Научная статья на тему 'Внутренняя картина дефекта при задержке психического развития: особенности и динамика в детском и подростковом возрасте'

Внутренняя картина дефекта при задержке психического развития: особенности и динамика в детском и подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ДЕФЕКТА / ДИНАМИКА ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДЕФЕКТА / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ / DISABILITIES / INTERNAL DISORDER PATTERN / DYNAMICS OF INTERNAL DISORDER PATTERN / MENTAL DEVELOPMENT DISORDER / CHILDREN AND TEENAGERS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихонова Инна Викторовна, Хазова Светлана Абдурахмановна

В статье представлены результаты теоретического анализа онтогенетической динамики внутренней картины дефекта при задержке психического развития. Выявлено, что самоотношение и самооценка детей с ЗПР зависит от формы обучения, имеет особые темпы, идет от зависимости к независимости, от безусловной позитивности к критичности. Проведенное на 60 детях и подростках исследование выявило, что с возрастом повышается уровень осознанности качеств, происходит развитие полоролевой и семейной идентичности, сохраняется преобладание высокого и среднего уровня самоотношения. Определена возрастная динамика когнитивного и физического компонента внутренней картины дефекта. Признание нарушения и уровень знаний повышается в младшей школе, в подростковом возрасте их уровень снижается. Высказано предположение об отрицании собственных нарушений. У подростков с задержкой психического развития происходит снижение чувствительности, внушаемости, фиксированности на собственных телесных ощущениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal disorder pattern in mental development disorder: features and dynamics in childhood and adolescence

The article presents the results of theoretical and empirical analysis of the ontogenetic dynamics of the internal disorder pattern in mental development disorder. It is revealed that the self-attitude and self-esteem of children with mental development disorder depends on the form of education, has a special pace, goes from dependence to independence, from unconditional positivity to criticality. The study on 60 children and adolescents revealed an increase in the level of awareness of qualities, the development of gender and family identity, maintaining a high and medium level of self-relationship. The age dynamics of the cognitive and physical component of the internal disorder pattern is determined. Recognition of the violation and the level of knowledge increases in primary school, in adolescence decreases. It is suggested that the denial of their own violations occur. In adolescents with mental retardation there is a decrease in sensitivity, suggestibility, fixation on their own bodily sensations.

Текст научной работы на тему «Внутренняя картина дефекта при задержке психического развития: особенности и динамика в детском и подростковом возрасте»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-177-183 УДК 159.9:616

Тихонова Инна Викторовна

кандидат психологических наук, доцент

Хазова Светлана Абдурахмановна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected]

ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ДЕФЕКТА ПРИ ЗАДЕРЖКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 9-013-00768 А

В статье представлены результаты теоретического анализа онтогенетической динамики внутренней картины дефекта при задержке психического развития. Выявлено, что самоотношение и самооценка детей с ЗПР зависит от формы обучения, имеет особые темпы, идет от зависимости к независимости, от безусловной позитивности к критичности. Проведенное на 60 детях и подростках исследование выявило, что с возрастом повышается уровень осознанности качеств, происходит развитие полоролевой и семейной идентичности, сохраняется преобладание высокого и среднего уровня самоотношения. Определена возрастная динамика когнитивного и физического компонента внутренней картины дефекта. Признание нарушения и уровень знаний повышается в младшей школе, в подростковом возрасте их уровень снижается. Высказано предположение об отрицании собственных нарушений. У подростков с задержкой психического развития происходит снижение чувствительности, внушаемости, фикси-рованности на собственных телесных ощущениях.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, внутренняя картина дефекта, динамика внутренней картины дефекта, задержка психического развития, дети и подростки с нарушениями развития.

Актуальность исследования внутренней картины дефекта (ВКД) связана с ориентацией современных социогуманира-ных наук и практик на самореализацию человека, достижения им гармонии и максимальной адапти-рованности. Ограниченные возможности здоровья общепризнанно являются условием затрудняющим развитие личности, формирующим высокие риски дезадаптации. Но важно понимать, что данное условие выступает в двух ракурсах - объективном, представленном в виде существующих физических и психических ограничений, и субъективном - являющимся отражением этих ограничений в картине самосознания. Для психологии важно понимать в каких случаях этот внутренний комплекс представлений и знаний о своем нарушении, самоощущений и самоотношений может являться препятствием для реализации личности, а когда ресурсом. Ответ на такой глобальный вопрос предполагает решение множества задач, одной из них является изучение становления в онтогенезе внутренней картины дефекта, развитие структурных компонентов, соотношение с Я-концепцией на каждом этапе развития.

Наличие болезни или дефекта не просто значимый внешний фактор, важно отражение его в сознании субъекта. Преломляясь в сознании индивида, ВКД становится внутренним фактором формирования Я-концепции, а значит, влияет на отношение человека к себе, к окружающим, мотивы деятельности, на развитие функции контроля, личностных черт, личности в целом [16].

Под внутренней картиной дефекта мы понимаем сложное интегративное внутриличностное об-

разование людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включающее в себя комплекс физических ощущений, эмоциональных состояний и переживаний, систему знаний о причинах своего нарушения и возможностях его изменения, представления о самореализации и оценку жизненной перспективы. В соответствии с этим, в структуре внутренней картины дефекта нам выделены: сензи-тивный, физический, эмоциональный, когнитивный и мотивационный компоненты. Сам термин может вызывать нарекания и споры со стороны специалистов в связи с его стигмальностью. Однако, хотелось бы отметить, что данное понятие подчеркивает итог и процесс осознания своих особенностей и отлич-ности людьми с ОВЗ, а под термином «дефект» (являющимся традиционным для отечественной специальной психологии) в данном случае понимается именно «отличность» и «особенность».

В отечественной специальной психологии целенаправленное изучение ВКД было минимальным, происходило в рамках исследования детей с нарушениями речи (В. А. Калягин, Н.Ф. Дмитриевская), опорно- двигательного аппарата (Е. А. Гайдукевич), нарушениями интеллекта (Е.Б. Быкова, А.В. Тихомирова, О. А. Кинс), слуха и зрения (Н.В. Черепкова, Т.Н. Адеева, И.В. Тихонова, С.А. Хазова). Однако, эти исследования имели локальный характер, не изучали динамику внутриличностного феномена ВКД.

Так же опосредованно ВКД изучалась через большое количество исследований личностных особенностей, самосознания, Я-концепции людей с ограниченными возможностями здоровья. Посредством анализа компонентов данных структур

© Тихонова И.В., Хазова С.А., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

177

определяется специфика отношения к дефекту людей с ограниченными возможностями здоровья, их влияние на личностные качества, состояния при различных вариантах дизонтогенеза и при разных формах включения в образовательный процесс. Так, например, исследователями делается вывод о том, что нарушения развития оказывают неблагоприятное влияние как на темп развития, уровень сформи-рованности и степень реалистичности Я-концепции, так и на уровень сформированности ее компонентов в отдельности, при этом обобщенная оценка часто не подкрепляется оценкой конкретных сторон личности [4]. А.8. Кисикег и 1.С. ТекшаМаиЬ выявили, что самооценка может быть признана наиболее важным предиктором одиночества [17].

Задержка психического развития (ЗПР) традиционно считается самым благоприятным вариантом отклоняющегося развития, имеющим высокие вероятности нормализации хода развития и достижения максимальной адаптации в юношеском или зрелом возрасте. Кроме того задержка развития, как правило, не сопровождается видимыми особенностями психофизического развития. Это привело к тому, что исследований представлений, переживаний и отношений к собственным особенностям, их динамики у детей с ЗПР не проводится. Однако имеется ряд исследований, которые изучали отдельные компоненты Я-концепции и в большей степени самооценку. Так было установлено, что при варианте развития по типу ретардации отношение и осознание ребенком собственных нарушений зависит от степени выраженности дефекта. Оценка окружающих взрослых (учитель, родители) является определяющей в самооценке и уровне притязаний детей с задержанным развитием [13; 14].

И. А. Конева, К.Э. Кузнецова выявили неустойчивость, завышенность, интуитивный характер самооценки детей с задержкой психического развития. Присутствует недостаточность осознания личностных качеств, желаний [9].

Исследования, посвященные возрастной динамике ВКД, ее компонентов или компонентов Я-концепции единичны. Здесь бы хотелось отметить системную модель развития Я-концепции людей с ОВЗ представленную Г.И. Бондарен-ко. Согласно данной концепции развитие личности человека с ОВЗ представляет собой движение потенциальных возможностей человека с инвалидностью (Я-потенциальное) от марги-нальности (Я-маргинальное) к полноценности (Я-полноценное). Механизмом данного движения является адаптационно-волевая деятельность, определяющая специфику я-концепции инвалида в каждый возрастной период [1] .

Теоретический анализ динамики ВКД детей и подростков с задержанным развитием возможен на основе локальных исследований отдельных компонентов в разные возрастные периоды.

В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать себя как субъекта деятельности, соответственно возникает желание заявить о себе и формируется первоначальное самосознание, которое к концу дошкольного возраста становится значимым новообразованием дошкольника. Происходит это под действием интеллектуального и личностного развития. У детей с задержкой психического развития этот процесс затягивается [12]. Исследования А.В. Шевченко показывают, что у дошкольников с ЗПР наблюдается расплывчатость и аморфность, а иногда и негативность отношения к себе, к своему прошлому, будущему. Автор утверждает, что когнитивный и аффективный компоненты образа «Я», потребность в социальном признании взрослого, психологическое время и социальное пространство личности у детей с ЗПР обнаруживают сходство с нормально развивающимися [15]. Н.Ю. Зеленина получила данные о самоотношении дошкольников с разными нарушениями развития, доказала, что для всех детей с дизонтогенезом к окончанию дошкольного детства характерен зависимый уровень самоотношения, что говорит о его незрелости, так как у сверстников в это время уже формируется независимые типы отношения к себе.

И.А. Конева, К.Э. Кузнецова, изучая детей младшего школьного возраста с ЗПР, выявили, что у них отсутствует типичная для возраста критичность самооценки. Она характеризуется ситуатив-ностью, неустойчивостью, внушаемостью, избирательностью, наблюдается низкая осознанность желаний и предпочтений [9].

Изучению особенностей самооценки и ее динамика в младшем школьном возрасте изучалась М.Н. Кропачевой. В ее исследовании констатируется высокая адекватная самооценка в начале обучения детей с ЗПР и снижение к концу начальной школы, зависимость представлений о себе от успеваемости с постепенным усилением роли сверстников в отношении к себе [11].

Самосознание и самопознание подростков с задержкой психического развития довольно подробно исследованы И.А. Коневой и соавторами [8; 10]. Обнаруживаются особенности динамики и активности самопознания в младшем подростковом возрасте при ретардации развития. Отмечается раннее появление кризиса самовосприятия, связанного с накоплением негативных характеристик извне, либо с противоречием между позитивными внешними оценками и накопленными реальными представлениями о себе. Однако недостаточность темпов личностного развития и механизмов рефлексии часто не позволяет продуктивно разрешить данный кризис, что, по мнению исследователя, приводит к девиантным формам поведения. Были выявлены особенности самопознания в зависимости от включения подростков с ЗПР в образовательную среду (классы коррекции и специальные образовательные

178

Вестник КГУ ^ 2019

учреждения). Так, например, выявлено, что у младших подростков с ЗПР из специальной школы наблюдается снижение активности при конструировании образа Я, а основным механизмом является усвоение характеристик извне [10, с. 534-535].

Mohammed AL Zyoudi, изучая Я-концепцию младших подростков с трудностями обучения с помощью шкалы Питера-Харриса выявил, что для них не характерна низкая глобальная Я-концепция, выявляется высокий уровень самоотношения. Автор делает вывод о том, что свои трудности обучения они не переносят на целостный образ собственной личности. Кроме того, отмечается, что дети с нарушениями в обучении обладают большей степенью готовности к признанию своих поведенческих трудностей, чем дети без нарушений в обучении [18].

Имея цель проследить особенности формирования структурных компонентов ВКД на различных этапах онтогенеза при разных вариантах дизонто-генеза, нами было проведено исследование, в основу которого положен организационный принцип поперечных срезов. В исследовании приняли участие 14 дошкольников (7 мальчиков, 7 девочек, средний возраст 6,2 лет), 15 младших школьников (11 мальчиков, 4 девочки, средний возраст 10 лет), 31 подросток (16 девочек, 15 мальчиков, средний возраст 14 лет). Для изучения особенностей компонентов ВКД была использована беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Аде-евой (2018). Были так же использованы методика «Расскажи о себе» А.М. Щетининой, методика Е. Пирс, Д. Харрисса в адаптации А.М. Прихожан. Исследование проводилось либо в индивидуальной форме, либо в малых группах. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью непараметрического U-критерия Ман-на-Уитни, F-критерия Фишера.

Представим сначала результаты в группе дошкольников и младших школьников (значимые различия по компонентам ВКД и Я-концепции представлены в таблице 1).

Фактически, ни по уровню самооценки, ни по отдельным компонентам Я-концепции (Я-физическое, Я-идеальное, Я-деятельностное) значимых различий между дошкольниками и млад-

шими школьниками с ЗПР не выявлено. И те, и другие одинаково высоко оценивают свою внешнюю привлекательность, считают себя красивыми, ловкими и сильными, младшие школьники несколько чаще описывают рост, цвет волос и глаз, а дошкольники - красивую одежду. Дети независимо от возраста называют достаточное количество умений: писать, бегать, считать, строить, лепить, петь, рисовать и т. д. Они хотят быть похожими на родителей и прародителй, сиблингов, а школьники - и на популярных певцов и актеров, хотят быть умными, добрыми, ловкими, честными, красивыми, хорошими. Значимые различия касаются полоролевой идентичности и понимания своего места и роли в семье. Так, младшие школьники лучше понимают как внешние отличия мальчиков и девочек (мужчин и женщин), так и особенности их поведения, занятий, личностных качеств (и = 151,0, р < 0,011). Так, по мнению младших школьников, девочки готовят, «хорошо себя ведут», «делают маникюр», играют в куклы, мальчики работают, играют в компьютер, играют в футбол и хоккей, занимаются боксом, чинят машины. В группе дошкольников всего один ответ касается занятий девочек - «они плачут», мальчики и мужчины работают, ездят на машине, «чинят машины и ворота». В группе младших школьников больше позитивных примеров отношения в противоположному полу.

Младшие школьники более высоко и позитивно оценивают себя как членов семьи - сыновей, дочерей, внуков (И = 149,0, р < 0,008), фактически 93% удовлетворены своим положением в семье (у дошкольников всего 36%). И если дошкольники отмечают, что они хорошо себя ведут и убирают игрушки, то младшие школьники уже указывают на то, что они помогают дома (ходят в магазин, помогают в делах), «могут сделать подарок», «стараются угодить». Соответственно, у младших школьников выше и степень осознанности качеств Я (и = 142,0, р < 0,003): 20% младших школьников имеют высокий уровень осознанности личных качеств, то есть не только называют качества, но и аргументируют свою позицию, 80% объясняют лишь отдельные оценки или делают это с помощью взрослого (средний уровень). В то же время, 72% дошкольников называют лишь единичные качества своего

Таблица 1

Значимые различия компонентов ВКД и Я-концепции между младшими школьниками и дошкольниками

Младшие школьники (n=15) Дошкольники (n=14)

Среднее Стандартное отклонение Среднее Стандартное отклонение

Когнитивный компонент ВКД*** 5,73 1,87 2,85 1,91

Я-мальчик, девочка* 3,80 0,41 3,00 0,87

Я в семье** 2,93 0,25 2,28 0,61

Степень осознанности качеств Я** 1.26 0,45 0,42 0,75

Примечание. Достоверность различий значений: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001.

7,00

6,00 5,00 4,00 3,00 2,00 1,00 0,00

Физический и сенситивный *

Когнитивный :

Мотивационный

Эмоциональный

III Дошкольники В Мл.школьники 2 Подростки

Рис. 1. Показатели выраженности компонентов внутренней картины дефекта у детей и подростков с ЗПР. Достоверность различий значений * - р < 0,05

Я, не объясняя свою позицию, и только 28% имеют средний или высокий уровень осознанности Я. Настораживает и тот факт, что при общих благоприятных результатах 33,3% младших школьников и 42,8% дошкольников имеют высокий уровень конфликтности Я, что потенциально относит их к группе риска.

Что касается подростков, то большая их часть (84,9%) имеет высокий или средний уровень самоотношения, что, в принципе, не отличает их от более младших детей с ЗПР (93,4% у младших школьников и 92,9% у дошкольников). Не отличаются они и по уровню тревожности. В целом, более 60% подростков удовлетворены своими способностями, ситуацией в школе, общением со сверстниками, 68% из них реалистически относятся к жизненной ситуации. Однако около 50% критично относятся к своей внешности, не слишком удовлетворены отношениями в семье и склонны воспринимать свое поведение как несоответствующее социальным нормам и требованиям, что, на наш взгляд, может рассматриваться как характеристика кризисности возраста. Однако у 3,2% подростков с ЗПР отмечается низкий уровень самооценки, у 12,9% - либо крайне низкий, либо крайне высокий уровень, что указывает на риск неадекватного самоотношения и самовосприятии. Тем

не менее, это несколько меньше, чем у младших школьников, и значимо меньше, чем у дошкольников (ф* = 2,14, р < 0,016).

Результаты исследования динамики компонентов внутренней картины дефекта в группах дошкольников, младших школьников и подростков представлены на рисунке 1. Фактически во всех трех группах не отличаются мотивационный и эмоциональный компоненты внутренней картины дефекта. Но выявляется достоверная динамика когнитивного компонента. При этом данная динамика парадоксальна - наибольшая выраженность показателей знаний о своих трудностях и особенностях наблюдаются в младшем школьном возрасте. Представленность некоторых составляющих когнитивного компонента внутренней картины дефекта представлены в таблице 2.

Лишь 21% дошкольников признают свой дефект и знают его причину, столько же детей считают, что причина их трудностей - «Я сам». Они гововрят, что «не понимаю задания», «устаю сильно». 14% дошкольников сами догадались о наличии нарушения, 36% - узнали от других людей. Например, некоторые дети отмечали: «Мама мне говорила, что я тупица и дурачок». Сформиро-ванность когнитивного компонента выше у младших школьников по сравнению как с дошкольни-

Таблица 2

Представленность некоторых составляющих когнитивного компонента внутренней картины дефекта в исследуемых группах (%)

Признает нарушение у себя Причина «Я, Сам» Узнал от других людей Догадался Знает о профилактике

Дошкольники 21 21 36 14 21

Мл. школьники 87 67 20 73 67

Подростки 68 45 29 68 52

Вестник КГУ А 2019

180

ками (И = 133,5, р < 0,000), так и с подростками (И = 513,5, р < 0,000). 87% младших школьников признают у себя наличие нарушения («проблема с развитием», «забываю то, что знали или учили», «не понимаю объяснения», «лень»), 67% утверждают, что причина в них самих и говорят, что это потому что «устаю очень», «мало занимаюсь», «не хочу учиться», «не знал некоторых звуков». В подростковом возрасте лишь 68% учеников с ЗПР признают у себя нарушение или трудности, и менее 50% отмечает, что причина состоит в них самих. Все, кто признает у себя особенности в развитии, догадались об этом самостоятельно: «я сама осознала», «поняла, что что-то не так, и на уроках это повторялось», «низкая успеваемость», «начинаю щурить глаза и напрягать мозг». Приёмом осознания выступает сопоставление своих результатов и трудностей в учебе с одноклассниками: «по оценкам», «труднее писать контрольные».

Большая часть детей и подростков с ЗПР понимают, что, чтобы справиться с особенностями в развитии, нужно больше заниматься, не лениться, «работать над собой», дошкольники при этом еще отмечают, что нужно пить лекарства и витамины и «больше есть».

Различия в физическом и сенситивном компоненте ВКД зафиксированы только между подростками и дошкольниками (И = 422, р < 0,05). Углубляясь в содержание представлений детей и подростков о своем физическом состоянии, мы выявили, что большая часть и тех и других отмечает в целом хорошее самочувствие. (92% дошкольников и 87% подростков). Однако детсадовцы с ЗПР часто жалуются на боли (64% дошкольников и лишь 19% подростков), на усталость при интеллектуальных нагрузках (100% дошкольники и лишь 35% подростки). Все дошкольники (100%) при беседе охотно делятся пугающими ощущениями, не все из которых являются физическими, но все указывающие на повышенную сензитивность и внушаемость: «боюсь темноты», «боюсь, когда сделал не так», «отворачиваюсь и меня трогает чужой человек». И только 58% подростков говорят о необычных гиперестезических ощущениях «резкая головная боль», «потеря сознания», «неприятные ощущения, когда не высыпаюсь». Данная динамика, на наш взгляд объясняется возрастными особенностями и спецификой задержанного развития, при этом характерная для дошкольников повышенная внушаемость, склонность к проявлению реакций страха помножена на особенности нервной деятельности и незрелости при ЗПР. Поэтому снижение выраженности физического и сензитив-ного компонета к подростковому возрасту можно рассматривать как позитивные признаки развития, указывающие на стабилизацию нервной деятельности, снижение фиксированости на страхах, внушаемости, чувствительности.

Резюмируя результаты проведенного исследования, хотелось бы обобщить полученные теоретические и эмпирические факты.

Позитивная прогностичность развития при ЗПР привела к недостаточности исследований представлений детей о себе, своих проблемах и трудностях, особенностях. Внутренняя картина дефекта изучалась опосредованно через исследование личностных особенностей, самооценки, Я-концепции. Обобщение результатов исследований показало, что самоотношение и самооценка детей с ЗПР может зависеть от формы обучения, их развитие имеет особые темпы, идет от зависимости к независимости, от безусловной позитивности к критичности. К подростковому возрасту незначительно отличается от таковой у сверстников по модальности, но может наблюдаться ранний, но длительный кризис самопознания.

Наше исследование показало, что по уровню самооценки и отдельным компонентам Я-концепции (Я-физическое, Я-идеальное, Я-деятельностное) значимых различий между дошкольниками и младшими школьниками с ЗПР не выявлено. Однако, отмечается повышение уровня осознанности качеств «Я», полоролевой и семейной идентичности. В подростковом возрасте сохраняется преобладание высокого и среднего уровня самоотношения. Большая часть подростков отличается удовлетворенностью собой, ситуацией в школе. Между тем регистрируется снижение количества детей с некритично высокой или низкой самооценкой.

Онтогенетическая динамика ВКД при ЗПР затрагивает лишь когнитивный и физически-сензи-тивный компоненты. Мотивационный и эмоциональный остается без достоверной динамики, что может быть связано с первичными нарушениями при ЗПР, проявляющихся в слабости волевых побуждений и усилий и эмоционально-волевой незрелости. Когнитивный компонент ВКД имеет специфику онтогенетической динамики - рост уровня осознания своих особенностей и трудностей, знаний о них в младшем школьном возрасте сменяется спадом в подростковый период. На наш взгляд это связано с приходом детей в младшую школу, где создаются условия для сравнения детей с ЗПР со сверстниками (в детском саду таковые отсутствуют), что приводит к росту «знаний» о своих трудностях. А при достижении подросткового возраста происходит снижение уровня осознанных представлений о своем нарушении, вероятно за счет защитных отрицаний, позволяющих сохранять приемлемое отношение к себе. Физический и сензитивный компонент ВКД так же претерпевает возрастную динамику - происходит снижение его выраженности в подростковом возрасте, что является позитивной тенденцией и говорит о снижении чувствительности, внушаемости, стабилизации нервной деятельности.

Библиографический список

1. Бондаренко Г. И. Я-концепция человека с инвалидностью // Дефектология. - 2006. - № 5. -С. 36-40.

2. Быкова Е.Б., Тихомирова А.В., Кинс О.А. Особенности внутренней картины дефекта подростков с легкой и умеренной интеллектуальной недостаточностью [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 8. -С. 47-52.

3. Гайдукевич Е.А. Специфика внутренней картины дефекта подростков с ДЦП // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 2. - С. 45-50.

4. Горьковая И.А., Микляева А.В. Самооценка подростков с нарушением зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата: общее и специфичное // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2018. - № 3 (18). - С. 33-41.

5. Дмитриевская Н.Ф. Особенности самооценки как структурного компонента внутренней картины речевого дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи // Логопедия. -2014. - № 3 (5). - С. 43-45.

6. Зеленина Н.Ю. Развитие самоотношения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2011. - 27 с.

7. Калягин В. А. Речевая тревога - за и против // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты. Междунар. сб. науч. трудов / под ред. С.М. Валявко. - М., 2011. -С. 81-88.

8. Конева И А., Карпушкина Н.В. К проблеме самооценки подростков с задержкой психического развития и ее коррекции // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 30 (72). - С. 110-111.

9. Конева И.А., Кузнецова К.Э. К проблеме образа Я и самооценки младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - С. 149-156. - Режим доступа: ШрБ У^аелсе-е^саИоаги/ш/аШск/ view?id=23668 (дата обращения: 16.04.2019).

10. Конева И.А., Раевская Л.Ш. Особенности самопознания подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных психолого-педагогических условиях // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-5. -С. 530-536.

11. Кропачёва М.Н. Развитие самооценки как компонента самоотношения младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2008. - Т. 14. - № 2. - С. 190-195.

12. Сумарокова А.Г., Кухарчук О.В Особенности развития самосознания у дошкольников с задерж-

кой психического развития // Наука и образование: новое время. - 2017. - № 4 (21). - С. 79-84.

13. Черепкова Н.В. Особенности внутренней картины дефекта у детей с дефицитарным типом дизонтогенеза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. -№ 5. - С. 124-125.

14. Черепкова Н.В., Дениченко О.А. Особенности формирования отношения и осознания собственных нарушений детьми с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] // Материалы V Междунар. студенческой науч. конф. «Студенческий научный форум». - Режим доступа: https:// scienceforum.ru/2013/article/2013007214</a> (дата обращения: 06.08.2019).

15. Шевченко А.В. Особенности самосознания и условия его формирования у дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2008. - № 12. - С. 248-257.

16. Adeeva T., Tikhonova I., Khazova S. Features of the Internal Pattern of the Defect in Children of Primary School Age with Visual Impairment // Society. Integration. Education. Proceedings of International Scientific Conference. Volume III. Special Pedagogy. Social Pedagogy. Innovation in Language Education, May 24th - 25th, 2019. - Resekne: Resekne Academy of Technologies, 2019. - Pp. 17-29.

17. Kucuker S., Tekinarslanb I.C. Comparison of the Self-Concepts, Social Skills, Problem Behaviors, and Loneliness Levels of Students with Special Needs in Inclusive Classrooms // Educational Sciences: Theory & Practice. - 2015. - № 15 (6). DOI: 10.12738/ estp.2015.6.0056.

18. Mohammed AL Zyoudi Differences in Self-Concept among Student with and without Learning Disabilities in Al Karak District in Jordan // International Journal of Special Education. - 2010. -Vol. 25. - No 2. - Р. 72-77.

References

1. Bondarenko G.I. Ia-kontseptsiia cheloveka s invalidnost'iu // Defektologiia. - 2006. - № 5. - S. 36-40.

2. Bykova E.B., Tikhomirova A.V., Kins O.A. Osobennosti vnutrennei kartiny defekta podrostkov s legkoi i umerennoi intellektual'noi nedostatochnost'iu [Elektronnyi resurs] // Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika. - 2017. - № 8. - S. 47-52.

3. Gaidukevich E.A. Spetsifika vnutrennei kartiny defekta podrostkov s DTsP // Vestnik psikhofiziologii. -2018. - № 2. - S. 45-50.

4. Gor'kovaia I.A., Mikliaeva A.V. Samootsenka podrostkov s narusheniem zreniia, slukha i oporno-dvigatel'nogo apparata: obshchee i spetsifichnoe // Voprosy psikhicheskogo zdorov'ia detei i podrostkov. -2018. - № 3 (18). - S. 33-41.

5. Dmitrievskaia N.F. Osobennosti samootsenki kak strukturnogo komponenta vnutrennei kartiny

Вестник КГУ 2019

182

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

rechevogo defekta u mladshikh shkol'nikov s obshchim nedorazvitiem rechi // Logopediia. - 2014. - № 3 (5). -S. 43-45.

6. Zelenina N.Iu. Razvitie samootnosheniia u detei doshkol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2011. - 27 s.

7. Kaliagin V. A. Rechevaia trevoga - za i protiv // Sovremennye problemy rechevogo dizontogeneza: psikhologo-pedagogicheskie aspekty. Mezhdunar. sb. nauch. trudov / pod red. S.M. Valiavko. - M., 2011. -S. 81-88.

8. Koneva I.A., Karpushkina N.V. K probleme samootsenki podrostkov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia i ee korrektsii // Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniia. - 2016. - № 30 (72). - S. 110-111.

9. Koneva I.A., Kuznetsova K.E. K probleme obraza Ia i samootsenki mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia [Elektronnyi resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia. -2015. - № 2-3. - S. 149-156. - Rezhim dostupa: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23668 (data obrashcheniia: 16.04.2019).

10. Koneva I.A., Raevskaia L.Sh. Osobennosti samopoznaniia podrostkov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia, obuchaiushchikhsia v raznykh psikhologo-pedagogicheskikh usloviiakh // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia. - 2016. - № 51-5. - S. 530-536.

11. Kropacheva M.N. Razvitie samootsenki kak komponenta samootnosheniia mladshikh shkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika. -2008. - T. 14. - № 2. - S. 190-195.

12. Sumarokova A.G., Kukharchuk O.V Osobennosti razvitiia samosoznaniia u doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia // Nauka i

obrazovanie: novoe vremia. - 2017. - № 4 (21). -S. 79-84.

13. Cherepkova N.V. Osobennosti vnutrennei kartiny defekta u detei s defitsitarnym tipom dizontogeneza // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. - 2011. - № 5. -S. 124-125.

14. Cherepkova N.V., Denichenko O.A. Osobennosti formirovaniia otnosheniia i osoznaniia sobstvennykh narushenii det'mi s otkloneniiami v razvitii [Elektronnyi resurs] // Materialy V Mezhdunar. studencheskoi nauch. konf. «Studencheskii nauchnyi forum». - Rezhim dostupa: https://scienceforum. ru/2013/article/2013007214</a> (data obrashcheniia: 06.08.2019).

15. Shevchenko A.V. Osobennosti samosoznaniia i usloviia ego formirovaniia u doshkol'nikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiia [Elektronnyi resurs] // Al'manakh Instituta korrektsionnoi pedagogiki RAO. - 2008. - № 12. - S. 248-257.

16. Adeeva T., Tikhonova I., Khazova S. Features of the Internal Pattern of the Defect in Children of Primary School Age with Visual Impairment // Society. Integration. Education. Proceedings of International Scientific Conference. Volume III. Special Pedagogy. Social Pedagogy. Innovation in Language Education, May 24th - 25th, 2019. - Resekne: Resekne Academy of Technologies, 2019. - Pp. 17-29.

17. Kucuker S., Tekinarslanb I.C. Comparison of the Self-Concepts, Social Skills, Problem Behaviors, and Loneliness Levels of Students with Special Needs in Inclusive Classrooms // Educational Sciences: Theory & Practice. - 2015. - № 15 (6). DOI: 10.12738/ estp.2015.6.0056.

18. Mohammed AL Zyoudi Differences in Self-Concept among Student with and without Learning Disabilities in Al Karak District in Jordan // International Journal of Special Education. - 2010. -Vol. 25. - No 2. - R. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.