РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-189-192 УДК 159.9:616
Севастьянова Ульяна Юрьевна
кандидат психологических наук Костромской государственный университет [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ ДЕФЕКТА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 19-013-00768А
В статье представлена структура внутренней картины дефекта детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольного и младшего школьного возраста. Проведено теоретическое и эмпирическое исследование, на основании которого выявлены особенности внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи. Показаны возрастные различия физического, эмоционального, мотивационного, когнитивного компонентов внутренней картины дефекта у детей с тяжелыми нарушениями речи. Приводится описание специфики уровня и оценки образа «Я» в зависимости от структуры дефекта и возраста детей с тяжелыми нарушениями речи. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что внутренняя картина дефекта связана со структурой дефекта.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, внутренняя картина дефекта, тяжелые нарушения речи, дошкольный возраст, младший школьный возраст.
Изучение личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья представлено во многих отраслях психологии. В основе специальной психологии соответствующее место уделяется осознанию дефекта ребенком с ОВЗ: в каком возрасте это происходит, что чувствует он при этом, понимает ли прогноз социального последствия дефекта.
Современные представления о внутренней картине дефекта (далее ВКД) находятся в стадии активного развития, что становится особенно заметным, если обратится к отечественным исследованиям по данной проблематике.
Впервые близкий по значению термин «Внутренняя картина болезни» употреблялся в медицине, как «осознание человеком собственной болезни и личностно-поведенческую реакцию на нее» (А. Гольшейдер, Р.А. Лурия, В.Е. Каган). Далее термин «Внутренняя картина дефекта» стал изучаться в психологии, как осознание самого дефекта (В.М. Сорокин, В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова) [2]. Дефект может влиять на развитие патологических процессов личности, и, таким обозом, вызывает у человека ряд психологических новообразований: замкнутость, отсутствие уверенности в себе, заниженную самооценку, агрессивность. Врожденное нарушение является фактором формирующейся и развивающейся личности.
Вместе с тем, сложно выделить четкую структуру направлений исследований данного феномена. Анализ исследований по данной проблематике провела Е.А. Гайдукевич, выделяя несколько направлений современного изучения данного вопроса в зависимости от типа нозологии [1].
Так, например, изучением внутренней картины дефекта у подростков при нарушении зрения занимались А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Плак-сина, Т.П. Головина, В.А. Мальков, В.К. Рогушин, В.Ф. Матвеев. Н.В. Черпакова и др.
Спецификой формирования ВКД в условиях слуховой депривации - Л. А. Головчиц, В.В. Егоров, Л.П. Носкова, В. Л. Белинский, М.М. Нудель-ман, Н.Н. Рау и др.
Психологические работы ВКД детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата содержатся у И.М. Мамайчук, И.А. Залеской, Е.М. Мастюковой, Л.М. Шипицыной, К.А. Семеновой, Э.С. Калижнюк и др.
Анализом развития личности у школьников с нарушением интеллекта - Ж.И. Шиф, Я.Л. Коло -минский, П. А. Чубаров, Ч.Б. Кожалиева, П.П. Столярова и др.
Очень мало исследований, посвященных изучению ВКД у детей с такими нозологиями как тяжелое нарушение речи, расстройство аутистиче-ского спектра.
Одними из первых отечественных авторов, пытавшихся упорядочить имеющиеся сведения и провести исследование ВКД у детей с тяжелыми нарушениями речи стали В. А. Калягин, Т.С. Овчинникова (2006) [2].
Однако, несмотря на популярность исследований, остается ряд незавершенных вопросов, а именно сложность эмпирического изучения выделенного феномена, отсутствие единого механизма ВКД при различных типах дизонтогенеза, онтогенез ВКД. В свою очередь, большую трудность предоставляет сбор изучаемого материала, интерпретация и анализ полученных данных у детей дошкольного возраста.
Тем не менее, исследования, посвященные проблеме специфики ВКД, носят разрозненный характер, так как по большей части основу выборки составляли учащиеся (то есть ВКД не рассматривалась у дошкольников и взрослых людей). Таким образом, данная научная проблема базируется на актуальной и бесспорной необходимости изучения и систематизации знаний по проблематике изучения ВКД у лиц с тяжелыми нарушениями речи разного возраста.
© Севастьянова УЮ., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
189
В нашем понимании внутренняя картина дефекта - это сложное интегративное образование, включающее в себя комплекс физических ощущений, эмоциональных состояний и переживаний, систему знаний о причинах своего нарушения и возможностях его изменения, представления о самореализации и оценку жизненной перспективы. В структуре внутренней картины дефекта мы выделяем: сензи-тивный, физический, эмоциональный, когнитивный и мотивационный компоненты [3].
Методы исследования и его организация
Цель исследования: изучение содержательной специфики компонентов внутренней картины дефекта у детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста.
Объектом исследования послужила структура внутренней картины дефекта у детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются особенности компонентов внутренней картины дефекта у детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста.
Всего в исследовании приняли участие 44 ребенка с официальным статусом ограниченные возможности здоровья, обусловленные тяжелым нарушением речи. Из них - 20 детей старшего дошкольного возраста (средний возраст 5,8 лет, 7 девочек, 13 мальчиков), 24 - ребенка младшего школьного возраста (средний возраст 10 лет, 12 девочек, 12 мальчиков).
Для изучения особенностей компонентов ВКД была использована беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Адеевой (2018). Особенности и нарушения адаптации изучались с помощью «Карты экспертной оценки социально-психологической адаптации (модифицированный вариант карты наблюдений Д. Стотта)». Для изучения уровня и характера оценки, сформированности образа «Я» личностных особенностей детей применялась беседа «Расскажи о себе» А.М. Щетининой.
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета «Statistics 17.0». При обработке данных применялась первичная описательная статистика с использованием подсчета среднего арифметического (М) и вычисления стандартного отклонения, оценки значимости различий между группами по U-критерию Манна - Уитни.
Данные методики «Бе
Результаты исследования. Анализ и обсуждение
В ходе проведения беседы нами были получены данные, свидетельствующие в основном о содержательных особенностях компонентов ВКД детей дошкольного и школьного возраста с ТНР (табл. 1).
Физический компонент представлен более обширным содержанием у детей с ТНР обеих групп и наполнен следующими содержательными характеристиками: хорошее самочувствие, есть боль при физических нагрузках, есть усталость при интеллектуальных нагрузках, есть пугающие ощущения (а именно, «когда смотрю страшилки», «когда ночью говорю», «пауков, паутины», «темноты, высоты», «боюсь одному быть в лесу» и т.д.), физические качества.
У младших школьников, в сравнении с дошкольниками, когнитивный компонент имеет полноту выраженности содержания (М = 4,33; 8Б = 1,67). Этот компонент структуры ВКД у данной группы детей характеризуется следующими параметрами: признал нарушение у себя, узнал от других, догадался, верит в улучшения, знает о профилактике, предпочитает игры подвижные, реально играет в подвижные. Хотелось бы обратить внимание на содержание последних двух характеристик «предпочитает играть в подвижные игры», «реально играет в подвижные игры», которые преобладают в ответах у детей с ТНР дошкольного возраста. Это ведущий вид деятельности и основная потребность дошкольного возраста. Нарушение речи может позволить ребенку свободно пользоваться этим видом деятельности. Таким образом нарушение может определять осознанность деятельности, которую выполняет ребенок.
Анализируя характеристики мотивационного блока в структуре ВКД, можно констатировать одинаковую количественную наполняемость данного компонента у групп испытуемых (нравиться учиться, интересы, увлечения, желание для себя, желание для других). Интересы и увлечения у детей с ТНР различны: от занятия спортом до компьютерных игр («смотреть телевизор», «лепить из пластилина», «хожу с мамой часто в церковь, учу молитвы», «играть в телефон», «петь, танцевать», «играть», «компьютер», «гимнастика»), что характерно для детей статистической нормы данного возраста. Ограничений в выборе интересов у детей с ТНР нет.
Таблица 1
1а ВКД» у детей с ТНР
'—Группы Компонент ВКД ' -—— Дошкольники с ТНР Школьники с ТНР
M SD M SD
Физический 4,25 2,05 4,27 1,55
Когнитивный 3,65 2,03 4,33 1,67
Мотивационный 3,40 1,27 3,39 1,27
Эмоциональный 4,00 1,38 4,79 1,51
Примечание: М - среднее значение; SD - стандартное отклонение.
Вестник КГУ Л 2019
190
Таблица 2
Данные методики «Расскажи о себе» у детей с ТНР
—Группы Компоненты — Дошкольники с ТНР Школьники с ТНР
М М
Я-физическое 2,65 0,74 2,09 0,95
Я-идеальное 2,10 0,64 2,00 0,61
Я-деятельностное 2,90 1,14 2,88 1,11
Я-мальчик, девочка 3,10 1,16 3,57 1,17
Я - в семье 2,70 0,73 2,85 0,56
Уровень самооценки 1,25 0,55 1,18 0,46
Степень осознанности качеств 1,30 0,73 1,00 0,43
Примечание: М - среднее значение; ББ - стандартное отклонение.
Стоит отметить, что эмоциональный компонент имеет большую выраженность у детей младшего школьного возраста (М = 4,79; ББ = 1,51), имея практически всю наполняемость данного параметра (называет свои физические отличия: «волосы, кожа», «лицо, руки», «веснушки»; называет свои личностные отличия: «характер»; нравится в себе: «красота», «все», «веснушки, кожа», «длинные волосы, глаза»; не нравится в себе; есть друзья; есть домашние обязанности; родители хвалят; родители ругают; родители жалеют и т.д.).
Сравнение результатов по критерию Манна-Уитни, выявило значимые различия по параметру эмоциональный компонент ВКД между группами детей с ТНР (и = 217; р = 0,03). Высокий уровень переживаний по поводу своих ощущений, по поводу впечатления производимого на окружающих характерны для детей младшего школьного возраста.
Таким образом, содержание компонентов ВКД зависит от возраста. Компоненты ВКД у дошкольников содержательно мало наполнены, когнитивный компонент характеризуется стереотипностью.
Беседа «Расскажи о себе» изучает уровень и характер оценки, сформированность образа «Я», степень осознания своих особенностей (Щетинина, 2000). Ее применение в нашем исследовании дало следующие результаты (табл. 2).
Максимальную выраженность и примерно одинаковое значение в двух группах имеют характеристики «Я-деятельностное», «Я-идеальное», «Я - в семье».
Мы можем отметить разницу между выборками в характеристиках «Я-физическое», что выявляет особенности осознания ребенком своих физических качеств. Дети с ТНР дают общую оценку собственным физическим параметрам («смешной», «красивый», «красивое платье, прическа, туфли», «зеленые глаза, красивые наряды», «красивый свитер)». В группе детей младшего школьного возраста (М = 2,09; ББ = 0,95) данный компонент имеет меньшую выраженность, чем в другой группе. Это свидетельствует о снижении осознанности собственных физических качеств. Наши данные подтверждаются статистико-математической процедурой нахождения различий по критерию Манна-Уитни. Нами констатирова-
но значимое снижение параметра «Я-физическое» у группы детей младшего школьного возраста в сравнении с группой детей с ТНР дошкольного возраста (И = 219; р = 0,04). Выявленные особенности представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке) также имеют разницу в группах испытуемых («девочки всегда хорошо себя ведут, мальчики не очень», «мальчики защищают девочек», «девочки красивые», «не должны их обижать», «я хороший, добрый» и т.д.).
Другая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге.
Таким образом, Я-концепция детей с ТНР характеризуется преимущественно высоким уровнем самопринятия, высоким или средним уровнем самооценки.
Сравнение результатов по критерию Манна-Уитни (методика «Карты экспертной оценки социально-психологической адаптации (модифицированный вариант карты наблюдений Д. Стотта)»), выявило значимые различия по параметру «недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям» между группами детей с ТНР (И = 187; р = 0,008). Высокий уровень переживаний по поводу доверия к людям наблюдается у детей дошкольного возраста с ТНР. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий.
Делая вывод, отметим, что содержание компонентов внутренней картины дефекта у дошкольников и младших школьников имеет свои особенности и зависит от возраста.
Полученные научные данные по изучаемой проблематике являются актуальными и необходимыми для оказания консультативной и коррекци-онной помощи детям с ТНР.
В настоящее время завершен только первый этап исследования, планируется углубление и расширение материала по изучению компонентов ВКД у детей с разным типом дизоногенеза и выявление его особенностей в онтогенезе.
Библиографический список
1. Гайдукевич Е.А. Проблема внутренней картины дефекта в специальной психологии [Элек-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
191
тронный ресурс] // Известия РГПУ им. А.И. Гер -цена. - 2011. - № 132. - С. 331-336. - Режим доступа: ШрБ ://суЬег1етпка.ги/ай1с1е/п/ргоЬ1ета-vnutrenney-kartiny-defekta-v-spetsia1noy-psiho1ogii (дата обращения: 12.07.2019).
2. Калягин В.А. Внутренняя картина болезни при расстройствах речи и ее роль в диагностике и психотерапии: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. -СПб., 1996. - 30 с.
3. Тихонова И.В., Адеева Т.Н., Севастьянова У.Ю. Внутренняя картина дефекта и личностные особенности младших школьников с дефи-цитарным развитием как факторы нарушения адаптации // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: Материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 2628 сент. 2019 г.: в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. - Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. - Т. 1. - С. 425-430.
4. Черепкова Н.В. Особенности внутренней картины дефекта у детей с дефицитарным типом дизонтогенеза [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 5. - С. 124-125. - Режим доступа: http://app1ied-research.ru/ru/artic1e/ view?id=1290 (дата обращения: 12.07.2019).
References
1. Gaidukevich E.A. Problema vnutrennei kartiny defekta v spetsial'noi psikhologii [Elektronnyi resurs] // Izvestiia RGPU im. A.I. Gertsena. - 2011. - № 132. -S. 331-336. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka. ru/article/n/problema-vnutrenney-kartiny-defekta-v-spetsialnoy-psihologii (data obrashcheniia: 12.07.2019).
2. Kaliagin V.A. Vnutrenniaia kartina bolezni pri rasstroistvakh rechi i ee rol' v diagnostike i psikhoterapii: avtoref. dis. ... d-ra med. nauk. - SPb., 1996. - 30 s.
3. Tikhonova I.V, Adeeva T.N., Sevast'ianova U.Iu. Vnutrenniaia kartina defekta i lichnostnye osobennosti mladshikh shkol'nikov s defitsitarnym razvitiem kak faktory narusheniia adaptatsii // Psikhologiia stressa i sovladaiushchego povedeniia: vyzovy, resursy, blagopoluchie: Materialy V Mezhdunar. nauch. konf. Kostroma, 26-28 sent. 2019 g.: v 2 t. / otv. red.: M.V Saporovskaia, T.L. Kriukova, S.A. Khazova. - Kostroma: Izd-vo Kostrom. gos. un-ta, 2019. - T. 1. - S. 425-430.
4. Cherepkova N.V. Osobennosti vnutrennei kartiny defekta u detei s defitsitarnym tipom dizontogeneza [Elektronnyi resurs] // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. -2011. - № 5. - S. 124-125. - Rezhim dostupa: http:// applied-research.ru/ru/article/view?id=1290 (data obrashcheniia: 12.07.2019).
192
Вестник КГУ 2019