 10 человек (8 детей + 1 инструктор + 1 помощник инструктора).

Требования к участникам: в лагерь принимаются юноши и девушки в возрасте от 14 лет до 21 года.

Туристский опыт: участие в смене «Первооткрыватель», опыт участия в походе 1 категории сложности, туристских слетах и соревнованиях.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Требования к инструкторскому составу: не моложе 18 лет.

Туристский опыт: инструктор - участие в походе 2 категории сложности, руководство походами 1 категории сложности.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Продолжительность смены - до 18 дней.

Место и время проведения: учебно-тренировочный поход 2 категории сложности согласно перечню эталонных маршрутов. Возможные районы проведения: Южный Урал, Кольский п-ов (Хибины, Западный Кавказ).

Условия проживания - палаточный лагерь.

Предполагаемые сроки проведения - июль - август.

Общая схема проведения смены: Подготовка ^ Подъезд к начальной точке маршрута УТП (2 дня) ^ Учебно-тренировочный поход с двумя промежуточными базовыми лагерями продолжительностью по 2 дня и Квалификационными испытаниями (соревнования, ночной переход) (всего 12 дней) ^ Возвращение в г.Саранск (2 дня) ^ Подведение итогов.

Смена «Спасатель» (высокий уровень) - лагерь для участников, имеющих опыт участия в сменах «Первооткрыватель» и «Робинзон», получивших соответствующие звания.

Количество участников: 20-30 человек - 2-3 группы по 10 человек (8 детей + 1 инструктор + 1 помощник инструктора).

Требования к участникам: в лагерь принимаются юноши и девушки в возрасте от 15 лет до 21 года.

Туристский опыт: участие в программах «Первооткрыватель» и «Робинзон», опыт участия в походе 2 категории сложности, туристских слетах и соревнованиях.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Требования к инструкторскому составу: не моложе 18 лет.

Туристский опыт: инструктор - участие в походе 3 категории сложности, руководство походом 1 категории сложности, школа инструкторов. Помощник инструктора - участие в походе 1 категории сложности, стажерская практика.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Продолжительность смены - 21-22 дня (в зависимости от района проведения учебно-тренировочного похода).

Место и время проведения: учебно-тренировочный поход 3 категории сложности согласно перечню эталонных маршрутов. Возможные районы проведения: Северный Урал, Кольский п-ов (Хибины), Западный Кавказ, Кузнецкий Алатау, Западный Саян.

Условия проживания - палаточный лагерь.

Предполагаемые сроки проведения - июль-август, ежегодно.

Общая схема проведения смены: Подготовка ^ Подъезд к начальной точке маршрута УТП (3-4 дня) ^ Учебно-тренировочный поход (всего 16 дней) с двумя промежуточными базовыми лагерями продолжительностью по 2 дня и Квалификационными испытаниями (соревнования, ночной переход) ^ Возвращение в г. Саранск (3-4 дня) ^ Подведение итогов.

Смена «Инструктор» (высший уровень) - подготовка инструкторского состава из числа участников, получивших подготовку на трех предыдущих уровнях, для работы в системе туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений».

Количество участников: 10 человек - 1 группы по 10 человек (8 детей + 1 инструктор + 1 помощник инструктора).

Требования к участникам: в лагерь принимаются юноши и девушки в возрасте от 18 лет и старше.

Туристский опыт: участие в программах «Первооткрыватель», «Робинзон» и «Спасатель», опыт участия в походе 2-3 категории сложности, туристских слетах и соревнованиях.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Требования к инструкторскому составу: не моложе 18 лет.

Туристский опыт: инструктор - участие в походе 3-4 категории сложности, руководство походами 2-3 категории сложности, звание «Инструктор туризма». Помощник инструктора - участие в походе 2-3 категории сложности, руководство походом 1 категории сложности, стажерская практика.

Состояние здоровья: допуск врача к участию в туристском походе.

Продолжительность смены - 24-25 дней.

Проводится в форме учебно-тренировочного похода 3-4 категории сложности. Возможные районы проведения УТП: Хибины (Кольский п-ов), Приполярный Урал, Кузнецкий Алатау, Западные и Восточные Саяны, Алтай, Западный Кавказ, Западный Тянь-Шань. На маршруте организуются 2-3 двухдневных базовых лагеря - базовый лагерь «А» и базовый лагерь «Б».

Условия проживания - палаточный лагерь.

Сроки проведения смены - август-октябрь.

Общая схема проведения смены: Подготовка ^ Подъезд к начальной точке маршрута УТП (3-4 дня, в зависимости от района путешествия) ^ Учебно-тренировочный поход (всего 16-18 дней) с двумя промежуточными базовыми лагерями продолжительностью по 2 дня и квалификационными испытаниями (защита проектов проведения занятий, разработка практических занятий, проведение психотренингов, диагностики и т.п.) ^ Возвращение в г.Саранск (3-4 дня) ^ Подведение итогов.

Перечень эталонных маршрутов - содержит специально разработанные варианты маршрутов учебно-тренировочных маршрутов, отвечающих требованиям содержания программ, реализуемых в каждой смене и требованиям безопасности при прохождении. В перечень входят маршруты как по территории Мордовии, так и по территории других регионов России, в нем также содержится информация о наиболее оптимальных местах организации базовых лагерей, вариантах подъезда к начальной точке маршрута, выезда из конечной точки.

Содержание программ и уровень сложности маршрутов учебно-тренировочных походов зависят от смены, в которой она используется. Все программы имеют четырехуровневую структуру, отражающую общую структуру целостной системы лагерей «Школа приключений». В программах реализуется принцип постепенного нарастания объема и сложности учебного материала, организационных форм, продолжительности пребывания в лагере, что обеспечивает безболезненное, не травмирующее ребенка воздействие, направленное на поэтапное развитие личности с учетом зон актуального и ближайшего развития, позволяет учитывать потребности участников и педагогов-инструкторов, дает возможность постоянно совершенствовать образовательный процесс и способствовать расширению образовательного пространства лагеря, а также росту мастерства участников и инструкторского состава [3].

В связи с процессами смены нравственных приоритетов, ухудшения состояния здоровья учащихся и учителей, экологическим состоянием природной и социальной среды, вызывающими тревогу и озабоченность у многих исследователей и общественности, особую значимость может приобрести модель функционирования системы туристско-краеведческих лагерей «Школа приключений».

Это многоуровневая структура, в основе которой лежат принципы системности, целостности, постепенного нарастания уровня сложности, особенностей физического и психического развития личности воспитанника и педагога, учета аспектов воспитательного воздействия окружающей природной и социальной среды, ротации туристско-краеведческих ролей (должностей).

За период функционирования системы организаторами лагеря «Школа приключений» было проведено более 50 смен не только в летний период, но также в осенние и зимние каникулы. Система и модель постоянно совершенствовались и дополнялись новыми программами и сменами.

Вместе с тем, были в пилотном режиме апробированы такие смены и программы как: «Маугли», «Святыни Мордовии», «Этнограф».

Основными характеристиками, определяющими уровень сложности смен лагеря «Школа приключений» являются: сроки проведения, уровни сложности, объем содержания, удаленность районов проведения похода смены, сложность естественных препятствий, уровень готовности участников.

Выводы. Детский лагерь «Школа приключений» является не только воспитательной системой, предназначенной для организации отдыха и досуга детей и молодежи, но и специальной психотренинговой системой, построенной на синтезе положений гуманистической психологии и связанной с ней телесно-ориентированной терапией, деятельностного подхода и направленной на личностный рост ее субъектов (воспитанников и педагогов).

Анализ результатов психолого-педагогической диагностики, проводимой на протяжении всего периода жизнедеятельности системы туристско-краеведческого лагеря «Школа приключений», показывает, что у ее участников складывается только стойкое положительное отношение к пребыванию в достаточно суровых условиях. Практически все отмечают, что с большим удовольствием поучаствуют в подобном лагере еще раз, что свидетельствует о высокой эффективности рассматриваемой в исследовании системы туристско-краеведческой работы.

Литература:

1. Зорькин, Е.Н. Педагогика риска в контексте личностно-ориентированного образования / Е.Н. Зорькин // XXXVII Евсевьевские чтения / Мордовский государственный педагогический институт. -Саранск: РИЦ МГПИ, 2000. - С. 31-36. - Текст: непосредственный.

2. Шигаев, А.В. Организационно-педагогические условия развития молодежного туризма в вузе / А.В. Шигаев, Л.В. Грызлова, Е.А. Якимова, Е.А. Шуняева. - Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 11. - С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.