Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1006
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАРТРИЯ / УРОВНИ КОМОРБИДНОСТИ / РЕЧЕЯЗЫКОВЫЕ ПРОЦЕССЫ / МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарева Т.А.

Статья посвящена исследованию глубинного, всестороннего изучения механизмов дизартрии у детей, разработки стратегически важных направлений диагностики, формированию и профилактики речеязыковых и моторно-двигательных расстройств. Разработана расширенная диагностическая программа исследования, выявлены уровни коморбидности речеязыковых и моторно-двигательных процессов. Анализ учёта проведенного исследования позволил внедрить в практику работы образовательных организаций инновационные нейрореабилитационные технологии, разработать конкретные условия их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF RESEARCH OF MOTOR-MOTOR AND SPEECH-LANGUAGE DISORDERS IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA

The article is devoted to research are based on the necessity of in-depth and comprehensive study of mechanism of dysarthria, development of strategically important dimensions in diagnostics, correction and prevention of speech and language and motor disorders. An extensive diagnostics program was developed enabling us to elicit the levels of comorbidity. The assessment of the study results and statistical processing of the collected data enabled us to introduce innovative neurorehabilitational methods in our practice as well as to develop specific conditions of their practical implementation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 376.1(082)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕЯЗЫКОВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ С

ДИЗАРТРИЕЙ

Т. А. Гарева

ГБОУ «Центр образования и спорта «Москомспорта» Москва-98»,

Москва

Ключевые слова: дизартрия, уровни коморбидности, речеязыковые процессы, моторно-двигательные процессы, инновационные технологии.

Аннотация: Статья посвящена исследованию глубинного, всестороннего изучения механизмов дизартрии у детей, разработки стратегически важных направлений диагностики, формированию и профилактики речеязыковых и моторно-двигательных расстройств. Разработана расширенная диагностическая программа исследования, выявлены уровни коморбидности речеязыковых и моторно-двигательных процессов. Анализ учёта проведенного исследования позволил внедрить в практику работы образовательных организаций инновационные нейрореабилитационные технологии, разработать конкретные условия их реализации.

MODERN PROBLEMS OF RESEARCH OF MOTOR-MOTOR AND

SPEECH-LANGUAGE DISORDERS IN CHILDREN WITH DYSARTHRIA

T. A. Gareva

State educational institution "Center of education and sports "Moskomsport"

Moscow-98», Moscow, Russia

Keywords: dysarthria; comorbidity levels; speech-lingual processes; motormotor processes; innovative technologies.

Abstract: The article is devoted to research are based on the necessity of in-depth and comprehensive study of mechanism of dysarthria, development of strategically important dimensions in diagnostics, correction and prevention of speech and language and motor disorders. An extensive diagnostics program was developed enabling us to elicit the levels of comorbidity. The assessment of the study results and statistical processing of the collected data enabled us to introduce innovative neurorehabilitational methods in our practice as well as to develop specific conditions of their practical implementation.

Введение В различные исторические эпохи развития отечественных и зарубежных наук изучались нарушения моторно -двигательных и речеязыковых процессов у детей с дизартрией (К.А. Семёнова, О.В. Правдина,

90

Е.Н. Винарская, И.И. Панченко, Е.Ф. Архипова, Г.В. Чиркина, О.Г. Приходько, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Ben Maasen, Hayo Terband, Jan G. Svec и другие учёные). Дизартрия проявляется в диффузном органическом поражении головного мозга и представляет собой комбинаторное нарушение всех компонентов экспрессивной речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц периферического речевого аппарата. Расстройства иннервации центробежных импульсов в центральном нейроне приводят к асинхронии, дискоординации артикуляторного, дыхательного и голосового отделов [1, 2, 3]. Недостатки моторно-двигательных навыков, сочетающиеся с расстройствами проприоцептивной и кинестетической чувствительности отрицательно сказываются на становлении сенсорно-перцептивной сферы, познавательных процессов, снижают готовность детей к овладению аналитико-синтетическим методом обучения грамоте [6].

Актуальность. Несмотря на достаточную изученность обозначенной темы, в современной науке остаются актуальными вопросы дальнейшего углублённого исследования моторно-двигательных, речевых и языковых процессов у детей с лёгкой степенью дизартрии. Углубленное обследование обозначенных процессов и их результаты будут направлены на установление корреляционных связей между речевыми, языковыми и моторно -двигательными процессами для организации персонифицированного подхода, что имеет принципиально важное значение в логопедической и реабилитационной работе в целом. К числу комплексных педагогических условий, обеспечивающих эффективность диагностики и формирования речеязыковых и моторно-двигательных процессов у детей с изучаемым речевым расстройством, были отнесены: комплексный и междисциплинарный подход, системность, применение инновационных, нейрореабилитационных технологий в образовательных организациях.

Цель и задачи исследования Целью исследования явилось изучение нарушений речеязыковых и моторно-двигательных процессов у детей с дизартрией.

Задачи исследования: 1) разработка современной расширенной диагностической программы изучения речеязыковых и моторно-двигательных процессов у детей дошкольного возраста с дизартрией; 2) выявление специфических нарушений исследуемых процессов и их созависимости, сопряженности; 3) разработка современной педагогической модели преодоления речеязыковых и моторно-двигательных расстройств у детей с дизартрией.

Материалы и методы исследования Экспериментальное исследование моторно-двигательных и речеязыковых процессов у детей с дизартрией проходило на базе дошкольных образовательных организаций города Москвы в период с 2013 по 2018 гг. В эксперименте участвовало 244 воспитанника старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с дизартрией.

Исследование речеязыковых процессов проводилось с опорой на классические труды О.Г. Приходько, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой. Лингводидактический материал для проведения процедуры обследования подбирался индивидуально с учётом возрастных и речевых особенностей детей экспериментальной группы. Были модифицированы критерии оценивания речевых, языковых и моторно-двигательных процессов по стандартизированным диагностическим шкалам.

Программа эксперимента строилась на традиционных и инновационных технологиях, методах и приёмах коррекционно-развивающей работы, позволяющих оценить особенности кинестетического и кинетического праксиса, качество выполнения движений: точности, объёма, удержания двигательной формулы, наличие/отсутствие неврологической симптоматики. Данные технологии были дополнены отечественными и зарубежными нейропсихологическими приёмами обследования, способствующими осознанию глубинных механизмов возникновения оптико-моторных нарушений и планированию логопедической работы по их устранению [4, 5].

Адаптированная нейропсихологическая диагностика существенно дополнила методическую составляющую комплексного обследования, позволила уточнить раннее выявленную речевую, языковую и моторно-двигательную симптоматику.

Помимо классических методов и приёмов исследования моторно -двигательных и речеязыковых процессов нами была разработана расширенная диагностическая программа изучения особенностей неречевых и речеязыковых операций на основании использования нейрореабилитационной аппаратуры. Диагностика особенностей антеверсии, абдукции, аддукции, супинации, пронации, флексии, экстензии обеих рук, динамического праксиса (переключение с предшествующего движения на последующее в автоматизированном режиме) проводилась с посредством применения многофункционального аппарата Пабло Систем (Pablo System).

Анализ экспериментальных данных составлялся с учётом современных методов математико-статистического анализа: коэффициента корреляции

Спирмена р, современных таблиц международного оценивания уровней коморбидности.

Результаты исследования и их обсуждения В результате анализа проведённых данных экспериментального изучения было выявлено, что у детей с дизартрией наблюдаются вариативные нарушения речеязыковых и моторно-двигательных процессов. Данные расстройства имеют различную соотнесённость между собой в рамках трёх уровней коморбидности (созависимости): микрокоморбидности, мезокоморбидности,

макрокоморбидности. Результаты экспериментального исследования стали базисными для планирования педагогической модели формирования речеязыковых процессов с учётом персонифицированных данных обследования.

Уровень микрокоморбидности характеризовался отдельными нарушениями фонетической стороны речи (звукопроизношения) и проявлениями моторно-двигательных расстройств. Соответственно, основным направлением логопедической работы явилось формирование речевых кинестезий, синаптических связей в долговременной памяти, правильных фонетических эталонов и фонологических парадигм. Особое внимание уделялось формированию нижнерёберного типа дыхания. Дети учились контролировать координацию вдоха и выдоха на основе формирования правильных кинестетических ощущений от движений диафрагмы. Впоследствии упражнения адаптивной физической культуры с детьми усложнялись посредством выполнения дозированной двигательной нагрузки (с мячом, гимнастической палкой, скакалкой).

Нормализация мышечного тонуса и устранение сопутствующей неврологический симптоматики проводилось с использованием как традиционных логопедических технологий, так и посредством современного аппарата ВиброСтим. Данная технология позволяет дифференцированно проводить логопедическую работу по подготовительном этапе к вызыванию отсутствующих звуков.

В логопедической работе широко применялась комплексная речевая аппаратура «Интон-М», позволяющая уточнить акустико-артикуляторные позиции фонем родного языка по каналам биологической обратной связи и сформировать чёткие образы фонем. Широко были использованы игровые приёмы совокупно из известных методик речедвигательной, фонетической и логопедической ритмики на этапе закрепления произносительных навыков. Каждому звуку соответствовали определённый комплекс движений туловища, мышц верхнего плечевого пояса и нижних конечностей. Впоследствии дети

отрабатывали речевые навыки в процессе различных видов деятельности: игровой, образовательной, самостоятельной, досуговой.

Уровень мезокоморбидности затрагивал стойкие, специфические нарушения речи (фонетики), отдельные языковые (фонологические) трудности и расстройства координации, точности выполнения двигательных проб в мышцах верхнего плечевого пояса, кистей и пальцев рук, артикуляционного аппарата. Формирование фонетической стороны речи требовало системных логопедических занятий, более продолжительного количества времени, тщательного отбора лингводидактического материала. Дети закрепляли правильные фонетические навыки и отрабатывали структурное оформление слов. С этой целью были использованы не только классические логопедические приёмы (отхлопывание, отстукивание, дирижирование), но и стимуляция различных анализаторных систем (слуховой, зрительной, тактильного, двигательного), организация всестороннего воздействия на все компоненты психики и личности ребёнка. Дети учились вслушиваться в собственную и чужую обращённую речь, насыщенную изучаемыми звуками, анализировали и противопоставляли фонемы, близкие по акустико-артикуляторным признакам (звонкие-глухие, твёрдые-мягкие, свистящие-шипящие, лабилизованные гласные). Были подобраны игровые упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза, непродуктивных навыков словоизменения и словообразования, синтаксического оформления фразы. Была организована работа по взаимодействию с различными специалистами ДОО (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом). Дошкольники не только отрабатывали основные двигательные качества, но усваивали номинативный, предикативный словарь, обозначения пространственных и темпоритмических характеристик, тренировали навыки правильного употребления данных понятий в процессе различных коммуникативных ситуациях.

Помимо классической системы логопедической работы были апробированы инновационные технологии «Дэльфа 142.1», «Пабло Систем» («Pablo System»). Игровые упражнения в этих интерактивных технологиях были систематизированы и подобраны в соответствии с возрастными, индивидуальными и персонифицированными особенностями детей с лёгкой степенью дизартрии. Все игровые задания были направлены на максимальную компенсацию выявленных двигательных трудностей.

Уровень макрокоморбидности свидетельствовал о наличии системных нарушений всех компонентов речеязыковых процессов в сочетании

с выраженными моторно-пространственными трудностями. Логопедическое воздействие опиралось на программные требования основной образовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Логопедическая работа была спланирована с учётом поэтапного формирования всех компонентов речи и языка. Особое внимание уделялось коррекции миофункционально-артикуляторного отдела речевого аппарата. Более продолжительное количество времени требовалось для подготовки артикуляторного, дыхательного и голосового аппарата к формированию новых речевых эталонов. Тщательно и системно отрабатывались моторно-двигательные навыки. В работе использовались сенсорная игротерапия, направленная на стимуляцию тактильной и проприоцептивной чувствительности, кинезиологические упражнения. Упражнение. Детям предлагается сжимать кистью кинестетический эспандер (попеременно в каждой руке, затем одновременно в обеих руках) и плавно, без напряжения опускать нижнюю челюсть. Закрепление фонетической стороны речи осуществлялось на специально подобранном лингводидактическом материале. Дошкольники отрабатывали фонетические навыки, постепенно приближая их к речевым эталонам русской речи. С первых месяцев обучения проводилась логопедическая работа по развитию фонематического слуха. Дети анализировали неречевые звуки и шумы, звуки далёкие и близкие по акустическим признакам. Были организованы дидактические игры по формированию фонематических процессов, интерактивное сопровождение образовательной деятельности. Все специалисты образовательной организации и родители участвовали в организации речевого режима. Дети учились анализировать грамматические категории. На основе единообразия морфем отрабатывалось образования новых, производных слов. Структурирование фразовой речи осуществлялось путём интерпретации простейших синтаксических конструкций, мнемотехнических приёмов, творческо-речевой деятельности. Логопедическая работа была организована на основе активной речемыслительной деятельности, двигательной активности детей и развития их интегративных качеств личности.

Вывод Углублённое изучение речеязыковых и моторно-двигательных процессов позволило существенно расширить методологический и методический аппарат современной логопедической науки, разработать принципиально новые направления к диагностике и формированию обозначенных нарушений. Отдельным направлением работы было внедрение в практику экспериментальной работы инновационно-

нейрореабилитационных технологий и систематизация упражнений в зависимости от персонифицированных возможностей детей с дизартрией.

Список литературы

1. Винарская Е.Н. Дизартрия: учеб.пособие: / Е.Н. Винарская // М. -АСТ АСТРЕЛЬ. - 2005. -141 с.

2. Лопатина Л.В. Фонетико-фонематические нарушения и их коррекция у дошкольников со стёртой дизартрией: учеб.пособие: /Л.В.Лопатина // Санкт-Петербург - РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. -320 с.

3. Приходько О.Г. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи. / О.Г. Приходько // Специальное образование. - 2010. -№ 3. - С.82-87.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб.пособие: /А.В. Семенович // Москва- Изд-во Академия. - 2002. -232 с.

5. Скворцов И.А. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей.: учебное пособие: / И.А. Скворцов, Г.А. Адашинская, И.В. Нефёдова // Москва - Изд-во Тривола. - 2000. - 50с.

6. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева// Специальное образование. -2012. -№1.- С.139-143

References

1. Vinarskaya E.N. Dysarthria: textbook: / E.N. Vinarskaya // M. -AST ASTREL. - 2005. -141 p.

2. Lopatina L.V. Phonetic-phonemic disorders and their correction in preschool children with erased dysarthria: a training manual: / L.V. Lopatina // St. Petersburg - Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen. - 2004. -320 p.

3. Prikhodko O. G. Speech therapy examination of children with speech disorders. / O.G. Prikhodko // Special Education. - 2010. -№ 3. - P.82-87.

4. Semenovich A.V. Neuropsychological diagnosis and correction in childhood: textbook. / A.V. Semenovich // Moscow- Academy Publishing House. -2002. -232 p.

5. Skvortsov I.A. The modified technique of neuropsychological diagnosis and correction for impaired development of higher mental functions in children .: study guide: / I.A. Skvortsov, G.A. Adashinskaya, I.V. Nefyodov // Moscow - Publishing house of Trivol. - 2000. - 50s.

6. Filicheva T.B. An integrated approach to the examination of children with general speech underdevelopment / T.B. Filicheva // Special Education. - 2012. -№1.- P.139-143

Сведения об авторах: Татьяна Александровна Гарёва - учитель-дефектолог ГБОУ «Центр образования и спорта «Москомспорта» Москва-98», e-mail: garewa.tatyana@yandex.ru, Москва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.