Научная статья на тему 'Организация педагогического взаимодействия при формировании познавательно-аналитических умений у младшего школьника средствами исследовательской деятельности'

Организация педагогического взаимодействия при формировании познавательно-аналитических умений у младшего школьника средствами исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / PEDAGOGICAL INTERACTION / THE YOUNGER THE STUDENT / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Оксана Владимировна

В статье рассматривается актуальный вопрос современного образования педагогическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Представлены типы педагогического взаимодействия по степени активности участия в совместной деятельности субъектов взаимодействия (опека, наставничество, партнерство, сотрудничество, содружество). Рассмотрена типология педагогического взаимодействия, позволяющая изучить отношения, процесс и результат взаимодействий участников, относящихся к различным сферам образовательного пространства (деструктивный, рестриктивный, реструктивный, конструктивный). Дано краткое описание каждого типа педагогического взаимодействия. Кроме того, в статье описываются требования, предъявляемые к педагогическому взаимодействию, при формировании познавательно-аналитических умений у младшего школьника средствами исследовательской деятельности независимо от уровня на котором данное взаимодействие протекает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of pedagogical interaction in the formation of cognitive and analytical skills in younger students by means of research

The article deals with the topical issue of modern education pedagogical interaction between the subjects of the educational process. The types of pedagogical interaction according to the degree of activity of participation in joint activities of subjects of interaction (guardianship, mentoring, partnership, cooperation, community) are presented. The typology of pedagogical interaction allowing to study the relations, process and result of interactions of the participants relating to various spheres of educational space (destructive, restrictive, constructive) is considered. A brief description of each type of pedagogical interaction is given. In addition, the article describes the requirements for pedagogical interaction in the formation of cognitive and analytical skills in primary school students by means of research activities, regardless of the level at which this interaction takes place.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического взаимодействия при формировании познавательно-аналитических умений у младшего школьника средствами исследовательской деятельности»

PEDAGOGICAL SCIENCES

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

К.В. Руднева, студент 4 курса факультета инклюзивного и коррекционного образования, ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: kristi-na.kulikovskikh.98@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6449-8424.

Е.В. Шереметьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: logoped68@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4925-1148.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

K.V. Rudneva, 4th year student of the School of Inclusive and Correctional Education, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: kristina.kulikovskikh.98@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6449-8424.

E.V. Sheremetyeva, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: logo-ped68@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4925-1148.

УДК 373

Оксана Владимировна Рябова

г. Челябинск

Организация педагогического взаимодействия при формировании познавательно-аналитических умений у младшего школьника средствами исследовательской деятельности

В статье рассматривается актуальный вопрос современного образования - педагогическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса. Представлены типы педагогического взаимодействия по степени активности участия в совместной деятельности субъектов взаимодействия (опека, наставничество, партнерство, сотрудничество, содружество). Рассмотрена типология педагогического взаимодействия, позволяющая изучить отношения, процесс и результат взаимодействий участников, относящихся к различным сферам образовательного пространства (деструктивный, рестриктивный, реструктивный, конструктивный). Дано краткое описание каждого типа педагогического взаимодействия. Кроме того, в статье описываются требования, предъявляемые к педагогическому взаимодействию, при формировании познавательно-аналитических умений у младшего школьника средствами исследовательской деятельности независимо от уровня на котором данное взаимодействие протекает.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, младший школьник, образовательный процесс.

Oksana Vladimirovna Riabova

Chelyabinsk

Organization of pedagogical interaction in the formation of cognitive and analytical skills in younger students by means of research

The article deals with the topical issue of modern education - pedagogical interaction between the subjects of the educational process. The types of pedagogical interaction according to the degree of activity of participation in joint activities of subjects of interaction (guardianship, mentoring, partnership, cooperation, community) are presented. The typology of pedagogical interaction allowing to study the relations, process and result of interactions of the participants relating to various spheres of educational space (destructive, restrictive, constructive) is considered. A brief description of each type of pedagogical interaction is given. In addition, the article describes the requirements for pedagogical interaction in the formation of cognitive and analytical skills in primary school students by means of research activities, regardless of the level at which this interaction takes place.

Keywords: pedagogical interaction, the younger the student, the educational process.

Педагогическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса в настоящее время является актуальной проблемой. В современном обществе явно просматриваются тенденции на гуманизацию и гуманитаризацию образования. Результативность и эффективность образовательного процесса сегодня зависят не только от качеств и умений личности, но от того насколько это личность способна и готова вести совместную деятельность на основе сотрудничества, сотворчества.

Рассмотрим значение слова «взаимодействие». Данное слово сложное, образовалось путем слияния двух лексем «взаимный» и «действие». В

толковом словаре С.И. Ожегова слово «взаимный» трактуется как общий для двух сторон, «действие» определяется как функционирование, проявление какой-либо энергии, как результат влияния, поступок и т.д. [5]. Прилагательное «педагогическое» указывает на то, что областью претворения взаимодействия является образовательный процесс и все, что с ним непосредственно связано. Стоит отметить, что в педагогическом взаимодействии участников может быть больше двух, их количество зависит от решаемых педагогических задач.

Впервые к вопросу педагогического взаимодействия обратился Ю.К. Бабанский. Взаимодей-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

163

ствие он определял, как взаимную деятельность, основу которой составляет активность всех участников процесса, сотрудничество обучающих и обучающихся [1]. А.В. Мудрик считает, что основу педагогического взаимодействия должен составлять индивидуальный подход, который определяет направленность деятельности учителя на развитие личности обучающихся, на основе субъект-субъектных отношений [4].

Педагогическое взаимодействие, по степени активности участия в совместной деятельности субъектов взаимодействия, А.С. Белкин делит на следующие типы:

- опека;

- наставничество;

- партнерство;

- сотрудничество;

- содружество.

Ниже представим краткое описание каждого

типа.

Опека, по мнению А.С. Белкина, представляет собой такое взаимодействие между взрослыми и детьми, при котором главная роль при определении целей и помощи ребёнку принадлежит взрослому, ребёнок при данном типе взаимодействия слабо осознает цели деятельности и минимально участвует в ней участвует.

Наставничество характеризуется решающей ролью взрослых, но в отличие от опеки при данном типе взаимодействия возрастает роль обучающихся в оказании помощи учителю.

Партнерство - роль взрослых по-прежнему велика, сохраняется неравенство в осознании целей деятельности, успех достигается путем совместных усилий.

Сотрудничество - руководящая роль принадлежит взрослым, достаточное осознание единства целей, успех достигается посредством совместных равных усилий, готовностью оказать помощь.

Содружество - это высшая форма сотрудничества, когда все субъекты деятельности совместно, на равных, решают проблемные задачи на основе сотворчества [2].

В новой педагогической парадигме 21 века, имеющей гуманистическую направленность идея взаимной связи прав и обязанностей субъектов педагогического взаимодействия как в отношении результатов, так и в отношении процесса обучения становится актуальной. В настоящее время предлагается концепция педагогической поддержки, которая на первый взгляд похожа на опеку, наставничество, партнерство, но данная концепция несколько иначе трактует участие субъектов в образовательном процессе. В основу педагогической поддержки легла идея «постепенного перенесения ответственности за собственную жизнь и самостоятельное решение индивидуальных проблем на самого растущего человека» [6]. Данная идея выражена в таких понятиях как:

- защита - процесс ограничения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и (или) психической опасности при условии, если ребенок не справляется или просит о защите;

- помощь - обеспечение становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о защите;

- поддержка - создание условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам;

- сопровождение - процесс заинтересованного наблюдения, консультации, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности обучающегося в решении проблемной ситуации при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии педагога [6].

В предложенном подходе достаточно полно отражены современные установки, однако и он не исчерпывает объемности педагогических взаимодействий.

Следующая типология педагогического взаимодействия, которую мы предлагаем рассмотреть, позволяет изучить отношения, процесс и результат взаимодействий участников, относящихся к различным сферам образовательного пространства. В данную типологию входят следующие виды педагогического взаимодействия:

- деструктивный или разрушающий: стиль общения - авторитарный; методы - наказание, приказы, требования, беспрекословное подчинение; характер оценки - жесткий, перенос оценки с деятельности на личность обучающегося; результат - подавление личности, разрушение взаимных отношение между субъектами педагогического взаимодействия;

- рестриктивный или ограничивающий направлен на достижение результата: стиль общения - авторитарный; методы - инструктаж, внушение, угроза, наказание; характер оценки - скупая, категоричная, чаще неодобрительная; результат -уничтожение у обучающихся мотивации к саморазвитию (данный тип педагогического взаимодействия направлен на воспитание исполнителей, имеющих узкий кругозор, отсутствие критического мышления, но настойчивых в достижении поставленных свыше целей; рестриктивный тип эффективен в случаях, когда необходимо быстро получить результат, например: в работе репетитора, тренера);

- реструктивный или поддерживающий направлен на оптимальное протекание образовательного процесса: стиль общения - либерально-демократический; методы - беседы, рефлексия, поощрение; характер оценки - дружелюбная, в большинстве случаев одобрительная, которая учитывает достижения обучающегося в личностном росте; результат - рост мотивации у обучающихся для дальнейшего развития (недостатки данного

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

типа - может оказывать негативно влияние на результаты педагогического процесса, т.е. на уровень знаний и умений);

- конструктивный или положительно развивающий направлен на обеспечение целостного педагогического процесса и творческого развития личности: стиль общения - демократический; методы - объяснение, убеждение, создание проблемной ситуации; жарактер оценки - объективный, развернутый (указывает на достижения и очерчивает пробелы, поле для дальнейшей работы); результат - осознание обучающимся возможностей личностного роста [3]. Конструктивный тип педагогического взаимодействия предполагает наличие у обучающихся в ходе педагогического процесса трудностей как на интеллектуальном уровне, так и на волевом, эмоциональном. Преодоление возникающих затруднений у обучающихся происходит в комфортных психологических условиях, без факторов, разрушающих личность обучающегося, что способствует эффективному сотрудничеству и сотворчеству между всеми участниками педагогического взаимодействия.

Педагогическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса на сегодняшний день признается одной из насущных проблем педагогической науки и практики. Интерес исследователей к данному явлению возрос, так как в последние годы активно развивается коммуникативное пространство, появляются новые форматы взаимодействия, не только прямые, но и косвенные (дистанционные, виртуальные и т.п.). В ФГОС говорится о необходимости формирования у обучающихся умений межличностного взаимодействия на каждом уровне образования. Так, на уровне дошкольного образования ФГОС предполагает развитие умений общаться и быть готовым к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; на уровне начального общего образования - формирование умений совместной деятельности со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умений слушать, слышать, вести конструктивный диалог, умений в определении общих целей и путей их достижения, умение распределять функции и роли в совместной деятельности, умений договариваться; на уровне основного общего образования - развитие коммуникативных умений в сотрудничестве не только со сверстниками, но и с детьми младшего возраста, со взрослыми в процессе любого вида деятельности (образовательной, учебно-исследовательской и т.д.) [7,8]. Из вышесказанного видно, что важнейшей составляющей образования является умение вести совместную деятельность, умение вести диалог, осознавать свою роль в обществе.

Формирование познавательно-аналитических умений у учащихся младшей школы средствами

исследовательской деятельности не может быть успешным без специально-организованного взаимодействия, которое является важным условием развития данных умений. Взаимодействие между субъектами образовательного процесса одновременно может протекать на разных уровнях: ученик-ученик, учитель-ученик, родитель-ученик, родитель-учитель, учитель-ученик-родитель. Независимо от того на каком уровне протекает взаимодействие в данный момент оно должно отвечать следующим требованиям:

- благоприятный эмоциональный климат (способствует познавательной активности, раскрытию творческого потенциала);

- целенаправленность и содержательность взаимодействия (обеспечивает деловое сотрудничество, помогает осознать собственное понимание проблемы и т.д.);

- активность и заинтересованность в достижении цели всех сторон взаимодействия (способствует продуктивности процесса, нахождения нестандартных, интересных решений учебной задачи и т.д);

- уважительное отношение к личности другого человека (принятие иной точки зрения, умение критически оценивать мнение и действия другого, умение сравнивать разные точки зрения сопоставляя их с целью и планами по достижению учебной задачи);

- возможность высказывать свою точку зрения (формирует умение изучать информацию, анализировать её, выделяя главное и устанавливая причинно-следственные связи с опорой на имеющиеся знания);

- мотивация на успех (значимость цели, выполняемой познавательной работы, для каждого субъекта взаимодействия помогает поддерживать интерес и активность, стимулирует поиск новых, множественных, часто необычных решений поставленной задачи);

- право на ошибку (даёт возможность самостоятельно или при помощи взрослого, создающего условия, классифицировать и исправить ошибку; способствует предупреждению подобных ошибок в будущем, путем осмысления своих действий).

Таким образом, организация педагогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса (учитель-ученик-родитель-учитель) направлено на развитие умения конструктивно взаимодействовать с окружающим миром при решении поставленной задачи, планировать деятельность для достижения поставленной цели, выделять главные и второстепенные задачи, применять умения, полученные в процессе совместной работы в последующую самостоятельную познавательную деятельность.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

165

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин [и др.] ; под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд. доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1988. - 479 с.

2. Белкин, А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) [Текст] / А.С. Белкин. - Екатеринбург, 1995.

3. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы [Текст] / Е.В. Коротаева. -М. : Сентябрь, 2016. - 192 с. - (Библиотека журнала «Директор школы»).

4. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. - М. : Ин-т практической психологии, 1997.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеолог. выражений / С.И. Ожегов ; под ред. Л.И. Скворцов. - М. : ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.

6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2006.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

REFERENCES

1. Babanskij Yu.K., Slastenin V.A., Sorokin N.A., at al. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov [Pedagogy]. In Yu.K. Babanskogo (ed.). 2-e izd. dop. i pererab. M.: Prosveshchenie, 1988. 479 p.

2. Belkin A.S. Pedagogika detstva (Osnovy vozrastnoj pedagogiki) [Pedagogy of childhood]. Ekaterinburg, 1995.

3. Korotaeva E.V. Organizaciya vzaimodejstvij v obrazovatel'nom processe shkoly [Organization of interactions in the educational process of the school]. Moscow: Sentyabr', 2016. 192 p.

4. Mudrik A.V. Vvedenie v social'nuyu pedagogiku [Introduction to social pedagogy]. Moscow: In-t prakticheskoj psi-hologii, 1997.

5. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: okolo 100 000 slov, terminov i frazeolog. vyrazhenij [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. In Skvorcov L.I. (ed.). Moscow: ONIKS-LIT, Mir i Obrazovanie, 2012. 1376 p.

6. Slastenin V.A. (eds.) Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii [Pedagogical support of the child in education]. Moscow, 2006.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [Federal state educational standard of basic general education]. URL: http://www.consultant.ru.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [The federal state educational standard of primary general education]. URL: http://www.consultant.ru.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.В. Рябова, учитель начальных классов, Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска, г. Челябинск, Россия, e-mail: Akyla2022@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-1110-8733.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.V. Riabova, Primary School Teacher, Secondary School No. 21 city of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia e-mail: Akyla2022@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-1110-8733.

УДК 378.147

Ирина Николаевна Семенова

г. Екатеринбург

К вопросу о сущности развития методов обучения студентов педагогических вузов в глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигме

Для развития системы методов обучения, как объекта современной глобальной информационно -коммуникационной образовательной парадигмы, выделены основные положения, определяющие вектор ее наполнения: преобразование образовательного пространства за счет средств информационно-коммуникационных технологий (влияние на внутреннем и внешнем уровнях) и деятельностная структура следующих сфер - социальной, духовно-нравственной, экономической, технической и педагогической (влияние на внешнем уровне). Сформулировано положение о важности введения в процесс подготовки педагогических кадров методов обучения, которые будут способствовать формированию у студентов умения конструировать методы обучения. Указаны значимые роли (типы) методов обучения для профессионального педагогического образования в условиях расширения диапазона профессиональных функций, которые предложено рассматривать в следующей иерархии: оценочная, регуляционная, конструкторская.

Ключевые слова: методы обучения, современная глобальная информационно-коммуникационная образовательная парадигма, педагогическое поле, факторы влияния.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 166_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.