УДК 378
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© 2015
М.Е. Иванюк, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения Ю.С. Шатрова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация. В настоящее время в российском образовании актуализировались проблемы качества образования, подготовки и переподготовки учителей. Необходимо разработать и использовать приемы эффективного, динамичного функционирования педагогического образования в соответствии с потребностями развития личности, общества и государства. Результатом изменений педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, которая отвечает требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. При разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования необходимо обеспечить подготовку бакалавров педагогического образования к преподаванию дисциплин на различных уровнях: интегрированном, базовом и профильном; учитывать положения систем-но-деятельностного подхода; соизмерять профессиональные компетенции, представленные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования. Овладение приемами, способами достижения образовательных результатов, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, будущим учителем математики следует обеспечить не только в рамках дисциплин по методике обучения математике, но и при изучении математических дисциплин профессионального цикла. Присвоение приемов технологии на уровне применения в профессиональной деятельности будущим учителем математики становится наиболее эффективным при условии обучения студента в режиме использования рассматриваемой технологии.
Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавриат, компетентностный подход, требования к результатам обучения, технологии обучения.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время в российском образовании актуализировались проблемы качества образования, подготовки и переподготовки учителей, и, как следствие, организация подготовки и переподготовки преподавателей педагогических вузов.
Реформы образования охватывают практически все его уровни, поэтому требуется систематический анализ тенденций в изменении качества образования как на дальнюю, так и на ближайшую перспективу. Изменения в образовании проявляются в значительном расширении объема его содержания в условиях научно-технического прогресса, введением современных методов обучения и информатизации на всех уровнях образования. Однако индивидуализация образования пока еще не нашла соответствующей практической реализацией в учебном процессе [1].
Реформы высшей школы привели ко многим изменениям и новшествам это и введение двухуровневой системы высшего профессионального образования, и введение компетентностного подхода, положенные в основу образовательных стандартов третьего поколения [2].
Сегодня в системе высшего профессионального образования:
- происходит значительный рост числа направлений подготовки и профилей в связи с появлением новых профессий и изменением запросов рынка труда [3];
- возрастает роль горизонтальной мобильности выпускников вузов в течение трудовой жизни, что приводит к исчезновению граней между академическими и прикладными профессиями;
- намечается тенденция ориентации результатов образования на требования работодателей, прозрачность процедур аттестации и аккредитации в условиях соизмеримости результатов образования [4];
- повышается роль непрерывного образования, усложняются задачи личностного развития в сочетании с введением рыночных механизмов в высшее профессиональное образование [4].
Общеевропейские подходы к пониманию содержания квалификаций и результатов обучения основываются на компетентностном подходе и в точном объяснении
в контексте компетенций соответствия в триаде «требования к подготовке - содержание образовательной программы - результаты обучения»[5].
Компетенции определяют ожидаемые и измеряемые результаты обучения — конкретные достижения студентов (выпускников). Компетенции являются объединенной характеристикой обучающегося - изменяющаяся совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств. Эту совокупность студент должен продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы [6].
Педагогическое образование осуществляет кадровое обеспечение дошкольного, среднего, специального, дополнительного образования, а кроме этого начального, среднего и высшего профессионального образования. В современных условиях изменений российского образования необходимо разработать приемы эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в соответствии с потребностями развития личности, общества и государства. Результатом изменений педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, которая отвечает требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам [7].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Многие исследователи Е.С. Полат, И.В. Муштавинская, Ю.С. Шатрова, Н.И. Максимова, и др. отмечают, что бакалавров педагогического образования необходимо готовить к преподаванию дисциплин на различных уровнях. Использовать в обучении информационные технологии, активные методы обучения, это в будущем позволит обеспечить эффективное достижение указанных в стандарте результатов.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является обобщение опыта использования активных методов обучения бакалавров педагогического образования в процессе изучения математических дисциплин.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Организация профессиональной подготовки педагогических кадров должна быть направлена на формирование профессиональной компетентности учителя. Поэтому необходимо целенаправленно готовить выпускников к решению поставленных задач. Это позволяет выделить уровни подготовки кадров в области образования и педагогики: бакалавры и магистры. Оба этих уровня имеют свое особое предназначение. Направление «Педагогическое образование» служит подготовке бакалавров к педагогической и культурно-просветительской деятельности, а магистров - к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности в сфере образования [7].
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата. Поэтому подготовка к реализации основных видов профессиональной деятельности бакалавра педагогического образования определятся высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей [8].
При разработке основных образовательных программ необходимо, во-первых, предусмотреть подготовку бакалавров к преподаванию дисциплин на различных уровнях: интегрированном, базовом и профильном. Во-вторых, учитывать положения системно-деятельностно-го подхода, включая в основные образовательные программы соответствующие содержание и технологии. В-третьих, компетенции, представленные в Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования, необходимо соизмерять с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования [9], [10].
Требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования является деятельностный характер организации образовательного процесса [11], диалогичность, направленность процесса на поддержку индивидуального развития личности учащегося. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно все объяснить, рассказать, показать, но и включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, овладения новым знанием, применения полученных знаний в решении познавательных, практико-ориентированных задач.
Изучение математики в школе направлено на достижение целого спектра целей, отметим некоторые из них:
- в направлении личностного развития необходимо обеспечить развитие критического мышления, способность к преодолению мыслительных стереотипов, способность принимать самостоятельные решения;
- в метапредметном направлении следует сформировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, научить осуществлять процесс математического моделирования, обеспечить формирование общих приемов интеллектуальной деятельности;
- в предметном направлении - обеспечить математическими знаниями и умениями для продолжения на следующей ступени образования [12].
Сформулированные требования к результатам освоения основной образовательной программы привели к уточнению предметной составляющей, появились, например, новые разделы: «Логика и множества», «Математика в историческом развитии». В процессе обучения математике у обучающихся необходимо развить умения работать с математическим текстом, научить применять изученные понятия для решения практических задач.
Более того, учитель помимо реализации учебной программы по предмету должен обеспечить и реализацию междисциплинарных учебных программ [13].
Сформулированные в ФГОС результаты обучения
требуют от учителя не только владения своим предметом на высоком профессиональном уровне, но и владения различными технологиями обучения, методами, приемами, которые позволят обеспечить эффективное достижение указанных в стандарте результатов. Но чтобы студент присвоил эти технологии, методы, приемы, необходимо обучать будущего учителя с использованием данных средств обучения [14].
При подготовке будущих учителей математики и физики в рамках дисциплин: алгебра, теория чисел, математическая логика и теория алгоритмов, дискретная математика, числовые системы и др., - мы выделили следующие приемы, обеспечивающие успешное достижение образовательных результатов. Данные приемы условно назовем «механизмы реализации требований к результатам обучения»: приемы по развитию критического мышления, проблемный метод обучения, математические соревнования, организация исследовательской деятельности, формирующее оценивание и др.
Перед школой ставится сложная и трудоемкая задача, научить обучающихся учиться, развивать любознательность, способность к саморазвитию, к творчеству, к познанию.
Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) отчасти позволяет решить эту задачу. Основные положения этой технологии нашли свое развитие в трудах российских ученых (Е.С. Полат, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская) [15], [16].
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам [16]. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Технология развития критического мышления способствует и усвоению конкретных знаний, и социализации, и коммуникации обучающихся. Обучение с использованием этой технологии позволяет не пассивно запоминать знания, а творчески, вдумчиво познавать мир, ставить проблему и искать её решение [17].
В своей работе мы используем приемы ТРКМ, направленные на формирование смыслового чтение, умения задавать вопросы, (что является важным в работе учителя), построение речевых высказываний в устной и письменной форме и многое другое.
При изучении новой темы можно использовать прием ИНСЕРТ, направленный на формирование смыслового чтения. Лекция выкладывается в свободный доступ в Google-круг, затем студенты вне аудитории по мере прочтения текста на полях ставят маркеры-значки: «*» - уже знал «+» - новое
«?» - не понял, есть вопросы «-» - думал иначе
Во время чтения текста лекции необходимо делать на полях пометки. Затем, прочитав еще раз, необходимо вернуться к своим первоначальным предположениям, проанализировать прочитанное, найти ответы на поставленные вопросы. Сервисы Google позволяют читать лекцию совместно. На некоторые вопросы студенты могут получить ответы от своих сокурсников. После такой работы в аудитории остается лишь ответить на оставшиеся вопросы и структурировать знания.
Эффективным приемом ТРКМ для работы с конспектом лекций является «Бортовой журнал», который включает в себя следующие компоненты: тема лекции, основные понятия, схема лекции, применение рассматриваемых понятий, «у меня остались вопросы».
Следующий прием, который очень часто используется для подведения итогов, структурирования знаний по модулю (теме, разделу) - создание ментальной карты. Разработка ментальной карты осуществляется с использованием, например, сервиса http://www.mindmeister. com, Google-сервисов, а также ментальную карту сту-
денты могут рисовать и на листе бумаги. Каждый из студентов имеет возможность дополнить ментальную карту. В результате такой работы студентами выделяются смысловые единицы темы. Информация, представленная графически, помогает систематизировать полученные знания, увидеть взаимосвязи понятий, разделов дисциплины.
Как инструмент наблюдения за процессом написания курсовой, дипломной, исследовательской работы, а так же иллюстрация развития некоторого понятия, теории может быть создание ленты времени с использованием сервиса http://www.dipity.com.
Прием «Вопросы по задаче» может быть использован на практических занятиях. Например, в рамках изучения дисциплины алгебра при повторении темы «Линейные пространства» студентам предлагается задание:
1. Найдите пространство решений системы линейных однородных уравнений
< 3xj + 2x2 + x3 + 3x4 = 0;
4xj + 3x2 + 3x3 + 4x4 = 0.
Задание выполняется совместно, пошагово, с комментированием каждого этапа.
2. Необходимо каждому студенту придумать по 7 вопросов (за определенное время) по данной задаче.
Далее работа происходит в парах: студенты меняются тетрадями и отвечают на вопросы, которые придумал «сосед». В процессе выполнения этого задания студентам общаться друг с другом (уточнять предложенные вопросы) не разрешается. В заключение работы студенты оценивают ответы партнера, корректность сформулированных вопросов. Критерии оценки оговариваются заранее.
Такой вид работы позволяет научить студента задавать четкие вопросы по заданию, провести рефлексию собственных знаний, способствует формированию общекультурных компетенций, например, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6) [18].
В рамках изучения математических дисциплин студентам предлагаются задания: придумать самостоятельно задачу. Например, придумайте реальную ситуацию, математической моделью которой будет совместно определенная система линейных уравнений с четырьмя неизвестными.
Практические занятия по решению задач интересно и успешно проходят с использованием технологии «World cafe», математических соревнований (математический бой, математическая карусель, олимпиада и др.).
Практико-ориентированные, исторические задачи предлагаются на занятиях-обобщениях. Например, в рамках изучения дисциплины «Избранные вопросы алгебры и теории чисел» можно предложить «Задачу о Ханойской башне», задачу Иоанна Палермского [19] и т.п. Такого типа задачи позволяют обеспечить иллюстрацию развития математики как части общечеловеческой культуры, показать красивые приемы решения, обеспечить междисциплинарные связи, обогатить методическую копилку будущего учителя для дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе для работы с одаренными детьми [20].
Одним из приемов, который мы используем в работе, это создание банка задач по определенной теме. Например, при изучении дискретной математики студенты подбирают задачи. Для выбранных задач необходимо привести решение или идею решения, перечислить знания и умения, которые необходимы для её решения [21-27]. С этими задачами студенты выходят на педагогическую практику и используют созданный банк задач при проведении уроков, внеклассных мероприятий, ма-
тематических соревновании и олимпиад.
В рамках курсовых, дипломных работ студенты разрабатывают банки задании, например, задания по алгебре при изучении темы «Функция» с использованием Smart технологии, задания по разделу «Наглядная геометрия» для учащихся 5-6 классов с применением программы Geogebra.
При работе со студентами используются различные формы организации процесса обучения, в том числе разновозрастное сотрудничество, что позволяет студентам попробовать себя в роли учителя уже на занятиях в вузе.
Следует отметить, что особое внимание уделяется формирующему оцениванию результатов обучения студентов. По каждой дисциплине разработана Балльно-реИтинговая карта. Такой способ оценивания позволяет студенту получить опыт постановки целеи, планирования своего образовательного маршрута, результатов обучения, контроля уровня их достижения, формируя собственные компетенции.
Выводы исследования и перспективы дальнеиших изысканий данного направления. Овладение приемами, способами достижения образовательных результатов, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, будущим учителем математики следует обеспечить не только в рамках дисциплин по методике обучения математике, но и при изучении математических дисциплин профессионального цикла. Присвоение приемов технологии на уровне применения в профессиональной деятельности будущим учителем математики становится наиболее эффективным при условии обучения студента в режиме использования рассматриваемой технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Проспект, 2013.
2. Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.46/index. php. - 02.06.2015.
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.ru/197076/-02.06.2015.
4. Инструктивное письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 13.05.2010 №03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ», приложение «Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.tgasu.ru/content/page/post-108/_departamenta_ gosudarstvennoy_politiki
5. _v_obrazDvanii_o_iazrabotke_vuzami_oop.pdf- 02.06.2015.
6. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц (ECTS) при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных стандартов / Б.А. Сазонов, Е.В. Караваева, Н.И. Максимов. - М.: Изд-во МГУ, 2007.
7. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. - М.: Высшая школа, 2007.
8. Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009
г. №788 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.минобрнауки.рф/ документы/1908. - 02.06.2015.
9. Справка по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» // Материалы Коллегии Минобрнауки России от 01.02.2007. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.portals/0/fgos/materialy/07. - 02.06.2015.
10. Максимов Н. И. Федеральный государственный образовательный стандарт и проблемы разработки рабочего учебного плана бакалавриата. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
11. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / Под ред. С.В. Коршунова. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html - 02.06.2015.
13. Примерные программы основного общего образования. Математика. - М.: Просвещение, 2009.
14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.
15. Шатрова Ю.С. Реализация деятельностного подхода при подготовке будущих учителей математики в рамках изучения математических дисциплин // Современное образование: содержание, технологии, качество: XXI Междунар. науч.-метод. конф.: в 2 т. Т.1. -СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2015. - с. 155-157.
16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина,.- 3-е изд.,стер.- М.: Академия,2010.
17. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреж-
дений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011.
18. Сангалова М.Е. Активные методы обучения математической логике // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачесвского. - 2013. - № 5-2. - с.194-198.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf - 02.06.2015
20. Попов Г.Н. Сборник исторических задач по элементарной математике. - М.: КомКнига, 2006.
21. Шатрова Ю.С. Особенности работы с математически одаренными детьми // Тенденции и перспективы развития математического образования: Материалы XXXIII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов, посвященного 100-летию ВятГГУ.
- Киров:Изд-во ВятГГУ: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014.
- с. 378-379.
22. Ярыгин А.Н., Палфёрова С.Ш. Формирование базовых компетенций студентов при изучении математики в техническом вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 294-298.
23. Барова Е.А., Кечина О.М., Кучма Л.В. Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 12-14.
24. Видманова Т.П., Пономарёва Н.В. Роль математического образования в формировании всесторонне развитой личности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 59-64.
25. Секинаева Б.Ш. Математика как часть общечеловеческой культуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 4 (19). С. 155-157.
26. Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 81-84.
27. Балабаева Н.П. Контрпримеры в курсе высшей математики как средство развития критического мышления студентов it-направлений // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 30-33.
ORGANIZATION OF STUDENTS' LEARNING TO REALIZATION OF THE DEMANDS OF THE FEDERAL STATE STANDART OF GENERAL EDUCATION WITHIN THE FRAMEWORK OF MATHEMATICAL DISCIPLINES
© 2015
M.E. Ivanyuk, candidate of pedagogical sciences, associate professor,
the chair of mathematics and methods of teaching Y.S. Shatrova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, the chair of mathematics and methods of teaching
Samara State Academy of Social Sciences and humanities, Samara (Russia)
Abstract. The article analyzes the need of Russia to solve the problem of quality of education as well as the need to improve the model of training the further professional development of teachers. Particular attention should be paid to the development of the new methods influencing the level of the pedagogical education due to the needs of a person, society and a state. Through the framework of the research we propose that the most significant aspect in pursuit of the goal is reorganizing the system of training the further professional teachers' development due to the demands of the society. Given that the implementation of the educational programs of higher professional education requires the consideration of the new demands to the training of bachelors it is necessary to develop the skills in teaching subjects in different levels: integrative, basic and profile; to implement the active approach; to compare the competences from the Federal State Standards of the higher and general education. It is important to possess the new methods of teaching within the framework of the varieties of disciplines influencing the professional competence development. Specifically, the authors address the suggestions on the necessity of practical work while teaching the new technology.
Keywords: pedagogical education, a bachelor, competence approach, demands to the results of teaching, technologies of education.