ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В РЯДАХ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Доцент В. Н. Завгородний,
старший преподаватель О. Н. Белоусов,
кандидат медицинских наук, профессор А. Г. Ахромова
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161
Только 20 % юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. приходящие в армию выпускники средних школ и вузов имеют недостаточное физическое развитие, низкую работоспособность и функциональные возможности, не соответствующие предъявляемым требованиям и снижающие эффективность решения поставленных задач.
В качестве практических рекомендаций подготовки молодежи к службе в рядах Российской Армии мы предлагаем следующие формы и методы педагогического воздействия: воспитание моральных качеств юношей; психологическую подготовку к преодолению трудностей военной службы, формирование и совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и умений; освоение приемов рукопашного боя и самозащиты без оружия; тренировка быстроты, силы, выносливости, координации, ловкости, гибкости, специальной выносливости.
ключевые слова: молодежь, Российская армия, подготовка к службе.
Статистика неумолимо свидетельствует о том, что в России с состоянием человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой способствуют высокий уровень бедности россиян, социальная неустроенность, проблемы занятости, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья, расширение масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства.
По данным многих авторов, приходящие на службу в Российскую Армию выпускники средних школ и вузов имеют недостаточное физическое развитие, низкую работоспособность и функциональные возможности, не соответствующие предъявляемым требованиям и снижающие эффективность решения поставленных задач. Только 20% от общего числа юношей имеют уровень здоровья, который позволяет им служить в армии. В этом процессе большую роль играет специфика современной жизни в стране, в частности, рост пьянства,
наркомании, что дает человеку, а особенно ребенку, мало шансов выжить в таких условиях, оставаясь здоровым.
По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран. При этом массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья находится вне фокуса государственной политической доминанты.
В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма.
Целями подготовки юношей к службе в рядах Российской Армии являются:
1. Воспитание моральных качеств юношей.
2. Психологическая подготовка к преодолению трудностей военной службы.
3. Формирование и совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и умений: преодоление препятствий и метание гранат.
4. Рукопашный бой и приемы самозащиты без оружия.
5. Общая физическая подготовка: тренировка быстроты, силы, выносливости, координации, ловкости, гибкости, а также специальной выносливости.
Для достижения этих целей в качестве практических рекомендаций мы предлагаем следующие формы и методы подготовки молодежи к службе в рядах Российской Армии.
1. Воспитание моральных качеств.
Его необходимость вытекает из объективно существующей закономерности возрастания роли духовного фактора в современной войне. Формирование и упрочение моральных качеств имеет две стороны - моральную и общественно-психологическую.
Моральная подготовка предполагает воспитание у будущих воинов идейной убежденности, сознательности и нравственной преданности своему народу. Основными задачами ее являются: формирование у молодежи патриотических взглядов и убеждений, уважения к Российским Вооруженным Силам, их традициям, ратному труду, военной профессии, воспитание бдительности, высокой идейности, стойкости мировоззренческой позиции, стремления быть способным в любое время встать на защиту Родины.
Решение задач моральной подготовки молодежи предполагает знакомство учащихся с боевыми традициями Вооруженных Сил: исторически сложившимися нормами поведения, побуждающими наших воинов образцово, с достоинством и честью выполнять свой священный долг перед Родиной. К важным боевым традициям относятся: верность Боевому Знамени, непреклонная уверенность в победе над врагами, нерушимое войсковое товарищество, личная ответственность за защиту Родины.
Моральная подготовка направлена на формирование у молодежи системы мировоззренческих взглядов на роль физической подготовки в военно-профессиональном становлении личности защитника Родины, на всемерную активизацию самовоспитания, стремления молодого человека стать сильным, мужественным, на формирование у юношей военно-патриотического идеала, которому бы они следовали в жизни.
Воспитание учащейся молодежи на достижениях спортсменов, демонстрация их моральной стойкости формирует будущего защитника Родины в духе преданности Отечеству и тем самым способствует повышению боеготовности.
Во многих школах развернуто движение «Сегодня - отличник ОБЖ, завтра - отличный воин», «Сегодня - хороший спортсмен, завтра - отличник боевой подготовки», проводятся смотры-конкурсы «Готов к защите Родины». Для стимулирования учащихся, успешно овладевающих знаниями по основам военной службы, достигших высокого уровня физической подготовленности, устанавливается знак «За труды по подготовке к военной службе». Звание присваивается победителям и призерам, которые обладают высокими моральными и волевыми качествами, имеют отличные навыки по разделам ОБЖ, достигли высоких показателей по физической подготовке, принимают активное участие в военно-патриотических мероприятиях. Этим подчеркивается общественная значимость подготовки юношей к защите Родины.
2. Психологическая подготовка.
Под вневойсковой психологической подготовкой понимается процесс целенаправленного формирования психологической устойчивости и готовности допризывной и призывной молодежи к деятельности в условиях учебно-боевой обстановки.
Основными задачами психологической подготовки молодёжи к воинской службе являются:
- формирование положительной устойчивой мотивации и внутренней осознанной готовности к вооруженной защите Отечества, к воинской службе;
- формирование эмоционально-волевой устойчивости, смелости и решительности.
Еще до призыва в армию юноши должны полностью представлять себе внешнюю и внутреннюю (психологическую) картину воинской службы. С этой целью следует знакомить их с укладом армейской жизни, ее традициями, обычаями, с военной присягой и уставами. Это им поможет лучше понять, какую высокую и почетную обязанность берет на себя каждый молодой человек, вступая в ряды защитников Родины, какими морально-боевыми качествами он должен обладать.
На занятиях по изучению оружия массового поражения (ОМП) и средств защиты от него необходимо и возможно формировать у юношей уверенность в победе над противником. Здесь важно создавать у обучаемых правильное отношение к ОМП, не допускать крайностей в оценке опасности.
Интересам психологической подготовки служат также занятия по уставам Вооруженных Сил. Их изучение способствует формированию таких качеств, как дисциплинированность, исполнительность, бдительность, готовность к выполнению требований и перенесению трудностей армейской службы. При этом важно систематически поддерживать на занятиях уставной порядок, не допускать внеуставных отношений.
Моральная и психологическая подготовка должна осуществляться в неразрывном единстве и проводиться по 3 взаимосвязанным направлениям.
Первое направление - формирование у юношей системы мировоззренческих взглядов в военно-профессиональном становлении личности будущего защитника Родины.
Решение задач этого направления осуществляется преимущественно на теоретических занятиях по физической подготовке. Традиционная тематика теоретического курса может быть дополнена следующими темами:
1. Требование к физической подготовленности призывного контингента.
2. Физическая культура и спорт - важные средства повышения готовности молодежи к военной службе.
3. Героизм советских спортсменов и физкультурников в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны.
4. Армейские спортсмены - на международной спортивной арене.
5. Физкультура и спорт в жизни выдающихся военачальников и полководцев.
Второе направление - создание условий для проявления различных видов устойчивости и развитие военно-профессиональных способностей, требующих активных действий, надежного функционирования психики и высокой степени актуализации личностных качеств.
Ведущими компонентами в проявлении
эмоционально-волевой устойчивости в условиях учебной деятельности слушателей являются волевые усилия, связанные с преодолением страха и чувства усталости.
Для развития смелости и решительности применяются упражнения, содержащие элементы риска и специальные комплексы эмоционально-волевых упражнений, для развития выносливости - упражнения, связанные с продолжительными физическими нагрузками.
По каждому разделу программы рекомендуется составить 3-4 таких комплекса. Упражнения каждого последующего комплекса должны требовать от занимающихся более значительного волевого усилия для преодоления чувства страха. При этом следует менять не только упражнения, но и условия их выполнения, определяющие степень опасности. Одновременно юношей необходимо обучать специальным приемам регуляции эмоционального состояния, таким как самоприказ, самоободрение, релаксация, контроль за напряжением мимических мышц, нормализация дыхания и т. д.
Третье направление - всемерная активизация самовоспитания, стремления молодого человека стать сильным, мужественным, формирование у юношей военно-патриотического идеала, к которому следует стремиться в жизни.
Включение в занятия упражнений, содержащих элементы риска, единоборств, специальных эмоционально-волевых упражнений развивает не только отдельные волевые качества, такие как смелость и решительность, но и самообладание, психическую устойчивость, надежность в условиях действия экстремальных факторов. Чем чаще на занятиях будут создаваться ситуации допустимого риска и опасности, тем легче и быстрее смогут адаптироваться юноши к ним в условиях учебной деятельности.
Реализация этого направления обеспечивается организацией соревнований за достижение высоких показателей в овладении нормативами по физической подготовке, разработкой и доведением до юношей индивидуальных нормативных требований по всем видам физической подготовки, организацией и контролем различных видов самостоятельного выполнения физических упражнений в целях физического самосовершенствования, подготовкой юношей к выполнению ими норм действующего НФП, ВСК, военно-спортивной классификации.
3. Формирование и совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и умений: преодоление препятствий и метание гранат.
Военно-прикладные двигательные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, которые являются составной частью различных видов учебно-боевой деятельности. К основным военно-прикладным навыкам относятся навыки в преодолении препятствий и метании гранат.
Занятия по преодолению препятствий направле-
ны на формирование навыков в преодолении препятствий, метании гранат, выполнении специальных приемов и действий, на воспитание уверенности в своих силах, решительности и смелости.
Занятия по данному разделу физической подготовки проводятся на полосе препятствий, рекомендованной Отделом физического воспитания начальной военной подготовки Министерства просвещения СССР (журнал «Физическая культура в школе» № 2 за 1988), в оборонно-спортивном лагере - на единой полосе препятствий (НВП-87) или военно-прикладной полосе препятствий (журнал «Советское военное образование» № 12 за 1987 год).
Прежде чем приступить к изучению техники преодоления полосы препятствий, учащихся нужно ознакомить с условиями и правилами выполнения упражнения, мерами безопасности при преодолении препятствий, с оборудованием полосы препятствий.
Тренировки в метании гранат для развития физических качеств и точности двигательной координации рекомендуется проводить с использованием гранат разного веса - от 300 до 700 г. Кроме того, следует выполнять броски левой и правой рукой и двумя руками из-за головы по цели, как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
В процессе тренировки целесообразно выполнять метание гранат по внезапно указанным или появляющимся целям, по неожиданным командам, чередовать броски залпом - всем подразделениям одновременно с выполнением приема поочередно - по одному, по два. По мере усвоения техники способа метания постепенно увеличивать дистанцию бросков и уменьшать габариты цели. Это имеет большое значение не только для выработки необходимых качеств и совершенствования изученных приемов, но и для реального практического применения в учебно-боевой деятельности.
При метании гранат рекомендуется следующая последовательность в изучении приемов: стоя с места, в движении, с колена, из положения лежа, из траншеи, а затем метание противотанковых гранат. При метании гранат стоя замах может выполняться двумя способами: вверх - назад и вниз - назад. Метание гранаты с замахом, вверх - назад является более эффективным способом для точного поражения цели, замах вниз - назад позволяет увеличивать дальность броска, но метание этим способом не всегда возможно из траншеи.
4. Рукопашный бой и приемы самозащиты без оружия.
Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков борьбы с противником в рукопашной схватке, на воспитание смелости и решительности, инициативы и находчивости. Обучение учащихся элементам рукопашного боя с оружием необходимо включать в содержание практических занятий по начальной военной подготовке при изучении темы «Действие солдат в бою». Элементы единоборства рукопашного боя без оружия можно включать в содержание комплексных занятий по физическому воспитанию. Приемы боя
с оружием включают в себя изготовки к бою, передвижения, действия с оружием.
Приемы самозащиты рекомендуется изучать в такой последовательности: приемы самостраховки, броски, болевые приемы в стойке, защиты от ударов рукой и ногой, освобождение от захватов.
Формирование военно-прикладных навыков проводится в три этапа:
- обучение отдельным приемам и действиям проводится в стандартных условиях;
- формирование вариативной техники навыка;
- совершенствование навыка в условиях, максимально приближенных к боевым.
Поэтапное формирование военно-прикладных навыков способствует заблаговременной адаптации юношей к характеру и условиям предстоящей учебно-боевой деятельности и успешному решению поставленных задач.
5. Общая физическая подготовка: тренировка быстроты, силы, выносливости, координации, ловкости, гибкости, а также специальной выносливости.
Процесс физической подготовки - это долговременная и постоянная специально организованная (тренировка, самостоятельное занятие и т. д.) педагогическая деятельность, основу которой составляет использование следующих групп средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов.
Вывод: внедрение вышеописанной методики подготовки юношей к службе в рядах Российской Армии способствует:
1) формированию у молодежи патриотических взглядов и убеждений, уважения к Российским Вооруженным Силам, к их традициям, ратному труду, военной профессии;
2) воспитанию бдительности, высокой идейности, стойкости мировоззренческой позиции, стремления быть способным в любое время встать на защиту Родины;
3) формированию у молодежи системы мировоззренческих взглядов на роль физической подготовки в военно-профессиональном становлении личности защитника Родины, на всемерную активизацию самовоспитания, стремления молодого человека стать сильным, мужественным, на создание у юношей военно-патриотического идеала, которому бы они следовали в жизни.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Начальная военная подготовка. Настольная книга будущего командира. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 432 с.
2. Смирнов, А. Т., Васнев, В. А. Основы военной службы: учеб. пособие - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
3. Полторак, С. Н., Смирнов, А. Ю. Военная подготовка. Основы военно-гуманитарных знаний: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 288 с.
4. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе. - М.: Мнемозина, 2000. - 199 с.
PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREPARING PRE-CONSCRIPTION YOUTH FOR SERVICE IN THE RUSSIAN ARMY
V. Zavgorodny, Associate Professor, O. Belousov, Senior Teacher,
A. Akhromova, Candidate of medical Sciences, Professor
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar
Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161
Only 20% of young people (boys) possess such health level that helps them to serve in the army. Comprehensive school leavers, graduates from universities joining the army have insufficient physical health, low working ability and functional opportunities which don't correspond to big demands made to them and which lower the effectiveness of solving the tasks.
The authors of the paper suggest the following forms and methods of pedagogical influence as practical recommendations for preparing young people for the service in the Russian Army:
upbringing of young people's (boys') moral qualities; psychological training to overcoming difficulties of the military service. They also suggest introducing the ways of forming and perfecting military-applied movement skills and habits; mastering the ways of hand to hand fight and self-defence without any arms of the service; training speed, force, power of endurance, coordination, adroitness, flexibility, special power of endurance.
Key words: youth (young people), Russian Army, preparing for the service.