DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-210-215 УДК 159.922.7
Севастьянова ульяна Юрьевна
Костромской государственный университет
особенности личности и внутренняя картина дефекта у подростков с разными вариантами дизонтогенеза
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00768А
В статье представлена структура внутренней картины дефекта (ВКД) подростков с разными вариантами дизонтогенеза (тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, нарушение слуха и нарушение зрения). Проведено теоретическое и эмпирическое исследование, на основании которого выявлены особенности внутренней картины дефекта у подростков с ОВЗ. Приводится описание специфики личности в зависимости от структуры дефекта. Проведенное на 110 подростках исследование выявило, что существующие особенности личности детей с ОВЗ, такие как сензитивность, ригидность, тревожность, эмотивность, связаны с восприятием, сознанием и отношением ребенка к своему нарушению, то есть с внутренней картиной дефекта. Изучение взаимосвязи особенностей личности с компонентами ВКД подростков с ОВЗ показало, что наибольшую роль данный механизм приобретает у подростков с нарушениями слуха в сравнении с другими нозологическими группами.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, внутренняя картина дефекта, особенности личности, подростковый возраст
Информация об авторе: Севастьянова Ульяна Юрьевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0981-6669, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, г Кострома, Россия
Е-mail: [email protected]
Дата поступления статьи: 26.10.2020
Для цитирования: Севастьянова УЮ. Особенности личности и внутренняя картина дефекта у подростков с разными вариантами дизонтогенеза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 210-215. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-210-215
ul'yana Yu. Sevast'yanova
Kostroma State University
personality features and internal picture of the defect in adolescents with different types of dysontogenesis
The research was carried out with the financial support of the RFBR, project No. 19-013-00768A
The article presents the structure of the internal picture of a defect in adolescents with different variants ofdysontogenesis (severe speech impairments, mental retardation, hearing impairment and visual impairment). A theoretical and empirical study was carried out, on the basis of which the features of the internal picture of the defect in adolescents with disabilities were revealed. A description of the personality specifics is given depending on the structure of the defect. A study carried out on 110 adolescents revealed that the existing personality traits of children with disabilities, such as sensitivity, rigidity, anxiety, emotiveness, are associated with the perception, consciousness and attitude of the child to its disorder, that is, with the internal picture of the defect. The study of the relationship between personality traits and the internal picture of a defect components of adolescents with disabilities showed that this mechanism acquires the greatest role in adolescents with hearing impairments in comparison with other nosological groups.
Keywords: disabilities, internal picture of defect, personality traits, adolescence
Information about the author: Ul'yana Yu. Sevast'yanova, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0981-6669, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Special Education and Psychology, Kostroma State University, Kostroma, Russia
Е-mail: [email protected]
Article received: October 26, 2020
For citation: Sevast'yanova U.Yu. Personality features and internal picture of the defect in adolescents with different types of dysontogenesis. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2020, vol. 26, № 4, pp. 210-215 (In Russ.). DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-210-215
210
Вестник КГУ .J 2020
© Севастьянова УЮ., 2020
В последнее десятилетие в нашей стране уделяется большое внимание исследованиям развития детей с ОВЗ. Это продиктовано введением и становлением инклюзивного образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ), а также вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта образовательного учреждения. В стандарте уделяется большое значение личностному развитию, формированию её свойств, нравственной сферы, мировоззрения. Важную роль в образовательном процессе играет социализация таких детей.
Особенностям личности детей с ОВЗ в настоящее время уделяется большое внимание. Влияние личностных особенностей на процессы адаптации и социализации изучались в работах Г.С. Маль (2020); И.В. Тихоновой, Т.Н. Адее-вой (2019); В.И. Айдарова, В.Ш. Масленниковой, Т.Ю. Масленникова (2016) [Маль; Адеева, Тихонова; Айдаров].
В исследовании Н.К. Туран (2016), которая изучала специфику становления личности детей с ОВЗ, сделан вывод о том, что «ограничение возможностей не является чисто количественным фактором - это интегральное, системное изменение личности в целом, наблюдающееся у ребенка- (подростка-) инвалида. Наличие основного дефекта психофизиологической организации накладывает отпечаток на последующее формирование высших психических функций, специфику социализации и систему коммуникации с социальной средой» [Туран: 341].
Современные подходы формирования личностных качеств в образовательной организации в специальном и инклюзивном пространстве рассматривались Т.В. Луценко (2019); Е.С. Кузнецовой (2016) [Луценко; Кузнецова].
В работах данных авторов отмечается, что наличие психического и/или физического дефекта у ребенка порождает особые потребности в психолого-педагогическом образовании и сопровождении.
В нашем понимании внутренняя картина дефекта - это сложное интегративное образование, включающее в себя комплекс физических ощущений (физический компонент), эмоциональных состояний и переживаний (эмоциональный компонент), систему знаний о причинах своего нарушения и возможностях его изменения (когнитивный компонент), представления о самореализации и оценку жизненной перспективы (мотивационный компонент). Важным положением при изучении феномена является его включенность в структуру Я-концепции [Хазова, Севастьянова].
У детей с ограниченными возможностями здоровья наличие дефекта влияет на развитие личности, что в свою очередь влияет на процесс адаптации и социализации. Значение представленности
данного условия формирует актуальность исследования, а именно взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик личности и внутренней картины дефекта у подростков с ОВЗ.
Материалы и методы
Целью исследования является изучение взаимосвязи внутренней картины дефекта и личностных особенностей детей подросткового возраста с разными вариантами дизонтогенеза.
В исследовании приняли участие 110 подростков: дети с задержкой психического развития (n = 30), дети с тяжелыми нарушениями речи (n = 37), дети с нарушениями слуха (n = 19), дети с нарушением зрения (n = 24). Средний возраст детей 14 лет. Все дети имеют установленный статус ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии и учатся по Адаптированной основной общеобразовательной программе.
Особенности личности изучались с помощью «Индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик» для детей подросткового возраста. Для изучения внутренней картины дефекта была разработана авторская беседа «Изучение внутренней картины дефекта» Т.Н. Адеевой (2018). Разделы беседы выделены соответственно компонентам внутренней картины дефекта (сенситивный, физический, когнитивный, эмоциональный, мотиваци-онный).
Статистическая обработка проводилась с использованием программы «Statistics 17.0». При обработке данных применялась первичная описательная статистика с использованием подсчета среднего арифметического (М) и вычисления стандартного отклонения, вычислялся коэффициент корреляции r-Спирмена, непараметрического U-критерия Манна - Уитни.
Результаты и их обсуждение
Представим сначала результаты индивидуально-психологических характеристик личности подростков с ОВЗ (табл. 1).
Для всех подростков с ОВЗ характерен высокий уровень Экстраверсии (I), что проявляется в выраженной общительности, мешающей целенаправленности действий, повышенной отвлекаемости, разговорчивости. Подростки в обучении лучше усваивает материал в игровом, диалоговом режиме. Дети могут проявлять склонность к шалостям, смешливость, однако проявляют реалистичность взглядов и предприимчивость. Такое проявление мы склонны объяснять возрастными особенностями данного периода.
Значение шкалы Спонтанность (II) более выражена у детей с сенсорными нарушениями по сравнению с другими группами. Это выражается в непосредственности реакций, склонности к свободному самоутверждению, стремлению к независимости. Данная характеристика может создавать трудности в школе.
Таблица 1
Данные методики «Индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик» у подростков с ОВз
Шкалы Подростки с тяжелыми нарушениями речи Подростки с нарушением зрения Подростки с задержкой психического развития Подростки с нарушением слуха
М М М М
Ложь (Ц 2,57 1,80 2,42 1,76 2,50 1,50 2,79 1,75
Аггравация 1,08 1,51 2,08 2,26 1,77 1,65 0,26 0,56
Экстраверсия (I) 3,08 1,34 3,21 1,41 2,70 1,36 3,58 1,42
Спонтанность (II) 2,51 1,23 3,00 1,41 2,31 1,15 3,53 1,67
Агрессивность (III) 3,46 1,42 3,63 1,55 3,20 1,39 2,95 1,54
Ригидность (IV) 3,19 0,96 2,75 0,98 2,83 0,79 3,63 1,30
Интроверсия (V) 2,97 1,46 3,04 1,78 3,70 1,48904 2,63 1,67
Сензитивность (VI) 4,13 1,56 3,79 1,41 4,27 1,50707 3,11 1,91
Тревожность (VII) 3,78 1,41 2,71 1,26 4,00 1,53128 2,05 1,77
Эмотивность (VIII) 4,11 1,24 3,62 1,13 3,43 1,50134 3,53 1,61
Примечание: М - среднее значение, SD - стандартное отклонение.
Таблица 2
Данные методики «Беседа ВКД» у подростков с ОВз
Компоненты ВКД Подростки с тяжелыми нарушениями речи Подростки с нарушением зрения Подростки с задержкой психического развития Подростки с нарушением слуха
М М М М
Физический 4,17 1,36 3,96 1,76 4,37 1,95 2,74 0,99
Когнитивный 2,92 1,63 5,79 1,22 4,27 1,33 4,63 2,0
Мотивационный 4,14 1,05 4,46 0,98 4,30 1,09 2,11 1,1
Эмоциональный 4,83 1,38 5,79 1,25 5,30 1,15 3,32 1,05
Примечание: М - среднее значение, SD - стандартное отклонение.
Средние значения по шкале Агрессивность (III) представлены во всех группах респондентов, кроме группы детей с нарушением слуха. Подростки с ОВЗ достаточно уверенны в себе, стремятся к самоутверждению, самостоятельности.
Индивидуально-типологическая характеристика Лабильность (УШ) более всего выражена у детей с тяжелыми нарушениями речи, что говорит об эмоциональной неустойчивости. Настроение у подростков легко меняется, в поведении много подражательности.
Повышенная Тревожность (VII) выражена у детей с ЗПР, в то время как низкие значения данного показателя обнаружены у детей с сенсорными нарушениями. Подростки с задержкой психического развития имеют психические нарушения. Дети часто испытывают беспокойство, неуверенность в себе. Им трудно учиться, общаться с одноклассниками и учителями, возможно проявление агрессии по отношению к ним.
Подростки с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития имеют высокие значения по показателю Сензитивность (VI) в сравнении с другими группами. Дети предпочитают быть ведомыми, нежели занимать лидерскую позицию, эмоционально неустойчивы.
При изучении особенностей личности у подростков было выявлено значимое различие у групп
детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи по такому показателю, как: Интроверсия ^ = -2,15, р < 0,03). Подростки с ЗПР замкнутые, необщительные дети, которым очень сложно устанавливать контакты. Они больше любят слушать, предпочитают остаться в одиночестве и погрузиться в свои мысли. Склонны к заниженной самооценке.
Также статистически значимое различие выявлено у подростков с задержкой психического развития и подростков с нарушением зрения по шкале Тревожность ^ = -3,03, р < 0,002). У детей с ЗПР высокий уровень тревожности.
Таким образом, существующая специфика личностных характеристик, такая как недоверие ко взрослым и сверстникам, повышенная тревожность, эмоциональная неустойчивость, выявлена у группы подростков с задержкой психического развития, что в свою очередь снижает уровень социализации в образовательном пространстве и окружающем мире.
Далее мы рассмотрели специфику внутренней картины дефекта у подростков с разными типами дизонтогенеза (табл. 2).
Во всех группах, кроме подростков с тяжелыми нарушениями речи, присутствует представление о проявлениях дефекта, знаниях о причинах нарушений. Физический компонент представлен бо-
Вестник КГУ Л 2020
212
Таблица 3
Корреляционные связи между показателями личности и компонентами внутренней картины дефекта подростков с ОВз (р < 0,05)
Физический Когнитивный Мотивационный Эмоциональный
Подростки с ТНР
Ложь -0,5
Ригидность 0,39
Сензитивность -0,34
Подростки с нарушением зрения
Экстраверсия -0,43
Сензитивность 0,51
Подростки с ЗПР
Ригидность -0,38
Тревожность -0,43
Эмотивность -0,52
Подростки с нарушением слуха
Спонтанность 0,51
Агрессивность 0,48
Ригидность 0,47 0,53
Интроверсия -0,49
Сензитивность 0,51
Тревожность 0,48
Эмотивность 0,47 0,48
Аггравация 0,53
лее обширным содержанием у детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи. Мотивационный компонент имеет полноту выраженности у подростков с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и нарушением зрения. Эмоциональный компонент выражен у всех респондентов исследования.
Также нами был проведен корреляционный анализ с детальным сравнением корреляционных матриц четырех групп испытуемых (табл. 3).
Количественное сравнение связей между компонентами внутренней картины дефекта и личностными особенностями позволяет сделать вывод о том, что личностный фактор определяет возможность осознания дефекта детьми с ОВЗ. Причем обилие связей обнаружено у группы подростков с нарушением слуха (количество связей 10). В то время как количество связей в остальных группах не превышает трех. Можно отметить, что личностный фактор в большей степени обуславливает особенности внутренней картины дефекта у детей с нарушением слуха в сравнении с другими нозологическими группами.
Анализируя связи содержательно, можно утверждать, что у подростков с тяжелыми нарушениями речи высокий уровень проявления эмоционального компонента, то есть эмоциональное отношение к нарушению, приводит к тому, что ребенок стремится к достижению цели, старается брать ответственность за события, происходящие в его жизни. Низкий уровень знания о де-
фекте (когнитивный компонент ВКД) повышает впечатлительность и уровень эмоциональной неустойчивости.
Подростки с нарушением зрения, имея невысокие показания по физическому компоненту ВКД, активно взаимодействуют с социумом. Если ребенок не имеет ощущения ограничения, то препятствия в общении у него не возникает.
У детей с задержкой психического развития знания о своем дефекте снижают возможность достигать цели, проявлять упорство и сосредоточенность, вызывая замкнутость.
У детей с нарушением слуха низкие значения физического компонента приводят к склонности к рефлексии, впечатлительности, пессимистичности в оценке перспектив, эмоциональности, восприимчивости. Высокие знания о своем дефекте увеличивают спонтанность (непродуманность в высказываниях и поступках), упрямство и своеволие в отстаивании своих интересов, субъективизм, повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов.
Выводы
Таким образом, особенности личности обуславливают формирование внутренней картины дефекта подростков с ОВЗ. Существующие особенности личности подростков с ОВЗ, такие как сензитив-ность, ригидность, тревожность, эмотивность, связаны с восприятием, сознанием и отношением ребенка к своему нарушению, то есть с внутренней картиной дефекта.
Изучение взаимосвязи особенностей личности с компонентами внутренней картины дефекта подростков с ОВЗ показало, что наибольшую роль данный механизм приобретает у подростков с нарушениями слуха в сравнении с другими нозологическими группами.
Наиболее уязвимой в отношении специфики личности и внутренней картины дефекта является группа детей с задержкой психического развития по сравнению с другими группами респондентов.
Полученные в ходе исследования экспериментальные данные показывают необходимость психолого-педагогического сопровождения детей подросткового возраста с ОВЗ в образовательных организациях.
Список литературы
Айдаров В.И., Масленникова В.Ш., Масленников Т.Ю. Психолого-педагогические особенности личности с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=23476 (дата обращения: 25.09.2020).
Кузнецова Е.С., Неретина Т.Г. Формирование личностных качеств у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. С. 676-680. URL: http://e-koncept.ru/2016/86147.htm (дата обращения: 25.09.2020).
Луценко Т.В. Социально-психологическая адаптация дошкольников в инклюзивной группе: дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2019.
Маль Г.С. Особенности личности детей с ограниченными возможностями здоровья // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 2 (23). С. 20-25. URL: www.j-chr.com (дата обращения: 25.09.2020).
Тихонова И.В., Адеева Т.Н., Севастьянова У.Ю. Внутренняя картина дефекта и личностные особенности младших школьников с дефицитарным развитием как факторы нарушения адаптации // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26-28 сент. 2019 г.: в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 1. С. 425-429.
Туран Н.К. К вопросу об особенностях становления личности и самосознания ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 340-343. URL: https:// moluch.ru/archive/111/27343/ (дата обращения: 25.09.2020).
Хазова С.А., Севастьянова У.Ю. Внутренняя картина дефекта у детей и подростков с тяжелыми
нарушениями речи // SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference [S. l], 2020, may, vol. 4, pp. 40-50. ISSN 2256-0629. URL: http://journals.rta. lv/index.php/SIE/article/view/5139 (date accessed: 29 may 2020). DOI http://dx.doi.org/10.17770/ sie2020vol4.5139.
References
Ajdarov VI., Maslennikova VSH., Maslennikov T.YU. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti lichnosti s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Psychological and pedagogical characteristics of a person with disabilities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, № 2-3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23476 (access date: 25.09.2020). (In Russ.)
Kuznecova E.S., Neretina T.G. Formirovanie lichnostnyh kachestv u mladshih shkol'nikov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyah special'nogo (korrekcionnogo) obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Formation of personal qualities in younger schoolchildren with disabilities in a special (correctional) educational institution]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"], 2016, vol. 11, pp. 676680. URL: http://e-koncept.ru/2016/86147.htm (access date: 25.09.2020). (In Russ.)
Lucenko T.V. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya doshkol'nikov v inklyuzivnojgruppe: dis. ... kand. psihologicheskih nauk [Socio-psychological adaptation of preschoolers in an inclusive group]. Moscow, 2019. (In Russ.)
Mal' G.S. Osobennosti lichnosti detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of the personality of children with disabilities]. Kollekciya gumanitarnyh issledovanij [Collection of humanitarian studies], 2020, № 2 (23), pp. 20-25. URL: www.j-chr.com (access date: 25.09.2020). (In Russ.)
Tihonova I.V., Adeeva T.N., Sevast'yanova U.YU. Vnutrennyaya kartina defekta i lichnostnye osobennosti mladshih shkol'nikov s deficitarnym razvitiem kak faktory narusheniya adaptacii [The internal picture of the defect and the personality traits of younger schoolchildren with developmental deficits as factors of impaired adaptation]. Psihologiya stressa i sovladayushchego povedeniya: vyzovy, resursy, blagopoluchie: materialy V Mezhdunar. nauch. konf. Kostroma, 26-28 sent. 2019 g. [Psychology of stress and coping behavior: challenges, resources, well-being: materials of the V Intern. scientific. conf. Kostroma, 26-28 Sept. 2019]: in 2 volumes, ed. by M.V. Saporovskaya, T.L. Kryukova, S.A. Hazova. Kostroma, Kostroma State University Publ., 2019, vol. 1, pp. 425-429. (In Russ.)
214
Вестник КГУ .J 2020
TuranN.K. Kvoprosu ob osobennostyah stanovleniya lichnosti i samosoznaniya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [To the question of the peculiarities of the formation of personality and self-awareness of a child with disabilities]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2016, № 7 (111), pp. 340-343. URL: https://moluch.ru/archive/111/27343/ (access date: 25.09.2020). (In Russ.)
Hazova S.A., Sevast'yanova U.YU. Vnutrennyaya kartina defekta u detej i podrostkov s tyazhelymi
narusheniyami rechi [Internal picture of the defect in children and adolescents with severe speech impairments]. SOCIETY. INTEGRATION. EDUCATION. Proceedings of the International Scientific Conference [S. l], 2020, may, vol. 4, pp. 40-50. ISSN 2256-0629. URL: http://journals.rta. lv/index.php/SIE/article/view/5139 (date accessed: 29 may 2020). DOI http://dx.doi.org/10.17770/ sie2020vol4.5139. (In Russ.)