Научная статья на тему 'Учебно-воспитательная работа в летнем туристском лагере'

Учебно-воспитательная работа в летнем туристском лагере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ТУРИСТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ТУРИCТСКИЙ ПОХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ТУРИСТСКОМ ПОХОДЕ / EDUCATIONAL SYSTEM / TOURIST CAMP / THE CAMPAIGN ORGANIZATION / TEACHING AND EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL PROCESS IN A TOURIST CAMPAIGN / TOURIST CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Анна Викторовна

В статье раскрыты особенности организации и проведения походов в летнем туриcтском лагере. Представлены методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в детском летнем лагере. Деятельность педагога в летнем туристском лагере представлена как учебно-воспитательная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-воспитательная работа в летнем туристском лагере»

Вывод. Вся лагерная смена должна быть расписана по минутам, тогда детям некогда будет заниматься чем-то, что Вам не понравится. И задумайтесь, готовы ли вы платить за ненужный ребёнку комфорт.

Очень надеюсь, что моя статья оказалась для Вас полезной и помогла сделать правильный, нужный Вам выбор. Рад, если моя статья дала Вам возможность поразмыслить о проблемах воспитания подрастающего поколения. С вопросами и предложениями, а также с отзывами по статье прошу писать мне на электронную почту lebedevk@rambler. ru с пометкой «про статью о лагерях».

Изложенное видение ситуации в сфере организации детского каникулярного отдыха моё личное, никому его не навязываю и в споры вступать смысла не вижу. Да, я подал материал под определённым углом, это мой взгляд, я сделал упор на тех моментах, которые считаю наиболее важными. Может быть, что-то упустил, кого-то обидел, не серчайте, зато от чистого сердца.

УДК 379.843:379.835:379.8.091.4

А. В. Антонова

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛЕТНЕМ ТУРИСТСКОМ ЛАГЕРЕ

В статье раскрыты особенности организации и проведения походов в летнем туристском лагере. Представлены методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в детском летнем лагере. Деятельность педагога в летнем туристском лагере представлена как учебно-воспитательная система.

The features of the organization and carrying out campaigns in summer tourist camp are opened in the article. The methods and forms of teaching and educational process organization in children's summer camp are presented. The teacher's activity in summer tourist camp is presented as teaching and educational system.

Ключевые слова: воспитательная система, туристский лагерь, туристский поход, организация похода, учебно-воспитательная работа, учебный процесс в туристском походе

Keywords: educational system, tourist camp, tourist campaign, the campaign organization, teaching and educational work, educational process in a tourist campaign.

Учебно-воспитательная система летнего туристского лагеря -это система целостного социального организма, функционирующего при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающего такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

Учебно-воспитательная система туристского лагеря основана на таком взаимодействии педагога и ребенка, при котором с помощью педагога дети способны определять направление, средства и темп собственного развития. Педагог помогает ребенку приобрести необходимые знания и навыки, благодаря которым подросток может успешно исследовать, наблюдать, описывать и организовывать приобретаемый опыт. Иными словами, данная модель создает атмосферу, которая способствует проявлению индивидуальных способностей и развитию ребенка.

Основной деятельностью в туристском лагере школьников является проведение туристских походов.

Туристский поход - это прохождение группой учащихся определенного маршрута активным способом передвижения с целями познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития. Ведь поход обогащает знания детей, дает возможность проявить свои способности, учит самостоятельности, скрепляет группу дружбой, взаимовыручкой, взаимопомощью, способствует оздоровлению, дает возможность получить много новых навыков. По организации туристских походов нет четких стандартов, алгоритмов, но есть авторские методы, формы, системы, поэтому теоретическое осмысление различных педагогических практик и формирование на этой базе определенного алгоритма по организации туристского похода является актуальной задачей, так как это повышает эффективность похода, что положительно воздействует на личность ребенка. Таким образом, в организации туристского похода должны быть четко структурированы педагогические условия работы. Насколько туристский поход будет эффективен для ребенка, во многом зависит от того, при помощи каких методов и форм или их комплекса он организован, то есть должна существовать специальная система по его организации.

Организация подготовки туристов к походу

Туристские навыки могут пригодиться не только в походе, но и в экстремальной ситуации. Владение навыками на практике имеет большее значение, чем в теории. В походе дети учатся самоорганизации, самостоятельности, умению принимать решение, ответственности за себя и окружающих людей. Немаловажны умственное развитие, расширение кругозора, познавательный интерес.

Существуют различные формы туристско-краеведческой деятельности со школьниками: походы выходного дня, путешествие, экскурсия, туристские вечера, конференции, слеты.

Одними из популярных являются летние туристские лагеря. Туристский лагерь - это лагерь, в котором главным содержанием является туристско-краеведческая деятельность, и по форме он, как правило, является полевым. Преимущества полевых туристских лагерей перед стационарными - это то, что они не требуют финансовых затрат на содержание зданий и всей обслуживающей инфраструктуры. Полевые лагеря имеют меньший по количеству штат, практически отсутствует обслуживающий персонал.

Цель проведения лагеря - это достижения одного, определенного в педагогическом и других планах результата.

Организация учебно-тренировочных занятий

Во время подготовительного периода следует детально продумать организацию учебно-тренировочного процесса. В программе занятий для всех групп - и подготовленных, и групп новичков -в первую очередь обязательно надо запланировать занятия, посвященные правилам поведения в лагере, соблюдению мер безопасности в различных ситуациях: в быту, на учебных занятиях, во время приготовления пищи на костре или примусе, в походе, на предпо-ходных тренировках.

К началу работы лагеря инструкторы готовят места для занятий по технике туризма, полигоны для ориентирования. Прежде всего, эти места должны отвечать технике безопасности, а также располагаться недалеко от базового лагеря.

Программа туристского лагеря

В лагере ребята могут овладеть навыками грамотного поведения обитания в городской и природной среде. В обучении у детей формируются навыки и умения находить оптимальные решения; воспитание самостоятельности, воли, а также общности и коммуникабельности; развитие познавательного интереса.

Основная задача туристского лагеря - оздоровление детей в активной игровой и спортивной деятельности по освоению навыков безопасного обитания в природной среде, здорового образа жизни, умений отдыхать в коллективе сверстников. За время лагеря дети обучаются технике туризма, плаванию, управлению байдаркой и лодкой, разведению костров, основам ориентирования, оказанию первой медицинской помощи, основам экологии и т. д. Основными навыками являются: разведение костра, заготовка дров, приготовление еды, мытье посуды, ориентирование, управление байдаркой, лодкой, оказание медицинской помощи, веревочный тренинг.

Базовая схема туристского лагеря

Погружение ^ Освоение ^ Испытание ^ Приключение ^ Рефлексия

Погружение. Основная цель этого этапа - активизировать деятельность детей в направлении заданной темы. По сути, это мотивация учебного процесса и принятие цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Освоение - усвоение новых знаний и способов действий, а также применение этих знаний на практике. Основная задача этого этапа - дать участнику лагеря возможность овладеть практическими навыками осознанно, т. е. понимая назначение применения этих навыков.

Испытание - систематизация полученных знаний, их контроль и самоконтроль. На этом этапе применяют полученные знания в измененной ситуации.

Приключение - дополнительная активизация и мотивация учащихся на познавательную деятельность.

Рефлексия - самостоятельная оценка пройденных этапов.

Примерная программа лагеря (3 отряда)

Программа написана по дням: 4 занятия до обеда, далее спортивные игры и рукоделие, творчество, а затем вечернее мероприятие. Здесь не описаны общережимные мероприятия, но данная программа легко вписывается в любое лагерное расписание деятельности.

День 1-й отряд 2-й отряд 3-й отряд

1 вс Приезд. Знакомство с территорией. Расселение. Получение снаряжения. Линейка, представление распорядка

2 пн Правила поведения в лагере Гигиена Полоса Ориентирование Футбол Пионербол Наст. теннис Шашки Правила поведения в лагере Гигиена Обвязки, узлы Лодка Футбол Пионербол Наст. теннис Шашки Правила поведения в лагере Гигиена Веревки Байдарки Веревки Байдарки

Общий вечер Общий вечер Общий вечер

3 вт Обвязки, узлы Ориентирование Хатки Костер Хатка Скалодром Байдарки костер Хатка Ориентирование Лодка костер

Игра по станциям Зачет по хаткам и кострам Зачет по хаткам и кострам

Вечер по группам Вечер по группам Вечер по группам

4 ср Скалодром Лодки Байдарка Медицина Веревки Укладка Снаряжение Уборка Узлы Укладка Снаряжение Уборка

Зачет по хаткам и кострам с полдником Робинзонада Робинзонада

Вечер лагерный

5 чт Уборка Финиш Финиш

Снаряжение Сдача снаряжения Сдача снаряжения

Укладка Баня Баня

Робинзонада Подготовка к вечеру Подготовка к вечеру

бывалых Робинзонов бывалых Робинзонов

6 пт Финиш Экскурсия Экскурсия

Сдача снаряжения

Баня Спортивные игры Спортивные игры

Вечер бывалых Вечер бывалых Вечер бывалых

Робинзонов Робинзонов Робинзонов

7 сб Экскурсия Лодки Байдарка

Палатка Палатка

Бивуак Бивуак

Пила Пила

Спорт

Мини-поход на лод- Мини-поход на

ках Малое Уклейно Сухую Ветошь

КВН

КВН КВН

8 вс Веревки Укладка рюкзака Укладка рюкзака

Палатка Экипажи Экипажи

Лодки Получение снаряже- Получение снаряже-

Дрова, пила ния, питания ния, питания

Секции: Уборка Уборка

Спорт

Поделки Поход Поход

Рисование

Рыбалка

Вечер лагерный

9 пн Бивуак Поход Поход

Веревки

Спорт

Полоса

Поделки

Рисование

Рыбалка

Вечер по группам

10 вт Экипажи Получение снаряжения Получение питания Уборка Поход Финиш Сдача снаряжения Баня Поход Финиш Сдача снаряжения Баня

Поход Вечер лагерный Вечер лагерный

11 ср Поход Веревки Ориентирование Байдарка Медицина Игра по станциям Вечер по группам Скалодром Ориентирование Лодки Медицина Игра по станциям Вечер по группам

12 чт Поход Финиш Сдача снаряжения Баня Ориентирование Полоса Спорт Лодки (зачет) Ориентирование (зачет) Полоса Спорт

Подготовка к вечеру Зачет по ориентированию Байдарки (зачет)

Общий вечер Общий вечер Общий вечер

Трофи Трофи Трофи

Спортивные финалы Спортивные финалы Спортивные финалы

13 пт Вечер в группах вручение подарков, призов, символики ДИСКОТЕКА Вечер в группах вручение подарков, призов, символики ДИСКОТЕКА Вечер в группах вручение подарков, призов, символики ДИСКОТЕКА

14 сб Линейка Спуск флага Отъезд

Заключение

Современные воспитательные системы детских туристских лагерей создаются на основе гуманистической концепции воспитания, где находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности ребенка.

Воспитательные системы детских туристских лагерей находятся на новом этапе своего развития, этому способствует возрастающая потребность в них. На сегодняшний день детские оздоровительные лагеря играют все большую роль в жизни общества. Основными целями и задачами в принципе любого лагеря являются на данный момент:

- максимальное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей, удовлетворение интересов;

- приобщение детей к различному социальному опыту, создание в лагере стиля и тона отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.