Научная статья на тему 'Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков'

Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1469
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТАРШЕКЛАССНИК / SAFE CONDUCT / SENIOR SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудяшев Н. П.

В статье обозначены актуальность формирования у старшеклассников умений безопасного поведения. В статье представлены теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения в окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretic approaches to forming safe conduct of adolescents

The article runs a new trend in Pedagogics -dealing with natural, technical and social safety of a man. The article describes some ideas and methods of Pedagogics of Safety. The author comes to the conclusion that the sensitive period of forming safe conduct culture is secondary school age.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения старших подростков»

8. Добро без границ: Федеральный информационный центр молодежных социальных программ. М.: МГСА, 2002. 40 с.; Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы, мнения. Ростов н/Д, 2003. 192 с.; Молодежная общественно полезная деятельности в России. М.: «Созидание», 2005. 104 с.; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 576 с.

9. Сикорская Л. Е. Организация добровольческой деятельности в городской среде: учеб.-метод. пособие. М., 2008. 212 с.

10. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2006; Сикорская Л. Е. Указ. соч.

11. Кудринская Л. А. Указ. соч.

12. Там же; Молодежная общественно полезная деятельности в России; Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты: аналитический Доклад ИС РАН. М., 2007; Решетников О. В. Организация добровольческой деятельности: учеб.-метод. пособие. М.: «Фонд содействия образованию XXI века», 2005. 112 с.

13. Дворко С. Б. Философия добровольчества! Изд-во www.fox.ivlim.ru, 2005.

14. Организация Объединенных Наций. Б/СК.5/ 2001/6

15. Там же.

16. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен: монография. СПб.: Изд-во «Союз», 2006. 167 с.

17. Там же.

18. Волонтерство как фактор гуманистической направленности личности студента в современном обществе: сб. материалов Междунар. круглого стола (18 января 2006 г.) / под общ. ред. В. А. Ситарова, Л. Е. Сикорской, И. Круг. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.

19. Молодежная общественно полезная деятельности в России; Сикорская Л. Е. Указ. соч.

20. Соловьев В. С. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996.

21. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 576 с.

22. Кант И. Соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1965 (Философ. наследие). Т. 4. Ч. I. 544 с.

УДК 37.016 : 614

Н. П. Кудяшев

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

В статье обозначены актуальность формирования у старшеклассников умений безопасного поведения. В статье представлены теоретические подходы к формированию умений безопасного поведения в окружающей среде.

The article runs a new trend in Pedagogics -dealing with natural, technical and social safety of a man. The article describes some ideas and methods of Pedagogics of Safety. The author comes to the conclusion that the sensitive period of forming safe conduct culture is secondary school age.

Ключевые слова: безопасное поведение, старшеклассник.

Keywords: safe conduct, senior school student.

Идея воспитания безопасной личности (по Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневич) нашла свое отражение в Законе Российской Федерации, в котором в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксирован гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека. В ст. 6 Конвенции о правах ребенка (принята ООН в 1989 г.) зафиксировано положение о том, что государства-участники, признающие Конвенцию, обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Президент РФ в своих выступлениях также неоднократно подчёркивал, что в последнее время очевидна тенденция к увеличению травмирования и гибели населения, при этом его большая часть - подростки. Внимание к этой проблеме объясняется не только увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, но и отсутствием умений адекватного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Поэтому в деле защиты личности в опасных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. На наш взгляд, выживание и здоровье школьника возможны лишь при условии сформированное™ у школьника умений безопасного поведения.

Проведенный нами анализ научной литературы, а также многолетний эмпирический опыт ра-

© Кудяшев Н. П., 2009

боты с учащимися старших классов свидетельствуют о том, что для них характерно проявление скептицизма, агрессивности, эгоизма, эмоциональной напряженности, а это отрицательно сказывается на возможностях молодёжи противостоять различным непредвиденно возникающим ситуациям. В таких условиях проблема формирования умений безопасного поведения представляет особый интерес для педагогической науки и образовательной практики. Соответственно возникла необходимость создания в педагогическом процессе общеобразовательной школы условий для формирования умений безопасного поведения школьников.

В педагогической науке к определению сущности безопасного поведения существуют разные подходы. Представим некоторые из них.

Так, М. Б. Сулла [1] определяет безопасность поведения как возможный и ожидаемый эффект достижения социально приемлемого уровня риска. При этом под степенью риска автором понимается вероятность наступления негативного события с учетом степени, масштаба или возможного ущерба для субъекта.

С. В. Белов, обобщая проведённые исследования [2], предлагает рассматривать безопасность как состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений. Кроме того, Б. М. Белов формулирует аксиомы безопасной жизнедеятельности: материальный мир потенциально опасен; опасности существуют, если потоки вещества, энергии или информации от источника опасности превышают их предельно допустимые значе-

ния для объекта защиты; реализация опасностей возможна, если источник опасностей и объект защиты по координатам пребывания совпадают в пространстве и времени; опасности источника оказывают негативное воздействие одновременно на все объекты защиты, находящиеся в зоне их действия; действие опасностей сопровождается ущербом для объекта защиты.

Итак, основные признаки безопасности как объективного явления и факторы, влияющие на безопасность поведения человека, по мнению группы учёных (П. В. Байбородова, Л. А. Михайлов, В. Н. Мошкин, О. В. Орлов, И. К. Топоров, В. И. Шаулин и др.):

- понятие «безопасность» служит мерой (средством оценки) защищенности человека и общества от опасностей (вреда, ущерба, потерь, нежелательных последствий);

- безопасность как объективная реальность проявляется в отсутствии или минимальном (достаточно низком, чтобы быть приемлемым для конкретного человека в конкретной ситуации) уровне риска возникновения ущерба интересам человека (здоровью, материальному благополучию и т. д.) в обычных условиях и при взаимодействии с вредными и опасными факторами жизнедеятельности;

- безопасность зависит от внешней среды, внутреннего состояния человека, мер по защите и от способности человека к снижению риска за счет готовности к профилактике, преодолению, снижению отрицательных последствий взаимодействия с вредными и опасными факторами жизнедеятельности [3].

Процесс обеспечения безопасности человека и общества (по Н. В. Елисеевой)

Источники опасности Объект опасности Культура безопасности общества Условия выбора средств и способов обеспечения безопасности

Субъекты обеспечения безопасности Средства и способы безопасности Опыт, ценности, знания, используемые для защиты

Природные Человек Международные организации Техника Мировоззренческие Национальные и региональные

Антропогенные Группа людей Государственные органы управления и безопасности Финансовые ресурсы Нравственные Экономические и политические

Техногенные Общество Общественные организации безопасности Биотехнологии Психологические Природные и социальные

Военно-технические Государство Частные фирмы и отделы безопасности Правовые Политехнические Физическая и психологическая готовность

Личностные Мировое сообщество Мероприятия отдельных людей по самозащите Физические приемы Медицинские Знания, опыт, личностные качества

Итак, при анализе имеющихся подходов к проблеме обеспечения безопасности обнаруживается ее многогранность. Процесс обеспечения безопасности человека и общества представлен в таблице.

Формирование у старших подростков умений безопасного поведения особенно значимо для этого возраста. Именно в этот период проблемы самоопределения, самореализации, самоактуализации, т. е. поиска идеала, необходимости в творческом выражении и реализации своего потенциала выступают в качестве основных потребностей старшеклассников. Кроме того, именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, то есть имеется основа для проявления сознательной и индивидуальной активности в области подготовки к экстремальным ситуациям [4].

Согласно данным Л. А. Михайлова и В. Н. Мош-кина, в опыте работы по подготовке учащихся к правильному поведению в различного рода экстремальных ситуациях много нерешенных проблем, например отсутствие специального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности у учителей ОБЖ, что снижает качество преподавания предмета. Типичным является положение, когда при наличии знаний и даже определенных навыков безопасного поведения школьники и взрослые нарушают элементарные правила безопасности, гибнут от травм, получают увечья, становятся инвалидами. Одна из причин такого положения состоит в том, что в практике обучения усвоение знаний и умений не всегда приводит к формированию убеждений, мотивов безопасного поведения, мировоззренческой и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности. Усвоение фактических и теоретических знаний об источниках опасности и средствах безопасности при недостаточности внутрипредметных и межпредметных связей, взаимодействия с семьёй оказывается малоэффективным в процессе подготовки школьников к реальным жизненным проблемам. Особое внимание в связи с этим заслуживает организация взаимодействия общеобразовательного учреждения и семьи в формировании умений безопасного поведения старшеклассников [5].

Взаимодействие педагогических коллективов с семьёй включает три основных направления педагогической помощи: образовательное, психологическое, посредническое, - которые неразрывно связаны между собой. Мы в своей опытно-экспериментальной работе апробировали эти

направления, адаптировав их к специфике нашего исследования. Остановимся на характеристике каждого из них.

Образовательное направление педагогической помощи семье в обучении и воспитании детей безопасному поведению имело большое значение. Помощь осуществлялась специально подготовленными педагогами, в первую очередь родителям - путем их консультирования, а также детям - через просмотры и анализ видеофрагментов телевизионных передач техногенного характера, обсуждение различных опасных ситуаций социального характера «Что ты сделаешь в эту минуту?»

Психологическое направление включало в себя социально-психологическую поддержку личности школьника. Поддержка была направлена на формирование убеждений и мотивов у старшеклассника к безопасному поведению, развитию его мировоззренческой и нравственной готовности. С помощью специальных методик мы выявляли уровень готовности старшеклассников к осознанному отношению к ценности своей жизни и проводили комплекс ролевых игр и ситуаций, направленных на формирование умений безопасного поведения (например, «Ночной город», «На водоёме», «На дороге», «Мой дом подвергся опасности» и др.).

Посредническое направление педагогической помощи включало в себя координацию и информирование по вопросам формирования умений безопасного поведения. Помощь была направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания безопасного поведения ребёнка и его защиты. Эта работа проводилась в форме консультаций.

Опираясь на общепринятое в науке понимание умения как возможности эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать, как промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, мы представили формирование умений безопасного поведения старшеклассников поэтапно. Мы полагали, что очень важно специально создавать игровые ситуации, в которых подростки выполняют определённые действия в соответствии с условиями ситуации (например, «Помочь и выжить самому», «Предупредить и поддержать», «Вызвать помощь или спасателей» и др.).

На первом этапе мы провели педагогическую диагностику. Сначала выявляли уровень безопасного поведения личности по компонентам (когнитивно-аксиологический, мотивационно-пове-денческий, нравственно-волевой), одновременно

стимулируя старшеклассников к самосовершенствованию. Педагогическая диагностика позволила выявить, что 78% старшеклассников знают о возможных опасностях на дорогах, водоёмах, транспорте и т. д., но не всегда осознают ценность своей жизни и других людей. Анкетирование позволило выявить тот факт, что молодые люди легко могут рассуждать о смерти, получении увечий, ссылаясь на киногероев боевиков и сериалов. 62% старших подростков мотивируют своё желание участвовать в опасных ситуациях как проверку на выносливость и готовы поступать как сильные и смелые люди. 71% старшеклассников считают, что они обладают силой воли, храбры и поэтому скромность не всегда уместна.

Итак, мы констатировали, что старшие подростки имеют недостаточный уровень умений безопасного поведения школьников и такие особенности, как отсутствие страха перед опасностями, желание самоутвердиться посредством неординарного поступка или повторения опасного трюка из рекламы, фильма и т. д.

На втором этапе мы осуществляли мотивацию и стимулирование деятельности старших школьников, направленных на личную безопасность. С этой целью нами были проведены беседы, проанализированы телевизионные передачи, рекламы и фильмы, встречи с людьми экстремальных профессий (спасатели, пожарные, водолазы, горнолыжники, альпинисты и т. д.) по обогащению старшеклассников специальными знаниями и умениями, мотивационными и психологическими качествами личности, необходимыми в опасных ситуациях. Часть мероприятий проводилась совместно с родителями. Они являлись равноправными участниками бесед и просмотра видеоматериалов. Мы особо подчёркивали для старшеклассников тот факт, что опасные ситуации могут возникнуть в любую минуту, поэтому важно формировать у себя быструю реакцию по оценке ситуации, принятию решения и умения безопасного поведения.

На третьем этапе осуществлялось планирование и организация воспитательного процесса по формированию умений безопасного поведения у старшеклассников. Мы обеспечили практи-ко-ориентированный характер изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью формирования у учащихся старших классов активной жизненной позиции, мотивацион-но-ценностного отношения к действиям в опасных ситуациях социального характера, активизации жизненно значимых личностных качеств учащихся. В этой работе мы использовали разнообразные организационные формы учебной работы (коллективное обучение, моделирование ситуаций, индивидуальное обучение, самообучение).

На четвёртом этапе мы осуществляли контроль и коррекцию эффективности, проведённых нами мероприятий. Проанализировав сравнительные результаты, мы выявили, что у старшеклассников экспериментальной группы динамично повысился уровень умений безопасного поведения в опасных ситуациях, смоделированных нами на видео. Так, согласно результатам итогового контроля, 47,3% школьников достигли высокого уровня и 52,7% - среднего. У старшеклассников контрольной группы эти показатели значительно ниже (19,3% - высокий уровень, 29,1% - средний уровень, 51,6% - низкий уровень).

Полученные данные позволяют судить о высоком уровне умений безопасного поведения старшеклассников в опасных ситуациях, что подтверждает эффективность проведённой нами работы.

Таким образом, формирование умений безопасного поведения прежде всего необходимо осуществлять в тесном взаимодействии семьи и школы с учётом специфики воспитания готовности к преодолению опасных ситуаций, стремления обеспечить свою личную безопасность и исключить риск попадания в опасные ситуации. Итак, проблема формирования умений безопасного поведения старшеклассников и эффективных действий в экстремальных ситуациях - это важная социально-педагогическая проблема, решение которой позволит снизить риск попадания старшеклассников в опасные ситуации, повысить уровень личной и общественной безопасности.

Примечания

1. Сулла М. Б. Дидактический комплекс для изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» // Основы безопасности жизни. 1998. № 1. С. 3435.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для высш. учеб. завед. / под ред. С. В. Белова. М.: Просвещение, 2001.

3. Байбородова П. В. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: метод. пособие. М., 2003; Михайлов Л. А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: автореф. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002; Мошкин В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. 318 с.; Орлов О. В. Учебная база для занятий по ОБЖ // Основы безопасности жизни. 2004. № 2. С. 33-37; Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для преподавателей. СПб., 1992; Шаулин В. И. Новый учебный предмет // Физическая культура в школе. 1992. № 2-4. С. 15-16.

4. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности: нормативные документы, метод. рекомендации и справ. материалы для организации работы учителя. М., 2002; ОБЖ: Пути развития. Основы нового содержания и структуры общего образования (Проект) // Основы безопасности жизни. 2002. № 1. С. 3-6.

5. Михайлов Л. А. Указ. соч.; Мошкин В. Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.