Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно-аналитической компетенции будущих учителей'

Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно-аналитической компетенции будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ / АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / INFORMATION-ANALYTICAL COMPETENCE / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / TEACHER'S PROFESSIONAL TRAINING / STUDENT'S ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоробренко Иван Александрович, Ворожейкина Анфиса Вячеславовна

Статья посвящена проблеме поиска и отбора форм организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза, которые рассматриваются как условие формирования информационно-аналитической компетенции будущего педагога. В статье представлено определение информационно-аналитической компетенции, а также обзор ее компонентов. Большое внимание уделяется необходимости формирования критического мышления студентов как условия формирования их информационно-аналитической компетенции. Делается акцент на необходимости развития творческих способностей студентов в процессе их самостоятельной работы. Подробно рассматриваются такие формы самостоятельной работы студентов, как работа с литературными источниками, эссе, кейс-метод, метод проектов. Анализируется эффективность использования в образовательном процессе педагогического вуза данных форм самостоятельной работы студентов в контексте формирования их информационно-аналитической компетенции, делаются выводы о соответствии данных форм работы целям и задачам современного университетского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скоробренко Иван Александрович, Ворожейкина Анфиса Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of pedagogical university’s students’ independent work in the process of forming the future teachers’ information-analytical competence

The article is devoted to the problem of search and selection of forms for organizing the pedagogical university’s students’ independent work, which are considered as a condition for formation of the future teacher’s information-analytical competence. The article presents the definition of information-analytical competence, as well as an overview of its components. Special attention is paid to the need of the students’ critical thinking formation as a condition for the formation of their information-analytical competence. The emphasis is put on the need to develop the students’ creative abilities in the process of their independent work. Such forms of independent work of students as work with literary sources, essays, case-method and method of projects are considered in details. The efficiency of use of these forms of students’ independent work in the context of the formation of their information-analytical competence in educational process of pedagogical university is analyzed too. Conclusions are made about the compliance of these forms of work with the goals and objectives of modern university education.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно-аналитической компетенции будущих учителей»

4. Усольцев, А.П. Инновационная деятельность учителей - миф или реальность [Текст] / А.П. Усольцев, Е.П. Антипова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, №5. - С. 9-41.

5. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность / Н.О. Яковлева // Вестник Южно-уральского ГУ. - 2012. - № 4 (263). - С. 46-49.

6. Semenova, I.N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / I.N. Semenova. - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2013. - 156 p.

REFERENCES

1. Doliner L.I. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v obuchenii: psihologo-pedagogicheskie i metodicheskie aspekty [Information and communication technologies in education: psychological, pedagogical and methodological aspects]. Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2003. 344 p.

2. Semenova I.N., Slepuhin A.V., Erentraut E.N. Napolnenie matricy «Sovremennoj» paradigmy dlya vydeleniya znachimyh metodov obucheniya pri podgotovke pedagogicheskih kadrov [Filling the matrix of the "Modern " paradigm to highlight significant teaching methods in the training of teachers]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2019, no. 12.

3. Starichenko B.E., Slepuhin A.V., Semenova I.N.Teoreticheskie osnovy postroeniya metodov obucheniya v usloviyah razvitiya smeshannogo obucheniya [Theoretical foundations of the construction of teaching methods in the context of the development of blended learning] In Chigishevoj O.P. (ed.) Fundamental'nye i prikladnye aspekty psihologo-pedagogicheskih i sociologicheskih issledovanij: kollekt. monogr.: v 3 t. [Fundamental and applied aspects of psychological, pedagogical and sociological research. Vol. 1]. Rishon Lecion, Izrail': Medial, 2014, pp. 231-260.

4. Usol'cev A.P., Antipova E.P. Innovacionnaya deyatel'nost' uchitelej - mif ili real'nost' [Innovation Activities of Teachers - Myth or Reality]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2019, vol. 21, no. 5, pp. 9-41.

5. Yakovleva N.O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost' [Maintenance as a pedagogical activity Vestnik Yuzhno-ural'skogo GU [Bulletin of the South Ural State University], 2012, no. 4 (263), pp. 46-49.

6. Semenova I.N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2013. - 156 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.Н. Семенова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: semenova_i_n@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6528-031X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.N. Semenova, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: semenova_i_n@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6528-031X.

УДК 378

Иван Александрович Скоробренко

г. Челябинск Анфиса Вячеславовна Ворожейкина

г. Челябинск

Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно-аналитической компетенции будущих учителей

Статья посвящена проблеме поиска и отбора форм организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза, которые рассматриваются как условие формирования информационно-аналитической компетенции будущего педагога. В статье представлено определение информационно-аналитической компетенции, а также обзор ее компонентов. Большое внимание уделяется необходимости формирования критического мышления студентов как условия формирования их информационно-аналитической компетенции. Делается акцент на необходимости развития творческих способностей студентов в процессе их самостоятельной работы. Подробно рассматриваются такие формы самостоятельной работы студентов, как работа с литературными источниками, эссе, кейс-метод, метод проектов. Анализируется эффективность использования в образовательном процессе педагогического вуза данных форм самостоятельной работы студентов в контексте формирования их информационно-аналитической компетенции, делаются выводы о соответствии данных форм работы целям и задачам современного университетского образования.

Ключевые слова: информационно-аналитическая компетенция, самостоятельная работа студентов, профессиональная подготовка учителей, активность студента, познавательный интерес.

Ivan Alexandrowich Skorobrenko

Chelyabinsk Anfisa Vyacheslavovna Vorozheykina

Chelyabinsk

The role of pedagogical university's students' independent work in the process of forming the future teachers' information-analytical competence

The article is devoted to the problem of search and selection of forms for organizing the pedagogical university's students' independent work, which are considered as a condition for formation of the future teacher's information-analytical competence. The article presents the definition of information-analytical competence, as well as an overview of its components. Special attention is paid to the need of the students' critical thinking formation as a condition for the formation of their information-analytical competence. The emphasis is put on the need to develop the students' creative abilities in the process of their independent work. Such forms of independent work of students as work with literary sources, essays, case-method and method of projects are considered in details. The efficiency of use of these forms of students' independent work in the context of the formation of their information-analytical competence in educational process of pedagogical university is analyzed too. Conclusions are made about the compliance of these forms of work with the goals and objectives of modern university education.

Keywords: information-analytical competence, independent work of students, teacher's professional training, student's activity, cognitive interest.

На сегодняшний день в педагогике и психологии высшей школы все чаще ставится вопрос о том, как подготовить выпускника, обладающего комплексом профессионально значимых компетенций, одной из которых является информационно-аналитическая. Данная проблема обусловлена социальным заказом государства и тем, что будущий выпускник педагогического вуза должен быть готов «строить траекторию своей профессиональной деятельности в целом и своего профессионального поведения в частности на достаточно высоком уровне, принимать обоснованные решения» [13, С. 215].

Выпускник педагогического вуза должен обладать высокой степенью академической мобильности, способностью и готовностью быстро и эффективно реагировать на социальные изменения, быстро находить необходимую информацию, обрабатывая и анализируя ее, используя технологии развития критического мышления, а также быть готовым к самосовершенствованию в профессиональном и личностном плане, следуя тенденции непрерывного образования, которая на сегодняшний день является одной из основных в отечественном образовании, поскольку «учитель, не применяющий в своей педагогической деятельности современных инновационных, интерактивных и информационных образовательных технологий, готовит выпускника «вчерашнего дня», что обусловливает обращение к проблеме формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности у студентов педагогических вузов» [4, С. 80]. Причина этого состоит также в том, что «утверждение гуманистических ценностей в современном обществе в качестве приоритетных выдвигает на первый план гуманистическую парадигму образования, ставящую на первое место нравственное развитие обучающегося, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения» [9, С. 244-245].

Опираясь на вышеизложенные положения, мы полагаем, что в образовательном процессе высшей школы в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов следует формировать у студентов информационно-аналитическую компетенцию, под которой мы понимаем способность и готовность человека к сбору, обработке, анализу и синтезу информации, необходимой как для решения профессиональных задач, так и для целостного развития личности. По мнению ученых, «сформи-рованность информационно-аналитической компетенции позволит специалисту эффективно выполнять следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, организационно-управленческую, информационно-аналитическую и методическую» [6, С. 20]. Следовательно, могут быть выделены следующие компоненты информационно-аналитической компетенции будущего учителя: когнитивный, мотивационный, поведенческий, профессионально-аксиологический и эмоциональный.

Рассмотрим отмеченные нами выше компоненты информационно-аналитической компетенции будущего педагога более подробно. Когнитивный компонент информационно-аналитической компетенции предполагает наличие у обучающихся знаний о содержании компетенции и ее основных аспектах в их связях и взаимодействии. Само название мотивационного компонента указывает на то, что о сформированное™ у обучающихся данной компетенции может свидетельствовать достаточный уровень мотивации к профессиональной деятельности и решению профессиональных задач. Поведенческий компонент заключается в способности и готовности обучающихся проявлять умения и опыт в различных стандартных и нестандартных профессиональных ситуациях. Профессионально-аксиологический компонент предполагает принятие будущим педагогом профессиональных ценностей, знание и соблюдение норм профессиональной этики. Эмоциональ-

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

но-волевой компонент состоит из усилий, которые будущий выпускник прикладывает для освоения основной профессиональной образовательной программы, а значит, для овладения профессионально значимыми компетенциями, без которых невозможно осуществление успешной и эффективной профессиональной деятельности.

Не подлежит сомнению тот факт, что современный выпускник педагогического вуза должен обладать рядом профессиональных способностей. Это, например, системное мышление и видение развития процессов в их динамичности и комплексности. Сегодня педагог должен уметь систематизировать подходы, цели и задачи, анализируя их эффективность, а также видеть направления развития сложившейся ситуации, взвешивая альтернативы и быстро разбираясь в сути решаемой задачи. Кроме того, педагог XXI века должен уметь не только воспринимать, перерабатывать, усваивать и интерпретировать информацию, но и обладать способностью грамотно отстаивать свою точку зрения, подтверждать ее аргументами и логическими доводами, то есть иметь развитое критическое мышление, успешно оперируя способами представления и обработки информации. Во многом это связано с тем, что сегодня «целями формирования информационного пространства, основанного на знаниях, названо обеспечение прав граждан на объективную, безопасную информацию и создание условий для удовлетворения их потребностей в постоянном развитии, получении достоверных сведений, новых компетенций, расширении кругозора» [5, С. 61].

В психолого-педагогической литературе под критическим мышлением обычно понимают «мышление оценочное, рефлексивное, предполагающее способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения» [7]. Мы полагаем, что критическое мышление есть тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество собственного мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов.

Технология развития критического мышления является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы, позволяет добиваться значительных образовательных результатов. Современному выпускнику вуза необходимо умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, умение выражать мысли в устной и письменной форме ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, а также умение вырабатывать собственное мнение на основе анализа, синтеза и осмысления различного опыта, идей и представлений.

Сформированность информационно-

аналитической компетенции будущего педагога предполагает также инновационность педагога, владение современными образовательными технологиями, способность и готовность использовать их в процессе педагогического проектирования. Неотъемлемым компонентом данной составляющей является способность педагога к творческой деятельности, поскольку «от уровня сформированности творческих способностей будущих учителей, их способности к поиску нестандартных, креативных решений самых разноплановых задач будет зависеть эффективность их профессиональной деятельности» [14, С. 226]. О сформированности данной способности у студентов свидетельствует умение воспринимать разные предложения и идеи без внутреннего сопротивления, а также готовность к освоению новых образовательных технологий и методик.

В контексте творческого развития личности будущего педагога необходима ориентация образовательного процесса на профессиональное и личностное развитие. Как справедливо отмечают В.Г. Рындак и А.В. Москвина, «эффективность деятельности личности определяется ее творческим потенциалом как интегративным качеством, которое отражает потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития» [11, С. 7]. Мы полагаем, что в этой связи высшая школа должна организовывать творческую деятельность студентов, соответствующую их образовательным потребностям и потребностям в профессионально-личностном саморазвитии.

Изложенное выше предопределяет необходимость отбора и использования в организации образовательного процесса высшей школы эффективных форм самостоятельной работы студентов, которые способствуют формированию информационно-аналитической компетенции будущего педагога, а также должны «обеспечивать развивающую функцию обучения, формировать научное мировоззрение, способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня» [3, С. 29].

Одной из основных форм самостоятельной работы студентов, на наш взгляд, является работа с литературными источниками, способствующая детальному ознакомлению со структурой книги, логикой изложения материала, кругом проблем, которые обсуждаются в книге. Работа студентов с информацией предполагает такие формы самостоятельной работы студентов, как аннотирование, составление плана информационного текста, составление тезисов, конспектирование, цитирование, рецензирование и реферирование, что позволяет в сжатой и компактной форме представить основную информацию первоисточника с использованием методов анализа и синтеза информации.

Особое место среди форм самостоятельной научно-исследовательской работы занимает написание эссе, которое направлено на активизацию познавательного интереса студентов, повышение интереса к процессу обучения в целом и учебному предмету в частности, что представляется особенно важным, поскольку «познавательный интерес несет в себе существенный мотивирующий потенциал, он заставляет обучающихся активизировать процессы познания, искать наиболее целесообразные и продуктивные способы и средства удовлетворения потребности в знаниях» [12, С. 242]. Достоинством эссе как формы самостоятельной работы обучающихся является, на наш взгляд, высокая степень вариативности: это может быть как самостоятельная домашняя творческая работа, так и контрольное задание, выполняемое студентами самостоятельно в аудитории по изученному учебному материалу и направленное на контроль его усвоения.

Высокой степенью демократизации и модернизации учебного процесса в контексте формирования информационно-аналитической компетенции будущих педагогов характеризуется кейс-метод, направленный на развитие прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности обучающихся, а также творческих способностей, проявляющихся в работе с информацией, командном взаимодействии. Кейс-метод являет собой некую ролевую систему, где под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим различные социальные позиции.

Акцентируя внимание на необходимости формирования мотивации у студентов, следует заметить, что создание ситуации успеха при использовании кейс-метода является его главной движущей мотивационной составляющей, что позволяет обогащать потенциал и познавательные способности участников групп, поскольку именно «формирование устойчивого уровня мотивации учения обязывает преподавателя подбирать соответствующие учебные материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие творческий характер, стимулировали бы мыслительную активность обучающихся» [10, С. 76]. В современной научно-педагогической литературе кейс-метод в самом общем смысле определяется как «метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций» [1, С. 59]. Мы полагаем, что кейс-метод связан с проектной технологией, являясь одной из ее форм.

Вслед за Е.С. Полат под методом проектов мы понимаем «определенную совокупность учебно-познавательных действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в

виде конкретного продукта деятельности» [8, С. 39]. Мы полагаем, что развитие познавательной активности обучающихся - процесс, происходящий в активной связи теории с практикой, опосредованный реализацией деятельностного и компетент-ностного подходов. Развитие познавательной активности личности направлено на формирование общекультурных компетенций обучающихся, расширение их кругозора и способствует подготовке к жизни в цифровом мире.

Безусловно, работа над каждым конкретным проектом предполагает активизацию механизмов запоминания, переработки и творческой обработки информации с целью ее последующей передачи другим лицам. Проекты позволяют студентам применять теоретические знания на практике в различных вариативных ситуациях, способствуют осознанию обучающимися причинно-

следственных связей, разделению в их сознании общего и частного, что представляется крайне важным для формирования информационно-аналитической компетенции будущих педагогов. В процессе проектной деятельности студенты находятся в активном поиске аргументов и доказательств определенных концептов, тезисов и точек зрения, а вся их деятельность направлена на креативную интерпретацию информации в доступном и понятном для самого автора и аудитории виде.

Познавательный интерес порождает активность, а повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Познавательная активность и учебно-познавательный интерес являются значимыми для учебной деятельности, так как «основой активности студента являются именно знания, способствующие проявлению познавательного интереса, под влиянием которого они становятся более глубокими, яркими, образными» [2, С. 449].

Таким образом, использование отмеченных и подробно описанных нами форм самостоятельной работы студентов в процессе формирования информационно-аналитической компетенции будущих учителей направлено на развитие их творческих способностей, инициативности, самостоятельности, организаторских качеств, а также позволяет создать атмосферу сотрудничества и взаимного творчества, позволяющую формировать такие профессионально значимые качества будущих педагогов, как умение работать в команде, умение слушать и слышать, уважать точку зрения своих коллег. Благодаря использованию в процессе профессиональной подготовки студентов отмеченных выше форм работы становится возможным достижение одной из важнейших целей высшего педагогического образования - формирование способности и готовности будущих выпускников грамотно и эффективно работать с информационными источниками, критически мыслить и анализировать информацию, что крайне

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

важно в современном веке стремительно развивающихся информационных технологий.

Резюмируя вышеизложенное, мы акцентируем внимание на том, что наиболее эффективным механизмом формирования информационно-аналитической компетенции будущих педагогов, а также их интеллектуальной культуры, развития и реализации инновационного потенциала, основанной на концепции творческой деятельности, является непрерывная система организации деятельности студентов, включающей различные формы и методы работы, подробно рассмотренные в данной

статье. Использование данных форм и методов работы со студентами должно способствовать подготовке выпускника педагогического вуза к эффективной профессиональной деятельности. Таким образом, уровень сформированности информационно-аналитической компетенции будущего учителя зависит от степени и уровня организованности процесса профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, а также от выбора преподавателем форм организации самостоятельной работы студентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Айкина, Т.Ю. Метод кейсов в формировании коммуникативной компетенции студентов / Т.Ю. Айкина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - № 1 (129). - С. 58-60.

2. Быстрай, Е.Б. Формирование личности бакалавра педагогики путем активизации познавательного интереса / Е.Б. Быстрай, И.А. Скоробренко // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики : материалы II-й Междунар. науч.-практ. конф. 20-22 апр. 2017 г., Калуга, Россия. - Калуга : Политоп, 2017. - С. 448-454.

3. Ворожейкина, А.В. Возрастная психология: задания для самостоятельной работы студентов : учеб.-метод. пособие / А.В. Ворожейкина, А.Н. Богачев. - Челябинск : Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 161 с.

4. Ворожейкина, А.В. Педагогические условия формирования инновационно-ориентированного стиля профессиональной деятельности будущих педагогов / А.В. Ворожейкина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - № 6. - С. 78-88.

5. Меньшиков, П.В. Информационная политика России : учеб. пособие / П.В. Меньшиков. - М. : МГИМО-Университет, 2017. - 212 с.

6. Мозолин, А.В. Профессиограмма специалиста информационно-аналитической службы органа власти: результаты экспертного исследования / А.В. Мозолин, И.А. Разумова. - Екатеринбург : Аналитик, 2011. - 23 с.

7. Мурюкина, Е.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование» : учеб. пособие для вузов / Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева. - Таганрог : Кучма, 2007. - 162 с.

8. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Палат // Иностранные языки в школе. - 2000. № 3. - С. 3-9.

9. Райсвих, Ю.А. Знакомство с основами культуры здорового образа жизни на уроке иностранного языка как элемент формирования аксиологической направленности личности школьника / Ю.А. Райсвих, И.А. Скоробренко // Язык и культура : сб. материалов X междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 18 марта 2015 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств ; ред-кол.: В.Б. Мещеряков, А.П. Нестеров. - Челябинск : ЧГАКИ, 2015. - С. 244 - 247.

10. Роль мотивации в процессе повышения эффективности обучения иностранным языкам / Ю.А. Райсвих, Е.А. Бароненко, Е.Б. Быстрай, Т.В. Штыкова // Фундаментальная и прикладная наука. - 2017. - № 4 (8). - С. 74-78.

11. Рындак, В.Г. Личность. Творчество. Развитие : учеб.-метод. пособие / В.Г. Рындак, А.В. Москвина. - М. : Педагогический вестник, 2001.

12. Скоробренко, И.А. Активизация познавательной деятельности современных школьников как условие развития мотивации творчества / И.А. Скоробренко, А.В. Ворожейкина // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования : сб. материалов междунар. студ. науч.-практ. конф. / под ред. Е.Л. Солдатовой, А.С. Мальцевой. -Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - С. 240-245.

13. Скоробренко, И.А. Психолого-педагогические условия формирования конфликтологической компетентности будущего учителя / И.А. Скоробренко, А.В. Ворожейкина // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования : сб. материалов междунар. студ. науч.-практ. конф. / под ред. Е.Л. Солдатовой, А.С. Мальцевой,

H.А. Чипеевой. - Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2017. - С. 212-216.

14. Скоробренко, И.А. Развитие творческого потенциала личности бакалавра педагогики в образовательном процессе высшей школы средствами дисциплины «Иностранный язык» / И.А. Скоробренко // III Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности : сб. ст. участников Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Казань : Центр инновационных технологий, 2018. - С. 225-230.

REFERENCES

I. Ajkina T.Yu. Metod kejsov v formirovanii kommunikativnoj kompetencii studentov [Case Study in the Formation of Students' Communicative Competence]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Tomsk State Pedagogical University], 2013, no. 1 (129), pp. 58-60.

2. Bystraj E.B., Skorobrenko I.A. Formirovanie lichnosti bakalavra pedagogiki putem aktivizacii poznavatel'nogo interesa [Formation of the personality of a bachelor of pedagogy by activating cognitive interest]. Lichnost', intellekt, metakognicii: issledovatel'skie podhody i obrazovatel'nye praktiki: materialy Il-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 20-22 apr. 2017 g., Kaluga, Rossiya [Personality, Intelligence, Metacognition: Research Approaches and Educational Practices]. Kaluga: Politop, 2017, pp. 448-454.

3. Vorozhejkina A.V., Bogachev A.N. Vozrastnaya psihologiya: zadaniya dlya samostoyatel'noj raboty studentov: ucheb.-metod. posobie [Age psychology: tasks for independent work of students]. Chelyabinsk: Izd-vo YUzh.-Ural. gos. guman.-ped. un-ta, 2018. 161 p.

4. Vorozhejkina A.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya innovacionno-orientirovannogo stilya professio-nal'noj deyatel'nosti budushchih pedagogov [Pedagogical conditions for the formation of an innovatively-oriented style of professional activity of future teachers] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumani-tarno-pedagogicheskogo universi-teta [South Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin], 2018, no. 6, pp. 78-88.

5. Men'shikov P.V. Informacionnaya politika Rossii: ucheb. posobie [Information policy of Russia]. Moscow: MGIMO-Universitet, 2017. 212 p.

6. Mozolin A.V., Razumova I.A. Professiogramma specialista informacionno-analiticheskoj sluzhby organa vlasti: rezu-l'taty ekspertnogo issledovaniya [Professionogram of a specialist of the information and analytical service of the authority: the results of expert research]. Ekaterinburg: Analitik, 2011. 23 p.

7. Muryukina E.V., Chelysheva I.V. Razvitie kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza v ramkah spe-cializacii «Me-diaobrazovanie»: ucheb. posobie dlya vuzov [The development of critical thinking of students of a pedagogical university in the framework of the specialization "Media Education"]. Taganrog: Kuchma, 2007. 162 p.

8. Polat E.S. Metod proektov na urokah inostrannogo yazyka [The method of projects in foreign language classes]. In-ostrannye yazyki v shkole [Foreign languages at school], 2000, no. 3, pp. 3-9.

9. Rajsvih Yu.A., Skorobrenko I.A. Znakomstvo s osnovami kul'tury zdorovogo obraza zhizni na uroke inostrannogo yazyka kak ele-ment formirovaniya aksiologicheskoj napravlennosti lichnosti shkol'nika [Acquaintance with the basics of a healthy lifestyle culture in a foreign language lesson as an element in the formation of the axiological orientation of a student's personality]. Yazyk i kul'tura: sb. materialov X mezhdunar. nauch.-prakt. konf. CHelyabinsk, 18 marta 2015 g. [Language and Culture]. Chelyab. gos. akad. kul'tury i iskusstv (ed.). Chelyabinsk: CHGAKI, 2015, pp. 244-247.

10. Rajsvih Yu.A., Baronenko E.A., Bystraj E.B., Shtykova T.V. Rol' motivacii v processe povysheniya effektivnosti obucheniya inostrannym yazykam [The role of motivation in the process of increasing the effectiveness of teaching foreign languages]. Fundamental'naya iprikladnaya nauka [Fundamental and applied science], 2017, no. 4 (8), pp. 74-78.

11. Ryndak V.G., Moskvina A.V. Lichnost'. Tvorchestvo. Razvitie: ucheb.-metod. posobie [Personality. Creation. Development]. Moscow: Peda-gogicheskij vestnik, 2001.

12. Skorobrenko I.A., Vorozhejkina A.V. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti sovremennyh shkol'nikov kak uslovie razvitiya motivacii tvorchestva [Activization of cognitive activity of modern schoolchildren as a condition for the development of creativity motivation]. In Soldatovoj E.L. (eds.) Psihologiya v menyayushchemsya mire: problemy, gipote-zy, issledovaniya: sb. materialov mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Psychology in a changing world: problems, hypotheses, studies], Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU, 2018, pp. 240-245.

13. Skorobrenko I.A., Vorozhejkina A.V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya konfliktologicheskoj kompe-tentnosti budushchego uchitelya [Psychological and pedagogical conditions for the formation of conflictological competence of a future teacher]. In Soldatovoj E.L. (eds.) Psihologiya v menyayushchemsya mire: problemy, gipotezy, issledovaniya: sb. materialov mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. [Psychology in a changing world: problems, hypotheses, research]. Chelyabinsk: Izdatel'skij centr YUUrGU, 2017, pp. 212-216.

14. Skorobrenko, I.A. Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti bakalavra pedagogiki v obrazovatel'nom processe vysshej shkoly sredstvami discipliny «Inostrannyj yazyk» [Development of the creative potential of the personality of a bachelor of pedagogy in the educational process of higher education by means of the discipline "Foreign Language"]. III Andreevskie chteniya: sovremennye koncepcii i tekhnologii tvorcheskogo samorazvitiya lichnosti: sb. st. uchastnikov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezh-dunar. uchastiem [III St. Andrew's Readings: Modern Concepts and Technologies of Creative Self-Development of a Person]. Kazan': Centr innovacionnyh tekhnologij, 2018, pp. 225-230.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.В. Ворожейкина, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела научных исследований и инновационной деятельности, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: vorogeykinaav@cspu.ru, ORCID: 0000-00030618-6347.

И.А. Скоробренко, магистрант факультета психологии, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия, e-mail: kaktus0096@mail.ru, 0RCID0000-0001-6644-4091.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.V. Vorogejkina, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogics and Psichology, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: vorogeykinaav@cspu.ru, ORCID: 0000-0003-0618-6347.

I.A. Skorobrenko, Master's Student at the School of Psichology, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia, e-mail: kaktus0096@mail.ru, ORCID0000-0001-6644-4091.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 174_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.