Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ'

ФАКТОРЫ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
125
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / ЗАВИСИМОСТЬ-НЕЗАВИСИМОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ / СЛАБОВИДЯЩИЕ / СЛАБОСЛЫШАЩИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Юлия Александровна

В статье предпринята попытка описания и сравнения специфики факторов самодетерминации у подростков с нарушениями в развитии. Для достижения цели автор анализирует работы современных исследователей. Самодетерминация рассматривается в статье как способность зрелой личности, которая развивается в подростковом возрасте. Интеграция форм активности и форм регуляции у подростка определяет способность к самодетерминации. Объектом исследования являются слабослышащие и слабовидящие подростки. Автор подчеркивает, что развитие подростка с нарушением в развитии происходит в специфических био-социально-психологических условиях. Сенсорная депривация формирует особую ситуацию становления личности подростка: изменяются сроки взросления, приобретают свою специфику личностные конструкты. В результате определено, что развитие личности подростка с сенсорной депривацией зачастую сопровождается нарушением факторов самодетерминации. Специфика факторов самодетерминации у подростков с сенсорной депривацией заключается в завышенной или заниженной самооценке, в тенденции к зависимому паттерну поведения, во внешней обусловленности собственной жизни. При этом подростки с нарушением слуха в сравнении со слабовидящими обладают большей активностью и позитивным самоотношением. В качестве доказательства этого можно отметить тот факт, что высокий уровень глобального самоотношения в два раза чаще встречается у слабослышащих в сравнении со слабовидящими подростками. В заключении автор предполагает свойственность конформного типа самодетерминации в группах слабовидящих и слабослышащих подростков и автономного типа самодетерминации для подростков с нарушением слуха. Исследование может быть продолжено проведением собственной опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SELF-DETERMINATION OF ADOLESCENTS WITH SENSORY DEPRIVATION

This article to describe and compare the specifics of self-determination factors in adolescents with developmental disabilities. To achieve this goal, the author analyzes the work of modern researchers. Self-determination is considered in the article as the ability of a mature personality that develops in adolescence. The integration of forms of activity and forms of regulation in a teenager determines the ability to self-determination. The object of the study is hearing-impaired and visually impaired adolescents. The author emphasizes that the development of a teenager with a developmental disorder occurs in specific bio-socio-psychological conditions. Sensory deprivation forms a special situation of the formation of a teenager's personality: the terms of growing up change, personal constructs acquire their own specifics. As a result, it was determined that the development of the personality of a teenager with sensory deprivation is often accompanied by a violation of self-determination factors. The specificity of self-determination factors in adolescents with sensory deprivation lies in overestimated or underestimated self-esteem, in the tendency to a dependent pattern of behavior, in the external conditionality of their own lives. At the same time, adolescents with hearing impairment have more activity and a positive self-attitude. As proof of this, it can be noted that a high level of global self-attitude is twice as common in hearing impaired compared to visually impaired adolescents. In conclusion, the author assumes the property of a conformal type of self-determination in groups of visually impaired and hearing impaired adolescents and an autonomous type of self-determination for hearing impaired adolescents. The research can be continued by conducting its own experimental work.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ»

Средний уровень конфликтности составил в экспериментальном классе 33,3%. Ответы на тест на контрольном этапе показал, что обучающиеся 10 «Б» класса не безразличны к окружающим событиям и людям, однако эти положительные качества соперничают с тем, что эти обучающиеся стараются быть во всем первыми. Они немного самоуверенны, и чаще всего считают себя правыми.

Выводы. Результаты последней итоговой диагностики по нашему исследованию, доказали эффективность реализуемой программы в экспериментальном классе. Занятия направленные на умение разрешать конфликты, сдерживать свои эмоции и агрессивность, уважение к окружающим людям, правильно и достойно вести себя при проявлении опасных факторов в окружающей обстановке способствовали формированию готовности у обучающихся старших классов социально-безопасному поведению.

Разработана и экспериментально обоснована эффективность программы по формированию готовности старшеклассников к социально-безопасному поведению в общеобразовательной организации. Выявлено ее положительное влияние на уровень знаний старшеклассников экспериментального класса об опасных социальных ситуациях, возникающих в общеобразовательной организации; о факторах, способствующих их возникновению; о способах разрешения конфликтов и снижения конфликтности у личности; о воспитании в себе положительной эмпатии к окружающим; на овладение навыками адекватного выхода из опасной ситуации и умение создать свою модель социально-безопасного поведения.

Литература:

1. Авдулова, Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Юрайт, 2019. - 126 с.

2. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях: учебник для вузов / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 336 с.

3. Антипьев, А.Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 29-30 сентября 2009 г.) / под общ.ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой. - Пермь: ПУГ, 2009. - С. 14-18.

4. Арчаков, М.К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия: монография / М.К. Арчаков; под научной редакцией Ю.А. Ермакова. - М.: Юрайт, 2019. - 295 с.

5. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. - СПб.: Лига, 2002. - 271 с.

6. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.П. Соломин [и др.]; под общей редакцией В.П. Соломина. - М.: Юрайт, 2019. - 399 с.

7. Безруких, М.М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении: начальная школа / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2012. - 127 с.

8. Бунтовская, Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.Л. Бунтовская, С.Ю. Бунтовский, Т.В. Петренко. - М.: Юрайт, 2019. - 144 с.

Педагогика

УДК 37.013

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФАКТОРЫ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

Аннотация. В статье предпринята попытка описания и сравнения специфики факторов самодетерминации у подростков с нарушениями в развитии. Для достижения цели автор анализирует работы современных исследователей. Самодетерминация рассматривается в статье как способность зрелой личности, которая развивается в подростковом возрасте. Интеграция форм активности и форм регуляции у подростка определяет способность к самодетерминации. Объектом исследования являются слабослышащие и слабовидящие подростки. Автор подчеркивает, что развитие подростка с нарушением в развитии происходит в специфических био-социально-психологических условиях. Сенсорная депривация формирует особую ситуацию становления личности подростка: изменяются сроки взросления, приобретают свою специфику личностные конструкты. В результате определено, что развитие личности подростка с сенсорной депривацией зачастую сопровождается нарушением факторов самодетерминации. Специфика факторов самодетерминации у подростков с сенсорной депривацией заключается в завышенной или заниженной самооценке, в тенденции к зависимому паттерну поведения, во внешней обусловленности собственной жизни. При этом подростки с нарушением слуха в сравнении со слабовидящими обладают большей активностью и позитивным самоотношением. В качестве доказательства этого можно отметить тот факт, что высокий уровень глобального самоотношения в два раза чаще встречается у слабослышащих в сравнении со слабовидящими подростками. В заключении автор предполагает свойственность конформного типа самодетерминации в группах слабовидящих и слабослышащих подростков и автономного типа самодетерминации для подростков с нарушением слуха. Исследование может быть продолжено проведением собственной опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: самодетерминация, самоотношение, зависимость-независимость, коммуникативная направленность личности, свобода и ответственность, сенсорная депривация, слабовидящие, слабослышащие.

Annоtation. This article to describe and compare the specifics of self-determination factors in adolescents with developmental disabilities. To achieve this goal, the author analyzes the work of modern researchers. Self-determination is considered in the article as the ability of a mature personality that develops in adolescence. The integration of forms of activity and forms of regulation in a teenager determines the ability to self-determination. The object of the study is hearing-impaired and visually impaired adolescents. The author emphasizes that the development of a teenager with a developmental disorder occurs in specific bio-socio-psychological conditions. Sensory deprivation forms a special situation of the formation of a teenager's personality: the terms of growing up change, personal constructs acquire their own specifics. As a result, it was determined that the development of the personality of a teenager with sensory deprivation is often accompanied by a violation of self-determination factors. The specificity of self-determination factors in adolescents with sensory deprivation lies in overestimated or underestimated self-esteem, in the tendency to a dependent pattern of behavior, in the external conditionality of their own lives. At the same time, adolescents with hearing impairment have more activity and a positive self-attitude. As proof of this, it can be noted that a high level of global self-attitude is twice as common in hearing impaired compared to visually impaired adolescents. In conclusion, the author assumes the property of a

conformai type of self-determination in groups of visually impaired and hearing impaired adolescents and an autonomous type of self-determination for hearing impaired adolescents. The research can be continued by conducting its own experimental work.

Key words: self-determination, self-attitude, dependence-independence, communicative orientation of personality, freedom and responsibility, sensory deprivation, visually impaired, hearing impaired.

Введение. Развитие личности в подростковом возрасте наполнено возможностями и рисками, а взросление подрастающего поколения в современных условиях делают этот процесс еще более противоречивым, обостряя, а порой, напротив, сглаживая протекание возрастного кризиса. Затруднения в разрешении подросткового кризиса зачастую связаны с недостаточным слиянием форм активности (свободы) и форм регуляции (ответственности) или «недостаточно развитыми механизмами свободы и/или ответственности» [9, С. 69], интеграция которых определяет развитие способности личности к самодетерминации.

Известно, что развитие подростка с сенсорной депривацией происходит в специфических био-социально-психологических условиях, определяющих отставание при переходе на новые уровни развития и риски возникновения дополнительных препятствий при прохождении подросткового кризиса. Это актуализирует потребность в изучении факторов самодетерминации подростков с сенсорной депривацией.

Изложение основного материала статьи. Самодетерминация как умение индивида определять собственный поведенческий паттерн, как способность личности делать свой выбор и осознавать его актуализируется и относительно стабилизируется ближе к юношескому возрасту, поэтому подростковый период считается наиболее сензитивным для развития этого личностного образования [14; 15].

В отечественной психологии специфика возрастного развития самодетерминации представлена в работах Е.Р. Калитеевской, Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина и И.И. Бородкиной, Н.А. Степановой и др. [8; 9; 12].

В отличие от известной зарубежной теории самодетерминации Э. Деси Р. Райана, в которой ее развитие рассматривается как естественный процесс, в отечественной концепции подчеркивается активность личности, в том числе по отношению к собственным психологическим процессам. Авторы отечественной концепции самодетерминации рассматривают ее в качестве способности, присущей именно зрелой личности, однако наблюдающаяся у современного подростка инфантилизация, а также пассивность и недоверие к миру взрослых, затрудняют интеграцию свободы и ответственности.

Проблема соотношения детерминированности и свободы воли обсуждалась еще в античной философии, а затем создателями теорий личности в зарубежной и отечественной психологии.

Положение о «свободе воли» выступало в качестве спорного вопроса со времён Сократа и Аристотеля, и было основано на допущении предельной степени субъективной свободы своих мыслей, поступков и контроля над своим поведением. Г. Гегель представлял человека свободным, активным субъектом, познающим действительность [3].

Антиномия свобода-детерминизм нашла свое раскрытие в контексте психоаналитического, экзистенциального, ситуационного, интеракционистского, субъектно-деятельностного и других подходов (Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, В.П. Зинченко, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Сергиенко и др.). Приоритет способности преодолевать влияние факторов и нести ответственность за собственное решение вступает в противоречие с детерминацией поведения [16].

Характер и степень детерминации поведения человека зависят от выраженности и сочетания факторов. Гегель обозначил проблему свободы воли и детерминизма следующим образом: «...обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это» [3, С. 5.], т.е. свобода воли - это способность нести ответственность за свои действия и преодолевать влияние воздействующих факторов.

В современных отечественных исследованиях свобода представляет собой форму активности, основанную на трех признаках: управляемости, осознанности и опосредованности ценностным «для чего». В связи с этим недостаток свободы может быть связан с нерешительностью при управлении собственной жизнью, недостаточным осознанием воздействующих на субъекта сил и отсутствием ценностных ориентиров, позволяющих понять причины деятельности [8].

Механизм самодетерминации, при котором происходит интеграция форм активности (свободы) и форм регуляции (ответственности) обеспечивает проживание кризиса зависимости-автономности у подростка, маркерами которого являются стремление к эмансипации, личное обособление, чувство взрослости, реакция группирования со сверстниками [2; 5; 15].

Стремление к эмансипации выражается в склонности освободиться от контроля, в тенденции противостоять установленным правилам. Личное обособление, противопоставление, независимость в поведении подростка выражаются через конфликтные ситуации со взрослыми, в упрямстве и безаппеляционном тоне общения. Чувство взрослости проявляется в стремлении подростка занять собственную самостоятельную позицию, несмотря на важность для него референтной группы. Кризис независимости проявляется через бунт и протестное поведение, с ломкой старых правил и выдвижением требований к признанию своей взрослости.

Однако в связи со значимостью для подростка общения со сверстниками, аккумулирующийся страх быть отвергнутым референтной группой может стимулировать не только стремление к группированию со сверстниками, но и стремление к конформному поведению, при котором наблюдается зависимость от мнений и оценок окружающих, послушание, отсутствие самобытности. Эти подростки, как правило, дорожат своей группой и статусом в ней, они чрезмерно зависимы от групповых норм как в отношении внешнего вида, так и в отношении интересов, установок и поступков. Эта позиция, гарантирующая эмоциональную безопасность подростку, обнажает другую сторону подросткового кризиса - кризис зависимости.

И если независимость - это возможность преодолевать различные виды детерминации активности личности, то зависимость предполагает внешнюю обусловленность поведения. Возникновение свободы личности при ее взрослении связано с потребностью в преодолении причинно-следственных связей, ранее сложившихся. Если этого с подростком не происходит, то кризис независимости может актуализироваться в более старшем возрасте.

В таблице представлены характеристики типов самодетерминации, предложенные в работах современных авторов [9].

Таблица 1

Характеристики типов самодетерминации личности

Типы самодетерминации Характеристика

Автономный тип самодетерминации Смещение движущих сил развития личности внутрь, позитивное самоотношение, персональная ответственность за результаты своих действий.

Симбиотический тип самодетерминации Негативное самоотношение, зависимость от родительской оценки.

Импульсивный тип самодетерминации Нечеткое или противоречивое представление о себе, недостаток ответственности за события собственной жизни, но в принятии решений личность опирается на свое мнение.

Конформный тип самодетерминации Опираются на заданные критерии выбора, ссылаются на внешние обстоятельства при оценке результатов деятельности, самоотношение нестабильно, зависит от внешних оценок.

Основными факторами, определяющими тип самодетерминации, являются самоотношение личности, ее зависимость/независимость, основанная на внутренней или внешней детерминации поведения.

Проблема самодетерминации подростков с нарушениями в развитии не нашла достаточного отражения в современных исследованиях, хотя особенностям самоотношения и самооценки, направленностям общения и поведения подростков с сенсорной депривацией посвящено определенное количество работ современных авторов [1; 4; 6; 7; 10; 11; 12; 13].

Проведем анализ результатов современных исследований личностных конструктов у подростков с сенсорной депривацией. Для анализа материалов исследования выбор был сделан в пользу тех, которые представляют результаты экспериментального изучения личности подростков с сенсорной депривацией (слабослышащие, слабовидящие) на основе следующих методик: Тест-опросник самоотношения В.В. Столина; методика изучения самооценки Дембо - Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), опросник М.Э. Вайнер, опросник «Направленность личности в общении» (НЛО-А) С.Л. Братченко. Стремление к зависимости-независимости изучалось через характеристики типичных паттернов поведения: конформного и протестного (опросник М.Э. Вайнер) и выраженности конформной направленности в общении (методика С.Л. Братченко).

В исследовании самоотношения подростков с нарушением слуха (п=26, возраст 14-15 лет) у 71,65% подростков этой категории обнаружен высокий уровень глобального самоотношения [1], что означает выраженное позитивное отношение к собственному «Я», ощущение собственной ценности.

Изучение самооценки подростков этой же группы (п=60, возраст 12-16 лет) показывает, что низкие результаты самооценивания встречаются крайне редко и только по двум шкалам: «Внешность» и «Умелые руки». Наиболее характерна слабослышащим подросткам завышенная самооценка (очень высокий уровень). Особо можно подчеркнуть, что у 53,3% респондентов с нарушением слуха обнаруживается неадекватно завышенная самооценка одновременно по большинству шкал методики. Это может быть признаком инфантильности или снижения критичности при оценке своих качеств [10].

Исследование глобального самоотношения, чувства «за» и «против» у подростков с нарушениями зрения выявило недостаточно развитое позитивное самоотношение лиц этой категории (п=65, возраст 12-17 лет). Только 32,3% испытуемых с нарушениями зрения имеют высокий уровень выраженности позитивного самоотношения, 58,5% - средний и 9,2% низкий. Автор отмечает, что высокий уровень обнаруживается преимущественно у лиц с нарушениями зрения 16-17 лет, а низкий уровень характерен подросткам 12-13 лет, что свидетельствует о позитивной возрастно динамике в развитии глобального самоотношения [6].

Подростки с нарушениями зрения чаще, чем подростки с нарушением слуха имеют низкие показатели самооценивания сразу по нескольким шкалам методики (п=70, возраст 12-16 лет). Это наблюдается у 20% респондентов данной группы. Высокие показатели самооценки у слабовидящих подростков наблюдаются по «интеллектуальным качествам (ум, способности) (54,3%), уверенности в себе (45,7%) и авторитете у сверстников (42,9%)» [10, С. 303].

В исследовании Е.В. Кузнецовой (п=15, возраст 13-15 лет), показано, что у слабослышащих подростков наиболее выраженной направленностью личности в общении является конформная [13]. И.А. Горьковой и А.В. Микляевой получены аналогичные результаты при оценке направленности слабовидящих подростков (п=39, возраст 13-16 лет), в группе которых также наиболее характерной направленностью в общении является конформная [4].

Среди наиболее характерных типов поведения, определяющих склонность к зависимости или независимости личности, выделяется конформный тип поведения, который характерен 30% подростков с нарушением слуха и 25% подростков с нарушениями зрения. Такое приспособление к окружающей социальной действительности подростков в условиях сенсорной депривации обусловлено вероятнее всего «ограничением возможности проявлять самостоятельность, самоутверждаться, что вызывается системой запретов со стороны родителей и специалистов образовательных организаций» [12, С. 388].

Зрелое поведение старшего подростка не может ассоциироваться с абсолютным подчинением и послушанием. Однако, как отмечает Д.И. Фельдштейн у современных подростков часто можно наблюдать признаки инфантильного поведения [17].

Наравне с конформным типом поведения у подростков с наршением слуха достаточно часто встречаются признаки протестного поведения, которые, коррелируя со стремлением к независимости, выражаются не только в стремлении противостоять мнениям окружающих, но и в упрямстве, негативизме. 28,3% подростков с нарушением слуха и только 3,3% подростков с нарушениями зрения, имеют в своем поведении такой устойчивый паттерн поведения как протестный [10]. В зависимости от форм проявления такое поведение может быть как признаком зрелости, так и незрелости.

Выводы. Таким образом, анализ характеристик самодетерминации личности позволяет выделить стержневые аспекты (факторы самодетерминации): самоотношение, стремление к зависимости-независимости, характеризующее внутреннюю или внешнюю детерминацию поведения.

Теоретический анализ результатов экспериментальных данных, полученных разными авторами, позволил выявить специфику факторов самодетерминации подростков с сенсорной депривацией:

- самоотношение в целом и самооценка, в частности, у подростков двух групп имеют свои качественные отличия: заниженная самооценка нередко обнаруживается у лиц с нарушениями зрения, завышенная самооценка зачастую характерна респондентам с нарушением слуха; высокий уровень позитивного самоотношения в два раза чаще встречается у лиц с нарушением слуха по сравнению с подростками с нарушениями зрения;

- проявления конформного поведения и выраженность конформного типа направленности личности в общении характерны и слабослышащим, и слабовидящим подросткам; в отличие от явлений протестного поведения, которое встречается фактически только в выборке подростков с нарушением слуха. Это позволяет говорить о тенденции зависимого поведения лиц с сенсорной депривацией, снижении активности личности подростков с нарушениями зрения (в том числе по отношению к собственным психологическим процессам) и стремлении к независимому поведению, обнаруженному в выборке лиц с нарушением слуха.

В условиях влияния био-психо-социальных факторов процессы самопознания, отделения от семьи, самоопределения подростков с сенсорной депривацией приобретают более длительный характер в сравнении с нормативным развитием. Противоречивость свойств личности, нередко обнаруживаемую у подростков с сенсорной депривацией, можно объяснить теми трудностями, которые возникают при становлении личности. Не отрицая возможности проявления симбиотического и импульсивного типов самодетерминации, проанализированные результаты исследований позволяют свидетельствовать прежде всего в пользу характерности конформного типа самодетерминации в группах слабовидящих и слабослышащих подростков и тенденциях проявления автономного типа самодетерминации у подростков с нарушением слуха.

Литература:

1. Азизова О.В. Проявление самоотношения личности подростка в условиях сенсорной депривации / О.В. Азизова, Ю.В. Ураждина, Е.П. Голубева, Н.Н. Мозговая // Педагогическое образование: новые вызовы и цел: материалы VII Междунар. форума по педагогическому образованию. - Ч. I. - Казань: Издательство Казанского университета, 2021. -С. 11-18.

2. Бочаров, В.В. Особенности реакции эмансипации подростков, злоупотребляющих наркотическими веществами /

B.В. Бочаров, С.А. Куликова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2000. - № 1. - C. 116-119.

3. Гегель Г. Философская пропедевтика / Г. Гегель // Работы разных лет: В 2 тт. - М.: Мысль, 1971. - Т. 2. - 209 с.

4. Горьковая, И.А. Коммуникативная направленность личности подростков с нарушениями зрения / И.А. Горьковая, А.В. Микляева // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017. - Т. 12. - № S2. - С. 62-63.

5. Громов, А.А. Эмансипация несовершеннолетних подростков в современной России / А.А. Громов // Актуальные проблемы развития экономики, прикладной информатики, конфликтологии, рекламы и социально-культурных технологий в цифровую эпоху: материалы регион. научно-практ. конф. - М. - 2020. - С. 46-54.

6. Звоненко, А.Б. Самоотношение подростков с нарушениями зрения // XVI Царскосельские чтения. Человек-гражданин-гражданское общество-правовое государство: материалы Междунар. науч. конф. - СПб. - Издательство: ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2012. - С. 309-314.

7. Извольская, А.А. Самоотношение школьников с нарушениями слуха в специальном и интегрированном образовании: автореферат дис... канд. психол. наук: 19.00.10 / Александра Андреевна Извольская. Москва, 2012. - 45 с.

8. Калитеевская, Е.Р. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 49-55.

9. Калитеевская, Е.Р. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калиьеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, И.И. Бородкина // Вопросы психологии. - 2007. - С. 68-79.

10. Королева, Ю.А. Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева, Ю.Т. Матасов // Вестник КГУ. - 2016. - №4. - С. 299-303.

11. Королева, Ю.А. Самооценка в структуре социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии / Ю.А. Королева, Ж.И. Сардарова // Вестник Красноярского педагогического университета. - 2017. - № 1. -

C. 138-142.

12. Королева Ю.А.Типы поведения подростков с разными отклонениями в развитии / Ю.А. Королева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 67. - Ч. 4. - С. 387-390.

13. Кузнецова, Е.В. Развитие коммуникативной сферы слабослышащих подростков средствами тренинговой работы / Е.В. Кузнецова // Вопросы педагогики. - №2-1. - 2021. - С. 92-98.

14. Степанова, Н.А. Модель развития самодетерминации как основа профилактики зависимого поведения подростков в современных образовательных организациях [Электронный ресурс] / Н.А. Степанова // Психолого-педагогические исследования. - 2017. - Том 9. - № 4. - C. 21-32.

15. Прихожан, А.М. Проблема подросткового кризиса / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. -1997. - № 1. - С. 82-87.

16. Психология субъекта в психологии человеческого бытия: монография / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. - 371 с.

17. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 2003. - № 6. - С. 7-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.