Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Шобонова Любовь Юрьевна, Канатьев Павел Вадимович

В рассматриваемой статье дана диагностика социально-педагогических тенденций развития обучающихся профессиональных образовательных организации. Сравнительный анализ диагностического эксперимента, показал существенное смещение духовно-нравственных и патриотических ценностных ориентаций обучающихся в прагматическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна, Шобонова Любовь Юрьевна, Канатьев Павел Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

In this article, the diagnosis of socio-pedagogical trends in the development of students of a professional educational organization is given. A comparative analysis of the diagnostic experiment is given, which showed a significant shift in the spiritual, moral and patriotic value orientations of students to a pragmatic orientation.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 377

кандидат педагогических наук, доцент Колдина Маргарита Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шобонова Любовь Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); аспирант Канатьев Павел Вадимович

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В рассматриваемой статье дана диагностика социально-педагогических тенденций развития обучающихся профессиональных образовательных организации. Сравнительный анализ диагностического эксперимента, показал существенное смещение духовно-нравственных и патриотических ценностных ориентаций обучающихся в прагматическую направленность.

Ключевые слова: социально-педагогические тенденции, диагностика развития обучающихся, профессиональная образовательная организация.

Annotation. In this article, the diagnosis of socio-pedagogical trends in the development of students of a professional educational organization is given. A comparative analysis of the diagnostic experiment is given, which showed a significant shift in the spiritual, moral and patriotic value orientations of students to a pragmatic orientation.

Key words: socio-pedagogical trends, diagnostics of students ' development, professional educational organization.

Введение. Разделенная на два уровня социально-педагогическая диагностика с одной стороны представляет обобщенные данные для проектирования обобщенных принципов и действия по оптимизации процессов обучения и воспитания с принятием управленческих решений, а с другой стороны является разработкой адресных моделей учебно-воспитательной деятельности и адресных программ по различным направлениям учебно-воспитательной работы в профессиональной образовательной организации.

Естественно, что далеко не всякая социально-педагогическая диагностика является мониторингом. В то же время практически любой мониторинг образовательного процесса в системных социологических исследованиях может, в своей оценочной основе, быть базовым для социально-педагогической диагностики.

Педагоги отмечают, что вопросы обучения и воспитания требуют новой трактовки в образовательной политике и 93,5% подтверждают неразрывность обучения и образования, а 27,4% педагогов считают, что эти функции должны выполнять воспитательные структуры [2, 8].

Изложение основного материала статьи. В данном исследовании под педагогической диагностикой будем понимать - педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание состояния объектов (и субъектов) воспитания в целях сотрудничества с ними и управления процессом воспитания. В профессиональных образовательных организациях сегодня учебный процесс стал более сложным по содержанию и интенсивности и требует глубокого педагогического осмысления педагогами закономерностей учебной деятельности, принципов, методов обучения и воспитания. Следует отметить, что возрастной период 16-22 года характерен развитием гражданской активности личности духовно-нравственной и патриотической ориентацией обучающихся.

Обучающие считают, что вне трудовой деятельности нет развития духовной личности, а исследования Г.И. Щукиной подчеркивают: «У обучающихся происходит существенное развитие сознательности отношений и формирование мировоззрения в зависимости от полученной системы знаний и жизненного опыта». Главной потребностью обучающихся является потребность в общении - это показал в своих исследованиях А.В. Мудрик. Применительно к своему будущему обучающийся дает себе оценку, и как отметила Л.С. Славина: «В юношеский период обучающиеся выступают уже оснащенными тем личностным новообразованием (способностью сознательно ставить цели, связанные с их будущей жизнью и деятельностью, и достигать эти цели), которое позволяет занять новую внутреннюю позицию - позицию людей, обращенных в будущее» [4, 5].

Разнообразием интересов и устойчивостью своих целей отличаются обучающиеся, поэтому Н.Д. Левитов отмечает: «В направленности личности у молодежи, по сравнению с подростками, прежде всего, отмечается большая осознанность и избирательность интересов, более ярко выраженная и более основательная целеустремленность, подчинение частных целей одной доминирующей, а также активная готовность бороться за достижение этой цели. Такая целеустремленность связана с формированием у юношей и девушек мировоззрения и с усугублением и большой организованностью мотивов поведения». Юношеский возраст В.А. Крутецкий представил: «Возраст романтики, больших дерзаний, юношеских мечтаний, связанных со стремлением отдавать свои силы какому-нибудь большому делу, возраст творческой инициативы» [4, 5].

Следует отметить, как подчеркивает И.С. Кон: «Юношеский максимализм, завышенность оценок и притязаний часто мешают правильному, трезвому пониманию действительности». Как отмечают ученые - это происходит с выросшими обучающимися, но еще не взрослыми, увлекающимися, но еще не увлеченными, информированными, но еще не компетентными [4, 5].

Формирование и становление личности в юношеский период рассматривается как сложности возрастной черты личности. Достижение взаимопонимания обучающихся ведет, как подчеркивал Б.Т. Лихачев к разнообразным формам общения: «Здесь и доверительная беседа, и философский диспут, и разнообразные формы помощи в индивидуальном творчестве, и прямое или косвенное выражение сочувствия, сопереживание, оказание моральной поддержки в делах, и выражение принципиального несогласия в случае расхождения взглядов» [2, 8].

Особенности, характерные обучающимся профессиональной образовательной организации порождаются спецификой самого учебного заведения, где обучающиеся получают профессию. Деятельность профессиональной образовательной организации направлена на подготовку обучающегося по среднему образованию и приобретение профессии. Центр образовательной подготовки переносится на приобретение опыта на технологической практике и системы профессионально-специализированных знаний и умений.

Изменением форм и содержания обучения и воспитания отличается профессиональная образовательная организация от общеобразовательной школы. Так как основной функцией профессиональной образовательной организации является

формирование личности специалиста, то главной цели подчинено общение педагогов и обучающихся, а обеспечивает это на профессиональном уровне система взаимоотношений. В профессиональной образовательной организации неоднородный возрастной состав с неравномерной психикой развития обучающихся, а это приводит к учету этих особенностей в период обучения. Немаловажное значение в воспитании активной жизненной позиции имеет стимулирование получения обучающимся стипендии. В профессиональных образовательных организациях работают педагоги с учеными степенями и званиями ориентирующие обучающихся на научно-исследовательскую деятельность. Профессиональная школа потребовала возрождения института кураторства, особенно это ощущается на первом курсе обучения, при адаптации к новой студенческой жизни обучающихся. По результатам исследования 73% респондентов поддержали идею кураторства учебной группы [8, 10].

В жизни обучающихся, поступивших в профессиональную образовательную организацию, представляется новый этап возрастного развития. Они могут достичь максимума своего развития свойства высших психических функций: память, внимание, восприятие, речь, мышление, чувства и эмоции. По мнению Б.Г. Ананьева: «Данный этап жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки» [1]. Влияние нового состояния в окружающем пространстве на развитие личности обучающегося. Впервые обучающийся делает социальный выбор - определился с выбором специальности. Учебно-профессиональная деятельность становится для обучающегося ведущей, так как при ней формируются основные интересы, умения, навыки, приобретается определенный опыт с выработкой нравственных идеалов. Следует отметить, что развитие личности обучающегося происходят в нескольких направлениях с учетом будущего специалиста профессионального образования.

Диалектика развития личности обучающегося - это переход внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. «Возрастающую по масштабам и уровню интеграцию, образование подструктур и их усложняющий синтез» [1], так развитие личности представлял Б.Г. Ананьев. Основной контингент обучающихся в профессиональной образовательной организации составляют выпускники средней школы, а часть из них иногородние, которые получаются оторванными от родителей с большим развитием самостоятельности.

Воздействие на формирование и развитие личности обучающегося оказывает социальная среда и в целом общество, поэтому все большее распространение получают пьянство и наркомания. Уровень наркомании среди подростков примерно в два раза выше, чем среди населения в общем.

Основными причинами развития наркомании в образовательном пространстве являются следующие:

- неспособность контролировать свое поведение;

- личные проблемы и переживания;

- любознательность и любопытство.

Наркомания в образовательном пространстве - это наркобизнес для обучающихся, исключительно привлекательное дело. Особое внимание следует обращать на воспитание такой группы обучающихся, а так же на развитие у них гражданской активности, духовно-нравственной и патриотической ориентацией, которая является велением времени и объясняется следующими причинами:

• как будущих специалистов общества ставится роль и место обучающихся профессиональной образовательной организации, как источник пополнения кадров;

• возрастными качествами обучающихся.

Характерные черты юношеского возраста в профессиональной образовательной организации в условиях единства интересов происходит становление будущих специалистов с профессиональным образованием.

В педагогической диагностике, которую мы проводили, объектом являлись духовно-нравственные и патриотические ориентации обучающихся, которые проявились в различных фактах их отношений и поведения. Это позволило отслеживать развитие гражданской активности обучающихся, так как процедура диагностики используется для обнаружения изменения причины и раскрытия их проявления в педагогической практике.

Изменение вызванное в государстве процессами демократизации и гуманизации общественных отношений резко отразилось на сознании обучающихся с переориентацией их личностных установок на практику и предприимчивость.

Существенной предпосылкой духовно-нравственного и патриотического ориентирования для управления гражданской активностью обучающихся является изучение умений обучающихся мыслить категориями морали, так как для определения своих жизненных ориентиров обучающиеся должны четко понимать их сущность. Правильно улавливают сущность анализируемых понятий 88% опрошенных обучающихся, что подтверждает наличие определенного жизненного опыта и осознанного выбора духовно- нравственных и патриотических установок.

Анализ исследований подтверждает тенденцию развивающейся коррозии - увлечения обучающихся курением, пьянством наркоманией, сквернословием, так как курение стало практически массовым явлением (76%). Двадцать лет спустя охват обучающихся был вдвое ниже (28,8%), так же возросло употребление вдвое (40% и 21%) среди обучающихся спиртных напитков [3, 9].

Экспериментальные исследования позволили выделить интересный способ психологического воздействия на обучающихся с вредными привычками, что это - не модно. Выделяя эту мысль перед российскими психологами Д.И. Фельдштейн так формулирует задачу: «Как внушить (косвенно, понятно, на бессознательном уровне) подросткам, юношам, девушкам, что употреблять наркотики не модно, или найти другой, но обязательно работающий, а не провозглашаемый метод в общей системе средств, условий профилактики и коррекции отклонений личностного развития, преодоления разных форм тревожности, жестокости, агрессивности, химических зависимостей» [5, 6].

Анализ показывает, что 79,0% обучающихся понимают опасность употребления наркотических средств). Альтернативы наркозависимости в современном обществе имеют место, так как есть четкий анализ причин употребления этой заразы.

Анализ проблемы развития обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями в профессиональной образовательной организации по данным анализа теоретических и экспериментальных исследований позволил сделать существенные выводы:

1. Развитие обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями в процессе подготовки предполагается проводить целенаправленно организуемую деятельность, позволяющую обучающемуся стать субъектом осознанной образовательной деятельности.

2. Разработанная модель проектирования развития гражданской активности обучающихся [6, 7] духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями при профессиональной подготовке в профессиональной образовательной организации, включать следующие элементы: цель, теоретические и концептуальные подходы, принципы развития личности в образовательной деятельности профессиональной образовательной организации; содержание обучения через реализацию компонентов; дидактические и организационно-педагогические условия; формы организации образовательного пространства обучения. Эта модель позволила нам получить результат: гармоничное развитие личности духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями.

Выводы: Методическим основанием исследования являлась осознанная духовно-нравственная и патриотическая ориентация обучающихся в системной деятельности.

Духовно-нравственные и патриотические ценностные ориентации носят системный и комплексный характер при развитии гражданской активности будущих специалистов-профессионалов.

Неизбежно актуализируется проблема поиска эффективных способов развития духовного возрождения общества, так как отечественное законодательство зафиксировало потребность российского общества в развитии социально-активной, нравственной личности, которая совпадает с реальной целью духовно-нравственной и патриотической ориентации.

Определение приоритетных акцентов мышления обучающихся с перевесом ценностных координат - это и есть специфика профессиональной образовательной организации. Экспериментальный анализ рассматриваемой проблемы показал, что современные условия требуют энергетического вхождения личности в духовное пространство и существенное значение приобретает развитие духовно-нравственных и патриотических ориентаций, которые связаны с направленностью развития гражданской активности личности, гармонизацией гуманности и прагматизма.

Социально-педагогический диагностический эксперимент показал существенное смещение духовно-нравственных и патриотических ориентаций обучающихся в прагматическую направленность, а существенным результатом этого эксперимента оказалось достижение обучающимися гармонии духовных, нравственных и патриотических установок.

Результаты опытно-экспериментальных исследований подтвердили эффективность и необходимость педагогического развития гражданской активности обучающихся духовно-нравственными и патриотическими ценностными ориентациями, и это позволило существенно корректировать духовно-нравственные и патриотические ориентации гражданской активности обучающихся [6, 7].

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

2. Булаева, М.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума / М.Н. Булаева, О.Н. Филатова. - Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

3. Лапшова, А.В. Правовая культура студентов вуза / А.В. Лапшова, О.Н. Филатова, П.Н. Чеснокова, Е.А. Севостьянова // Инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. - 2021. - №3(53). - С. 155-161.

4. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А.В. Мудрик. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

5. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». - 2005. - Т. 1 - 565 с.

6. Филатова, О.Н. Формирование гражданской активности обучающихся ценностными ориентациями во внеаудиторном пространстве профессиональной образовательной организации / О.Н. Филатова, Н.В. Фролова, Е.Л. Ермолаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - 70(2). - С. 272-274.

7. Филатова, О.Н. Развитие гражданской активности обучающихся профессиональной образовательной организации / О.Н. Филатова, Е.Л. Ермолаева, М.В. Гринина // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2021. - 56 (2). - С. 61-64.

8. Филатова, О.Н. Дуальное обучение как ведущий вектор развития профессионального образования / О.Н. Филатова, М.И. Колдина, Т.П. Бобро // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - 72 (2). - С. 289-291.

9. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - №2.

10. Markova, S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines / Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. // Lecture Notes in Networks and Systems. 2021. -Т. 200. - С. 940-947.

Педагогика

УДК 316.62

кандидат медицинских наук, доцент Корнева Ирина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); старший преподаватель Суздалева Алла Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Социальная нестабильность предъявляет повышенные требования к личности в плане социально безопасного поведения. Современное образование должно не только давать учащимся новые знания об опасных ситуациях социального характера. Школа также должна заниматься воспитанием социально активного человека. Особое значение имеет способность адаптироваться к условиям быстро меняющегося общества. Таким образом, проблема формирования социально-безопасного поведения обучающихся в общеобразовательных организациях на современном этапе является актуальной. В статье представлены этапы экспериментальной работы по формированию социально-безопасного поведения. В исследовании определены методы исследования. Была разработана программа по его формированию. Опытно-экспериментальная работа включала три этапа. Каждый этап ставил задачи. Проведено статистическое исследование. Использовались такие формы работы, как классные часы, беседы. Применялась внеурочная деятельность с практическими заданиями. Выполнена индивидуальная и групповая деятельность. Доказана эффективность применяемых форм и методов.

Ключевые слова: общество, социально-безопасное поведение подростков, профилактические программы, внеурочная деятельность.

Annotation. Social instability places increased personality requirements in terms of socially safe behavior. Modern education should not only give students new knowledge about dangerous social situations. The school should also be engaged in the education of a socially active person. Of particular importance is the ability to adapt to the conditions of a rapidly changing society. Thus, the problem of the formation of socio-safe behavior of students in general education organizations at the present stage is relevant. The article presents the steps of experimental work on the formation of social and safe behavior. The study defines research methods. A program was developed for its formation. Experimental work included three stages. Each stage set the tasks. A statistical study has been carried out. We used such forms of work as cool hours, conversations. Extracurricular activities with practical tasks were used. Individual and group activities have been performed. The effectiveness of applied forms and methods has been proven.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.