Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротов Евгений Викторович

В статье представлен теоретический анализ структуры педагогического взаимодействия в приобщении обучающихся к культуре духовной безопасности. Подробно рассмотрены такие категории как «безопасность», «культура духовной безопасности». Дана характеристика принципов, на основе которых выстраивается педагогическое взаимодействие. Выявлены основные типы педагогического взаимодействия (согласно Е. В. Коротаевой): деструктивный, рестриктивный, реструктивный и конструктивный. Для нашего исследования мы отмечаем важность реструктивного и конструктивного типов педагогического взаимодействия как наиболее способствующих приобщению к культуре духовной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN ADDING STUDENTS TO THE CULTURE OF SPIRITUAL SECURITY

The article presents a theoretical analysis of the structure of pedagogical interaction in introducing students to the culture of spiritual safety. Such categories as "safety", "culture of spiritual safety" are considered in detail. The characteristics of the principles on the basis of which the pedagogical interaction is built is given. The main types of pedagogical interaction (according to E.V. Korotaeva) are revealed: destructive, restrictive, restructive and constructive. For our research, we note the importance of restructive and constructive types of pedagogical interaction as the most conducive to familiarizing with the culture of spiritual safety.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

также формированию коммуникативных компетенций. Так, теоретическое построение цикла учебных занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение» подтвердило эффективное первичное формирование профессиональных, универсальных и общепрофессиональных компетенций у обучающихся, что подчеркивается посредством промежуточного и итогового контроля, свидетельствующего о адекватном достижении образовательного результата.

Таким образом, инновационные технологии обучения являются перспективными в практике реализации целей обучения. Вместе с тем, их применение имеет некоторую специфику, связанную с организацией деятельности педагога - повышенной нагрузкой, особенностями тьюторского сопровождения в ходе образовательного процесса, а также сложностях организации воспитательной работы при применении технологий дистанционного обучения. Вместе с тем, несмотря на некоторые недостатки, применение инновационной технологии перевернутого обучения становится поводом к ускоренному первичному формированию компетенций.

Литература:

1. Бабаходжаева Л.Г. Осмысленное обучение через практику перевернутого класса // Academic research in educational sciences. - 2021. - №2. - С. 591-598.

2. Базурина Е.Н., Хижная А.В., Емелина А.В. Формирование правовой культуры студентов // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 1. - № 11. - С. 202-204.

3. Булаева М.Н., Филатова О.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума. Н. Новгород. - 2017. - 92 с.

4. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Основы технологии «Перевернутого обучения» в вузах // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2018. - №1. - С. 18-31.

5. Гущин А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды Мининского университета на первом этапе реализации проекта «DE. Электронное обучение и электронная образовательная среда» / О.Н. Прохорова, А.В. Гущин // Вестник мининского университета. - Н. Новгород, 2015. - №3.

6. Карпова Е.В. Мотивационные и антимотивационные факторы перевернутого обучения // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - №4 (115). - С. 8-15.

7. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.

8. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

9. Рябова Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента // КПЖ. - 2020. - №5 (142). - C. 196-201.

10. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе. // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. №61(2). -С. 200-202.

11. Хижная А.В., Бекетова Ю.А., Захарова Н.А. Образовательные технологии в профессиональном образовании // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития. Мининский университет. -2019. - С. 55-57.

12. Хижная А.В., Челнокова Е.А., Челноков А.С., Воронина И.Р. Инновационные технологии профессионального обучения как средство активизации обучения студентов // Современный ученый. - 2020. - № 4. - С. 46-49.

13. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 91. - С. 452-459.

14. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201803160006

Педагогика

УДК 37.034

магистр педагогических наук Кротов Евгений Викторович

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви» (г. Оренбург)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИОБЩЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К КУЛЬТУРЕ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ структуры педагогического взаимодействия в приобщении обучающихся к культуре духовной безопасности. Подробно рассмотрены такие категории как «безопасность», «культура духовной безопасности». Дана характеристика принципов, на основе которых выстраивается педагогическое взаимодействие. Выявлены основные типы педагогического взаимодействия (согласно Е. В. Коротаевой): деструктивный, рестриктивный, реструктивный и конструктивный. Для нашего исследования мы отмечаем важность реструктивного и конструктивного типов педагогического взаимодействия как наиболее способствующих приобщению к культуре духовной безопасности.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, культура духовной безопасности, нравственное воспитание, безопасность.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the structure of pedagogical interaction in introducing students to the culture of spiritual safety. Such categories as "safety", "culture of spiritual safety" are considered in detail. The characteristics of the principles on the basis of which the pedagogical interaction is built is given. The main types of pedagogical interaction (according to E.V. Korotaeva) are revealed: destructive, restrictive, restructive and constructive. For our research, we note the importance of restructive and constructive types of pedagogical interaction as the most conducive to familiarizing with the culture of spiritual safety.

Keywords: pedagogical interaction, culture of spiritual safety, moral education, safety.

Введение. Категория «безопасность» признана ключевой потребностью личности и занимает передовые позиции в иерархии человеческих потребностей А. Маслоу [15, с. 75]. В мире существует множество ситуаций и состояний «опасности» для человека, это и природный мир, стихийные бедствия, естественные условия человеческой ойкумены. Не является исключением и социокультурное пространство, которое может быть небезопасным для личности.

До недавнего времени социокультурное пространство было относительно статично, изменения, конечно же, происходили, но они соотносились со сменой поколений и имели постепенный последовательный характер. Мировые глобализационные процессы и распад Советского Союза коренным образом повлияли и сформировали современное российское общество. В связи с отсутствием единой идеологии, нравственных и культурных идеалов остро возникает потребность культурного воспитания подрастающего поколения и духовной безопасности молодежи [12, с. 84]. Среди основных проблем в молодежной среде можно отметить: проявление ксенофобии и экстремизма; эскапизм в подростковой среде в различных его проявлениях; высокий уровень суицидальных явлений среди подростков - Российская Федерация (далее в тексте - РФ) входит в число лидеров по данному показателю [22]. Данные проблемы подтверждают актуальность вопросов воспитания молодежи в соответствии с установками культуры безопасности личности [8, с. 228].

Вопросы безопасности молодежи и, как следствие - безопасного развития государства, отражены в документах Федерального значения:

- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности современной России», в котором акцентируется внимание на укрепление традиционные ценностных установок, воспитание взаимного уважения народов РФ, развитие межкультурных связей [26];

- Указ Президента РФ от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [25];

- Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [24];

- Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [23] и других законодательных актах.

Тема безопасности активно разрабатывается и представителями педагогической науки. Выявление особенностей организации педагогического процесса, подходов, базовых принципов, форм, методов и средств - задачи теории педагогики.

Изложение основного материала статьи. Культура может проявляться не только в положительном русле, она может иметь и негативные проявления - так называемая «культура смерти» - определение данное Вершиловым С.А. [3, с. 7]. Говоря о культуре безопасности мы имеем ввиду комплексную характеристику, понятие, динамично отражающее одновременно процесс и состояние защищенности от вызовов «культуры смерти». Защищенность обеспечивается влиянием семьи, школы, традиционных религиозных обществ и других социальных институтов, чья деятельность направлена на развитие и совершенствование личности и общества. Вершилов С. А. утверждает, что «культура духовной безопасности» - это характеристика, «отражающая процесс, условие и результат сохранения и развития целей, идеалов, ценностей личности в рамках, не сковывающих его индивидуальность норм и традиций общества, социальных институтов, обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия подрастающего поколения с окружающим миром - с одной стороны и состояние его защищённости от рисков и опасностей угроз культуры смерти - с другой» [3, с. 8].

Олимова Г. С. рассуждая о феномене нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе обозначает, что, несмотря на наличие в истории человечества большой опыт в решении проблем нравственного воспитания, постоянно возникающие изменения в обществе сильно влияют на нравственный облик молодого поколения. Основными нравственными ценностями педагог определяет следующие категории: «добро», «зло», «счастье», «любовь», «долг», «совесть», «равенство», «уважение», «честь», «достоинство» и другие [16, с. 322].

Говоря о культуре духовной безопасности обучающихся, мы рассматриваем возможность реализации следующего механизма приобщения к культуре безопасности, входящего в состав структуры педагогического взаимодействия в приобщении обучающихся к культуре духовной безопасности (рис. 1).

Важное место в данной структуре занимают принципы обучения и воспитания. Олимова Г. С. замечает, что в педагогической науке не существует универсальной завершенной системы принципов [16, с. 74]. Большинство принципов можно разделить на две большие группы: традиционные и инновационные. Традиционные принципы подразумевают собственно дидактические принципы; содержательные и процессуальные принципы [7, с. 12-13; 2].

Схема 1. Структура педагогического взаимодействия в приобщении обучающихся к культуре

духовной безопасности

Принцип научности утверждает изучение материала образовательных программ на достаточном уровне сложности и с абсолютной достоверностью предоставления фактов, что обеспечивает достоверность получаемой обучающимися информации [18, с. 208]. Научный поиск и научная организация учебного труда дисциплинируют и учат самостоятельности.

Принцип демократического взаимодействия, согласно заключению педагога Рындак В.Г., строится на партнерской позиции педагога и обучающегося. Инициатива ученика не может остаться без внимания -заявляет ученый. Учитель имеет право и обязанность быть главным среди равных в отношении с обучающимися. Он - хранитель и транслятор традиций и норм, призван выполнять функцию помощника в становлении обучаемых [20, с. 112].

Принцип систематичности и последовательности строится на наличии логики в структуре и содержании процессов обучения и воспитания. Данный принцип базируется на научности, благодаря которой обучающийся познает четкую картину мира, благодаря чему, способен выстраивать отношения с ним. Из правил, следующих из этого принципа обозначим: знания должны быть системными; необходима четкая структура и логика изучаемного материала; наличие межпредметных связей [17, с. 220].

Хуторской А.В. считает, что в самой природе человека заложена творческая искра. Образование и воспитание - это творение, - утверждает педагог в своей «Дидактике». Занков Л. В. утверждает необходимость осознания обучающимся процесса обучения: субъектная позиция [28, с. 31, 58]. Вслед за учеными мы считаем необходимым наличие принципа сознательности и творчества в представляемой модели воспитания культуры духовной безопасности подростка.

Принцип доступности обучения предполагает реальную возможность усвоения учебного материала. От этого зависит и следующий принцип - прочности результатов обучения. «Все должно быть распределяемо пропорционально между разумом, памятью и языком», «Все должно закрепляться постоянными упражнениями» [19, с. 65].

Связь субъектного и социального опыта обуславливает принцип связи обучения с жизнью. В процессе освоения и усвоения культуры духовной безопасности важно осознание глубинной близости ее с повседневной жизнью. Это сближение незаметно, но присутствует на онтологическом уровне [14, с. 155]. Кваша О.В. и Малова И.Е. уточняют, что при трактовке данного принципа возникает противоречие: нельзя заранее сказать, каким опытом овладеют обучающиеся в результате изучения того или иного содержания [14, с. 155]. Важны примеры прикладного значения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся берет свое начало из принципа природособразности, который провозгласил великий педагог-гуманист Коменский Я.А. в «Великой дидактике»: «умам не будут навязывать ничего, что такого, что не соответствует возрасту и методу обучения» [19, с. 60]. Учитывая особенности подросткового возраста, необходимо бережно относиться к неокрепшему во многих отношениях «взрослому» подростку [21, с. 25-26].

Проживая свою жизнь здесь и сейчас, каждый человек пребывает на грани прошлого и будущего, является творцом культурно-исторических процессов в месте своего обитания. Образование и воспитание призваны быть «скрепами» времени - провозглашает принцип культуросообразности [28, с. 31]. Баянова Э.М. утверждает об эффективности применения культурных текстов в освоении духовных ценностей. Педагог уверен, что концепция предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее в тексте - ОДНК НР) ориентирует педагога на формирование целостного мировоззрения обучающегося [1, с. 68-69]. Формирование картины мира с ее межконфессиональными и полиэтническими связями, основанными на универсальных категориях духовности - задача предметов гуманитарного цикла.

В представленной модели также обозначены и инновационные принципы. В нашем исследовании к таковым отнесены принципы, разработанные Рындак В.Г., обозначим их ниже.

Направленный на повышение эффективности обучения и воспитания, получение собственного опыта рефлексивной деятельности, обеспечение личностного роста направлен рефлексивный принцип. Он определяет успешность диалогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в решении конфликтных ситуаций [20, с. 113-114].

Критическое мышление, творческая обучающая среда, диалогичность взаимоотношений, адекватное восприятие своих возможностей, активная творческая деятельность - правила, вытекающие из принципа «Уча - учимся сами» («Docendo discimus») [20, с. 114].

Вслед за педагогом исследователем креативности Рындак В.Г. и учеными в области педагогики индивидуальности Гребенюк Т.Б. и Тамарской Н.В., мы считаем важным для нашей модели наличие принципа ориентации на естественное выращивание индивидуальности [4; 20, с. 115]. Индивидуальность как характеристика человека представлена семью сферами психики: саморегуляции, мотивационной, экзистенциальной, интеллектуальной, предметно-практической, эмоциональной и волевой [4, с. 54]. Развитие индивидуальности предполагает развитие всех сфер.

Заметим, что обозначенные принципы образуют целостную систему, в которой реализация принципов взаимосвязана. Их совместное использование отражает особенности процесса воспитания культуры духовной безопасности подростка.

Этапы воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе включают педагогическое взаимодействие как часть деятельности педагога и деятельности обучающегося [11, с. 177].

Коломинский Я.Л., определил структуру педагогического взаимодействия и обозначил ее в пособии «Социальная психология школьного класса» [9], на основе этого пособия мы определяем структуру педагогического взаимодействия в целях достижения культуры духовной безопасности следующим образом (схема 1).

Эта схема отражает связи в системе предметного педагогического взаимодействия: здесь должен быть прямой канал «личность - личность», обеспечивающий субъект-субъектное взаимодействие, что крайне необходимо в системе обучения и воспитания подростков, и канал общения через учебный предмет, через «объект» - личностно-предметное взаимодействие, взаимодействие, опосредованное объективным содержанием учебного предмета [5].

В нашем исследовании, мы опираемся на теорию контекстного обучения Вербицкого А.А., теорию педагогического взаимодействия, исследуемую отечественными учеными - Коротаевой Е.В., Рындак В.Г., применяем опыт сторонников личностно-ориентированного образования - Бондаревской Е.В., Кларина М.В., Серикова В.В., Сухомлинского В.А., Якиманской И.С. в виде их теоретических разработок.

Коротаева Е.В. при рассмотрении явления педагогического взаимодействия в образовательном процессе выделяет четыре его типа: деструктивный, рестриктивный, реструктивный и конструктивный [10, с. 37-40].

Деструктивный - разрушающий тип взаимодействия характеризуется жестким авторитарным стилем общения, оценка результатов носит формальный характер. В итоге - подавление личности, разрушение взаимоотношений участников педагогического взаимодействия [10, с. 38].

Ограничивающий или рестриктивный тип взаимодействия направлен на развитие отдельных качеств без учета целостного подхода к формированию личности. Стиль общения так же авторитарный, методы: наказание, порицание, жесткая муштра, угрозы. Оценка результатов категоричная, скупая. Данный стиль взаимодействия не дает стимула к осознанному развитию в личностной сфере, хотя и является эффективным для достижения целей в репетиторской, тренерской и иных обучающих практиках, нацеленных на быстрое достижение результата.

Поддерживающий или реструктивный тип взаимодействий нацелен на решение ближайших тактических задач в обучении, для поддержания стабильности развития личности на достигнутом уровне.

Характеризуется либерально-демократическим стилем общения. Предпочтение отдается методам рефлексии, поощрения, беседы. Неосуждающий характер оценки результатов, акцент на личные достижения, на возрастание относительно своего уровня без сравнения с другими. Данный тп взаимодействия мотивирует на деятельность и развитие [10, с. 39].

Позитивно развивающий характер носит конструктивный тип педагогического взаимодействия, основанный на демократическом стиле общения. Приоритет таких методов как: создание воспитывающей ситуации, побуждение к самосовершенствованию, объяснение, убеждение. Оценка результатов имеет объективный характер, нацелена на осознание достижений и видение дальнейшего пути развития. Побуждение к осознанному развитию в деятельностной и личностной сферах [10, с. 40-41].

Очень важным в деле воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе по нашему мнению является именно реструктивный и конструктивный тип педагогического взаимодействия как наиболее способствующий состоянию свободы и защищенности подростка.

Эвристические методы в педагогике являются предметом изучения Андреева В.И., Введенского В.И., Дамиановой Е.В., Мулюковой Е.Э., Хуторского А.В., Щербак С.Ф. и др.

Уникальным свойством эвристических методов Диривянкина О. В. считает отсутствие строгого регламента в деятельности - обучающийся имеет право на свободу в решении проблемных задач, что дает возможность проявления особенностей интеллекта. Инструментарий эвристики - метаспособы, общие закономерности поиска [6, с. 116].

Вопросы этической культуры, ее формированию в образовательном пространстве и ее значению для развития личности находят отражение в областях знаний, интегрирующих философию, педагогику, психологию, культурологию и этику. Среди исследователей данного направления мы встречаем и представителей античной философской мысли и современных исследователей: Аристотель, Бакштановский В.И., Гусейнов А.А., Дистервег Ф.В.А., Коменский Я.А., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Сыкало А.А., Мудрик А.В., Платон, Руссо Ж.-Ж., Ушинский К.Д., Шадрина И.М. и др.

Ланге Н.А., рассуждая об этических методах воспитания, подчеркивает важность осознания педагогом заданной цели этического воспитания. Методологическим стержнем, по словам Ланге Н.А. выступает универсальный критерий нравственности как единство традиционных гражданственно-патриотических и общечеловеческих установок, обеспечивающих сочетание интересов Отечества и личности [13, с. 32]. Задачей этических методов воспитания культуры духовной безопасности является создание на основе критической и достоверной информации своего собственного наглядно-образного эталона поведения (отношения к жизни в рамках созидательного творческого начала), на который бы хотел равняться подросток. Потребность нравственного, культурного, этического и гражданского идеала необходима представителю молодого поколения в системном порядке. Уроки гуманитарного цикла общеобразовательной школы, в частности - предметная область Основ духовно-нравственной культуры народов России - призваны быть уроками нравственности и заложить основы культуры духовной безопасности.

Важны нравственные примеры, ситуации эмоционального «присвоения» морально-этических традиций, гражданских качеств, уважительного отношения к труду и трудящемуся человеку - эти и многие другие параметры заложены в Федеральном Законе № 304-ФЗ от 31.07.2020 г. как фундаментальные основы воспитания подрастающей личности в нормах традиционной культуры [27].

Важной дидактической категорией, отражающей внешнюю сторону организации процесса обучения, является форма обучения. Выбор формы обучения определяется как индивидуальными особенностями участников данного процесса, так и зависит от цели, содержания, методов и средств [17, с. 207].

Формам организации обучения уделено внимание исследователей: Божович Л.И., Дьяченко В.К., Никандрова Н.Д., Семенова Н.А., Усовой А.В., Чередова И.М., Щербина В.А. и др.; формы дистанционного обучения рассматривают Афанасьева А.С., Евдокимов М.А., Холодкова И.В. и др. По мнению исследователей, форма организации процесса обучения представляет собой определенный вид занятия, как отдельное звено образовательного процесса. В нашем исследовании наиболее важными формами организации педагогического процесса мы считаем учебные семинары, игры, творческие конкурсы, допускаем и настаиваем на использовании комбинированных форм.

Средства обучения как источники получения знаний можно рассматривать в узком смысле - в этом случае речь идет о демонстрационных средствах, пособиях, техническом оснащении и тд.; в расширенном значении средства включают в себя комплекс всего, что способствует достижению цели: совокупность методов, форм, содержания и пр. [17, с. 205]. Мы определяем таковыми средствами познавательную деятельность, и общение как наиболее способствующими воспитанию культуры духовной безопасности в образовательном процессе.

Выводы. Таким образом, представив подробное описание особенностей педагогического взаимодействия в процессе приобщения обучающихся к культуре духовной безопасности мы уточнили сущностные характеристики исследуемого феномена и определили основные направления в организации деятельности по осуществлению данной процесса. Данное исследование отражает ряд характеристик ране представленной процессной модели воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе [11]. Перспективы дальнейшего исследования в направлении изучения феномена культуры духовной безопасности с позиции теории педагогической науки состоят в разработке методического инструментария для практического применения в предметных областях ОДНКНР, ОРКСЭ и других предметов гуманитарного цикла.

Литература:

1. Баянова Э.М. Культурные тексты как средство освоения духовных ценностей на уроках ОДНКНР // Человек. Общество. Культура. Социализация: материалы XIV Всероссийской (с международным участием) молодежной научнопрактической конференции / под.ред. В.Л. Бенина. - Уфа: 2018. - Часть 1. - 481. -С. 64-68.

2. Васильева В.Д., Петрунева Р.М., Беришева Е. Д. Классические дидактические принципы и электронные обучающие среды // «PRIMO ASPECTU», №1 (45), 2021. - С. 72-80.

3. Вершилов С.А. От безопасности XX века к культуре безопасности XXI столетия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия, психология, педагогика. - 2008. - Т. 8, № 2. -С. 3-7.

4. Гребенюк Т.Б., Тамарская Н.В. Технологии развития индивидуальности школьника в образовательном процессе // Педагогические технологии в условиях модернизации образования: материалы международной конференции (24-25 сентября 2015 года) / под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 52-57.

5. Даукша Л.М. Педагогическая психология. учебно-методический комплекс по одноименному курсу для студ. / Л.М. Даукша, Л.В. Чекель; учреждение образования «Гродненский гос. ун-т им. Я. Купалы». -Гродно: ГрГУ, 2008. - 471 с.

6. Диривянкина О.В. Эвристическая деятельность как метод нестандартных вероятностных решений. Характеристики и стратегии // Вестник Самарского юридического института. - 2018. - № 1 (27). - С. 115-118.

7. Журин А.А. Традиционные и инновационные принципы отбора и структурирования содержания обучения // Естественнонаучное образование: новые горизонты. Сборник Под общей ред. академика РАН проф. В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. - М.: Издательство Московского университета, 2017. - С. 11-43.

8. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М., Ерофеева М.А., Полякова Л.В. Формирование личности безопасного типа поведения у школьников как одно из условий комфортности образовательной среды // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 1 (37). - С. 223-235.

9. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса: науч.-метод. пособие для педагогов и психологов. / Я.Л. Коломинский. - Мн.: ООО «ФУ АИНФОРМ», 2003. - 312 с.

10. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. - М.: Сентябрь, 2016. - 192 с.

11. Кротов Е.В. Характеристика теоретической модели воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе / Е.В. Кротов // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 1. - С. 174-180.

12. Кустов Ю.А., Дрокина С.В., Стацук С.В. Культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 1 (9). - С. 84-91.

13. Ланге Н.А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодёжи // Наука, образование и культура. 2019. - С. 30-33.

14. Малова И.Е., Кваша О.В. Принципы связи обучения с жизнью и фундаментальности методической подготовки обучающего // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2006. -№ 6(57). - С. 154-157.

15. Маслоу А. Мотивация и личность / Перевод. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

16. Олимова Г.С. О феномене нравственных ценностей в психолого-педагогической литературе / Г.С. Олимова // Вестник Таджикского национального университета. - 2020. - № 10. - С. 320-325.

17. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.

18. Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.]; под общ. ред. В.Г. Рындак. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 427 с.

19. Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. /сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

20. Рындак В. Г. Педагогика креативности: монография. М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012. - 284 с.

21. Рындак В.Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым / В.Г. Рындак; ФГБОУ ВО «ОГПУ». - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020. - 180 с.

22. Сетевое издание «РИА Новости». Статистика самоубийств среди подростков в России. [Электронный ресурс]: Справка по состоянию на 29.02.2020 г. URL: https://ria.ru/20120220/570313334.html (дата обращения: 27.08.2021).

23. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 20.08.2021).

24. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]: Сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 22.08.2021).

25. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». [Электронный ресурс]: Сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 20.08.2021).

26. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 22.08.2021).

27. Федеральный Закон № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 02.08.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - Спб.: Питер, 2017. -720 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.