Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУШАЕМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ КРАЖИ В СОСТАВЕ ГРУППЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУШАЕМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ КРАЖИ В СОСТАВЕ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / ВНУШАЕМОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВНЕШНЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семакова Анастасия Игоревна, Ильянкова Екатерина Ивановна

Обоснована актуальность исследования внушаемости в структуре психологических особенностей несовершеннолетних. Целью исследования является изучение внушаемости в структуре психологических особенностей несовершеннолетних, совершивших кражи в составе группы. Объект исследования: несовершеннолетние (n=40), в возрасте от 14 до 17 лет (М=16±1,4), совершившие кражи (п. «а», «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ), воспитывающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Установлено, что несовершеннолетние, совершившие кражи в составе группы, демонстрируют средний уровень социальной адаптации с тенденцией к низкому за счет состояния эмоционального дискомфорта, проявляемого в тревожности, подавленности, озабоченности и мрачных предчувствиях, ощущениях препятствий в свободном выражении эмоций, мыслей, идей. Они управляемы внешними реальными обстоятельствами, склонны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств. Под влиянием группового мнения или воздействия авторитетной персоны могут игнорировать социальные нормы, проявлять недисциплинированность. Повышенная внушаемость несовершеннолетних сопровождается переживанием эмоционального дискомфорта, неприятием других и неудовлетворенностью собой. Полученные результаты обуславливают необходимость усиления частных аспектов психопрофилактической работы с несовершеннолетними: разработки профилактической программы оптимизации пси хологических ресурсов несовершеннолетних, обеспечивающих противодействие внешнему влиянию (СМИ, блогеры, социальные сети, референтные группы и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Семакова Анастасия Игоревна, Ильянкова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SUGGESTIBILITY OF MINORS WHO COMMITTED THEFTS AS PART OF A GROUP

The relevance of the study of suggestibility in the structure of psychological characteristics of minors is justified. The aim of the study is to study the suggestibility in the structure of the psychological characteristics of minors who committed thefts as part of a group. Object of study: minor (n=40), aged 14 to 17 years (M=16±1,4) committed theft (paragraph «a», «a,b» of part 2 of article 158 of the criminal code), brought up in special educational institutions. The researchers found that minors who committed thefts as part of a group demonstrate an average level of social adaptation with a tendency to low due to a state of emotional discomfort, manifested in anxiety, depression, concern and gloomy forebodings, feelings of obstacles in the free expression of emotions, thoughts, and ideas. Typical for them is relaxation and low motivation. They are controlled by external real circumstances, prone to impermanence, subject to the influence of feelings, chance and circumstances. Under the influence of a group opinion or the influence of an authoritative person, they can ignore social norms and show indiscipline. The increased suggestibility of minors is accompanied by an experience of emotional discomfort, rejection of others and dissatisfaction with themselves. The results obtained make it necessary to strengthen the specific aspects of psychoprophylactic work with minors: the development of a preventive program to optimize the psychological resources of minors that provide counteraction to external influence (mass media, bloggers, social networks, reference groups, etc.).

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУШАЕМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ КРАЖИ В СОСТАВЕ ГРУППЫ»

УДК 159.9; ББК 88.5

DOI 10.24412/2658-638Х-2021-1-73-77

© Семакова А.И., Ильянкова Е.И. 2021

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SUGGESTIBILITY OF MINORS WHO COMMITTED THEFTS AS PART OF A GROUP

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУШАЕМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ КРАЖИ

В СОСТАВЕ ГРУППЫ

Anastasia I Semakova,

Associate Professor of the Department of Legal Psychology St. Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Psychological Sciences 1 Pilyutov Pilot str., Saint Petersburg, 198206 Е-mail: [email protected]

Ekaterina I. Ilyankova,

Postgraduate of the Department of Legal Psychology St. Petersburg University of the MIA of Russia 1 Pilyutov Pilot str., Saint Petersburg, 198206 Е-mail: [email protected]

Анастасия Игоревна Семакова,

доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 Е-mail: [email protected]

Екатерина Ивановна Ильянкова,

адъюнкт кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России; 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 Е-mail: [email protected]

Для цитирования: Семакова А.И., Ильянкова Е.И. Психологические аспекты внушаемости несовершеннолетних, совершивших кражи в составе группы. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 73-77. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.

Abstract. The relevance of the study of suggestibility in the structure of psychological characteristics of minors is justified. The aim of the study is to study the suggestibility in the structure of the psychological characteristics of minors who committed thefts as part of a group. Object of study: minor (n=40), aged 14 to 17 years (M=16±1,4) committed theft (paragraph «a», «a,b» of part 2 of article 158 of the criminal code), brought up in special educational institutions. The researchers found that minors who committed thefts as part of a group demonstrate an average level of social adaptation with a tendency to low due to a state of emotional discomfort, manifested in anxiety, depression, concern and gloomy forebodings, feelings of obstacles in the free expression of emotions, thoughts, and ideas. Typical for them is relaxation and low motivation. They are controlled by external real circumstances, prone to impermanence, subject to the influence of feelings, chance and circumstances. Under the influence of a group opinion or the influence of an authoritative person, they can ignore social norms and show indiscipline. The increased suggestibility of minors is accompanied by an experience of emotional discomfort, rejection of others and dissatisfaction with themselves. The results obtained make it necessary to strengthen the specific aspects of psychoprophylactic work with minors: the development of a preventive program to optimize the psychological resources of minors that provide counteraction to external

Аннотация. Обоснована актуальность исследования внушаемости в структуре психологических особенностей несовершеннолетних. Целью исследования является изучение внушаемости в структуре психологических особенностей несовершеннолетних, совершивших кражи в составе группы. Объект исследования: несовершеннолетние (п=40), в возрасте от 14 до 17 лет (М=16±1,4), совершившие кражи (п. «а», «а,б» ч. 2 ст. 158 УК РФ), воспитывающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа. Установлено, что несовершеннолетние, совершившие кражи в составе группы, демонстрируют средний уровень социальной адаптации с тенденцией к низкому за счет состояния эмоционального дискомфорта, проявляемого в тревожности, подавленности, озабоченности и мрачных предчувствиях, ощущениях препятствий в свободном выражении эмоций, мыслей, идей. Они управляемы внешними реальными обстоятельствами, склонны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств. Под влиянием группового мнения или воздействия авторитетной персоны могут игнорировать социальные нормы, проявлять недисциплинированность. Повышенная внушаемость несовершеннолетних сопровождается переживанием эмоционального дискомфорта, неприятием других и неудовлетворенностью собой. Полученные результаты обуславливают необходимость усиления частных аспектов психопрофилактической работы с несовершеннолетними: разработки профилактической программы оптимизации пси-

influence (mass media, bloggers, social networks, reference groups, etc.).

Keywords: juvenile delinquent, suggestibility, personal characteristics, external influence.

хологических ресурсов несовершеннолетних, обеспечивающих противодействие внешнему влиянию (СМИ, блогеры, социальные сети, референтные группы и пр.).

Ключевые слова: несовершеннолетний правонарушитель, внушаемость, личностные особенности, внешнее воздействие.

Внушаемость в психологических исследованиях традиционно изучается в двух направлениях: клиническом (В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, В.Е. Рожнов, D. Spiegel^ др.) и социальном (С.К. Нартова-Бочавер, Б.Д. Парыгин и т. д.). Под внушаемостью понимается особое свойство личности, заключающееся в повышенной восприимчивости к идеям, исходящим извне (Н.А. Власов)1.

В настоящее время рядом исследований выявлен высокий уровень внушаемости у несовершеннолетних с определенными психологическими особенностями. Так, А.В. Семкин, А.А. Жуков установили, что 53,58 % обследуемых ими подростков с холерическим типом темперамента обладают высоким уровнем внушаемости (при флегматическом типе темперамента несовершеннолетних высокого уровня внушаемости не вы-явлено)2. Подобные исследования (А.Н. Арбузова, С.В. Горбатов, 20203; Д.В. Дзъоник, А.А. Рожков, 20204; К.В. Злоказов, 20205) позволили нам предположить, что внушаемость проявляется у несовершеннолетних с определенными психологическими особенностями. Исследования (Л.М. Про-зументов, 2001; Л.Н. Костина, 2010; С.А. Куемжи-ева, 2020 и др.) свидетельствуют о повышенной внушаемости у лиц, совершивших преступления в составе группы.

Целью исследования является изучение внушаемости в структуре психологических особенностей несовершеннолетних, совершивших кражи в составе группы.

Объект исследования: несовершеннолетние (n=40), в возрасте от 14 до 17 лет (М=16±1,4), совершившие кражи (п. «а», «а, б», ч. 2, ст. 158 УК РФ), воспитывающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

Методы исследования: психологическое тестирование при помощи методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймона, методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (подростковый вариант), личностного опросника «Конформность-внушаемость» С.В. Клаучека, В.В. Деларю. Матема-тико-статистическая обработка данных проводилась в программе «SPSS Statistics, 22.0».

Изучение социально-психологической адаптации несовершеннолетних показало ее средний уровень (47,11±8) у несовершеннолетних, совершивших кражи в составе группы: они обладают достаточными ресурсами для оптимальной реализации своего потенциала и способностей в социальных сферах, оцениваемых ими, как личностно значимые. Межличностные отношения не сопровождаются конфликтами, удовлетворены аффи-лиативные потребности, устойчивы социальные роли, препятствия в самореализации преодолеваются, не блокируя этот процесс.

Структурными компонентами социально-психологической адаптации несовершеннолетних являются:

1) Принятие (37±10,57) как восприятие окружающего мира таким, каков он есть на самом деле. Объективному восприятию сопутствует внутреннее согласие с тем, что происходит, уверенность в том, что все есть именно таково, какое оно есть. Несовершеннолетние реалистичны в оценке собственных качеств, ресурсов, понимают и принимают свои желания и потребности, адекватны в самооценке, уверены в своих ценностях, осознают недостатки.

2) Эмоциональный комфорт (66,56±12,32) как психическое состояние, которому сопутствуют ощущения спокойствия, уверенности в себе и других, благожелательного отношения к себе и другим. Несовершеннолетние находятся в состоянии эмоционального дискомфорта, склонны испытывать необоснованную тревогу, ощущают препятствия в свободном выражении эмоций, мыслей, идей. Присутствуют переживания подавленности, озабоченности, мрачных предчувствий.

3) Интернальность (39,11±8,31) как внутренний контроль. Несовершеннолетние уверены в том, что их судьба им подвластна, а события собственной жизни находятся под их контролем.

4) Доминирование (56±15,27) как осознание своего превосходства над другими. У обследованных лиц это качество выражено на среднем уровне, что свидетельствует о наличии тенденций удерживать контроль над окружением, воздействовать на него (при помощи внушения, в том числе) в со-

четании с тенденциями к конформному поведению, отказу от своего мнения в угоду остальных.

5) Эскапизм (14,89±1,89) - тенденции к фантазированию, уходу от действий в реальной жизни в мир иллюзий. Этот показатель у лиц, составивших выборку, выражен на среднем уровне при достаточно невысоком разбросе минимальных и максимальных значений в выборке.

Далее при помощи методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла выявлены черты характера обследованных лиц. Интерпретация осуществлена по группам личностных свойств курсантов: коммуникативным, интеллектуальным и эмоционально-волевым. Полученные результаты позволяют охарактеризовать обследованных лиц следующим образом. Коммуникативная сфера: свойство «замкнутость - общительность» (3,44±2,10) выражено ближе к нижней границе диапазона и проявляется у обследованных лиц в тенденциях к скрытности, недоверию и отчужденности. Замкнутость, негативизм в оценке внешних явлений и окружающих людей не способствуют установлению взаимоотношений. Межличностные отношения устанавливаются не просто, для их поддержания требуется приложение усилий. Характерна ригидность, критичность, осторожность при выборе партнера по общению.

В процессе общения в референтной группе проявляют мягкость, тактичность, кроткость. Готовы идти на уступки, застенчивы, способны взять вину на себя. Зависимы от мнения и требований группы, конформны, учитывают и руководствуются общественным мнением, стремлением принимать решения совместно с другими. Обследованным лицам свойственна низкая самостоятельность (2,78±1,34) и потребность в групповом одобрении.

В интеллектуальной сфере преобладает лабильность в суждениях и мнении, практичность, самоуверенность, несентиментальность (3,09±0,44). Обследованные лица внешне откровенны и простодушны, наивны и несколько бестактны. Им характерна спонтанность, импульсивность, неумение анализировать мотивацию партнера по общению, отсутствие проницательности, узость интеллектуальных интересов, а также ориентация на конкретную реальную деятельность.

Эмоциональная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, спонтанностью, импульсивностью. Обследованным лицам свойственна неустойчивость интересов, ценностей и мотивов. Характерна пониженная толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность и утомляемость. При достаточной скромности характеризуются экспрессивностью, спонтанностью,

могут легко выходить из равновесия (4,44±2,41). Ранимы, не уверены в себе и чувствительны к одобрению окружающих.

Они управляемы внешними реальными обстоятельствами, склонны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств, мотивация низкая. Под влиянием группового мнения или воздействия авторитетной персоны могут игнорировать социальные нормы (4,11±1,69), проявлять беспринципность. Указанные свойства могут быть базой для антисоциального поведения.

Для выявления индивидуального уровня внушаемости использовался тест «Внушаемость» (С.В. Клаучек, В.В. Деларю) - скрининговый метод для выявления склонности к развитию индуцированных состояний, по результатам которого диагностирован высокий уровень внушаемости (12,6±0,9). Обследованным лицам характерна готовность к индуцирующему воздействия. Они способны принять чужую идею как свою собственную, восприимчивы к советам и руководствам к действиям, легко заражаются групповым настроением, склонны к подражанию. Некритичная оценка внешних воздействий способна привести к тому, что обследованные лица окажутся под деструктивным воздействием.

Цель нашей работы заключалась в определении места внушаемости в структуре психологических особенностей обследованных лиц. Выявлены корреляционные связи этого личностного свойства с показателями социально-психологической адаптации испытуемых и чертами их характера (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Связь внушаемости обследованных лиц с показателями их социально-психологической

адаптации

№№ п/п Название показателя Коэффициент корреляции Уровень значимости

Внушаемость

1. Эмоциональный комфорт -0,78 0,01

2. Адаптивность (интегральный показатель) -0,68 0,01

3. Принятие других -0,76 0,01

Внушаемость положительно коррелирует с показателями «Эмоциональный комфорт», «Адаптивность» (интегральный показатель социально-психологической адаптации) и «Принятие других». Повышенная внушаемость сочетается, таким образом, с неудовлетворенностью социальными процессами, что проявляется незрелостью личностных свойств, дисгармонии в процессе принятия решений, фрустрированности целей,

неопределенности целей, установок и интересов, неудовлетворенности результатами деятельности; в эмоциональных состояниях подавленности, вялости и неуверенности; низкой потребности в совместной деятельности, низких аффилиативных потребностях, а также неудовлетворенности существующими межличностными связями.

Таблица 2

Связь внушаемости обследованных лиц с чертами их характера

Устойчивые корреляционные связи внушаемости выявлены с показателями общительности, эмоциональной устойчивости, смелости, дипломатичности и самостоятельности. Повышенная внушаемость характерна подростку, который стремится к общению, легко завязывает новые взаимоотношения с малознакомыми и незнакомыми людьми. Опыт общения широк, однако в основном межличностные контакты носят поверхностный, непродолжительный характер. Внушаемый подросток готов к рискованным действиям в новой компании, авантюрен, способен принять лидерскую инициативу, предприимчив и смел в социальном взаимодействии.

Повышенная внушаемость характерна подростку, который воспринимает окружающий мир, в первую очередь, эмоционально. Он спонтанен, экспрессивен, импульсивен; спектр эмоциональных переживаний разнообразен: от экзальтации до дисфории. Поведение и межличностные отношения, в первую очередь регулируются, зачет эмоций и чувств, а не посредством рационального осмысления актуальной ситуации.

Повышенная внушаемость характерна подростку, который испытывает трудности при ориентации в проблемных ситуациях. Понимание смысла проблемной ситуации, выбор вариантов решений требуют дополнительных интеллектуальных усилий и временных затрат.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Несовершеннолетние, совершившие кражи в составе группы, демонстрируют средний уровень социальной адаптации с тенденцией к низкому за счет состояния эмоционального дискомфорта, проявляемого в тревожности, подавленности,

озабоченности и мрачных предчувствиях, ощущениях препятствий в свободном выражении эмоций, мыслей, идей.

2. Несовершеннолетних, совершивших кражи в составе группы, характеризует общительность, смелость в социальных контактах, эмоциональная лабильность при недостаточном волевом самоконтроле, лабильность в суждениях и мнении, практичность, самоуверенность. В процессе общения в референтной группе проявляют мягкость, тактичность, кроткость. Они управляемы внешними реальными обстоятельствами, склонны к непостоянству, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств, низкая мотивация. Под влиянием группового мнения или воздействия авторитетной персоны могут игнорировать социальные нормы, проявлять недисциплинированность.

3. Повышенная внушаемость несовершеннолетних сопровождается переживанием эмоционального дискомфорта, неприятием других и неудовлетворенностью собой. Внушаемость зависит и, одновременно, влияет на уровень социальной адаптации, снижая его. Повышенная внушаемость характерна несовершеннолетнему эмоционально лабильному, импульсивному и общительному, однако, его многочисленные контакты скорее носят поверхностный характер. Внушаемый подросток склонен к риску, авантюрен и предприимчив, способен принять лидерскую инициативу.

4. Полученные результаты обуславливают необходимость усиления частных аспектов психопрофилактической работы с несовершеннолетними: разработки профилактической программы оптимизации психологических ресурсов несовершеннолетних, обеспечивающих противодействие внешнему влиянию (СМИ, блогеры, социальные сети, референтные группы и пр.).

Библиографичечкий список

1. Арбузова Е.Н., Горбатов С.В. Некоторые проблемы развития личности в современной молодежной среде // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения-2020)». СПб., 2020. С. 39-43.

2. Власов Н.А. Социально-психологические детерминанты внушаемости в средней группе : дисс. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2017. 187 с.

3. Дзьоник Д.В., Рожков А.А. Социально-психологические особенности сообществ, разделяющих психологию «АУЕ» // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников

№№ п/п Название показателя Коэффициент корреляции Уровень значимости

Внушаемость

1 А - общительность 0,78 0,01

2 С - эмоциональная устойчивость -0,38 0,05

3 Н - смелость 0,57 0,05

4 I - дипломатичность -0,64 0,01

правоохранительных органов: интеграция теории и практики». СПб., 2020. С. 135-139.

4. Злоказов К.В. Представление о социальном влиянии у юношей с девиантным и нормативным поведением : Сборник материалов IV Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел // Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы». М., 2020. С. 198-201.

5. Сёмкин А.В., Жуков А.А. Степень внушаемости у подростков с разными психологическими особенностями // Вестник современной науки. 2016. № 3-3 (15). С. 77-82.

References

1. Arbuzova E.N., Gorbatov S.V. Some problems of personality development in the modern youth environment // Materials of the international scientific and practical conference «Actual problems of psychology of law enforcement activity: concepts, approaches, technologies (Vasilievsky readings-2020)». St. Petersburg, 2020. Pp. 39-43.

2. Vlasov N.A. Socio-psychological determinants of suggestibility in the middle group: diss. ... cand. the course of studies: 19.00.05 . Yaroslavl, 2017. 187 p.

3. Dzjonik D.V., Rozhkov A.A. Socio-psychological features of communities that share the psychology of «AUE» // Materials of the All-Russian scientific and practical conference «Pedagogy and Psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice». St. Petersburg, 2020. Pp. 135-139.

4. Zlokazov K.V. The idea of social influence in young men with deviant and normative behavior //

Collection of materials of the IV International Conference «Professional education of employees of internal affairs bodies. Pedagogy and psychology of service activity: state and prospects». M., 2020. Pp. 198-201.

5. Semkin A.V., Zhukov A.A. The degree of suggestibility in adolescents with different psychological characteristics. 2016. No. 3-3 (15). Pp. 77-82.

1 Власов Н.А. Социально-психологические детерминанты внушаемости в средней группе: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 . Ярославль, 2017. 187 с.

2 Сёмкин А.В., Жуков А.А. Степень внушаемости у подростков с разными психологическими особенностями // Вестник современной науки. 2016. № 3-3 (15). С. 77-82.

3 Арбузова Е.Н., Горбатов С.В. Некоторые проблемы развития личности в современной молодежной среде // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения-2020)». СПб, 2020. С. 39-43.

4 Дзьоник Д.В., Рожков А.А. Социально-психологические особенности сообществ, разделяющих психологию «АУЕ» // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики». СПб, 2020. С. 135-139.

5 Злоказов К.В. Представление о социальном влиянии у юношей с девиантным и нормативным поведением // Сборник материалов IV Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы». М., 2020. С. 198-201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.