Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА / ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротов Евгений Викторович

Статья посвящена проблеме воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе. Цель исследования заключается в создание модели, отражающей процесс воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе и ее теоретическое описание. Актуальность темы подтверждается на законодательном уровне и имеет отражение в исследованиях теоретиков и практиков педагогики. На основе изучения научной литературы автор статьи уточняет понятие «культура духовной безопасности» и рассматривает характеристики данного феномена. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской модели воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе. Дана характеристика элементов данной модели. Обозначены перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротов Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THEORETICAL MODEL OF EDUCATION OF CULTURE OF SPIRITUAL SAFETY OF TEENAGERS IN EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to the problem of fostering a culture of spiritual safety of a teenager in the educational process. The purpose of the study is to create a model that reflects the process of fostering a culture of spiritual safety in a teenager in the educational process and its theoretical description. The relevance of the topic is confirmed at the legislative level and is reflected in the research of theorists and practitioners of pedagogy. Based on the study of scientific literature, the author of the article clarifies the concept of "culture of spiritual security" and examines the characteristics of this phenomenon. The scientific novelty of the research lies in the development of the author's model of fostering a culture of spiritual safety in a teenager in the educational process. The characteristics of the elements of this model are given. Prospects for further work in this direction are outlined.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Можно предложить следующие обобщения: информационная безопасность личности представляет собой состояние защищенности личности обучающегося от внешних и внутренних информационных угроз, возникающих вследствие влияния цивилизационных вызовов современности, а обеспечение информационной безопасности означает целенаправленную деятельность, систему правовых, воспитательных организационных и программно-технических, индивидуальных мероприятий, проводимых с целью повышения уровня защищенности от информационных угроз и, как результат, качества жизни.

Подходы к определению информационной безопасности с точки зрения социальной практики включают такие аспекты, как нормативно-правовой (международные и национальные стандарты информационной безопасности); организационный технический (политика информационной безопасности, организация режима секретности и охраны); программный технический (системы и методы защиты и мониторинга); воспитательный.

В мировой практике используются различные механизмы обеспечения информационной безопасности личности (как отдельное направление работы - информационная безопасность детей), которые обобщенно можно представить следующим образом:

- создание систем саморегулирования (кодексов профессионального поведения). Разработка систем возрастной классификации маркировки информационной продукции. Эти два направления деятельности для ограничения распространения некорректного контента содержит Рекомендация Комитета министров Совета Европы № R(89) 7 от 22 апреля 1989 года;

- воспитание у обучающегося ответственного пользования информационными ресурсами. Формирование ответственной позиции со стороны производителей и пользователей, использование программно-технических средств и возможностей контентной фильтрации;

- контроль со стороны учебного заведения над содержанием информации в интернете, ограничение распространения среди обучающихся информации, пропагандирующей асоциальное поведение, связанной с проявлением ненависти, насилия;

- повышение осведомленности общественности, отдельных групп о проблеме информационной безопасности; мониторинг ситуации;

- проведение экспертизы информационной продукции, способной нанести вред здоровью и развитию человека; запретительные и ограничительные нормы в отношении рекламы некоторых групп товаров;

- установление нормативов распространения печатной продукции, ответственности за содержание информации; организационно-правовой механизм «водораздела» в теле- и радиовещании.

Выводы. Таким образом, обозначенных усилий для ответа на мощные современные цивилизационные вызовы не вполне достаточно. Особым потенциалом в данном контексте обладает сфера образования и воспитания, где через целенаправленные образовательные действия возможно формирование необходимых в условиях противостояния современным цивилизационным вызовам качеств личности. Учитывая все противоречивые черты современных социокультурных процессов, для современной личности важны, прежде всего, активность в самопознании и саморазвитии, информационно-коммуникационная и коммуникативная компетентность, аналитическое и системное мышление, мобильность, открытость сознания новым идеям, ориентация на гуманистические идеалы, адаптивность, креативность и творческая направленность.

Литература:

1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 125 с.

2. Козловский В.В. Цивилизационные вызовы современности // Петербургская социология сегодня: сб. науч. тр. социологического ин-та РАН. - 2009. - № 3.

3. Лазаревич А.А. Становление информационного общества. - Минск: Беларуская думка, 2015. - 536 с.

4. Мегатренды мирового развития / под ред. М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева. - М.: Экономика, 2001. - 295 с.

5. Методика работы по формированию творческой личности курсанта. Кислякова О.П., Панцева Е.Ю., Кислинский В.Б. В сборнике: Закономерности и тенденции инновационного развития общества. - Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2018.

6. Психические состояния курсанта в процессе обучения и воспитания. Кислякова О.П., Шипицына Н.М. В сборнике: Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. - Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2017.

7. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 2010. - 637 с.

8. Толковый словарь обществоведческих терминов / под ред. Н.Е. Яценко. - М., 1999.

Педагогика

УДК 37.034

магистр педагогических наук Кротов Евгений Викторович

Религиозная организация - духовная образовательная организация высшего образования «Оренбургская духовная семинария Оренбургской Епархии Русской Православной Церкви» (г. Оренбург)

ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе. Цель исследования заключается в создание модели, отражающей процесс воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе и ее теоретическое описание. Актуальность темы подтверждается на законодательном уровне и имеет отражение в исследованиях теоретиков и практиков педагогики. На основе изучения научной литературы автор статьи уточняет понятие «культура духовной безопасности» и рассматривает характеристики данного феномена. Научная новизна исследования заключается в разработке авторской модели воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе. Дана характеристика элементов данной модели. Обозначены перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Ключевые слова: культура духовной безопасности, модель воспитания, воспитание подростка, духовная безопасность, традиционные ценности.

Благодарности. Выражаю глубокую признательность и благодарность д.п.н., проф., заслуженному деятелю науки РФ, Рындак Валентине Григорьевне за оказанную поддержку в научной работе и за ценные рекомендации по написанию данной статьи. Признателен к.п.н. Конькиной Евгении Владимировне за поддержку в научной работе.

Annotation. The article is devoted to the problem of fostering a culture of spiritual safety of a teenager in the educational process. The purpose of the study is to create a model that reflects the process of fostering a culture of spiritual safety in a teenager in the educational process and its theoretical description. The relevance of the topic is confirmed at the legislative level and is reflected in the research of theorists and practitioners of pedagogy. Based on the study of scientific literature, the author of the article clarifies the concept of "culture of spiritual security" and examines the characteristics of this phenomenon. The scientific novelty of the research lies in the development of the author's model of fostering a culture of spiritual safety in a teenager in the educational process. The characteristics of the elements of this model are given. Prospects for further work in this direction are outlined.

Keywords: culture of spiritual safety, parenting model, education of a teenager, spiritual security, traditional values.

Acknowledgements. I would like to express my deep appreciation and gratitude to Valentina G. Ryndak, Doctor of Pedagogy, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, for her support in this scientific work and for her valuable recommendations for writing this article. I am grateful to Evgenia V. Konkina, Candidate of Pedagogy, for her support in this scientific work.

«Традиционное - не синоним косности и застоя.

Традиционное - это совокупность лучших образцов человеческой культуры, канонов, с помощью которых только и возможно понять будущее».

М.В. Рыжаков

Введение. Российское общество, претерпевая существенные изменения за последние годы, вынуждено реагировать на вызовы, продиктованные как мировыми глобализационными процессами, так и ситуацией перестройки политического, социально-экономического и духовного пространства жизни российского государства. На фоне формирования динамично развивающегося демократического общества возникает потребность повышения культурного уровня молодежи [10, с. 84]. Молодежный экстремизм, ксенофобия, различные формы эскапизма молодежи, рост числа суицидальных явлений в подростковой среде и других негативных явлений обращают внимание педагогической общественности к вопросам нравственного воспитания, психического, физического и духовного здоровья молодежи.

Президентом Российской Федерации (далее в тексте - РФ) неоднократно подчеркивается мысль о значимости вопросов обеспечения безопасности и воспитания граждан как залога существования и развития нашего Отечества. Эта мысль находит отражение в ряде документов Федерального значения. Так, согласно Указу Президента РФ от 31.12.2015 № 683 утверждена «Стратегия национальной безопасности современной России», являющаяся базовым документом планирования развития системы обеспечения национальной безопасности России [19]. В данном документе отмечена важность воспитания подростков в духе патриотизма, миролюбия, терпимости, уважительного отношения к культурному многообразию народов Российской Федерации и толерантности по отношению к гражданам иных государств. Призыв к совершенствованию системы воспитательного воздействия на молодое поколение как важному средству и условию обеспечения безопасности личности на уровне культуры содержится в Указе Президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [17]. Ценность безопасности личности и государства; вызовы и риски современного состояния культуры российского общества; опасное положение молодежи как неокрепшей в мировоззренческом отношении части общества, подверженной влиянию лидеров экстремистских и террористических организаций; необходимость воспитания в традиционной системе ценностей и многое другое - подчеркивает Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [18]. О вызовах информационного общества говорится в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [16], и Указе Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [15].

Актуальной теме обеспечения безопасности на разных ее уровнях уделяют внимание представители отечественной науки. Среди них: Брусницын Н.А., Василенко А.Б., Волков Ю.Г., Здравомыслов А.Г., Гуревич П.С., Запесоцкий А.С., Каган М.С., Ляшенко В.П., Манилов В.Л., Суровцев А.И., Хвыля-Олинтер А.И., Шумилов А.Ю. и др.

Актуальность заявленной темы имеет подтверждение в документах Федерального значения, а также подтверждается интересом к данной проблематике авторитетных представителей отечественной науки. Следовательно, перед теорией педагогики имеется задача определения оптимальной модели воспитания, при которой личность будет снабжена необходимым инструментарием обеспечения безопасной жизнедеятельности в рамках традиционной культуры.

Изложение основного материала статьи. Согласно представлениям Вершилова С.А., «культура безопасности» -комплексное понятие, объединяющее в себе одновременно состояние и процесс сохранения жизни общества в целом и личности в частности, от угроз «культуры смерти» [5, c. 7]. Важным для этого процесса является сохранение ценностей и норм, традиционных социальных и духовных институтов, идеалов и обычаев, обеспечивающих безопасное состояние общества. На основе взглядов Вершилова С.А., обозначим понятие «культура духовной безопасности подростка» - это характеристика, «отражающая процесс, условие и результат сохранения и развития целей, идеалов, ценностей подростка в рамках, не сковывающих его индивидуальность норм и традиций общества, социальных институтов, обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия подрастающего поколения с окружающим миром - с одной стороны и состояние его защищённости от рисков и опасностей угроз культуры смерти - с другой» [5, c. 8].

Следующее определение выведено нами на основе понятия, данного Запесоцким А.С.: «духовная безопасность подростка» - это система условий, позволяющая ему в культуре и современном обществе сохранять свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы. Их выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (и, прежде всего культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и, в конечном счете - к национальной катастрофе, т.е. распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных оснований [9, с. 5].

Обозначим уровень изученности данной проблемы. Понятие «культура личности» достаточно хорошо представлено в научной литературе, так, нравственная сторона этого феномена освещена в трудах Андреева В.И., Бакштановского В.И., Мишаткина Т.В. Чурилова В.А. и др; об эстетических аспектах размышляют Каган М.С., Гартман Н. и др.; о духовной составляющей культуры личности пишет Анисимов С.Ф., Ефименкова С.А., Шадриков В.Д., и др.; с морально-психологической стороны к этому явлению подходит Мишаткина Т.В. и др.

Культура духовной безопасности во многом связана с культурой нравственной. Шадрина И.М. замечает, что дискуссии о проблеме нравственной культуры и духовного обновления известны со времен Аристотеля и обсуждаются до сего дня.

Для педагогики эта тема также не нова и имеет достаточно высокую степень разработанности в отечественной науке. Исследователями в этой теме являются Бакштановский В.И., Васянович Г.П., Ганопольский М.Г., Запесоцкий А.С., Илларионова Л.П., Солодкова М.В., Шевченко Л.Л., Щербаков Ф.Н. и другие ученые, осознавшие значимость культуры общества, морали, этики и нравственности для воспитания культуры личности [22, с. 18].

Говоря о подростковом возрасте, стоит отметить, что воспитание духовных, нравственных ценностей и отношений, культуры нравственного поведения происходит на протяжении жизни, но наиболее активно развитие данных качеств протекает в подростковом возрасте (Божович Л.И., Фридман Л.М., и другие).

С позиции необходимости обращения к духовным истокам как способу и необходимому условию существования современного российского социума, духовную ситуацию в современной России изучали Попов Е.А., Рождественский Ю.В., Сапрыкин В.А. и другие.

Большую ценность в контексте данного исследования представляют труды современных ученых, среди которых можно отдельно выделить следующих: Власова Т.И. («Содержание воспитания школьников: духовно ориентированная концепция»); Рыбаков С.Ю. («Проблемы обеспечения духовной безопасности в системе образования России»); Рындак В.Г. «Педагогика счастья»; Тонконогов А.В. («Образовательные и научные учреждения в системе обеспечения духовной безопасности современного российского общества»); Фомченкова Г.А. («Институционализация безопасности молодежи в условиях трансформации российского общества») [6; 13; 21].

Вопросы воспитания культуры духовной безопасности подростка корнями уходят в глубины экзистенции человека, его онтологии. Основной движущей силой развития цивилизации должно быть не получение прибыли, а разумная гуманная деятельность человека, ноосферный путь развития (Вернадский В.И., Моисеев А.И., Подолинский С.А. и другие), который базируется на следующих принципах: понимание человеком процессов в природе и обществе; духовном и нравственном воспитании человека; восприятии себя. Духовность выступает некоторым метафизическим ядром человека [14, с. 71].

Обозначенная на федеральном уровне задача воспитания подрастающего поколения в духе традиционных ценностей требует грамотного решения. В связи с этим перед теорией воспитания стоит задача приобщения подростков культуре духовной безопасности. Мы предлагаем определить оптимальную модель этого процесса.

Процессная модель воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе (схема 1) представляет собой целостную замкнутую систему, содержащую следующие структурные компоненты: цель; задачи; подходы; принципы; содержание воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе; педагогические условия для реализации задач воспитания; критерии и показатели; результат. Данная модель отображает процесс воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе.

Рассмотрим содержание компонентов процессной модели, призванной наглядно представить процесс воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе (схема 1). Отметим, что ключевое понятие «культура духовной безопасности» - находится в центре модели и имеет пунктирные границы - как характеристика постоянно формирующейся личности, осознающей потребность в постоянном духовном росте.

Целевой компонент.

Целевой компонент процессной модели отображает необходимость реализации основной цели исследования -воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе. Возможность функционирования компонентов представленной модели возможен при реализации цикличности процесса обучения как залог перехода от количественных характеристик приобретенных обучающимися знаний к качественным преобразованиям [12, с. 102]. Цикл воспринимается как совокупность определенных актов учебного и воспитательного процесса, итог последовательных микрорезультатов [12, с. 103]. Целевой компонент мотивирует к достижению планируемого результата посредством сознательной направляемой деятельности [7, c. 146]. Выбор цели определяет дальнейшие пути ее достижения, формирует методический, содержательно-процессуальный и результативный блок, как элементы цикличного процесса обучения и воспитания [7, с. 103].

Методический блок.

В его основе мы полагаемся на деятельностный и культурологический подходы. Ефремов О.Ю. называет деятельностный подход одним из ведущих в педагогике [7, с. 78]. Фомина А.С. обозначает характеристика данного подхода: приоритет деятельности как основы становления и формирования личности; деятельность определяет сознание; в деятельности происходит воспитание человека [20, с. 54].

Культурологический подход, по словам Бородиной Е.Н. и Ясинских Л.В., является методологической основой воспитания, основанного на традиционных ценностях культуры [3, с. 9-10]. Воспитательное воздействие в рамках подхода оказывает культура личности педагога, его убеждения, знания, атмосфера, которую он стремится создать в общении с другими субъектами образовательного процесса - утверждает Батвенкова Н.В. [2, с. 18].

В рамках данных подходов личность рассматривается как производная от реализации различных видов деятельности человека в условиях воздействия определенных ценностей культуры общества. В процессе воспитания культуры духовной безопасности подростка важно учитывать следующее:

- воспитание духовно зрелой и самостоятельной личности возможно путем приобщения к осуществлению деятельности по созиданию традиционной культуры общества;

- культура духовной безопасности, как и другие личностные показатели, нуждаются в адекватной деятельности;

- личность проявляет себя и познается осуществляя себя в социо-культурном пространстве через деятельность (основную на стремлении к осуществлении положительной или «отрицательной» духовной составляющей);

- подросток способен безопасно реализовать себя при достаточном уровне сформированности субъектной позиции, позволяющей ему заручиться «иммунитетом» против разрушительного воздействия проявлений «отрицательной» духовности.

Схема 1. Процессная модель воспитания культуры духовной безопасности подростка

Далее мы выделяем принципы как составляющую методического блока. Аккулова Р.Т. считает знание принципов обучения и воспитания залогом успешной организации учебно-воспитательного процесса, выбора цели, содержания, форм и методов, при которых взаимодействие субъектов данного процесса будет продуктивным [1, с. 1701]. Журин А.А. уделяет внимание вопросам структурирования и отбора традиционных и инновационных принципов в педагогике. Так, большинство «классических» принципов Журин А.А. разделяет на две большие группы (зачастую взаимодополняющие друг друга): собственно дидактические принципы; содержательные и процессуальные принципы [8, с. 12-13]. Основу данного разделения ученый выявляет при рассмотрении принципов, приведенных в курсе лекций классика отечественной педагогической мысли Лихачева Б.Т. [11].

Содержательно-процессуальный блок.

Важным компонентом этого блока является рассматриваемый нами механизм приобщения к культуре духовной безопасности (схема 2), о котором мы узнаем из современных педагогических разработок, опираясь на труд Верховых И.В., Забродиной И.В., Козловой Н.А. [4, ^ 16].

Этапы воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе включают педагогическое взаимодействие как часть деятельности педагога и деятельности обучаемого подростка.

Так же содержательно-процессуальный блок включает организационно-педагогические условия воспитание культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе. Мы особенно выделяем следующие условия, которые в последствии окажут влияние на содержание процесса воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе:

- обновление содержания, обеспечивающего процесс воспитания культуры духовной безопасности;

- разработка учебно-методического обеспечения по теме исследования;

- разработка дидактического инструментария.

Подросгок -Л Ь ~

Участвует в деятельности, в процессе которой:

Приобретает знания о ку.| 1 ы у ре духовной безопасности

Из разрозненных фактов складывается целостная картина мира

Ф о р м и р у 1 о тс я представления о культурном разнообразии традиций народов мира и России

Усваиваются

понятия, составляющие ку. I ьтуру духовной безопасности

Усваивает опыт культуры духовной безопасности

Причастность к мировой культуре и культуре своего Отечества

Осознает мотивы поступков, действует на основе культуры духовной безопасности

А

Эмоциональный отклик на основе положи тельного

отношения к традиционным культурным ценностям

г

Усваивание ценностных ориентации в русле « п оложи тельной» духовной направленности

Рефлексия личностных мотивов поступков

I

Присвоение культуры духовной

безопасности на основе подражания

ценностным моделям поведения

V

Поступки и действия в рамках культуры духовной безопасности на основе личной мотивации и признания ее 1 геобход и мости

Деятельности Деягельности. Деятельности,

подростка, способной вызвать 1 юбуждаю щей

направленной на эмоциональные подрос тка к проявлению

познание культуры переживания культуры духовной

духовной безопасности подростка безопасности

Создает условии для:

Преподаватель

Схема 2. Механизм приобщения подростков к культуре духовной безопасности

Важными компонентами содержательно-процессуального блока являются методы, формы и средства. В своей работе мы определяем наиболее эффективные на наш взгляд методы: проблемные ситуации в урочной деятельности, этическая беседа, эвристические методы.

Оценочно-результативный блок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная часть модели предполагает наличие результата и средств его оценивания, что обеспечивает способность корректировать организацию педагогического процесса для достижения предполагаемого результата. В нашем случае, ожидаемый результат - достижение цели, как следствие - высокие показатели уровня воспитанности культуры духовной безопасности подростка, полученные благодаря грамотной организации образовательного процесса.

Результат оценивается исходя из разработанных на основе рекомендаций Рындак В.Г., критериев, характеризующих уровень достижения целевого компонента с четырех позиций. Кратко обозначим их ниже.

Первым критерием мы обозначаем «Нравственные потенциал». К его показателям относятся такие, как: четко выраженная гражданская позиция; чувство причастности своему Отечеству, истории, культуре, традициям, достижениям своей Родины; чувство патриотизма; чувство любви к родителям, к ближним; ценность семьи. На высоком уровне сформированности данных показателей мы обозначаем внутреннее принятие как личностную потребность в нравственном совершенствовании. Средний уровень характеризуется неполной убежденностью в необходимости и значимости данных позиций. Слабый уровень сформированности свидетельствует о малоосознанности и непонимании и непринятии данных ценностей как значимых для жизни (не более, чем информативное восприятие).

Второй критерий - «Познавательный потенциал». Предполагает такие показатели, как: знание и понимание традиционных систем ценностей, религиозных традиций; выработанный «иммунитет» к явлениям «отрицательной» духовности (нетрадиционные религиозные и псевдонаучные движения и культы деструктивного характера); развитость критического аппарата в отношении к новой информации, желание проверить спорную информацию в различных источниках. Высокий уровень сформированности данных показателей характеризуется глубокими знаниями, осведомленностью, умением ориентироваться в информационном потоке, развитым критическим мышлением. Средний уровень предполагает фрагментарную осведомленность, небольшую глубину познаний, умение ориентироваться в информации и относиться к ней критично выражено на среднем уровне. Слабый уровень характеризуется непрочными знаниями и отсутствием интереса к достоверности информационного содержания, ситуативностью и некритичностью.

Третий критерий - «Аксиологический» или «ценностный». Характеризуется показателями усвоения традиционного ценностного ряда в рамках культуры народов Российской Федерации, включающего ценности общественного, семейного и личностного уровня; интернализации, сформированности жизненной перспективы. Высокий уровень овладения характеризуется как регулярное присутствие ценностных установок, их усовершенствование и открытие новых граней. Средний и низкий уровень сформированности показателей в рамках данного критерия говорит о нерегулярном и фрагментарном присутствии - соответственно.

Четвертый критерий мы обозначаем как «Информационный» или «Информационная безопасность». Характеристика его показателей: критическое отношение к новой информации; безопасность в сети «Интернет»; адекватное отношение и осведомленность о деструктивных группах в социальных сетях, о мошеннических действиях; желание проверять информацию. Проявление во всем - для высокого уровня сформированности. Проявляется часто, но не полно - в случае среднего уровня; и эпизодическое проявление - в случае низких показателей сформированности у личности данных критериальных признаков.

Выводы. Таким образом, представив подробное описание процессной модели воспитания культуры духовной безопасности подростка в образовательном процессе, мы уточнили сущностные характеристики исследуемого феномена и определили основные направления в организации деятельности по осуществлению данной модели. Перспективы дальнейшего исследования состоят в разработке методического инструментария для практического применения в предметной области ОДНКНР и других предметов гуманитарного цикла.

Литература:

1. Аккулова Р.Т., Акчулпанова Р.К. Современные принципы обучения и воспитания подрастающего поколения // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования. - Барнаул: 2015. - С. 1701-1703.

2. Батвенкова Н.В. Воспитание нравственных качеств личности в процессе реализации культурологического подхода // Современные тенденции развития начального и эстетического образования [Электронный ресурс]: сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования (28 марта 2019 г.) / под общ. ред. С.П. Чумаковой. - Электрон. данные. - Могилев: МГУ имени А.А. Кулешова, 2019. - С. 17-18.

3. Бородина Е.Н., Ясинских Л.В. Об актуальности духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в современных условиях // Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей: сборник статей / Уральский государственный педагогический университет; ответственный редактор Е.Н. Бородина. - Екатеринбург: 2020. - С. 5-10.

4. Верховых И.В., Забродина И.В., Козлова Н.А. Преподавание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики» // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - № 7. - С. 14-19.

5. Вершилов С.А. От безопасности XX века к культуре безопасности XXI столетия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия, психология, педагогика. - 2008. - Т.8, № 2. - С. 3-7.

6. Власова Т.И. Содержание воспитания школьников: духовно ориентированная концепция // Известия Южного отделения Российской академии образования. Выпуск IV. Историко-культурные и научно-педагогические проблемы реформирования и модернизации образования в России. - Ростов н/Д.: изд-во РГПУ. - 2002. - С. 165-175.

7. Ефремов О.Ю. Педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

8. Журин А.А. Традиционные и инновационные принципы отбора и структурирования содержания обучения // Естественнонаучное образование: новые горизонты. Сборник Под общей ред. академика РАН проф. В.В. Лунина и проф. Н.Е. Кузьменко. - М.: Издательство Московского университета, 2017. - С. 11-43.

9. Запесоцкий А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности // Педагогика. - 2002. - № 2. -С. 3-8.

10. Кустов Ю.А., Дрокина С.В., Стацук С.В. Культуроцентрическая модель воспитания будущих специалистов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 1 (9). - С. 84-91.

11. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с. (Педагогическое наследие).

12. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 608 с.

13. Рыбаков С.Ю. Проблемы обеспечения духовной безопасности в системе образования России: монография / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань, 2011. - 304 с.

14. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография. - М.: Издательский дом «Университетская книга», 2012. - 284 с.

15. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 20.07.2021).

16. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». [Электронный ресурс]: Сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 22.07.2021).

17. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]: Сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 19.07.2021).

18. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года». [Электронный ресурс]: Сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 20.07.2021).

19. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 22.07.2021).

20. Фомина А.С. Взаимодействие учреждений культуры и общественных организаций через деятельностный подход к патриотическому воспитанию подростков // Гуманитарное пространство. - 2020. - № 1, Т. 9. - С. 54-59.

21. Фомченкова Г.А. Институционализация безопасности молодежи в условиях трансформации российского общества: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора социологич. наук: 22.00.04 / Г.А. Фомченкова. - СПб, 2014. - 44 с.

22. Шадрина И.М. Этико-педагогическая концепция и модель формирования нравственной культуры будущего учителя: автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора пед. наук:13.00.01 / И.М. Шадрина. - Самара, 2015. - 48 с.

Педагогика

УДК 37.011

старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки Кузнецова Елена Владимировна

Волгодонский филиал Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Волгодонск)

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье раскрывается роль профессионально-правовой культуры в осуществлении будущими выпускниками вузов МВД России правоохранительной деятельности; обосновывается включение профессионально-правовой культуры в содержание общекультурных компетенций, которые должны быть сформированы у курсантов в процессе профессиональной подготовки в вузе; представлено описание структурных составляющих профессионально-правовой культуры: правового сознания, правового мышления, правовых эмоций; обосновывается необходимость организации в вузе целенаправленной формирующей работы в направлении развития профессионально-правовой культуры курсантов.

Ключевые слова: профессионально-правовая культура, профессиональная компетентность, подготовка будущих сотрудников правоохранительных органов, курсанты вузов МВД России, правосознание, правовое мышление, педагогическая технология.

Annotation. The article reveals the role of professional and legal culture in the implementation of law enforcement activities by future graduates of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia; The inclusion of professional and legal culture in the content of general cultural competencies, which should be formed by cadets in the process of vocational training at the university, is justified; a description of the structural components of a vocational-legal culture: legal consciousness, legal thinking, legal emotions; the need to organize targeted formative work in the university in the direction of developing the vocational and legal culture of cadets is justified.

Keywords: professional-legal culture, professional competence, training of future law enforcement officers, cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, legal consciousness, legal thinking, pedagogical technology.

Введение. Каждому из профессиональных сообществ присущи особые нормы и ценности, которые выработаны конкретной социально-профессиональной группой и включены в ее профессиональный дискурс из более широких пластов социально-культурной сферы. Преемственность профессиональной культуры и общего социально-культурного контекста обусловлены, с одной стороны, внутренними алгоритмами существования конкретной сферы деятельности, а с другой, -спецификой общекультурной жизни общества [1]. В этой связи можно сказать, что профессиональная культура аккумулирует в себе два основополагающих для современного человека аспекта - профессию и культуру. Более того, уровень профессиональной культуры представителя конкретной профессии говорит о том, насколько он владеет актуальным содержанием профессиональной деятельности, оперирует соответствующими средствами решения профессиональных задач, способен использовать продуктивные способы в работе. Иными словами, профессиональная культура позволяет субъекту достичь высокого уровня выполнения профессиональной деятельности, развивать и совершенствовать свою профессиональную компетентность [18, 19, 20].

Изложение основного материала статьи. Сегодня понятия «компетенция» и «компетентность» широко распространены в научном контексте. С целью разграничения этих двух понятий И.А. Зимней подчеркивается практическая основа компетенций, которые, как считает исследователь, находятся в рамках человеческой практики как сумма знаний и действий. И.А. Зимняя, а также А.В. Хуторской, ключевые компетенции раскрывают в системе ценностно-смысловой, общекультурной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, учебно-познавательной деятельности, личностного самосовершенствования [6, 19].

По мнению Э.Ф. Зeeра, компетентность - это не только наличие у субъекта необходимого для выполнения деятельности объема знаний и опыта, но и сформированность умений использовать данные знания и умения в актуальный при решении задачи момент с целью выполнения своих функциональных обязанностей. А компетенции исследователь определяет, как интеграцию необходимых для данной деятельности знаний и умений, деятельностных способностей и ценностно-мотивационных составляющих [5]. При этом термин «компетенция» более широкий, чем традиционно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.