Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
156
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марьясис Ирина Борисовна, Гончарова Елизавета Михайловна

Рассмотрены основные социальные проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкиваются несовершеннолетние. Во многом эти моменты связаны не только с особенностями воспитания, но и с условиями обучения. Социальные ограничения, связанные с пандемией наложили определённый отпечаток на развитие подрастающего поколения, и выявили ряд проблем, которые необходимо решать. В данной статье авторы сконцентрировали внимание на коммуникативном взаимодействии несовершеннолетних, что в свою очередь влияет на формирование и развитие множества других социально-психологических потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марьясис Ирина Борисовна, Гончарова Елизавета Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL NEEDS OF MINORS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

The article considers the main social problems that minors face today. In many ways, these points are connected not only with the peculiarities of education, but also with the conditions of training. The social constraints associated with the pandemic have left a certain imprint on the development of the younger generation, and have revealed a number of problems that need to be addressed. In this article, the authors focused on the communicative interaction of minors, which in turn affects the formation and development of many other socio-psychological needs.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ»

УДК 159 ББК 88

DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-301-304 © Марьясис И.Б., Гончарова Е.М., 2021

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Ирина Борисовна Марьясис, заместитель начальника кафедры юридической психологии УНК ПСД, кандидат психологических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: talismm@mail.ru

Елизавета Михайловна Гончарова, доцент кафедры юридической психологии УНК ПСД, кандидат психологических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: goncharova_e_79@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены основные социальные проблемы, с которыми на сегодняшний день сталкиваются несовершеннолетние. Во многом эти моменты связаны не только с особенностями воспитания, но и с условиями обучения. Социальные ограничения, связанные с пандемией наложили определённый отпечаток на развитие подрастающего поколения, и выявили ряд проблем, которые необходимо решать. В данной статье авторы сконцентрировали внимание на коммуникативном взаимодействии несовершеннолетних, что в свою очередь влияет на формирование и развитие множества других социально-психологических потребностей.

Ключевые слова: несовершеннолетние, коммуникативные способности, общение подростков, подростковый возраст, ведущая деятельность, потребности, социализация, тревожность.

FORMATION OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL NEEDS OF MINORS IN THE PROCESS OF SOCIALIZATION

Irina B. Maryasis, Deputy Head of the Department of Legal Psychology of the UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: talismm@mail.ru

Elizaveta M. Goncharova, Associate Professor of the Department of Legal Psychology UNK PSD, Candidate of Psychological Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: goncharova_e_79@mail.ru

Abstract. The article considers the main social problems that minors face today. In many ways, these points are connected not only with the peculiarities of education, but also with the conditions of training. The social constraints associated with the pandemic have left a certain imprint on the development of the younger generation, and have revealed a number of problems that need to be addressed. In this article, the authors focused on the communicative interaction of minors, which in turn affects the formation and development of many other socio-psychological needs.

Keywords: minors, communication skills, communication of adolescents, adolescence, leading activity, needs, socialization, anxiety.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Марьясис И.Б., Гончарова Е.М. Формирование социально-психологических потребностей несовершеннолетних в процессе социализации. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):301-304.

Мы живем в переходный период, когда общество туальной реальности. Насколько это правильно или стремительно развивается в сторону общения в вир- хорошо, мы сможем понять лишь через несколько лет.

Но и сейчас, имея последствия пандемии и самоизоляции, социальные сети, игры в виртуальной реальности, осознаём, что нам не хватает реального общения с другими людьми. Мы в полной мере ощутили эту самую социальную потребность — потребность в общении, взаимодействии, понимании других людей.

А что же наше подрастающее поколение? Полное погружение в гаджеты и жизнь внутри социальных сетей приводит детей к неумению элементарно общаться между собой и взаимодействовать со взрослыми. Родители стали чаще обращаться к специалистам психологам и неврологам в связи с различными расстройствами психоэмоциональной сферы у детей. И сейчас важно понять, как мы можем помочь нашим детям вернуться к реальному общению, к реальной жизни.

Будущее нашего общества и государства зависит от того, сможем ли мы вырастить нынешнее поколение молодёжи здоровым физически и психически. Поэтому так важно обратить внимание на формирование социальных потребностей у несовершеннолетних, внести корректировки в педагогические программы, использовать время нахождения в образовательных учреждениях не только для учёбы, но и для развития коммуникативных навыков, умений взаимодействовать, слушать и слышать других людей, способности сопереживать.

Следует отметить, что нарушение условий, в которых развивается личность ребёнка, родительская депривация и неудовлетворённость значимых потребностей могут привести к проблемам в развитии, к появлению негативных эмоциональных и когнитивных установок, тенденций к личностному нарушению, которые в результате приводят к девиантному поведению [2]. Человеку, развитие которого происходило вне нормальных семейных отношений, часто характерно недоверие к окружающим, подозрительность и, как следствие, склонность к изоляции и отстранённости, что, в свою очередь, может стать причиной многочисленных психологических ограничений.

Подростковый возраст является очень сложным и важным периодом жизни для человека. В этот период несовершеннолетний переосмысливает себя, свои ценности и вопрос межличностных отношений со сверстниками.

Группа сверстников становится для несовершеннолетнего именно той средой, где он может раскрыть свои способности, реализовать свои потребности. У каждого подростка свои ориентиры в общении: один хочет найти признания и реализации своих лидерских качеств, другой получает какие-то знания и повышает коммуникативную компетентность.

Каждая деятельность вносит огромный вклад в психическое развитие, но не любая деятельность в

определенный возрастной период может стать ведущей. Это обуславливается условиями жизни человека на определённом возрастном этапе. Для подросткового возраста в качестве ведущей выступает стремление к интимно-личностному общению со сверстниками.

Леонтьев А.Н. рассматривает следующие признаки ведущей деятельности:

• возникают и дифференцируются новые виды деятельности в рамках данной деятельности;

• отдельные психические функции формируются и перестраиваются от данной деятельности зависят наблюдаемые изменения личности [3].

Реализуя ведущую деятельность, подростки активно осваивают нормы, цели и средства социального поведения. Эльконин Д.Б. отмечает, что данная деятельность выступает определенной формой воспроизведения отношений между взрослыми людьми.

Фельдштейн Д.И. отмечает, что в настоящее время для подростков возрастает значимость поиска новых форм и видов социально значимой деятельности, в которой созданы условия для самовыражения и самоутверждения подростка [5, с. 472].

Учитывая тот факт, что потребности каждой отдельной личности носят сугубо индивидуальный характер, важно всю процедуру формирования социальных потребностей личности направить по индивидуальной траектории личностного развития учащегося. Среди значимых выделим следующие этапы перехода потенциала социума в качественную характеристику личности: диагностический этап; этап активного включения личности в самопознание; этап развития сферы потребностей личности; этап стимулирования социальных потребностей личности; этап совершенствования социальных потребностей личности; этап оценки эффективности процесса формирования социальных потребностей личности.

Общение подростков — это, прежде всего, общение со сверстниками, обязательная предпосылка становления личности. В процессе общения подросток вырабатывает коммуникативные навыки и умения, формирует знания об окружающих и собственном «Я» путём сравнения со сверстниками, а затем и со взрослыми. Отсутствие навыков и умений общения или недостаточная их сформированность отрицательно сказывается на развитии личности ребенка.

Причиной неудач в общении педагогов с подростками часто является то, что в практике не применяются диагностические методы определения коммуникативных навыков общения подростков, основанных на психологических критериях. Немалую группу составляют подростки, неумение которых общаться в коллективе, со сверстниками, учителями, взрослыми является значительным пробелом в овладении навы-

ками нравственного поведения, причиной возникновения барьеров в общении, частой причиной которых выступает тревожность. Перед педагогами встает ряд психологических проблем, без решения которых работа по обучению не может быть эффективной.

Для подтверждения нашего предположения были проведены эмпирические исследования среди учащихся 9 класса школы № 1040 г. Москвы.

В классе, где проводились исследования 29 учащихся, из них 15 мальчиков, 14 девочек. В основном учащиеся, которых принято называть средними. Сильных по успеваемости — 7, слабых — 5 человек.

Двое в классе занимают лидирующее положение, не только в своём классе, но и во всей параллели, так как у них высокий уровень развития коммуникабельности и они обладают хорошими организаторскими способностями. В классе есть «трудные» ученики, один из них состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних.

Данное исследование позволяет выяснить, как отсутствие умений и навыков общения оказывает влияние на взаимоотношения со сверстниками, родителями, учителями, на дисциплине в школе, на успеваемости.

Для того, чтобы выявить, как проявляются коммуникативные способности применялась методика КОС. Полученные результаты теста дают возможность определить коммуникативные способности испытуемых.

Таблица 1

Данные количественной обработки уровня коммуникативных способностей

14% испытуемых, средним — 31%, ниже среднего — 41%, низким — 14%.

Подростки включены в более широкий круг общения, но не все обладают высоким развитием коммуникативных способностей.

Очень часто им трудно общаться со своими сверстниками. Им приходиться общаться не только с хорошими людьми, но и с теми, с которыми они не хотят, не могут общаться. Отметим, что потеря контакта между подростками, эмоциональные барьеры, отрицательно сказываются на общении.

Это может привести к интроверсии, тревожности, которая в свою очередь, увеличивает трудности в общении. Как правило, такие подростки чувствуют себя неуверенно, они не хотят общаться, у них появляется скованность в новой компании, хотят проводить время в одиночестве, у них появляется трудность в общении.

А в основе нарушения отношений подростков со сверстниками, родителями, учителями лежит, как правило, снижение дисциплины, успеваемости, возникновение аффективных переживаний. Для подростков переживания по поводу общения, особенно со сверстниками, оказываются наиболее типичными. Часто учителя полагают, что в центре переживаний подростков оказываются переживания по поводу общения с учителями или родителями. Это является серьёзной проблемой воспитательной ситуации, отражающей неспособность окружающих подростка взрослых видеть его действительные переживания.

Для того чтобы определить уровень тревожности у подростков воспользуемся методикой Г. Айзенка. Результаты теста дают возможность выявить один из факторов личности.

Таблица 2

Данные количественной обработки уровня тревожности

Уровни Проценты Количество учащихся

высокий 14 4

средний 31 9

ниже среднего 41 12

низкий 14 4

Приведенные выше данные в таблице № 1 являются данными испытуемых по уровню коммуникативных способностей. Важно отметить, что среди испытуемых нет несовершеннолетних с очень высоким уровнем коммуникативных способностей. Причем, с высоким уровнем выделено 4 испытуемых, 9 со средним, 12 испытуемых имеют коммуникативные способности ниже среднего, 4 - низкий уровень.

В таблице приведены данные количественной обработки уровней коммуникативных способностей, исходя из среднего арифметического. В таблице даны процентные показатели способности общения. Сразу можно заметить, что у подростков коммуникативные способности разные. Высоким уровнем обладают лишь

Уровень тревожности Количество учащихся Проценты

высокий 13 45

выше среднего 6 21

средний 4 14

ниже среднего 6 21

По полученным показаниям уровня тревожности всех испытуемых можно разделить на 4 группы: с высоким, выше среднего, средним, и ниже среднего уровня (см. таблицу № 2). Из таблицы видно, что в подростковом возрасте наблюдается относительное повышение тревожности. В результате обработки выяснилось, что 45% испытуемых склонны к высокой тревожности, 21% имеют тревожность выше среднего, 14% — средний уровень тревожности, 21% — уровень тревожности ниже среднего.

Высокая тревожность у испытуемых говорит о физических и психических особенностях возраста, также о социально-экономических изменениях в обществе, с уровнем значимости для сверстников и взрослых.

Организм несовершеннолетнего перестраивается, в результате появляется чувство тревоги, также повышенная возбудимость, депрессия.

Важно отметить, что даже у абсолютно нормальных подростков возраст, в котором проявляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность проявления признаков, колеблется в значительных пределах. Это нередко ведет к мучительным переживаниям подростка, обусловленным тем, что уровень физического развития отличается от большинства сверстников. Следствием таких переживаний может быть возрастание тревожности.

Но всё-таки главным фактором тревожности у испытуемых является плохое общение со сверстниками, а также нарушение нормальных отношений с родителями. Подросток переживает, волнуется из-за таких проблем. Обучение в школе даётся сложно, межличностное общение со сверстниками также сложное, поэтому чувство тревоги растёт. Подросток становится агрессивным, ему не хочется ни с кем общаться, у него может наступить депрессия.

Основываясь на полученных данных, мы не можем сделать каких-либо окончательных выводов о факторах, которые выступают основными источниками тревожности у учащихся, однако результаты нашего исследования дают основания предполагать, что определённую роль в её возникновении играет нарушение сферы межличностных отношений.

Естественно, что в зависимости от реального положения подростка среди сверстников, его успешность в общении, выявленная тревожность будет требовать различных способов коррекции.

В рамках проведенного исследования нами были получены результаты, подтверждающие наще мнение о том, что повышение личностной тревожности несовершеннолетних приводит к нарушению формирования таких социальных потребностей как потребность в общении и взаимопонимании. При повышенном уровне тревожности у подростков снижается уровень коммуникативных способностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют понять характер связи между способностью общаться и степенью тревожности подростков, что позволит классным руководителям лучше ориентироваться в выборе

мер педагогического воздействия при формировании социальных потребностей у несовершеннолетних.

Наряду с этим, использование в исследовании методики изучения подростковой тревожности и общения в той или иной модификации могут успешно использовать педагоги в целях изучения взаимоотношений подростков со сверстниками, для изучения возникающих у подростков трудностей в общении и управления процессом формирования социальных потребностей.

Литература

1. Гончарова Е.М., Марьясис И.Б., Простяков В.В. Специфика профессионального общения сотрудников органов внутренних дел / Юридическая психология. 2017. № 4. С. 11-13.

2. Гончарова Е.М. Факторы и механизмы, влияющие на социально-психологические особенности подростка в ситуации депривации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 221-224.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2011. 130 с.

4. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл, 2015. 365 с.

5. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. 2-е изд. М.: МПСИ, 2004. с. 1136.

References

1. Goncharova E.M., Maryasis I.B., Prostyakov V.V. Specificity of professional communication of employees of internal affairs bodies / Legal Psychology. 2017. No. 4. pp. 11-13.

2. Goncharova E.M. Factors and mechanisms influencing the socio-psychological characteristics of a teenager in a situation of deprivation // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. No. 4. pp. 221-224.

3. Leontiev A.N. Activity. Consciousness. Personality. M., 2011. 130 p.

4. Leontiev A.A. Psychology of communication: 3rd ed. M.: Smysl, 2015. 365 p.

5. Feldstein D.I. Psychology of growing up: structural and content characteristics of the process of personality development: selected works [Text] / D.I. Feldstein. 2nd edition. Moscow: MPSI, 2004. p. 1136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.