13. Филатова Т.П. Особенности проведения индивидуальной психологической коррекции компьютерной игровой аддикции у подростков // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований 2015. № 21. С. 98-101.
14. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск, 2006. 196 с.
15. Greenfield D.M. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them Oakland: New Harbinger Publ., 1999. 227 p.
16. Young K. Internet addiction in children and adolescents: risk factors, assessment, and treatment / Springer Publishing Company, 2017. 326 с.
Педагогика
УДК 159.99
кандидат психологических наук Никитина Людмила Николаевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ЧРЕЗМЕРНОГО УВЛЕЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
Аннотация. На сегодняшний день такие понятия, как «ребенок» и «компьютер» - неразрывно связаны. Очень часто объединение детей происходит на почве интереса к компьютерным играм. Чрезмерное увлечение компьютерными играми ведет к аддикции, а если и не формирует психологическую зависимость, то намного обедняет жизнь игроманов. В связи с этим, актуальным является вопрос превенции компьютерной игромании подрастающего поколения. В рамках первичной профилактики свою эффективность показал психологический тренинг, представляющий собой форму активного обучения, при которой участники получают новые знания, приобретают и развивают конкретные умения и навыки. В статье описывается авторская тренинговая программа, процедура отбора и формирования контрольной и экспериментальной групп, приводятся результаты апробации психологического тренинга «Профилактика компьютерной игромаии несовершеннолетних».
Ключевые слова: профилактика, психологический тренинг, тренинговые упражнения, аддикция, компьютерные игры, девиантное поведение, игроманы, несовершеннолетние.
Annоtation. Today, concepts such as "child" and "computer" go hand in hand. Frequently, children unite on the basis of interest in computer games. Excessive passion for computer games results in addiction, and if it does not form a psychological dependence, it greatly impoverishes the life of gamers. In this regard, the issue of prevention of younger generation's computer gaming addiction is relevant. In the framework of primary prevention, psychological training has shown its effectiveness. It is a form of active learning, in which participants gain new knowledge, acquire and develop specific skills. The article describes the author's training program, the procedure for the selection and formation of the control and experimental groups. The results of testing the psychological training "Prevention of Minors' Computer Gaming" are given.
Keywords: prevention, psychological training, training exercises, addiction, computer games, deviant behavior, gamers, minors.
Введение. Процессы всемирной глобализации и формирование новой социально-экономической среды предъявляют больше требований к современной личности. Быстрый темп научно-технического развития обусловил широкое распространение компьютерных технологий, которые все больше захватывают различные сферы социального бытия, проникая, таким образом, и в индустрию развлечений. Все это непосредственно влияет на одну из самых уязвимых категорий населения - несовершеннолетних, предоставив им новые формы досуга - компьютерные игры.
С учетом личностной несформированности, именно дети в большей степени попадают под влияние компьютерных технологий и формируют группу риска возникновения негативных психических изменений и деформаций. Все это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье несовершеннолетних. Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к потере контроля, подчинению важных жизненных сфер только интересу к игре. Такая четкая фиксация данного компьютерного увлечения и получаемого в результате этого удовольствия, закрепляется в структуре личности в виде аддикции, что порождает различные девиации, начиная с десоциализации и заканчивая делинквентными проявлениями.
Профилактика данного вида зависимости с каждым годом набирает все большей актуальности и привлекает внимание ученых с различных сфер научного познания. Некоторыми аспектами профилактики кибераддикции несовершеннолетних занимались такие исследователи как Т.Ю. Больбот, М.В. Бредихина, А.В. Гришина, В.Н. Друзин, С.В. Игдырова, Л.И. Колесникова, М.П. Кулаченко, О.В. Литвиненко, А.А. Малахатка, Р.Р. Мукминов, И.А. Семенцова, Т.П. Филатова, А.И. Фоменко, Е.В. Чикляукова, А.Ф. Шайдулина, Л.Н. Юрьева. Эффективней предупреждать аддикцию на начальных этапах ее формирования, нежели потом лечить глубокие изменения психики.
С целью профилактики компьютерной игровой зависимости используют различные социально-психологические методы. Широкое распространение в настоящее время имеют тренинговые технологии, которые позволяют гармонично комбинировать различные традиционные подходы, иногда даже с оправданными элементами целесообразной эклектичности. В своей работе мы ориентировались на когнитивно-поведенческую модель психологического тренинга [3]. Разделяя мнения ученых [1-8], считаем, что одним из эффективным методов превенции формирования психологической зависимости от компьютерных игр в рамках первичной профилактики является психологический тренинг.
Изложение основного материала статьи. Психологический тренинг имеет ряд преимуществ в работе с данной категорией населения в силу присущих детям возрастных и индивидуально-психологических особенностей. В частности, к таким характеристикам тренинга можно отнести: свободу общения между несовершеннолетними, отсутствие строгих формальных правил, активность и «включенность» в учебный процесс, наличие элементов игровой деятельности, что способствует более легкому установлению и нахождению «общего языка».
В реальной жизни принятое решение или поступок всегда вызывают определенный результат, с которым человеку приходится соглашаться В ролевом моделировании поведения во время психологического тренинга такой результат легко можно менять, поэтому отсутствие опасения за неправильность решений делает участников более открытыми, а анализ поступков во время игры поможет составить прогноз относительно их поведения в той или иной ситуации в будущем.
Кроме того, большинство тренинговых упражнений направлены на выполнение практических задач, что способствует интериоризации полученной информации (превращение ее во внутреннее достояние личности), когда она отработана в максимально приближенных к реальности ситуациях.
Положительным элементом групповых тренингов является один из механизмов обучения и развития благоприятного климата в группе - вербализированная рефлексия - словесное озвучивание чувств и эмоций относительно друг друга, событий, происходящих в группе, проблем, которые исследуются. Это в свою очередь способствует формированию навыков распознания и выражения несовершеннолетними своих эмоций.
Эмпирическую базу исследования составили результаты контент-анализа и сравнительного анализа существующих наработок по изучаемой проблеме; результаты индивидуальных бесед и анкетирования педагогов, школьных психологов (n=64), учеников 7-11 классов (n=113) и их родителей.
Основными задачами авторской тренинговой программы «Профилактика компьютерной игромании несовершеннолетних», являются:
- развитие и коррекция представлений о себе («Я-концепция»);
- понимание причин и мотивов увлечения компьютерными играми;
- развитие самопознания и способности к самоанализу на основе внутриличностных и поведенческих изменений;
- формирование эмоциональной устойчивости и самоконтроля;
- формирование адекватной самооценки и уверенности в себе;
- стимулирование процесса личностного роста, поиск оптимальных путей для самореализации;
- формирование и принятие реальных жизненных планов, позитивных жизненных целей и развитие мотивации в их достижении;
- закрепление положительных образцов поведения.
Указанная тренинговая программа была реализована в форме внеклассной психопрофилактической групповой работы. При отборе в экспериментальную группу учитывались результаты бесед и анкетирования на предмет выявления заинтересованности к компьютерным играм. При этом в первичную диагностическую беседу были включены вопросы, направленные на выявление склонности к компьютерной аддикции в соответствии с анкетой А.В. Котлярова [4, с. 92-93]. Склонность к зависимому поведению можно констатировать уже при наличии трех положительных ответов. Кроме того, информацией о наличии пристрастия к компьютерным играм владели также учителя и школьные психологи.
В результате проведенной диагностики нами были выявлены 23 подростка (13-15 лет), у которых наблюдались определенные признаки склонности к компьютерной зависимости в незначительной, но в некоторых случаях выраженной форме. Среди опрошенных количественное соотношение набранных баллов выглядит следующим образом: 1 человек набрал 9 баллов, 3 человека - по 5 баллов, 8 человек - по 3 балла, 8 человек - по 2 балла, 3 человека - по 1 баллу. Далее были сформированы экспериментальная (12 человек) и контрольная (11 человек) группы. С несовершеннолетними экспериментальной группы 2-3 раза в неделю после занятий, согласно поставленных целей, после установления раппорта, выполнялось несколько тематических упражнений с последующим подведением итогов и обсуждением полученных результатов. Занятия проводились в просторном помещении, стулья для участников были расставлены по кругу, имелись все необходимые для выполнения тренинговых упражнений канцелярские принадлежности.
Тренинговая программа в первоначальном формате рассчитана на пятидневную работу, но учитывая наличие в первой половине дня учебной деятельности учащихся, нами были сформированы три основных блока, каждый из которых включал по восемь тематических упражнений.
Упражнения первого блока были направлены на:
- знакомство и установление психологического контакта с участниками тренинга, презентацию тренинговой программы, принятие правил, входной опрос по методике А.В. Котлярова (модифицированный вариант с постановкой вопросов от первого лица) и возможные ожидания от проведенных занятий;
- определение основных понятий, освещение актуальности рассматриваемой темы, исследование как проблемы психологической зависимости, так и чрезмерного увлечения компьютерными играми среди несовершеннолетних;
- установление основных причин и признаков проявления психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр;
- определение негативных последствий чрезмерного увлечения несовершеннолетними компьютерными играми на реальных жизненных примерах.
Упражнения второго блока предполагали:
- формирование навыков взаимопонимания и взаимодействия с окружающими, развитие способности правильно интерпретировать получаемую информацию, а также достоверно передавать ее; выработка адекватных способов выхода из конфликтных ситуаций;
- проведение сравнительного анализа между тем, как несовершеннолетние проводят свой досуг и тем, какие перспективные возможности проведения свободного времени существуют; осознание бесполезности и даже небезопасности чрезмерного увлечения компьютерными играми;
- определение роли эмоционально-волевой сферы в жизни человека; знакомство с собственным миром чувств; принятие возможных положительных или отрицательных эмоций, возникающих во время, или после игры на компьютере, а также в ситуациях запрета играть со стороны родителей;
- развитие навыков самонаблюдения и самоанализа; формирование адекватной самооценки.
Упражнения третьего блока включали в себя:
- формирование навыков психоэмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения и совладания с негативными переживаниями;
- развитие навыков поддержания хорошего настроения и жизненного оптимизма;
- проектирование жизненный планов на будущее и формирование навыков целеполагания;
- подведение итогов, групповая рефлексия и прощание с участниками тренинга.
Стоит отметить, что исходя из особенностей подросткового возраста подведение итогов осуществлялось в форме обсуждения собственных впечатлений и переживаний, в результате чего мы делали соответствующие выводы и корректировали дальнейшее взаимодействие.
Общее отношение несовершеннолетних к компьютерным играм в первые дни проведения тренинговых упражнений было положительным. По их мнению, компьютерные игры - это один из способов интересного проведения свободного времени. Обратная связь, а также наблюдение за реакциями и поведением участников после информирования о негативных аспектах влияния компьютерных игр на физическое и психическое здоровье молодого организма, рассмотрения отрицательных последствий зависимости на конкретных жизненных примерах заядлых геймеров показали определенные изменения относительно восприятия компьютерных игр.
Упражнения следующих дней были направлены на расширение кругозора несовершеннолетних, ознакомление их с альтернативными формами проведения досуга, с собственным внутренним миром, чувствами и переживаниями с целью самопознания и самосовершенствования, была предоставлена возможность самостоятельно формировать близкие и далекие планы на будущее.
Для установления устойчивости полученных результатов, ретест по опроснику А.В. Котлярова был проведен в экспериментальной группе не сразу после завершения профилактического тренинга, а в течении месяца.
Итоги реализованной тренинговой программы свидетельствуют об ее эффективности и указывают на действенное превентивное влияние, в частности: в контрольной группе результаты тестирования практически не изменились (табл. 1), в то время, как у участников экспериментальной группы было отмечено снижение показателей на 33% (табл. 2.).
Таблица 1
Показатели тестирования в контрольной группе по опроснику А.В. Котлярова
Тестирование Показатели (баллы)
Тест 5 3 3 3 3 2 2 2 2 1 1
Ретест 4 3 3 4 3 2 1 2 2 0 1
Таблица 2
Показатели тестирования в экспериментальной группе по опроснику А.В. Котлярова
Тестирование Показатели (баллы)
Тест 9 5 5 3 3 3 3 2 2 2 2 1
Ретест 7 4 3 0 2 1 3 2 2 1 2 0
Кроме того, в ходе групповых бесед несовершеннолетние отметили свое понимание и осознание пагубного влияния чрезмерного увлечения компьютерными играми. Полученные результаты позволили удостовериться в оправданности подбора имеющегося комплекса тренинговых упражнений и определить степень их полезности и эффективности.
Отметим, что в образовательных учреждениях в последнее время ведется активная работа по профилактике девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения Согласно нашему исследованию в рамках предупреждения кибераддикции несовершеннолетних в школах проводятся тематические лекции, групповое обсуждение данной проблемы, реализуются треннинговые профилактические программы. Педагогический состав учебных заведений также участвует в плановых и внеплановых собраниях, семинарах, круглых столах, конференциях, посвященных проблеме профилактики компьютерной игромании несовершеннолетних. Такие мероприятия в основном направлены на информационное просвещение о причинах, признаках, последствиях и мерах превенции зависимого поведения. Практика общения со школьными психологами показывает, что у них существует потребность в дополнительном информировании со стороны квалифицированных специалистов по вопросам применения специального психодиагностического инструментария и использования методов визуальной диагностики с целью выявления несовершеннолетних компьютерных игроманов.
К сожалению, во многих случаях родителями и педагогами увлечение компьютерными играми расценивается как вариант нормы и поэтому не уделяется должного внимания остальным признакам, которые свидетельствуют о наличии зависимого поведения. И как следствие, детей к специалисту, приводят уже на этапе сформированной аддикции. Именно поэтому информационное просвещение имеет большое значение в профилактической деятельности.
Безусловно, некоторые виды компьютерных игр приносят пользу и, в зависимости от возрастных критериев, способствуют развитию внимания, логического мышления, памяти, пространственной ориентации, интеллекта; формируют усидчивость, терпение, настойчивость, целеустремленность; помогают осваивать иностранные языки и совершенствовать коммуникативные навыки; учат анализировать игровые ситуации, искать и принимать решения в условиях дефицита времени; служат способом снятия напряжения.
Но существует также ряд компьютерных игр, которые отрицательно влияют на психику подрастающего поколения - это игры с элементами агрессии, порнографии, экстремизма, употребления алкоголя и наркотических веществ.
Выводы. Распространенными и эффективными методами профилактики чрезмерного увлечения несовершеннолетними компьютерными играми являются индивидуальные и групповые разъяснительные беседы, групповые тренинги, психологическое консультирование и семейная терапия.
В рамках реализации авторского тренинга «Профилактика компьютерной игромании несовершеннолетних» необходимо отметить, что результаты индивидуальных и групповых бесед, а также подведение итогов тренинговых занятий указывают на повышение уровня понимания причин и негативных последствий чрезмерного увлечения компьютерными играми у участников тренинга. Многие подростки
знакомились с миром собственных эмоций и чувств, на основании чего происходило развитие самопознания и способности к самоанализу, формирование эмоциональной устойчивости и самоконтроля, адекватной самооценки и уверенности в себе. На завершающих этапах реализации тренинговой программы состоялось проектирование жизненных целей и закрепление положительных образцов поведения.
Перспективным направлением представляется более глубокое исследование индивидуально-личностных характеристик несовершеннолетних с целью формирования групп риска и проведения соответствующих профилактических и коррекционных мероприятий. Также с целью создания эффективных методов и профилактических программ последующие исследования должны быть направлены на понимание основных мотивов и причин данного вида зависимого поведения. Актуальным и малоизученным вопросом является профилактика компьютерной игровой зависимости сотрудниками органов внутренних дел, в частности сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних и участковыми уполномоченными полиции. В связи с этим автором в рамках реализации в 2020 г. проекта «Психологические аспекты профилактики кибераддикции несовершеннолетних» при поддержке Государственного совета Республики Крым [5] запланирована разработка и внедрение практических рекомендаций для правоохранителей в рамках превенции психологической зависимости несовершеннолетних от компьютерных игр.
Литература:
1. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю. Игровой тренинг как средство профилактики компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации / Ученые записки Орловского государственного университета, 2019. № 2 (83). С. 178-180.
2. Горбачева А.С., Ковалева Н.В. Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга // Казанский педагогический журнал, 2016. №2. С. 172-175.
3. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Издательство «Речь», 2004. 256 с.
4. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый / Котляров А.В. М., 2006. 480 с.
5. Никитина Л.Н. Психологические аспекты профилактики кибераддикции несовершеннолетних: проект на участие в конкурсе на назначение гранта Республики Крым молодым ученым Крыма / Л.Н. Никитина. -Симферополь: КФ КрУ МВД России, 2019. 9 с.
6. Соболева Е.В. Психолого-педагогическая поддержка обеспечения безопасности в пространстве компьютерной игры // Педагогика безопасности: наука и образование [Электронный ресурс]: материалы всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 30 ноября 2018 г. / Урал. гос. пед. ун-т.; сост. и ред. В.В. Гафнер. - Электрон. дан. - Екатеринбург: [б. и.], 2018. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
7. Горбачева А.С., Ковалева Н.В. Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга // Казанский педагогический журнал, 2016. №2. С. 172-175.
8. Young K. Internet addiction in children and adolescents: risk factors, assessment, and treatment / Springer Publishing Company, 2017. 326 с.
Pedagogy
UDC 378
candidate of pedagogical Sciences,
associate Professor Nikolaeva Nailya Tagirovna
Federal state budgetary educational institution of higher education "Orenburg state pedagogical University» (Orenburg)
IMPROVING THE COMMUNICATION NETWORK OF A TRAVEL COMPANY FOR EFFECTIVE COOPERATION OF COMMUNICANTS OF DIFFERENT AGE CATEGORIES
Annotation. The article deals with issues related to improving the communication network of a travel company on the example of the activities of the travel company "Lidia-tour". The author reveals the methodological foundations of the development of communication technologies, forms, content and methods of improving the communication network of a travel company in the process of implementing the master's program "Intercultural communication in tourism". Special attention is paid to the communication policy of the company "Lidia-tour", which is one of the leaders of the tourism industry in the region. The goals, tasks, features of the internal communication policy, stages of the communication process in the travel company "Lydia-Tour" are considered in detail. Special attention is paid to internal communications in the travel company "Lidia-Tour", as effective internal communications allow you to improve the organization of work with the company's clients, study clients and create a favorable image of the company. The author comes to the conclusion that the communication potential of the travel company "Lidia-tour" is structured using the classification of its tools, which is a set of means of communication impact, because for many years of experience in Orenburg and the territory of the Orenburg region, the travel company "Lidia-Tour" has acquired many regular customers of different age groups, communication with whom is carried out through the company's communication network.
Keywords: communication network, communication policy, communication process, travel company.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с совершенствованием коммуникационной сети туристической фирмы на примере деятельности туристической фирмы «Лидия-тур». Автор раскрывает методологические основы развития коммуникационных технологий, формы, содержание и методы совершенствования коммуникационной сети туристической фирмы в процессе реализации магистерской программы «Межкультурная коммуникация в туризме». Особое внимание уделяется коммуникационной политике фирмы «Лидия-тур», являющейся одним из лидеров туристической индустрии региона. Подробно рассматриваются цели, задачи, особенности внутренней коммуникационной политики, этапы коммуникационного процесса в туристической фирме «Лидия-Тур». Внутренним коммуникациям в туристической фирме «Лидия-Тур» уделяется особое внимание, так как проведение эффективных внутренних коммуникаций позволяет совершенствовать организацию работы с клиентами компании разных возрастных категорий, изучать клиентов и создавать благоприятный образ компании. Автор приходит к выводу, что коммуникационный потенциал туристической фирмы «Лидия-тур» структурируется с помощью классификации его инструментария, представляющего собой совокупность средств коммуникационного