Научная статья на тему 'К вопросу о сущности развития методов обучения студентов педагогических вузов в глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигме'

К вопросу о сущности развития методов обучения студентов педагогических вузов в глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / TEACHING METHODS / MODERN GLOBAL INFORMATION AND COMMUNICATION EDUCATIONAL PARADIGM / PEDAGOGICAL FIELD / INFLUENCE FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Ирина Николаевна

Для развития системы методов обучения, как объекта современной глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигмы, выделены основные положения, определяющие вектор ее наполнения: преобразование образовательного пространства за счет средств информационно-коммуникационных технологий (влияние на внутреннем и внешнем уровнях) и деятельностная структура следующих сфер социальной, духовно-нравственной, экономической, технической и педагогической (влияние на внешнем уровне). Сформулировано положение о важности введения в процесс подготовки педагогических кадров методов обучения, которые будут способствовать формированию у студентов умения конструировать методы обучения. Указаны значимые роли (типы) методов обучения для профессионального педагогического образования в условиях расширения диапазона профессиональных функций, которые предложено рассматривать в следующей иерархии: оценочная, регуляционная, конструкторская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the main point of teaching methods development of students of pedagogical universities in the global information and communication educational paradigm

For the development of the system of teaching methods as an object of the modern global information and communication educational paradigm, the main provisions that determine the vector of its filling are identified: the transformation of the educational space at the expense of information and communication technologies (influence at the internal and external levels) and the activity structure of the following areas social spiritual, moral, economic, technical and pedagogical (influence on an external level). A statement has been formulated on the importance of introducing teaching methods into the process of training pedagogical personnel that will help students develop the ability to construct teaching methods. Significant roles (types) of teaching methods for professional pedagogical education are indicated in conditions of expanding the range of professional functions, which are proposed to be considered in the following hierarchy: evaluation, regulatory, design.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности развития методов обучения студентов педагогических вузов в глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигме»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин [и др.] ; под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд. доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1988. - 479 с.

2. Белкин, А.С. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики) [Текст] / А.С. Белкин. - Екатеринбург, 1995.

3. Коротаева, Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы [Текст] / Е.В. Коротаева. -М. : Сентябрь, 2016. - 192 с. - (Библиотека журнала «Директор школы»).

4. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст] / А.В. Мудрик. - М. : Ин-т практической психологии, 1997.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] : около 100 000 слов, терминов и фразеолог. выражений / С.И. Ожегов ; под ред. Л.И. Скворцов. - М. : ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 с.

6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - М., 2006.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

REFERENCES

1. Babanskij Yu.K., Slastenin V.A., Sorokin N.A., at al. Pedagogika: ucheb. posobie dlya studentov ped. in-tov [Pedagogy]. In Yu.K. Babanskogo (ed.). 2-e izd. dop. i pererab. M.: Prosveshchenie, 1988. 479 p.

2. Belkin A.S. Pedagogika detstva (Osnovy vozrastnoj pedagogiki) [Pedagogy of childhood]. Ekaterinburg, 1995.

3. Korotaeva E.V. Organizaciya vzaimodejstvij v obrazovatel'nom processe shkoly [Organization of interactions in the educational process of the school]. Moscow: Sentyabr', 2016. 192 p.

4. Mudrik A.V. Vvedenie v social'nuyu pedagogiku [Introduction to social pedagogy]. Moscow: In-t prakticheskoj psi-hologii, 1997.

5. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: okolo 100 000 slov, terminov i frazeolog. vyrazhenij [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. In Skvorcov L.I. (ed.). Moscow: ONIKS-LIT, Mir i Obrazovanie, 2012. 1376 p.

6. Slastenin V.A. (eds.) Pedagogicheskaya podderzhka rebenka v obrazovanii [Pedagogical support of the child in education]. Moscow, 2006.

7. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [Federal state educational standard of basic general education]. URL: http://www.consultant.ru.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [The federal state educational standard of primary general education]. URL: http://www.consultant.ru.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

О.В. Рябова, учитель начальных классов, Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска, г. Челябинск, Россия, e-mail: Akyla2022@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-1110-8733.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

O.V. Riabova, Primary School Teacher, Secondary School No. 21 city of Chelyabinsk, Chelyabinsk, Russia e-mail: Akyla2022@rambler.ru, ORCID: 0000-0002-1110-8733.

УДК 378.147

Ирина Николаевна Семенова

г. Екатеринбург

К вопросу о сущности развития методов обучения студентов педагогических вузов в глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигме

Для развития системы методов обучения, как объекта современной глобальной информационно -коммуникационной образовательной парадигмы, выделены основные положения, определяющие вектор ее наполнения: преобразование образовательного пространства за счет средств информационно-коммуникационных технологий (влияние на внутреннем и внешнем уровнях) и деятельностная структура следующих сфер - социальной, духовно-нравственной, экономической, технической и педагогической (влияние на внешнем уровне). Сформулировано положение о важности введения в процесс подготовки педагогических кадров методов обучения, которые будут способствовать формированию у студентов умения конструировать методы обучения. Указаны значимые роли (типы) методов обучения для профессионального педагогического образования в условиях расширения диапазона профессиональных функций, которые предложено рассматривать в следующей иерархии: оценочная, регуляционная, конструкторская.

Ключевые слова: методы обучения, современная глобальная информационно-коммуникационная образовательная парадигма, педагогическое поле, факторы влияния.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 166_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

Irina Nikolaevna Semenova

Ekaterinburg

To the main point of teaching methods development of students of pedagogical universities in the global information and communication educational paradigm

For the development of the system of teaching methods as an object of the modern global information and communication educational paradigm, the main provisions that determine the vector of its filling are identified: the transformation of the educational space at the expense of information and communication technologies (influence at the internal and external levels) and the activity structure of the following areas - social spiritual, moral, economic, technical and pedagogical (influence on an external level). A statement has been formulated on the importance of introducing teaching methods into the process of training pedagogical personnel that will help students develop the ability to construct teaching methods. Significant roles (types) of teaching methods for professional pedagogical education are indicated in conditions of expanding the range of professional functions, which are proposed to be considered in the following hierarchy: evaluation, regulatory, design.

Keywords: teaching methods, modern global information and communication educational paradigm, pedagogical field, influence factors.

Введение. Современная система образования (на любой ступени своего функционирования: школьной, вузовской, послевузовской) требует, согласно нормативным документам (например, Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» - статьи 69, 73 и 76, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. и др.) обновления методов учения, обучения и самообучения. Изменения, как в целевых совокупностях методов, так и в составе каждого отдельного метода в образовательном процессе, не могут рассматриваться как разовые или случайные. Эти изменения (дополнение, корректировка, обогащение, создание новых элементов) являются обусловленными процессами. Для выявления сущности обновления современных методов обучения и составления прогноза их изменения необходимо выделение причин и исследование обусловленности. В историко-философском аспекте причины и обусловленность связываются с объединением «мира и человека» (М.Л. Груздева, С.А. Зайцева, А.А. Червова и др.). Однако при сопоставительном анализе выделенные совокупности этих связей не позволяют однозначно говорить о необходимости или необходимости и достаточности полученных результатов. Кроме того, в литературе не представлены результаты, позволяющие определить механизм трансформации обусловленностей в локальные образовательные системы. В рамках указанного положения сформулируем цель исследования: установить причины, определяющие изменение методов обучения в системе профессионального педагогического образования. Новизна исследования заключается в использовании общенаучного парадигмального подхода. Теоретическая значимость состоит в выделении значимых методов обучения для системы профессионального педагогического образования.

Исследовательская часть. Анализ и сопоставление условий изменения современной системы методов профессионального педагогического обучения в контексте развития глобальной инфор-

мационно-коммуникационной образовательной парадигмы - «Современной» (выделенной и описанной, например, в [6]) позволяет установить следующую совокупность важнейших сфер, определяющих факторы обновления методов обучения [2]: социальная, духовно-нравственная, экономическая, техническая и педагогическая. Попарное сопоставительное соотнесение факторов функционирования этих сфер позволяет сформулировать, в частности, два существенных положения. Рассмотрим каждое из них.

1. Появление компьютера, в начале, в так называемых «университетах, увитых плющом», а позже и во всех вузах как равноправного участника образовательного процесса, приводит не просто к обновлению средств передачи знаний в системе высшего образования, а к существенной трансформации профессионального обучения. Включение при этой трансформации в педагогическое поле (определение в [6]) нового элемента, обладающего интегрированной объектно-субъектной сущностью с новыми дидактическими, информационными и коммуникационными возможностями, ведет к обновлению не только содержания элементов методической системы и связей между ними, но и к изменению смысла образования, придавая ему направление на профессиональное самообразование в условиях конкуренции на рынке труда.

Учет сказанного определяет рассмотрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) не только как внутренний фактор в ряду причин переустройства системы методов обучения как подсистемы, предшествующей в иерархическом ряду по общности и абстракции ретроспективного отражения общего феномена - образовательного процесса, вскрывающей сущность и связи между содержанием, целями, формами, средствами и методами обучения, но и позиционирует ИКТ внешний фактор.

2. При расширении диапазона трудовых функций и трудовых действий (на основе анализа Приказа Минтруда России № 30550) выделяются и

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

167

приобретают практическую значимость новые методы, отражающие новую деятельность педагога. Для осуществления большого разнообразия, пусть даже спорной по целесообразности (см., например, [4]), этой деятельности необходимо научить выпускника педагогического ВУЗа самостоятельно составлять методы обучения для конкретной уникальной педагогической ситуации, при проявлении особых установленных условий. В указанных рамках значимым становится введение в процесс подготовки педагогических кадров методов обучения, которые гарантированно способствуют формированию умения конструировать методы обучения.

Соединение сущности 1. и 2. как внешнего и внутреннего проявления динамики развития системы методов обучения педагогов отражает следующее положение: ИКТ и диапазон профессиональной деятельности в дидактической среде «Современной» парадигмы наделяют основы функционирования педагогического поля новым смыслом, который вкладывается в понятие «образование» при отражении объективных и субъективных тенденций, и определяют значимость для субъектов не только получать, хранить и передавать любую (нормированную и ненормированную) информацию, но и создавать как саму информацию, так и способы ее распространения и целевой передачи в процессе с характеристиками, описанными, например, в [3].

Выделенное положение составляет, по нашему мнению, основу для построения фундаментальной теории изменения методов обучения на основании следующего механизма: состояние специально организованных наборов методов обучения как подсистемы предмета образовательной деятельности и законы изменения этих состояний должны исследоваться на основе выполнения требований непротиворечивости и достоверности в контексте взаимосвязи с разными надсистемами педагогической науки (культурными традициями, религиозно-мифологическим опытом освоения мира, социальным заказом общества и государства, уровнем технического и информационного оснащения, развитием науки и стилем мышления, доминирующим в науке, и др.). Сформулированный механизм дает возможность построения теории формирования совокупности методов обучения на основе исследования причинно-следственных свя-

зей, определяющих как изнутри, так и извне предмет педагогического поля и носящих общекультурный характер.

Обобщение представленных результатов позволяет выделить новые роли (типы) методов обучения для профессионального образования в глобальной информационно-коммуникационной образовательной парадигме, которые для процесса педагогической подготовки с учетом [2] могут быть расположены в следующей иерархии: оценочная, регуляционная, конструкторская.

Заключение. Наполнение системы методов обучения студентов педагогических специальностей определяется в «Современной» парадигме двумя важнейшими позициями: распространением в дидактической среде ИКТ и необходимостью овладения умениями преобразовывать профессиональную деятельность в «мире перемен». При этом важным становится умение отбирать, оценивать эффективность (при формулировке разных оснований эффективности) и, при необходимости, самостоятельно составлять способы профессиональной деятельности, в том числе и, в первую очередь, методы обучения. Функционирование обогащенной с представленных позиций системы методов обучения требует от будущих педагогов творческих решений и индивидуальной инициативы. В рамках сформулированных положений авторитарная модель педагогически организованного процесса профессионального обучения должна вытесняться манипулятивной педагогикой (развернутое обоснование которой без использования употребляемого термина предложил Ж.-Жак Руссо) или педагогикой тьюторства (сущность которой указана, например, Н.О. Яковлевой [5]), поддержки (в терминологии О.С. Газмана) и сопровождения, идеи которой прослеживались уже в работах И.Г. Песталоцци. При этом в условиях возрастающего темпа увеличения и корректировки знаний основной характеристикой деятельности обучаемого становится самостоятельность, обеспеченная соответствующим инструментарием и требующая от студента овладения «профессией ученика» [1, С. 91], а эффективная деятельность преподавателя может осуществляться лишь при включении в выделенные типы методов обучения широкого спектра информационных ресурсов для гибкой индивидуальной диагностики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Долинер, Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты / Л.И. Долинер. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. - 344 с.

2. Семенова, И.Н. Наполнение матрицы «Современной» парадигмы для выделения значимых методов обучения при подготовке педагогических кадров / И.Н. Семенова, А.В. Слепухин, Е.Н. Эрентраут // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 12.

3. Стариченко, Б.Е. Теоретические основы построения методов обучения в условиях развития смешанного обучения / Б.Е. Стариченко, А.В. Слепухин, И.Н. Семенова // Фундаментальные и прикладные аспекты психолого-педагогических и социологических исследований : коллект. моногр. : в 3 т. / под ред. О.П. Чигишевой. - Ришон Ле-цион, Израиль : Medial, 2014. - Т.1. - С. 231-260.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 168_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

4. Усольцев, А.П. Инновационная деятельность учителей - миф или реальность [Текст] / А.П. Усольцев, Е.П. Антипова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, №5. - С. 9-41.

5. Яковлева, Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность / Н.О. Яковлева // Вестник Южно-уральского ГУ. - 2012. - № 4 (263). - С. 46-49.

6. Semenova, I.N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm / I.N. Semenova. - Yelm, WA, USA : Science Book Publishing House, 2013. - 156 p.

REFERENCES

1. Doliner L.I. Informacionnye i kommunikacionnye tekhnologii v obuchenii: psihologo-pedagogicheskie i metodicheskie aspekty [Information and communication technologies in education: psychological, pedagogical and methodological aspects]. Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2003. 344 p.

2. Semenova I.N., Slepuhin A.V., Erentraut E.N. Napolnenie matricy «Sovremennoj» paradigmy dlya vydeleniya znachimyh metodov obucheniya pri podgotovke pedagogicheskih kadrov [Filling the matrix of the "Modern " paradigm to highlight significant teaching methods in the training of teachers]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2019, no. 12.

3. Starichenko B.E., Slepuhin A.V., Semenova I.N.Teoreticheskie osnovy postroeniya metodov obucheniya v usloviyah razvitiya smeshannogo obucheniya [Theoretical foundations of the construction of teaching methods in the context of the development of blended learning] In Chigishevoj O.P. (ed.) Fundamental'nye i prikladnye aspekty psihologo-pedagogicheskih i sociologicheskih issledovanij: kollekt. monogr.: v 3 t. [Fundamental and applied aspects of psychological, pedagogical and sociological research. Vol. 1]. Rishon Lecion, Izrail': Medial, 2014, pp. 231-260.

4. Usol'cev A.P., Antipova E.P. Innovacionnaya deyatel'nost' uchitelej - mif ili real'nost' [Innovation Activities of Teachers - Myth or Reality]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2019, vol. 21, no. 5, pp. 9-41.

5. Yakovleva N.O. Soprovozhdenie kak pedagogicheskaya deyatel'nost' [Maintenance as a pedagogical activity Vestnik Yuzhno-ural'skogo GU [Bulletin of the South Ural State University], 2012, no. 4 (263), pp. 46-49.

6. Semenova I.N. Methodology of teaching mathematics methods designing in the modern educational paradigm. Yelm, WA, USA: Science Book Publishing House, 2013. - 156 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.Н. Семенова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: semenova_i_n@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6528-031X.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.N. Semenova, Ph.D. in Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia, e-mail: semenova_i_n@mail.ru, ORCID: 0000-0002-6528-031X.

УДК 378

Иван Александрович Скоробренко

г. Челябинск Анфиса Вячеславовна Ворожейкина

г. Челябинск

Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно-аналитической компетенции будущих учителей

Статья посвящена проблеме поиска и отбора форм организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза, которые рассматриваются как условие формирования информационно-аналитической компетенции будущего педагога. В статье представлено определение информационно-аналитической компетенции, а также обзор ее компонентов. Большое внимание уделяется необходимости формирования критического мышления студентов как условия формирования их информационно-аналитической компетенции. Делается акцент на необходимости развития творческих способностей студентов в процессе их самостоятельной работы. Подробно рассматриваются такие формы самостоятельной работы студентов, как работа с литературными источниками, эссе, кейс-метод, метод проектов. Анализируется эффективность использования в образовательном процессе педагогического вуза данных форм самостоятельной работы студентов в контексте формирования их информационно-аналитической компетенции, делаются выводы о соответствии данных форм работы целям и задачам современного университетского образования.

Ключевые слова: информационно-аналитическая компетенция, самостоятельная работа студентов, профессиональная подготовка учителей, активность студента, познавательный интерес.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.