Научная статья на тему 'Подготовка учителей художественного труда и проектирования в условиях инноваций образования в Казахстане'

Подготовка учителей художественного труда и проектирования в условиях инноваций образования в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
977
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ОЦЕНИВАНИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / TECHNOLOGICAL EDUCATION DEVELOPMENT / EDUCATIONAL INNOVATIONS / UPDATING THE CONTENT OF EDUCATION / NEW APPROACHES IN TRAINING AND ASSESSMENT / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумейко Татьяна Степановна

В статье представлена краткая характеристика развития технологического образования в историческом аспекте; отмечено становление компетентностного подхода, ставшего методологической основой подготовки специалиста на рубеже ХХ ХХI веков; раскрыт его терминологический аппарат. Дана характеристика инноваций в школьном образовании: обновление его содержание, внедрение новых подходов в преподавании, обучении и оценивании, описание результатов обучения компетенциями. Раскрыто содержание программы курсов повышения квалификации по подготовке тренеров из числа профессорско-педагогического состава педагогических вузов, разработанной Центром педагогического мастерства АО «Назарбаев интеллектуальные школы» совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Описывается обновление содержания технологического образования в школе путем введения интегрированного учебного предмета «Художественный труд», в содержании которого интегрированы знания образовательных областей «Технология» и «Изобразительное искусство». Дана краткая характеристика авторской инновационной образовательной программы «Профессиональное обучение, художественный труд и проектирование», разработанной для педагогического направления подготовки специалистов с высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумейко Татьяна Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of the artistic work and designing teachers in the conditions in innovation of education in Kazakhstan

The article presents a brief description of the development of technological education in the historical aspect; the formation of a competency-based approach, which has become the methodological basis for specialist training at the turn of the 20th 21st centuries, is noted; its terminological apparatus is disclosed. The characteristic of innovations in school education is given such as updating its content, introducing new approaches in teaching, training and assessment, description of learning outcomes by competencies. The content of the program of continuing education courses for the training of trainers from among the teaching staff of pedagogical universities is disclosed, developed by the center of pedagogical excellence of Nazarbayev Intellectual Schools jointly with the Department of Education of the University of Cambridge. The article describes the updating of the content of technological education in the school by introducing the integrated subject “Artistic Work”, in the content of which the knowledge of the educational areas “Technology” and “Fine Art” is integrated. A brief description of the author's innovative educational program “Vocational Training, Artistic Work and Design” is given, developed for the pedagogical direction of training specialists with higher education.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителей художественного труда и проектирования в условиях инноваций образования в Казахстане»

особенно творческого характера позволяет выявлять способности к творческому мышлению. Систематическое их использование на занятиях и во внеаудиторной работе, например, при подготовке к предметной олимпиаде, должно способствовать формированию и развитию различных компонент мышления. Разработка целостной системы исполь-

зования таких задач в процессе обучения химии в высшей военной школе представляется актуальной в научном и в практическом аспектах. Такая система, безусловно, способна поднять на качественно новый уровень процесс обучения химии в военном вузе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сильны, П. Химические учебные задачи - средство развития творческого мышления учеников / П. Сильны, М. Прокша // Совершенствование преподавания химии в высших и средних учебных заведениях. - Омск : ОмГПИ, 1991. - 120 с.

2. Шелонцев, В.А. Развитие творческого мышления учащихся при решении качественных химических задач / В.А. Шелонцев, Н.А. Ждан, Н.Г. Малонушенко. - Омск : ОмИПКРО, 1994. - 65 с.

3. Шлякова, Е.В. Роль химических задач в процессе формирования теоретического мышления обучающихся военных вузов / Е.В. Шлякова // Образование в военно-инженерном деле: теория и практика : материалы V Всерос. науч.-практ. конф. c междунар. участием. - Тюмень : ТВВИКУ, 2018. - Ч. II. - С. 458-461.

REFERENCES

1. Sil'ny P., Proksha M. Himicheskie uchebnye zadachi - sredstvo razvitiya tvorcheskogo myshleniya uchenikov [Chemical learning tasks - a means of developing students' creative thinking]. Sovershenstvovanie prepodavaniya himii v vysshih i srednih uchebnyh zavedeniyah [Improving the teaching of chemistry in higher and secondary educational institutions]. Omsk: OmGPI, 1991. 120 p.

2. Sheloncev V.A., Zhdan N.A., Malonushenko N.G. Razvitie tvorcheskogo myshleniya uchashchihsya pri reshenii kachestvennyh himicheskih zadach [The development of students' creative thinking in solving high-quality chemical problems]. Omsk: OmIPKRO, 1994. 65 p.

3. Shlyakova E.V. Rol' himicheskih zadach v processe formirovaniya teoreticheskogo myshleniya obuchayushchihsya voennyh vuzov [The role of chemical problems in the formation of theoretical thinking of students of military universities]. Obrazovanie v voenno-inzhenernom dele: teoriya i praktika. Ch. II: materialy V Vseros. nauch.-prakt. konf. c mezhdunar. uchastiem [Education in military engineering: theory and practice. Part 2]. Tyumen': TVVIKU, 2018, pp. 458-461.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.В. Шлякова, кандидат технических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, ФГКВОУ ВО «Омский автобронетанковый инженерный институт», г. Омск, Россия, e-mail: elena6500462@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1069-577.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.V. Shlyakova, Ph. D. in Technical Sciences, Associate Professor of Physical and Mathematical Disciplines, Omsk Tank-automotive Engineering Institute, Omsk, Russia, e-mail: elena6500462@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1069-577.

УДК 372.862

Татьяна Степановна Шумейко

г. Костанай, Казахстан

Подготовка учителей художественного труда и проектирования в условиях инноваций образования в Казахстане

В статье представлена краткая характеристика развития технологического образования в историческом аспекте; отмечено становление компетентностного подхода, ставшего методологической основой подготовки специалиста на рубеже ХХ - XXI веков; раскрыт его терминологический аппарат. Дана характеристика инноваций в школьном образовании: обновление его содержание, внедрение новых подходов в преподавании, обучении и оценивании, описание результатов обучения компетенциями. Раскрыто содержание программы курсов повышения квалификации по подготовке тренеров из числа профессорско-педагогического состава педагогических вузов, разработанной Центром педагогического мастерства АО «Назарбаев интеллектуальные школы» совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Описывается обновление содержания технологического образования в школе путем введения интегрированного учебного предмета «Художественный труд», в содержании которого интегрированы знания образовательных областей «Технология» и «Изобразительное искусство». Дана краткая характеристика авторской инновационной образовательной программы «Профессиональное обучение, художественный труд и проектирование», разработанной для педагогического направления подготовки специалистов с высшим образованием.

Ключевые слова: развитие технологического образования, инновации в образовании, обновление содержания образования, новые подходы в обучении и оценивании, инновационная образовательная программа.

Tatyana Stepanovna Shumeiko

Kostanay, Kazakhstan

Training of the artistic work and designing teachers in the conditions in innovation of

education in Kazakhstan

The article presents a brief description of the development of technological education in the historical aspect; the formation of a competency-based approach, which has become the methodological basis for specialist training at the turn of the 20th - 21st centuries, is noted; its terminological apparatus is disclosed. The characteristic of innovations in school education is given such as updating its content, introducing new approaches in teaching, training and assessment, description of learning outcomes by competencies. The content of the program of continuing education courses for the training of trainers from among the teaching staff of pedagogical universities is disclosed, developed by the center of pedagogical excellence of Naz-arbayev Intellectual Schools jointly with the Department of Education of the University of Cambridge. The article describes the updating of the content of technological education in the school by introducing the integrated subject "Artistic Work", in the content of which the knowledge of the educational areas "Technology" and "Fine Art" is integrated. A brief description of the author's innovative educational program "Vocational Training, Artistic Work and Design" is given, developed for the pedagogical direction of training specialists with higher education.

Keywords: technological education development, educational innovations, updating the content of education, new approaches in training and assessment, innovative educational program.

На протяжении всей истории развития педагогики и образования трудовое обучение и технологическое образование претерпевало постоянные изменения, детерминированные социально-экономическими условиями в обществе и, как следствие, сменой парадигмы образования. Его становление начиналось практически одновременно со становлением человеческого общества, когда еще не было специально организованного образовательного процесса и соответствующих учреждений, но уже первобытные люди передавали накопленный опыт выживания в суровых природных условиях и элементарные трудовые навыки подрастающим поколениям.

Началом развития практики целенаправленного и специально организованного технологического образования можно считать XVII век, когда И.Г. Песталоцци впервые реализовал на практике идею о соединении обучения с производительным трудом.

Особенно интенсивные изменения в технологическом образовании наблюдались в ХХ веке. Организация производительного труда детей С.Т. Шацким в первом десятилетии ХХ века во внешкольных организациях, деятельность которых была построена на сотрудничестве детей и взрослых, детском самоуправлении и проектном обучении, нашла продолжение в педагогической деятельности А.С. Макаренко, в частности, в разработке теории и практике создания детского коллектива, одним из средств развития которого явился производительный труд детей. Становление и развитие трудовой школы и политехнического обучения в первые годы советской власти (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский) и сокращение часов на трудовую подготовку в школах в начале 30-х годов.

Героический труд подростков, которые в тяжелые годы Великой Отечественной войны вместе со стариками и женщинами днем и ночью работали на заводах, фабриках и в колхозах, чтобы обеспе-

чить фронт боеприпасами, снаряжением и продовольствием. Интенсивное развитие учебно-производственных комбинатов происходило в 50-е - 80-е годы; здесь школьники не просто получали навыки обслуживающего труда (в отличии от уроков труда в общеобразовательной школе), а получали профессиональную подготовку в определенной сфере и документ о начальном профессиональном образовании. Смена традиционной парадигмы образования личностно ориентированной определила возможность выбора школьниками образовательной траектории, в том числе в профессиональной и профильной подготовке.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков основным методологическим подходом в образовании становится компетентностный подход, который обеспечивает «изучение и описание педагогического процесса с точки зрения формирования у личности заданного вида компетентности» [8, С. 95]. С позиций компе-тентностного подхода результаты образования описываются не знаниями, умениями и навыками, а компетенциями, которые должны быть сформированы у обучающихся по окончании срока обучения или завершения изучения определенного учебного предмета.

Требование измеримости результатов обучения приводит к необходимости выделения в содержании компетенции (и компетентности) знаний, умений, навыков, опыта деятельности и личностных качеств, которые могут быть диагностированы посредством выделения конкретных измеримых критериев. Придерживаясь позиции А.В. Хуторского, мы различаем понятия «компетенция» и «компетентность», понимая «под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество» [7]. Таким образом, компетенция - это некоторое нормативное качество, к формированию которого следует стремиться, а

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 226_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

компетентность - уже сформированное качество выпускника (специалиста).

В стандартах образования современной школы результаты обучения представлены компетенциями. Но это не единственное новшество школьного образования: обновляется его содержание, внедряются новые подходы в преподавании и обучении. Назарбаев Интеллектуальные школы, первая из которых была открыта в Казахстане в 2009 году, стали экспериментальной базой внедрения новых подходов.

С 2015 года в Астане начали проводиться курсы повышения квалификации по программе подготовки тренеров из числа профессорско-педагогического состава педагогических вузов, разработанной ЦПМ АО «НИШ» совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Данная программа рассчитана на 232 часа и предполагает наличие следующих этапов: 1) двухнедельное обучение на базе ЦПМ АО «НИШ» в г. Астана; 2) педагогическая практика на базе своего вуза продолжительностью 3 недели; 3) обучение в г. Астана продолжительностью 2 недели; 4) обучение студентов 4 курса прошедшими курсы преподавателями по программе дополнительного профессионального образования студентов выпускных курсов вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработанной на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Программа предусматривает изучение семи модулей: 1. Новые подходы в преподавании и учении.2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование ИКТ в преподавании и учении. 5. Обучение талантливых и одаренных учеников. 6. Преподавание и учение в соответствии с возрастными особенностями учеников. 7. Управление и лидерство в обучении.

Несмотря на то, что все идеи, рассматриваемые в семи модулях программы, являются новыми в преподавании и обучении, в программе в качестве новых позиционированы «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться» [5, С. 71]. Это связано с тем, что в основе новых подходов в преподавании и учении лежит социоконструкти-вистский подход: «Ученики являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия» [5, С. 71].

В глоссарии, определяющем основные понятия Программы курсов дополнительного профессионального образования для студентов выпускных курсов педагогических высших учебных заведений, диалогическое обучение определяется как подход в преподавании и обучении, построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала и проведения сообщающей беседы с целью объяснения учебного мате-

риала учителем и усвоения его учащимися. Диалогическое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности [1]. Исследователи выделяют следующие особенности диалогического обучения: 1) организация речи через постановку вопросов в парной и групповой работе; 2) создание атмосферы сотрудничества через вовлечение в диалог [4].

Одним из условий эффективного формирования технологической компетентности школьников на уроках является их вовлечение в активную деятельность и общение через использование диалогического обучения. Это не просто способствует обмену информацией, но и позволяет формировать у обучающихся коммуникативные качества, лежащие в основе конкурентоспособности современного человека, а также способствует активизации их учебной деятельности. Возможности использования диалогического обучения при изучении технологии швейного производства на уроках в школе мы раскрыли в методических рекомендациях [6], опираясь на теоретический анализ и основываясь на собственном опыте деятельности в качестве учителя технологии средней общеобразовательной школы, преподавателя конструирования одежды профессионально-технического лицея и инженера-технолога швейного предприятия.

С позиций компетентностного подхода основной целью образования становится не просто получение знаний, умений и навыков, а достижение основанной на них социальной и профессиональной компетентности - умения добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умения рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире. Достижению данной цели во многом способствует правильно организованное трудовое обучение школьников через образовательную область «Технология».

Так, использование диалогического обучения на уроках предполагает общение участников образовательного процесса, осуществляемое, прежде всего, посредством речи. Поэтому, для полного взаимопонимания участники общения должны использовать термины, значение которых они понимают одинаково, что является важным условием продуктивного общения. Указывая на данное обстоятельство применительно к педагогике, В.В. Краевский отмечал, что педагогика «пользуется естественным языком, общеупотребительными словами. Но попадая в обиход науки, слова естественного языка должны приобрести неотъемлемое качество научного термина - однозначность, позволяющую достичь единого понимания их всеми учеными данной отрасли» [2, С. 24]. Вместе с тем, если в педагогике однозначность достигается изложением каждым автором собственного понимания какого-либо термина, то в технологии любой термин имеет четко определенное значение. Поэтому очень важно уже с

первых занятий научить школьников правильно использовать соответствующую терминологию, что достигается на уроках технологии и художественного труда в школе с использованием приемов диалогического обучения.

Обновление содержания образования в средней общеобразовательной школе, внедрение новых подходов к преподаванию и учению, критериальная система оценивания начали вводиться в практику основной общеобразовательной школы с

2017-2018 учебного года, сначала в 5 и 7 классах, в

2018-2019 учебном году - в 6 и 8 классах, в 20192020 учебном году - в 9 и 10 классах. В Инструктивно-методическом письме на 2017-2018 учебный год [3] представлена характеристика востребованных в условиях обновления педагогических подходов, методов и технологий - исследовательский, личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный, ценностно-ориентированный, дифференцированный, системный, коммуникативный, интегративный, проектный подходы; игровое, развивающее, модульное, проблемное, индивидуальное обучение, кейс-стадии, информационно -коммуникационные технологии; даны рекомендации по их использованию для организации образовательного процесса.

В 2017-2018 учебном году в основной школе впервые вместо учебного предмета «Технология» введен интегрированный учебный предмет «Художественный труд» в объеме два часа в неделю в пятых классах и один час - в седьмых. Художественный труд введен как учебный предмет, в содержании которого интегрированы знания образовательных областей «Технология» и «Изобразительное искусство»; он заменил предметы «Технология» и «Изобразительное искусство», которое в пятых классах было отменено; содержание данного предмета, как следует из инструктивно -методического письма [3], построено таким образом, что его могут вести и учитель изобразительного искусства и учитель технологии.

Учебный предмет «Художественный труд» направлен на формирование функциональной грамотности в области искусства и технологий труда, развитие творческой личности. В качестве особенности учебного предмета «Художественный труд» в основном среднем образовании отмечается изучение различных видов искусства, выражение идей средствами искусства, приобретение универсальных бытовых и специальных предметных знаний и умений и навыков художественной обработки и преобразования материалов и объектов, навыков ведения домашнего хозяйства, пользования техникой и технологиями. Данный учебный предмет во всех классах представлен пятью разделами (в программе для девочек): «Визуальное искусство»; «Декоративно-прикладное творчество»; «Дизайн и технология»; «Культура дома»; «Культура питания».

Обновленное содержание школьного учебного предмета «Художественный труд» учтено нами при разработке инновационной образовательной программы для подготовки соответствующих специалистов в вузе. Такая возможность появилась в силу того, что казахстанским вузам предоставлена определенная академическая самостоятельность, в том числе в разработке образовательных программ.

Ранее подготовка учителей технологии для школ осуществлялась в рамках образовательной программы «Профессиональное обучение», предусматривавшей подготовку педагогов профессионального обучения по ряду направлений (специализаций). Так, в Государственном общеобразовательном стандарте 2006 года были предусмотрены специализации: Технология труда и предпринимательство. Промышленное производство (по отрасли). Сельскохозяйственное производство. Обслуживающее производство. Декоративно-прикладное и художественное производство. Дизайн одежды. Экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов. Специалистам присваивались соответствующие квалификации с правом преподавания специальных, общетехнических дисциплин и технологии (ранее - трудового обучения) в школе, что было предусмотрено содержанием вузовских программ.

С предоставлением академической самостоятельности казахстанские вузы получили право самостоятельно разрабатывать действующие (вносить изменения), новые (подготовка по которым ведется в других вузах, но не велась в данном вузе) и инновационные (принципиально новые, ранее не существовавшие) образовательные программы с учетом потребностей рынка труда региона и требованием стейкхолдеров (работодателей).

Нами была разработана, внесена в реестр (после получения одобрения экспертов) и реализуется в образовательном процессе с текущего учебного года инновационная образовательная программа «Профессиональное обучение, художественный труд и проектирование». Программа имеет модульную структуру и предусматривает достижение следующих результатов обучения:

1. Способен организовать учебный процесс по художественному труду и специальным дисциплинам, применяя принципы и новые технологии обучения.

2. Способен транслировать знания по технологии обработки материалов; теоретическим основам машиноведения и технологическому оборудованию; свойствам конструкционных, текстильных и других материалов.

3. Владеет способами формирования навыков по созданию технологической документации, в том числе с использование компьютерных технологий.

4. Разрабатывает социальные, научно -технические, дизайнерские проекты и анализирует результаты их внедрения.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ 228_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2542-0291

5. Понимает разнообразие и принципы действия нетрадиционных источников энергии, при объяснении учебной информации.

6. Анализирует информацию о передовых отраслевых технологиях для формирования у учащихся навыков по обработке конструкционных, те и других материалов.

7. Организовывает обучение с учетом требований охраны и научной организации труда в производственных мастерских.

8. Способен передать опыт проектирования производственного бизнеса, разработки рекламных продуктов в сфере бизнеса и образования.

Ряд дисциплин в содержании данной программы направлен на подготовку учителя художественного труда со сформированной готовностью к преподаванию учебного предмета «Художественный труд» в условиях обновления содержания школьного образования и внедрения новых подходов в преподавании и учении. Например: Дизайн окружающей среды. Культура дома и питания. Художественная обработка материалов. Художественная обработка и народные промыслы. Маркетинг и техника рекламы. Визуальное искусство. Рисунок и художественное оформление. Современные виды декоративно-прикладного искусства. Современные технологии в профессиональном обучении. Специальная методика обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Новые подходы к обучению и оцениванию в школе. Методика преподавания художественного труда, общетехнических и специальных дисциплин.

Так, дисциплина «Новые подходы к обучению и оцениванию в школе» предполагает изучение принципов, методов, задач и средств оценивания знаний учащихся по специальным дисциплинам и художественному труду; современное состояние

методов и средств диагностирования достижений обучающихся; технологии оценивания планируемых результатов с учетом требований нормативных документов и объектов; формирование навыков разработки критериев, способствующие получению качественных результатов обучения.

Кроме того, в вузовскую программу вместо учебной дисциплины «Черчение» введена дисциплина «Черчение, графика и проектирование». Внесенные в содержание дисциплины изменения позволяют готовить учителей, готовых не только преподавать художественный труд, но также и учителей графики и проектирования, которое введено в школьную программу в десятом классе вместо черчения в девятом.

В программе сделан акцент на проектную деятельность обучающихся как в учебное, так и во внеучебное время. Вовлеченность студентов в исследовательские, творческие и социальные проекты во многом способствует формированию их готовности к организации проектной деятельности школьников.

Таким образом, подготовка учителей художественного труда, графики и проектирования в вузе обусловлена потребностями обновления содержания школьного образования и внедрения новых подходов в преподавании, обучении и оценивании и осуществляется в рамках обновления содержания образовательных программ высшей школы. То есть инновации в школьном образовании определяют необходимость разработки инновационных образовательных программ в педагогических вузах, направленных на достижение результатов обучения, необходимых для формирования профессиональной компетентности будущего учителя и его готовности к педагогической деятельности в условиях изменений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Глоссарий программы курсов дополнительного профессионального образования для студентов выпускных курсов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработанная на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических работников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cpm.kz/ru/portal/programs/. - 19.03.2015.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики [Текст] : учеб. для студентов высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2003. - 256 с.

3. Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах республики Казахстан в 2017-2018 учебном году [Текст] : инструкт.-метод. письмо. - Астана : Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017. - 395 с.

4. Обоснование и внедрение методик модуля «Новые подходы», «Диалоговое обучение» в серии последовательных уроков [Электронный ресурс] // Коллеги : пед. журн. Казахстана. - Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/2-1-0-10546. - 10.03.2015.

5. Руководство для тренера [Текст]. - Астана : Назарбаев Интеллектуальные школы, 2015. - 120 с.

6. Шумейко, Т.С. Диалогическое обучение на уроках технологии [Текст] : метод. рекомендации / Т.С. Шумейко. -Астана : Назарбаев Интеллектуальные школы, Центр педагогического мастерства, 2015. - 30 с.

7. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Эйдос : Интернет-журн. - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

8. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] : монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск, 2010. - 316 с.

REFERENCES

1. Glossarij programmy kursov dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya dlya studentov vypusknyh kur-sov vys-shih uchebnyh zavedenij, osushchestvlyayushchih podgotovku pedagogicheskih kadrov, razrabotannaya na osnove urov-nevyh programm povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov [Elektronnyj resurs] [Glossary of the program of continuing education courses for graduate students of higher educational institutions engaged in the training of teaching staff, developed on the basis of tiered continuing education programs for teachers]. URL: http://cpm.kz/ru/portal/programs/ (Accessed 19.03.2015).

2. Kraevskij V.V. Obshchie osnovy pedagogiki: ucheb. dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij [General fundamentals of pedagogics]. Moscow: Akademiya, 2003. 256 p.

3. Ob osobennostyah organizacii obrazovatel'nogo processa v obshcheobrazovatel'nyh shkolah respubliki Kazahstan v 2017-2018 uchebnom godu: instrukt.-metod. pis'mo [About the features of the organization of the educational process in secondary schools of the Republic of Kazakhstan in the 2017-2018 academic year]. Astana: Nacional'naya akademiya obrazovaniya im. I. Altynsarina, 2017. 395 p.

4. Obosnovanie i vnedrenie metodik modulya «Novye podhody», «Dialogovoe obuchenie» v serii posledovatel'nyh urokov [Elektronnyj resurs] [Justification and implementation of the techniques of the module "New Approaches", "Interactive Learning" in a series of consecutive lessons]. Kollegi: ped. zhurn. Kazahstana [Colleagues]. URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/2-1-0-10546 (Accessed 10.03.2015).

5. Rukovodstvo dlya trenera [Trainer's Guide]. Astana: Nazarbaev Intellektual'nye shkoly, 2015. 120 p.

6. Shumejko T.S. Dialogicheskoe obuchenie na urokah tekhnologii: metod. rekomendacii [Dialogue in technology lessons]. Astana: Nazarbaev Intellektual'nye shkoly, Centr pedagogicheskogo masterstva, 2015. 30 p.

7. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty [Elektronnyj resurs] [Key competencies and educational standards]. Ejdos: Internet-zhurn. [Ados], 2002, 23 april. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

8. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov: monografiya [Pedagogical research: content and presentation of results]. Chelyabinsk, 2010. 316 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Т.С. Шумейко, кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор (доцент), декан естественно-математического факультета, Костанайский государственный педагогический университет имени Умирзака Султан-газина, г. Костанай, Казахстан, e-mail: T.Shoomeyko@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2019-1321.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

T.S. Shumeiko, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of Natural and Mathematic School, Kosta-nay State Pedagogic University named by U. Sultangazin, Kostanay, Kazakhstan, e-mail: T.Shoomeyko@mail.ru, ORCID: 0000-0002-2019-1321.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 230_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (44) 2019_2М2-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.