Научная статья на тему 'Особенности внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи'

Особенности внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
885
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ДЕФЕКТА / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / LIMITED HEALTH / INTERNAL PICTURE OF DEFECT / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT / PRESCHOOL AGE / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Севастьянова Ульяна Юрьевна

В статье представлена структура внутренней картины дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного и младшего школьного возраста. Проведено теоретическое и эмпирическое исследование, на основании которого выявлены особенности внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи. Показаны возрастные различия физического, эмоционального, мотивационного, когнитивного компонентов внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи. Приводится описание специфики уровня и оценки образа «Я» в зависимости от структуры дефекта и возраста детей с тяжелыми нарушениями речи. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что внутренняя картина дефекта связана со структурой дефекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Севастьянова Ульяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the internal picture of the defect in children with severe speech impairment

The article presents the structure of the internal picture of the defect in children with severe speech impairments of preschool and primary school age. A theoretical and empirical study was carried out, on the basis of which the features of the internal picture of the defect in children with severe speech impairments were identified. Age-related differences in the physical, emotional, motivational, cognitive components of the internal picture of the defect in children with severe speech impairments are shown. The specifics of the level and assessment of self-image are described depending on the structure of the defect and the age of children with severe speech impairments. Based on the study, the author concludes that the internal picture of the defect is related to the structure of the defect.

Текст научной работы на тему «Особенности внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-189-192 УДК 159.9:616

Севастьянова Ульяна Юрьевна

кандидат психологических наук Костромской государственный университет [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 19-013-00768А

В статье представлена структура внутренней картины дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного и младшего школьного возраста. Проведено теоретическое и эмпирическое исследование, на основании которого выявлены особенности внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи. Показаны возрастные различия физического, эмоционального, мотивационного, когнитивного компонентов внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи. Приводится описание специфики уровня и оценки образа «Я» в зависимости от структуры дефекта и возраста детей с тяжелыми нарушениями речи. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что внутренняя картина дефекта связана со структурой дефекта.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, внутренняя картина дефекта, тяжелые нарушения речи, дошкольный возраст, младший школьный возраст.

Изучение личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья представлено во многих отраслях психологии. В основе специальной психологии соответствующее место уделяется осознанию дефекта ребенком с ОВЗ: в каком возрасте это происходит, что чувствует он при этом, понимает ли прогноз социального последствия дефекта.

Современные представления о внутренней картине дефекта (далее ВКД) находятся в стадии активного развития, что становится особенно заметным, если обратится к отечественным исследованиям по данной проблематике.

Впервые близкий по значению термин «Внутренняя картина болезни» употреблялся в медицине, как «осознание человеком собственной болезни и личностно-поведенческую реакцию на нее» (А. Гольшейдер, Р.А. Лурия, В.Е. Каган). Далее термин «Внутренняя картина дефекта» стал изучаться в психологии, как осознание самого дефекта (В.М. Сорокин, В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова) [2]. Дефект может влиять на развитие патологических процессов личности, и, таким обозом, вызывает у человека ряд психологических новообразований: замкнутость, отсутствие уверенности в себе, заниженную самооценку, агрессивность. Врожденное нарушение является фактором формирующейся и развивающейся личности.

Вместе с тем, сложно выделить четкую структуру направлений исследований данного феномена. Анализ исследований по данной проблематике провела Е.А. Гайдукевич, выделяя несколько направлений современного изучения данного вопроса в зависимости от типа нозологии [1].

Так, например, изучением внутренней картины дефекта у подростков при нарушении зрения занимались А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Плак-сина, Т.П. Головина, В.А. Мальков, В.К. Рогушин, В.Ф. Матвеев. Н.В. Черпакова и др.

Спецификой формирования ВКД в условиях слуховой депривации - Л. А. Головчиц, В.В. Егоров, Л.П. Носкова, В. Л. Белинский, М.М. Нудель-ман, Н.Н. Рау и др.

Психологические работы ВКД детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата содержатся у И.М. Мамайчук, И.А. Залеской, Е.М. Мастюковой, Л.М. Шипицыной, К.А. Семеновой, Э.С. Калижнюк и др.

Анализом развития личности у школьников с нарушением интеллекта - Ж.И. Шиф, Я.Л. Коло -минский, П. А. Чубаров, Ч.Б. Кожалиева, П.П. Столярова и др.

Очень мало исследований, посвященных изучению ВКД у детей с такими нозологиями как тяжелое нарушение речи, расстройство аутистиче-ского спектра.

Одними из первых отечественных авторов, пытавшихся упорядочить имеющиеся сведения и провести исследование ВКД у детей с тяжелыми нарушениями речи стали В. А. Калягин, Т.С. Овчинникова (2006) [2].

Однако, несмотря на популярность исследований, остается ряд незавершенных вопросов, а именно сложность эмпирического изучения выделенного феномена, отсутствие единого механизма ВКД при различных типах дизонтогенеза, онтогенез ВКД. В свою очередь, большую трудность предоставляет сбор изучаемого материала, интерпретация и анализ полученных данных у детей дошкольного возраста.

Тем не менее, исследования, посвященные проблеме специфики ВКД, носят разрозненный характер, так как по большей части основу выборки составляли учащиеся (то есть ВКД не рассматривалась у дошкольников и взрослых людей). Таким образом, данная научная проблема базируется на актуальной и бесспорной необходимости изучения и систематизации знаний по проблематике изучения ВКД у лиц с тяжелыми нарушениями речи разного возраста.

© Севастьянова УЮ., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

189

В нашем понимании внутренняя картина дефекта - это сложное интегративное образование, включающее в себя комплекс физических ощущений, эмоциональных состояний и переживаний, систему знаний о причинах своего нарушения и возможностях его изменения, представления о самореализации и оценку жизненной перспективы. В структуре внутренней картины дефекта мы выделяем: сензи-тивный, физический, эмоциональный, когнитивный и мотивационный компоненты [3].

Методы исследования и его организация

Цель исследования: изучение содержательной специфики компонентов внутренней картины дефекта у детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста.

Объектом исследования послужила структура внутренней картины дефекта у детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются особенности компонентов внутренней картины дефекта у детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста.

Всего в исследовании приняли участие 44 ребенка с официальным статусом ограниченные возможности здоровья, обусловленные тяжелым нарушением речи. Из них - 20 детей старшего дошкольного возраста (средний возраст 5,8 лет, 7 девочек, 13 мальчиков), 24 - ребенка младшего школьного возраста (средний возраст 10 лет, 12 девочек, 12 мальчиков).

Для изучения особенностей компонентов ВКД была использована беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Адеевой (2018). Особенности и нарушения адаптации изучались с помощью «Карты экспертной оценки социально-психологической адаптации (модифицированный вариант карты наблюдений Д. Стотта)». Для изучения уровня и характера оценки, сформированности образа «Я» личностных особенностей детей применялась беседа «Расскажи о себе» А.М. Щетининой.

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета «Statistics 17.0». При обработке данных применялась первичная описательная статистика с использованием подсчета среднего арифметического (М) и вычисления стандартного отклонения, оценки значимости различий между группами по U-критерию Манна - Уитни.

Данные методики «Бе

Результаты исследования. Анализ и обсуждение

В ходе проведения беседы нами были получены данные, свидетельствующие в основном о содержательных особенностях компонентов ВКД детей дошкольного и школьного возраста с ТНР (табл. 1).

Физический компонент представлен более обширным содержанием у детей с ТНР обеих групп и наполнен следующими содержательными характеристиками: хорошее самочувствие, есть боль при физических нагрузках, есть усталость при интеллектуальных нагрузках, есть пугающие ощущения (а именно, «когда смотрю страшилки», «когда ночью говорю», «пауков, паутины», «темноты, высоты», «боюсь одному быть в лесу» и т.д.), физические качества.

У младших школьников, в сравнении с дошкольниками, когнитивный компонент имеет полноту выраженности содержания (М = 4,33; 8Б = 1,67). Этот компонент структуры ВКД у данной группы детей характеризуется следующими параметрами: признал нарушение у себя, узнал от других, догадался, верит в улучшения, знает о профилактике, предпочитает игры подвижные, реально играет в подвижные. Хотелось бы обратить внимание на содержание последних двух характеристик «предпочитает играть в подвижные игры», «реально играет в подвижные игры», которые преобладают в ответах у детей с ТНР дошкольного возраста. Это ведущий вид деятельности и основная потребность дошкольного возраста. Нарушение речи может позволить ребенку свободно пользоваться этим видом деятельности. Таким образом нарушение может определять осознанность деятельности, которую выполняет ребенок.

Анализируя характеристики мотивационного блока в структуре ВКД, можно констатировать одинаковую количественную наполняемость данного компонента у групп испытуемых (нравиться учиться, интересы, увлечения, желание для себя, желание для других). Интересы и увлечения у детей с ТНР различны: от занятия спортом до компьютерных игр («смотреть телевизор», «лепить из пластилина», «хожу с мамой часто в церковь, учу молитвы», «играть в телефон», «петь, танцевать», «играть», «компьютер», «гимнастика»), что характерно для детей статистической нормы данного возраста. Ограничений в выборе интересов у детей с ТНР нет.

Таблица 1

1а ВКД» у детей с ТНР

'—Группы Компонент ВКД ' -—— Дошкольники с ТНР Школьники с ТНР

M SD M SD

Физический 4,25 2,05 4,27 1,55

Когнитивный 3,65 2,03 4,33 1,67

Мотивационный 3,40 1,27 3,39 1,27

Эмоциональный 4,00 1,38 4,79 1,51

Примечание: М - среднее значение; SD - стандартное отклонение.

Вестник КГУ Л 2019

190

Таблица 2

Данные методики «Расскажи о себе» у детей с ТНР

—Группы Компоненты — Дошкольники с ТНР Школьники с ТНР

М М

Я-физическое 2,65 0,74 2,09 0,95

Я-идеальное 2,10 0,64 2,00 0,61

Я-деятельностное 2,90 1,14 2,88 1,11

Я-мальчик, девочка 3,10 1,16 3,57 1,17

Я - в семье 2,70 0,73 2,85 0,56

Уровень самооценки 1,25 0,55 1,18 0,46

Степень осознанности качеств 1,30 0,73 1,00 0,43

Примечание: М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.

Стоит отметить, что эмоциональный компонент имеет большую выраженность у детей младшего школьного возраста (М = 4,79; ББ = 1,51), имея практически всю наполняемость данного параметра (называет свои физические отличия: «волосы, кожа», «лицо, руки», «веснушки»; называет свои личностные отличия: «характер»; нравится в себе: «красота», «все», «веснушки, кожа», «длинные волосы, глаза»; не нравится в себе; есть друзья; есть домашние обязанности; родители хвалят; родители ругают; родители жалеют и т.д.).

Сравнение результатов по критерию Манна-Уитни, выявило значимые различия по параметру эмоциональный компонент ВКД между группами детей с ТНР (и = 217; р = 0,03). Высокий уровень переживаний по поводу своих ощущений, по поводу впечатления производимого на окружающих характерны для детей младшего школьного возраста.

Таким образом, содержание компонентов ВКД зависит от возраста. Компоненты ВКД у дошкольников содержательно мало наполнены, когнитивный компонент характеризуется стереотипностью.

Беседа «Расскажи о себе» изучает уровень и характер оценки, сформированность образа «Я», степень осознания своих особенностей (Щетинина, 2000). Ее применение в нашем исследовании дало следующие результаты (табл. 2).

Максимальную выраженность и примерно одинаковое значение в двух группах имеют характеристики «Я-деятельностное», «Я-идеальное», «Я - в семье».

Мы можем отметить разницу между выборками в характеристиках «Я-физическое», что выявляет особенности осознания ребенком своих физических качеств. Дети с ТНР дают общую оценку собственным физическим параметрам («смешной», «красивый», «красивое платье, прическа, туфли», «зеленые глаза, красивые наряды», «красивый свитер)». В группе детей младшего школьного возраста (М = 2,09; ББ = 0,95) данный компонент имеет меньшую выраженность, чем в другой группе. Это свидетельствует о снижении осознанности собственных физических качеств. Наши данные подтверждаются статистико-математической процедурой нахождения различий по критерию Манна-Уитни. Нами констатирова-

но значимое снижение параметра «Я-физическое» у группы детей младшего школьного возраста в сравнении с группой детей с ТНР дошкольного возраста (И = 219; р = 0,04). Выявленные особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке) также имеют разницу в группах испытуемых («девочки всегда хорошо себя ведут, мальчики не очень», «мальчики защищают девочек», «девочки красивые», «не должны их обижать», «я хороший, добрый» и т.д.).

Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге.

Таким образом, Я-концепция детей с ТНР характеризуется преимущественно высоким уровнем самопринятия, высоким или средним уровнем самооценки.

Сравнение результатов по критерию Манна-Уитни (методика «Карты экспертной оценки социально-психологической адаптации (модифицированный вариант карты наблюдений Д. Стотта)»), выявило значимые различия по параметру «недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям» между группами детей с ТНР (И = 187; р = 0,008). Высокий уровень переживаний по поводу доверия к людям наблюдается у детей дошкольного возраста с ТНР. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий.

Делая вывод, отметим, что содержание компонентов внутренней картины дефекта у дошкольников и младших школьников имеет свои особенности и зависит от возраста.

Полученные научные данные по изучаемой проблематике являются актуальными и необходимыми для оказания консультативной и коррекци-онной помощи детям с ТНР.

В настоящее время завершен только первый этап исследования, планируется углубление и расширение материала по изучению компонентов ВКД у детей с разным типом дизоногенеза и выявление его особенностей в онтогенезе.

Библиографический список

1. Гайдукевич Е.А. Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии [Элек-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

191

тронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Гер -цена. - 2011. - № 132. - С. 331-336. - Режим доступа: ШрБ ://суЬег1етпка.ги/ай1с1е/п/ргоЬ1ета-vnutrenney-kartiny-defekta-v-spetsia1noy-psiho1ogii (дата обращения: 12.07.2019).

2. Калягин В.А. Внутренняя картина болезни при расстройствах речи и ее роль в диагностике и психотерапии: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. -СПб., 1996. - 30 с.

3. Тихонова И.В., Адеева Т.Н., Севастьянова У.Ю. Внутренняя картина дефекта и личностные особенности младших школьников с дефи-цитарным развитием как факторы нарушения адаптации // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 2628 сент. 2019 г.: в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - Т. 1. - С. 425-430.

4. Черепкова Н.В. Особенности внутренней картины дефекта у детей с дефицитарным типом дизонтогенеза [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 5. - С. 124-125. - Режим доступа: http://app1ied-research.ru/ru/artic1e/ view?id=1290 (дата обращения: 12.07.2019).

References

1. Gaidukevich E.A. Problema vnutrennei kartiny defekta v spetsial'noi psikhologii [Elektronnyi resurs] // Izvestiia RGPU im. A.I. Gertsena. - 2011. - № 132. -S. 331-336. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-vnutrenney-kartiny-defekta-v-spetsialnoy-psihologii (data obrashcheniia: 12.07.2019).

2. Kaliagin V.A. Vnutrenniaia kartina bolezni pri rasstroistvakh rechi i ee rol' v diagnostike i psikhoterapii: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. - SPb., 1996. - 30 s.

3. Tikhonova I.V, Adeeva T.N., Sevast'ianova U.Iu. Vnutrenniaia kartina defekta i lichnostnye osobennosti mladshikh shkol'nikov s defitsitarnym razvitiem kak faktory narusheniia adaptatsii // Psikhologiia stressa i sovladaiushchego povedeniia: vyzovy, resursy, blagopoluchie: Materialy V Mezhdunar. nauch. konf. Kostroma, 26-28 sent. 2019 g.: v 2 t. / otv. red.: M.V Saporovskaia, T.L. Kriukova, S.A. Khazova. - Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta, 2019. - T. 1. - S. 425-430.

4. Cherepkova N.V. Osobennosti vnutrennei kartiny defekta u detei s defitsitarnym tipom dizontogeneza [Elektronnyi resurs] // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. -2011. - № 5. - S. 124-125. - Rezhim dostupa: http:// applied-research.ru/ru/article/view?id=1290 (data obrashcheniia: 12.07.2019).

192

Вестник КГУ 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.