Научная статья на тему 'Я-КОНЦЕПЦИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ'

Я-КОНЦЕПЦИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / САМООЦЕНКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЦА С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ДЕФЕКТА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова Светлана Абдурахмановна, Шипова Наталья Сергеевна

В статье анализируются взаимосвязи внутренней картины дефекта (ВКД) и личностных особенностей, а также вклад свойств личности и ВКД в самоотношение подростков с ОВЗ. Актуальность исследования обусловлена научным интересом к особенностям формирования Я-концепции в наиболее сензитивный для ее формирования период развития - подростничество у особой группы лиц - подростков с нарушениями развития. Выборку составили 109 подростков с дефицитарным (нарушение слуха, зрения, речи) и задержанным развитием. Средний возраст 14 лет. Зафиксировано наличие корреляций между личностными особенностями, самоотношением и компонентами ВКД у подростков с дефицитарным развитием, при этом наиболее тесные связи имеет уровень тревожности. Такие аспекты самоотношения, как общение, популярность среди сверстников, поведение, ситуация в школе, счастье и удовлетворенность, положение в семье, уверенность в себе оказались также тесно связаны с компонентами ВКД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I-CONCEPT AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH DISABLED DEVELOPMENT

This article analyses the relationship between the internal defect picture, personality traits and the self-attitude of adolescents with disabilities. Topicality of the study is due to the scientific interest in the peculiarities of the formation of the self-concept in the most sensitive period of development for its formation - adolescence in a special group of persons - adolescents with developmental disorders. The empirical base of the study was 109 adolescents with deficits (impaired hearing, vision, speech) and delayed development. Mean age is 14 years. The most connections with the components of the internal picture of the defect were acquired by such personality traits as aggravation and anxiety. Aspects of self-attitude turned out to be more closely related to the components of the internal picture of the defect in terms of communication parameters, popularity among peers, behaviour, situation at school, happiness and satisfaction, family status, and self-confidence.

Текст научной работы на тему «Я-КОНЦЕПЦИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕННЫМ РАЗВИТИЕМ»

DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-98-104 УДК 159.922.7

Хазова Светлана Абдурахмановна

Костромской государственный университет шипова Наталья Сергеевна

Костромской государственный университет

я-концепция и личностные особенности подростков с нарушенным развитием

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00768 А

В статье анализируются взаимосвязи внутренней картины дефекта (ВКД) и личностных особенностей, а также вклад свойств личности и ВКД в самоотношение подростков с ОВЗ. Актуальность исследования обусловлена научным интересом к особенностям формирования Я-концепции в наиболее сензитивный для ее формирования период развития - подростничество у особой группы лиц - подростков с нарушениями развития. Выборку составили 109 подростков с дефицитарным (нарушение слуха, зрения, речи) и задержанным развитием. Средний возраст 14 лет. Зафиксировано наличие корреляций между личностными особенностями, самоотношением и компонентами ВКД у подростков с дефицитарным развитием, при этом наиболее тесные связи имеет уровень тревожности. Такие аспекты самоотношения, как общение, популярность среди сверстников, поведение, ситуация в школе, счастье и удовлетворенность, положение в семье, уверенность в себе оказались также тесно связаны с компонентами ВКД.

Ключевые слова: Я-концепция, самоотношение, самооценка, подростковый возраст, лица с нарушенным развитием, внутренняя картина дефекта, личностные особенности

Информация об авторах: Хазова Светлана Абдурахмановна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7777-2135, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, Кострома, Россия

Е-mail: hazova_svetlana@mail.ru

Шипова Наталья Сергеевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0741-1297, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии, Костромской государственный университет, Кострома, Россия

Е-mail: ronia_777@mail.ru

Дата поступления статьи: 24.10.2020

Для цитирования: Хазова С.А., Шипова Н.С. Я-концепция и личностные особенности подростков с нарушенным развитием // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 98-104. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-98-104

Svetlana А. Khazova

Kostroma State University

Natal'ya S. Shipova

Kostroma State University

i-concept and personal characteristics of adolescents with disabled development

The research was made with the financial support of the RFBR as a part of the project No. 19-013-00768 А

This article analyses the relationship between the internal defect picture, personality traits and the self-attitude of adolescents with disabilities. Topicality of the study is due to the scientific interest in the peculiarities of the formation of the self-concept in the most sensitive period of development for its formation - adolescence in a special group ofpersons - adolescents with developmental disorders. The empirical base of the study was 109 adolescents with deficits (impaired hearing, vision, speech) and delayed development. Mean age is 14 years. The most connections with the components of the internal picture of the defect were acquired by such personality traits as aggravation and anxiety. Aspects of self-attitude turned out to be more closely related to the components of the internal picture of the defect in terms of communication parameters, popularity among peers, behaviour, situation at school, happiness and satisfaction, family status, and self-confidence.

Keywords: self-concept, self-attitude, self-esteem, adolescence, persons with developmental disorders, internal defect picture, personality traits

Information about the author: Svetlana А. Khazova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-7777-2135, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of special pedagogy and psychology, Kostroma State University, Kostroma, Russia

Е-mail: hazova_svetlana@mail.ru

Natal'ya S. Shipova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0741-1297, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special pedagogy and psychology, Kostroma State University, Kostroma, Russia

Е-mail: ronia_777@mail.ru

98

Вестник КГУ .J 2020

© Хазова С.А., Шипова Н.С., 2020

Article received: October 24, 2020

For citation: Khazova S.A., Shipova N.S. I-concept and personal characteristics of adolescents with disabled development. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, №№ 4, pp. 98-104 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-98-104

Социальная среда, в которой происходит становление современных подростков, вряд ли может быть названа благоприятной с точки зрения их социальной адаптации, психического здоровья и социального благополучия, поскольку характеризуется повышенной динамичностью, противоречивостью, конфликтностью, значительным количеством стрессов и вызовов ресурсам личности. Высокая уязвимость подростков перед лицом требований среды связана как с физиологическими, так и с психологическими причинами, в частности с активным становлением Я-концепции, формированием самооценки, самосознания и самоотношения. В свою очередь, Я-концепция в этом возрасте оказывает значительное влияние на развитие жизнеспособности и способности совладать со стрессом, на успешность деятельности, в том числе учебной, а также на процесс формирования свойств личности, что позволяет рассматривать ее как важнейший индивидуальный ресурс [Лактионова: 135; Хазова, Бар-дашевич: 75]. При этом сама Я-концепция отличается нестабильностью, неустойчивостью, меньшей позитивностью, чем в более ранние периоды онтогенеза, а также подверженностью внешним как позитивным, так и негативным влияниям [Конева: 1; Мухина: 396]. Роль Я-концепции и самосознания особенно значительна для тех групп подростков, которые традиционно относят к группе риска, в том числе и подростков с ограниченными возможностями здоровья [Максимова: 3]. Таким образом, актуальность исследования обусловлена научным интересом к особенностям формирования Я-концепции в наиболее сензитивный для ее формирования период развития - подростниче-ство - у особой группы лиц - подростков с нарушениями развития.

Существуют неоднозначные данные относительно самоотношения лиц с ОВЗ. Так, в некоторых исследованиях показано, что подростки с ОВЗ, в частности с нарушением слуха, имеют достаточно высокий, но не всегда реалистичный уровень самоотношения и в принципе удовлетворены своей жизненной ситуацией в целом [Хазова, Серегина: 276; Липкова: 22]. Однако большинство авторов декларирует специфику Я-концепции, личностных особенностей и самоотношения лиц с нарушенным развитием: наличие нарушения здоровья снижает темп развития, уровень сформированности компонентов и Я-концепции в целом, а также степень ее адекватности и взаимосвязанности компонентов [Горько-вая, Микляева: 39; Зеленина: 24]. Необходимо также отметить значительную ориентацию на мнение других и внешнюю оценку [Аль-шавеа: 23].

Во многих исследованиях отмечаются нозоло-гически специфические особенности самооценки, самоотношения и Я-концепции в целом. Так, установлено, что для подростков с нарушениями зрения (слабовидящие) и речевыми нарушениями типичным являются завышенный либо реалистичный уровень самооценки при невысоком уровне притязаний [Горьковая, Микляева: 38; Тихонова, Хазова: 181; Конева, Карпушина: 84]. Наибольшей реалистичностью и адекватностью отличается Я-концепция подростков с задержкой психического развития [Тихонова, Хазова: 181]. В то же время подростки с нарушением слуха часто имеют неадекватный уровень самоотношения, нестабильную самооценку, при этом доказано, что степень и время возникновения нарушения слуха имеют определяющее значение для появления стойких особенностей Я-концепции подростка. Осознание свойств личности подростками со сниженным слухом основывается на доступной невербальной информации, имеющей конкретный субъективно значимый характер. Им свойственна склонность к крайностям и шаблонам в понимании смысла оцениваемых качеств, ориентация на прошлый опыт и социальные установки [Лихошва: 18]. Наибольшее снижение частных самооценок наблюдается у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата, при этом общий уровень самооценки близок к нормальному [Горьковая, Микляева: 38].

Имеет значение также и глубина нарушения. Так, например, слабовидящие подростки оценивают свой авторитет, уверенность и самооценку выше, чем слепые, однако имеют завышенный уровень притязаний; частично слепые подростки ниже, чем слабовидящие, оценивают состояние здоровья, авторитет среди сверстников и самооценку в целом; слепые подростки высоко оценивают состояние своего здоровья, при этом уровень притязаний во внешности и умении делать что-либо своими руками ниже, чем в других группах [Голикова, Кучинский: 45].

Несмотря на в целом достаточно позитивные результаты, значительное количество эмпирических данных свидетельствует о наличии внутри-личностной конфликтности, комплекса неполноценности, ориентации в развитии самоотношения на внешние обстоятельства [Аль-шавеа: 23]. Отмечается, что нарушение развития может привести к возникновению у подростков с ОВЗ таких личностных особенностей, как эмоциональная сензитивность и лабильность, повышенная внушаемость, ведомость; ограниченное, скудное восприятие окружающего мира; ригидность суждений,

монологизация мышления, аффективная возбудимость со склонностью к агрессии, выраженность астенических проявлений [Архиповская: 87; Ду-сенко: 139-140].

Таким образом, есть основание утверждать, что дефект обуславливает нарушения в процессах идентификации, самоактуализации, социально-психологической адаптации. Ссылаясь на Е.А. Морозову, можно сказать, что причинами неадекватного самовосприятия считается реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности, так и ограничением возможностей контактов вследствие депривации [Морозова: 175].

Все это позволяет сделать вывод о наличии в структуре Я-концепции особого образования -внутренней картины дефекта (ВКД) как комплекса представлений, знаний, переживаний субъекта по поводу имеющегося дефекта [Адеева: 232]. ВКД понимается как внутриличностная структуры, которая является и фактором, и механизмом личностного развития человека, способствующим или препятствующим успешной адаптации и преодолению (профилактике) рисков развития [Че-барыкова: 32]. ВКД состоит из 4 компонентов: физический и сенситивный (характеристика физической активности, физических качеств, совокупность ощущений, связанных с наличием дефекта), когнитивный (знания о причинах, проявлениях дефекта, накладываемых им ограничениях), моти-вационный (структура мотивов личности, изменение в связи с наличием дефекта) и эмоциональный (отношение личности к дефекту), а содержание компонентов ВКД зависит от варианта нарушения и возраста [Адеева: 234].

Таким образом, основной целью был анализ сложных взаимосвязей внутренней картины дефекта и личностных особенностей, с одной стороны, и вклада свойств личности и внутренней картины дефекта в самоотношение подростков с ОВЗ вне зависимости от нозологии, с другой.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Адеевой (2018). Методика позволяет определить особенности компонентов ВКД.

2. Методика изучения особенностей Я-концепции и самоотношения Е. Пирс, Д. Хар-рисса в адаптации А.М. Прихожан, позволяющая

оценить как общее самоотношение, так и отдельные сферы представлений о себе самом: поведение; интеллект, положение в школе; ситуация в школе; внешность, физическая привлекательность; тревожность; общение, популярность среди сверстников; счастье и удовлетворённость; положение в семье; уверенность в себе [Прихожан: 32 ].

3. СМИЛ И. Маккинли и С. Хатэуэй в адаптации Л.Н. Собчик для подростков [Собчик: 200].

4. Для статистической обработки использовались дескриптивная статистика, корреляционный анализ и множественный регрессионный анализ.

Выборку исследования составили 109 подростков, из них 19 с нарушением слуха и 23 с нарушением зрения, 37 с нарушением речи, 30 с задержкой психического развития. Средний возраст 14 лет. Из них 46 девочек (42 % выборки), 64 мальчика (58 % выборки).

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение и анализ выраженности компонентов внутренней картины дефекта (ВКД) позволяет говорить о том, что наиболее важным для подростков являются переживания особенностей, связанных с нарушением, и знаний о нем и возможностях его преодоления.

Таким образом, подростки характеризуются преимущественно рациональным, осознанным представлением о своем дефекте, при этом эмоционально реагируя на само наличие дефекта. В описании этой характеристики нам видятся особенности, характерные для подросткового возраста: преобладание аффекта при попытках рационального анализа.

Итак, наблюдается реалистичная оценка собственного поведения и уверенности в себе, самооценка тревожности, интеллекта и школьной успешности, отношение к школе нейтральное, самооценка внешней привлекательности и положения в семье средняя с тенденцией к высокой, средняя самооценка собственной популярности среди сверстников, наличие ощущения удовлетворенности жизнью. В целом респонденты демонстрируют средний уровень самоотношения, соответствующий социальному нормативу.

Низкие значения по шкалам лжи и аггравации свидетельствуют о достоверности полученных в эмпирическом исследовании данных. В целом по всем шкалам подростки демонстрируют средний (нормативный) уровень выраженности.

Таблица 1

Сформированность компонентов внутренней картины дефекта

Среднее Медиана Минимум Максимум Стандартное отклонение

Физический и сензитивный 3,92 4,00 1,00 8,00 1,66

Когнитивный 4,22 4,00 0,00 8,00 1,86

Мотивационный 3,89 4,00 0,00 6,00 1,33

Эмоциональный 4,91 5,00 0,00 8,00 1,46

Таблица 2

Сформированность компонентов самоотношения и Я-концепции

Среднее Медиана Минимум Максимум Стандартное отклонение

Поведение 8,46 8,00 2,00 13,00 2,97

Интеллект, положение в школе 9,44 10,00 2,00 15,00 3,12

Ситуация в школе 4,09 4,00 0,00 7,00 1,63

Внешность, физическая привлекательность 7,80 8,00 1,00 11,00 2,47

Тревожность 5,22 5,00 0,00 11,00 2,69

Общение, популярность среди сверстников 12,21 12,00 1,00 19,00 4,22

Счастье и удовлетворённость 6,56 7,00 0,00 9,00 2,00

Положение в семье 5,27 6,00 1,00 8,00 2,13

Уверенность в себе 12,40 13,00 4,00 18,00 3,31

Самоотношение 55,44 55,00 20,00 87,00 14,84

Таблица 3

Выраженность личностных особенностей

Среднее Медиана Минимум Максимум Стандартное отклонение

Ложь 2,55 2,50 0,00 6,00 1,69

Аггравация 1,34 1,00 0,00 6,00 1,75

Экстраверсия 3,09 3,00 0,00 6,00 1,39

Спонтанность 2,75 3,00 0,00 6,00 1,39

Агрессивность 3,33 3,00 0,00 6,00 1,47

Ригидность 3,07 3,00 1,00 6,00 1,03

Интроверсия 3,12 3,00 0,00 6,00 1,6

Сензитивность 3,92 4,00 0,00 6,00 1,61

Тревожность 3,31 3,00 0,00 6,00 1,65

Эмотивность 3,71 4,00 0,00 6,00 1,38

Рис. 1. Корреляции между показателями самоотношения, внутренней картины дефекта

и личностными особенностями

Полученные данные могут свидетельствовать о хорошей адаптации к дефекту и успешной социализации.

Нами отмечено наличие статистически значимых корреляций между личностными особенностями, самоотношением и компонентами ВКД у подростков с дефицитарным развитием. Физический и сенситивный компоненты оказались связаны с аггравацией (г = 0,19), экстраверсией (г = -0,24), поведением (г = -0,2), ситуацией в школе (г = -0,27), общением и популярностью среди сверстников (г = -0,27), счастьем и удовлетворенностью (г = -0,29), положением

в семье (г = -0,32), уверенностью в себе (г = -0,29). Таким образом, возрастание количества ощущений, связанных с дефектом, приводит к тому, что подросток воспринимает себя как менее популярного у сверстников, ощущает себя менее счастливым и уверенным, а также менее удовлетворенным положением в семье и школе. Возможно, физические ощущения дефекта снижают возможность удовлетворения социальных потребностей, но при этом значимость их не снижается.

Когнитивный компонент ВКД демонстрирует незначительное количество связей с личностными

особенностями и самоотношением. Наличие знаний о дефекте и накладываемых им ограничениях связано с большими проявлениями спонтанности в поведении (г = 0,27) и популярностью в среде сверстников (г = 0,21), однако с меньшей сензи-тивностью (г = -0,26), тревожностью (г = -0,28), изменчивостью настроения (г = -0,19). Сформи-рованность когнитивного компонента позволяет респондентам быть более свободными в собственном поведении и более принимаемыми в обществе. Скорее рассудочное, чем эмоциональное поведение является более адекватным с точки зрения анализа возможностей и ограничений, вызываемых наличием нарушения здоровья, а потому более притягательным и, возможно, авторитетным для сверстников. Стоит отметить, что именно когнитивный компонент в большей степени связан с личностными особенностями, в то время как другие компоненты ВКД показывают большее количество корреляций с самоотношением.

Мотивационный компонент ВКД, проявляющийся в осознании собственных мотивов в деятельности и изменении их в связи с «требованиями» дефекта, связан с особенностями поведения (г = -0,28), ситуацией в школе (г = -0,26), внешностью и физической привлекательностью (г = -0,32), тревожностью (г = -0,35), общением, популярностью среди сверстников (г=-0,24), счастьем и удовлетворенностью (г = -0,32), положением в семье (г = -0,36), уверенностью в себе (г = -0,29). Возможно, дефект является определяющим фактором для выбора определенной деятельности и способов ее осуществления. Однако, определяя деятельность, он накладывает на ее выбор значительные ограничения, что не может удовлетворять субъекта, который в какой-то степени оказывается вынужденным исполнять то, что ему доступно в противовес тому, что его интересует. При этом выполнение упрощенной деятельности, возможно, снижает тревожность субъекта в отношении качества ее выполнения и в целом результата.

Эмоциональный компонент связан с аггравацией (г = 0,23), тревожностью (г = 0,19), аспектами поведения (г = -0,28), школьной ситуацией (г = -0,19), внешностью и физической привлекательностью (г = -0,29), тревожностью (г = -0,37), счастьем и удовлетворенностью (г = -0,26), положением в семье (г = -0,27), уверенностью в себе (г = -0,22). Наличие сформированного отношения к имеющемуся дефекту связывается с преувеличением болезненного состояния, тревожностью при снижении уверенности в себе и удовлетворенности разными сторонами жизни. Эти результаты хорошо согласуются с данными других исследователей (Д.Н. Исаев, Н.А. Киселева и др.), согласно которым переживание дефекта в большинстве случаев приводит к негативным эмоциональным состояниям. Чаще всего

в научной литературе это объясняется наличием сохранного интеллекта, позволяющего сравнивать аспекты собственной жизни и жизнь лиц с нормативным развитием, что приводит к наличию сильных эмоциональных переживаний, усугубляемых в данном случае еще возрастными особенностями.

Таким образом, наиболее тесно с ВКД связана тревожность. Аспекты самоотношения оказались более тесно связаны с компонентами внутренней картины дефекта по параметрам общения, популярности среди сверстников, поведения, ситуации в школе, счастью и удовлетворенности, положению в семье, уверенности в себе.

Список литературы

Адеева Т.Н. Динамика Я-концепции и внутренней картины дефекта у детей с сенсорными нарушениями // Ученые записки: электрон. науч. журнал. Курского государственного университета.

2019. Т. 1, № 3. С. 231-237.

Аль-шавеа Н.А. Особенности формирования самоотношения у слабовидящих подростков, развивающихся в условиях принадлежности к различным национальным культурам: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 25 с.

Архиповская О.А. Особенности личности при нарушениях зрения в подростково-юношеском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. Т. 16, № 3. С. 86-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Голикова А.А., Кучинский В.Ф. Самоотношение подростков с различной степенью выраженности нарушений зрения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 44-46.

Горьковая И.А., Микляева А.В. Самооценка подростков с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата: общее и специфичное // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. Т. 18, № 3. С. 33-41.

Дусенко М.Б. Личностные особенности подростков с ОВЗ как предиктор формирования де-виатных форм поведения // Вопросы педагогики.

2020. № 5920. С. 137-141.

Зеленина Н.Ю. Развитие самоотношения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2011. 27 с.

Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. 863 с. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=21163298

Конева И.А., Карпушкина Н.В. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 82-85.

Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 236 с.

Липкова О.И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения: автореф. ... канд. психол. наук. М., 2001. 24 с.

Лихошва В.П. Особенности я-концепции лиц подросткового и юношеского возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 20 с.

Максимова Н.А. Формирование позитивного самоотношения у подростков с ограниченными физическими возможностями в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2005.

Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностного сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002. 199 с.

Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с.

Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007, 56 с.

Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000, 219 с.

Тихонова И.В., Хазова С.А. Внутренняя картина дефекта при задержке психического развития: особенности и динамика в детском и подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 4. С. 177-184. DOI 10.34216/2073-1426-2019-25-4-177-183.

Хазова С.А., Серегина А.К. Я-концепция и ее вклад в совладание с трудностями у подростков с нарушением слуха // Психология стресса и совла-дающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26-28 сент. 2019 г.: в 2 т. / отв. ред. М.В. Сапоров-ская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 1. С. 272-277.

Хазова С.А., Бардашевич Е.М.Я-концепция как ментальный ресурс подростков // Активация ментальных ресурсов субъекта: теория и практика: материалы IV Междунар. симпозиума (Латвия, Рига, 5-7 июля 2017 г.) / отв. ред. Г.В. Ожиганова (Россия, Москва), Институт психологии Российской академии наук; И.Д. Плотка (Латвия, Рига), Балтийская международная академия. Рига: SIA «HansaPrintRiga», 2017. С. 74-79.

Чебарыкова С.В. Личность в условиях дизонто-генеза: внутренняя картина дефекта: монография. Хабаровск: Изд-воТихоокеан. гос. ун-та, 2017. 140 с.

References

Adeeva T.N. Dinamika Ia-kontseptsii i vnutrennei kartiny defekta u detei s sensornymi narusheniiami [The dynamics of the self-concept and the internal picture of the defect in children with sensory impairments]. Uchenye zapiski: elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Scholarly notes: electronic scientific journal of Kursk State University], 2019, vol. 1, № 3, pp. 231-237. (In Russ.)

Al'shavea N.A. Osobennosti formirovaniia samootnosheniia u slabovidiashchikh podrostkov, razvivaiushchikhsia v usloviiakh prinadlezhnosti k razlichnym natsional'nym kul'turam: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. [Features of the formation of self-attitude in visually impaired adolescents developing in conditions of belonging to different national cultures: DSc thesis]. Nizhny Novgorod, 2009. (In Russ.)

Arkhipovskaia O.A. Osobennosti lichnosti pri narusheniiakh zreniia v podrostkovo-iunosheskom vozraste [Personality features in case of visual impairment in adolescence]. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ia detei i podrostkov [Mental health issues in children and adolescents], 2016, vol. 16, № 3, pp. 8689 (In Russ.)

Golikova A.A., Kuchinskiy V.F. Samootnoshenie podrostkov s razlichnoi stepen'iu vyrazhennosti narushenii zreniia [Self-attitude of adolescents with varying degrees of severity of visual impairment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2015, № 4, pp. 44-46. (In Russ.)

Gor'kovaia I.A., Mikliaeva A.V. Samootsenka podrostkov s narusheniiami zreniia, slukha i oporno-dvigatel'nogo apparata: obshchee i spetsifichnoe [Self-assessment of adolescents with visual, hearing and musculoskeletal disorders: general and specific]. Voprosy psikhicheskogo zdorov'ia detei i podrostkov [Mental health issues in children and adolescents], 2018, vol. 18, № 3, pp. 33-41. (In Russ.)

Dusenko M.B. Lichnostnye osobennosti podrostkov s OVZ kak prediktor formirovaniia deviatnykh form povedeniia [Personal characteristics of adolescents with disabilities as a predictor of the formation of deviating forms of behavior]. Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy], 2020, № 5-2, pp. 137-141. (In Russ.).

Zelenina N.Yu. Razvitie samootnosheniia u detei doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Development of self-attitude in preschool children with disabilities: DSc thesis]. Moscow, 2011. (In Russ.)

Koneva I.A. Psikhologicheskie osobennosti formirovaniia obraza Ia u mladshikh podrostkov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia v usloviiakh obrazovatel'noi integratsii i differentsiatsii [Psychological features of the formation of the I image

in younger adolescents with mental retardation in the context of educational integration and differentiation]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013, № 6, 863 p. (In Russ.)

Koneva I.A., Karpushkina N.V. Optimizatsiia samosoznaniia podrostkov s narusheniiami zreniia sredstvami formiruiushchego eksperimenta [Optimization of self-awareness of adolescents with visual impairments by means of a formative experiment]. Mezhdunarodnyy zhurnal

eksperimental'nogo obrazovaniya № 1 [International Journal of Experimental Education No. 1], 2016, pp. 82-85. (In Russ.)

Laktionova A.I. Zhiznesposobnost' i sotsial'naia adaptatsiia podrostkov [Vitality and social adaptation of adolescents]. Moscow, Institute of Psychology RAS Publ., 2017, 236 p. (In Russ.)

Lipkova O.I. Obshchie i spetsificheskie osobennosti razvitiia lichnosti podrostkov s narusheniem zreniia: avtoref. ... kand. psikhol. nauk [General and specific features of personality development in adolescents with visual impairment:DSc thesis]. Moscow, 2001. (In Russ.)

Likhoshva VP. Osobennosti ia-kontseptsii lits podrostkovogo i iunosheskogo vozrasta s narusheniiami slukha: dis. ... kand. psikhol. nauk [Features of the self-concept of adolescents and adolescents with hearing impairments specialty: DSc thesis]. Moscow, 2007. (In Russ.)

Maksimova N. A. Formirovanie pozitivnogo samootnosheniia u podrostkov s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostiami v usloviiakh obshcheobrazovatel'noi shkoly: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk [Formation of a positive self-attitude in adolescents with disabilities in a comprehensive school: DSc thesis]. Volgograd, 2005. (In Russ.)

Morozova E.A. Osobennosti razvitiia emotsional'no-lichnostnoy sfery slabovidiashchikh detei v period podrostkovogo krizisa: dis. ... kand. psikhol. nauk [Features of the development of the emotional and personal sphere of visually impaired children during the adolescent crisis: DSc thesis]. Nizhny Novgorod, 2002, 199 p. (In Russ.)

Mukhina V.S. Psikhologiya detstva i otrochestva [Psychology of childhood and adolescence]. Moscow, Institute of Practical Psychology Publ., 1998, 488 p. (In Russ.)

Prikhozhan A.M. Diagnostika lichnostnogo razvitiia detei podrostkovogo vozrasta [Diagnostics of the personal development of adolescent children]. Moscow, ANO «PEB» Publ., 2007, 56 p. (In Russ.)

Sobchik L.N. Standartizirovannyi mnogofaktornyi metod issledovaniia lichnosti SMIL [Standardized multivariate method of personality research SMPR]. Saint Petersburg, Rech' Publ., 2000, 219 p. (In Russ.)

Tikhonova I.V., Khazova S.A. Vnutrenniaia kartina defekta pri zaderzhke psikhicheskogo razvitiia: osobennosti i dinamika v detskom i podrostkovom vozraste [Internal picture of a defect in mental retardation: features and dynamics in childhood and adolescence]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsiokinetika [Vestnikof the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics], 2019, vol. 25, № 4, pp. 177-184, DOI 10.34216/2073-14262019-25-4-177-183. (In Russ.)

Khazova S.A., Seregina A.K. Ia-kontseptsiia i eev klad v sovladanie s trudnostiami u podrostkov s narusheniem slukha [Self-concept and its contribution to coping with difficulties in adolescents with hearing impairment]. Psikhologiia stressa i sovladaiushchego povedeniia: vyzovy, resursy, blagopoluchie: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. Kostroma, 26-28 sent. 2019 g.: v 2 t., otv. red.: M.V. Saporovskaia, T.L. Kriukova, S.A. Khazova [Psychology of Stress and Coping Behavior: Challenges, Resources, Well-being: Proceedings of the V Int. scientific. conf. Kostroma, 26-28 Sept. 2019: in 2 vols., resp. ed.: M.V. Saporovskaya, T.L. Kryukova, S.A. Khazova]. Kostroma, Kostroma State University Publ., 2019, vol. 1, pp. 272-277 (In Russ.)

Khazova S.A., Bardashevich E.M. Ia-kontseptsiia kak mental'nyi resurs podrostkov [Self-concept as a mental resource for adolescents]. Aktivatsiia mental'nykh resursov sub"ekta: teoriia i praktika: materialy IV mezhdunarodnogo simpoziuma (Latviia, Riga, 5-7 iiulia 2017 g.), otv. red. G.V. Ozhiganova (Rossiia, Moskva), Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk; I.D. Plotka (Latviia, Riga), Baltiiskaia mezhdunarodnaia akademiia [Activation of the subject's mental resources: theory and practice: materials of the IVth International Symposium (Latvia, Riga, July 5-7, 2017), resp. ed. G.V. Ozhiganova (Russia, Moscow), Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; I.D. Plotka (Latvia, Riga), Baltic International Academy], Riga, SIA «Hansa Print Riga» Publ., 2017, pp. 74-79 (In Russ.)

Chebarykova S.V. Lichnost' v usloviiakh dizontogeneza: vnutrenniaia kartina defekta: monografiia [Personality in conditions of dysontogenesis: the internal picture of the defect: monograph]. Khabarovsk, Tikhookean Publ., 2017, 140 p. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.