Научная статья на тему 'Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о социальном пространстве'

Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о социальном пространстве Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛИЧНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТРОВЕРСИЯ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / РИГИДНОСТЬ / НЕВРОТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ / ПЕССИМИСТИЧНОСТЬ / SOCIAL SPACE / PERSONALITY / JUVENILE OFFENDER / SOCIAL INTROVERSION / IMPULSIVITY / RIGIDITY / NEUROTIC CONTROL / EMOTIONAL LABILITY / PESSIMISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельникова Юлия Юрьевна, Ильянкова Екатерина Ивановна

Влияние социальной среды на формирование личности одна из ключевых проблем психологии, которая открывает возможности для коррекции различных аспектов социализации подростков в сложных условиях современного существования. Однако известно, что понятие «социальная среда» (существующие независимо от человека общественные институты, общественное сознание и социальное окружение) не тождественно понятию «социально-психологическое пространство», включающему в себя субъективные представления и отношение индивида к людям, ситуации и деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование факторов (направленности, особенностей и свойств личности, жизненного опыта), влияющих на субъективное представление о социальном пространстве несовершеннолетних правонарушителей, поскольку этот образ определяет их поведение и взаимоотношения с окружающими. В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о социальном пространстве подростков с учетом их личностных особенностей и нормативности поведения. В исследовании приняли участие две группы респондентов в возрасте 16-17 лет (368 человек): несовершеннолетние правонарушители (n = 113) и подростки с правопослушным поведением (n = 255). Методы исследования: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ, Л. Н. Собчик), а также авторская анкета (К. В. Злоказов), позволяющая изучить специфику восприятия отдельных качеств социального пространства (уважения, поддержки, справедливости, агрессии и возможности самореализации) с учетом самоотношения (представления о себе, самооценки, социального сравнения). В результате исследования установлено, что несовершеннолетние правонарушители и подростки с нормативным поведением не отличаются друг от друга по восприятию социального пространства. Отдельные личностные особенности (социальная интроверсия, импульсивность, ригидность, невротический контроль, эмоциональная лабильность, пессимистичность, гипертимная акцентуация) играют важную роль в конструировании субъективного образа социальной среды и в искажении представлений о социальном пространстве. Восприятие социального пространства с учетом индивидуально-психологических особенностей личности важно для понимания механизмов криминализации подростков, оно расширяет возможности профилактики преступного поведения, а также психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с целью их успешной ресоциализации.The influence of social environment on personality formation is one of the key problems of psychology, since it opens up opportunities for correcting various aspects of adolescents’ socialization in difficult conditions of modern existence. However, it is known that the concept of “social environment “(social institutions that exist independently of a person, social consciousness, and social environment) is not identical with the concept of” socio-psychological space”, which includes the subjective representations and attitudes of an individual to people, situations and activities. In this regard, it is relevant to study the factors (orientation, characteristics and properties of the individual, life experience) that affect the subjective perception of juvenile offenders’ social space, since this image determines their behavior and relationships with others. The article presents the results of an empirical study of ideas about the social space of adolescents, taking into account their personal characteristics and normative behavior. The study involved two groups of respondents aged 16-17 years (368 people): juvenile offenders (n=113) and adolescents with law-abiding behavior (n=255). Research methods: a standardized multi-factor method of personality research (L. N. Sobchik), as well as an author’s questionnaire (K. V. Zlokazov), which allows us to study the specifics of certain qualities of social space perception (respect, support, justice, aggression, and the possibility of self-realization ), taking into account self-attitude (self-image, self-esteem, social comparison). The study found that juvenile offenders and adolescents with normative behavior do not differ from each other in their perception of social space. Individual personality traits (social introversion, impulsivity, rigidity, neurotic control, emotional lability, pessimism, hypertimic accentuation) play an important role in the construction of a subjective image of the social environment and in the distortion of ideas about social space. The perception of social space taking into account individual psychological characteristics of the individual is important for understanding the mechanisms of criminalization of adolescents, expands the possibilities of criminal behavior prevention, as well as psychological correction of juvenile offenders’ personality in order to successfully resocialize them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Стрельникова Юлия Юрьевна, Ильянкова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о социальном пространстве»

УДК 159.922.8

DOI 10.33463/2072-8336.2020.1(50).052-060

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ю. Ю. Стрельникова, Е. И. Ильянкова

Для цитирования

Стрельникова, Ю. Ю. Влияние личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей на представления о социальном пространстве / Ю. Ю. Стрельникова, Е. И. Ильянкова // Прикладная юридическая психология. - 2020. -№ 1(50). - С. 52-60. - DOI : 10.33463/2072-8336.2020.1(50).052-060.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. Влияние социальной среды на формирование личности - одна из ключевых проблем психологии, которая открывает возможности для коррекции различных аспектов социализации подростков в сложных условиях современного существования. Однако известно, что понятие «социальная среда»(существующие независимо от человека общественные институты, общественное сознание и социальное окружение) не тождественно понятию «социально-психологическое пространство», включающему в себя субъективные представления и отношение индивида к людям, ситуации и деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование факторов (направленности, особенностей и свойств личности, жизненного опыта), влияющих на субъ-

© Стрельникова Ю. Ю., Ильянкова Е. И., 2020

ективное представление о социальном пространстве несовершеннолетних правонарушителей, поскольку этот образ определяет их поведение и взаимоотношения с окружающими. В статье представлены результаты эмпирического исследования представлений о социальном пространстве подростков с учетом их личностных особенностей и нормативности поведения. В исследовании приняли участие две группы респондентов в возрасте 16-17 лет (368 человек): несовершеннолетние правонарушители (п = 113) и подростки с правопослушным поведением (п = 255). Методы исследования: стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ, Л. Н. Собчик), а также авторская анкета (К. В. Злоказов), позволяющая изучить специфику восприятия отдельных качеств социального пространства (уважения, поддержки, справедливости,

агрессии и возможности самореализации) с учетом самоотношения (представления о себе, самооценки, социального сравнения). В результате исследования установлено, что несовершеннолетние правонарушители и подростки с нормативным поведением не отличаются друг от друга по восприятию социального пространства. Отдельные личностные особенности (социальная интроверсия, импульсивность, ригидность, невротический контроль, эмоциональная лабильность, пессимистичность, гипертимная акцентуация) играют важную роль в конструировании субъективного образа социальной среды и в искажении представлений о социальном пространстве. Восприятие социального пространства с учетом индивидуально-психологических особенностей личности важно для понимания механизмов криминализации подростков, оно расширяет возможности профилактики преступного поведения, а также психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с целью их успешной ре-социализации.

Ключевые слова: социальное пространство, личность, несовершеннолетний правонарушитель, социальная интроверсия, импульсивность, ригидность, невротический контроль, эмоциональная лабильность, пессимистичность.

Введение. Влияние социальной среды на формирование личности -одна из ключевых проблем психологии, которая открывает возможности для коррекции различных аспектов социализации подростков в сложных условиях современного существования. Однако известно, что понятие «социальная среда» (существующие независимо от человека обществен-

ные институты, общественное сознание и социальное окружение) не тождественно понятию «социально-психологическое пространство», включающему в себя субъективные представления и отношение индивида к людям, ситуации и деятельности. В связи с этим актуальным представляется исследование факторов (направленности, особенностей и свойств личности, жизненного опыта), влияющих на субъективное представление о социальном пространстве несовершеннолетних правонарушителей, поскольку этот образ определяет их поведение и взаимоотношения с окружающими.

Согласно статистическим данным преступность несовершеннолетних составляет 4,3 % от общего количества преступлений. По итогам 2019 года из 37 953 преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних, 70 % составляют кражи. Из них 24,7 % совершены повторно, а 11,6 % отягощены состоянием алкогольного опьянения. Наибольший рост преступности наблюдается в республиках Тыва (9,1 %), Карелия (7,2 %) и в Свердловской области (6,9 %), где общая доля преступлений с участием несовершеннолетних выше среднестатистического показателя по стране [13].

Теоретические позиции исследования. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрей-ченко (2012) под социально-психологическим пространством понимают частный случай психологического, который существует в виде субъективного образа социального мира, обладающего элементами (люди, группы, материальные и нематериальные объекты) и «координатными осями» (представление о положении элементов в психологическом пространстве) [7]. Образ социального пространства

формируется под влиянием особенностей и свойств личности, установок, жизненного опыта, когнитивных способностей и т. д. [4]. Целостность психологического пространства является показателем психического здоровья и благополучия личности [8].

Психологическим пространством С. К. Нартова-Бочавер (2002) называет комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки). Он также указывает, что вмешательство в психологическое пространство ребенка со стороны взрослых может находиться в основе их противоправного поведения [12].

Ю. М. Антонян, В. Е. Эминов (2010) характеризуют личность преступника как личность человека, совершившего преступление вследствие совокупности психологических особенностей, асоциальных взглядов, отрицания нравственных норм и ценностей и выбора общественно опасного пути для удовлетворения необходимой активности в предотвращении отрицательного результата [1]. По мнению Г. М. Минь-ковского (1975), механизм формирования преступного поведения несовершеннолетних заключается в сложном взаимодействии трех групп факторов: внутренних (направленность, установки, ценности и др.), внешних (особенности воспитания и социальной среды) и ситуационных (обстоятельства правонарушения). При этом возможно сочетание указанных факторов в виде четырех вариантов противоправного поведения: 1) совершение преступления в результате стечения обстоятельств (при общей позитивной направленности личности); 2) в результате взаи-

модействия внешних и ситуационных факторов (при неустойчивой направленности личности); 3) на фоне асоциальной направленности личности; 4) в результате активной деятельности, направленной на организацию преступления (при наличии преступной установки, криминальной идентичности личности) [11].

М. В. Лифанова (2018) предлагает классифицировать несовершеннолетних преступников по критерию «степень общественной опасности личности» и выделяет следующие типы: 1) неустойчивый тип, формирующийся под влиянием образа жизни (безнадзорности, проблем в семье, неорганизованности учебы и досуга); 2) ситуативный тип, совершающий преступления под воздействием неблагоприятной социальной среды и криминогенной ситуации; 3) опасный тип, характеризующийся самоуверенностью, конфликтностью, жестокостью, агрессивностью и озлобленностью, а также криминогенной активностью и склонностью к противоправному поведению как способу решения любой жизненной ситуации [10]. M. M. Nadeau, A. B. Rochlen, R. Tyminski (2019), изучив мотивы совершения магазинных краж, выделили шесть типов личности вора: травматически-реактивный (28 % выборки), импульсивный (20 %), депрессивный (18 %), любительский (18 %), аддик-тивно-компульсивный (9 %) и экономически неблагополучный (7 %) [16]. Подобные результаты получены М. В. Гончаровой (2019), выделившей устойчивый, неустойчивый, привычный, дезадаптированный, зависимый типы [2].

D. Andrews, J. Bonta (1990) к факторам риска преступного поведения относят онтогенетически динамичные

криминогенные и некриминогенные потребности, которые определяются социальным пространством и отражают ценностные предпочтения личности. Преобладание криминогенных потребностей обусловливает увеличение вероятности совершения преступления [15].

По мнению П. В. Кузьмина (2006), А. С. Душкина (2018), преобладающим видом корыстной мотивации является самоутверждение в социальном окружении [3, 9]. К. В. Зло-казов с соавторами (2019) отмечает, что чувствительность подростков и молодежи к социальному статусу и представлениям о себе, сопровождаемая отсутствием поддержки со стороны социального пространства, часто ложится в основу мести, выступающей в качестве инструмента справедливости и мотива совершения преступлений [5]. Исследованиями Л. А. Шайгеровой, А. Г. Долгих, Ф. И. Ушкова, О. В. Алмазовой (2019) установлено, что психологическое благополучие несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе, определяется ощущением поддержки со стороны социального пространства, исключающего родственные связи [14].

Таким образом, субъективное восприятие социального пространства как угрожающего или игнорирующего качественно изменяет самоотношение несовершеннолетних, побуждая их присоединяться к тем социальным группам, в которых они смогут компенсировать безразличное или пренебрежительное отношение к себе, «ощутить поддержку». Чаще всего такими группами становятся асоциальные.

Цель исследования: выявить влияние личностных особенностей не-

совершеннолетних правонарушителей и подростков с нормативным поведением на представления о социальном пространстве.

Характеристика выборки. С мая по сентябрь 2019 года в исследовании приняли участие 368 респондентов мужского пола в возрасте от 16 до 17 лет (Ме = 16,2; SD = 0,7). В экспериментальную группу вошли 113 несовершеннолетних правонарушителей, обследованных на базе специализированных учебно-воспитательных учреждений, центров социальной адаптации и подразделений по делам несовершеннолетних г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Контрольную группу составили 255 подростков с нормативным поведением, обучающихся в общеобразовательных школах г. Санкт-Петербурга.

Методы исследования. Диагностика личностных особенностей несовершеннолетних проводилась при помощи стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ, Л. Н. Собчик). Представления о социальном пространстве изучались с использованием авторской анкеты (К. В. Злоказов), состоящей из 25 вопросов по исследованию количества субъектов взаимодействия, интенсивности общения с ними, а также восприятия отдельных качеств социального пространства (уважения, поддержки, справедливости, агрессии и возможности самореализации) на разных дистанциях (интимная, межличностная, групповая, общественная) с учетом самоотношения - представления о себе (до преступления, сейчас и в будущем), самооценки (до преступления и в настоящее время), социального сравнения (совпадение мнений

о себе с мнением других людей и желание изменить это мнение) [6].

Математический анализ проводился с помощью статистического пакета «SPSS Statistics 19.0». Для оценки достоверности различий экспериментальной и контрольной групп применялся t-критерий Стьюдента (для независимых выборок), х 2-критерий Пирсона (для сравнения двух независимых эмпирических распределений). Выбор критерия определялся типом измерительных шкал, нормальностью распределения (критерий Колмогорова-Смирнова) и гомогенностью дисперсий признаков (критерий Ливеня). Проведенный анализ не показал различий в контрольной и экспериментальной группах, поэтому в качестве итогового метода математико-стати-стической обработки данных был выбран конкордантный дисперсионный анализ (ANCOVA), F-критерий Фишера. Учитывались статистически значимые различия с уровнем не ниже 95 % (р < 0,05).

Результаты исследования. Статистический сравнительный анализ при помощи t-критерия Стьюдента выявил, что несовершеннолетние правонарушители и подростки с нормативным поведением не отличаются друг от друга по восприятию социального пространства. Вследствие этого была выдвинута гипотеза о том, что различия в построении образа социального пространства определяются рядом индивидуально-психологических особенностей, которые усредняются при традиционной математической обработке большой выборки испытуемых. Дальнейший конкордантный дисперсионный анализ позволил установить некоторые личностные характеристики

несовершеннолетних правонарушителей, играющие важную роль в искажении представлений о социальном пространстве (табл. 1).

Несовершеннолетние правонарушители с демонстративными чертами личности (3-я шкала СМИЛ) более чувствительны к атрибуции референции, их интересует мнение большого количества людей (15 человек и более). В межличностном общении они стремятся эффектно привлечь внимание или перевоплотиться, «подстроиться» под окружение, полагая, что данная стратегия обеспечит им более высокий социально-криминальный статус.

Подростки с ипохондрическими чертами личности (1-я шкала СМИЛ) отличаются субъективным представлением о взглядах социального окружения: законопослушные считают, что у «всех знакомых мне людей разное мнение обо мне», а правонарушители думают, что у окружающих мнение о них совпадает. В стенах закрытых учреждений несовершеннолетние с выраженным невротическим контролем (1-я шкала СМИЛ) и эмоциональной лабильностью (3-я шкала СМИЛ) могут быть склонны к аутоагрессии в качестве развлечения или удовлетворения своих амбиций (демонстративно-шантажное поведение). Они также высоко чувствительны к поддержке со стороны общества в целом, вероятно, обусловленной эмоциональной незрелостью, эгоцентризмом и иждивенческими тенденциями. При этом невротизация и интро-вертированность личности преступников способствуют представлению о возможности улучшить социальные отношения.

Импульсивные (4-я шкала СМИЛ) и интровертированные (0-я шкала

Таблица 1

Значимые различия в представлениях о социальном пространстве у несовершеннолетних правонарушителей и законопослушных подростков

Вопросы (шкала СМИЛ) F-критерий Фишера Р t Р

Подсчитав людей, чье мнение меня интересует, можно сказать, что их: 1) нет; 2) несколько; 3) более 15 человек

3-я шкала (эмоциональная лабильность) 5,41 0,021 -2,76 0,006

За последние четыре месяца возникали ситуации, в которых приходилось: 1) ставить людей «на место», в том числе силой; 2) ссориться, чтобы отстоять свою честь и достоинство; 3) вредить своему здоровью ради развлечения или своих амбиций

3-я шкала (эмоциональная лабильность) 8,75 0,003 -7,92 < ,001

1-я шкала (невротический контроль) 11,22 < ,001

Думаю, что мнение обо мне: 1) совпадает у всех знакомых мне людей; 2) разное, у каждого свое мнение

1-я шкала (невротический контроль) 6,49 0,011 2,06 0,04

Уважение к себе я ощущаю: 1) редко; 2) в обществе

4-я шкала (импульсивность) 6,03 0,015 -7,02 < ,001

0-я шкала (социальная интроверсия) 12,31 < ,001

Справедливое отношение к себе я чувствую: 1) редко; 2) в обществе

0-я шкала (социальная интроверсия) 10,10 0,002 -5,18 < ,001

Поддержку я получаю: 1) редко; 2) в обществе

1-я шкала (невротический контроль) 17,51 < ,001 -4,77 < ,001

3-я шкала (эмоциональная лабильность) 9,68 0,002

Возможность улучшить отношения я ощущаю: 1) редко; 2) в обществе

1-я шкала (невротический контроль) 5,91 0,016 -6,72 < ,001

0-я шкала (социальная интроверсия) 12,87 < ,001

Агрессию к себе я встречаю: 1) редко; 2) в обществе

9-я шкала (оптимистичность) 3,91 0,049 9,89 < ,001

0-я шкала (социальная интроверсия) 4,17 0,042

Возможность реализовать себя я получаю: 1) редко; 2) в обществе

6-я шкала (ригидность) 4,33 0,038 -10,54 < ,001

Мое представление о себе сейчас и в будущем: 1) сильно отличается; 2) полностью совпадает

1-я шкала (невротический контроль) 5,42 0,021 -4,15 < ,001

6-я шкала (ригидность) 9,00 0,003

0-я шкала (социальная интроверсия) 6,50 0,011

В последнее время мнение людей обо мне и мое мнение о себе: 1) совпадают полностью; 2) вообще не совпадают

0-я шкала (социальная интроверсия) 16,44 < ,001 5,22 < ,001

2-я шкала (пессимистичность) 7,99 0,005

СМИЛ) подростки с противоправным поведением высоко чувствительны к уважению собственной личности социальным окружением. Интроверты также пассивно ожидают справедливого отношения со стороны общества, несмотря на то что совершенные ими деяния посягают на общественный порядок. Для них справедливость не абстракция, а понятие, имеющее четко выраженные критерии, которые они интуитивно чувствуют и на основе которых принимают решение о взаимодействии с окружающими.

Агрессию по отношению к себе остро воспринимают как социально интровертированные, так и гипертим-ные правонарушители. При этом законопослушные подростки с аналогичными личностными особенностями редко сталкиваются с агрессией в обществе, в отличие от несовершеннолетних, пребывающих в закрытых учреждениях, где агрессивное поведение по отношению к ним реализуется достаточно часто. На наш взгляд, полярные личностные особенности обусловливают два типа виктимного поведения: пассивный и активный. Интроверты ввиду своей отстраненности и замкнутости выступают в роли «неудачников» - жертв, которых можно вербально и физически атаковать, лица с гипертимной акцентуацией провоцируют агрессию своей неуемной активностью, бесцеремонностью поведения и завышенной самооценкой.

Несовершеннолетние правонарушители, обладающие выраженной ригидностью (6-я шкала СМИЛ), больше, чем законопослушные, озабочены вопросами самореализации в социуме (в условиях закрытого учрежде-

ния они ориентированы на соперничество, стремятся проявить лидерские качества, упорство в отстаивании собственного мнения).

Устойчивые представления о себе (в настоящем и будущем времени) наблюдаются у подростков с противоправным поведением, характеризующихся повышенным невротическим контролем, ригидностью и социальной интроверсией.

Несовершеннолетние правонарушители, отличающиеся пессимистичностью (2-я шкала СМИЛ) и интровер-тированностью (0-я шкала СМИЛ), считают, что мнение людей и их собственное мнение о себе полностью совпадает. Они испытывают трудности в социальном взаимодействии, а также чувство глубокого разочарования от сложившейся ситуации (лишения свободы). При этом интроверты, а также лица с выраженной импульсивностью и ригидностью не проявляют желания изменить мнение о себе у окружающих.

Обобщение результатов эмпирического исследования позволило сделать следующие выводы:

1. Несовершеннолетние правонарушители и подростки с нормативным поведением не отличаются друг от друга по восприятию социального пространства.

2. Отдельные личностные особенности (социальная интровер-сия, импульсивность, ригидность, невротический контроль, эмоциональная лабильность, пессимистичность, гипертимная акцентуация) играют важную (медиаторную) роль в конструировании субъективного образа социальной среды и в искажении представлений о социальном пространстве.

3. Восприятие социального пространства с учетом индивидуально-психологических особенностей личности важно для понимания механизмов криминализации подростков, оно расширяет возможности профилактики преступного поведения, а также психологической коррекции личности несовершеннолетних правонарушителей с целью их успешной ресоци-ализации.

Библиографический список

1. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника: криминолого-пси-хологическое исследование. М. : Норма : Инфра-М, 2010. 368 с.

2. Гончарова М. В. Рецидив корыстных преступлений и его предупреждение : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. 457 с.

3. Душкин А. С. Психолого-педагогические основы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та МВД России, 2018. 128 с.

4. Злоказов К. В., Леонов Н. И. Субъективный образ социального пространства: элементы, центр и метрика // Вестник Костромского государственного университета. Сер. : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 45-50.

5. Злоказов К. В., Каппушев С. С., Иванова А. М. Индивидуальные и социальные факторы мстительного поведения // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1(46). С. 69-76. DOI : 10.33463/20728336.2019.1(46). 069-076.

6. Злоказов К. В. Справедливость и поддержка в социальном пространстве:

эмпирическое исследование // Ана-ньевские чтения - 2019 : Психология обществу, государству, политике : материалы Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 22-25 октября 2019 г.). СПБ. : Скифия-Принт, 2019. С. 68-69.

7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 10-18.

8. Иркин Д. Б., Шевеленкова Т. Д. Суверенность психологического пространства личности подростков и ее взаимосвязь с уровнем невротизации и представлениями подростков об их воспитании родителями // Психология и право. 2011. № 3. С. 55-65.

9. Кузьмин П. В. Корыстная преступность несовершеннолетних и ее предупреждение : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 224 с.

10. Лифанова М. В. Типология несовершеннолетних преступников // Вестник восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2018. № 1(93). С. 57-65.

11. Миньковский Г. М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии : тез. докл. и сообщ. М., 1971. С. 31-32.

12. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 35-41.

13.Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за 2019 год // Официальный сайт МВД России. URL: https^/мвд. рф/гepoгts/item/18556721 (дата обращения: 19.12.2019).

14. Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе / Л. А. Шайгерова и др. // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4(49). С. 39-49. DOI : 10.33463/20728336.2019.4(49). 039-049

15. Andrews D. A., Bonta J. The psychology of criminal conduct. 4th ed. Matthew Bender & Company, Inc., a member of the Lexis Group. 2006. 584 p.

16. Nadeau, M. M., Rochlen, A. B., Tyminski, R. International Journal of Offender Therapy & Comparative Criminology. Oct. 2019. Vol. 63. Issue 13. Pp. 2338-2355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.