УДК 159.922.8
DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).052-060
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Ю. Ю. Стрельникова, Е. И. Ильянкова
Для цитирования
Стрельникова, Ю. Ю. Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о социальном пространстве / Ю. Ю. Стрельникова, Е. И. Ильянкова // Прикладная юридическая психология. - 2020. -№ 1(50). - С. 52-60. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).052-060.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Влияние социальной среды на формирование личности - одна из ключевых проблем психологии, которая открывает возможности для коррекции различных аспектов социализации подростков в сложных условиях современного существования. Однако известно, что понятие «социальная среда»(существующие независимо от человека общественные институты, общественное сознание и социальное окружение) не тождественно понятию «социально-психологическое пространство», включающему в себя субъективные представления и отношение индивида к людям, ситуации и деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование факторов (направленности, особенностей и свойств личности, жизненного опыта), влияющих на субъ-
© Стрельникова Ю. Ю., Ильянкова Е. И., 2020
ективное представление о социальном пространстве несовершеннолетних правонарушителей, поскольку этот образ определяет их поведение и взаимоотношения с окружающими. В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о социальном пространстве подростков с учетом их личностных особенностей и нормативности поведения. В исследовании приняли участие две группы респондентов в возрасте 16-17 лет (368 человек): несовершеннолетние правонарушители (п = 113) и подростки с правопослушным поведением (п = 255). Методы исследования: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ, Л. Н. Собчик), а также авторская анкета (К. В. Злоказов), позволяющая изучить специфику восприятия отдельных качеств социального пространства (уважения, поддержки, справедливости,
агрессии и возможности самореализации) с учетом самоотношения (представления о себе, самооценки, социального сравнения). В результате исследования установлено, что несовершеннолетние правонарушители и подростки с нормативным поведением не отличаются друг от друга по восприятию социального пространства. Отдельные личностные особенности (социальная интроверсия, импульсивность, ригидность, невротический контроль, эмоциональная лабильность, пессимистичность, гипертимная акцентуация) играют важную роль в конструировании субъективного образа социальной среды и в искажении представлений о социальном пространстве. Восприятие социального пространства с учетом индивидуально-психологических особенностей личности важно для понимания механизмов криминализации подростков, оно расширяет возможности профилактики преступного поведения, а также психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с целью их успешной ре-социализации.
Ключевые слова: социальное пространство, личность, несовершеннолетний правонарушитель, социальная интроверсия, импульсивность, ригидность, невротический контроль, эмоциональная лабильность, пессимистичность.
Введение. Влияние социальной среды на формирование личности -одна из ключевых проблем психологии, которая открывает возможности для коррекции различных аспектов социализации подростков в сложных условиях современного существования. Однако известно, что понятие «социальная среда» (существующие независимо от человека обществен-
ные институты, общественное сознание и социальное окружение) не тождественно понятию «социально-психологическое пространство», включающему в себя субъективные представления и отношение индивида к людям, ситуации и деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование факторов (направленности, особенностей и свойств личности, жизненного опыта), влияющих на субъективное представление о социальном пространстве несовершеннолетних правонарушителей, поскольку этот образ определяет их поведение и взаимоотношения с окружающими.
Согласно статистическим данным преступность несовершеннолетних составляет 4,3 % от общего количества преступлений. По итогам 2019 года из 37 953 преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, 70 % составляют кражи. Из них 24,7 % совершены повторно, а 11,6 % отягощены состоянием алкогольного опьянения. Наибольший рост преступности наблюдается в республиках Тыва (9,1 %), Карелия (7,2 %) и в Свердловской области (6,9 %), где общая доля преступлений с участием несовершеннолетних выше среднестатистического показателя по стране [13].
Теоретические позиции исследования. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрей-ченко (2012) под социально-психологическим пространством понимают частный случай психологического, который существует в виде субъективного образа социального мира, обладающего элементами (люди, группы, материальные и нематериальные объекты) и «координатными осями» (представление о положении элементов в психологическом пространстве) [7]. Образ социального пространства
формируется под влиянием особенностей и свойств личности, установок, жизненного опыта, когнитивных способностей и т. д. [4]. Целостность психологического пространства является показателем психического здоровья и благополучия личности [8].
Психологическим пространством С. К. Нартова-Бочавер (2002) называет комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Он также указывает, что вмешательство в психологическое пространство ребенка со стороны взрослых может находиться в основе их противоправного поведения [12].
Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов (2010) характеризуют личность преступника как личность человека, совершившего преступление вследствие совокупности психологических особенностей, асоциальных взглядов, отрицания нравственных норм и ценностей и выбора общественно опасного пути для удовлетворения необходимой активности в предотвращении отрицательного результата [1]. По мнению Г. М. Минь-ковского (1975), механизм формирования преступного поведения несовершеннолетних заключается в сложном взаимодействии трех групп факторов: внутренних (направленность, установки, ценности и др.), внешних (особенности воспитания и социальной среды) и ситуационных (обстоятельства правонарушения). При этом возможно сочетание указанных факторов в виде четырех вариантов противоправного поведения: 1) совершение преступления в результате стечения обстоятельств (при общей позитивной направленности личности); 2) в результате взаи-
модействия внешних и ситуационных факторов (при неустойчивой направленности личности); 3) на фоне асоциальной направленности личности; 4) в результате активной деятельности, направленной на организацию преступления (при наличии преступной установки, криминальной идентичности личности) [11].
М. В. Лифанова (2018) предлагает классифицировать несовершеннолетних преступников по критерию «степень общественной опасности личности» и выделяет следующие типы: 1) неустойчивый тип, формирующийся под влиянием образа жизни (безнадзорности, проблем в семье, неорганизованности учебы и досуга); 2) ситуативный тип, совершающий преступления под воздействием неблагоприятной социальной среды и криминогенной ситуации; 3) опасный тип, характеризующийся самоуверенностью, конфликтностью, жестокостью, агрессивностью и озлобленностью, а также криминогенной активностью и склонностью к противоправному поведению как способу решения любой жизненной ситуации [10]. M. M. Nadeau, A. B. Rochlen, R. Tyminski (2019), изучив мотивы совершения магазинных краж, выделили шесть типов личности вора: травматически-реактивный (28 % выборки), импульсивный (20 %), депрессивный (18 %), любительский (18 %), аддик-тивно-компульсивный (9 %) и экономически неблагополучный (7 %) [16]. Подобные результаты получены М. В. Гончаровой (2019), выделившей устойчивый, неустойчивый, привычный, дезадаптированный, зависимый типы [2].
D. Andrews, J. Bonta (1990) к факторам риска преступного поведения относят онтогенетически динамичные
криминогенные и некриминогенные потребности, которые определяются социальным пространством и отражают ценностные предпочтения личности. Преобладание криминогенных потребностей обусловливает увеличение вероятности совершения преступления [15].
По мнению П. В. Кузьмина (2006), А. С. Душкина (2018), преобладающим видом корыстной мотивации является самоутверждение в социальном окружении [3, 9]. К. В. Зло-казов с соавторами (2019) отмечает, что чувствительность подростков и молодежи к социальному статусу и представлениям о себе, сопровождаемая отсутствием поддержки со стороны социального пространства, часто ложится в основу мести, выступающей в качестве инструмента справедливости и мотива совершения преступлений [5]. Исследованиями Л. А. Шайгеровой, А. Г. Долгих, Ф. И. Ушкова, О. В. Алмазовой (2019) установлено, что психологическое благополучие несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе, определяется ощущением поддержки со стороны социального пространства, исключающего родственные связи [14].
Таким образом, субъективное восприятие социального пространства как угрожающего или игнорирующего качественно изменяет самоотношение несовершеннолетних, побуждая их присоединяться к тем социальным группам, в которых они смогут компенсировать безразличное или пренебрежительное отношение к себе, «ощутить поддержку». Чаще всего такими группами становятся асоциальные.
Цель исследования: выявить влияние личностных особенностей не-
совершеннолетних правонарушителей и подростков с нормативным поведением на представления о социальном пространстве.
Характеристика выборки. С мая по сентябрь 2019 года в исследовании приняли участие 368 респондентов мужского пола в возрасте от 16 до 17 лет (Ме = 16,2; SD = 0,7). В экспериментальную группу вошли 113 несовершеннолетних правонарушителей, обследованных на базе специализированных учебно-воспитательных учреждений, центров социальной адаптации и подразделений по делам несовершеннолетних г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Контрольную группу составили 255 подростков с нормативным поведением, обучающихся в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга.
Методы исследования. Диагностика личностных особенностей несовершеннолетних проводилась при помощи стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ, Л. Н. Собчик). Представления о социальном пространстве изучались с использованием авторской анкеты (К. В. Злоказов), состоящей из 25 вопросов по исследованию количества субъектов взаимодействия, интенсивности общения с ними, а также восприятия отдельных качеств социального пространства (уважения, поддержки, справедливости, агрессии и возможности самореализации) на разных дистанциях (интимная, межличностная, групповая, общественная) с учетом самоотношения - представления о себе (до преступления, сейчас и в будущем), самооценки (до преступления и в настоящее время), социального сравнения (совпадение мнений
о себе с мнением других людей и желание изменить это мнение) [6].
Математический анализ проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 19.0». Для оценки достоверности различий экспериментальной и контрольной групп применялся t-критерий Стьюдента (для независимых выборок), х 2-критерий Пирсона (для сравнения двух независимых эмпирических распределений). Выбор критерия определялся типом измерительных шкал, нормальностью распределения (критерий Колмогорова-Смирнова) и гомогенностью дисперсий признаков (критерий Ливеня). Проведенный анализ не показал различий в контрольной и экспериментальной группах, поэтому в качестве итогового метода математико-стати-стической обработки данных был выбран конкордантный дисперсионный анализ (ANCOVA), F-критерий Фишера. Учитывались статистически значимые различия с уровнем не ниже 95 % (р < 0,05).
Результаты исследования. Статистический сравнительный анализ при помощи t-критерия Стьюдента выявил, что несовершеннолетние правонарушители и подростки с нормативным поведением не отличаются друг от друга по восприятию социального пространства. Вследствие этого была выдвинута гипотеза о том, что различия в построении образа социального пространства определяются рядом индивидуально-психологических особенностей, которые усредняются при традиционной математической обработке большой выборки испытуемых. Дальнейший конкордантный дисперсионный анализ позволил установить некоторые личностные характеристики
несовершеннолетних правонарушителей, играющие важную роль в искажении представлений о социальном пространстве (табл. 1).
Несовершеннолетние правонарушители с демонстративными чертами личности (3-я шкала СМИЛ) более чувствительны к атрибуции референции, их интересует мнение большого количества людей (15 человек и более). В межличностном общении они стремятся эффектно привлечь внимание или перевоплотиться, «подстроиться» под окружение, полагая, что данная стратегия обеспечит им более высокий социально-криминальный статус.
Подростки с ипохондрическими чертами личности (1-я шкала СМИЛ) отличаются субъективным представлением о взглядах социального окружения: законопослушные считают, что у «всех знакомых мне людей разное мнение обо мне», а правонарушители думают, что у окружающих мнение о них совпадает. В стенах закрытых учреждений несовершеннолетние с выраженным невротическим контролем (1-я шкала СМИЛ) и эмоциональной лабильностью (3-я шкала СМИЛ) могут быть склонны к аутоагрессии в качестве развлечения или удовлетворения своих амбиций (демонстративно-шантажное поведение). Они также высоко чувствительны к поддержке со стороны общества в целом, вероятно, обусловленной эмоциональной незрелостью, эгоцентризмом и иждивенческими тенденциями. При этом невротизация и интро-вертированность личности преступников способствуют представлению о возможности улучшить социальные отношения.
Импульсивные (4-я шкала СМИЛ) и интровертированные (0-я шкала
Таблица 1
Значимые различия в представлениях о социальном пространстве у несовершеннолетних правонарушителей и законопослушных подростков
Вопросы (шкала СМИЛ) F-критерий Фишера Р t Р
Подсчитав людей, чье мнение меня интересует, можно сказать, что их: 1) нет; 2) несколько; 3) более 15 человек
3-я шкала (эмоциональная лабильность) 5,41 0,021 -2,76 0,006
За последние четыре месяца возникали ситуации, в которых приходилось: 1) ставить людей «на место», в том числе силой; 2) ссориться, чтобы отстоять свою честь и достоинство; 3) вредить своему здоровью ради развлечения или своих амбиций
3-я шкала (эмоциональная лабильность) 8,75 0,003 -7,92 < ,001
1-я шкала (невротический контроль) 11,22 < ,001
Думаю, что мнение обо мне: 1) совпадает у всех знакомых мне людей; 2) разное, у каждого свое мнение
1-я шкала (невротический контроль) 6,49 0,011 2,06 0,04
Уважение к себе я ощущаю: 1) редко; 2) в обществе
4-я шкала (импульсивность) 6,03 0,015 -7,02 < ,001
0-я шкала (социальная интроверсия) 12,31 < ,001
Справедливое отношение к себе я чувствую: 1) редко; 2) в обществе
0-я шкала (социальная интроверсия) 10,10 0,002 -5,18 < ,001
Поддержку я получаю: 1) редко; 2) в обществе
1-я шкала (невротический контроль) 17,51 < ,001 -4,77 < ,001
3-я шкала (эмоциональная лабильность) 9,68 0,002
Возможность улучшить отношения я ощущаю: 1) редко; 2) в обществе
1-я шкала (невротический контроль) 5,91 0,016 -6,72 < ,001
0-я шкала (социальная интроверсия) 12,87 < ,001
Агрессию к себе я встречаю: 1) редко; 2) в обществе
9-я шкала (оптимистичность) 3,91 0,049 9,89 < ,001
0-я шкала (социальная интроверсия) 4,17 0,042
Возможность реализовать себя я получаю: 1) редко; 2) в обществе
6-я шкала (ригидность) 4,33 0,038 -10,54 < ,001
Мое представление о себе сейчас и в будущем: 1) сильно отличается; 2) полностью совпадает
1-я шкала (невротический контроль) 5,42 0,021 -4,15 < ,001
6-я шкала (ригидность) 9,00 0,003
0-я шкала (социальная интроверсия) 6,50 0,011
В последнее время мнение людей обо мне и мое мнение о себе: 1) совпадают полностью; 2) вообще не совпадают
0-я шкала (социальная интроверсия) 16,44 < ,001 5,22 < ,001
2-я шкала (пессимистичность) 7,99 0,005
СМИЛ) подростки с противоправным поведением высоко чувствительны к уважению собственной личности социальным окружением. Интроверты также пассивно ожидают справедливого отношения со стороны общества, несмотря на то что совершенные ими деяния посягают на общественный порядок. Для них справедливость не абстракция, а понятие, имеющее четко выраженные критерии, которые они интуитивно чувствуют и на основе которых принимают решение о взаимодействии с окружающими.
Агрессию по отношению к себе остро воспринимают как социально интровертированные, так и гипертим-ные правонарушители. При этом законопослушные подростки с аналогичными личностными особенностями редко сталкиваются с агрессией в обществе, в отличие от несовершеннолетних, пребывающих в закрытых учреждениях, где агрессивное поведение по отношению к ним реализуется достаточно часто. На наш взгляд, полярные личностные особенности обусловливают два типа виктимного поведения: пассивный и активный. Интроверты ввиду своей отстраненности и замкнутости выступают в роли «неудачников» - жертв, которых можно вербально и физически атаковать, лица с гипертимной акцентуацией провоцируют агрессию своей неуемной активностью, бесцеремонностью поведения и завышенной самооценкой.
Несовершеннолетние правонарушители, обладающие выраженной ригидностью (6-я шкала СМИЛ), больше, чем законопослушные, озабочены вопросами самореализации в социуме (в условиях закрытого учрежде-
ния они ориентированы на соперничество, стремятся проявить лидерские качества, упорство в отстаивании собственного мнения).
Устойчивые представления о себе (в настоящем и будущем времени) наблюдаются у подростков с противоправным поведением, характеризующихся повышенным невротическим контролем, ригидностью и социальной интроверсией.
Несовершеннолетние правонарушители, отличающиеся пессимистичностью (2-я шкала СМИЛ) и интровер-тированностью (0-я шкала СМИЛ), считают, что мнение людей и их собственное мнение о себе полностью совпадает. Они испытывают трудности в социальном взаимодействии, а также чувство глубокого разочарования от сложившейся ситуации (лишения свободы). При этом интроверты, а также лица с выраженной импульсивностью и ригидностью не проявляют желания изменить мнение о себе у окружающих.
Обобщение результатов эмпирического исследования позволило сделать следующие выводы:
1. Несовершеннолетние правонарушители и подростки с нормативным поведением не отличаются друг от друга по восприятию социального пространства.
2. Отдельные личностные особенности (социальная интровер-сия, импульсивность, ригидность, невротический контроль, эмоциональная лабильность, пессимистичность, гипертимная акцентуация) играют важную (медиаторную) роль в конструировании субъективного образа социальной среды и в искажении представлений о социальном пространстве.
3. Восприятие социального пространства с учетом индивидуально-психологических особенностей личности важно для понимания механизмов криминализации подростков, оно расширяет возможности профилактики преступного поведения, а также психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с целью их успешной ресоци-ализации.
Библиографический список
1. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника: криминолого-пси-хологическое исследование. М. : Норма : Инфра-М, 2010. 368 с.
2. Гончарова М. В. Рецидив корыстных преступлений и его предупреждение : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 457 с.
3. Душкин А. С. Психолого-педагогические основы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та МВД России, 2018. 128 с.
4. Злоказов К. В., Леонов Н. И. Субъективный образ социального пространства: элементы, центр и метрика // Вестник Костромского государственного университета. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 45-50.
5. Злоказов К. В., Каппушев С. С., Иванова А. М. Индивидуальные и социальные факторы мстительного поведения // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 69-76. DOI : 10.33463/20728336.2019.1(46). 069-076.
6. Злоказов К. В. Справедливость и поддержка в социальном пространстве:
эмпирическое исследование // Ана-ньевские чтения - 2019 : Психология обществу, государству, политике : материалы Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22-25 октября 2019 г.). СПБ. : Скифия-Принт, 2019. С. 68-69.
7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 10-18.
8. Иркин Д. Б., Шевеленкова Т. Д. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями // Психология и право. 2011. № 3. С. 55-65.
9. Кузьмин П. В. Корыстная преступность несовершеннолетних и ее предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 224 с.
10. Лифанова М. В. Типология несовершеннолетних преступников // Вестник восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2018. № 1(93). С. 57-65.
11. Миньковский Г. М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии : тез. докл. и сообщ. М., 1971. С. 31-32.
12. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 35-41.
13.Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за 2019 год // Официальный сайт МВД России. URL: https^/мвд. рф/гepoгts/item/18556721 (дата обращения: 19.12.2019).
14. Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе / Л. А. Шайгерова и др. // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 39-49. DOI : 10.33463/20728336.2019.4(49). 039-049
15. Andrews D. A., Bonta J. The psychology of criminal conduct. 4th ed. Matthew Bender & Company, Inc., a member of the Lexis Group. 2006. 584 p.
16. Nadeau, M. M., Rochlen, A. B., Tyminski, R. International Journal of Offender Therapy & Comparative Criminology. Oct. 2019. Vol. 63. Issue 13. Pp. 2338-2355.