Научная статья на тему 'Этапы формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей как основа готовности к воинской службе'

Этапы формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей как основа готовности к воинской службе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CULTURE OF SAFE VITAL ACTIVITY / ЮНОШИ ПРИЗЫВНОГО ВОЗРАСТА / YOUNG MEN OF DRAFT AGE / ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ / EXPERIENCE OF SOCIAL BEHAVIOR / ГОТОВНОСТЬ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ / READINESS FOR MILITARY SERVICE / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STAGES OF FORMATION OF SAFE VITAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахитов Булат Ильгизович

В статье рассматриваются вопросы организации этапов формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей, дается характеристика каждого этапа, формы и приемы формирования готовности юношей к воинской службе по призыву, особенности организации этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF THE CULTURE OF LIFE OF YOUNG MEN AS THE BASIS OF READINESS FOR MILITARY SERVICE

The article deals with the organization of stages in the formation of a culture of safe life of young men, describes the characteristics of each stage, the forms and methods of forming the readiness of young men to conscript military service, and the organization of this work.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей как основа готовности к воинской службе»

6. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Проектирование магистерской программы по направлению "Педагогическое образование" в контексте методологии TUNING [опыт СевероКавказского федерального университета) // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 26-28.

7. Романенко Н.М. Компетентностный подход к реализации «субъект-субъектного» типа взаимоотношениц как возможности равноправного взаимодействия педагогов и обучаемых. / В сборнике: Психолого-педагогические аспекты работы преподавателя вуза Межкафедральный сборник научных статей. Ответственный редактор: Е.В. Воевода. - 2015. С. 34-43.

8. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России // Мир образования - образование в мире. 2010. № 1. С. 11-15.

Педагогика

УДК 371.4

аспирант Вахитов Булат Ильгизович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕЙ КАК ОСНОВА ГОТОВНОСТИ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации этапов формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей, дается характеристика каждого этапа, формы и приемы формирования готовности юношей к воинской службе по призыву, особенности организации этой работы.

Ключевые слова: культура безопасной жизнедеятельности, юноши призывного возраста, опыт социального поведения, готовность к воинской службе, этапы формирования безопасной жизнедеятельности.

Annotation. The article deals with the organization of stages in the formation of a culture of safe life of young men, describes the characteristics of each stage, the forms and methods of forming the readiness of young men to conscript military service, and the organization of this work.

Keywords: culture of safe vital activity, young men of draft age, experience of social behavior, readiness for military service, stages of formation of safe vital activity.

Введение. Анализ массовой педагогической практики показывает, что при подготовке обучающихся к безопасной жизнедеятельности преобладает знаниево-ориентированный подход: в основном используются традиционные формы и методы обучения, не обеспечивающие развитие мотивов и опыта безопасной жизнедеятельности; усвоение юношами правил безопасного поведения осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне. Низкий уровень подготовки юношей в области безопасности жизнедеятельности подтверждает необходимость научно-обоснованной организации этого процесса.

Статистика подтверждает, что значительная часть юношей призывного возраста уклоняется от нее по разным причинам. Недостаточная сформированность у юношей призывного возраста безопасной жизнедеятельности влияет на их негативное отношение к военной службе по призыву. Вместе с тем, ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.05.2017 г.) и Указ Президента «Вопросы прохождения военной службы» от 19.09.1999 № 1237 (ред. от 16.05.2017 г.) определяют ответственность за обязательное прохождение военной службы по призыву.

Формулировка цели статьи. Сложившаяся ситуация с призывом юношей на военную службу подвела нас к необходимости разработки этапов по формированию у них культуры безопасной жизнедеятельности как основы готовности к исполнению гражданского долга.

Изложение основного материала статьи. Формирование культуры безопасной жизнедеятельности юношей как условие их готовности к военной службе по призыву особенно значимо для этого возраста. Именно в этот период проблемы самоопределения, самореализации, самоактуализации, т.е., поиска идеала, необходимости в творческом выражении и реализации своего потенциала выступают в качестве основных потребностей юношей. Кроме того, в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию, т.е. имеется основа для проявления сознательной и индивидуальной активности в области подготовки к действиям экстремальным ситуациям.

В ходе исследования выявлено, что для формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей как условие их готовности к военной службе по призыву необходимо: осознание личной значимости способности к безопасной жизнедеятельности; установка на овладение определенными умениями; понимание личностью целостности и актуализации знаний по безопасной жизнедеятельности; раскрытие содержания каждого умения как определённой совокупности действий и операций, его составляющих, и способов выполнения действий; выполнение упражнений по овладению умениями; контроль за уровнем сформированности всех умений; оценка хода и результатов деятельности.

В ходе исследования установлено, что формирование культуры безопасной жизнедеятельности обладает значимыми возможностями в обеспечении готовности юношей к военной службе по призыву, которые характеризуются: гибкостью и адресностью (ориентированность содержания информации на реализацию образовательных потребностей и требований юношей, имеющих различный образовательный уровень); контекстностью (расширение контекста деятельности в соответствии со спецификой военной службы и ее требованиями; вариативность форм и методов социальной практики, необходимых для отработки навыков безопасной жизнедеятельности); перспективностью (формирование у юношей стремления к личностному совершенствованию, адекватной реализации себя, нацеленности на готовность к военной службе по призыву).

Обязательная подготовка юношей к военной службе делится на два периода. Сначала осуществляется работа с юношами допризывного возраста, которому соответствуют лица до времени постановки на

начальный учет. Второй период это обязательная подготовка юношей к военной службе лиц призывного возраста, которые состоят на учете, но еще не отправлены к месту последующей военной службы.

На первом этапе обязательная подготовка юношей к военной службе не предусматривает выработку психологических качеств, которые необходимы для жизни в небольших группах, выявление индивидуальных возможностей и наклонностей, совершенствование физического здоровья. Более целенаправленный характер приобретает деятельность во второй период подготовки. Призывников знакомят с теоретическими аспектами службы по призыву, психологическими качествами, которыми должны обладать военнослужащие. Получив теоретическую базу о предстоящей службе, призывник планирует мероприятия по проведению индивидуальной подготовки, направленной на успешное выполнение определенной воинской специальности. Существует подразделение должностей и специальностей, комплектуемых из старшин, сержантов, матросов на классы: водительские, наблюдения и связи, операторские, технологические, специального назначения.

Содержание обязательной подготовки призывников к военной службе включает теоретические вопросы, а для совершенствования полученных навыков организуется практика. Именно для этого юношам, которые будут призваны на военную службу, предлагаются разнообразные дополнительные образовательные программы, по которым они могут получить специальность военного характера. После завершения курса, они получают специальный документ, дающий им право на выбор рода войск (службы) согласно приобретенной специальности. Помимо специальных образовательных центров, с подобной задачей успешно справляются военно-музыкальные, суворовские училища, кадетские корпуса. В них проводится обязательная подготовка юношей к военной службе. Учебная дисциплина «Основы безопасной жизнедеятельности» (11 класс) общеобразовательных школ, в т.ч. имеющих профильные кадетские классы, также включает ряд вопросов, позволяющих вести психологическую подготовку старшеклассников к службе в рядах Вооруженных Сил нашей страны. Особое внимание при обучении уделяется формированию в воспитанниках любви к военной службе, моральных и психологических качеств, дисциплинированности, патриотизм.

Мы считаем, что формирование культуры безопасной жизнедеятельности юношей как основа готовности к воинской службе обеспечивает: закрепление интереса к военной службе в контексте усиления практической направленности образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей юношей и максимального приближения содержания обучения к реальным условиям службы; формирование нравственных идеалов, позитивного морально-психологического состояния юношей призывного возраста, воспитания эмоциональной устойчивости, выдержки и самообладания; развитие коммуникативных навыков в рамках взаимодействия со всеми участниками социума.

Результаты эмпирических исследований позволяют нам утверждать о том, что в практике обучения усвоение знаний и умений не всегда приводит к формированию убеждений, мотивов безопасной жизнедеятельности и волевой готовности к безопасной жизнедеятельности. Усвоение фактических и теоретических знаний об источниках опасности и средствах безопасности оказывается малоэффективным в процессе подготовки юношей к реальным жизненным проблемам и ситуациям в армии. Юноши не знают героев России, и они не могут оценить свою готовность к военной службе. Между тем, некоторые девушки изъявили желание принять участие в исследовании, но мы их не изучали, т.к. служба в армии для них дело не обязательное. В исследовании сделан вывод о том, что особое внимание в связи с этим заслуживает управление взаимодействием общеобразовательной организации и семьи в формировании культуры безопасной жизнедеятельности юношей как основа готовности к военной службе по призыву.

Проведенная диагностика позволила выявить, что 78% юношей знают о возможных опасностях на дорогах, водоёмах, транспорте и т.д., но не всегда осознают ценность своей жизни и других людей. Анкетирование позволило выявить тот факт, что молодые люди легко могут рассуждать о смерти, получении увечий, ссылаясь на киногероев боевиков и сериалов. 62% юношей мотивируют своё желание участвовать в опасных ситуациях как проверку на выносливость и готовы поступать как сильные и смелые люди. 71% юношей считают, что они обладают силой воли, храбры и поэтому скромность не всегда уместна. Однако только 49% опрошенных готовы добровольно служить по призыву. Общий анализ количественных результатов по группе участвующих в эксперименте респондентов позволил определить следующее: у 59% юношей низкий уровень культуры безопасной жизнедеятельности юношей, 29% - средний уровень, и лишь 12% юношей обладают высоким уровнем исследуемой культуры. Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что формирование культуры безопасной жизнедеятельности юношей осуществляется в недостаточной степени. Использованные методики позволили изучить проявление культуры безопасной жизнедеятельности у юношей и выявили следующие проблемы: низкий уровень умений безопасной жизнедеятельности личности юношей; недостаточное понимание необходимости их формирования; неадекватную оценку юношей своей культуры безопасной жизнедеятельности и не желание служить в Вооруженных силах.

Процесс организации этапов формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей был представлен тремя основными этапами: мотивационно-информационный, процессуально-технологический, рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определены познавательные задачи и ситуации формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей как условие их готовности к военной службе по призыву.

Мотивационно-информационный этап. С помощью психолого-педагогических тренингов осуществлялось развитие мотивации, заинтересованности и осознание необходимости преобразования своего внутреннего мира и поиск возможностей формирования культуры безопасной жизнедеятельности юношей как условие их готовности к военной службе по призыву.

На данном этапе с юношами были рассмотрены опасные ситуации, которые могут возникать в повседневной жизни (виды и основные источники опасности, объекты опасности, субъекты обеспечения безопасности, средства и способы безопасности, опыт, ценности, знания, используемые для защиты, условия выбора средств и способов обеспечения безопасности) и в условиях прохождения службы. В беседах участвовали педагоги, представители военно-спортивных клубов, военкоматов и воинских частей.

На этом этапе мы применяли внешние стимулы, играющие роль побудителей и регуляторов деятельности и активности юношей (прямое требование взрослого (военная обязанность), пример (юноши, отслужившие в армии), наставление (будь как твой прадед), близкие и средние перспективы (получение образования и карьера гослужащего), интерес (новый жизненный и военный опыт)). Первый этап нашего исследования мы начинали с развития проектировочных умений. Для реализации поставленной цели мы использовали формы беседы, диспута, дискуссии, просмотр и обсуждение видеофильмов, рекламных

роликов. В частности, проводились тематические часы («Слава на пять минут», «Опасности окружающего мира», «Я и моё будущее» и др.), занятие-диспут с элементами психологического практикума «Подготовка к неожиданным и опасным ситуациям», дискуссия «Как выжить в нашем техногенном мире?». В ходе проведённой работы нами были намечены индивидуальные программы по формированию культуры безопасной жизнедеятельности юношей для обеспечения их готовности к военной службе по призыву.

Кроме того, на этом этапе формировался комплекс знаний по формированию у юношей культуры безопасной жизнедеятельности, ее сущности и структуре (проектировочные, деятельностные, контрольно-оценочные). На данном этапе юноши узнавали, как проектировать своё поведение, осуществлять его без ущерба своему здоровью и здоровью других и оценивать последствия своих действий; развивали интерес к подвигам героев России и желание служить в армии. Мы обеспечивали практико-ориентированный характер изучения материала, формирование активной жизненной позиции, мотивационно-ценностного отношения к действиям в опасных ситуациях социального характера, активизации жизненно значимых личностных качеств личности. В этой работе мы использовали разнообразные организационные формы работы (коллективное обучение, моделирование ситуаций, индивидуальное обучение, самообучение). Были организованы экскурсии в воинские части (условия тренировок, занятий и отдыха; организация свободного времени; беседы с военнослужащими) и военно-спортивные клубы (состав групп, виды тренировок, специфика занятий, права и обязанности членов клуба).

Процессуально-технологический этап. Этот этап был направлен на актуализацию психолого-педагогических навыков юношей для развития самоуправления, осуществляя перенос сформированных знаний в реальные условия и обеспечивая формирование комплекса умений безопасной жизнедеятельности как в стандартных, так и нестандартных ситуациях в ходе ролевых игр и практикумов. Мы полагали, что очень важно специально создавать виртуальные ситуации, в которых юноши выполняют определённые действия в соответствии с условиями ситуации (например, «Помоги и выживи сам», «Предупредить и поддержать», «Вызвать помощь или спасателей», «Чрезвычайная ситуация на улице, «Как вести себя на пожаре», «Если я подвергся опасности» и др.).

На этом этапе мы осуществляли мотивацию и стимулирование деятельности юношей, направленной на личную безопасность. С этой целью нами были проведены беседы, проанализированы телевизионные передачи, рекламы и фильмы, интерактивные встречи с людьми экстремальных профессий (спасатели, пожарные, водолазы, горнолыжники, альпинисты и т.д.), способствующие обогащению жизненного опыта юношей специальными знаниями и умениями, мотивационными и психологическими качествами личности, необходимыми в опасных ситуациях. Часть мероприятий проводилась совместно с представителями военно-спортивных клубов, военкоматов и воинских частей. Юноши являлись равноправными участниками выполнения упражнений на плацу, построений, марш-бросков в полном обмундировании.

При проведении круглых столов и просмотра видеоматериалов мы особо подчёркивали для юношей тот факт, что опасные ситуации могут возникнуть в любую минуту, поэтому важно формировать у себя быструю реакцию по оценке ситуации, принятию решения и умения безопасной жизнедеятельности.

Рефлексивно-оценочный этап. На этом этапе мы осуществляли контроль и коррекцию эффективности проведённых нами мероприятий. Завершающим мероприятием явилась спортивная игра «Остаться в живых», деловые игры «ЧП», «Крушение звездолета». Юношам предлагалось показать свою культуру безопасной жизнедеятельности юношей в ходе решения нестандартных ситуаций.

Выводы. Организация этапов формирования культуры безопасной жизнедеятельности как основа готовности юношей к воинской службе по призыву рассматривается нами через призму обеспечения взаимодействия образовательных организаций, военно-патриотических клубов, военкоматов и воинских частей посредством комплекса деловых игр, практикумов, тренингов, имитационного моделирования экстремальных ситуаций и обеспечения личностно-ориентированной помощи и консультирования юношей и их родителей.

Литература:

1. Арзамаскин, Н.Н., Смирнов, С.В. Эволюция правовой культуры российского общества в условиях глобализации [Текст] / Н.Н. Антюхина, С.В. Смирнов // Правовое государство: теория и практика. - 2010. - № 4. - С. 7-9.

2. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи от чрезвычайных ситуаций [Текст] - М., 2005. - 690 с.

3. Белов, П.Г. Военно-стратегические аспекты национальной безопасности России [Текст] / П.Г. Белов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2010. - №1. - С. 55-67.

4. Белоусов, П.А. Педагогические основы подготовки учащихся средних учебных заведений к службе в Советской Армии: автореф. ... д-ра. пед. наук [Текст] / П.А. Белоусов. - М., 1990. - 32 с.

5. Гафнер, В. Образование и национальная безопасность России [Текст] / В. Гафнер // Основы безопасной жизнедеятельности. - 2002. -.№6. - С. 12-17.

6. Генералов, А.В. Формирование готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях важная задача учителя ОБЖ [Текст] / А.В.Генералов // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: Мат. II Всерос.-ой науч.-практ. конф.-ии. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2001. - С. 74-77.

7. Горина, Л.Н. Моделирование системы безопасности жизнедеятельности человека в образовательном процессе [Текст] / Л.Н. Горина, А.А. Ковалева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т.12. - №5. - С. 35-40.

8. Дурнев, Р.А. К вопросу о культуре безопасности жизнедеятельности [Текст] / Р.А. Дурнев // Технология гражданской безопасности. - 2006. - №1. - С. 64-68.

9. Леванова, Е.А. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное образование как основание профилактики саморазрушающего поведения [Текст] / Е.А. Леванова, Л.В. Тарабакина // Образование личности. - 2013. -№ 1. - С. 18-24.

10. Мошкин, В. Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография [Текст] / В.Н. Мошкин. - Барнаул: Издательство БГПУ, 2002. - 318 с.

11. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности. История. Теория. Практика. Концептуальные аспекты: монография [Текст] / О.Н. Русак. - СПБ.: СПбГЛТУ, 2016. - 88 с.

12. Шевченко, И.В. Актуальные проблемы понимания правового статуса личности в государстве [Текст] / И.В. Шевченко, Б.С. Бялт // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. -№4. - С. 128-130.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА

КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЯ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы определения структурных компонентов педагогического такта. В работе актуализируется необходимость формирования педагогического такта будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе, для чего необходимо знание его структурных компонентов. В статье изучены основные подходы к определению компонентов структуры педагогического такта, выделены и проанализированы основные из них.

Ключевые слова: педагог, педагогической мастерство, составляющие педагогического мастерства, такт, педагогический такт, структура педагогического такта, компоненты педагогического такта.

Annotation. This study is devoted to the problem of determining the structural components of the teaching cycle. The article actualizes the necessity of formation of pedagogical tact of future teachers in the process of their professional training in higher education, which requires knowledge of its structural components. The article examines the main approaches to the definition of the components of the structure of pedagogical tact, identified and analyzed the main ones.

Keywords: pedagogical skills, components of pedagogical skills, tact, pedagogical tact, structure of pedagogical tact, components of pedagogical tact.

Введение. Одной из актуальных проблем современной педагогики является изучение различных аспектов педагогического общения. Актуальность данной проблемы объясняется спецификой педагогической деятельности: учитель именно через общение строит сложную систему взаимоотношений, способствующих эффективному воспитанию, обучению и развитию обучающихся.

Одним из важнейших вопросов в системе педагогического общения является проблема педагогического такта, который проявляется не только в уровне культуры общения педагога с обучающимися, но и в уважении к личности воспитанников, вниманию к их психическому состоянию, контроле собственных эмоций, сдержанности, участливости и т.д.

Профессиональная подготовка будущего педагога в качестве обязательного компонента включает формирование педагогического такта. Для эффективного достижения формирования педагогического такта будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в высшей школе необходимо знание его структурных компонентов и их сущности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение проблемы определения структурных компонентов педагогического такта и их сущности.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к изучению проблемы определения структурных компонентов педагогического такта, обратимся к рассмотрению сущности самого понятия, анализируемого в рамках данного исследования.

Слово «такт» имеет латинское происхождение и переводится как «прикосновение», «ощущение».

В словаре С.И. Ожегова понятие такт трактуется как «умение вести себя пристойно, уважая других, чувство меры в поведении, в поступках» [4, с. 318].

Понятие же педагогического такта рассматривается в Педагогическом энциклопедическом словаре как «принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми» [5, с. 285].

По мнению С.И. Денисенко, в контексте учебной деятельности педагогический такт является «следствием глубокого знания преподавателем своего предмета и владения методикой, знания возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых» [2, с. 45]. В рамках реализации воспитательной работы педагогический такт, по мнению исследовательницы, представляет собой «результат знания основ педагогики, общей, возрастной, дифференциальной психологии, умение педагога вести себя со студентами, умение в каждом отдельном случае понять состояние юноши и девушки, их побуждения, интересы и найти наиболее действенную меру воздействия» [2, с. 45].

По определению С.Д. Якушевой, педагогической такт представляет собой «профессиональное качество педагога, часть его мастерства. Он отличается от общего понятия «такт» тем, что обозначает не только свойства личности преподавателя, но и умение выбрать правильный подход; вместе с тем воспитывающее, действенное средство влияния на обучающихся» [9, с. 70].

И. В. Тимонина педагогический такт определяет в нескольких значениях:

- как соблюдение педагогического принципа меры в общении с обучающимися;

- как умение выбрать правильный подход к обучающимся на основе учета их личностных особенностей и отношений с ними [8].

Исследовательница подчеркивает, что анализируемый в данном исследовании компонент педагогического мастерства представляет собой одновременно и чувство меры, и сознательную дозировку педагогического воздействия, и способность проконтролировать и уравновесить это средство другим [8].

В.И. Гусоев, исследуя педагогическое наследие А.С. Макаренко, утверждает, что в учении педагога-классика педагогический такт это:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.