Научная статья на тему 'Подростковые девиации как замещающий вид поведения'

Подростковые девиации как замещающий вид поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
796
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ADOLESCENCE / ДЕВИАНТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / DEVIATION OF BEHAVIOR / ПОТРЕБНОСТИ / NEEDS / ДЕПРИВАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / DEPRIVATION OF NEEDS / НЕВРОТИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗ Я / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / PERSON'S PSYCHOLOGICAL SPACE / PERSON'S NEUROTIZATION / IMAGE OF SELF

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева Полина Степановна, Прокопьева Наталья Юрьевна

В статье анализируются причины подростковых девиаций. Подростковый возраст рассматривается всегда как период особой физиологической и социальной уязвимости, уникальной восприимчивости к влиянию среды, которое может быть как позитивным, так и деструктивным. Под влиянием среды и окружения закладывается жизненная ориентация и направленность поведения. В этот период формируется образ собственного Я и отношение к нему. На этот период приходится и наибольшее количество девиантных форм поведения. Причинами девиантного поведения подростков могут выступать биологические, психические и социальные факторы. Подростковые девиации иногда обусловлены депривированностью потребностей как источника активности человека. Актуальная потребность в подростковом возрасте потребность в принадлежности и безопасности. Блокирование данных потребностей приводит к их замещению и невротизации личности, враждебности и агрессивности, то есть к стремлению удовлетворить их любым способом, что является причиной, на наш взгляд, многих девиантных форм поведения подростков. В исследовании приняли участие три группы подростков: подростки, занимающиеся граффити, подростки с нормотипическим (законопослушным) поведением и несовершеннолетние правонарушители. Проведенное исследование показало, что депривированность личного пространства, таких его характеристик, как личная территория, невозможность выбора друзей, иметь собственные интересы и ценности, обусловливают девиантность поведения в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Causes of adolescent's deviations are analyzed in the article. Adolescence is always regarded as the period of special physiological and social vulnerability with unique susceptibility to the influence of environment which can be positive and destructive as well. Life orientation and directedness of behavior are formed under the influence of environment and surroundings. The image of Self and attitude to it are formed at this period. The majority of deviant forms of behavior take place at this period. Biological, mental and social factors can be the causes for adolescents' deviant behavior. Adolescent's behavior can be caused by deprivation of needs. Safety and belongingness needs are topical actualized needs in adolescence. Blocking of these needs result in their substitution and person's neurotization, to hostility and aggressiveness that is tendency to satisfy them by any means, this, in our opinion, being the cause for many deviant forms of adolescents' behavior. Three groups of adolescents participated in the research: adolescents who are engaged in graffiti, adolescents with normative (law-abiding) behavior and juvenile law-breakers. The results of the study showed that deviation of adolescence's behavior is caused by deprivation of personal space, that is characterized by such characteristics of personal territory as impossibility to choose friends, have own interests and values.

Текст научной работы на тему «Подростковые девиации как замещающий вид поведения»

УДК 159.923

ПОДРОСТКОВЫЕ ДЕВИАЦИИ КАК ЗАМЕЩАЮЩИЙ ВИД ПОВЕДЕНИЯ

Реферат: в статье анализируются причины подростковых девиаций. Подростковый возраст рассматривается всегда как период особой физиологической и социальной уязвимости, уникальной восприимчивости к влиянию среды, которое может быть как позитивным, так и деструктивным. Под влиянием среды и окружения закладывается жизненная ориентация и направленность поведения. В этот период формируется образ собственного Я и отношение к нему. На этот период приходится и наибольшее количество девиантных форм поведения. Причинами девиантного поведения подростков могут выступать биологические, психические и социальные факторы. Подростковые девиации иногда обусловлены депривированностью потребностей как источника активности человека. Актуальная потребность в подростковом возрасте - потребность в принадлежности и безопасности. Блокирование данных потребностей приводит к их замещению и невротизации личности, враждебности и агрессивности, то есть к стремлению удовлетворить их любым способом, что является причиной, на наш взгляд, многих девиант-ных форм поведения подростков. В исследовании приняли участие три группы подростков: подростки, занимающиеся граффити, подростки с нормотипиче-ским (законопослушным) поведением и несовершеннолетние правонаруши-

© Алексеева П. С., Прокопьева Н. Ю., 2016

П. С. Алексеева, Н. Ю. Прокопьева

тели. Проведенное исследование показало, что депривированность личного пространства, таких его характеристик, как личная территория, невозможность выбора друзей, иметь собственные интересы и ценности, обусловливают де-виантность поведения в подростковом возрасте.

Ключевые слова: подростковый возраст, девиантность поведения подростков, потребности, депривация потребностей, невротизация личности, образ Я, психологическое пространство личности.

Интенсивные социальные трансформации в нашей стране повлекли за собой изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Такие преобразования коснулись не только политико-экономической жизни, но произошли и психологические сдвиги в сознании человека. С одной стороны, мы стали более прагматичными, нацеленными на результат, технологически продвинутыми, а с другой - все увеличивающееся разнообразие девиантных форм поведения среди молодежи и взрослых. Девиантность (от лат. deviatio - отклонение) как одна из форм поведения личности формируется и реализуется в обществе, сопряжена с понятием «норма поведения». Девиантное поведение, с одной стороны, можно рассматривать с точки зрения норм психического здоровья, тогда подразумевается наличие явной или скрытой психопатологии. С другой стороны, девиантное поведе-

ние связано с социально-психологическим статусом личности в процессе адаптационного взаимодействия со средой [1].

В рамках данной работы, направленной на психологический анализ причин подростковых девиаций, мы будем рассматривать девиации как социальную дезадаптацию, как нарушение принятых нравственно-правовых, социальных норм, влекущих за собой разнообразие девиантных форм (употребление алкоголя, наркотиков, игровые зависимости, граффити, бродяжничество, вандализм и др.) [2].

Подростковый возраст рассматривается всегда как период особой физиологической и социальной уязвимости, уникальной восприимчивости к влиянию среды, которое может быть, как позитивным, так и деструктивным. Под влиянием среды и окружения закладывается жизненная ориентация и направленность поведения.

Человек, находящийся в подростковом возрасте, удивительно амбивалентен, это уже не ребенок, но еще и не взрослый, к которому он стремится, поэтому считается, что основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости.

Э. Эриксон (1996) писал, что задача, с которой встречается подросток, состоит в том, чтобы собрать воедино все сведения о себе (какой я сын, дочь, брат, сестра, ученик, спортсмен, покупатель и т. п.) и сформировать интегральный образ самого себя [10]. Формирующийся образ Я ищет подтверждение своей идентичности в социальном мире. Если социальное окружение принимает, поддерживает, оценивает, указывает и т. п., то есть принимает активное участие во всех метаниях и поисках собственного Я, то происходит формирование адек-

ватного самоощущения, нацеленного на будущее (через тернии к звездам), развивает в ребенке чувство принадлежности к здоровому и безопасному окружению. Отсутствие внимания, поддержки, заботы, заинтересованности со стороны окружающих рождает в ребенке страх, тревогу, беспокойство. В такой ситуации, как считает К. Хорни (2013), появляется невротическая личность, которая действует под влиянием своих невротических потребностей, лежащих в основе формирования замещающего (девиантного) поведения [9].

А. Н. Леонтьев считал, что первоначально активность человека проявляется в удовлетворении своих жизненно важных потребностей, а затем -в действии. Для того чтобы потребность была удовлетворена, нужно найти предмет, способный это сделать, предмет конкретно не записан и не указан. До своего удовлетворения потребность не знает своего предмета, он должен быть обнаружен. Только после обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет становится мотивом [4]. Если потребность не находит предмета, то она будет искать замещающий предмет. Если потребность долго не удовлетворяется, то возникает внутренне напряжение. Это напряжение приводит к поиску новых способов удовлетворения потребностей.

В обществе, где происходят радикальные изменения, возникает ситуация конфликта между содержанием самой потребности и способом ее удовлетворения, что порождает замещающее поведение - так считали К. Левин (2000), Р. Фрейджер, Дж. Фэйдимен (2004), Х. Хекхаузен (2001). Как отмечают исследователи, в основе замещающего поведения лежат действия с замещенным предметом, которые

позволяют выплеснуть накопившуюся энергию, тем самым погасить ощущение внутренней нехватки чего-то, но такие действия не позволяют удовлетворить потребность до конца. Возникает депривация потребности, если потребность не находит своего предмета, она будет искать другой предмет, некий заменитель, суррогат, происходит формирование замещающих форм поведения, что в конечном счете приводит к невротизации личности.

Актуальная потребность в подростковом возрасте - потребность в принадлежности и безопасности. Блокирование данных потребностей приводит к стремлению удовлетворить их любым способом, что является причиной, на наш взгляд, многих девиантных форм поведения подростков.

В исследовании приняли участие три группы подростков в возрасте от 13 до 17 лет, общее количество составило 120 человек. Нами было выделено две крайние группы, различающиеся по отношению к праву: законопослушные и правонарушители (либо состоящие на учете в полиции, либо отбывающие срок наказания). Третью группу составили подростки, которые систематически занимаются граффити и являются активными сторонниками данной молодежной субкультуры.

Для решения поставленных задач была использована методика изучения психологического пространства [6]. Для построения идентификационной матрицы использовалась методика «Кто Я?» как нестандартизированное описание себя в произвольной фор-ме[7]. Статистическая обработка и оценка достоверности результатов проводились с использованием программы SPSS 17.0 для персональных компьютеров и пакета прикладных программ Microsoft Office. Выявление раз-

личий между репрезентативными выборками проводилось по U-критерию Манна - Уитни.

Одним из явлений современности, приобретших массовый характер в молодежной среде, стало разрисовывание городского ландшафта - так называемое граффити (от итал. graffito - нацарапанный), неинституциональные надписи и рисунки, созданные от руки и носящие анонимный характер. К нему обычно относят практически каждый тип уличного раскрашивания стен, на которых обнаруживается разное: от обычных примитивных слов до необычных картин, поражающих своей красотой [8].

Согласно исследованиям А. С. Ско-роходова (1998) основным мотивом подростков, занимающихся граффити, является стремление, жажда, рассказать всем о своем существовании и таким образом, добиться признания, узнавания, уважения. Кроме того, здесь можно наблюдать и протестное поведение против существующих культурных норм и правил, а также развлекательный мотив «мне нравится рисовать, а где неважно» [8].

Нами было сформулировано предположение о том, что депривация потребности в принадлежности будет компенсироваться громкими заявлениями о себе во внешнем мире. Подростки, занимающиеся граффити, таким образом реализуют себя, и в структуре их личности будет преобладать рефлексивное Я как отражение своей уникальной идентичности, как стремление поведать миру о себе и своих переживаниях.

В исследовании приняли участие две группы подростков. В первую группу вошли подростки, которые систематически занимаются граффити, вторую группу составили люди, которые никогда не занимались граффити (или только один раз, чтобы попробовать).

Рис. 1. Идентификационная матрица двух групп

Если в первой группе рефлексивное Я является доминирующим (рис. 1), то есть подросток реализует себя через рисование, то во второй группе начинает играть заметную роль социальное Я (учебно-профессиональная, этническая, религиозная, половая идентичность). Если сравнить матрицу идентичностей подростков, то можно отметить, что у подростков, не занимающихся граффити, присутствует перспективное Я, то есть намерения, желания, мечты, связанные со своим будущим, в то время как в другой группе присутствует физическое Я, у них же реализация идет через свою внешнюю привлекательность.

Сравнение двух групп по и-критерию Манна - Уитни показало, что существуют различия между группами (0,011, р « 0,05) по шкале «рефлексивное Я». Подростки, занимающиеся граффити, демонстрируют большую уверенность в неповторимости самих себя, своей исключительности, стремлении выделиться среди остальных сверстников,

доказывая всем, что они отличаются и имеют свою неповторимую личность.

По шкале «социальное Я», по и-критерию Манна - Уитни, было обнаружено значимое различие (0,002, р « 0,01) между двумя группами. У подростков, не занимающихся граффити, Я-социальное выражено очень выпукло, это свидетельствует о том, что они свою идентичность выстраивают через социальное взаимодействие, через принадлежность к различным социальным группам, в то время как в первой группе идет утверждение персональной идентичности (Я - клевый, Я - супер). Кроме того, хочется отметить, что в идентификационной матрице подростков, не занимающихся граффити, имеет место перспективное Я как нацеленность в будущее, как возможность реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности (семья, профессия, хобби, спорт и т. п.). Одновременно в матрице подростков, занимающихся граффити, выделяется физическое Я

как заявление о себе (красивый, умный, с параметрами 90 - 60 - 90, люблю быструю езду и т. п.), утверждение Я через личностную неповторимость.

Таким образом, можно утверждать, что блокирование потребности в принадлежности (ближайшее окружение не проявляет внимания, заботы, интереса) в подростковом возрасте создает невротическое стремление громко заявить о себе, напомнить о себе и своей исключительности.

Недавно проведенный нами опрос молодых людей в возрасте от 13 до 17 лет показал, что наиболее деприви-рованной потребностью является потребность в безопасности в отличие от взрослых людей, у которых чаще всего неудовлетворенной остается потребность в самореализации, саморазвитии. Как говорят подростки, «мой дом -это мой тыл, это моя опора, куда я могу вернуться в любом состоянии и любом виде». В удовлетворении данной потребности ведущую роль играют родители и семейное окружение.

Как уже неоднократно отмечалось, формирование и развитие личности происходит в результате непрерывного взаимодействия с окружающим миром. В результате такого взаимодействия формируется не только образ собственного Я, но и отношение к нему и миру. Как считает А. Либин (2004), характер взаимодействия с миром можно описать через такие характеристики, как интенсивность взаимодействия (активность личности), устойчивость - изменчивость (богатство репертуара поведенческих стратегий личности), широта - узость диапазона взаимодействия, (степень артикулированности, выпуклости поведения), включенность - дис-тантность (как мера автономности функционирования субъекта) [3]. Для подросткового и юношеского возраста

автономность существования является ведущей характеристикой взаимодействия с миром. Для человека в любом возрасте большое значение имеет его личное пространство. Не случайно и дома и на работе мы стремимся создать свой уголок, свое место, где находились бы наши вещи как отражение нас самих, наших привычек, привязанностей.

С. К. Нартова-Бочавер (2005) считает, что у каждого человека формируется свое психологическое пространство. Свое физическое пространство, или личная территория, определяется с того момента, когда человек может перемещаться из одной комнаты в другую, устанавливая, таким образом, границы между личной и неличной территорией. Каждый человек стремится к личной автономии, но не все ее достигают.

Современные социально-исторические процессы обостряют и предъявляют особыетребования кличной автономии, наличию своего психологического пространства, свободе и ответственности каждого человека. Проблема нарушения психологического пространства, является наиболее актуальной, так как она в широком смысле слова затрагивает все сферы жизни человека.

Анализируя подростковые девиации, мы предположили, что будут наблюдаться различия в уровне и структуре суверенности (автономности) психологического пространства у трех групп респондентов: подростки с нормотипи-ческим поведением, подростки, занимающиеся граффити, и несовершеннолетние правонарушители.

В целом можно констатировать, что по всей выборке и в группе несовершеннолетних правонарушителей, и в группе подростков, занимающихся граффити, и в группе подростков с нормотипическим (законопослушным)

Рис. 2. Распределение уровня суверенности по группам

поведением преобладает адаптирован-ность к среде, сформирована идентичность, они способны решать задачи своего возраста. Однако есть и существенные различия, говорящие о специфике групп.

Так, несовершеннолетние правонарушители демонстрируют более низкие показатели суверенности и реже попадают в область сверхсуверенности (рис. 2). Депривированная суверенность более чем у половины принявших участие в исследовании подростков-правонарушителей (57 %) говорит о сложности в реализации потребности в автономии. Такие подростки легко поддаются чужому влиянию, они не всегда верно выбирают психологическую дистанцию по отношению к другим людям, не всегда верно оценивают опасность ситуации, часто испытывают собственное бессилие в попытке контролировать все, что происходит в их жизни. В группе подростков с нормо-типическим поведением преобладает

адекватность суверенности психологического пространства (72 %) - свидетельство того, что они способны контролировать все, что происходит внутри личностного пространства, умеют его защищать, умеют устанавливать верную психологическую дистанцию по отношению к окружающим, могут противостоять разрушающим влияниям извне или избегать их. Для внутреннего психологического комфорта очень важно иметь хотя бы «кусочек» своего личного пространства, свою территорию, где можно переживать, отдыхать, прятаться и т. п.

По и-критерию Манна - Уитни наблюдаются значимые различия по показателю суверенности территории у несовершеннолетних правонарушителей и подростков с нормотипическим поведением (0,04, р « 0,05). Суверенность территории у нормотипических подростков более депривирована, чем у несовершеннолетних правонарушителей, на наш взгляд, это связано с тем,

Рис. 3. Показатели психологического пространства подростков, занимающихся граффити

что подростки с нормотипическим поведением наиболее остро ощущают отсутствие территориальных границ,вмешательство других в личную территорию, более чувствительны к критериям социального контроля и для их поведения характерна стратегия подчинения. Однако подчинение представляет собой некий способ проявления принятия ценностей, традиций, проявление уважения, почитания старших и т. д.

В группе подростков, занимающихся граффити, депривированной оказалась возможность выбора своего окружения, друзей, жесткий контроль в выборе социальных связей со стороны близкого окружения (рис. 3). Само занятие граффити подростком в таком аспекте можно рассматривать как протест, стремление самим выбирать себе друзей и занятия. Деприви-рованным оказалось и желание иметь свою частную собственность, свои индивидуальные вещи. Указанная нереа-лизованность компенсироваласьу под-

ростков, занимающихся граффити, в свободе выражения чувств, эмоций и ценностей.

Анализ специфики отклоняющегося поведения в подростковом возрасте показывает их групповую направленность, повышенную агрессивность и жестокость, стремление подражать, смутное осознание последствий своих действий, импульсивный характер действий, отрицание собственной вины, что во многом обусловлено подростковыми и юношескими метаниями в поисках себя и своего места в жизни. Подростковые девиации нередко обусловлены депривированностью таких потребностей, как привязанность и безопасность, - главным в этом возрасте. Невозможность их реализовать приводит к враждебности и агрессивности, что мы видим при анализе подростковых нарушений. Происходит невротиза-ция личности, стремление к удовлетворению потребностей любыми способами и средствами.

Изучение механизма формирования отклоняющегося поведения у подростков имеет не только научный интерес, но и практическое значение в плане профилактики детских и подростковых правонарушений.

Список литературы

1. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы. СПб., 2012. 352 с.

2. Горьковая И. А., Павленко А. И. Распространенность криминальной субкультуры в молодежной среде // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 22-27.

3. Либин А. В. Дифференциальная психология. М., 2004. 527 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

5. Мингазова Д. В. Деструктивное общение подростков: особенности и возможности // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 85-93.

6. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: опыт психологического исследования субъекта в его бытие. СПб., 2008. 400 с.

7. Румянцева Т. В. Иванова Н. Л. Социальная идентичность: теория и практика. М., 2009. 456 с.

8. Скороходова А. С. Граффити: значение, мотивы, восприятие // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 1. С. 144-154.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Новые пути в психоанализе. СПб., 2013. 304 с.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 344 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.