Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнева Ирина Николаевна, Суздалева Алла Михайловна

Социальная нестабильность предъявляет повышенные требования к личности в плане социально безопасного поведения. Современное образование должно не только давать учащимся новые знания об опасных ситуациях социального характера. Школа также должна заниматься воспитанием социально активного человека. Особое значение имеет способность адаптироваться к условиям быстро меняющегося общества. Таким образом, проблема формирования социально-безопасного поведения обучающихся в общеобразовательных организациях на современном этапе является актуальной. В статье представлены этапы экспериментальной работы по формированию социально-безопасного поведения. В исследовании определены методы исследования. Была разработана программа по его формированию. Опытно-экспериментальная работа включала три этапа. Каждый этап ставил задачи. Проведено статистическое исследование. Использовались такие формы работы, как классные часы, беседы. Применялась внеурочная деятельность с практическими заданиями. Выполнена индивидуальная и групповая деятельность. Доказана эффективность применяемых форм и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIO-SAFE BEHAVIOR OF STUDENTS IN GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS

Social instability places increased personality requirements in terms of socially safe behavior. Modern education should not only give students new knowledge about dangerous social situations. The school should also be engaged in the education of a socially active person. Of particular importance is the ability to adapt to the conditions of a rapidly changing society. Thus, the problem of the formation of socio-safe behavior of students in general education organizations at the present stage is relevant. The article presents the steps of experimental work on the formation of social and safe behavior. The study defines research methods. A program was developed for its formation. Experimental work included three stages. Each stage set the tasks. A statistical study has been carried out. We used such forms of work as cool hours, conversations. Extracurricular activities with practical tasks were used. Individual and group activities have been performed. The effectiveness of applied forms and methods has been proven.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Выводы: Методическим основанием исследования являлась осознанная духовно-нравственная и патриотическая ориентация обучающихся в системной деятельности.

Духовно-нравственные и патриотические ценностные ориентации носят системный и комплексный характер при развитии гражданской активности будущих специалистов-профессионалов.

Неизбежно актуализируется проблема поиска эффективных способов развития духовного возрождения общества, так как отечественное законодательство зафиксировало потребность российского общества в развитии социально-активной, нравственной личности, которая совпадает с реальной целью духовно-нравственной и патриотической ориентации.

Определение приоритетных акцентов мышления обучающихся с перевесом ценностных координат - это и есть специфика профессиональной образовательной организации. Экспериментальный анализ рассматриваемой проблемы показал, что современные условия требуют энергетического вхождения личности в духовное пространство и существенное значение приобретает развитие духовно-нравственных и патриотических ориентаций, которые связаны с направленностью развития гражданской активности личности, гармонизацией гуманности и прагматизма.

Социально-педагогический диагностический эксперимент показал существенное смещение духовно-нравственных и патриотических ориентаций обучающихся в прагматическую направленность, а существенным результатом этого эксперимента оказалось достижение обучающимися гармонии духовных, нравственных и патриотических установок.

Результаты опытно-экспериментальных исследований подтвердили эффективность и необходимость педагогического развития гражданской активности обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями, и это позволило существенно корректировать духовно-нравственные и патриотические ориентации гражданской активности обучающихся [6, 7].

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

3. Лапшова, А.В. Правовая культура студентов вуза / А.В. Лапшова, О.Н. Филатова, П.Н. Чеснокова, Е.А. Севостьянова // Инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. - 2021. - №3(53). - С. 155-161.

4. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». - 2005. - Т. 1 - 565 с.

6. Филатова, О.Н. Формирование гражданской активности обучающихся ценностными ориентациями во внеаудиторном пространстве профессиональной образовательной организации / О.Н. Филатова, Н.В. Фролова, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - 70(2). - С. 272-274.

7. Филатова, О.Н. Развитие гражданской активности обучающихся профессиональной образовательной организации / О.Н. Филатова, Е.Л. Ермолаева, М.В. Гринина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2021. - 56 (2). - С. 61-64.

8. Филатова, О.Н. Дуальное обучение как ведущий вектор развития профессионального образования / О.Н. Филатова, М.И. Колдина, Т.П. Бобро // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - 72 (2). - С. 289-291.

9. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2.

10. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

Педагогика

УДК 316.62

кандидат медицинских наук, доцент Корнева Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); старший преподаватель Суздалева Алла Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Социальная нестабильность предъявляет повышенные требования к личности в плане социально безопасного поведения. Современное образование должно не только давать учащимся новые знания об опасных ситуациях социального характера. Школа также должна заниматься воспитанием социально активного человека. Особое значение имеет способность адаптироваться к условиям быстро меняющегося общества. Таким образом, проблема формирования социально-безопасного поведения обучающихся в общеобразовательных организациях на современном этапе является актуальной. В статье представлены этапы экспериментальной работы по формированию социально-безопасного поведения. В исследовании определены методы исследования. Была разработана программа по его формированию. Опытно-экспериментальная работа включала три этапа. Каждый этап ставил задачи. Проведено статистическое исследование. Использовались такие формы работы, как классные часы, беседы. Применялась внеурочная деятельность с практическими заданиями. Выполнена индивидуальная и групповая деятельность. Доказана эффективность применяемых форм и методов.

Ключевые слова: общество, социально-безопасное поведение подростков, профилактические программы, внеурочная деятельность.

Annotation. Social instability places increased personality requirements in terms of socially safe behavior. Modern education should not only give students new knowledge about dangerous social situations. The school should also be engaged in the education of a socially active person. Of particular importance is the ability to adapt to the conditions of a rapidly changing society. Thus, the problem of the formation of socio-safe behavior of students in general education organizations at the present stage is relevant. The article presents the steps of experimental work on the formation of social and safe behavior. The study defines research methods. A program was developed for its formation. Experimental work included three stages. Each stage set the tasks. A statistical study has been carried out. We used such forms of work as cool hours, conversations. Extracurricular activities with practical tasks were used. Individual and group activities have been performed. The effectiveness of applied forms and methods has been proven.

Key words: society, socio-safe teenage behavior, preventive programs, extracurricular activities.

Введение. В современном российском обществе наблюдается тенденция к снижению сопротивления негативному поведению, возникающему в нашем обществе. Современное образование должно не только давать учащимся новые знания об опасных ситуациях социального характера, но и заниматься воспитанием социально активного человека, способного адаптироваться к условиям быстро меняющегося общества. Таким образом, актуальность данного исследования определил выбор темы исследовательской работы.

Социальная нестабильность и предъявляемые повышенные требования к личности в плане социально безопасного поведения в современных условиях отражены в трудах педагогов - В.В. Гафнера, А.А. Есипова, В.В. Коврова (обеспечение безопасности); психологов - И.А. Баевой (психологическая безопасность в образовании; педагогов - Л.А. Акимовой и А.А. Есиповой (формирование культуры безопасности); М.М. Безруких (формирование здорового образа жизни); А.Г. Антипьев, В.В. Гафнер, В.Г. Маркова (обеспечение социальной безопасности личности).

Изложение основного материала статьи. Целью исследования является выявление педагогических условий, способствующих формированию у обучающихся социально-безопасного поведения в на базе МОАУ «СОШ № 69» города Оренбурга.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ в контексте достижений педагогики и ряда смежных наук, состояния проблемы формирования готовности обучающихся к социально-безопасному поведению в общеобразовательных организациях.

2. Выявить педагогические условия, способствующие формированию готовности к социально-безопасному поведению обучающихся в общеобразовательной организации.

3. Разработать программу и провести эксперимент по реализации педагогических условий формирования социально-безопасного поведения обучающихся младших классов в общеобразовательной организации.

Объект: образовательный процесс основ безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: педагогические условия формирования у обучающихся готовность к социально-безопасному поведению в общеобразовательной организации.

Опытно-экспериментальная работа включала три этапа. Первый этап - констатирующий заключался в подборе методов и диагностического инструментария. Осуществлялась пилотажная диагностика для определения контрольного и экспериментального классов. Изучались индивидуально-психологические особенности обучающихся 10-х классов МОАУ СОШ № 69 г.Оренбурга, так как те изменения, которые могут происходить в их возрасте, могут помочь учителю скорректировать учебно-познавательную, учебно-практическую деятельность и поведение обучающихся. Нами проводился анализ источников психолого-педагогической литературы и изучался педагогический опыт работы по исследуемой проблеме. На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами использовались методики, направленные на выявление уровня знаний старшеклассников об опасных социальных ситуациях, причинах их возникновения, уровня готовности обучающихся к социально-безопасному поведению. Для этого нами использовались, тесты, опросники.

Респондентам предлагался тест на выявление уровня знаний обучающихся об опасных ситуациях социального характера и правилах поведения в условиях их возникновения (Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков). Тест содержал вопросы по темам «Опасности в общеобразовательной организации», «Криминальные опасные ситуации среди молодежи», «Терроризм и экстремизм», «Молодежные неформальные группировки», «Правила безопасного поведения на массовых собраниях», «Защита от проникновения в дом», «Поведение при угрозах, конфликтах и агрессии». Тест состоял из 40 вопросов и заданий.

При анализе ответов мы руководствовались следующими критериями оценок: высокий уровень - обучающийся верно, ответил на все вопросы, что соответствует оценке «5»;средний уровень - обучающийся ответил правильно более, чем на 85% вопросов (то есть допустил максимально 2 ошибки), что соответствует оценке «4»;низкий уровень - обучающийся ответил правильно более, чем на 60% вопросов (то есть допустил максимально 4 ошибки), что соответствует оценке «3».

Опросник(А.И. Палий)об опасных факторах, провоцирующих возникновение в общеобразовательной среде психологической напряженности у обучающихся вследствие стрессовых ситуаций, конфликтов, агрессивного поведения, возникающих в семье, в общеобразовательной организации, вследствие ощущения обучающимися социальной незащищенности т.д. Респондентам предлагались 5 факторов, способных спровоцировать опасную ситуацию в общеобразовательной организации. Старшеклассники должны были объяснить, какую опасность может вызвать названный фактор и определить наиболее опасный из них. Опросник на выявление понимания обучающимися понятия «социально-безопасное поведение» включал вопросы о представлениях старшеклассников о безопасном поведении в коллективе, в обществе, о нравственном воспитании, культуре общения и поведения обучающихся, о самопознании личности и т.д. Старшеклассники должны выразить свое мнение кратко, не содержать подробности. Они представляют предложенную ситуацию и должны отвечать быстро, не задумываясь над ответом. Формулировка ситуации не дает возможности обучающемуся догадаться, какую реальную информацию извлекает преподаватель из его ответов.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы - формирующем, нами разрабатывалась программа, направленная на формирование у обучающихся социально-безопасного поведения в общеобразовательной организации. Нами выбраны формы работы: классные часы, беседы, внеурочная деятельность с использованием практических заданий, индивидуальной и групповой деятельностью.

Цель программы - сформировать социально-безопасное поведение старшеклассников в общеобразовательной организации.

Основная задача программы научить старшеклассников общению со сверстниками, одноклассниками, обучающимися младших классов, воспитать бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих людей. Научить понимать причины возникновения опасных ситуаций социального характера в коллективе, уметь их прогнозировать и предупреждать. Реализация программы по формированию готовности к социально-безопасному поведению включала три этапа.

Вначале проводились занятия, направленные на формирование представлений о социальных опасностях, возникающих в обществе, об их тяжелых последствиях, правилах социально-безопасного поведения.

Далее с помощью работы социального педагога, школьного психолога, преподавателя-организатора ОБЖ и учителей предметников происходило освоение умений выбирать способы взаимодействия с опасной социальной ситуацией и находить правильный выход из нее.

На заключительном этапе старшеклассники должны были овладеть навыками адекватного выхода из опасной ситуации, уметь создать свою модель социально-безопасного поведения.

Во время реализации внеклассных мероприятий применялись активные формы познавательной деятельности - это защита проектов, викторины, аукционы знаний, мозговой штурм.

Таблица 1

Фрагмент программы формирования готовности обучающихся к социально-безопасному поведению в

общеобразовательной организации

Тема Цель Форма проведения

Социальные опасности в молодежной среде. Формирование знаний об опасных ситуациях социального характера. Беседа. Встреча с представителем Комитета молодежной политики г. Оренбурга.

Опасные ситуации социального характера в общеобразовательной организации. Формирование знаний о социальных опасностях, возникающих в общеобразовательной организации. Беседа с участием социального педагога и психолога.

Тайны психики. Повысить психологическую культуру. Познавательная встреча с элементами соревнования и интеллектуальной игры.

Третий заключительный этап опытно-экспериментальной работы - контрольный этап. Он представляет собой повторную диагностику, проведение анализа, обобщение полученных результатов и определение эффективности реализуемых педагогических условий.

После формирующего этапа и осуществления итоговой диагностики нами получены результаты, отраженные в таблице 2.

Результаты повторной диагностики показали положительную результативность в экспериментальном классе. Так высокий уровень готовности поднялся у респондентов 10 «Б» класса на 19,1% и составил 66,7%, что на 14,3% больше, результата контрольного класса (52,4%).

Таблица 2

Уровень готовности к социально-безопасному поведению обучающихся общеобразовательной организации на

констатирующем этапе (%)

Уровень/оценка 10 «А» 10 «Б»

Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Высокий (5) 11 52,4 14 66,7

Средний (4) 5 23,8 5 23,8

Низкий (3, 2) 5 23,8 2 9,5

Низкий уровень в экспериментальном классе уменьшился с 28,6% до 9,5%, тогда как в контрольном классе этот показатель на контрольном этапе составил 23,8%.

Отследить динамику показателей можно на рисунке 1.

Рисунок 1. Сформированность готовности старшеклассников к социально-безопасному поведению в

общеобразовательной организации (%)

После реализации программы нами проведено повторное тестирование по определению уровня конфликтности у обучающихся на контрольном этапе. Полученные результаты позволили сделать вывод об эффективности программы. Так, в экспериментальном 10 «Б» классе высокий уровень конфликтности обучающихся уменьшился на 23,7%. У респондентов контрольного класса высокий уровень составил 28,6%. В двух классах остались старшеклассники у которых остается высокий уровень конфликтности. Однако они отметили, что меньше стали обращать внимание на обиды и ссоры, стараются уйти в сторону. Их перестают волновать проблемы других людей, что также является негативным показателем. В экспериментальном классе количество неконфликтных старшеклассников увеличилось на 28,5%.Они отметили, что стали больше внимания уделять своим близким, друзьям, родственникам. При возникновении конфликта стараются понять причину и идут на встречу для разрешения конфликта. Способны, даже понять свою вину и исправить ошибки.

Средний уровень конфликтности составил в экспериментальном классе 33,3%. Ответы на тест на контрольном этапе показал, что обучающиеся 10 «Б» класса не безразличны к окружающим событиям и людям, однако эти положительные качества соперничают с тем, что эти обучающиеся стараются быть во всем первыми. Они немного самоуверенны, и чаще всего считают себя правыми.

Выводы. Результаты последней итоговой диагностики по нашему исследованию, доказали эффективность реализуемой программы в экспериментальном классе. Занятия направленные на умение разрешать конфликты, сдерживать свои эмоции и агрессивность, уважение к окружающим людям, правильно и достойно вести себя при проявлении опасных факторов в окружающей обстановке способствовали формированию готовности у обучающихся старших классов социально-безопасному поведению.

Разработана и экспериментально обоснована эффективность программы по формированию готовности старшеклассников к социально-безопасному поведению в общеобразовательной организации. Выявлено ее положительное влияние на уровень знаний старшеклассников экспериментального класса об опасных социальных ситуациях, возникающих в общеобразовательной организации; о факторах, способствующих их возникновению; о способах разрешения конфликтов и снижения конфликтности у личности; о воспитании в себе положительной эмпатии к окружающим; на овладение навыками адекватного выхода из опасной ситуации и умение создать свою модель социально-безопасного поведения.

Литература:

1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Юрайт, 2019. - 126 с.

2. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях: учебник для вузов / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 336 с.

3. Антипьев, А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 29-30 сентября 2009 г.) / под общ.ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой. - Пермь: ПУГ, 2009. - С. 14-18.

4. Арчаков, М.К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия: монография / М.К. Арчаков; под научной редакцией Ю.А. Ермакова. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.

5. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. - СПб.: Лига, 2002. - 271 с.

6. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.П. Соломин [и др.]; под общей редакцией В.П. Соломина. - М.: Юрайт, 2019. - 399 с.

7. Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2012. - 127 с.

8. Бунтовская, Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Л. Бунтовская, С.Ю. Бунтовский, Т.В. Петренко. - М.: Юрайт, 2019. - 144 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФАКТОРЫ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

Аннотация. В статье предпринята попытка описания и сравнения специфики факторов самодетерминации у подростков с нарушениями в развитии. Для достижения цели автор анализирует работы современных исследователей. Самодетерминация рассматривается в статье как способность зрелой личности, которая развивается в подростковом возрасте. Интеграция форм активности и форм регуляции у подростка определяет способность к самодетерминации. Объектом исследования являются слабослышащие и слабовидящие подростки. Автор подчеркивает, что развитие подростка с нарушением в развитии происходит в специфических био-социально-психологических условиях. Сенсорная депривация формирует особую ситуацию становления личности подростка: изменяются сроки взросления, приобретают свою специфику личностные конструкты. В результате определено, что развитие личности подростка с сенсорной депривацией зачастую сопровождается нарушением факторов самодетерминации. Специфика факторов самодетерминации у подростков с сенсорной депривацией заключается в завышенной или заниженной самооценке, в тенденции к зависимому паттерну поведения, во внешней обусловленности собственной жизни. При этом подростки с нарушением слуха в сравнении со слабовидящими обладают большей активностью и позитивным самоотношением. В качестве доказательства этого можно отметить тот факт, что высокий уровень глобального самоотношения в два раза чаще встречается у слабослышащих в сравнении со слабовидящими подростками. В заключении автор предполагает свойственность конформного типа самодетерминации в группах слабовидящих и слабослышащих подростков и автономного типа самодетерминации для подростков с нарушением слуха. Исследование может быть продолжено проведением собственной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: самодетерминация, самоотношение, зависимость-независимость, коммуникативная направленность личности, свобода и ответственность, сенсорная депривация, слабовидящие, слабослышащие.

Annоtation. This article to describe and compare the specifics of self-determination factors in adolescents with developmental disabilities. To achieve this goal, the author analyzes the work of modern researchers. Self-determination is considered in the article as the ability of a mature personality that develops in adolescence. The integration of forms of activity and forms of regulation in a teenager determines the ability to self-determination. The object of the study is hearing-impaired and visually impaired adolescents. The author emphasizes that the development of a teenager with a developmental disorder occurs in specific bio-socio-psychological conditions. Sensory deprivation forms a special situation of the formation of a teenager's personality: the terms of growing up change, personal constructs acquire their own specifics. As a result, it was determined that the development of the personality of a teenager with sensory deprivation is often accompanied by a violation of self-determination factors. The specificity of self-determination factors in adolescents with sensory deprivation lies in overestimated or underestimated self-esteem, in the tendency to a dependent pattern of behavior, in the external conditionality of their own lives. At the same time, adolescents with hearing impairment have more activity and a positive self-attitude. As proof of this, it can be noted that a high level of global self-attitude is twice as common in hearing impaired compared to visually impaired adolescents. In conclusion, the author assumes the property of a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.