Научная статья на тему 'Физическое воспитание в школе - важный элемент общей подготовки призывников'

Физическое воспитание в школе - важный элемент общей подготовки призывников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / PHYSICAL EDUCATION / LIFE SAFETY / SCHOOL EDUCATION SYSTEM / PREPARATION OF YOUTH FOR SERVICE IN THE ARMED FORCES / INTEGRATED LESSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишков Николай Григорьевич, Макрушина Инна Васильевна, Корохова Нафисет Асхадовна, Иоакимиди Юлия Александровна

В современной системе общего образования образовательные учреждения являются первичным звеном в общей системе физического воспитания молодежи. Для эффективной реализации задач по качественной подготовке призывников по физической подготовке необходимо использовать новые методы, одним из которых является интегрированный урок. Интегрированный урок объединяет дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическая культура». Основные элементы строевой выучки старшеклассников-призывников, включенные в занятия по физической культуре, способствуют укреплению здоровья; привитию молодежи привычек ведения здорового образа жизни; формированию физической подготовленности для последующей трудовой деятельности; физической и морально-психологической готовности призывников к прохождению службы в Вооруженных силах России; готовности к действиям человека в экстремальных и неблагоприятных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ишков Николай Григорьевич, Макрушина Инна Васильевна, Корохова Нафисет Асхадовна, Иоакимиди Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING AT SCHOOL AS THE IMPORTANT ELEMENT OF THE ARMY CONSCRIPTS’ GENERAL TRAINING

In the modern system of general education, educational institutions are the primary link in the general system of physical education of youth. To effectively implement the tasks of qualitative training of conscripts in physical training, it is necessary to use new methods, one of which is an integrated lesson. The integrated lesson assembles the disciplines "Fundamentals of Life Safety" and "Physical Culture". The basic elements of front training of senior pupils army conscripts, included in physical education classes contribute to health promotion; instilling habits of healthy lifestyle; formation of physical readiness for the subsequent labor activity; physical and moral-psychological readiness of conscripts for service in the Armed Forces of Russia; and readiness for human actions in extreme and unfavorable conditions.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание в школе - важный элемент общей подготовки призывников»

УДК 355.58:796.01 ББК 68.69 И 97

Н.Г. Ишков

Старший преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: ifk.maikop@yandex.ru

И.В. Макрушина

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: ifk.maikop@yandex.ru

H.А. Корохова

Кандидат социологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, заместитель директора по воспитательной работе Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: Nafiset@mail.ru

Ю.А. Иоакимиди

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета; E-mail: ioakimidi-julija@mail.ru

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ - ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕЙ ПОДГОТОВКИ ПРИЗЫВНИКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В современной системе общего образования образовательные учреждения являются первичным звеном в общей системе физического воспитания молодежи. Для эффективной реализации задач по качественной подготовке призывников по физической подготовке необходимо использовать новые методы, одним из которых является интегрированный урок. Интегрированный урок объединяет дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Физическаякультура».Основныеэлементыстроевойвыучкистаршеклассников-призывников, включенные в занятия по физической культуре, способствуют укреплению здоровья; привитию молодежи привычек ведения здорового образа жизни; формированию физической подготовленности для последующей трудовой деятельности; физической и морально-психологической готовности призывников к прохождению службы в Вооруженных силах России; готовности к действиям человека в экстремальных и неблагоприятных условиях.

Ключевые слова: физическое воспитание, безопасность жизнедеятельности, система школьного образования, подготовка молодежи к службе в Вооруженных силах, интегрированный урок.

N.G. Ishkov

Senior teacher of Department of Life Safety of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: ifk.maikop@yandex.ru

I.V. Makrushina

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Deputy Director for Studies of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: ifk.maikop@yandex.ru

N.A. Korokhova

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department of Life Safety, Deputy Director for Educational Work of Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: Nafiset@mail.ru

Yu.A. Ioakimidi

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Theoretical Bases of Physical Training at Institute of Physical Culture and Judo, Adyghe State University; E-mail: ioakimidi-julija@mail.ru

PHYSICAL TRAINING AT SCHOOL AS THE IMPORTANT ELEMENT OF THE ARMY CONSCRIPTS'

GENERAL TRAINING

Abstract. In the modern system of general education, educational institutions are the primary link in the general system of physical education of youth. To effectively implement the tasks of qualitative training of conscripts in physical training, it is necessary to use new methods, one of which is an integrated lesson. The integrated lesson assembles the disciplines "Fundamentals of Life Safety" and "Physical Culture". The basic elements of front training of senior pupils - army conscripts, included in physical education classes contribute to health promotion; instilling habits of healthy lifestyle; formation of physical readiness for the subsequent labor activity; physical and moral-psychological readiness of conscripts for service in the Armed Forces of Russia; and readiness for human actions in extreme and unfavorable conditions.

Keywords: Physical education, life safety, school education system, preparation of youth for service in the Armed Forces, integrated lesson.

Существующие основные угрозы безопасности страны определяют необходимость содержания мощных современных Вооруженных сил. Основная роль в выполнении задач, стоящих перед Вооруженными силами, возлагается на личный состав. Поэтому вопросы комплектования и профессиональной подготовки военнослужащих к выполнению задач по защите Отечества являются приоритетными для военных комиссариатов, военно-учебных заведений, воинских частей и общеобразовательных учреждений [1; 2].

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (Ф3-№53 от 28 марта 1998 года), предусматривает обязательную подготовку к военной службе, которая осуществляется в условиях общего, а также начального и среднего профессионального образования в течение двух последних лет обучения.

В системе общего образования подготовка граждан по основам

военной службы осуществляется в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования высоких нравственных ценностей, патриотического сознания, что определяет одну из целей преподавания ОБЖ в школе: подготовку физически и нравственно развитых молодых людей, способных и готовых реализовать свой потенциал в обеспечении безопасности страны, позитивно ориентированных в целом на военно-профессиональную деятельность и на военную службу в частности [1].

Руководящие документы,

школьная программа предусматривают следующие основные направления в подготовке юношей к службе в Вооруженных силах:

- получение теоретических знаний в области организации обороны страны и прохождении службы военнослужащими в рядах Вооруженных сил;

- приобретение практических навыков, необходимых юношам на начальном этапе службы;

- морально-психологическое и военно-патриотическое воспитание молодёжи;

- физическую подготовку.

К сожалению, необходимо отметить и тот факт, что уровень подготовленности определенной части выпускников общеобразовательных школ не соответствует современным требованиям армии и флота, предъявляемым к призывникам, и требует дальнейшего совершенствования системы подготовки молодежи к службе в Вооруженных силах.

Так, анализ результатов исследований, проведенных в образовательных учреждениях Республики Адыгея и Краснодарского края по вопросам подготовки юношей к службе в Вооруженных силах, подтверждает, что в школах не в полной мере выполняются требования, изложенные в руководящих документах по подготовке призывников.

Результаты исследований свидетельствуют, что качество подготовки юношей к службе в армии, как правило, на 20-40% выше в тех учебных заведениях, в которых хорошо отлажена и существует система подготовки призывников, а преподаватели ОБЖ профессионально владеют знаниями, умениями, навыками военного дела и методически грамотно применяют их на практике.

Одной из важных задач в общей системе школьного образования является физическое воспитание. Образовательные учреждения являются первичным звеном в общей системе физического воспитания населения, и оно направлено на решение следующих задач: укрепление здоровья; привитие молодежи ведения здорового образа жизни; формирование физической подготовленности для последующей трудовой деятельности; физической и морально-психологической

готовности призывников к прохождению службы в Вооруженных силах России; готовность к действиям человека в экстремальных и неблагоприятных условиях [3].

В целях реализации задач, стоящих перед учебными заведениями в области физического воспитания учащихся, школьная программа предусматривает комплекс мероприятий физического воспитания: занятия по физической подготовке с учащимися на уроках по физической культуре; подготовку к сдаче и сдачу норм ГТО (готов к труду и обороне); проведение различных спортивных мероприятий (соревнований) в часы внеклассной работы; занятия в спортивных секциях; сдачу норм военно-спортивного комплекса (ВСК) при проведении с учащимися десятых классов учебного сбора по разделу ОБЖ «Основы военной службы» [2].

Военная деятельность требует от личного состава Вооруженных сил всесторонней подготовки и включает следующие основные направления: владение военно-профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения боевых задач; морально-психологическую готовность военнослужащих к выполнению задач по защите Отечества; высокую физическую подготовку личного состава, необходимую для реализации задач воинской деятельности.

Общеобразовательные учреждения являются первым этапом в решении задач физической подготовки призывников. Физическая подготовка должна быть направлена на приобретение и совершенствование умений и навыков учащимися в силе, ловкости, быстроте, выносливости. Эти качества учащиеся приобретают и совершенствуют на плановых занятиях и различных спортивных мероприятиях.

Начальные знания и практические навыки по строевой подготовке учащиеся получают на

практических занятиях при изучении раздела «Основы военной службы», однако на совершенствование необходимых навыков строевой выучки призывников времени школьной программой не отводится, поэтому качество подготовки призывников в этом направлении находится на недостаточном уровне [4].

Однако практика показывает, что для реализации задач, стоящих перед школой в области качественной подготовки призывников по физической и строевой подготовке, можно достичь высоких результатов, если широко использовать при проведении занятий новые типы уроков. Одним из таких уроков является интегрированный урок и его деятельностная форма, при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины [5].

Интегрированные уроки объединяют самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, например, «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Физическая культура», так и в частичном: содержание, методы.

Интегрированный урок, основываясь на межпредметных связях, используется для проведения занятий с учащимися старших классов по физической культуре в сочетании с элементами строевой подготовки, предусмотренными школьной программой курса ОБЖ.

Для проведения такого урока необходимо, чтобы учитель по

физической культуре владел знаниями, умениями и навыками строевой выучки и мог правильно подавать команды, согласно требованиям строевого устава, контролировать практическое выполнение этих команд учащимися, либо осуществлял совместное проведение занятий с учителем ОБЖ.

Если использовать интеграцию при проведении плановых занятий в школе по физической культуре (в разминку урока включить выполнение строевых приемов в движении: движение строевым шагом; повороты в движении (налево, направо, кругом)), то это будет способствовать решению проблемы.

Необходимо отметить, что эти основные элементы строевой выучки призывников, включенные в занятия, ни в коей мере не нуждаются в дополнительном времени и не занимают время, отведенное на основную часть планового урока по физической культуре, а лишь сопутствуют укреплению дисциплины обучаемых, концентрируют их внимание, способствуют достижению лучших результатов в освоении предмета, улучшают психологический климат в коллективе, повышают уверенность в себе, что крайне необходимо с учетом этого возрастного ценза.

Также значимо для допризывников освоение физических упражнений по силовой подготовке - подтягивания на перекладине или отжимания от пола (на параллельных брусьях). Использование предложенного типа урока проведения занятий по физической культуре в школе дает значимый положительный результат в физической и строевой подготовке призывников.

Продолжением практической подготовки призывников к службе в Вооруженных силах по физической и строевой подготовке являются занятия на учебном сборе и в 11 классе. На учебном сборе с юношами десятых классов также предусмотрены мероприятия спортивной

направленности: проведение утренней физической зарядки; плановые занятия по физической подготовке; соревнования среди классов по различным видам спорта; сдача норм ВСК; попутная физическая тренировка (совершение марш-бросков) при смене учебных мест на полевых занятиях.

Сдача норм ВСК на учебном сборе является контрольным занятием для юношей призывного возраста по физической подготовке, которое

позволяет определить их общее физическое развитие и физическую подготовку, необходимую при прохождении военной службы.

Таким образом, мероприятия спортивной направленности, проводимые в школе, создают благоприятную среду для занятий спортом и являются важным звеном в общей системе подготовки юношей призывного возраста к службе в Вооруженных силах Российской Федерации.

Примечания:

1. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28.03.1998 г №53-Ф3 (с изменениями на 28.12.2016г) // СПС КонсультантПлюс. М., 2016. Загл. с экрана.

2. Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе: постановление Правительства РФ от 31.12.1999 №1441 (ред. от 29.12.2016) // http://www.prizyv.ru

3. Смирнов А.Т., Дурнев Р.А., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. М.: Дрофа, 2007. 48 с.

4. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: кн. для учителя. М.: Просвещение, 2010. 75 с.

5. Семенова В.К. Межпредметная интеграция на уроках ОБЖ // ОБЖ. Основы Безопасности Жизни. 2003. № 9. С. 32-37.

References:

1. On military duty and military service: Feder. law of 28.03.1998, No. 53-FZ (as amended on December 28, 2013) // SPS ConsultantPlus. M., 2016. The title from the screen.

2. On the approval of the Regulations on the preparation of citizens of the Russian Federation for military service: Decree of the Government of the Russian Federation of 31.12.1999 No. 1441 (ed. on 29.12.2016) //http://www.prizyv.ru

3. Smirnov A.T., Durnev R.A., Mironov S.K. Fundamentals of life safety: a program for general education institutions. 10-11th forms. M.: Drofa, 2007. 48 pp.

4. Toporov I.K. Methods of teaching the course of "Fundamentals of Life Safety" in general education institutions: a teacher's book. M.: Prosveshchenie, 2010. 75 pp.

5. Semenova V.K. Intersubject integration at the lessons of Life safety // Life safety. Fundamentals of Life Safety. 2003. No. 9. P. 32-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.