УДК 159.9:343.8
DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).060-067
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ
О. Б. Шредер
Для цитирования
Шредер, О. Б. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказания за преступления против половой свободы и неприкосновенности / О. Б. Шредер // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 3(48). - С. 60-67. - DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).060-067.
г Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative
А^Ж A Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. В статье рассматривается проблема роста числа преступлений на сексуальной почве, совершаемых подростками женского пола против сверстников. Приводятся данные эмпирического исследования патохарак-терологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в сравнении с патохарактерологическими особенностями личности осужденных, совершивших преступления против жизни и здоровья. Описываются выявленные акцентуации личности, анализируются различия в личностных особенностях осужденных, дается характеристика поведенческих и мотивационных особенностей сравни-
© Шредер О. Б., 2019
ваемых групп респондентов. На основе полученных данных приводится обобщенная психологическая характеристика осужденных обеих групп. В результате проведенного анализа формулируется вывод о возможных направлениях пси-хокоррекционного воздействия для осужденных каждой из групп, указывается, на формирование каких качеств и способностей осужденных должны быть направлены усилия психологов.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные женского пола, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, патохарактерологические особенности личности.
В настоящее время раннее начало половой жизни и агрессия отчетливо наблюдаются в подростковой среде. Это выражается в увеличении общего ко-
личества преступлений [4, с. 50], в том числе в увеличении числа преступлений сексуального характера, посягающих на половую свободу и неприкосновенность, совершаемых самими подростками в отношении своих сверстников. Такие преступления относятся уголовным законодательством к одним из самых тяжких и опасных деяний против личности.
Известно, что пережитое сексуальное насилие оставляет негативный отпечаток на детской психике, это отражается на всех уровнях развития подростка: физическом, психическом, эмоциональном и, как закономерный итог, поведенческом. В результате пережитой травмы и сформировавшегося комплекса нервно-психических отклонений такие подростки могут становиться крайне сложными в общении, а иногда и опасными для окружающих.
Впоследствии оказывается, что многие жертвы сексуального насилия, неосознанно воспроизводя стратегию поведения своих обидчиков, также с легкостью переступают личностные границы других людей, не чувствуют предела допустимого в поведении. Часто проявляемая ими агрессия или даже сексуальная эксплуатация других является неосознаваемой попыткой справиться с собственной болью и страхами, заместить чувство беспомощности внешней гипертрофированной брутальностью.
Практика показывает, что несовершеннолетние, совершающие преступления сексуального характера в одиночку, чаще всего избирают своей жертвой малолетних или своих сверстников. Чем моложе сами преступники, тем чаще они склонны совершать подобные преступления в группе. Как правило, данное преступление возникает спонтанно, во время совместного времяпрепровождения. Мотивы совершения преступления
в таком случае могут быть разными: озорство, скука, влияние сверстников, стремление завоевать авторитет, и тогда они характеризуются высокой эмоциональностью и ситуативностью. Такая группа не обходится как без лидера, берущего на себя инициативу по организации преступления, так и без ведомых, конформных подростков, имеющих тенденцию к подчиняемому поведению и выступающих исполнителями или невольными соучастниками.
Наряду с этим все чаще встречаются случаи умышленных, хорошо спланированных преступлений подобного рода, когда подростки намеренно создают организованную группу для совершения изнасилования в целях мести [5], наказания, унижения жертвы. Очевидно, что в этом случае пострадавший хорошо знаком своим мучителям: подростки принадлежат к какой-либо одной группе, учатся в одном классе или школе, живут в соседних дворах или являются воспитанниками одного и того же детского дома.
В настоящее время криминологи наблюдают заметное возрастание числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними женского пола. Доля женской несовершеннолетней преступности от общего числа совершаемых подростками преступлений составляет 9,8 % [2, с. 95]. Как справедливо отмечает А. Ю. Антонян [1], в этом кроется серьезная опасность для общества, и заключается она не только в самих фактах преступлений, но и в том, что совершают их именно девушки-подростки. Женщина, призванная самой природой любить, заботиться и дарить жизнь, несет агрессию, становится причиной боли, а то и смерти.
Девушки нередко входят в группу насильников, чаще в качестве подстре-
кателей, пособников или даже организаторов, реже как непосредственные соисполнители преступления. В большинстве случаев они руководствуются мотивами сведения счетов, в таких ситуациях изнасилование имеет характер демонстрации своей беспредельной власти над жертвой.
Возникает закономерный вопрос: обладают ли подростки, совершающие сексуальное насилие, некими особыми чертами личности, кардинально отличающими их от других преступников? Почему насильственные преступления одних подростков имеют четко выраженный сексуальный подтекст, а физическое насилие других имеет своей целью лишение жизни?
На основе анализа теоретических источников можно предположить, что преступники, избирающие в качестве способа совершения преступления именно сексуальное насилие, обладают рядом особых личностных характеристик и спецификой мотивации. Криминологи отмечают, что подростки, совершающие сексуальное насилие, как правило, эгоцентричны, в своем поведении руководствуются исключительно собственными эмоциями и желаниями, подлежащими, по их мнению, немедленному и безусловному удовлетворению [12]. Групповые насильственные половые преступления подростков часто характеризуются особым цинизмом и жестокостью. Иногда подобные эксцессы заканчиваются смертью жертвы, над которой предварительно глумятся.
Обращает на себя внимание тот факт, что насильниками часто становятся личности, имеющие различные психические отклонения в рамках вменяемости: от зависимости от психоактивных веществ до расстройств личности и умственной отсталости лег-
кой степени выраженности. Очевидно, что интеллектуальные расстройства, характерологические черты и наличие аддикций у таких подростков мешают им налаживать успешные межличностные контакты, выражать симпатию, устанавливать удовлетворяющие взаимоотношения. Кроме того, нарушения развития речи, ограниченный запас слов, моторная неловкость с самого детства затрудняют общение с другими людьми и могут вызывать у подростков озлобление и замкнутость [3].
Тенденции современной уголовно-исполнительной политики дают нам основания сделать вывод о том, что большинство осужденных, отбывающих наказания в воспитательных колониях, осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Изучение характерных особенностей личности несовершеннолетних преступников дает возможность выработать наиболее эффективные меры индивидуального воспитательного воздействия и действенной коррекции личности подростков.
На базе ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области было проведено исследование с целью сравнения патохарактерологических особенностей несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления против половой свободы и неприкосновенности, с патохарактерологически-ми особенностями осужденных, совершивших преступления против жизни.
В колонии содержатся осужденные девушки в возрасте от 14 до 18 лет из 32 субъектов Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном, Сибирском, Уральском, Приволжском федеральных округах и Республике Казахстан. Лимит наполнения 279 человек.
На момент исследования в учреждении находились 12 воспитанниц, отбывающих наказание за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (ч. 4 ст. 132 УК РФ) и 12 воспитанниц, отбывающих наказание за преступления против жизни и здоровья (ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ), что составляет 39 % от общего количества осужденных в учреждении.
В исследовании приняли участие две группы осужденных девушек:
1) группа № 1 - 12 воспитанниц, отбывающих наказание по ч. 4 ст. 132 УК РФ;
2)группа № 2 - 12 воспитанниц, отбывающих наказание по ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ.
Возрастная категория - от 16 до 18 лет.
Были использованы следующие методики исследования:
- Опросник Шмишека (H. Schmi-eschek, 1970) - личностный опросник, предназначенный для диагностики типа акцентуации личности;
- Мини-Мульт (сокращенный вариант MMPI, James C. Kincannon, 1968) -стандартизированный многофакторный методисследования личности, дающий многогранную характеристику личности по 11 шкалам:
25
- ПЛР (Пограничное личностное расстройство) - методика представляет собой личностный опросник, разработанный на основе диагностических критериев пограничного расстройства личности согласно DSM-Ш-R и DSM-IV в 2012 году коллективом авторов (Т. Ю. Ласовская, С. В. Яичников, Ю. В. Сарычева, Ц. П. Короленко).
По результатам проведенного исследования получены следующие результаты (рис. 1):
- в группе № 1 (осужденные по ч. 4 ст. 132 УК РФ) выявлены типы акцентуации личности: эмотивный, циклотим-ный, экзальтированный, возбудимый, демонстративный;
- в группе № 2 (осужденные по ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ) выявлены типы акцентуации личности: гипертимный, эмо-тивный, циклотимный, возбудимый, демонстративный.
Максимальные показатели по каждому типу акцентуации в группах № 1 и № 2 не выявлены. В группах № 1 и № 2 - одинаковые типы акцентуаций личности: эмотивный, циклотимный, возбудимый, демонстративный.
Для подтверждения результатов исследования был использован метод математической статистики - и-крите-рий Манна - Уитни.
Ост.132 4.4 f ст.105 41,2
Гип Зас Пед Эм Тр Цик Воз Дис Дем Экз_
Рис. 1. Результаты исследования по методике Шмишека
Результат и = 46
у эмп
Критическое значение
икр
ps 0,01 ps 0,05
19 27
Ось значимости
и0,о
Зона |
значимости
Зона незначимости
19 27
Полученное эмпирическое значение иэмп [46] находится в зоне незначимости
Рис. 2
/ </ * «
/ /
■Г.Ч.4СТ. 132 УК РФ Оч. 1,2 ст. 105 УК РФ
Рис. 3. Результаты исследования по методике Мини-Мульт Результат и = 27,5
Критическое значение
икр
ps 0,01 ps 0,05
9 15
Ось значимости
9 15
Полученное эмпирическое значение иЭМп [27,5] находится в зоне незначимости
Рис. 4
иКр
ps < 0,01 ps < 0,05
- 1
Ось значимости
1
Полученное эмпирическое значение иэмп [3] находится в зоне незначимости
Рис. 6
Полученное эмпирическое значение иэмп(46) находится в зоне незначимости (рис. 2).
Результаты исследования по методике Мини-Мульт распределились следующим образом:
- в группе № 1 (осужденные по ч. 4 ст. 132 УК РФ) выявлены высокие оценки по шкалам: ипохондрия, истерия, гипотония;
- в группе № 2 (осужденные по ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ) выявлены высокие оценки по шкалам: психопатия, паро-нойяльность, психастения;
- низкие оценки в группах №1 и № 2 не выявлены (рис. 3).
Для подтверждения результатов исследования был использован метод математической статистики - и-крите-рий Манна - Уитни (рис. 4).
Результаты исследования по методике ПЛР распределились, как показано на рисунке 5.
Для подтверждения результатов исследования был использован метод математической статистики - и-крите-рий Манна - Уитни (рис. 6).
Полученное эмпирическое значение иэмп(3) находится в зоне незначимости.
Существенных различий по значениям шкал также не наблюдается. Это говорит о том, что значимых резуль-
татов для диагностики пограничного личностного расстройства нет.
Полученные данные позволяют нам составить обобщенную психологическую характеристику осужденных групп № 1 и № 2.
Воспитанницы, осужденные по ч. 4 ст. 132 УК РФ, характеризуются внешним проявлением большей эмоциональной устойчивости. Уровень суицидального риска можно оценить как средний, ниже среднего, аутоагрес-сивное поведение ниже, чем у воспитанниц, осужденных по ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ. Исследуемые заинтересованы в теплых отношениях с окружающими. Они обладают высокой сензитивностью и эмпатичностью, в конфликтных ситуациях стремятся к компромиссу, пытаясь найти общее даже при разнице позиций и мнений. К лидерству, как правило, не стремятся, довольствуясь вторыми ролями, могут проявлять ведомость.
У воспитанниц, осужденных по ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ, преобладает смешанный тип реагирования, они склонны к накоплению аффекта с последующей бурной разрядкой. Мотивация у них изменчива и во многом определяется ситуацией. Как правило, это демонстративные личности, руководствующиеся весьма противоречивыми мотивами, причем в их поведении мотивация достижения сочетается с не менее выраженной мотивацией избегания неуспеха. В ситуациях жесткого конфликта склонны уходить в соматизацию. Таким образом, ведущей мотивацией в совершении противоправных деяний может служить пример значимого лица либо неспособность проанализировать ситуацию.
В ходе проведенного исследования выявлено, что для несовершеннолетних женского пола, осужденных:
1) по ч. 4 ст. 132 УК РФ и по ч. 1 ст. 105 УК РФ - характерны эмотив-ный, циклотимный, возбудимый, демонстративный типы акцентуаций личности;
2) ч. 4 ст. 132 УК РФ - характерны ипохондрия, истерия, гипотония.
3) ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ - характерны психопатия, паранойяльность, психастения.
Таким образом, исследование па-тохарактерологических особенностей у несовершеннолетних женского пола, осужденных за преступления по ч. 1, 2 ст. 105 УК РФ и ч. 4 ст. 132 УК РФ, показало, что достоверные различия между осужденными, совершившими преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и преступления против жизни и здоровья, отсутствуют. Совпадение результатов, полученных по указанным методикам, дает уверенность в правильности сделанного заключения.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод о возможных направлениях психологического воздействия, в частности: в работе с несовершеннолетними, имеющими низкую нервно-психическую устойчивость (группа № 1), необходимо ставить акцент на формировании согласованности целей, мотивов, способов действия, способов достижения результатов отдельного человека и группы. В работе с несовершеннолетними осужденными группы № 2 усилия психологов должны быть направлены на формирование устойчивой Я-концепции, способности к самоконтролю эмоционально-поведенческих реакций.
Данное исследование позволяет эффективно использовать полученные выводы и рекомендации в практической работе пенитенциарного пси-
холога с несовершеннолетними осужденными женского пола.
Библиографический список
1. Антонян Ю. М. Преступность среди женщин. М. : Рос. право, 1992. 256 с.
2. Антонян Ю. М., Гончарова М. В. Состояние и причины преступности несовершеннолетних в России // Вестник МГОУ. Серия «Юриспруденция». 2018. № 2. С. 87-100.
3. Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Портреты преступников: криминологический анализ. М. : Норма, 2014. 240 с.
4. Григорьева А. А., Афонина Ю. С., Кабанова Т. Н. Криминализация несовершеннолетних как проблема современного общества (психологические, социально-психологические и клинико-психопатологические факторы) // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4. С. 49-59.
5. Злоказов К. В., Каппушев С. С., Иванова А. М. Индивидуальные и социальные факторы мстительного поведения // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1. С. 69-76.
6. Ильин А. В. Анализ психологических причин преступного поведения женщин // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 31-38.
7. Калашникова М. М. Психологическая характеристика личности и ответственности в поведении несовершеннолетних осужденных женского пола при их нахождении в воспитательных колониях // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 90-99.
8. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 63-70.
9. Калашникова М. М., Калашникова Т. В., Шатохина Л. В. Особенности
психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных женского пола с низким уровнем личностной ответственности // Прикладная юридическая психология. 2018. № 4. С. 65-70.
10. Корнаков С. В., Корягина С. А. Современные тенденции насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Всероссийский криминологический журнал. 2016. № 1. С. 148-155.
11. Корнеева А. В., Корнеева Я. А. Психологическая характеристика лиц, обвиняемых в преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Закон и жизнь. 2018. Т. 2, № 4. С. 44-51.
12. Криминалистика : учебник / отв. ред. Н. П. Яблоков. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2001. 718 с.
13. Ласовская Т. Ю. Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства формы «А» // Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 2. С. 48-77.
14. Смирнов А. М. Общая характеристика несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за совершение половых преступлений // Человек: преступление и наказание. 2014. № 3. С. 130-135.
15. Сафуанов Ф. С., Васка Е. В. Психологический анализ мотивации преступных действий несовершеннолетних правонарушителей при совершении групповых и индивидуальных деликтов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 123-135.
16. Филиппова Ю. М. Социально-психологические особенности личности осужденных женщин как субъекта преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 73-79.