Литература:
1. Bishop, R. (1997). Maori people's concerns about research into their lives. History of Education Review 26(1): 25-41.
2. Harvey, G. (ed.) 2002. Readings in indigenous religions. London: Continuum.
3. Kanaqluk (George P. Charles) 2001. Yuuyaraq (The Way of the Human Being) as Interpreted by a Contemporary Yup'ik Family. - 161-198 in Pentikainen, J., Saressalo, H., Taksami, Ch. (eds.). Shamanhood: Symbolism and epic. (Bibliotheca shamanistica, 9). Budapest: Akademiai Kiado
4. Kawagley, Oscar, A. (1995). A Yupiaq Worldview: A Pathway to Ecology and Spirit. Waveland Press. 168 p.
5. Kovach, M. (2009) Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts / Margaret Kovach. University of Toronto Press.
6. Mihesuah, Devon A. (ed.). Natives and Academics: Researching and Writing about American Indians. Lincoln: University of Nebraska Press.
7. Neustroev, N, Neustroeva, A. and Shergina T. Individualization and Ethnopedagogy at Small Elementary Schools: Components of Vocational Training for University Tutors // Sibirica: Indigenous Methodology in the Study of the Native Peoples of Siberia. - 2018Winter. - Vol. 17, No. 3. Pp. 92-115.
8. Porsanger, Jelena (2004). An essay about indigenous methodology. University of Troms0. P. 105-120
9. Smith, G.H. (2005) The problematic of 'Indigenous theorizing': a critical reflection. Paper present at the AERA Annual Conference, Montreal, 11-15, April
10. Strauss,A., Corbin, J. (1998) Basics of Qualitative research: techniques and procedures for Developing Grounded theory. Thousand Oaks, CA: Sage
11. Tuhiwai Smith, L. (1999) Decolonizing Methodologies - Research and Indigenous peoples. London: Zed.
12. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. зав. — М.: Academia, 2000. — 168 с.
13. Неустроев, Н.Д. Этнопедагогика как тип культурно-исторической педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т.26. - С. 396-400.
Педагогика
УДК 159.99
кандидат психологических наук Никитина Людмила Николаевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Смирнова Майя Ивановна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. Исследование проблемы психологической зависимости от компьютерных игр в условиях стремительного информационного и технологического прогресса набирает все большей актуальности. Ключевым аспектом в изучении данного феномена выступает определение основных внутренних факторов и внешних условий, способствующих формированию психологической зависимости от компьютерных игр у несовершеннолетних. Анализ именно причин зависимого поведения даст возможность более качественно осуществлять профилактику и коррекцию аддикции. Значительная перестройка организма подростка на физиологическом уровне вызывает перестройку взглядов и ощущений, связанных с самооценкой, возможностью самоутвердиться, получить признание в обществе. Чувство неуверенности, незащищенности в реальном мире, острая нехватка сильных эмоций сопровождаются постоянным желанием достичь успеха, побед в виртуальном пространстве. Выводы о причинах и условиях формирования психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр основываются на теоретическом анализе научной литературы и эмпирических данных по материалам анкетирования несовершеннолетних и сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: психологическая зависимость, причины аддикции, несовершеннолетние, компьютерные игры, зависимое поведение, виртуальная реальность, сотрудники органов внутренних дел.
Annotation. The study of the problem of psychological addiction to computer games in the context of rapid information and technological progress is becoming increasingly relevant. The key aspect in the study of this phenomenon is the identification of the main internal factors and external conditions that contribute to the formation of minors' psychological addiction to computer games. The analysis of the causes of addictive behavior will facilitate to carry out prevention and correction of addiction in the best possible way. A significant restructuring of the minor's body at the physiological level causes a restructuring of views and feelings associated with self-esteem, the ability to assert himself, and gain recognition in society. The feelings of uncertainty, insecurity in the real world, an acute lack of strong emotions are accompanied by a constant desire to achieve success, victories in the virtual space. Conclusions about the reasons and conditions for the formation of minors' psychological addiction to computer games are based on a theoretical analysis of scientific literature and empirical data from the materials of a survey of minors and law enforcement officers.
Keywords: psychological addiction, reasons for addiction, minors, computer games, addictive behavior, virtual reality, law enforcement officers.
Введение. Технологический прогресс предоставил большие возможности для развития современного общества, подарив человечеству компьютерные технологии, с помощью которых можно как многократно улучшить результаты деятельности, так и более интересно провести досуг. Для несовершеннолетних популярными формами отдыха стали компьютерные игры, которые не всегда положительно влияют на их психику. Отрицательный аспект заключается в формировании психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр. В рамках данной проблемы проводятся специальные эмпирические исследования особенностей проявления (А.Ю. Акопов, М. Гриффитс, Ю.В. Серебреникова, Л.И. Шакирова К. Янг.), механизма формирования (А.В. Гришина, Ю.М. Евстигнеева, А.Ю Егоров,
А.В. Котляров, О.В. Литвиненко, М. Орзак, М.А. Шаталина, А.Ф. Шайдулина) и профилактики этого вида зависимости (В.Н. Друзин, С.К. Рыженко, Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот). Психологический анализ компьютерных игр проводили И.В. Бурлаков, С.А. Шапкин. Все большую актуальность приобретает вопрос глубокого и всестороннего рассмотрения психологических детерминант формирования зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр.
Важным элементом диагностики склонности к зависимому поведению является определение причин (внутренних, психологических факторов) и социальных условий (внешних стимулов), которые могут способствовать формированию психологической зависимости от компьютерных игр. Исследованием детерминант компьютерной игромании занимались такие ученые, как А.В. Гришина, О.В. Литвиненко, А.Г. Макалатия, В.Л. Малыгин, Л.И. Окунева, Е.А. Смирнова, С.В. Фадеева, Н.С. Хомерики, М.А. Шаталина и др.
Изложение основного материала статьи. Учеными подростковый возраст рассматривается как фактор риска развития девиантного поведения [6]. Поэтому определение причин формирования компьютерной игромании невозможно без анализа психологических особенностей периода несовершеннолетия. Существует множество различных классификаций возрастных периодов развития человека, в рамках которых учеными по-разному понимаются возрастные границы и критерии их определения (Б.Г. Ананьев, Дж. Биррен, Д. Бромлей, Э. Эриксон, В. Квинн, Г. Крайг, Д.И. Фельдштейн и др.).
В ходе взросления несовершеннолетний переживает несколько возрастных кризисов, влияющих на дальнейшее формирования и становление его личности. Наиболее трудно переживаемым кризисом -переходом к новому, высшему периоду развития - считается подростковый период, который характеризуется не только анатомо-физиологическими изменениями, обусловленными половым созреванием, но и важными изменениями в психике ребенка. Происходит некое прощание с детством, когда прежние интересы утрачивают свою актуальность, возникает чувство неопределенности и раздражимости, повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов [3, с. 211].
В этот период подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. По мнению психологов, новообразованием в данном возрасте является ощущение взрослости, определяющееся желанием самоутвердиться, получить одобрение членов референтной группы, завышенным уровнем притязаний, опережающим реальные возможности. Такое ощущение может катализироваться гиперопекой со стороны взрослых и выражаться в демонстративном отказе от установленных правил.
Кризис подросткового возраста характеризуется резкими перепадами настроения, эмоциональной неустойчивостью, полярностью чувств, неуравновешенностью, повышенной конфликтностью, реакциями негативизма, чувством неуверенности и неполноценности, замкнутостью.
Важной особенностью данного периода выступает намерение подростков объединиться в группы по интересам. Здесь могут проявиться конформность и зависимость от мнения окружающих, или желание лидировать и самоутвердиться. В групповом взаимодействии поведение может иметь агрессивные тенденции, которые объясняются потребностью «казаться или быть сильным».
При неблагоприятных условиях протекания подросткового кризиса (нестабильная обстановка в семье, проблемы в установлении контактов со сверстниками, завышенная самооценка, недостатки учебно-воспитательного процесса) наблюдается рост асоциальных эмоций, выражающихся в постоянном чувстве обиды, озлобленности, агрессивности, недоброжелательном отношении к окружающим [8, с. 216].
По мере взросления происходит формирование направленности и начальное, не проверенное практикой, самоопределение жизненных планов. Становится заметным выраженное желание действовать самостоятельно, без подсказок и советов родных и близких. В этот период проявляется стремление к равенству в отношениях с родителями, желание избавиться от опеки и влияния взрослых. Это провоцирует конфликты и столкновения со старшими. Главной проблемой является педагогическая несостоятельность взрослых, недостаточное уважение достоинства подростка и принуждающие меры наказания. В такой период для подростка необходима опора и поддержка, особенно близких для него людей [3, с. 211].
Важным аспектом анализа периода несовершеннолетние является изучение структуры «Я-концепции», включающей когнитивный (самопознание), эмоционально-ценностный (самооценка) и поведенческий (саморегуляция) компоненты. Оценка несовершеннолетним своих индивидуальных качеств зависит в первую очередь от системы ценностей, сложившейся в самом ближайшем окружении - семье. О.В. Погожева отмечает, что высокий уровень притязаний при недостаточном осознании своих возможностей «Я-идеальное» может слишком сильно отличаться от «Я-реального». Автор акцентирует внимание на том, что при несоответствии реальных возможностей и желаемых результатов у подростка наблюдается недостаточно развитая саморегуляциия и самоконтроль, выражающиеся в эмоциональной нестабильности [9].
Изучение причин и условий чрезмерного увлечения несовершеннолетними компьютерными играми базируется на теоретическом анализе научной литературы, эмпирическом исследовании посредством опроса несовершеннолетних (выборка составила 113 респондентов) и сотрудников полиции, сталкивающихся с несовершеннолетними игроманами в рамках осуществления своих функциональных обязанностей (участковые уполномоченные полиции и сотрудники по делам несовершеннолетних в количестве 423 человек).
Проведенный анализ показал, что к причинам (внутренним факторам) формирования психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр можно отнести:
- неадекватную самооценку, выражающуюся в полярности значений. Это может быть заниженная самооценка, проявляющаяся в неуверенности в себе, утрате чувства личного достоинства в семье, школьном коллективе, или в кругу сверстников. Второй крайний полюс - завышенная самооценка, формирующая большой разрыв между высоким уровнем притязаний и реальными возможностями. Компьютерные игры чаще всего помогают компенсировать возникающие противоречия. По результатам исследования А.В. Гришиной, младшие подростки с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости считают себя более уверенными, но вместе с этим менее общительными. Этот факт автор объясняет тем, что компьютерная игра дает игроку возможность ощутить себя как свой идеал [1, с. 114]. Компьютерные игры часто помогают заменить отрицательный или неприемлемый образ-Я в реальном мире на новый идеальный и желаемый для подростка. С каждой новой победой в виртуальном мире игроман как бы приобретает личностную уверенность и значимость;
- тревожность, которая может стать как результатом чрезмерного увлечения компьютерными играми, так и выступать причиной компьютерной игровой зависимости. Тревожное состояние будет проявляться в компенсации чувства страха, тревоги, неполноценности, отчуждения в реальном мире через принятие роли смелого героя и непобедимого лидера в компьютерной игре. Постоянная борьба, переживания очень близких к реальности рискованных сцен, неоднократная смерть героя - все ведет к тому, что несовершеннолетний все время находится в состоянии напряжения, тревоги за жизнь и судьбу героя, и это чувство тревоги, сам не осознавая того, он переносит в реальный мир. В ходе общения с несовершеннолетними игроманами сотрудники правоохранительных органов отмечали их повышенную возбужденность, агрессию и неадекватную реакцию на происходящее;
- нарушения эмоционально-волевой сферы. Подростковому возрасту в силу гормональной перестройки организма присущи некоторые эмоциональные реакции: возбудимость, страстность, частая смена настроений, неуравновешенность. По некоторым данным у 64% подростков с компьютерной зависимостью ведущей потребностью является вовлечение в процесс насыщенного эмоционального взаимодействия [5, с. 37]. Несовершеннолетние игроманы часто пребывают в фрустрированном состоянии из-за постоянно неудовлетворенной до конца потребности в выражении эмоциональных состояний в ходе компьютерной игры. Невозможность в полной мере ощутить эмоциональную разрядку в реальном мире компенсируется яркими эмоциональными переживаниями и привязанностью в компьютерной игре. Кроме того, компьютерные игры помогают избавиться от ряда отрицательных и неприемлемых эмоциональных состояний - чувства вины, тревоги, ощущения беспомощности, повышенного уровня агрессии.
Уход от реальности всегда сопровождается сильными эмоциональными переживаниями [2]. Эмоции являются составной частью зависимости. Можно утверждать, что человек зависит не от объекта зависимости, а от получаемых эмоций при взаимодействии с ним. В первую очередь важна не модальность эмоции (положительная она или отрицательная), а ее интенсивность. Чем сильнее эмоция, тем сильнее зависимость [2].
Вместе с тем, несовершеннолетние игроманы в ходе опросов отмечают, что они часто испытывают чувство одиночества и беззащитности. Такое состояние может быть вызвано неудовлетворенной потребности в установлении значимых межличностных отношений и в желании быть принятым различными социальными группами. Часто именно неблагоприятные внутрисемейные отношения способствуют возникновению таких эмоциональных переживаний.
Инфантилизм - психологическая незрелость поведения в определенном календарном возрасте. Чаще всего наблюдается сочетание психического и физического отставания в развитии. Психический инфантилизм на фоне нормального или акселерированного физического развития особенно проявился в последние десятилетия.
По мнению ученых инфантилизм обнаруживается в среднем и старшем подростковом возрасте и проявляется в задержке развития чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других, гибко учитывать ситуацию, медленное формирование морально-этических принципов [4]. У компьютерных игроманов инфантилизм может проявляться в неумении принимать решения остановить игру, нести ответственность за сделанный выбор, неадекватной оценке истинных последствий чрезмерного увлечения компьютерными играми, стремлении удовлетворить сиюминутные желания в игре:
- проблемы в коммуникативной сфере, которые могут выражаться в неумении устанавливать межличностные отношения. В связи с этим, круг общения у зависимого подростка сужается и сводится в основном к общению с такими же игроманами. А.В. Гришина отмечает, что игрозависимые зачастую не стремятся к коммуникативной активности и не испытывают в ней потребности [1, с. 119]. Практически все свободное время ими тратится на игру за компьютером, а новые знакомства и общение с противоположным полом могут вызывать чувство дискомфорта;
- неумение, или невозможность самоидентификации и самовыражения в социуме. Этот аспект компенсируется стремлением к самоутверждению в микрогруппах сверстников. И если это не получается сделать в мире реальном, то несовершеннолетние пытаются найти свое место и самореализоваться в виртуальном игровом пространстве.
Таким образом, внутренние причины игровой аддикции несовершеннолетних определяются существенной физиологической перестройкой их организма, наличием ощущаемого эмоционального дискомфорта, неуверенностью, наличием комплексов, неудовлетворенной потребностью во внимания, общении и заботе, невозможностью проявить собственную истинную сущность.
Важную роль в формировании кибераддикции несовершеннолетних играет также окружающая среда и взаимодействие с ней. К социальным условиям развития данного вида зависимого поведения относят:
- отсутствие близких и доверительных отношений в семье, что само собой порождает вышеописанное чувство одиночества и ненужности. Также гипоопека, или гиперопека со стороны родителей, когда контроль за деятельностью несовершеннолетнего снижен, либо вообще отсутствует, или же в противном случае жестко контролируется каждый шаг подростка. Согласно результатам проведенных исследований, воспитание в семьях зависимых подростков характеризуется дефицитом требований, запретов и наказаний. Кроме того, между родителями и детьми наблюдается значительная эмоциональная дистанция, которую они не могут преодолеть [5, с. 37];
- наличие свободного времени, которым несовершеннолетний может распоряжаться по личному усмотрению. Соответственно, компьютерные игры помогают «более интересно» развеять скуку и незанятость;
- круг общения, способствующий формированию интереса к компьютерным играм, когда референтной группой для несовершеннолетнего является компания компьютерных геймеров. Часто подростки таким образом пытаются компенсировать отсутствие взаимопонимания и взаимодействия с родными, одноклассниками, педагогами, скрыть низкий статус в учебном коллективе, при этом удовлетворяя свои потребности и реализуя способности в геймерских коллективах;
- своеобразные особенности виртуальной реальности (анонимность, отсутствие ответственности, вседоступность и др.) способствующие удовлетворению скрытых фантазий, потребностей и интересов несовершеннолетних;
- отсутствие контроля со стороны общества и государства в целом за производством, распространением и доступностью компьютерной игровой продукции.
Выводы. Подводя итог, отметим, что поиск первопричин формирования компьютерной игромании несовершеннолетних - это наиболее эффективный способ на пути к профилактике аддиктивного поведения. Нейтрализация отрицательных внешних условий, способствующих психологической зависимости от компьютерных игр позволит, как минимум, сократить количественный эквивалент аддиктов, а учет вышеизложенных внутренних причин может быть полезным в ходе психотерапевтической работы с компьютерными игроманами.
Отметим, что в 2020 г. при поддержке Государственного совета Республики Крым профессорско-преподавательским составом Крымского филиала Краснодарского университета МВД России реализовывается проект «Психологические аспекты профилактики кибераддикции несовершеннолетних» [7]. Целевая направленность и некоторые поставленные в проекте задачи нашли свое отражение в результатах приведенного исследования, выраженных в форме научных публикаций и пособиях.
Литература:
1. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис.... канд. психол. наук - Нижний Новгород, 2011 - 196 с.
2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
3. Кушнарева Т.М., Зибер А.Э. Психология несовершеннолетних преступников // Живая психология. — 2016. — Том 3. — № 3. — С. 209-214.
4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия / «Медицина», Москва, 1985. - 416 с.
5. Малыгин В.Л., Смирнова Е.А., Хомерики Н.С. Факторы риска формирования компьютерной зависимости. / Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке» №1 - 2009 -том 11.
6. Менделевич В.Д. Психология зависимой личности или подросток в окружении соблазнов. Йошкар-Ола, 2002. - 239 с.
7. Никитина Л.Н. Психологические аспекты профилактики кибераддикции несовершеннолетних: проект на участие в конкурсе на назначение гранта Республики Крым молодым ученым Крыма / Л.Н. Никитина. -Симферополь: КФ КрУ МВД России, 2019. - 9 с.
8. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией А.А. Реана - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 205. - 416 с.
9. Погожева О.В. Теоретическое обоснование проблемы влияния компьютерных игр на особенности эмоционального реагирования подростков / Научные проблемы гуманитарных исследований. - №12, 2008. -С. 32-47.
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДАХ ВЫРАБОТКИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Аннотация. Сложность и многогранность требований, предъявляемых к будущим сотрудникам органов внутренних дел, обучающимся в образовательных учреждениях системы МВД, вызывают необходимость всестороннего развития их личностных качеств, важнейшими из которых выступают лидерские способности. Сотрудники органов внутренних дел в силу специфики выбранной профессии ежедневно сталкиваются со своеобразными проблемами, вынуждающими их часто проявлять эмоциональную устойчивость и поддержку для граждан, попавших в сложные жизненные условия. Сотрудник полиции должен уметь в любой момент организовать деятельность по устранению чрезвычайных ситуации и защите граждан от произвола и беззакония. Все эти качества невозможно проявить без серьезной работы над развитием лидерских качеств у курсантов и слушателей. В силу названых причин, в ходе учебного процесса, во всех учебных заведениях системы МВД необходимо сформировать особую методику развития личностных качеств у будущих сотрудников МВД.
Ключевые слова: лидерство, эмоциональные качества, методика, курсант, слушатель, теория, организация, задатки, способности, харизма.
Annotation. The Complexity and complexity of the requirements for future employees of internal Affairs bodies who study in educational institutions of the Ministry of internal Affairs, causes the need for comprehensive development of their personal qualities, the most important of which are leadership abilities. Due to the specifics of the chosen profession, employees of the internal Affairs bodies face unique problems on a daily basis, which often force them to show emotional stability and support for citizens who find themselves in difficult living conditions. A police officer must be able to organize activities to eliminate emergencies and protect citizens from arbitrariness and lawlessness at any time. All these qualities can not be shown without serious work on the development of leadership qualities in cadets and students. In virtue of the mentioned reasons, in the course of the educational process in all educational institutions of the MIA it is necessary to form special methods of development of personal qualities of future employees.
Keywords: leadership, emotional qualities, methodology, cadet, listener, theory, organization, makings, abilities, charisma.
Введение. Сотрудники органов внутренних дел должны в ходе выполнения своих профессионально боевых задач быть не только эмоционально стабильными, но и уметь проявлять лидерские качества. В свое повседневной деятельности они вынуждены брать на себя ответственность за жизнь и здоровье граждан, защиту государства и общества от любой опасности. Личности, не обладающие лидерскими качествами, не