Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизартрия / логопедическое заключение / стёртая форма дизартрии / коррекционная программа / dysarthria / speech therapy conclusion / erased form of dysarthria / correctional program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Алексеевна, Пащенко Людмила Петровна

В мире возрастает количество детей с разными нарушениями речи. Проблема, касающаяся формирования лексики, сейчас занимает ведущее место. В статье описана экспериментальная работа по изучению особенностей словаря прилагательных у детей дошкольного возраста, которая проводилась на базе МБОУ ЦО № 7 имени А.А. Дунина-Горкавича г. Ханты-Мансийска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Алексеевна, Пащенко Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A ADJECTIVES OF DICTIONARY IN PRESCHOOLERS WITH DYSARTHRIA

The number of children with various speech disorders is increasing in the world. The problem concerning the formation of vocabulary now occupies a leading place. The article describes an experimental work on the study of the features of the dictionary of adjectives in preschool children, which was carried out on the basis of MBOU TSO No. 7 named after A.A. Dunin-Gorkavich of Khanty-Mansiysk.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

УДК 376.3

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Иванова Елена Алексеевна

студентка,

Институт психологии и педагогики,

г. Тюмень E-mail: lena7111979@mail.ru

Пащенко Людмила Петровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Институт психологии и педагогики,

г. Тюмень E-mail: lena7111979@mail.ru

FORMATION OF A ADJECTIVES OF DICTIONARY IN PRESCHOOLERS

WITH DYSARTHRIA

Ivanova Elena Alekseevna

student,

Institute of Psychology and Pedagogy,

Tyumen

E-mail: lena7111979@mail.ru

Pashchenko Lyudmila Petrovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department,

Institute of Psychology and Pedagogy,

Tyumen

E-mail: lena7111979@mail.ru

Аннотация. В мире возрастает количество детей с разными нарушениями речи. Проблема, касающаяся формирования лексики, сейчас занимает ведущее место. В статье описана экспериментальная работа по изучению особенностей словаря прилагательных у детей дошкольного возраста, которая проводилась на базе МБОУ ЦО № 7 имени А.А. Дунина-Горкавича г. Ханты-Мансийска.

Abstract. The number of children with various speech disorders is increasing in the world. The problem concerning the formation of vocabulary now occupies a leading place. The article describes an experimental work on the study of the features of the dictionary of adjectives in preschool children, which was carried out on the basis of MBOU TSO No. 7 named after A.A. Dunin-Gorkavich of Khanty-Mansiysk.

Ключевые слова, дизартрия, логопедическое заключение, стёртая форма дизартрии, коррекционная программа.

Keywords: dysarthria, speech therapy conclusion, erased form of dysarthria, correctional program.

В мире возрастает количество детей с разными нарушениями речи. Проблема, касающаяся формирования лексики, сейчас занимает ведущее место. Речь считается ведущим инструментом диалога, а также является основой в «механизме любого из нас». Владея речью, человек может излагать свои мысли и донести смысл до собеседника.

Экспериментальная работа по изучению особенностей словаря прилагательных у детей дошкольного возраста проводилась на базе МБОУ ЦО № 7 имени А.А. Дунина-Горкавича города Ханты-Мансийска. Для проведения работы была отобрана группа из десяти детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением «стёртая форма дизартрии». Диагностика детей

проводилась в утренние часы, индивидуально, не более 20 минут на каждого ребенка.

Для проведения экспериментальной работы по разработанной нами коррекционной программе, направленной на формирование словаря прилагательных у дошкольников с дизартрией, отобрали десять детей дошкольного возраста с логопедическим заключением - стёртая форма дизартрии.

Для получения результатов диагностики особенностей словаря прилагательных у детей со стёртой формой дизартрии выбрали пять методик:

Первая методика - Е.Ф. Архиповой на исследование активного словаря [1];

Вторая методика - Е.Ф Архиповой на исследование пассивного словаря [1];

Третья методика - Е.Ф. Архиповой направлена на объяснение значений слов [1];

Четвёртая методика - О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой для обследования словаря антонимов [3];

Пятая методика - И.А. Смирновой направлена на обследование состояния атрибутивного словаря [6].

В коррекционно-логопедической работе с целью формирования словаря прилагательных у детей со стёртой формой дизартрии были применены программы: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой «Программа коррекция нарушения речи»; Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с трёх до семи лет; задания и упражнения авторов: Е.Ф. Архиповой; Г.В. Гуровец; Р.И. Лалаевой; Н.В. Серебряковой; В.А. Киселёвой и Е.Ф. Соботович, которые разделили на три этапа. На подготовительном этапе была поставлена цель на развитие пассивного словаря прилагательных. Задачей являлось максимальное обогащение пассивного словаря прилагательных, развитие словесно-логического мышления, слухового внимания и памяти.

В основном этапе было проработано 4 подэтапа:

1) активация активного словаря прилагательных;

2) обогащение словаря антонимов;

3) обогащение словаря синонимов;

4) развитие атрибутивного словаря.

Результат коррекционной работы показал:

Количественно вырос процент детей с высоким и средним уровнем сформированности словаря прилагательных.

Повысился уровень сформированности пассивного и активного словарей прилагательных.

Качественные улучшения в успешности выполнения заданий, направленных на объяснении значения имени прилагательного.

Атрибутивный словарь - уровень сформированности качественных прилагательных значительно возрос и составил около 100%.

Уровень сформированности относительных прилагательных показал наименее удачный результат.

Применив разработанную коррекционную программу по формированию словаря прилагательных у дошкольников со стёртой дизартрией мы добились значительного улучшения. Результаты исследования представлены в гистограмме 1.

ДО ФОРМ. ЭКС. / ПОСЛЕ ФОРМ. ЭКС.

100%

90%

80%

чр 70%

0Q 60°%

50% £ 40% (О

1 1 1

СО 30% т 20% о — 10% 0% 1

1 1

] J L J J _

К.Г Э.Г К.Г Э.Г К.Г Э.Г К.Г Э.Г К.Г Э.Г ПО К.Г Э .Г К Г Э .Г К.Г Э Г К.Г Э.Г К .Г Э .Г

/Па / . / . / . / / . / СЛ / / / / . / / . / . / / /

сс. /Па Ак /А к Об Об /А Ан Ат Ат Е Па Па Ак Ак Об. Об. Ан Ан Ат Ат

сл. сс. т. т. зн. зн. тон тон риб риб ФО сс. сс. т.с т.с зн. зн. тон тон риб риб

сл. сл. сл . с. с. .сл. .сл. РМ сл. сл. л. л. с. с. .сл. .сл.

ЭК

С.

■ Высокий 20% 0% 40% 20% 0% 0% 0% 0% 20% 0% 40% 60% 20% 60% 0% 20% 0% 20% 40% 80%

Средний 80% 80% о60% 40° 60% 40% 80% 20% 80% 60% 0 60% 40% 80% 40% 100 80% 60% 40% 60% 20%

■ Низкий 0% 20% 0% 40° 40% 60% 20% 80% 0% 40% 0 0% 0% 0% 0% 0% 0% 40% 40% 0% 0%

Гис. 1. Результаты сформированности компонентов словаря прилагательных до и после формирующей работы в контрольной и экспериментальной группе

Заключение: достигнутые результаты показали, что разработанная нами коррекционная программа по формированию словаря прилагательных оказалась успешной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: Астрель, 2007. - 331 с.

2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие для вузов. - М.: Владос, 2009. - 141 с.

3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. - М.: АРКТИ, 1997. - 64 с.

4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. -М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 384 с.

5. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 352 с.

6. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. - СПб.: Издательство «Детство -Пресс», 2010. - 48 с.

7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Орлова О.С. Основы дошкольной логопедии [Текст] / под ред. Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.