Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР'

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1950
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / УРОВНИ ПРОФИЛАКТИКИ / МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ / MINOR / COMPUTER GAMES / ADDICTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / PREVENTION / LEVELS OF PREVENTION / METHODS OF PREVENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Людмила Николаевна

Проблема чрезмерного увлечения компьютерными играми, ведущая к формированию аддикции, является достаточно актуальной. В настоящее время, исследования сосредоточены на разработке эффективной системы профилактики данного вида зависимого поведения у несовершеннолетних. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, направленного на реализацию организационных и психолого-педагогических мероприятий. На основании проведенного контент-анализа существующих наработок по изучаемой проблеме, результатов индивидуальных бесед и анкетирования педагогов, психологов, школьников и их родителей, автор характеризует такие формы профилактики психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр, как первичная, вторичная и третичная профилактика. Проанализированы основные подходы к профилактике компьютерной игромаии несовершеннолетних, на основании чего выделены и описаны профилактические меры в рамках индивидуальной и групповой профилактики. Также освещены основные превентивные мероприятия и используемые методы в зависимости от выделенных форм профилактической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND METHODS OF PREVENTION OF PSYCHOLOGICAL DEPENDENCE OF MINORS ON COMPUTER GAMES

The problem of excessive enthusiasm for computer games, leading to the formation of addiction, is quite relevant. Currently, research is focused on the development of an effective system for the prevention of this type of minors’ addictive behavior. Solving this problem requires an integrated approach aimed at the implementation of organizational and psychological-pedagogical measures. Based on the content analysis of existing developments on the problem under survey, the results of individual interviews and questioning of teachers, psychologists, schoolchildren and their parents, the author characterizes such forms of prevention of minors’ psychological addiction to computer games as primary, secondary and tertiary prevention. The main approaches to the prevention of minors’ computer game addiction are analyzed, on the basis of which preventive measures are identified and described as part of individual and group prevention. The main preventive measures and the methods used, depending on the identified forms of preventive activity are also highlighted.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР»

примера рассмотрим суть последнего метода. Перед обучающимися ставится учебная проблема. После этого ведущий сообщает, что, согласно срочной новостной сводке, случился пожар. Задачей ребят является как можно скорее найти решение проблемы, чтобы избежать пожара. Стимуляция мыслительной активности в спешке позволяет повысить уровень креативного, творческого и критического мышления младших школьников, пробуждает интерес к уроку, обеспечивает активную позицию всех обучающихся класса.

Выводы. Так, в рамках данного исследования в качестве одного из направлений совершенствования обучения младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» является внедрение в учебно-воспитательный процесс интерактивных технологий и методов обучения. Обращение к данным технологиям и методам обучения в ходе преподавания содержания учебной дисциплины «Окружающий мир» способствует повышению творческой активности младших школьников на уроке, формированию у них умений доказательно рассуждать, обосновывать свои мысли, умения общаться с учителем и другими обучающимися.

Технологии и методы интерактивного обучения позволяют создавать учебную среду класса, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это предоставляет возможность младшим школьникам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовывать индивидуальные возможности, а также более продуктивно усваивать содержание учебного предмета «Окружающий мир».

Литература:

1. Алекссева О.В., Арасланова А.А. Окружающий мир: особенности изучения предмета в начальной школе. Учебное пособия. - М., 2017. - 144 с.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

3. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2011. - №4.

4. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: Академия, 2013.

5. Кропочева Т.Б., Синева М.В. Повышение качества знаний младших школьников по учебному предмету «Окружающий мир» // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №. -С. 121-125.

6. Маладаева О.К., Бабиков В.А. Интерактивные технологии при изучении курса «Методика преподавания предмета «Окружающий мир»» как средство развития профессиональных компетенций студентов // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. -2017. - № 7. - С. 94-98.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) // URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/922

9. Филиппова Г.Н., Горюнова В.А. Особенности интерактивного обучения в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 46. - С. 399-404. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76554.htm.

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Аннотация. Проблема чрезмерного увлечения компьютерными играми, ведущая к формированию аддикции, является достаточно актуальной. В настоящее время, исследования сосредоточены на разработке эффективной системы профилактики данного вида зависимого поведения у несовершеннолетних. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, направленного на реализацию организационных и психолого-педагогических мероприятий. На основании проведенного контент-анализа существующих наработок по изучаемой проблеме, результатов индивидуальных бесед и анкетирования педагогов, психологов, школьников и их родителей, автор характеризует такие формы профилактики психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр, как первичная, вторичная и третичная профилактика. Проанализированы основные подходы к профилактике компьютерной игромаии несовершеннолетних, на основании чего выделены и описаны профилактические меры в рамках индивидуальной и групповой профилактики. Также освещены основные превентивные мероприятия и используемые методы в зависимости от выделенных форм профилактической деятельности.

Ключевые слова: несовершеннолетний, компьютерные игры, зависимость, аддиктивное поведение, профилактика, уровни профилактики, методы профилактики.

Annоtation. The problem of excessive enthusiasm for computer games, leading to the formation of addiction, is quite relevant. Currently, research is focused on the development of an effective system for the prevention of this type of minors' addictive behavior. Solving this problem requires an integrated approach aimed at the implementation of organizational and psychological-pedagogical measures. Based on the content analysis of existing developments on the problem under survey, the results of individual interviews and questioning of teachers, psychologists, schoolchildren and their parents, the author characterizes such forms of prevention of minors' psychological addiction to computer games as primary, secondary and tertiary prevention. The main approaches to the prevention of minors' computer game addiction are analyzed, on the basis of which preventive measures are identified and described as part of individual and group prevention. The main preventive measures and the methods used, depending on the identified forms of preventive activity are also highlighted.

Keywords: a minor, computer games, addiction, addictive behavior, prevention, levels of prevention, methods of prevention.

Введение. В настоящее время компьютер стал частью жизни человечества, а для некоторых лиц - и самой жизнью. Ежегодно проводимые компанией Mail.ru Group исследования в области аналитики игрового пространства установили, что в среднем возраст российского любителя компьютерных игр составляет 27-29 лет [7]. Но среди компьютерных игроманов, к сожалению, много и несовершеннолетних, на которых, данное достижение технологического прогресса оказывает неблагоприятное влияние. Компьютер зачастую воспринимается ими, в первую очередь, как средство суррогатного общения, или как форма проведения досуга с помощью компьютерных игр. Актуальной в настоящее время является проблема чрезмерного увлечения компьютерными играми, которая ведет к формированию аддиктивного поведения. В мире, где практически каждое действие совершается с помощью информационных технологий, не представляется возможным изолировать несовершеннолетних от пагубной стороны этой реальности, просто запретив пользоваться компьютером, ходить в компьютерные клубы, общаться с друзьями, которые увлекаются компьютерными играми и т.д. Решение данной проблемы требует комплексного подхода, направленного на реализацию организационных и психолого-педагогических мероприятий.

Изложение основного материала статьи. Статья построена на результатах контент-анализа и сравнительного анализа наработок по изучаемой проблеме. Эмпирическую базу исследования составили результаты индивидуальных бесед и анкетирования педагогов, школьных психологов (n=64), учеников 7-11 классов (n=113) и их родителей.

К проблеме профилактики кибераддикции несовершеннолетних приковано внимание со стороны ученых и практиков с разных областей научного познания. Ведется постоянная работа над разработкой общепринятой и эффективной системы профилактики данного феномена. Превентивные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно широко описаны как в отечественной [1-4, 6-9, 11, 13, 14], так и в зарубежной [15, 16] научной литературе, но реализация существующих наработок наталкивается на ряд трудностей, заключающихся в отсутствии как результатов полномасштабных теоретических исследований, так и апробированных психопрофилактических методик и техник.

Проведенный анализ научной литературы по рассматриваемой теме показал, что профилактика компьютерной игровой зависимости должна охватывать все сферы жизнедеятельности несовершеннолетних: семью, образовательную среду, общественную жизнь и досуг. По мнению О.В. Литвиненко основные задачи профилактики кибераддикции заключаются в формировании ценностных ориентаций и мотивации на образовательное, культурное и физическое развитие, здоровый образ жизни, формирование копинг стратегий преодоления трудностей [8, с. 99]. В то время, как А.В. Гришина считает, что профилактика компьютерной игровой зависимости должна быть направлена на развитие компьютерной информационной грамотности подростков и их родителей о возможном негативном влиянии компьютерных игр, а также формирование в сознании подростков механизмов к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр [3, с. 145].

По нашему мнению, понятие профилактики кибераддикции несовершеннолетних подразумевает под собой комплекс мероприятий, направленных на нейтрализацию причин зависимого поведения, развитие психологической устойчивости к агрессивному воздействию информационной среды, формирование социально положительных жизненных установок и ценностных ориентаций личности. Таким образом, профилактика компьютерной игровой зависимости должна быть направлена на устранение причин, порождающих развитие зависимого поведения, повышение информационной грамотности, культурного уровня и сознательности несовершеннолетних в выборе вариантов проведения досуга.

В рамках профилактики кибераддикции несовершеннолетних выделяют меры общего и индивидуального воздействия. Мерами индивидуальной профилактики компьютерной игровой зависимости выступают: информирование о негативных последствиях аддикций в форме разъяснительных бесед; своевременная психодиагностика кибераддикции несовершеннолетних; определение потенциальной группы риска путем наблюдения за поведением несовершеннолетних в семейном или школьном окружении; формирование морально-психологической устойчивости несовершеннолетнего к негативному воздействию окружающей среды путем формирования представлений об анатомо-физиологических и психологических изменениях, происходящих в организме в стрессовых ситуациях; формирование установки на здоровый образ жизни, сознательное и бережливое отношение к своему здоровью; проведение индивидуальной психотерапии и психокоррекции; создание условий для самореализации и самоутверждения личности несовершеннолетнего путем его включения в социально-положительную деятельность, как альтернативе компьютерным играм.

Групповые меры профилактики компьютерной игровой зависимости несовершеннолетних предполагают: повышение уровня информационной грамотности населения о влиянии компьютерных технологий на физическое и психическое здоровье несовершеннолетних; проведение групповых разъяснительных бесед, тематических тренингов; разработку и реализацию специальных программ профилактики компьютерной игромании несовершеннолетних.

На сегодняшний день проблема лечения психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр в большей степени проработана зарубежными специалистами. Например, в Китае, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Южной Кореи, Нидерландах распространена практика коррекции данного вида аддикции в специализированных реабилитационных центрах [14]. Часто специалисты прибегают к использованию тех же методов лечения, что и при иных зависимостях, сочетая психофармакологию, психотерапию и двенадцатишаговые программы. Что касается системы профилактики формирования психологической зависимости от компьютерных игр, то данный вопрос стал набирать популярности после того, когда эта проблема приобрела общественный резонанс посредством освещения средствами массовой информации отрицательного влияния и случаев летальных исходов в результате чрезмерного увлечения компьютерными играми.

На начальных стадиях формирования компьютерной игромании целесообразными следует считать методы, направленные на восстановление адаптивных характеристик личности, а именно: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапию.

Общепринято выделять следующие виды профилактики:

1) Первичная профилактика, в рамках которой осуществляется пропаганда отрицательных последствий чрезмерного увлечения компьютерными играми и популяризация культа здорового образа жизни. Главная задача заключается в заботе о психическом здоровье и психических ресурсах несовершеннолетних.

Отдельное внимание уделяется тем подросткам, которые имеют незначительные эмоциональные, поведенческие нарушения и отрицательную динамику в учебном процессе.

Всемирная Организация Здравоохранения рассматривает психологическую зависимость от компьютерных игр, как масштабную и опасную проблему - в 2018 году игровое расстройство было включено в 11-й перечень международной классификации болезней (МКБ-11), который запланирован к вводу в действие с 1 января 2022 года.

Данная патология требует также использование различных средств социального контроля. Эффективным на этом этапе может стать разумное применение метода запрета, предполагающего определенные ограничения возрастных и временных границ для пользователей игровой продукции. Именно таким образом можно установить контроль над доступом несовершеннолетних к компьютерным играм с элементами насилия и жестокости, хотя, как показывает практика мало кто соблюдает данные ограничения. По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова в процессе разработки совместно с представителями «Ассоциации киберспорта» находился законопроект, который был призван регулировать и ограничивать игровую индустрию, в частности определить возрастную маркировку не только для видео- и компьютерных игр на материальных носителях, но и для онлайн-игр [12]. Данный законопроект должен был быть принят еще в 2018 году и предполагал бы распространение на компьютерные игры действие Федерального Закона от 29.12.2010 № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который является основным нормативным правовым актом, регулирующим общественные отношения в данной сфере. В частности в данном Федеральном законе описаны те виды информации, которые причиняют вред здоровью и развитию детей, а именно:

- информация, которая побуждает детей к причинению вреда своему здоровью и представляет угрозу для жизни, либо направленная на склонение или вовлечение детей в совершение действий, представляющих угрозу жизни и здоровью иных лиц;

- информация, которая способствует возникновению у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- информация, которая оправдывает и побуждает применение насилия и жестокости по отношению к людям или животным;

- информация, которая направленна на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и отрицание семейных ценностей, а также формирует неуважение к родителям и другим членам семьи;

- информация, которая оправдывает противоправное поведение, содержит нецензурную брань и порнографические сцены [10].

При этом данный нормативно-правовой акт указывает на определенные возрастные ограничения (0+, 6+, 12+ и 16+) к информации, которая содержит изображение или описание жестокости, физического и психического насилия, примеры девиантного и делинквентного поведения; вызывает у детей страх, ужас или панику посредством демонстрации заболеваний, самоубийств, несчастных случаев, аварий, катастроф и их последствий; пропагандирует половые отношения между мужчиной и женщиной; учит нецензурной брани [10].

По словам опрошенных нами 113 респондентов (11-15 лет) одной из школ г. Симферополя, компьютерные игры любой возрастной категории являются легкодоступным и не контролируемым развлечением. Более того, опрошенные отметили, что отдают предпочтение компьютерным играм с маркировкой 16+ и 18+. Например, среди наиболее популярных респонденты выделили следующие игры: Fallout (15+), Stalker (16+), Half-Life (17+), Grand Theft Auto (18+), Counter-Strike (18+), Mortal Kombat (18+), Killing Floor (18+). Мониторинг соответствующих форумов и групп по интересам в социальных сетях также свидетельствуют о высоком интересе несовершеннолетних к компьютерным играм, имеющих высокие возрастные рейтинги.

2) Вторичная профилактика предполагала работу с несовершеннолетними, формирующими так называемую группу риска развития психологической зависимости от компьютерных игр. Психодиагностика, проводимая непосредственно школьными психологами играет одну из ключевых ролей в превентивной деятельности. В психологической практике в рамках изучения данной проблемы часто прибегают к использованию следующих методик: тест Такера на выявление игровой зависимости (адаптация И.А. Коныгиной), методика «Восприятие компьютерных игр» (Е.А. Щепилина); стандартизированная психодиагностическая методика на определение уровня интернет-зависимости (С.А. Кулаков), тест на определение интернет-зависимости (К. Янг), тест на зависимость (Г. Лозовая), опросник склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел), методика «Девиантное поведение» (М.Ю. Колосницина, Е.А. Кадацкая), методика диагностики склонности к девиантному поведению (Р.В. Овчарова), методика диагностики склонности к девиантному поведению (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев).

Вторичная профилактика направлена на преодоление тех проблем и трудностей, которые возникают у несовершеннолетнего при взаимодействии с окружающей средой и недопущение социальной и эмоциональной дезадаптации. Западные специалисты в своей практике применяют индивидуальную и групповую психотерапию, акцентируя внимание на работе с эмоционально-волевой сферой личности.

М.П. Кулаченко в своем исследовании отмечает, что психологическое консультирование является одним из наиболее оптимальных средств профилактики на любой из стадий зависимости. Более того, автор выделяет такую особенность, как возможность консультирования с использованием компьютерных технологий, что, по его мнению, должно повысить интерес к совместной с психологом работе и создать комфортные условия, позволяя несовершеннолетнему оставаться в привычном для него медиапространстве [7].

В рамках профилактики компьютерной зависимости Д.И. Воронов, используя знания и практические наработки в рамках физической культуры и психологии, предложил делать акцент на изменении когнитивной-поведенческой модели киббераддиктов [2, с. 106].

3) Третичная профилактика охватывает тех несовершеннолетних, у которых имеются ярко выраженные признаки компьютерной игровой зависимости, наблюдаются эмоциональные и поведенческие отклонения, проблемы в учебной деятельности, частичная или полная дезадаптация к окружающей среде. Мероприятия третичной профилактики предполагают разработку индивидуальных программ, главной целью которых

является коррекция и преодоления серьезных психологических трудностей. Анализ литературных источников показал, что часто на последних стадиях компьютерной игровой зависимости лечение проходит под руководством специалистов-психиатров с применением медикаментозных средств: снотворные средства от бессонницы и кошмарных сновидений; успокаивающие средства и антидепрессанты для лечения неврозов и депрессии; транквилизаторы при фобиях.

В психотерапевтической практике В.А. Андреюка с положительной стороны зарекомендовали себя приемы психодрамы: проигрывание действий по мотивам книг Д.Р. Толкиена, когда «кольцо», наделяющее своего владельца определенной силой (в данном случае - компьютер), делает его зависимым. Автор отмечает важность и эффективность проведения тренингов общения, направленных на устранения коммуникативных проблем, тревоги и страха перед непосредственным контактом с людьми [1]. Основными направлениями психотерапии в лечении кибераддикции несовершеннолетних выступают: коррекция семейных отношений, лечение страхов и психологическая коррекция личности (замкнутости, патологической стеснительности, необщительности).

Т.П. Филатова отмечает необходимость и эффективность проведения индивидуальной психокоррекционной работы с несовершеннолетними аддиктами и в своем исследовании предлагает модель программы индивидуальной психологической коррекции [13].

Очень важной на этом этапе является поддержка и забота со стороны ближайшего окружения несовершеннолетних аддиктов. Ученые однозначно сходятся во мнении о важности и пользе семейной терапия, за исключением случаев, когда один из родителей оказывает сопротивление предлагаемой помощи специалиста.

Выводы. Таким образом, своевременная, как можно более ранняя психологическая диагностика склонности несовершеннолетних к отклоняющемуся поведению, разработка комплекса мероприятий психологической помощи личности в случаях психологической зависимости от компьютерных игр требует совокупных усилий теории и практики. Целенаправленная профилактика компьютерной игромании несовершеннолетних и приобщение их к здоровому образу жизни должны начинаться с раннего детства. Одной из основных задач психологов является разработка психолого-педагогических программ, которые направлены на минимизацию патологического интереса к компьютерным играм, а также на развитие у несовершеннолетних социально-одобряемой деятельности.

Учитывая вышеизложенное, а также актуальность дальнейшего научного мониторинга данной темы, в 2020 г. при поддержке Государственного совета Республики Крым профессорско-преподавательским составом Крымского филиала Краснодарского университета МВД России будет реализован проект «Психологические аспекты профилактики кибераддикции несовершеннолетних» [9]. В рамках данного проекта планируется осуществить следующие задачи: определить сущность психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр; выполнить системный анализ состояния разработанности указанной проблемы на основании изучения психологической и юридической литературы; определить психологические критерии диагностики компьютерной игровой зависимости у несовершеннолетних; установить зависимость между кибераддикцией и делинквентным поведением несовершеннолетних; определить пути и средства профилактики психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр; провести социологическое и психологическое исследование с целью изучения личностных качеств несовершеннолетних, способствующих возникновению компьютерной игровой зависимости; с целью профилактики компьютерной игромании несовершеннолетних разработать: а) авторский психологический тренинг для несовершеннолетних; б) методические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел, психологов, педагогов, родителей.

Литература:

1. Андреюк В.А. Опыт работы врача-психотерапевта с детьми, прошедшими этап сюжетно-ролевой игры развития психики в условиях виртуального пространства (компьютерных игр) // Практическая медицина, 2009. № 6(38) С. 106-107.

2. Воронов Д.И. Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции: дис.... канд. психол. наук. СПб., 2016. 266 с.

3. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 196 с.

4. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 254 с.

5. Игровая индустрия: структура и перспективы развития. Рынок игровой индустрии / FB.ru: URL: http://fb.ru/article/310034/igrovaya-industriya-struktura-i-perspektivyi-razvitiya-ryinok-igrovoy-industrii (дата обращения: 04.07.2019).

6. Колесникова Л.И. Педагогические условия профилактики игровой зависимости среди подростков: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 228 с.

7. Кулаченко М.П. Психологическое консультирование подростков с компьютерной аддикцией // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 26-3. С. 50-53.

8. Литвиненко О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: дис. . канд. психол. наук. СПб., 2008. 142 с.

9. Никитина Л.Н. Психологические аспекты профилактики кибераддикции несовершеннолетних: проект на участие в конкурсе на назначение гранта Республики Крым молодым ученым Крыма / Л.Н. Никитина. -Симферополь: КФ КрУ МВД России, 2019. - 9 с.

10. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29 декабря 2010 № 436-ФЗ: принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Окунева Л.И. Моделирование психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к кибераддикции // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 9-8. С. 112-116.

12. У любителей видеоигр в России могут возникнуть большие проблемы из-за нового закона / AKKet.com. URL: https://akket.com/raznoe/67118-u-lyubitelej-videoigr-v-rossii-mogut-vozniknut-bolshie-problemy-iz-za-novogo-zakona.html (дата обращения: 02.06.2019).

13. Филатова Т.П. Особенности проведения индивидуальной психологической коррекции компьютерной игровой аддикции у подростков // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований 2015. № 21. С. 98-101.

14. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск, 2006. 196 с.

15. Greenfield D.M. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them Oakland: New Harbinger Publ., 1999. 227 p.

16. Young K. Internet addiction in children and adolescents: risk factors, assessment, and treatment / Springer Publishing Company, 2017. 326 с.

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЧРЕЗМЕРНОГО УВЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ

Аннотация. На сегодняшний день такие понятия, как «ребенок» и «компьютер» - неразрывно связаны. Очень часто объединение детей происходит на почве интереса к компьютерным играм. Чрезмерное увлечение компьютерными играми ведет к аддикции, а если и не формирует психологическую зависимость, то намного обедняет жизнь игроманов. В связи с этим, актуальным является вопрос превенции компьютерной игромании подрастающего поколения. В рамках первичной профилактики свою эффективность показал психологический тренинг, представляющий собой форму активного обучения, при которой участники получают новые знания, приобретают и развивают конкретные умения и навыки. В статье описывается авторская тренинговая программа, процедура отбора и формирования контрольной и экспериментальной групп, приводятся результаты апробации психологического тренинга «Профилактика компьютерной игромаии несовершеннолетних».

Ключевые слова: профилактика, психологический тренинг, тренинговые упражнения, аддикция, компьютерные игры, девиантное поведение, игроманы, несовершеннолетние.

Annоtation. Today, concepts such as "child" and "computer" go hand in hand. Frequently, children unite on the basis of interest in computer games. Excessive passion for computer games results in addiction, and if it does not form a psychological dependence, it greatly impoverishes the life of gamers. In this regard, the issue of prevention of younger generation's computer gaming addiction is relevant. In the framework of primary prevention, psychological training has shown its effectiveness. It is a form of active learning, in which participants gain new knowledge, acquire and develop specific skills. The article describes the author's training program, the procedure for the selection and formation of the control and experimental groups. The results of testing the psychological training "Prevention of Minors' Computer Gaming" are given.

Keywords: prevention, psychological training, training exercises, addiction, computer games, deviant behavior, gamers, minors.

Введение. Процессы всемирной глобализации и формирование новой социально-экономической среды предъявляют больше требований к современной личности. Быстрый темп научно-технического развития обусловил широкое распространение компьютерных технологий, которые все больше захватывают различные сферы социального бытия, проникая, таким образом, и в индустрию развлечений. Все это непосредственно влияет на одну из самых уязвимых категорий населения - несовершеннолетних, предоставив им новые формы досуга - компьютерные игры.

С учетом личностной несформированности, именно дети в большей степени попадают под влияние компьютерных технологий и формируют группу риска возникновения негативных психических изменений и деформаций. Все это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье несовершеннолетних. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к потере контроля, подчинению важных жизненных сфер только интересу к игре. Такая четкая фиксация данного компьютерного увлечения и получаемого в результате этого удовольствия, закрепляется в структуре личности в виде аддикции, что порождает различные девиации, начиная с десоциализации и заканчивая делинквентными проявлениями.

Профилактика данного вида зависимости с каждым годом набирает все большей актуальности и привлекает внимание ученых с различных сфер научного познания. Некоторыми аспектами профилактики кибераддикции несовершеннолетних занимались такие исследователи как Т.Ю. Больбот, М.В. Бредихина, А.В. Гришина, В.Н. Друзин, С.В. Игдырова, Л.И. Колесникова, М.П. Кулаченко, О.В. Литвиненко, А.А. Малахатка, Р.Р. Мукминов, И.А. Семенцова, Т.П. Филатова, А.И. Фоменко, Е.В. Чикляукова, А.Ф. Шайдулина, Л.Н. Юрьева. Эффективней предупреждать аддикцию на начальных этапах ее формирования, нежели потом лечить глубокие изменения психики.

С целью профилактики компьютерной игровой зависимости используют различные социально-психологические методы. Широкое распространение в настоящее время имеют тренинговые технологии, которые позволяют гармонично комбинировать различные традиционные подходы, иногда даже с оправданными элементами целесообразной эклектичности. В своей работе мы ориентировались на когнитивно-поведенческую модель психологического тренинга [3]. Разделяя мнения ученых [1-8], считаем, что одним из эффективным методов превенции формирования психологической зависимости от компьютерных игр в рамках первичной профилактики является психологический тренинг.

Изложение основного материала статьи. Психологический тренинг имеет ряд преимуществ в работе с данной категорией населения в силу присущих детям возрастных и индивидуально-психологических особенностей. В частности, к таким характеристикам тренинга можно отнести: свободу общения между несовершеннолетними, отсутствие строгих формальных правил, активность и «включенность» в учебный процесс, наличие элементов игровой деятельности, что способствует более легкому установлению и нахождению «общего языка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.